Виртуальный музей
электронный образовательный ресурс (9 класс)

Путилина Екатерина Александровна

Методика работы с виртуальным музеем на уроках русского языка и литературы, особенности создания виртуальных музеев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnyy_muzey.docx17.4 КБ

Предварительный просмотр:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ»

Российская и мировая культура сегодня существуют в быстро меняющихся условиях: заметное влияние на социокультурные процессы оказывают информационные технологии. Произведения искусства и культурные артефакты стали доступнее благодаря развитию виртуальных технологий. Первые виртуальные музеи стали появляться в сети Интернет в 1991 году. На страницах таких музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Актуальность использования виртуального музейного пространства в образовательной среде обуславливается тремя основными факторами:

1. Удаленность сельских школ от областных центров, где расположены крупные музеи;

2. Ограничительные меры в период распространения коронавирусной инфекции:

3. Развитие информационных технологий, позволяющих создавать качественный цифровой материал для потенциальных посетителей музеев мира.

Сегодня свои виртуальные экспозиции имеют все государственные музеи России, их можно просматривать в любое удобное время, бесплатно, неограниченное количество раз. Эти факторы позволили внедрить в образовательный процесс материалы виртуальных музеев.

Как особый вид информационного ресурса, использование музейного виртуального пространства поможет в развитии ключевых компетенций современного школьника, а именно:

Компетенции социального взаимодействия. Музейное пространство помогает лучше понять обычаи и культуру других стран, признавать принципы поликультурности. Приобщить ребенка к многообразию культурного наследия помогают виртуальные экспозиции Эрмитажа, Кунсткамеры, Этнографического музея, Третьяковской галереи и т.д.

Системно-деятельностные  компетенции заключаются в  гибкости мышления, адаптивных  способностях, стремлении к творчеству, креативности, владении методами поиска информации, знаний (методическая и системная компетенция), это способность мыслить, выходя за рамки привычного. Творческие задания по поисковой работе в виртуальных музеях способствуют развитию данного рода компетенций. Например, в 9 классе к уроку литературы по изучению лицейского периода жизни А.С. Пушкина в качестве домашнего задания можно предложить обучающимся прохождение Виртуального квеста по Музею-Лицею А. С. Пушкина. Пример заданий квеста: на первой странице задания учащийся знакомиться с отрывком из литературного произведения. На последующих страницах учащийся должен отгадать ответы на вопросы и соотнести изображения экспонатов на основе материала, который он изучил. Другой тип заданий заключается в поиске элементом изображения, которые не соответствуют временному периоду фотографии. На странице задания помещено изображение, на которое добавлены предметы. Учащийся должен найти эти предметы и нажать на них

Компетенции самоорганизации и самоуправления предполагает наличие определённых навыков, знаний, умений выполнять определенную работу от заданных целей до получения результата. Так, например, используя стандартные возможности программа Майкрософт предлагается ученикам самостоятельно выбрать тематику виртуальной экскурсии и наполнить ее соответствующим материалом.

Ценностно-смысловые компетенции формируются непосредственно через приобщение в культурным ценностям страны, народа. Технология формирования творческой личности на основе музейной педагогики предполагает эффективность использования таких форм, методов и приемов работы на уроках русского языка и литературы:

• урок-экскурсия;

• виртуальная экскурсия;

• виртуальный музей литературы;

• дидактические игры;

• творческий музей-проект;

• квест;

• «диктант через музей» (на уроке дети пишут диктант о выдающемся лице, музейном экспонате или памятнике архитектуры, а затем самостоятельно или с родителями посещают музей; предусмотрено проведение работы над ошибками);

• «через музейный экспонат к лексике» (составление толковых словарей на основе музейного экспоната или памятника архитектуры);

• «творческая галерея»;

•  словесное рисование;

• музейное исследование;

• защита рисунков и т.д.

Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; обсуждает творческие задания для них: написать сочинение, подготовить доклады, составить альбомы.

Кроме фронтальной виртуальной экскурсии на уроках литературы можно организовать индивидуальную и групповую работу учащихся по подготовке и проведению виртуальных экскурсий. В этом случае учащиеся, создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, углубляют знания, полученные на уроках литературы, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности.

Учитывая то, что у учителя с классом нет возможности достаточно часто посещать музеи, проводить там занятия, то можно воспользоваться виртуальные экскурсиями и экспозициями государственных музеев. Для эффективного «обучения в музейном пространстве» учитель должен внедрять информационные технологии в практику, используя, в частности, сайты в соответствии с содержанием темы.

Привлечение педагогами музейных материалов в учебный процесс делает уроки более интересными, выразительными, запоминающимися. Но главное то, что у учащихся повышается мотивация к учебной деятельности. Отличается и урок, проведенный в музее или с использованием музейного экспоната. Музейные предметы – вещи, ценности – выступают в качестве источника информации о людях и событиях, способны воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как позволяют проникнуть в дух прошлого, в мир творца. Так прокладывается мостик к сердцу ребенка, так формируются правильные жизненные ориентиры, происходит приобщение к вечным ценностям жизни.

Список источников:

1.Лысенко Т.М. Музейная педагогика и перспективы развития. URL: https://virtkafedra.ucoz.ua/elgurnal/ pages/vyp9/lysenko.pdf

2.Коссова И.М. Музей Образование. Культура. Процессы интеграции // Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма в Российской федерации. Сборник трудов творческой лаборатории "Музейная педагогика" кафедры музейного дела. Вып. 2. М., 1999. 157 с;

3.Фесенко Г., Иванова С., Подкапаева Л. Времён связующая нить. Музейная педагогика // Дошкольное воспитание. 2008. № 6. С. 81-83.

4. Столяров Б. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие/Б.А. Столяров.М.: Высшая школа, 2004. С. 106-108.

5.Самсакова И. В. Воспитание личности учащегося средствами музейной педагогики // Сборник научных трудов [Херсонского государственного университета]. Педагогические науки 2015. Вып. 68. С. 119–123. URL: http://nbuv. gov.ua/UJRN/znppn_2015_68_22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 1

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. в 1 части представлены: Лувр, Музей мадам Тюссо, Прадо....

Экскурсия по виртуальному музею. Часть 2.

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира.Часть 2:Государственная Третьяковская Галерея, Эрмитаж....

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" Часть 3: Необычные музеи мира

Цикл "Экскурсия по виртуальному музею" состоит из нескольких частей, которые представляют краткий обзор по музеям мира. Часть 3: Необычные музеи мира...

ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ "МАТЬ И ДИТЯ" 4-5 КЛАСС

Презентация «Мать и дитя» Пояснительная записка 1 Виртуальный музей «Мать и дитя» с использованием макросов (Аствацатуров Г.О. Перетаскивание объектов в программе PowerPoint. Весомый вклад в разви...

Виртуальный музей. История развития вычислительной техники

В презентации показаны этапы развития вычислительной техники...

Учебный фильм "Рыцарский турнир короля Рене" и "Виртуальный музей средневековой книги. Король Рене. Книга турниров"

Сноска на фильм - "Рыцарский турнир короля Рене"(Примечания - я монтировал фильм в моло распространенной программе Serif, как выяснилось в процессе монтажа, программа практически не работает с к...

Проект "Виртуальный музей"

Виртуальный музей (вебсайт-музей) — тип  тип веб – сайта оптимизированный для экспозиции музейных материалов. Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов ис...