"Психологические особенности детей 4-5 лет"
консультация

Сёрбат Виктория Викторовна

Дети 4-5 лет переходят в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. В этом возрасте дети активно развиваются, познают окружающий мир и открывают его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. К 4-5 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что пятилетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskie_osobennosti_detey_4-5_let.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

Психологические особенности  детей 4-5 лет

Дети 4-5 лет переходят в новый этап своей жизни, отличающийся относительным затишьем. В этом возрасте дети активно развиваются, познают окружающий мир и открывают его для себя с помощью общения со взрослыми и сверстниками. К 4-5 годам интересы детей делаются более устойчивыми, совершенствуются уже полученные умения и навыки, а также происходят значительные изменения в физическом и познавательном развитии. Можно сказать, что пятилетний ребенок – это вполне самостоятельная личность, с которой интересно как взрослым, так и детям.

Ребята в этом возрасте становятся более выносливы физически. Это стимулирует развитие и психологической выносливости. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам, начинают складываться предпочтения по половому признаку.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. У пятилетнего ребёнка достаточно хорошо развиты координация движений и равновесие, благодаря чему детям становятся более доступны различные виды физической активности, такие как танцы, гимнастика, езда на велосипеде. Особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями.

Интеллектуальное развитие четырёх-пятилетних детей во многом зависит от их окружения. Малыши в этом возрасте любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с радостью принимаю всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развивать память, внимание и мышление детей. Некоторые дети обожают слушать музыку и сказки, другие любят рассматривать иллюстрации, а третьи – лепить. Знание о том, в какой форме ребёнок лучше воспринимает информацию, позволяет способствовать его гармоничному развитию.

В среднем дошкольном возрасте начинает формироваться произвольная память, закладываются основы мыслительной деятельности. Формируются элементы словесно-логической памяти. Память дошкольника, несмотря на ее видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией. К 5 годам объем памяти ребенка постепенно возрастает и это дает возможность более четкого воспроизведения выученного материала. Дети способны запомнить поручения взрослых, принять задачу на запоминание.

В этом возрасте развивается образное мышление, с помощью которого дети способны использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач (построение по схеме, лабиринты). Также развивается такое свойство как предвосхищение – способность сказать, что произойдет с предметами в результате их взаимодействия. В этом возрасте дети:

- складывают разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей;

- складывают из кубиков целостную картинку;

- собирают многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок;

- конструируют из лего по образцу;

- собирают по схеме узор мелкой мозаикой.

Эти игры к тому же развивают мелкую моторику рук. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку.

Развитие речи происходит активно, так как дети в этом возрасте стремятся к общению со сверстниками. Они задают взрослым и друг другу вопросы, их иногда называют «почемучками», учатся слушать и не перебивать собеседника. Ребенок 4 лет может рассказать о том, как прошел его день, поделиться впечатлениями о мультике, пересказать сюжет сказки. При этом интонации малыша могут быть очень разнообразными, а речь подкрепляется мимикой и жестами. Чтобы словарный запас ребёнка постоянно пополнялся, чаще читайте детям книги, играйте с ними и просто разговаривайте.

Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. В 4 - 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.

Эмоциональная сфера

В 4 года начинается развитие и созревание эмоциональной сферы. Дети этого возраста могут чувствовать не только радость или страх, но и ревность, грусть, жалость, гнев, бодрость, нежность, застенчивость, удивление, удовольствие и т. д. Также в этом возрасте им доступно выражение чувств, при применении разных интонаций и мимики.

Для эмоционального развития можно использовать игры:

«Кто в домике живет» (распознавание на ощупь предметов различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие).

«Вкусно – не вкусно» (мимическое выражение вкусовых ощущений с закрытыми глазами).

«Как много запахов вокруг» (мимическое отображение приятных и неприятных запахов с закрытыми глазами).

  В период от четырех до пяти лет у ребенка формируются нравственные эмоции — чувство дружбы и долга, чуткость, доброта. Прежние эмоции становятся более глубокими — радостное чувство от общения с окружающими перерастает в чувство симпатии, привязанности — складывается система эмоциональных отношений.

внимание+память+мышление+речь=Умный ребенок

Итак, дети 4-5 лет - это период открытий, как для малыша, так и для его родителей. Четырехлетний ребенок активно познает себя и мир, у него проявляются способности и таланты. Навыки, полученные ранее, продолжают совершенствоваться. Происходит интенсивное физическое, умственное и личностное развитие ребенка: малыш учится управлять своим телом и эмоциями, развивается память, внимание, мышление, речь и воображение. Четырехлеткам просто необходимо общение со сверстниками, ведь развитие малышей происходит, в основном, именно в сюжетно-ролевой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности детей

Учитель сталкивается с тем, что у каждого ребенка в классе свой стиль работы, характер, свои любимые методы работы. И причина трудностей,  возникающих у детей на уроках, в том, что учитель не уме...

Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей

В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...

Клинико-психологические особенности детей с нарушениями развития аутистического спектра

При аутизме психическое развитие ребенка протекает по–особому и имеет несколько вариантов. Нет, пожалуй, ни одного отечественного пособия по аутизму, где не рассматривались бы группы аутизма. В отечес...

Психологические особенности детей с ЗПР.

В статье описываетсются особенности  когнитивной сферы детей с задержкой психического развития....

Психологические особенности детей 7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком

Психологические особенности детей  7-10 лет, влияющие на успешность овладения ими иностранным языком...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Статья по теме: "Психологические особенности детей младшего школьного возраста" (доклад на МО).

Доклад о том, для чего необходимо знать психологические особенности детей....