Выступления на МО учителей русского языка и литературы
материал

Масликов Владислав Александрович

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эффективное использование электронных образовательных ресурсов и онлайн-платформ на уроках русского языка в современной школе.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ Мучкапской СОШ

Масликов В.А.


               В  настоящее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР) все больше становятся доступными для использования их в процессе обучения разным предметам. Для этого используются различные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).              

               Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это наиболее общий термин, объединяющий средства обучения, разработанные и реализуемые на базе компьютерных технологий.
             Роль средств обучения в учебном процессе меняется в зависимости от возможностей, предоставляемых данными средствами. Традиционно обучение строится на взаимодействии учителя и учащегося, обучающего и обучающегося. Педагогика и методика образования накопили значительный багаж форм и методов обучения (способов передачи знаний). Задача учителя – найти такие средства обучения, которые обеспечат оптимальные формы передачи знаний, формирования компетенций с учетом возрастных и психологических особенностей и возможностей каждого учащегося. Появление таких средств обучения, где заложены широкие возможности использования новых технологий (мультимедиа), приводит к расширению потенциала процесса образования в целом. Расширяется диапазон применения средств обучения, что диктует многообразие методических приемов учителя и эффективное формирование универсальных учебных действий. Развитие средств обучения в современной школе определяется общим развитием информационных технологий.

В последнее время использование информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы языка, становится все более распространенным. Использование ИК-технологий позволяет сделать процесс обучения:

- более личностно-ориентированным: за счет создания индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального темпа обучения: например, при помощи учителя или самостоятельно учащиеся могут выстраивать план своей подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, используя различные языковые и речевые тренажеры;

- по-настоящему интерактивным: у учащихся появляется возможность получать моментальный ответ/реакцию на каждое свое учебное действие, чего не в состоянии обеспечить учитель в классе и тем более при занятиях учащегося дома; 

- менее рутинным и более разнообразным: качественное формирование речевых и языковых умений и навыков невозможно без многократного употребления языковых единиц в речи, поэтому учащийся должен неоднократно повторять свои действия в рамках тренировочных заданий. Использование ИКТ позволяет сделать эту отработку менее рутинной и более разнообразной;

- менее ориентированным на учителя и более автономным с точки зрения учащегося: учащиеся участвуют в языковых онлайн-сообществах и выполняют задания по сети в группах и парах, что способствует развитию у них не только речевых навыков, но и навыков учебного сотрудничества и общеучебных умений.

Примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы

В процессе обучения русскому языку и литературе в классной работе могут использоваться мультимедийные установки (компьютер, видеопроектор, документ-камера) и интерактивные доски. Кроме того, уроки могут проходить в компьютерном классе или лаборатории, где каждый учащийся имеет доступ к персональному компьютеру, или с привлечением оборудования мобильного класса и даже с использованием собственных смартфонов или иных гаджетов учеников.

Использование компьютера при подготовке к уроку

Учитель может использовать компьютер в кабинете, дома или в учительской при подготовке к уроку, отбирая подходящие ему для урока электронные образовательные ресурсы (например, с сайта ФЦИОР), а также делать собственные методические разработки на их основе. Учитель также может готовить компьютерные презентации, используя, например, программу Power Point, MIMIO studio, или Screen Media.

Экран или интерактивная доска

Использование экрана/телевизора, подключенного к компьютеру учителя в классе, или интерактивной доски заменяет все традиционные технические средства обучения. Так, с их помощью учитель может предъявлять новый материал в цифровом виде, устраивать просмотры видеоматериалов и прослушивание аудиозаписей, демонстрировать иллюстрации, репродукции картин и портреты писателей, грамматические таблицы и схемы, интерактивные плакаты и т.д.

 Данные приспособления имеют также большие преимущества перед обычной классной доской. Они позволяют выходить в Интернет, например, чтобы обратиться к онлайн-словарю или справочно-поисковым системам; учебный материал, представленный в электронном виде, как правило, более нагляден и интересен для учащихся, что

способствует росту их мотивации.

 Интерактивная доска дает возможность использовать на уроках интерактивные упражнения, при выполнении которых ученик может самостоятельно проверить количество правильных ответов.

Перечень ЭОР для учителя русского языка и литературы

http://eor.it.ru/eor/ - учебный портал по использованию ЭОР

Справочные, научные материалы:

http://www.ruscorpora.ru/– Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме

http://etymolog.ruslang.ru/– Этимология и история русского языка

www.mapryal.org/ – МАПРЯЛ – международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

http://philology.ru/default.htm– Русский филологический портал

http://russkiyjazik.ru/– Энциклопедия «Языкознание»

http://mlis.ru/-  Методико-литературный интернет-сервис (МЛИС) создается как виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический опыт, актуальный для современного учителя литературы

Электронные библиотеки, архивы, пособия:

www.feb-web.ru/– Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» (ФЭБ). Полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научные исследования и историко-биографические работы

http://philology.ruslibrary.ru/– Электронная библиотека специальной филологической литературы

http://magazines.russ.ru/ – Журнальный зал – литературно-художественные и гуманитарные русские журналы, выходящие в России и за рубежом

http://lib.prosv.ru/– «Школьная библиотека» – проект издательства «Просвещение» – вся школьная программа по литературе на одном сайте

Издательский дом «Первое сентября»:

http://rus.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка»

http://lit.1september.ru/ – Электронная версия газеты «Литература». Сайт для учителей «Я иду на урок литературы»

Федеральный портал «Российское образование»:

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=279/Каталог образовательных ресурсов по русскому языку

http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=299&fids[]=269/- Каталог образовательных ресурсов по литературе

http://litera.edu.ru/ – Коллекция: русская и зарубежная литература для школы

Методические материалы:

www.uchportal.ru/ – Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе

www.Ucheba.com/ – Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru), «Методики» (www.metodiki.ru), «Пособия» (www.posobie.ru)

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу

www.proshkolu.ru/club/lit/ – Клуб учителей русского языка и литературы на интернет-портале «ProШколу.RU»

http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания)

www.uroki.net/docrus.htm/ – Сайт «Uroki.net».

http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/– Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе

www.a4format.ru/– Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ)

www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_RussYaz.html/– Проект «Методкабинет». Учителю русского языка и литературы (www.metodkabinet.eu/PO/PO_menu_Litera.html)

www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com/ – Сеть творческих учителей. Информационные технологии на уроках русского языка и литературы

http://school.iot.ru/– Интернет-обучение. Сайт методической поддержки учителей

http://person.edu.ru/default.asp?ob_no=2465/ – Учительские находки: конкурс методических разработок для школы

http://www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267/– Работы победителей конкурса «Учитель – учителю» издательства «Просвещение»

http://www.wiki.vladimir.i-edu.ru/- Сообщество учителей-словесников

Олимпиады, конкурсы:

http://www.rsr-olymp.ru/splash/– «Мир олимпиад» – всероссийский портал олимпиад (пилотная версия) Олимпиады по русскому языку, литературе и пр

http://www.mk.ru/msu/?p=pavila3/– Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!»

http://olympiads.mccme.ru/turlom/ – Турнир имени М. В. Ломоносова

http://www.svetozar.ru/– Открытая международная Интернет-олимпиада школьников по русскому языку «Светозар»

www.eidos.ru/olymp/olymp-list.htm/ – Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады

http://www.desc.ru/show.html?id=614/– Интернет-карусель (on-line соревнования)

Дистанционное образование:

 http://russ.olymp.mioo.ru/ – Русский язык для старшеклассников и абитуриентов: Дистанционная подготовка по русскому языку МИОО (теория и практические задания)

ЕГЭ:

http://www.ege.edu.ru/ – Официальный информационный портал ЕГЭ

http://www.ege.ru/– Сайт информационной поддержки ЕГЭ в компьютерной форме

http://www.rustest.ru/– ФГУ «Федеральный центр тестирования»

Интернет порталы

 http://fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов

 http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://profil.3dn.ru/ - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

Русский язык

http://www.gramota.ru - Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык»

http://www.gramma.ru - Культура письменной речи

http://www.gimn13.tl.ru/rus/ - Искусство слова: авторская методика преподавания русского языка

http://ruslit.ioso.ru - Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

http://slova.ndo.ru Крылатые слова и выражения

https://learningapps.org - Приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей

http://www.ruscorpora.ru - Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

http://yamal.org/ook/ - Опорный орфографический компакт: пособие по орфографии русского языка

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm - Основные правила грамматики русского языка

http://gramota.ru/book/ritorika/ - Риторика, русский язык и культура речи, лингвокультурология: электронные лингвокультурологические курсы

http://spravka.gramota.ru - Справочная служба русского языка

http://likbez.spb.ru - Тесты по русскому языку

http://learning-russian.gramota.ru - Электронные пособия по русскому языку для школьников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы "Гениями не рождаются" работа с одаренными детьми

Выступление на ГМО учителей гуманитарного цикла с темой "Гениями не рождаются" по системе работы с одаренными детьми...

Выступление на РМО учителей русского языка и литературы Волгодонского района по теме: "Культуроведческий подход в методике преподавания русского языка"

Культуроведческий подход в методике преподавания  русского языка приобретает особое значение и  рассматривается сейчас как важнейший компонент культуры и основной канал её передачи под...

Выступление на секции учителей русского языка и литературы. Август 2015

Описание применения кейс-технологий на уроках русского языка и литературы...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы « Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»

Выступление на МО учителей русского языка и литературы« Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы»...

Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»

Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...