Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
статья
Ризоева Т.А.
преподаватель высшей квалификационной категории
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»
Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
Современное информационное общество предъявляет все более возрастающие требования к подготовке специалистов. Будущий профессионал должен не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но уметь самостоятельно проектировать и планировать предстоящую профессиональную деятельность.
Век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Традиционное образование не справляется с насущной задачей профессионального образования - подготовкой работника, способного управлять современной техникой, владеющего новыми информационными технологиями, стремящемуся к постоянному профессиональному росту, самообразованию.
На смену репродуктивному усвоению знаний пришло обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях.
Для его эффективной реализации преподавателю необходимо решить следующие методические задачи:
•применять активные методы обучения;
•создавать условия для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое приобретение нового опыта;
•переосмыслить роль и функции самого преподавателя, научиться обучать по-новому.
Методы и приемы работы на учебных занятиях должны быть направлены на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Решить эту задачу позволяют активные методы обучения - дискуссии, мозговой штурм, обучающие игры (ролевая игра, деловая игра), метод проектов, кейс-метод и т.д.
В контексте интерактивного обучения разработано много технологий одна из
них получила название casestudy или кейс – метод.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности.
Вторая базовая категория метода – понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе кейс-стадии, что в значительной степени расширяет его возможности.
Происхождение терминов отражает суть технологии. Преподаватель предлагает обучающимся осмыслить реальную жизненную ситуацию, которая способствует активизации комплекса знаний. Затем обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации или проблеме, которая не имеет однозначного решения.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить
(последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве
практического способа разрешения проблемы.
Признаки метода кейсов: коллективная выработка решения, многоальтернативность решений, единая цель при выработке решений, наличие управляемого эмоционального напряжения обучаем, системы группового оценивания деятельности
Кейс метод, являясь интерактивным методом обучения, завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Кроме этого анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, средством формирования профессиональных качеств обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Так в ходе изучения познавательной активности будущих специалистов в области бухгалтерского учета было установлено, что при проведении практических занятий с использованием кейс - метода «командировка», в виде игрового имитационного моделирования производственных ситуаций, будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим обучающимся учебно-практической цели.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, позволяющий по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал.
Нередко решение проблемной ситуации выполнялось с помощью метода «мозгового штурма». Обучающиеся разбивались на группы по 6 человек исходя из соответствия участников распределяемым ролям. Каждая группа обучающихся превращалась в фирму. Работа начиналась с выдвижения идей, а затем осуществлялось их обсуждение и отбор. Далее следовало выдвижение наиболее эффективных идей.
На заключительном этапе занятия с применением метода «мозгового штурма» совместно подводились основные итоги: количество поданных предложений, их оригинальность, выполнимость, оправданность или неоправданность той или иной идеи. Таким образом, немаловажную роль в активизации познавательной деятельности обучающихся колледжа играют упражнения, направленные на решение реальных проблем. Такие задания используются как в течение курса, так и в качестве финального задания.
Современные педагогические технологии не могут заменить полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих специалистов.
Список используемых источников:
1. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов и проектному обучению на основе кейсов : [учебное пособие / сост.: Дэвид Вард-Пэркинс, проф. и др.; ред.: Наталья Смит и др.]. — Москва : КноРус, 2016. — 140 с.
2. Гладких, И. В. Разработка учебных кейсов. Методические рекомендации / И.В. Гладких. - М.: Высшая школа менеджмента, 2016. - 96 c.
3. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади. Методология исследования и преподавания / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Альма Матер, Академический Проект, 2016. - 444 c.
4. Юшкова В.В. Кейс-метод в профессиональном образовании. М.: Столица, 2017. С. 40-41.
2021 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
keys-_metod.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Ризоева Т.А.
преподаватель высшей квалификационной категории
СОГБПОУ «Козловский многопрофильный аграрный колледж»
Кейс-метод как способ активизации познавательной деятельности обучающихся
Современное информационное общество предъявляет все более возрастающие требования к подготовке специалистов. Будущий профессионал должен не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но уметь самостоятельно проектировать и планировать предстоящую профессиональную деятельность.
Век информации диктует свои правила. Впечатляет закон Мура, который гласит, что каждые 18 месяцев количество информации удваивается. Это означает, что каждые 1,5 года необходимо учиться снова, следовательно, то обучение, которое ориентировано главным образом на запоминание и сохранение материала в памяти, только отчасти сможет удовлетворять современным требованиям.
Традиционное образование не справляется с насущной задачей профессионального образования - подготовкой работника, способного управлять современной техникой, владеющего новыми информационными технологиями, стремящемуся к постоянному профессиональному росту, самообразованию.
На смену репродуктивному усвоению знаний пришло обучение в рамках модульного подхода, основанного на компетенциях.
Для его эффективной реализации преподавателю необходимо решить следующие методические задачи:
•применять активные методы обучения;
•создавать условия для самоуправляемого обучения с максимальной опорой на практическое приобретение нового опыта;
•переосмыслить роль и функции самого преподавателя, научиться обучать по-новому.
Методы и приемы работы на учебных занятиях должны быть направлены на активизацию самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. Решить эту задачу позволяют активные методы обучения - дискуссии, мозговой штурм, обучающие игры (ролевая игра, деловая игра), метод проектов, кейс-метод и т.д.
В контексте интерактивного обучения разработано много технологий одна из
них получила название casestudy или кейс – метод.
Кейс – метод обучения зародился в Гарвардской школе бизнеса в начале XX в. В 1920г. после издания сборника кейсов, вся система обучения менеджменту в Гарвардской школе была переведена на методику CASE STUDY.
В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций, ситуационными задачами.
Кейс технологии представляют собой группу образовательных технологий, методов и приёмов обучения, основанных на решении конкретных проблем, задач. Их относят к интерактивным методам обучения, они позволяют взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога.
Название технологии произошло от латинского casus – запутанный необычный случай; а также от английского case – портфель, чемоданчик.
Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация» и «анализ», а также производное от них – «анализ ситуации». Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности.
Вторая базовая категория метода – понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический анализ и другие виды анализа, в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе кейс-стадии, что в значительной степени расширяет его возможности.
Происхождение терминов отражает суть технологии. Преподаватель предлагает обучающимся осмыслить реальную жизненную ситуацию, которая способствует активизации комплекса знаний. Затем обучающиеся получают от преподавателя пакет документов (кейс), при помощи которых либо выявляют проблему и пути её решения, либо вырабатывают варианты выхода из сложной ситуации или проблеме, которая не имеет однозначного решения.
Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить
(последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве
практического способа разрешения проблемы.
Признаки метода кейсов: коллективная выработка решения, многоальтернативность решений, единая цель при выработке решений, наличие управляемого эмоционального напряжения обучаем, системы группового оценивания деятельности
Кейс метод, являясь интерактивным методом обучения, завоевывает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Кроме этого анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию обучающихся, средством формирования профессиональных качеств обучаемых, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.
Так в ходе изучения познавательной активности будущих специалистов в области бухгалтерского учета было установлено, что при проведении практических занятий с использованием кейс - метода «командировка», в виде игрового имитационного моделирования производственных ситуаций, будущие специалисты имеют гораздо больше свободы как в выборе стратегии своих действий, так и в выборе конкретных шагов для достижения поставленной преподавателем и самим обучающимся учебно-практической цели.
Кейс-метод выступает как образ мышления преподавателя, позволяющий по-иному думать и действовать, развить творческий потенциал.
Нередко решение проблемной ситуации выполнялось с помощью метода «мозгового штурма». Обучающиеся разбивались на группы по 6 человек исходя из соответствия участников распределяемым ролям. Каждая группа обучающихся превращалась в фирму. Работа начиналась с выдвижения идей, а затем осуществлялось их обсуждение и отбор. Далее следовало выдвижение наиболее эффективных идей.
На заключительном этапе занятия с применением метода «мозгового штурма» совместно подводились основные итоги: количество поданных предложений, их оригинальность, выполнимость, оправданность или неоправданность той или иной идеи. Таким образом, немаловажную роль в активизации познавательной деятельности обучающихся колледжа играют упражнения, направленные на решение реальных проблем. Такие задания используются как в течение курса, так и в качестве финального задания.
Современные педагогические технологии не могут заменить полностью традиционно сложившиеся формы обучения, однако смогут значительно повысить уровень сформированности познавательной активности будущих специалистов.
Список используемых источников:
1. Методические рекомендации по разработке учебных кейсов и проектному обучению на основе кейсов : [учебное пособие / сост.: Дэвид Вард-Пэркинс, проф. и др.; ред.: Наталья Смит и др.]. — Москва : КноРус, 2016. — 140 с.
2. Гладких, И. В. Разработка учебных кейсов. Методические рекомендации / И.В. Гладких. - М.: Высшая школа менеджмента, 2016. - 96 c.
3. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади. Методология исследования и преподавания / И.К. Масалков, М.В. Семина. - М.: Альма Матер, Академический Проект, 2016. - 444 c.
4. Юшкова В.В. Кейс-метод в профессиональном образовании. М.: Столица, 2017. С. 40-41.
2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках
Выступление на педагогическом совете...
«WЕB QUEST» ТЕХНОЛОГИЯ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассматривается проблема реализации ФГОС ООО с использованием веб-квест технологии...
"Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-9 классов"
На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...
Презентация к методической разработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся».
Презентация к методической раработке «Использование репродукций картин отечественных и зарубежных художников на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятел...
Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся
выступление...
Использование информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся в современной школе
Доклад об использовании информационно-коммуникативных технологий, как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихсяв современной школе...
Из личного опыта учителя. Выступление по теме " Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся 5-7 классов в условиях реализации ФГОС".
В данном выступлении рассматривается одна из инновационных технологий обучения – игровая технология, способствующая формированию общих компетенций на уроках русского языка, воспитанию любви к сл...