Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные приемы работы с учащимися по закреплению полученных знаний».
методическая разработка

Методическая разработка по теме: «Нетрадиционные приемы работы с учащимися по закреплению полученных знаний».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Прием «Микрофон»: что это и как использовать прием на уроке?

Прием «Микрофон» может использоваться на уроках для проверки домашнего задания, активизации опорных знаний, мотивации или подведения итогов урока. Он помогает задействовать максимальное количество учащихся, выяснить, насколько дети заинтересовались материалом или усвоили его. 

Как устроен «Микрофон»?

Прием может применяться в начале или конце урока. Это способ дать понять каждому ученику, что он может из урока что-нибудь полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах.

Суть приема — ученики по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации можно использовать игрушечный микрофон или передавать любой предмет, договорившись, что он будет играть роль громкоговорителя. Желательно, чтобы каждый ученик имел возможность высказаться.

Вопросы можно разбить по уровням сложности, сначала используя сильных учеников и постепенно переходя к более слабым детям и легким вопросам.  Можно дать по вопросу каждому ряду или варианту или предоставить ученикам возможность самостоятельно выбирать, о чем они хотят рассказать.

О чем спрашивать?

Вопросы строятся с учетом этапа урока и цели взаимодействия с учениками:

  • Для мотивации. После оглашения темы и целей урока спрашивают, что дети ожидают от занятия, как думают, чему будет оно посвящено, какой вид деятельности их ожидает.
  • Для проверки уровня знаний. Здесь важно заставить ребенка думать и анализировать. Встав на путь рефлексии, он сможет открывать новое в себе и увидеть актуальность школьных тем.
  • Для подведения итогов. В конце можно занятия задаются вопросы, насколько понравился урок по определенной шкале, что было сложным, что оказалось неинтересным или непонятным.

Прием "Стол заданий". Как его использовать на уроке?

Прием «Стол заданий» (А.Б. Воронцов) с одной стороны, помогает провести этап работы над ошибками после самопроверки проверочной работы, а с другой, помогает ребятам обретать веру в себя, создавать ситуации вовлеченности и увлеченности, повышать мотивацию, выращивать смыслы учебной деятельности, учить позитивной коммуникации. Расскажем о приеме подробнее.

Фрагмент урока

На отдельной парте заранее готовятся карточки, дидактический материал, ставится табличка «Стол заданий».

Этап 1

Прием используется после проверочной работы. Например, дети могут сами оценить результаты собственного теста, поставив знаки Плюс, Минус, Вопрос напротив каждого задания по ключам, которые раздал или проговорил учитель.

Этап 2

Далее учитель собирает от каждого ученика результаты и выявляет (совместно с ребятами) самые сложные, самые простые задания.

Проводится обобщение итогов выполнения работы.

–– Посмотрите на результаты выполнения работы. В каких заданиях возникло наибольшее количество затруднений? (…) Учитель выделяет номера этих заданий в таблице.

–– Повторите, как надо действовать, чтобы эти затруднения снять? (Найти ошибки, вспомнить правило (алгоритм) и применить их, чтобы исправить ошибки).

–– У кого все верно? Что это означает? (У нас нет затруднений).

–– Я прошу (тех, у кого нет затруднений) продолжить с нами общее обсуждение и помочь одноклассникам выявить свои ошибки. Вы будете экспертами-консультантами.

Этап 3

Проводится работа над ошибками (8-10 минут).

–– Поднимите руку, у кого есть ошибки в первом (втором, третьем, …) заданиях? Что вы сейчас должны будете сделать? (Разобраться, в чем причина ошибки).

–– Давайте обсудим примерный алгоритм действий (можно напечатать и раздать памятки):

  • Определить, что нужно было сделать в задании.
  • Вспомнить, какое правило или алгоритм нужно было применить.
  • Подумать, в каком месте «споткнулись», почему.
  • Найти ошибку и исправить, применив правило (алгоритм). Объяснить свои действия.
  • Выполнить подобное задание, проверить и доказать правильность выполнения.

Учащиеся, допустившие ошибки, работают по алгоритму. В процессе или по завершении работы общаются с консультантами: разбирают задание, проговаривая способ своих действий, проверяют правильность выполнения.

Ученики выбирают те задания, которые помогут им ликвидировать затруднения / возникшие ошибки в тесте.

Чтобы консультанты не скучали, предложите им в свободные минуты выбрать задания повышенного уровня или нестандартные задачи.

Важно! Детям, как правило, нравится работать по такому принципу, и они активно включаются в разработку заданий и пополнение копилки. Работа по составлению заданий помогает вывести их на уровень творческого применения знаний и способов предметных действий. Это создает атмосферу причастности к общему делу, к уроку, в который каждый может внести свой вклад и быть экспертом, консультантом, лидером, организатором, исполнителем.

Этап 4

Рассмотренный этап урока завершается обсуждением результатов, подведением итогов. Учащиеся анализируют изменения в своих результатах, выделяют алгоритмы и способы, которые восстановили или открыли заново, описывают процесс движения к победе!

Этап 5

Учителю следует подвести итоги, похвалить учащихся, нацелить на дальнейшие успехи.

Прием «Цепочка соответствий». Как использовать прием на уроке?

При проведении урока важно не только ознакомить детей с необходимым учебным материалом. Особое внимание уделяется развитию умения анализировать полученную информацию, находить закономерности между отдельными фактами, делать выводы. Помочь в этом может методический прием «Цепочка соответствий». 

Описание приема

Для формирования критического мышления используется прием «Цепочка соответствий». Его другое название — «Логические цепочки». Смысл данного приема в том, что ученикам дается задание построить цепочку слов, которые взаимосвязаны между собой. Читайте подробнее о сути приема.

Целью такого приема является развитие логики, памяти, внимания. Он может быть применен практически на любом уроке. Данный прием наиболее эффективен на этапе закрепления полученных знаний. Он дает возможность детям осмыслить услышанную информацию и установить взаимосвязь между разрозненными сведениями. В качестве заданий может быть предложено, составить цепочки из дат, терминов, названий и т.д.

Способы использования

Прием «Цепочка соответствий» предполагает разные формы организации работы на уроке: индивидуальную, групповую и коллективную. Он может проводиться под руководством учителя или в виде самостоятельной работы.

Также возможны разные способы его применения:

  • устно;
  • письменно.

Одной из наиболее сложных разновидностей такого приема является групповая работа с письменной фиксацией результата. Для этого всех участников делят на группы и раздают каждой чистый лист бумаги и маркеры. При этом у каждой группы маркеры должны быть разных цветов.

После озвучивания вопроса группам дается время, чтобы составить «цепочку соответствий». Это должно занять всего пару минут. Затем группам предлагается передать свои листочки соседям. В течение следующих 4 минут участники должны ознакомиться с записями, сделанными предыдущей группой, и дописать свои варианты. Так продолжается до тех пор, пока каждая группа сделает надписи на всех листках.

Для такого задания должны быть подобраны разные вопросы отдельным группам, которые касаются одной и той же темы.  Таким образом, можно охватить большой объем информации. Педагог может предложить коллективно обсудить получившиеся записи или самостоятельно их проверить и потом объявить результаты. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: «Использование приемов сказкотерапии на уроках сельскохозяйственного труда»

Теоретические основы  использования сказкотерапии в общей и специальной педагогике. План – конспект  обобщающего  урока по теме «Овцы и козы»...

Опытно – методическая разработка по теме «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»

Опытно – методическая разработка по теме«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»...

Методическая разработка на тему «Организация гражданско-патриотического воспитания учащихся на примере подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне».

Данная методическая разработка посвящается некоторым формам и методам организации гражданско-патриотического воспитания учащихся в рамках подготовки к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...

Методическая разработка на тему: «Мастер – класс, как эффективная форма обобщения и передачи знаний и развития творческих способностей у обучающихся».

Мастер – класс - это эффективная форма обобщения и передачи накопленных знаний способствующих в развитие творческих способностей у обучающихся. Передавая свой неповторимый, оригинальный метод ли...

Методическая разработка на тему «О развитии технических навыков учащихся по классу баяна в ДМШ и ДШИ: значение, навыки и методы развития»

Слово техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле технику можно определить как предельную то...