Методика одаренности
методическая разработка

Балтатарова Ольга Андреевна
Методика одаренности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_odarennosti.docx291.44 КБ

Предварительный просмотр:

Программа научно – исследовательской        деятельности одарённых обучающихся в школьном научном обществе с целью        развития их социальной компетенции.

Методический конструктор

Пояснительная записка

Фамилия, имя, отчество автора

Балтатарова Ольга Андреевна

Район, область

Республика Бурятия, г. Улан-Удэ

Место работы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Республиканская Мариинская школа-интернат

Должность

Учительрусского  языка

Преподаваемый предмет (направление деятельности)

Русский язык и литература

Название работы

Программа организации научно – исследовательской        деятельности одарённых обучающихся в школьном научном обществе с целью        развития их социальной компетенции.

Методический конструктор

Краткое описание работы

Данный методический конструктор будет интересен для тех, кто работает с одарёнными обучающимися, а также для руководителей научных обществ школьников

Особенности организации научно – исследовательской

деятельности одарённых обучающихся в школьном научном обществе с целью        развития их социальной компетенции

Методический конструктор

Балтатарова Ольга Андреевна, учитель русского языка и литературы

Улан-Удэ

 2022 г.

Содержание

Введение        3

Раздел I. Методический конструктор «Особенности организации научно – исследовательской деятельности одарённых обучающихся в школьном научном    обществе    с    целью     развития     их     социальной компетенции»        5

Раздел II. Формы организации исследовательской деятельности одарённых обучающихся в ученическом научном обществе        8

Раздел III. Требования к уровню исследовательской культуры одарённых школьников        12

Раздел IV. Список использованной литературы        14

Раздел V. Приложения        13

Приложение 1. Рекомендации «Исследовательские умения и навыки, приобретаемые одарёнными обучающимися в ходе исследовательской работы»        15

Приложение 2. Памятка для одарённых школьников по самостоятельной исследовательской практике        16

Приложение 4. Маршрутный лист «Командообразующая игра «Орден Просвещения»        22

Приложение 5. Программа проведения школьной научно-практической конференции «От учебника к открытию»        24

Приложение № 6. Рекомендации «Типологические характеристики духовной организации одарённых детей»        25

Приложение 7. Алгоритм педагогического управления исследованием…        27

Приложение 8. Требования к уровню развития социальной компетенции одарённых обучающихся        28

Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится всё более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения. Российская интеллектуальная элита - открытое сообщество граждан страны и соотечественников, её патриотов, проявляющих достаточно высокий уровень знаний и компетенций для содействия переходу страны на принципиально новый уровень развития, то есть, на развитие инновационного характера.[2]

Что такое «одаренность»? Вопрос очень сложный и неоднозначный. Вероятно, никогда не будет единого понимания сущности таланта, одаренности, гениальности. Одарённость ребенка может быть установлена профессионально подготовленными людьми, рассматривающими следующие параметры: способности выше нормы, потенциальные возможности и уже продемонстрированные достижения в одной или нескольких областях (интеллектуальные способности, способности к обучению, творческое мышление (креативность), лидерская одаренность, способности к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности. [8]

В соответствии с Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов (утв. Президентом РФ 03.04.2012 N Пр-827) целью педагогов является не только обеспечить образовательные потребности одарённых детей, но и превратить их способности в достижения и помочь реализоваться в жизни, преуспеть в своей профессии, что в свою очередь, обеспечит экономический рост и прочность демократических институтов. [6] Забота об одарённых детях сегодня – забота о развитии науки, культуры и социальной жизни общества завтра. [7]

Однако основной проблемой одарённых детей является проблема реализации их способностей в личностно и социально значимых областях деятельности. Одарённые дети, став взрослыми, нечасто оправдывают возлагаемые на них надежды, и лишь очень немногие впоследствии реализуют себя в соответствии со своими способностями. Основные достижения в работе с одаренными детьми и подростками состоят в создании условий для того, чтобы как можно больше одарённых детей имели возможность стать одарёнными взрослыми. [5]

Работа по социализации и самоактуализации одарённых школьников – это не специальные мероприятия. [3] Обучение и воспитание таких детей должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей

друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей. [10]

Деятельность научного общества обучающихся, будучи гибкой, вариативной, непосредственно откликающейся на интересы и потребности обучающихся, наиболее полно отвечает этим критериям. Данное пособие о том, как спроектировать исследовательскую деятельность одарённых школьников в научном обществе, как целенаправленно достичь в такой деятельности воспитательных результатов и эффектов в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д.

Раздел I. Методический конструктор «Особенности организации научно – исследовательской деятельности одарённых обучающихся в

школьном научном обществе с целью развития их социальной компетенции»

«Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». [9] Одаренные дети – это дети, которые делают всё немного раньше, немного лучше, немного быстрее и, часто, немного не так, как большинство других детей.[5]

Факторы, определяющие одарённость: генетическая наследственность (от нас не зависит), социокультурная среда (основные характеристики: ценность знаний, разнообразие возможных направлений развития) и собственная активность ребёнка (персонализация образования на основе высокой внутренней мотивации).

А.И. Савенков выделяет детей с высокими показателями по общему уровню одарённости; детей, достигших успехов в различных областях деятельности; детей, хорошо обучающихся в школе («академическая одарённость»). [10]

Одарённые дети в силу личностных особенностей не всегда реализуют свои способности и адаптируются к социальной среде из-за недостаточного уровня развития социальной компетенции, т.е. недостатка социальных навыков (обязанностей), позволяющих человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.[4]

Способность взаимодействовать с другими людьми определяется ими как социальная компетенция, которая является элементом коммуникативной компетенции в составе социокультурной.

Социальная компетенция состоит из социальных и языковых знаний (знаю, как действовать и что при этом говорить), социальных и речевых умений (умею действовать и при необходимости оформлять свои действия вербально) и коммуникативных способностей (рис.1).

знания

умения

коммуникативные способности

Рис. 1. Составляющие социальной компетенции

Опираясь на определение и структуру социальной компетенции можно выделить внешние и внутренние факторы, которые будут влиять на ее формирование, развитие и проявления. К внешним факторам следует отнести социальные условия и социальное окружение, опыт общения и взаимодействия. К внутренним факторам – психологические особенности возраста и личности, степень проявления способностей к взаимодействию и общению. Указанные факторы следует учитывать при формировании и оценивании социальной компетенции. Результатом развития социальной компетенции является устойчивое желание и способность осуществлять эффективное взаимодействие.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности одарённых детей в школе является включение их в исследовательскую деятельность [1], особенно в деятельность ученического научного общества [11], имеющего следующие особенности:

Во - первых, цели и задачи этого вида деятельности обучающихся определяются как их личностными мотивами, так и социальными. Это означает, что работа в научном обществе должна быть направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений (гипотез), имеющих значимость для других, а также открытие знаний, новых для самих детей, но, возможно, хорошо или мало известных в научной среде.

Во- вторых, под исследовательской деятельностью одарённых школьников в НОО понимается такая организация деятельности, при которой создаётся ситуация, когда дети сами способны овладеть понятиями, подходами к решению проблем в процессе познания, решать творческие исследовательские задачи с заранее неизвестным результатом, формировать навыки работы с научно–популярной литературой (Приложение №1).

Условно такую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательскую и учебно-исследовательскую (рис. 2)

Рис.2 Составляющие исследовательской деятельности одарённых учащихся

В- третьих, работа в НОО проводится в нескольких направлениях. Первое направление - индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в следующих аспектах: отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений и т.д.) и работа с обучающимся по индивидуальному маршруту (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи).

Второе направление – групповая работа, которая включает работу над совместными        исследовательскими        проектами,        где        нередко        необходимо использовать        информацию        из        разных                предметных                областей.        Третье направление – массовая, коллективная работа, в ходе которой организуются встречи с интересными людьми, деятелями науки, осуществляется подготовка и проведение ШИМ (школьного интеллектуального марафона), ученических чтений, научно исследовательских конференций, конкурсов, олимпиад и т. д. Наконец, гибкая система организации деятельности в системе научного общества        обучающихся        способствует        сохранению        высокого        уровня образовательных стандартов, потребности в самообразовании, признании интересов ребёнка, его творчества, поддержки его успехов и, в тоже время,

включение в социально полезную деятельность.

Раздел II. Формы организации исследовательской деятельности одарённых обучающихся в ученическом научном обществе

Индивидуальные формы работы научного общества обучающихся

  • Лекторское бюро. Цель- подготовка популярных лекций по вопросам новейших достижений науки, техники, истории, загадок и тайн науки. В данном случае школьники делают шаги в направлении предпрофильной ориентации.
  • УКБ – ученическое конструкторское бюро. Основная цель: обучение одарённых детей алгоритму планирования исследовательских работ и выбор необходимого инструментария. (Приложение 2) Занятия УКБ строятся по принципу систематичности и последовательности обучения, прочности усвоения знаний, индивидуального подхода к каждому ребёнку, наглядности, развития творческой индивидуальности. Актуальны монопредметные, межпредметные, надпредметные исследования (Таблица 1).

Виды исследований и их характеристики:

Таблица 1.

Вид

исследования

Характеристика исследования

Монопредметное

Проводится        по        любому        предмету,        предполагает привлечение знаний только по этому предмету.

Межпредметное

Требует привлечения знаний из разных предметов одной или нескольких образовательных областей. Результаты

выходят за рамки отдельного предмета.

Надпредметное исследование

Строится на совместной деятельности учителя и ученика, направлено на исследование конкретных личностно значимых для него проблем. Результаты выходят за рамки учебной программы.

Работа над исследованием проходит в несколько этапов:

  • Постановка цели, выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;
  • Обсуждение        возможных        вариантов        исследования,        сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;
  • Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя;
  • Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;
  • Исследование, решение отдельных задач, компоновка;
  • Обобщение результатов, выводы;
  • Анализ успехов и ошибок, переход к новому исследованию.

Эту исследовательскую технологию можно представить в виде алгоритма, который помогает избежать трудностей организационного характера, настраивает на позитивную волну:

3. БНиТИ - бюро научной и технической информации. Задача: систематическое ознакомление учащихся школы с новыми изобретениями в различных областях науки, знаменательными датами календаря науки, жизнедеятельностью учёных, изобретателей, лауреатов Нобелевской премии и т. д. Работа одарённых детей заключается в проведении обзоров научно- популярных журналов, книг, телеканалов, телепередач. Целесообразно закрепить за ребёнком определённый журнал и т.д. и проводить его обзор ежемесячно на специальном стенде, в устных и видео – журналах, на сайте школы в разделе «Новости».

Коллективные формы работы научного общества обучающихся.

ШИМ (Школьный интеллектуальный марафон).

ШИМ (школьный интеллектуальный марафон) – многопредметное интеллектуальное соревнование школьников, направленное на развитие личности ученика, социализацию и самоактуализацию. Проводится по направлениям:

  • ТЗН – театр занимательных наук. Это команда Творческих Знающих Необычных энтузиастов-учителей и одарённых обучающихся, занимающаяся       научно-просветительской        и исследовательской деятельностью. Девиз - изучать, исследовать, изобретать, играть. Цель – создание креативной познавательной среды, коллектива творческих личностей. Сами по себе спектакли театра – большая педагогическая игра, в которой наука представляется как живое дело, как увлекательное исследование. Интерактивные представления «Чудеса – это просто!», непродолжительные увлекательные спектакли «Необычное в обычном», яркие научные шоу, многочисленные эффектные эксперименты и творческая свобода игровой деятельности интеллектуально и эмоциально обогащают школьников. (Приложение 3)
  • Командообразующая игра «Орден Просвещения». Игра носит комбинированный характер: участники выполняют задания индивидуально и в команде. При этом усиливается акцент на личностные качества участников и их способность работать сообща. Игра состоит из двух этапов: индивидуального и командного. Члены команды должны суметь

договориться, распределить роли, выполнить работу и представить ее. По результатам определяются команды, набравшие наибольшее количество баллов. Объединяет любителей решать нестандартные и трудные задачи. Главная задача такого мероприятия - создать условия, где команда может выиграть только при совместной и слаженной работе всех участников. (Приложение 4)

  • Неделя интеллектуального творчества. Цикл мероприятий, включающий очные и заочные экскурсии в ВУЗы, исследовательские лаборатории, квизы, квесты.
  • Проект «Ученическая научно – практическая конференция «От учебника к открытию». Основной задачей проекта является создание творческой образовательной среды для педагогов и учеников. Основное внимание уделяется развитию у школьников умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно- популярной, учебной, справочной литературой, а также обобщение и систематизация их знаний по учебным предметам, составление планов и тезисов докладов, подготовка выступлений. Задачами проекта являются также привлечение внимания общественности к достижениям и проблемам школьного образования, отработка модели взаимодействия науки и педагогической практики. Участие в конференциях дает одарённым детям опыт публичного выступления: манере держаться перед аудиторией, краткости изложения материала, расстановке акцентов, пауз, форме презентации и завершения доклада.

Время проведения до 1,5 часа с 10-минутным перерывом. Победитель имеет возможность поучаствовать в научных конференциях и конкурсах различных уровней. Это первые шаги в науку! Интеграция школы и вуза - органичная и непременно составная часть развития коммуникативной и исследовательской культуры одарённых детей (Приложение 5).

Итак, итогом исследовательской деятельности одарённых детей в НОО следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их социальной компетенции, формирование умения самостоятельно работать, сотрудничать в коллективе, уяснение сущности творческой исследовательской работы, которая будет рассматриваться как показатель успешности (неуспешности) такой деятельности.

Следует помнить о факторах успешности:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учеников этим видом работы;

                            2)добровольность        выбора        темы        обучающимися,        выполнимость, доступность, оригинальность и соответствие возрастным особенностям детей;

                             3)максимальная самостоятельность ученика в процессе проведения

исследования;

  • компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
  • осознание одарёнными детьми значимости и полезности выполняемой  ими работы.

При этом важно знание типологической характеристики духовной организации одарённых детей (Приложение 6) и   умение        управлять исследованием (Приложение 7). Исследовательская деятельность в НОО – полезная альтернатива классно-урочной системы. Её следует использовать как дополнение к другим видам прямого и косвенного обучения одарённых детей, как средство ускоренного роста и в личностном, и в академическом.

Раздел III. Требования к уровню исследовательской культуры одарённых школьников

Поскольку социальная компетенция и составляющие ее качества личности, способности и умения имеют возрастную специфику и могут формироваться и развиваться неравномерно, оптимальной системой их контроля является мониторинг. Условиями проявления качеств личности и способностей в процессе мониторинга можно считать создание позитивного коммуникативного климата, создание реальных и условных ситуаций общения и взаимодействия. Сфера исследовательского общения нам представляется очень важной, поскольку дает одарённым обучающимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести опыт творческого и социального взаимодействия в процессе выполнения исследовательских работ, участия в конференциях, проектах всех уровней. Так как компонентами социальной компетенции являются знания, социальные навыки и умения, коммуникативные способности и качества личности, способствующие эффективному взаимодействию участников общения, то эти же компоненты будут составлять содержание социальной компетенции как младших, так и старших школьников. (Приложение 8) Представленные в таблице 12 способностей, 11 качеств и их признаки соответствуют возрастным особенностям и возможностям одарённых детей, однако степень их проявления у каждого зависит от индивидуальных особенностей, опыта и воздействия социального окружения. При необходимости перечень может быть расширен, исходя из опыта социального взаимодействия.

Оценка сформированности социальной компетенции одарённых обучающихся планируемого результата обучения осуществляется по ряду показателей:

Таблица3

Наименование показателя

Используемая методика

1. Самоактуализированность личности.

Сформированность

эмпатических способностей, толерантности

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), портфель достижений обучающихся. Опросник субъектного отношения одарённого ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Опросник коммуникативной толерантности (В.В. Бойко). Новый опросник толерантности - интолерантности к неопределенности (Т.В. Корнилова). Тест на доброжелательность. Диагностика по шкале Д. Кэмпбелла. Тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А.

Леонтьева.

2. Удовлетворённость                детей работой        в        НОО,

Изучение        удовлетворенности        родителей жизнедеятельностью в школе. Анкета «Ты

жизнедеятедьностью        в школе

доволен работой в НОО». Тест школьной тревожности Филипса.

3.Конкурентноспособность одарённых обучающихся. Эффективность                                и                качество подготовки                                        одаренных обучающихся,                участие        в смотрах,                                        конкурсах, олимпиадах,        конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей                        деятельности

одаренных выпускников

Методики статистического анализа данных, их динамика.

На основе этих показателей выделяются уровни сформированности социальной компетенции учащихся: высокий (характеризуется высокой степенью проявления большинства показателей), оптимальный (характеризуется оптимальной степенью проявления показателей), допустимый (характеризуется степенью проявления большинства показателей от        низкого        до        среднего), недопустимый (характеризуется крайне низкой степенью проявления большинства показателей).

Раздел IV. Список использованной литературы

1. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. [Текст]/А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская.- М.: Просвещение,2010.-159с.

                    2. Баркин, А.В. Модели специализированных образовательных организаций (СОО) для одарённых детей в Российской Федерации. [Электронный ресурс]/А.В. Баркин.- Режим доступа: http://mobiledu.ru/course/seminar-v-ramkax-proekta-odarennye-deti/

                    3Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:        пособие        для        учителя. [Текст]/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- 223 с.

                     4.Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. [Электронный ресурс]/ И.А. Зимняя.- Режим доступа: http://eidos.ru/journal/2006/0505.htm

                     5. Кондаков, А.М. Перспективы развития образования одаренных детей. [Электронный        ресурс]/        Режим        доступа: http://mobiledu.ru/course/vebinar-po-voprosam-organizacii-ekspertizy-i-obs

                     6.Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.        [Электронный        ресурс]/        Режим        доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70089372/

                      7.Лосева, А.А. Психологическая диагностика одарённости. [Текст]/А.А. Лосева. - М.: Академический проект; Трикста, 2004. - 176 с.

                       8.Одарённые дети: проблемы, перспективы, развитие. Материалы Северо-Западной региональной научно-практической конференции. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/images/3/32/

                         9. Рабочая концепция одарённости. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/rko/rko-001-.htm?printPage=1-95

                      10.Савенков, А.И. Развитие эмоционального интеллекта и социальной компетентности у детей. [Текст]/А.И.Савенков.– М.: Национальный книжный центр, 2015. – 128 с. (Психология образования.)

                       11.Салмина, М.С. Организация научного общества учащихся в общеобразовательной школе. [Текст]/М.С. Салмина.- Практика административной работы в школе.- 2002.-№1.- С. 28-48

Раздел V. Приложения

Рекомендации


Приложение 1.

«Исследовательские умения и навыки, приобретаемые одарёнными обучающимися в ходе исследовательской работы»

Виды

деятельности

Примерный        перечень        исследовательских        умений        и навыков

Изучение литературы        по теме исследования; анализ        научной

информации.

Библиографирование литературы по теме исследования. Реферирование литературы по изучаемому вопросу. Умение цитировать, ссылаться на авторов изученных литературных источников. Использование технических средств для переработки информации

Планирование исследования

Постановка цели и задач исследования, разработка критериев их достижения.

Разработка и формулирование гипотезы исследования. Разработка        и        выбор        конкретных        методов        и        средств исследования.

Прогнозирование        положительных        и        возможных отрицательных результатов.

Планирование        хода        исследования        (сроков,        этапов, содержания).

Выбор оптимального варианта структуры исследования

Проведение исследования

Подготовка        материального        оснащения        эксперимента (приборов, инструментов). Проведение эксперимента.

Фиксация промежуточных и конечных результатов. Сравнение полученных результатов с запланированными. Сравнение        результатов        с        результатами        подобных исследований. Проверка результатов, исправление ошибок. Оценка практической эффективности исследования

Оформление        и защита результатов исследования

Обоснование выводов. Составление отчета о проделанной работе. Использование графических, наглядных средств при оформлении отчета. Подготовка доклада, реферата, написание статьи, тезисов. Защита перед аудиторией своих выводов: терпеливое выслушивание возражений,

аргументированное их опровержение, убедительное отстаивание своих идей. Анализ выполненной работы

Приложение 2.

Памятка для одарённых школьников по самостоятельной        

исследовательской практике.

Мой друг! Эта памятка поможет тебе окунуться в мир познания нового и неизведанного. Исследуй её и найди свой путь в науке.        Исследовать - значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто.

Как выбрать тему исследования? Выбрать тему несложно. Попробуй задать себе следующие вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь? Если эти вопросы не помогли, обратись к учителям, спроси родителей, поговори об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет тебе интересную идею. (Тему исследования надо записать). Какими могут быть темы исследования? Все возможные темы можно условно объединить в три группы:

  • фантастические — о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;
  • экспериментальные — предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  • теоретические — предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках (книгах, кинофильмах и т.д.)
  • Цель исследования. Определить цель исследования — значит ответить на вопрос о том, зачем мы его проводим? Запиши цель   своего исследования                 3.Задачи исследования. Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги. Запиши задачи        собственного

исследования         4.Гипотеза исследования. Гипотеза- это предположение, догадка еще не до- казанная логически и не подтвержденная опытом. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого hypothesis - основание, предположение, суждение с закономерной связью явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Для решения проблемы тебе потребуется гипотеза или несколько гипотез- предположений о том, как проблема может быть решена. Запиши свою гипотезу. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать. Самую главную надо поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.

  • Организация и методика исследования. Как составить план исследовательской работы? Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как ты можешь узнать что-то новое о том, что исследуешь?» Поэтому надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Предлагаем список доступных методов исследования:
  • подумать самостоятельно;
  • прочитать книги о том, что исследуешь;
  • познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме;
  • найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например в сети Интернет;
  • спросить у других людей;
  • понаблюдать;
  • провести эксперимент.
  • Подумать        самостоятельно:        С        этого        лучше        всего        начинать        любую исследовательскую работу. Можно задать себе вопросы:
  • Что я знаю по теме исследования?
  • Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
  • Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?        Запиши все это        здесь                                 
  • Прочитать книги о том, что исследуешь. Если то, что ты исследуешь, подробно описано в известных тебе книгах, их надо обязательно прочитать. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до тебя уже открыто. Начать можно со справочников и энциклопедий. Они обычно дают точную и краткую информацию. Если этого недостаточно, надо читать книги с подробным описанием. Запиши все, что ты узнал из книг о том, что исследуешь.
  • Познакомиться с кино- и телефильмами по этой проблеме. Научные, научно-популярные и художественные фильмы — настоящий клад для исследователя. Не забудь об этом источнике! Укажи фильмы, которые ты посмотрел         
  • Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет.Запиши        все,        что        тебе        помог        узнать компьютер                                                         5)Спросить других людей: Запиши информацию, полученную от других людей                                                 
  • Понаблюдать. Запиши информацию, полученную с помощью наблюдений         
  • Провести эксперимент. Слово «эксперимент» происходит от латинского

«experimentum» -проба, опыт. Перед тем как провести эксперимент, надо составить план. Запиши его. Проведи эксперимент и опиши его результаты.

  • Подготовка к защите исследования. Для этого потребуется:
  • Дать определения основным понятиям. Описание - простое перечисление внешних черт предмета с целью определить его нестрогие отличия от сходных с ним предметов. Описать объект - означает ответить на вопросы: что это такое? чем это отличается от других объектов? чем это похоже на другие объекты? Характеристика предмета или явления предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания. Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение. Сравнение позволяет выявить сходство и различие предметов. Различение позволяет установить отличие данного предмета от сходных с ним предметов.
  • Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объек- ты на группы, чтобы их упорядочить и придает нашему мышлению строгость и точность.
  • Выявить и обозначить все замеченные тобой парадоксы. Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово «парадокс» возникло от греческого «paradoxos» (неожиданный, странный, невероятный).
  • Ранжировать основные идеи. Слово «ранжирование» происходит от слова

«ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая — третье и т.д. Умение отделять главные идеи от второстепенных

  • важнейшая особенность ума.
  • Предложить сравнения и метафоры.
  • Выработать суждения и сделать умозаключения. Суждение — это высказывание о предметах или явлениях, представляющее собой утверждение или отрицание чего-либо. Мыслить — значит формировать суждения. На основе проведенного исследования тебе надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.
  • Сделать выводы. Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел итогов.
  • Указать возможные пути дальнейшего изучения явления, которое ты исследовал. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, это начало следующей работы. Поэтому обязательно надо отметить, что и как в этом направлении можно и нужно исследовать дальше.
  • Подготовить        текст        доклада        и        подготовиться        к ответам на вопросы по результатам исследования. Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким и его лучше всего составить по такой схеме:
  • почему избрана эта тема;
  • какой была цель исследования;
  • какие ставились задачи;
  • какие гипотезы проверялись;
  • какие использовались методы и средства исследования;
  • каким был план исследования;
  • какие результаты были получены;
  • какие выводы сделаны по итогам исследования;
  • что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада         

  • Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования.

Сила воли - первое и самое важное качество исследователя. Только умея управлять своей волей, он может надеяться преодолеть трудности, которые природа воздвигает на его пути.

Литература:

  • Савенков, А.И. Методика организации игр- исследований с младшими школьниками. [Текст]/ А.И. Савенков.- Практика административной работы в школе.-2004.-№1.- С.35-42
  • Файн, Т.А. Поэтапные действия по формированию исследовательской культуры школьников. [Текст]/Т.А. Файн.- Практика административной работы в школе.-2003.-№7.-С.35-44

Приложение 4.

Маршрутный лист

«Командообразующая игра «Орден Просвещения»

Схема маршрута: кабинет №4- кабинет №7- кабинет №10- кабинет №14- кабинет №17 (подведение итогов)

Маршрут

Задания

Количество баллов

Подпись

руководител я

маршрута

максимальное

фактическо е

1

кабинет

№4

Funny English

5

2

кабинет

№7

Музыкальный эталон

10

3

Живая математика

20

кабинет

№10

задание 1

5

задание 2

5

задание 3

5

задание 4

5

4

кабинет

№14

Кладовая мудрости

10

5

Подведение

Всего 45

кабинет

№17

итогов

Приложение 5.

Программа проведения школьной научно- практической конференции «Шаг в будущее»

9.00 - 9.20 - выступление Олзоевой Т.В. заместителя директора школы с приветственной     речью        участникам конференции. Выступление руководителя конференции Балтатаровой О.А. с обозначением программы проведения школьной научно-исследовательской конференции и определением регламента выступлений.

9.30-13. 00 – защита исследовательских работ школьников

13.05 – 13.15 - закрытие школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее», награждение победителей, призёров и участников

Сценарий школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее»

Цель для учащихся: демонстрация обучающимися достижений в самостоятельном освоении избранной области, способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции.

Цели для педагогов:

  • Создание условий для развития творческих способностей обучающихся, логического мышления; выявление у них способности к сотрудничеству и коммуникации; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
  • Определение        уровеня сформированности у обучающегося способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Задачи:

  • Формирование открытой развивающей среды, создающей предпосылки к широкой        общественной        дискуссии        и        свободному        обмену        мнениями.
  • Активное        включение        обучающихся        в        процесс        самообразования        и саморазвития.

Регламент работы конференции: Процедура защиты состоит в 5-8 минутном публичном выступлении обучающегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть работы и выводы. Использование мультимедийных форм для представления своей работы приветствуется. В ходе защиты оценивается степень свободного владения темой, монологичность речи, знание технологий, использованных для создания работы; взаимодействие с содокладчиком при его наличии, артистизм и способность увлечь слушателя.

Приложение 6.Рекомендации «Типологические характеристики духовной организации  одарённых детей»

Тип

Характеристики

Психолого-педагогические

воздействия

Альтруистическ ий

Открытый, доброжелательный, предусматривает хорошие отношения        в        классе, обостренная справедливость, трудолюбие,                        ценит

трудолюбие        в

одноклассниках

Психолого-педагогическая поддержка                        в                утверждении бескорыстия, проявления доброты, энтузиазма,        создание        атмосферы уверенности                                в        возвышенных побуждениях ради других, защита от возможного аутсайдерства, от посягательства хамства, наглости, подкрепление оптимизма, оказание помощи        в                саморефлексии        при

эмпа-тических проявлениях

Консенсуалистск ий

Ориентирован        на        добро, яркая        выраженность чувства                                согласия, солидарности, доброжелателен                        к социальному окружению, терпелив,                тяготеет        к семейному кругу, усилено чувство долга

Поддержка проявления согласия, сотрудничества использования в создании обстановки до- верительности        в        классе, миролюбия, в оказании помощи при разрешении конфликтов (в качестве арбитра, в роли мудрого наставника), при обучении

навыкам партнерства, защита от беззакония, попустительства

Интрорацио- налистский

Аналитичен, умен, педан- тичен, формальнологичен в «себе», суховат в отно- шении с соклассниками, игнорирует коллективизм, предельно замкнут, не делает зла другим

Создание атмосферы до- верительности, условий для контактности, подбадривания, поощрения,        стимулирования важными поручениями и от- ветственными                заданиями, косвенное, почти незаметное приобщение к корпоративной деятельности, использование в роли энциклопедиста, кон- сультанта, эксперта. Защита от

ранимости,        мнительности, тревожности

Конфронтирующ ий

Ориентирован на добро, но остро реагирует на окружающее его зло. Пы- тается бороться со злом, но не хватает уверенности

Психолого-педагогаческая поддержка        в                его        критических проявлениях,        точное                и        ясное реагирование                        на                                вопросы, недоумения,                        партнерское                и союзническое                                        отношение,

в себе, считает себя оди- ноким, не понятен другим соклассникам,        на- сторожен, обидчив, скло- нен к пессимизму, внимателен и тактичен к

оппоненту

избегание сарказма», и запретных тем, юмористическое восприятие возбуждения и агрессии, помощь в отстаивании        позиции объективности, использование в качестве эксперта, оппонента

Бунтарский

Социальноактивен,

Терпимое        отношение        к        бурным

старается        быть        в        курсе

проявлениям, помочь  выделить и

всех событий в классе и

закрепить        конструктивную

школе, стремится достичь

позицию,        нейтрализовать

всего        своими        силами,

деструктивные        склонности,

нетерпелив, максималист,

заинтересовать        в        необходимости

честолюбив,        неудачи        не

осмысления        различных        форм

снижают его уверенности

протеста, в поиске созидательного

в себе. Принимает участие

начала.        Поддержка        в

во всех формах протеста

оппонировании,        стремление

сделать союзником

Приложение 7.

Алгоритм педагогического управления исследованием

№ п/п

Функции

педагогического управления

Деятельность учителя

1

Информационно- аналитическая

На основе опросов, наблюдений и изучения продуктов       деятельности        одарённых школьников формирует банк данных о познавательных интересах

2

Мотивационно-целевая

Совместно с обучающимися определяет цели исследовательской деятельности, актуальность темы исследования; побуждает учащихся к работе по её созданию

3

Планово- прогностическая

Совместно с учениками планирует пути и способы достижения цели; составляет план и график работы над исследованием

4

Организационно- исполнительская

Организует исполнение намеченного плана в соответствии с графиком работы, консультирует учащихся, поддерживает

интерес к поисковой деятельности

5

Контрольно- диагностическая

Осуществляет текущий контроль деятельности учащихся и анализ результатов их работы

6

Регулятивно- коррекционная

Корректирует деятельность учащихся, регламентирует их работу, обучает приемам самоуправления, проводит рефлексию

Приложение 8.

Требования к уровню развития социальной компетенции одарённых обучающихся

С П О С О Б Н О С Т И

  • способность вступать в общение
  • способность поддерживать общение
  • способность принимать и понимать точку зрения партнера (способность встать на позицию другого):
  • способность к сопереживанию;
  • способность определять состояние партнера, ситуацию и условия общения;
  • способность оценивать свои поступки и отвечать за них;
  • способность не допускать конфликтов;
  • способность идти на компромисс, на уступки;
  • способность внимательно слушать собеседника (устойчивость внимания, способность воспринимать информацию на слух);
  • способность четко формулировать свои мысли и высказывать свою точку зрения;
  • способность к отстаиванию своей позиции, сохранению границы своего «Я»;
  • способность контролировать свое поведение.

К А Ч Е С Т В А Л И Ч Н О С Т И

К а ч е с т в о

П о я с н е н и я

Толерантность как принятие

  • интерес к изучению иностранных языков
  • владение культурой речи

товарищество

  • дружеское отношение к представителям другой культуры
  • стремление установить дружеские контакты
  • готовность оказать бескорыстную помощь

воспитанность

  • вежливость
  • соблюдение норм поведения
  • оказание посильной помощи пожилым людям

доброта

  • дружелюбие
  • готовность поделиться игрушками, книгами и т.п.
  • готовность привлечь к общей деятельности,

порядочность (честность)

  • искренность
  • правдивость
  • адекватность оценки своих и чужих поступков

толерантность как допущение и признание

  • признание наличия другого мнения и уважение права другого иметь свое мнение
  • отсутствие стремления подчинить всех своей воле (отказ от доминирования)
  • достижение желаемого с помощью умения договариваться, не допускать конфликта

сензитивность (такт)

  • наблюдательность и внимательное отношение к состоянию людей, с кем вступает во взаимодействие

  • чуткость к состоянию других и выбор средств общения в соответствии с этим состоянием (такт)
  • проявление радости за достижения других людей, сострадание и сопереживание в случае их неудач

ответственность

  • аккуратность
  • добросовестное выполнение поручений
  • забота

дисциплинированность

  • соблюдение норм и правил поведения и общения, принятых в стране изучаемого языка
  • соблюдение инструкций, правил в игре
  • соблюдение правил, принятых в коллективе сверстников

воля

  • настойчивость в достижении цели
  • решительность, уверенность
  • терпение

любознательность

  • интерес ко всему новому и интересному
  • обращение с вопросами к окружающим с целью удовлетворить познавательный интерес
  • любовь к чтению