Причины школьной неуспеваемости
учебно-методический материал
Материал выступления на педсовете по теме "Причины школьной неуспеваемости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_neuspevaemosti_sumina_syu.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Причины школьной неуспеваемости.
Проблема неуспеваемости школьников была и остается актуальной. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности.
Но…если оценки оставляют желать лучшего — это не повод упрекать ребёнка в безответственности. Сначала необходимо разобраться, что мешает ему учиться лучше.
По результатам анкетирование учителей причины, вызывающие школьную неуспеваемость:
- неблагоприятная наследственность;
- нарушения нервной деятельности;
- общая неспособность к интеллектуальному труду;
- физическая ослабленность;
- школьная незрелость;
- педагогическая запущенность;
- недостаточное развитие речи;
- боязнь школы, учителей;
- инфантилизм (т. е. детскость)
- астеническое состояние;
- снижение зрения;
- гиподинамия;
- социум;
- миграции (учащиеся, не владеющие русским языком или владеющие им не в полном объёме);
- социально-экономическая ситуация, которая снизила материальный уровень жизни людей (родители вынуждены, кроме основной работы, подрабатывать на другой — ребёнок предоставлен сам себе).
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Как бы ни был талантлив учитель, у него, безусловно, были неуспевающие ученики. Порой нам кажется, что эта проблема волнует только нас, учителей. Но совершенно очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Подходов к классификации причин школьной неуспеваемости достаточно много. Разные педагоги и ученые выделяют факторы, влияющие на успеваемость ребенка, по-разному.
П.П. Борисов предлагает следующую классификацию причин неуспеваемости:
1.Педагогические: недостатки преподавания отдельных предметов, пробелы в знаниях за предыдущие годы, неправильный перевод в следующий класс.
2.Социально-бытовые: неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, материальная обеспеченность семьи, отсутствие режима, безнадзорность ребенка.
3.Физиологические: общая слабость, болезни верхних дыхательных путей, инфекционные болезни, нарушения двигательных функций центральной нервной системы, болезни нервной системы.
4.Психологические: особенности развития внимания, памяти, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин).
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д.
Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспеваемости.
Таблица 1
Причины и характер проявления неуспеваемости | |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: обстоятельства жизни ребенка в семье; взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду: пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); неправильная организация учебной деятельности в ОУ | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Пока существует школа, будут существовать отметки, в том числе и неудовлетворительные.
Двойки - сигнал бедствия. Эта беда поправимая, но недопустимо, чтобы спасение утопающих стало делом рук только самих утопающих.
В целом изучение причин неуспеваемости показало, что они взаимосвязаны, взаимообусловлены и образуют некоторую динамичную систему систем, подчиняющуюся общим законам системного взаимодействия и имеющую свою специфику, обусловленную особенностями образовательного процесса и свойствами субъектов образовательной деятельности. Общий ответ специалистов на вопрос о путях профилактики и устранения неуспеваемости состоит в том, что нужно предотвратить возникновение и действие причин, порождающих отставание и неуспеваемость в учебной деятельности. А поскольку причины по происхождению и сути различны, их устранение не может быть задачей и делом профессионалов одного профиля. Напротив, для достижения успеха в этой работе должны принять участие и психологи, и педагоги, и медики, и родители школьников, и, конечно, сами обучающиеся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Причины школьной неуспеваемости".
Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочнос...
Причины школьной неуспеваемости
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...
Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...
статья "Причины школьной неуспеваемости"
школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...
статья "Причины школьной неуспеваемости"
школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...
статья "Причины школьной неуспеваемости"
школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...
статья "Причины школьной неуспеваемости"
школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому либо предмету ( или по ...