Буллинг. Теория. Диагностика. Рекомендации родителям.
статья

Галкина Евгения Георгиевна

Буллинг (от англ. bullying – запугивание), синоним «травли» - длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении другого индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака буллинга.

В статье освещены основные теоретические моменты проблемы буллинга в школе, рассмотрены существующие диагностики этого явления и приведены рекомендации родителям ребёнка, который стал жертвой буллинга и ребёнка-буллера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bulling._teoriya._diagnostika._rekomendatsii_roditelyam.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг (от англ. bullying – запугивание), синоним «травли» - длительное физическое или психологическое насилие со стороны индивида или группы в отношении другого индивида, который не способен защитить себя в данной ситуации.

Неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы - три существенных признака буллинга.

Возможные причины буллинга:

  • Биологическая составляющая (физиологические изменения подросткового возраста, управляющие эмоциональным состоянием ребёнка);
  • Социальные феномены: страх, конформизм. Неадекватная асоциальная попытка самоутвердиться;
  • Поведение взрослых, отсутствие правил и норм, невмешательство.

В общем причина травли — не в особенностях жертвы, а в особенностях группы.

Виды буллинга:

- Физическая агрессия (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений и др.);

- Вербальный буллинг (словесные оскорбления, унижения, угрозы, распространение слухов);

- Запугивание (использование агрессивного языка тела, интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать/ не совершать что-либо);

- Изоляция, бойкот, игнорирование;

- Вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);

- Повреждение имущества;

- Кибербуллинг - травля в Интернете, в т. ч. через социальные сети (особенности интернет-среды: анонимность, возможность фальсификации, наличие огромной аудитории, возможность достать жертву в любом месте и в любое время).

Среди участников буллинга обычно выделяют такие позиции, как:

- преследователи (агрессоры, булли),

- преследуемый (жертва),

- наблюдатели (свидетели).

Зачинщик - инициатор и идейный вдохновитель травли - подстрекает ребят «помогать» ему преследовать ребёнка, подвергающегося травле.

Агрессор (преследователь) - ребёнок или группа детей, которые систематически совершают агрессивные действия в отношении другого ребёнка.

Жертва (преследуемый) - ребёнок, подвергающийся травле, в отношении которого систематически совершаются агрессивные действия.

Наблюдатели (свидетели) - другие дети, которые прямо не участвуют в травле, но наблюдают за процессом буллинга.

Могут переходить в разряд как преследователей, так и защитников жертвы (преследуемого).

Дилемма наблюдателя: заступиться или промолчать?

Страх стать преследуемым.

Для участников буллинга характерно:

- Преследователи: готовность применять насилие для самоутверждения и импульсивность; легко испытывают фрустрацию, с трудом соблюдают правила, демонстрируют грубость и отсутствие сострадания к жертвам, агрессивны со взрослыми;

- Жертвы: дети чувствительные и неспособные постоять за себя, лишены настойчивости, не умеют демонстрировать уверенность и отстаивать её;

- Наблюдатели: испытывают чувство вины и собственного бессилия.

Недопустимо для взрослых в отношении буллинга:

1. Позиция невмешательства, ждать, что само пройдёт.

2. Искать причины и объяснения.

3. Путать травлю с конфликтом.

4. Считать травлю проблемой только жертвы.

5. Не брать во внимание проблему группы.

6. Принимать «правила игры» группы.

Отличия конфликта от буллинга:

1. Неравные силы - в конфликте обе стороны равноправны, одинаково могут влиять на ситуацию, в случае травли жертва ощущает себя в изоляции, беспомощной.

2. Конфликт чаще возникает спонтанно, он не планируется заранее, сопровождается бурным выплеском эмоций. Травля - это спланированное, систематическое унижение одного ребёнка группой других детей.

3. В конфликте обе стороны ответственны за происходящее, в случае травли жертва не виновата в случившемся, она не выбирала такую ситуацию; стать жертвой может любой ребёнок.

4. Конфликт, как правило, длится недолго, стороны стараются уладить его как можно быстрее, травля же регулярно повторяющееся действие, цель которого намеренно унизить жертву, а суть в эмоциональном или физическом насилии.

5. Конфликт можно разрешить. Травлю можно только прекратить.

Последствия для участников буллинга -

Для ребёнка, подвергшегося буллингу:

- потеря базового доверия к людям, миру,

- комплексы (низкая самооценка, неуверенность, тревога),

- изоляция, одиночество, социофобия,

- самоповреждение, суицидальное поведение.

Для агрессора (преследователя):

- не реализует свои способности,

- семейное насилие,

- социофобия,

- зависимости, асоциальное поведение.

Для наблюдателя (свидетеля):

- искажение норм и ценностей (насилие становится нормой),

- снижение самооценки, потеря самоуважения,

- тревога, неуверенность,

- социальная незрелость.

Диагностика буллинга.

Диагностики межличностных отношений и психологической безопасности образовательной среды, начальная школа (2-4 классы):

- Социометрия (Дж. Морено) - выявление лидеров в разных областях деятельности обучающихся начальной школы;

- Микропрактикум «Мой класс» - выявление социально-психологической позиции ребёнка в классном коллективе.

Диагностики межличностных отношений и психологической безопасности образовательной среды, 5-11 классы:

- Социометрия (Дж. Морено);

- Шкала (индекс) групповой сплоченности Сишора – Ханина – определение степени сплоченности класса;

- Методика оценки психологической атмосферы в группе Фидлера – Ханина;

- Методика оценки психологического климата группы Л.Н. Лутошкина – изучение благоприятности/ неблагоприятности ученического коллектива;

- Методика «Круги» Н.Е. Щурковой - определение комфортности в школе;

- Опросник атмосферы в школе (Опросник риска буллинга (ОРБ) А.А. Бочавер и др. - диагностика риска буллинга среди подростков;

- Методика «Наш класс» («Буллинг-структура») Норкиной Е.Г. - определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге;

- Методика Д. Олвеуса «Буллинг» - выявление распространенности и специфики буллинга в образовательной среде. Измеряет два отдельных аспекта: проявления буллинга и подверженность ему.

Прямой активный буллинг – проявления физической (умышленные толчки, удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, кража или порча вещей, обидные жесты) и вербальной (оскорбления, угрозы, запугивание) агрессии;

Косвенный активный буллинг - проявления изоляции (социальной депривации): сплетни, заговоры, бойкоты, игнорирование просьб;

Прямой пассивный буллинг (виктимизация) – подверженность физической и вербальной агрессии;

Косвенная виктимизация (косвенный пассивный буллинг) - подверженность социальной депривации.

Предлагаются варианты ответа, за которые потом присваиваются баллы:

никогда не было – 0 баллов;

было раз или два – 1 балл;

бывает иногда – 2 балла;

бывает раз в неделю – 3 балла;

бывает несколько раз в неделю – 4 балла.

Инструкция:

Внимательно прочитайте утверждения, выберите вариант ответа и отметьте его любым знаком.

Ключ к опроснику:

активный буллинг (проявление агрессии):

1, 3, 5, 6 – прямой буллинг, а 2 и 4 – косвенный буллинг;

для выявления виктимизации (пассивный буллинг, т.е. подверженность агрессии):

7, 10, 11, 13 – прямая виктимизация, а 8, 9, 12 – косвенная виктимизация.

Обработка результата: 

Полученные баллы группируются в соответствии с ключом и подсчитывается количество баллов по каждой шкале. Сумма баллов делится на количество вопросов в данной шкале.

Показатель выраженности проявлений активного и пассивного буллинга колеблется в диапазоне от 0 до 4:

0 - 1 балл – показатель слабо выражен;

более 1 балла- менее 3 баллов – умеренно выражен (эпизодически);

3 - 4 балла – ярко выражен (регулярно, систематически)

Рекомендации для родителей.

  1. Что предпринять родителям в ситуации, когда ребёнок подвергся буллингу:

- Убедиться, что ваш ребёнок действительно стал объектом буллинга, а не конфликта.

- Ни в коем случае не игнорировать случившееся с ребёнком и не пускать всё на самотёк.

- Обсудите с ребенком следующие шаги для прекращения травли. До обращения к кому-либо и детального рассказа об обстоятельствах травли обсудите такие шаги с ребёнком. Ребёнок должен быть уверен, что вы не станете предпринимать никаких шагов для прекращения травли за его спиной.

- Выстроить чёткий алгоритм действий:

1. Встреча и переговоры с классным руководителем;

2. Встреча и переговоры с родителями булли;

3. Если не помогает – встреча и переговоры с администрацией;

4. Если не помогает – обращение в государственные инстанции.

- Сообща найти пути выхода из сложившийся ситуации.

- Если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе можно перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу.

- Успокоить и поддержать ребёнка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность».

- Разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне.

- Выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение.

- Напоминайте, что он ни в чём не виноват. Объясняйте, для чего вы используете те или иные способы решения проблемы. Напоминайте, что вместе вы справитесь с ситуацией.

- Расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно.

Для профилактики буллинга важно:

  1. Доверие.
  2. Возможность обратиться за помощью, поддержка.
  3. Развитие и поддержание чувства самоуважения и самоценности ребёнка с самого раннего возраста.
  4. Организация безопасного места для ребёнка (его комната).
  5. Обсуждение с ребёнком проблемы буллинга, разговоры о его проблемах в школе.

  1. Если Ваш ребёнок преследователь и травит другого ребёнка:

- Преследователь не является плохим ребёнком, а Вы не являетесь плохим родителем.

- Помогите и разъясните, какой вред он причиняет своим поведением другим детям. Создайте обстановку, в которой он пересмотрит своё поведение. Наказание не исправит плохого поведения, но может уничтожить доверие между ребёнком и взрослым.

- Остановите ребёнка-обидчика. Для изменения поведения преследователя ему нужно чётко объяснить недопустимость травли. Поведение, целью которого является травля, в любом случае недопустимо и должно прекратиться.

- Вам нужно попытаться заменить желание ребёнка причинять вред другим желанием - быть добрым к другим.

- Крайне важно осуждать любое насилие или унижающее поведение.

Как этого добиться?

- Позвольте ребёнку увидеть то, что он сделал неправильно, и помогите найти способы исправить это.

- Сфокусируйтесь на том, что привело ребёнка к такому поведению, помогите ему понять, что, беря на себя ответственность за свои действия, он восстанавливает собственную целостность и самоуважение.

- Постарайтесь не дать чувству стыда за то, что делает ваш ребёнок, возобладать.

- Говорите с ребёнком о его действиях, задавайте такие же открытые, честные вопросы, которые Вы задавали бы, если бы он был объектом буллинга.

- Помните, что к такому поведению ребёнка приводит внутренний дискомфорт, какая-то боль. Когда мы позитивно воспринимаем себя, нам не нужно никого обижать. И помните - это поведение плохое, а не ребёнок. Говорите ему, что Вы знаете, что он хороший, и такое поведение совсем ему не подходит, не свойственно.

- Развивайте эмпатию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Консультации, рекомендации для родителей «РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

laquo;РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»...

Методические рекомендации родителям по профилактике буллинга

Методические рекомендации родителям по профилактике буллинга...

Буллинг. Что важно знать родителям (рекомендации в 3 частях)

В статьях подробно разбирается понятие "буллинг", его причины, участники. Рекомендации для родителей, как распознать, что ребенка травят, как действовать и как помочь ребенку....

Буллинг в школе: рекомендации для родителей

Буллинг в школе: рекомендации для родителей...

Буллинг в школе. Рекомендации педагогам и родителям.

Презентация посвящена актуальной теме проявления буллинга в школьной среде. В ней раскрываются формы и причины травли, психологические особенности участников буллинга, а так же тактика работы с детски...