П.К. 3.4
материал


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Медведев Денис Валерьевич

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СПРИНТЕРСКОМУ БЕГУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

                             КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

Защите

Физическая культура

«_____» декабря 2021 г.

Курс: 3, группа: 39

Заместитель директора по НМР

Руководитель: Сайбель М.Н.,

____________ / Анищенко И.Л.

Кандидат педагогических наук, доцент

Курсовая работа защищена

с оценкой___________________

                                                         

«_____» декабря 2021 г.

Председатель комиссии:

_______________ /

Члены комиссии:

_______________ /

_______________ /

Челябинск, 2021


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СПРИНТЕРСКОМУ БЕГУ

1.1 Основные понятия и техника спринтерского бега

1.2 Физические качества необходимые спринтеру

1.3 Спринтерский бег в школьной программе по физическому воспитанию

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2        МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СПРИНТЕРСКОМУ БЕГУ

2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности организма обучающихся от 10 до 12 лет

2.2        Средства и методы обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе

2.3 Критерии оценивания обучения спринтерскому бегу

2.4 Программа обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3

6

6

11

13

14

17

27

30

32

33

34


ВВЕДЕНИЕ

Спринтерский бег входил в программу всех спортивных соревнований, когда-либо проводившихся в истории.

Спринт – емкое динамичное слово, которое олицетворяет драматическую смену ситуаций спортивной борьбы, острые психологические поединки, силу, молодость, мужество. Таков спринт – интереснейшее и древнейшее соревнование легкой атлетики всех времен. Десятые и сотые доли секунды, зафиксированные в судейских протоколах, – по сути дела, спрессованные годы труда, сомнений, поисков и многого другого, что входит сейчас в обобщенное понятие «учебно-тренировочный процесс».

Со спринтерским бегом знакомы все спортсмены без исключения. Спринт широко используется в тренировке представителей самых различных видов спорта, как прекрасное средство развития скоростных возможностей человека. Высокая цена каждой доли секунды, затраченной на преодоление дистанции, обязывает самым серьезным образом относиться к любым, казалось бы, незначительным, сторонам подготовки спортсмена [5].

Спринт предъявляет чрезвычайно высокие требования к физическим и психическим качествам человека. Бегун на короткие дистанции должен обладать прекрасной реакцией, показывать высокий уровень мощности, владеть самой совершенной техникой бега и стартового разгона. Поэтому тренеру и спортсмену необходимо использовать на практике результаты последних научных разработок в области биомеханики, физиологии и других наук, имеющих отношение к системе подготовки в спринтерском беге.

Физическое воспитание и спорт являются важнейшими средствами укрепления здоровья, достижения физического совершенства, формирование морально-волевых качеств, эстетического воспитания подрастающего поколения. Спортивные занятия с детьми, подростками, юношами и девушками стали составной частью их всестороннего и гармонического развития, одним из важных условий духовного и физического совершенствования.

В процессе общественного развития возник ряд научных дисциплин, призванных глубоко и всесторонне отображать сущность явлений физического воспитания, раскрывать его закономерности, расширять и углублять знания об эффективных средствах, методах и формах организации воздействия на физическое развитие и физическую подготовленность человека. Теория и методика юношеского спорта основывается на учете возрастных особенностей детей школьного возраста, раскрывает содержание, средства, методы, формы организации проведения спортивных занятий на каждом этапе многолетней подготовки.

Спринт предъявляет высокие требования ко всем сторонам физической подготовленности, особенно к скоростным способностям. В возрасте 9-11 лет у мальчиков и девочек лучше всего развиваются эти способности: быстрота движения, скоростно-силовые качества (взрывная сила), максимальная частота движения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка бегуна на короткие дистанции – многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого – обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой результатов. Зачастую построение тренировочного процесса происходит по устаревшим методикам, которые основываются лишь на опыте предыдущих поколений, которое не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету. Лишь с недавнего времени в практике все чаще стали использовать научно-методический подход, основанный на знаниях, полученных в ходе анализа и ведения статистики. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли такие специалисты как Н. Г. Озолин [21], В. М. Дьячков [9], В. В. Кузнецов [15], Ю. В. Верхошанский [5], Рыбакова Е. О [22], В. Г. Алабин [2] и др.

На основании актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методика обучения спринтерскому бегу обучающихся 5 класса на уроках физической культуры» [14].

Цель исследования: изучить методику обучения спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса на уроках физической культуры.

Объект исследования: процесс обучения на уроках физической культуры в 5 классах.

Предмет исследования: методика обучения спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса на уроках физической культуры.

Исходя из сформулированных целей, были выявлены задачи исследования:

  1. Рассмотреть средства и методы обучения спринтерскому бегу.
  2. Изучить возрастные анатомо-физиологические особенности у обучающихся 5 класса.
  3. Подобрать критерии оценивания техники спринтерского бега.
  4. Разработать программу занятий по обучению спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников.

 


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ И ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1 Основные понятия и техника спринтерского бега

Понятие "бег на короткие дистанции" объединяет группу беговых видов легкоатлетической программы. В эту группу видов входит бег на дистанции протяженностью до 400 м, а также различные виды эстафетного бега, включающие этапы спринтерского бега. Бег 100, 200 и 400 м, эстафетный бег 4х100 м и 4х400 м, как для мужчин, так и для женщин, включается в программу олимпийских игр. Дистанции 30, 50, 60 и 300 м включаются в соревнования в закрытых помещениях и в соревнования юных легкоатлетов [11].

Бег на короткие дистанции, как правило, характеризуется максимальной интенсивностью пробегания всей дистанции в анаэробном режиме.

1.2 Физические качества необходимые спринтеру

Для достижения высоких результатов в спринтерском беге важны все стороны подготовки спортсмена. Немаловажное значение среди них принадлежит определенным физическим качествам, без которых даже самая идеальная техника не позволит спортсмену показать запланированный результат [22].

Специалисты выделяют следующие важные физические качества спринтера [8, 13, 9].

1. Скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Выделяют следующие элементарные формы проявления скоростных качеств: латентное время двигательной реакции (т.е. время от появления сигнала для начала двигательного действия), зависит эта форма, прежде всего от подвижности нервных процессов; скорость отдельного движения при малом внешнем сопротивлении, так и быстрота реакции является до известной степени врожденным качеством и трудно поддается развитию в процессе тренировки; максимальный темп мышечных сокращений.

К скоростным способностям относят также: быстроту выполнения целостных двигательных действий; способность как можно быстрее набрать максимальную скорость; способность длительно поддерживать ее. В каждом виде спорта чаще всего встречается комплексное проявление скоростных способностей. Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Простой реакцией называется ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный). Примерами такого вида реакций являются старт в ответ на выстрел в легкой. Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному (скрытому) периоду реакции – временному отрезку от момента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простой реакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.

Сложные реакции – это выбор движения и реакция на движущийся объект. Для практики физического воспитания наибольшее значение имеет быстрота выполнения целостных двигательных действий: в беге. Скорость в целостных сложно-координационных двигательных актах зависит не только от уровня быстроты, но и от техники владения действием, координационных способностей, мотивации, волевых качеств и др. Поэтому при оценке скоростных способностей на основе комплексных форм движений эти слагаемые стараются максимально нивелировать или уровнять.

Основное условие специальной тренировки для развития скоростных качеств заключается в обязательном выполнении упражнения с интенсивностью близкой к максимальной. Они должны удовлетворять, по меньшей мере, трем требованиям:

1) техника упражнения должна обеспечивать возможность выполнять быстрые движения;

2) упражнения скоростного характера должны быть хорошо освоены, для того чтобы не расходовать лишнюю энергию и не концентрировать внимание на преодолении сложностей движений;

3) продолжительность упражнения должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Скорость в циклических двигательных действиях определяется не только темпом мышечных сокращений, но и быстротой перемещения в пространстве. Абсолютная скорость перемещения напрямую зависит от уровня владения совершенной техникой. Отсюда следует, что воспитание скоростных качеств находится в определенной зависимости от развития и совершенствования индивидуальной техники. Опыт подсказывает, что существенно повысить уровень максимальной частоты чрезвычайно тяжело, задача повышения силовых возможностей, а также технической подготовленности решается более просто [4].

С помощью силовых и скоростно-силовых упражнений развивается преимущественно быстрота отдельных движений, кроме которой существуют быстрота реакции и быстрота как необходимая характеристика темпа движений. Предпосылками быстроты выступает не только природная подвижность нервных процессов, но и уровень нервно-мышечной координации, который повышается под влиянием специальной тренировки.

При подборе упражнений, направленных на развитие темпа движений следует ориентироваться на то, что:

1) эти упражнения могут выполняться индивидуально с заданным темпом или с задачей постепенного увеличения темпа;

2) могут быть групповыми упражнениями, представленными в форме соревнований на быстроту выполнения заданного количества циклов движений или большого количества этих циклов за заданный отрезок времени.

Быстрота реакции до некоторой степени может быть развита упражнений, выполняемых под ожидаемую или неожидаемую резкую команду. Способы выполнения этих упражнений могут варьироваться, как могут и варьироваться и условия.

Скорость движений, частота и скорость реакции зависят от уровня спортивной техники. Овладение наиболее рациональной формой движений (правильное расположение центра тяжести тела, направление усилий ускорение рычагов, использование инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее.

2. Силовые качества. В биомеханике силой действия и человека называется сила воздействия его на внешнее физическое окружение, передаваемая через рабочие точки своего тела.

Сила действия человека зависит от состояния данного человека и его волевых усилий, т. е. стремления проявить ту или иную величину силы, в частности максимальную силу, а также от внешних условий, в частности от параметров двигательных заданий. Взрывная сила  отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время. Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила  способность мышц к скорости наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения. Тренеры должны хорошо знать, как изменяется сила действия спортсмена при разных положениях его тела во время соревнований без этого нельзя найти наилучший вариант техники [10].

3. Выносливость. Это физическое качество считается основным (наряду с силой) качеством спринтеров. Все остальные качества спортсмена быстрота, гибкость, ловкость, равновесие, координация – следует отнести к дополнительным, но тесно связанным с основными.

С развитием выносливости повышается работоспособность всех органов и систем спортсмена, организм начинает работать «на больших оборотах», уменьшается частота пульса, что свидетельствует об улучшении спортивной формы. Все это происходит при разумном и целесообразном планировании тренировки, где развитию выносливости отводится заслуженно большое место, особенно при работе с начинающими спортсменами. Ведь не секрет, что в зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности

Выносливость  это способность совершать работу заданного характера в течение длительного времени, способность бороться с утомлением. Эта способность обуславливается деятельностью коры больших полушарий головного мозга, определяющей и контролирующей работоспособность всех органов и систем. Она обусловлена также подготовленностью мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов. Ухудшение работоспособности нервных аппаратов – главное звено в цепи процессов, характеризующих развитие утомления [26].

Выносливость спортсмена зависит от совершенства его техники, умение выполнять движения свободно, экономно, без излишних энергетических затрат, от уровня развития быстроты, силы, волевых качеств. Различают общую и специальную выносливость. Общая и (неспецифическая) выносливость – это способность продолжительное время выполнять физическую работу, вовлекающую в действие многие мышечные группы и опосредованно влияющую на спортивную специализацию. Специальная (специфическая) выносливость – это способность обеспечивать продолжительность эффективного выполнения специфической работы в течение времени, в определенном виде спорта.

Общая выносливость может проявляться в упражнениях циклического и ациклического характера. Специальная выносливость объединяет в себе три разновидности: скоростная выносливость; силовая выносливость; скоростно-силовая выносливость. Скоростная выносливость характеризуется взаимосвязью скорости и выносливости и проявляется в высоких показателях в беге. Силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и выносливости в основных упражнениях и проявляется в высоких показателях в беге.

Скоростно-силовая выносливость характеризуется взаимосвязью силы и скорости с выносливостью и проявляется в высоких результатах в беге. Можно еще говорить о нервной выносливости – способности длительное время выдерживать большое нервное напряжение. Базой основной для всех видов выносливости служит общая выносливость. Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных спортивных дисциплинах [24].

Таким образом, для спринтера важным качеством является быстрота. Тем не менее, также важна силу и гибкость, развитие которых напрямую связаны с работой над быстротой и которые также влияют на спортивный результат на спринтерских дистанциях. Бегуну-спринтеру необходимо иметь в виду силу не вообще, а развитие динамической силы, именно способности выполнять мощные мышечные сокращения в короткий промежуток времени (взрывная сила).

1.3 Спринтерский бег в школьной программе
по физическому воспитанию

Проблемы управления физкультурно-оздоровительной работой в условиях образовательных учреждений в последние годы постоянно находится в поле зрения ученых, специалистов по физической культуре и спорту и педагогов-практиков. В научной литературе подчеркивается, что конкретным объектом управления всегда является деятельность или отдельные ее составляющие. Управление физкультурно-оздоровительной работой обязательно предполагает определение цели предстоящей деятельности, наилучших путей и средств к ее достижению [2].

Рабочая программа по физическому воспитанию в школе должна соответствовать содержанию Федерального государственного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию содержания предметной области «Физическая культура» [8].

Начинать обучение технике скоростного бега следует в возрасте 7-8 лет. В младшем школьном возрасте дети очень податливы обучению, в том числе и быстрому бегу. Таким образом, базовым этапом специализированного обучения технике спринтерского бега служит возраст школьников примерно 12-15 лет. Однако, настоящая серьезная школа спринтерского бега осваивается учениками в старшем школьном возрасте, когда наряду с улучшением техники, движений используются предпосылки функционального совершенствования. В программе выделяются задачи, средства обучения и нормативные требования по разделам программы.

Основные задачи обучения:

  1. Ознакомиться с особенностями бега каждого занимающегося, определить основные индивидуальные недостатки и пути их устранения.
  2. Научить технике:
  1. бега по прямой дистанции,
  2. бега по повороту,
  3. высокого старта и стартовому ускорению,
  4. низкого старта и стартового разгона,
  5. переходу от стартового разбега к бегу по дистанции;
  6. правильному бегу при выходе с поворота на прямую часть дорожки,
  7. низкому старту на повороте,
  8. финишному броску на ленточку.
  1. Совершенствовать технику бега в полной координации и в условиях соревновательной обстановки [19].

Общей целью образования в области физической культуры является формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни [7].

В соответствии с этим, программа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, включающая обучение спринтерскому бегу, своим предметным содержанием должна ориентироваться на достижение практических целей физического воспитания.

Выводы по первой главе

К бегу на короткие или спринтерские, дистанции относится бег на 60, 100, 200, 400 м, эстафеты 4х100 и 4х400 м. Однако соревнования по бегу проводятся и на более короткой дистанции – 30 м. Особенно большое распространение укороченные спринтерские дистанции получили в связи с переходом спортсменов к круглогодичной тренировке и проведением соревнований в зимнее время в легкоатлетических манежах. В программу Олимпийских игр включаются дистанции 100, 200 и 400 м и эстафеты 4 х 100 и 4 х 400 м. Спринтерский бег отличается высокой скоростью (до 11,0-11,5 м/с), большой мощностью и быстротой движений.

В основе специальной физической подготовки легкоатлета спринтера лежит развитие двигательных качеств, определяющих уровень его работоспособности. Для спринтера важным качеством является быстрота. Тем не менее, также важна силу и гибкость, развитие которых напрямую связаны с работой над быстротой и которые также влияют на спортивный результат на спринтерских дистанциях.

Программа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, включающая обучение спринтерскому бегу, должна соответствовать содержанию Федерального государственного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию содержания предметной области «Физическая культура».


ГЛАВА 2.        МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
СПРИНТЕРСКОМУ БЕГУ

2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности
организма обучающихся от 10 до 12 лет

Процесс созревания не у всех детей идет с одинаковой скоростью. Это связано с индивидуальными свойствами организма, здоровьем ребенка, экологической обстановкой, семейными особенностями и т. д. По мере того как тело растет, происходят и внутренние физиологические изменения. Эти изменения охватывают кости, подкожный жировой слой, мышцы, а также головной мозг. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-синтетическая функция коры; заметно развивается вторая сигнальная система, но при этом первая сигнальная система еще сохраняет свое относительное преобладание. Постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится все более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и дети 10 лет в высокой степени возбудимы и импульсивны [20].

В возрасте 9-10 лет наблюдается увеличение роста и веса, мышечной силы и выносливости, жизненной емкости легких идет довольно равномерно и пропорционально. Происходят изменения и в жировых и мышечных тканях. У мальчиков в этом возрасте подкожный жировой слой продолжает уменьшаться, мышцы же увеличиваются по длине, ширине и толщине. Мальчики и девочки в это время примерно равны по физической силе, но с началом полового созревания положение меняется, так как мускулатура мальчиков становится крупнее и сильнее [25].

Сердечные мышцы хорошо снабжаются кровью, поэтому сердце достаточно выносливо, головной мозг получает достаточное кровоснабжение, что является необходимым условием его работоспособности. В крови заметно увеличивается количество белых кровяных телец, повышающих сопротивляемость организма заболеваниям: возраст от 8 до 10 лет отличается самым низким процентом заболеваемости за все время от рождения до наступления взрослости.

В этот период происходит удлинение костей, что может иногда сопровождаться усиливающимися болями. Скелет и связки детей младшего школьного возраста еще окончательно не созрели, и поэтому большие нагрузки на тренировках могут привести к серьезным травмам. Так у ребят, занимающихся контактными видами спорта, часто травмируются лучезапястные, голеностопные и коленные суставы. У тех, кто занимается гандболом, футболом, травмируются локтевые суставы [1].

Характерная особенность детей этого возрастного периода – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы, более развита наглядно-образная память, чем словесно- логическая. Дети быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Лучше запоминается все яркое, вызывающее эмоциональный отклик. Младшие школьники, как правило, отличаются бодростью, жизнерадостностью. Они общительны, отзывчивы, доверчивы, справедливы [24].

Процессы роста и развития организма детей 10-12 лет, отдельных его органов и систем имеют свои особенности. Темпы роста тела у мальчиков достаточно равномерны, ежегодно длина тела увеличивается на 4-5 см, масса тела – на 2-3 кг. До 10 лет девочки по длине тела уступают мальчикам. В возрасте 10-11,5 лет у девочек наступает скачок роста и с 10 до 12 лет девочки опережают мальчиков по темпам роста. Масса сердца у детей в возрасте 10-11 лет в среднем составляет 112 г, в возрасте 11-12 лет – 128 г. Общая емкость легких колеблется от 1800 до 3400 мл, минутный объем дыхания составляет 3,8-4 л/мин, уровень поглощения кислорода равен 4,8-5 мл/мин/кг. При выполнении нагрузки достаточно быстро развивается утомление. В деятельности сердца преобладает тонус симпатической части вегетативной нервной системы. Частота сердечных сокращений составляет 75-80 уд/мин. [16].

Продолжается развитие двигательных навыков: силы, быстроты, координации. Многочисленные исследования говорят о значительном прогрессе моторного развития в этот период. Так, в возрасте 7 лет мальчик может бросить мяч примерно на 10,5 м. К 10 годам это расстояние увеличивается вдвое, а к 12 годам – втрое. Точность броска при этом также повышается. У девочек наблюдается аналогичный прогресс в умении бросать и ловить мяч, но дальность бросания при этом меньше, чем у мальчиков, что связано с отличиями в развитии мышечной системы. Поэтому в 4-5 классе проведение уроков физической культуры организуется раздельно [3].

Общеизвестно, что развитие скоростных способностей в зрелом возрасте – сложный и неэффективный процесс, а средний школьный возраст создает для этого благоприятные условия. Демонстрация моделей улучшения качества скоростно-силовых навыков с возрастом имеет особое значение, так как уже в детстве и во взрослом возрасте закладывается фундамент для будущего спортивного успеха. В этом возрасте польза от упражнений для тех, кто не занимается спортом, особенно велика, поскольку если в это время скорость не будет улучшена, то в ближайшие годы возникшие задержки будет трудно устранить. Развитие же силового ускорения начинается в 8 лет и длится 14-15 лет [16].

Первый период отрочества называется пубертатным и продолжается с 9- 10 лет до 12-13 лет. Среди доминирующих мотивов: мотивация достижения – желание хорошо и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Престижная мотивация – побуждает выделяться среди сверстников, выделиться, быть первым. Этот мотив может трансформироваться в индивидуализм, постоянное соперничество со способными сверстниками и пренебрежительное отношение к остальным, что искажает нравственную направленность таких детей [22].

Таким образом, процесс физического воспитания школьников пятого класса обучения рекомендуется проводить целенаправленно на достижение и поддержание ими требуемого нормативного уровня скоростных качеств. Параметры нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств школьников, необходимо подбирать таким образом, чтобы они соответствовали должным величинам: интенсивность 95 – 100% от максимальной, число повторений должно быть таким, чтобы снижение интенсивности было не более 10% от максимального результата. Для обеспечения выполнения скоростных упражнений необходимо использовать фронтальный метод, когда все учащиеся одновременно выполняют одно и то же упражнение или поточный метод, когда учащиеся друг за другом выполняют одно и тоже упражнение как бы беспрерывным способом.

2.2        Средства и методы обучения спринтерскому бегу
на уроках физической культуры в 5 классе

Обучение любому двигательному действию на уроке физической культуры подчиняется основным педагогическим принципам и проходит ряд этапов. В настоящее время существует несколько известных методик обучения спринтерскому бегу. Традиционная, основанная на обучении двигательному действию по частям, сообразуется с основными педагогическими принципами «от простого к сложному» и «от главного к второстепенному» и имеет два направления. Первое: на начальном этапе следует обучать по частям, фазам. Второе направление – целостное обучение двигательному действию.

Методика обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе представляет задачи и средства их решения, методы использования упражнений, способы организации занятия и выполнения упражнений, количество повторений упражнений, или их дозировку. При обучении и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимы знания основных закономерностей формирования двигательных навыков [17]. Процесс овладения школьниками движениями проходит в три этапа:

  1. Ознакомление с новым движением, формирование основ техники;
  2. Формирование двигательного умения;
  3. Формирование двигательного навыка.

Обучение технике выполнения спринтерского бега школьника 5 класса следует начинать с демонстрации образцового спринтерского бега, показа кинограмм, плакатов и рисунков бега выдающихся спортсменов мира. Таким образом, можно создать у школьников правильное представление о технике бега на короткие дистанции. Техника бега на короткие дистанции изучается в такой последовательности: бег по дистанции, бег по повороту, низкий старт и стартовый разгон, финиширование, бег по дистанции в целом [19].

Бег по дистанции

В процессе обучения нужно обратить особое внимание на поддержание такой скорости выполнения каждого упражнения, при которой не нарушается техника движения, его амплитуда и свобода. Кроме того, на первых порах упражнения выполняют индивидуально, а затем небольшими группами одновременно. С первых занятий юных спринтеров следует приучать к самоконтролю за правильностью технического исполнения того или иного упражнения.

Основные средства, используемые для обучения технике:

– равномерный бег с малой и средней скоростью на отрезках 40-100 м;

– бег на тех же отрезках, но с ускорениями по 10-20 м;

– ускорения по сигналу в пробежках с ходу и с места;

– различные беговые и прыжковые упражнения на отрезках 30-60 м (семенящий бег, бег с высоким подниманием бедра, многоскоки и др.).

Методическая последовательность обучения технике бега по дистанции (по прямой):

Основные средства:

Упражнение 1. Ходьба с высоким подниманием ноги, руки на пояс, туловище держать прямо.

Упражнение 2. Бег с высоким подниманием бедра:

а) стоя на месте в положении упора под разными углами;

б) на месте без упора, руки на поясе;

в) с набольшим продвижением вперед, руки на поясе. Бедро поднимается по горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется;

г) с "подкидыванием" пятки под бедро и с одновременным подниманием колена вверх.

Упражнение 3. Семенящий бег. Способствует овладению прямолинейной постановкой стопы и полным выпрямлением коленного сустава:

а) на месте, с опорой;

б) без опоры;

в) с медленным продвижением вперед.

Упражнение 4. Овладение прямолинейного движения:

а) бег по коридору (узкой дорожке) шириной 20-30 см, сделанному из резиновой ленты, шнура или шпагата;

б) бег по прямой линии шириной 5 см, стопы ставятся по линии и параллельно ей;

в) бег по гимнастическим скамейкам.

Упражнение 5. Прыжки "с ноги на ногу". Это упражнение вырабатывает широкий шаг, правильное положение после отталкивания и следующего за этим полета (туловище удерживается вертикально, с небольшим наклоном вперед, движения рук как при беге). Нога в момент отталкивания полностью выпрямлена, а другая, согнутая в коленном суставе, выносится вперед – вверх.

Упражнение 6. Прыжки "с ноги на ногу" с переходом на бег по дистанции.

Упражнение 7. Бег на прямых ногах ("ножницы") за счет сгибания и разгибания в голестопных суставах. Продвижения вперед при минимальном сгибании ноги в коленном суставе.

Упражнение 8. Бег с высоким подниманием бедра 10-15 м – переход на бег "с ноги на ногу" 10-15 м – переход на бег по дистанции 20- 30 м.

Упражнение 9. Бег в ровном, спокойном темпе с постановкой стопы на переднюю часть, с увеличением скорости по сигналу учителя (команде, свистку, хлопку).

Упражнение 10. Бег с ускорением (постепенное увеличение скорости). Скорость бега наращивается до тех пор, пока сохраняется свобода движений и правильная их структура.

Упражнение 11. Бег на время с хода (20-30 м).

Техника работы рук при беге на короткие дистанции. Обучению правильной работе рук при спринтерском беге следует уделить особое внимание. Неправильная, закрепощенная работа рук оказывает влияние на нарушение техники бега в целом, приводит к заметному снижению результатов на короткие дистанции. Энергичное расслабленное движения рук способствует увеличению скорости движения ног.

Методическая последовательность обучения технике движения рук.

Основные средства:

Упражнение 1. И.п. – основная стойка. Одна рука на поясе, другая согнута в локтевом суставе как при беге. Движения согнутой рукой в медленном темпе в плечевом суставе. При движении вперед кисть выносится до уровня подбородка, при движении назад – до конца. То же другой рукой.

Упражнение 2. И.п. – основная стойка или выставив одну ногу вперед, руки согнуты как при беге, беговые движения обеими руками. Сочетать напряжения мышц плечевого пояса и рук с их расслаблением. Преподаватель чередует указания: "напряженно", "расслабленно". Благодаря этому бегуны осознают разницу в состоянии мышц и учатся выполнять движения руками расслабленно.

Упражнение 3. То же в ходьбе, медленном и быстром беге.

Упражнение 4. Движения рук как при беге из исходного положения одна нога впереди, другая сзади, туловище несколько наклонено вперед, руки согнуты в локтевых суставах.

Упражнение 5. То же в различном темпе.

Упражнение 6. Беговые движения руками с постепенным выпрямлением туловища из исходного положения – наклон вперед.

Упражнение 7. Стоя на слегка согнутых ногах, руки удерживают концы скакалки, перекинутой через шею и плечи. Движения рук как при беге.

Упражнение 8. Бег в медленном, среднем и быстром темпе, с акцентом на правильную работу рук.

Методические указания: упражнения 2-6 выполнять сериями по 10-15 сек, не более. Длительное выполнение упражнений вызывает у занимающихся утомление, что приводит к лишним движениям головой, туловищем.

Бег по повороту

Методическая последовательность обучения технике бега по повороту:

Основные средства:

Упражнение 1. Бег по кругу диаметром 40-50 м, постепенно уменьшая его радиус (доводя до 10-15 м) с различной скоростью. Обратить внимание на то, что с уменьшением радиуса поворота и увеличением скорости бега наклон туловища увеличивается.

Упражнение 2. Бег по прямой с входом в поворот. При подбегании к повороту для борьбы с центробежными силами занимающиеся должны плавно наклонить туловище влево и слегка повернуть в эту же сторону стопы ног.

Упражнение 3. Бег по повороту с последующим выходом на прямую.

Упражнение 4. Бег с высокого и низкого старта по повороту.

Упражнение 5. Равномерный бег (60-80 м) по повороту беговой дорожки, сначала по крайним дорожкам, затем по первой и второй.

Упражнение 6. Бег по повороту с ускорением, начиная разгон по касательной к внутренней дорожке.

Упражнение 7. Бег с ускорением по прямой с входом в поворот и бег с ускорением по повороту с выходом на прямую.

Уменьшать радиус поворота при обучении следует постепенно, по мере освоения занимающимися правильного навыка бега по повороту. Необходимо фиксировать внимание бегунов на необходимости своевременного наклона в сторону поворота.

Низкий старт

Методическая последовательность обучения технике низкого старта:

Основные средства:

Упражнение 1. Старты из различных исходных положений:

а) из положения стоя согнувшись, из упора лежа согнувшись;

б) из упора стоя на коленях;

в) из упора лежа согнувшись, из упора стоя на одном колене (маховая нога), туловище прямо, руки опущены вниз.

Упражнение 2. Стоя на сильно согнутой толчковой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки полусогнуты, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Упражнение 3. Наклоны туловища в ходьбе. Впереди стоящая нога согнута, руки опущены. По сигналу преподавателя резкое движение вперед головой и плечами. Нога, стоящая сзади, активным движением бедра выносится вперед по кротчайшему пути, а нога, стоящая впереди, с нарастающим усилием проталкивает бегуна вперед, он принимает положение как при беге с низкого старта в момент ухода с колодок и переходит на бег.

Упражнение 4. Выполнение команд "На старт!" и "Внимание!" без стартовых колодок. Преподаватель проверяет правильность принятия стартовых положений у занимающихся и устраняет ошибки. Только после того, как все занимающиеся освоили стартовые позиции, можно переходить к обучению началу бега с низкого старта.

Упражнение 5. Бег с низкого старта без колодок (без сигнала и по сигналу преподавателя). Выполнение низкого старта без стартового сигнала необходимо для того, чтобы бегуны могли сосредоточить внимание на правильности формы и ритма движений, а не на быстроте и силе их выполнения.

Упражнение 6. Установка стартовых колодок (см. раздел "Описание техники").

Упражнение 7. Выполнение команд "На старт!", "Внимание!" занимающихся с колодок. Положение по команде "Внимание!" сохранить неподвижно 2-3 сек.

Упражнение 8. Выталкивание от стартовых колодок без шага приземления на руки. Впереди колодок можно положить мат для смягчения падения на кисти.

Упражнение 9. Прыжки в длину с места из положения низкого старта с колодок. Упражнения 8 и 9 выполняются для овладения отталкиванием.

Упражнение 10. Бег с низкого старта с колодок без сигнала.

Упражнение 11. Бег с низкого старта с колодок по сигналу преподавателя (команда "Марш!", выстрел стартового пистолета, хлопок стартовой хлопушки). Занимающимся дается установка на быстрое выполнение первого шага.

Упражнения для закрепления и совершенствования техники низкого старта:

Основные средства:

Упражнение 1. Бег с низкого старта с колодок в горку.

Упражнение 2. Бег с низкого старта с колодок по различным сигналам, заменяющим стартовые команды (например, "Гоп!", "Беги!" и т.п.)

Упражнение 3. Бег с низкого старта с колодок с затягиванием команды "Марш!" после команды "Внимание!" на 3-5 сек.

Упражнение 4. Бег с низкого старта с колодок после выполнения кувырка вперед.

Упражнение 5. Бег с низкого старта с колодок после прыжка в длину с места.

Упражнение 6. Из положения "На старт!" бросок набившего мяча вперед с последующим быстрым стартом, пытаясь догнать летящий мяч.

Стартовый разгон

Важнейшая задача преподавателя при обучении стартовому разгону научить постепенному выпрямлению туловища.

Методическая последовательность обучения технике стартового разгона:

Основные средства:

Упражнение 1. Выбегание с низкого старта под "воротами", сделанными из веревки, резиновой ленты, или планки для прыжков в высоту в 1,5-2 м от линии старта.

Упражнение 2. Выбегание с низкого старта "на вожжах в упряжке" с преодолением сопротивления. Партнер удерживает стартующего длинной резиновой лентой, скакалкой, пропущенной под мышками бегущего.

Упражнение 3. Выбегание с низкого старта с сопротивлением партнера. Партнер, стоя лицом к стартующему в наклоне, одна нога впереди, упирается прямыми руками в его плечи. С выбеганием бегуна со старта партнер продолжает оказывать умеренное сопротивление, отбегая спиной назад.

Упражнение 4. Бег с низкого старта 10-15 м с сохранением оптимального наклона туловища.

Упражнение 5. Стоя на слегка согнутых ногах, руки удерживают концы полотенца или резинового амортизатора, перекинутого через шею и плечи. Проделать имитационные движения рук при беге.

Упражнение 6. Выталкивание от стартовых колодок без шага. Приземляться на руки. Для смягчения ударов класть впереди колодок мат.

Упражнение 7. Стоя на сильно согнутой ноге, туловище горизонтально, другая нога (прямая) отведена назад. Руки согнуты скрестно, одна впереди, другая сзади. Из этого положения начать бег, сохраняя горизонтальное положение туловища как можно дольше.

Упражнение 8. Стойка на лопатках. Делать беговые движения ногами. Ступни при этом должны описывать круги.

Упражнение 9. Стоя у стенки на возвышении. Производить круговые движения свободной ногой, имитируя движения ног при беге.

Упражнение 10. Подскоки с отталкиванием преимущественно стопой. Ноги в коленях сильно не сгибать. Стопу после отталкивания поднимать носком вверх, а перед приземлением активно опускать носок вниз.

Упражнение 11. Бег прыжками вперед. Туловище держать вертикально, бедро маховой ноги поднимать выше горизонтали, отталкивание направлять вперед.

Упражнение 12. Стоя в 1,5 шагах от гимнастической стенки и опираясь руками о перекладину. Бежать на месте.

Финиширование

Методическая последовательность обучения технике финиширования:

Основные средства:

Упражнение 1. Стоя в шаге, левая (правая) нога впереди, руки опущены вниз. Выполнить шаг вперед с быстрым наклоном туловища вперед и отведением рук назад.

Упражнение 2. Наклон вперед с отведением рук назад при ходьбе.

Упражнение 3. Наклон вперед на ленточку с отведением рук назад и при медленном и быстром беге.

Упражнение 4. Наклон вперед на ленточку с поворотом плеч в медленном и быстром беге индивидуально и в группах.

Упражнение 5. Бросок на ленточку грудью вперед небольшими группами по 3-4 человека с ускоряющегося бега. Каждый бегущий должен статься бежать на одном уровне с остальными (не обгоняя их), а за 6-8 м до финишной ленточки по сигналу преподавателя ускорить бег, чтобы коснуться ленточки первым.

Обучая финишированию важно приучить занимающихся заканчивать бег не у линии финиша, а после нее. Для успешности обучения нужно проводить упражнения парами, группами по 3-4 человека, подбирая учащихся, равных по силам, или применяя гандикап (фора).

Упражнение 6. Бег на 30-50 м с преодолением финишной линии, не замедляя бега; то же с ускорением и на максимальной скорости.

Упражнение 7. Бросок на ленточку грудью вперед с отведением рук назад при беге с различной скоростью.

Упражнение 8. Бросок на ленточку боком с поворотом плеч в беге на различной скорости. Следует обратить внимание занимающихся на необходимость концентрации волевых усилий в конце дистанции, акцентированной работы рук, но без нарушения общего рисунка бега.

Бег по дистанции в целом

Основные средства:

Упражнение 1. Равномерный бег и бег с ускорением на удлиненных отрезках (бегуны на 100 и 200 м на отрезках до 250-300 м и бегуны на 400 м на отрезках до 500-600 метров).

Упражнение 2. Бег с низкого старта на всю дистанцию с различной скоростью и с различными заданиями.

Упражнение 3. Прикидки и контрольный бег на различные дистанции, в том числе и превышающие основную.

Совершенствование бега в целом возможно лишь при овладении прочными навыками технически правильного бега, приобретения умения бежать свободно, контролируя свои движения. На всем протяжении периода обучения технике необходимо применять специальные упражнения, постепенно усложняя их. Весьма эффективным является, в частности, бег с высоким подниманием бедра и загребающей постановкой стопы на грунт.

Таким образом, можно констатировать, что на этапе ознакомления нужно создать представление о движении, которое необходимо освоить; применяемый круг средств может быть самым разнообразным: объяснение преподавателя, показ кинограмм, видеофильмов, показ бега квалифицированными спортсменами, выполнение пробного бега занимающимися. На этапе формирования двигательного умения необходимо путем многократных повторений довести выполнение всех технических элементов спринтерского бега до относительно совершенной формы, исправляя и корректируя возникающие ошибки. На этапе формирования двигательного навыка следует довести выполнение движения до относительного совершенства, научить школьника демонстрировать технику движения в изменяющихся условиях, в том числе и соревновательных.

2.3 Критерии оценивания обучения спринтерскому бегу

Педагогическое тестирование – помогает решению ряда сложных педагогических задач: выявлять уровень развития различных способностей, оценивать качество технической и тактической подготовленности. На основе результатов тестирования испытуемых можно: сравнивать подготовленность, как отдельных учащихся, так и целых групп; осуществлять в значительной степени объективный контроль за обучением (тренировкой) школьников и юных спортсменов; выявлять преимущество и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации занятий [12].

Данный метод выбран нами с целью определения уровня развития техники спринтерского бега у школьников пятого класса. Для этого рекомендуются следующие тесты:

  • Оценка техники бега,
  • Бег 10 метров с высокого старта
  • Бег 30 метров с высокого старта

Оценка техники бега:

Бег на 10 и на 30 метров с высокого старта выполняется по команде «На старт!», «Внимание!», «Марш!»

По команде «На старт!» нужно одну ногу поставить носком к линии старта (не наступая на нее), а другую отвести назад на носок. Впереди следует ставить ту ногу, которая сильнее. Тяжесть тела нужно перенести вперед, руки опустить.

По команде «Внимание!» туловище надо немного наклонить вперед, слегка сгибая ноги в коленях, одну руку вынести вперед, другую отвести назад.

По команде «Марш!» начинают бег.

Фиксируется лучшее время из 2 попыток.

Критериями оценивания техники спринтерского бега являются: бег на 10 метров с высокого старта. Мы составили ошибки за которые будут снижены оценки (таблица 1).

Таблица 1 – Ошибки в технике спринтерского бега у обучающихся 5 класса.

Ошибки

Их устранение

1. Недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед.

Для устранения данного недостатка рекомендуются упражнения для развития силы соответствующих мышечных групп: подъем бедра с отягощением, бег с высоким подниманием бедра с манжетами и без них с различной частотой и амплитудой движения, бег в упоре и др. 

2. Неправильная постановка стоп. Стопы в разные стороны.

 Бег по прямой линии с точной постановкой стоп 50-100 м; бег в коридоре с натянутыми на уровне плеч бегуна веревками 30-40 м. Упражнения выполняются в среднем, а затем в быстром темпе.

3. Руки разогнуты в локтевых суставах, движения рук не правильны в поперечном направлении. Руки недостаточно отводятся назад в момент отталкивания.

Рекомендуется имитация движения рук, стоя на месте, в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой. В начале целесообразно выполнять движения, взявшись за веревку.

4. Излишняя мышечная напряженность и закрепощенность при беге.

Бег с «выключениями» (после набора скорости спортсмен слегка акцентирует выполнение отталкивания в сочетании с подъемом бедра и мгновенно расслабляет ногу при опускании ее на дорожку), 50-60 м (упражнение прекратить в случае закрепощенности движения).

5. Нарушение ритма разбега (нет плавного наращивания длины шагов).

Чтобы устранить такие недостатки, следует выполнять бег со старта по отметкам, под хлопки или другие звуковые сигналы, подаваемые преподавателем.

6. Туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег.

Больше согнуть руки в локтях. Поднять выше голову. Смотреть вперед на расстояние 10-15 м. Выше поднять бедро.

7. Туловище отклонено назад, напряженный бег.

Голову опустить, смотреть вперед, а не на вверх.

При беге по дистанции критерии оценивания будут следующими (таблица 3):

  • Если идеальный бег по дистанции с соблюдением техники, то оценка «5».
  • Если есть незначительные ошибки, такие как, недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед-вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед; нарушение ритма разбега (нет плавного наращивания длины шагов), то оценка «4».
  • Если есть серьезные ошибки, такие как, руки разогнуты в локтевых суставах, движения рук не правильны в поперечном направлении. Руки недостаточно отводятся назад в момент отталкивания; излишняя мышечная напряженность и закрепощенность при беге, то оценка «3».
  • Если есть грубые ошибки, такие как, неправильная постановка стоп. Стопы в разные стороны; туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег; туловище отклонено назад, напряженный бег, то оценка «2».

Таблица 2 – Критерии оценивания скоростного бега у обучающихся 5 класса.

Контрольное упражнение

Мальчики

Девочки

оценка, балл

оценка, балл

5

4

3

5

4

3

Бег 30 м. с высокого старта

5.7

6.0

6.5

5.9

6.2

6.6

Таблица 3 – Критерии оценивания техники бега на 10 и 30 метров с высокого старта.

Оценка, балл

Качество выполнения

«5»

Идеальный бег по дистанции без ошибок.

«4»

Незначительные ошибки.

«3»

Серьезные ошибки.

«2»

Грубые ошибки.

Критерии оценки техники бега на 10 метров с высокого старта

Ошибки в технике спринтерского бега будут оцениваться при пробегании дистанции 10 м с высокого старта. Так же будет учитываться время бега. По изменениям в результате и ошибкам будем судить о правильности разработанной нами программе занятий.

Тест проводится в начале обучения и в конце, делаются выводы какие ошибки удалось исправить обучающимися.

2.4 Программа обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры.

Согласно рекомендациям программы по физическому воспитанию обучать школьников спринтерскому бегу можно с 5-го класса. Основная задача – научить школьников технике спринтерского бега и пробегать дистанцию, как можно быстрее.

Обучение можно проводить как в спортивном зале, так и на улице. Освоив технику спринтерского бега в медленном темпе, нужно приступать к освоению скорости. Можно проводить эстафеты, чтобы учащиеся стремились к быстрому бегу.

Подготовка учащихся к спринтерскому бегу требует от учителя физической культуры очень четкой и продуманной организации. Главное и необходимое условие – правильный выбор упражнений с хорошо продуманными действиями.

Поэтому мы определили последовательность применений упражнений для обучения данному навыку обучающихся 5 класса. На первом уроке мы разучиваем технику движения рук, а уже на втором уроке закрепляем пройденный материал и переходим к обучению следующих упражнений. На третьем уроке мы изучаем высокий старт, определяем толчковую ногу, занимаем правильную позицию перед стартовой линией и пробуем стартовый разгон, на четвертом уроке закрепляем пройденное. На пятом уроке мы изучаем правильную технику поднимания бедра при беге, на шестом уроке закрепляем. На седьмом уроке изучаем бег по дистанции с работой руками и правильной постановкой стопы, на восьмом уроке закрепляем материал. На девятом уроке разучиваем правильное финиширование. На десятом уроке закрепляем весь пройденный материал.


Выводы по 2 главе

Развитие спринтерских качеств школьников пятого класса обучения является одной из актуальных задач физического воспитания. Предполагается, что использование разработанной методики по обучению спринтерскому бегу на уроках физической культуры должно положительно влиять на их физическое воспитание.

В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников. Были выделены и обоснованы контрольные упражнения для характеристики методики обучения детей 10-12 лет. В контрольные упражнения вошли:

  1. Бег 10 м. с высокого старта
  2. Бег 30 м. с высокого старта
  3. Оценка техники спринтерского бега


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами исследования было изучено и проанализировано состояние проблемы в научно-методической литературе и в имеющейся практике. Выявлено, что особую актуальность обретает разработка и научное обоснование применения методик обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры.

Исходя из анализа и обобщения научно-методической литературы по данной теме, нами были выявлены основные понятия и определения, относящиеся к технике спринтерского бега. Установлены основные физические качества, необходимые спринтеру. Также нами были выявлены особенности обучения спринтерскому бегу в школьной программе.

Нами было определено содержание методики обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе. Для получения достоверных результатов экспериментального исследования были выявлены организационные условия методики оценки эффективности учебно-тренировочной деятельности детей от 10 до 12 лет. Для корректности методики обучения были учтены анатомо-физиологические и психологические особенности организма детей от 10 до 12 лет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Однотомные издания

  1. Собовый, В. Анатомия человека : учебник / В. Собовый. – М. : Астрель, 2002. – С. 255-265.
  2. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5-9 классов / С.Г. Арзуманов. – М. : Феникс, 2018. – С. 97-110.
  3. Аршавский, И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития / И. А. Аршавский. – М. : Наука, 1982. – С. 270-281.
  4. Бишаева, А. А. Физическая культура : учебник / А. А. Бишаева, А. А. Малков. – М. : КноРус, 2020. – С. 278-285.
  5. Бутин, И. М. Спринтерский бег / И. М. Бутин. – М. : Академия, 2000. – С. 33-41.
  6. Гойхман, П. Н. Легкая атлетика в школе / П. Н. Гойхман, О. Н. Трофимов. – М. : Физкультура и спорт, 1972 г. – С. 30-41.
  7. Копылов, Ю. А. Система физического воспитания в спортивных школах / Ю. А. Копылов, Н. В. Полянская. – М. : Арсенал образования, 2018. –  С. 320-329.
  8. Коренберг, В. Б. Надежность решения двигательных задач / В. Б. Коренберг // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 10. – С. 29-36.
  9. Кузнецов, В. С. Теория и история физической культуры / В. С. Кузнецов. – М. : КноРус, 2020. – С. 388-395.
  10. Озолин, Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. – М. : Библиотека легкоатлета, 2010. – С. 132-140.
  11. Павлова, И. Б. Обучение технике спринтерского бега / И. Б. Павлова. – М. : Дело, 2003.– С. 56-60.
  12. Собянин, Ф. И. Физическая культура : учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений / Ф. И. Собянин. – М. : Феникс, 2020. – С. 187-201.
  13. Байкова, Л. А. Психология здоровья. Социальное здоровье детей и молодежи : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Л. А. Байкова. – М. : Юрайт. – 2019. – С. 216-226.
  14. Волынская, Е. В. Физиология физического воспитания и спорта : Учебно-методическое пособие [Текст] / Е. В. Волынская. – Липецк, 2017. – С. 68-79.
  15. Зайцев, А. А. Элективные курсы по физической культуре. Практическая подготовка / А. А. Зайцев, В. Ф. Зайцева, С. Я. Луценко. – М. : Юрайт, 2020. – С. 192-203.
  16. Козлова, В. И. Физиология развития ребенка: учебное пособие / В. И. Козлова, Д. А. Фарбер. – М. : Терра–спорт, 1983.– С. 31-56.

Аналитическое библиографическое описание

Статья из журнала

  1. Блинова, С. В. Врачебно–педагогический контроль в спортивных играх / С. В. Блинова // Физическая культура. – 2016. – № 3. – С. 41-52.
  2. Богданова, И. Техника бега на короткие дистанции. Специальные упражнения / И. Багданова. // Спорт в школе. – 2003 г. – №8. – С. 17-25.
  3. Веденеева, Л. Ф. Особенности обучения детей старшего возраста общеразвивающим упражнениям / Л. Ф. Веденеева // Культура физическая и здоровье. – 2019. – № 2. – С. 16-19.
  4. Галактионова, М. Ю. Особенности физического развития современных подростков [Текст] / М. Ю. Галактионова // Вестник СУРГУ. медицина. – 2014. – №4. – С.21-25.
  5. Зайцев, А. А. Особенности телосложения и скоростно–силовые способности юных футболистов [Текст] / А.А. Зайцев // Ученые записки университета Им. П.Ф. Лесгафта. – 2015. – №8. – С. 71-74.
  6. Игнатов, А. А. Основы физического воспитания / А. А. Игнатов.– М. : БЕК, 2004 г. – С. 123-140.
  7. Макаров, А. Н. Легкая атлетика / А. Н. Макаров, В. П. Теннов, П. З. Сирин. – М. : Просвещение, 1977 г. – С. 200-230. 
  8. Макарова, Л. В. Особенности физического развития детей 11–14 лет [Текст] / Л.В. Макарова // Новые исследования. – 2016. – №2. – С. 9–23.
  9. Озолин, Н. Г. Легкая атлетика. / Н. Г. Озолин, В. И. Воронкин. – Москва: Физкультура и спорт, 1979 г. – С. 137-140.
  10. Лисовская, Л. Д. Педагогический контроль за специальной физической и технической подготовленностью спортсменов в учебно–тренировочном процессе по баскетболу, волейболу, футболу и теннису / авт. –сост. Л. Д. Лисовская. – Минск, 2017. – С. 28-30.
  11. Приданникова, Л. Н. Социальное здоровье детей и молодежи / Л. Н. Приданникова, Б. Н. Шустин // Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 3 (19). – С. 27-41.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Курсовая работа На тему: Методика обучения спринтерскому бегу обучающихся 5 класса на уроках физической культуры Выполнила: студент 39 группы Медведев Денис Валерьевич Научный руководитель: Сайбель Марина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент Челябинск, 2021 г.

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования 2 Актуальность выбранной темы заключается в том, что подготовка бегуна на короткие дистанции – многогранный и сложный педагогический процесс, состоящий из трех взаимосвязанных компонентов: обучения, тренировки и воспитания, цель которого – обеспечить развитие и совершенствование знаний, умений, двигательных навыков и качеств, необходимых для овладения техникой легкоатлетических упражнений и достижения, предусмотренных планом и программой результатов. Зачастую построение тренировочного процесса происходит по устаревшим методикам, которые основываются лишь на опыте предыдущих поколений, которое не всегда учитывает индивидуальный подход к атлету. Лишь с недавнего времени в практике все чаще стали использовать научно-методический подход, основанный на знаниях, полученных в ходе анализа и ведения статистики. Существенный вклад в разработку этой проблемы внесли такие специалисты как Н. Г. Озолин [21], В. М. Дьячков [9], В. В. Кузнецов [15], Ю. В. Верхошанский [5], Рыбакова Е. О [22], В. Г. Алабин [2] ‏

Слайд 3

Цель исследования: 3 -изучить методику обучения спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса на уроках физической культуры. Объект исследования: -процесс обучения на уроках физической культуры в 5 классах. Предмет исследования: -методика обучения спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса на уроках физической культуры.

Слайд 4

4 Задачи исследования: 1. Рассмотреть средства и методы обучения спринтерскому бегу. 2. Изучить возрастные анатомо-физиологические особенности у обучающихся 5 класса. 3. Подобрать критерии оценивания техники спринтерского бега. 4. Разработать программу занятий по обучению спринтерскому бегу у обучающихся 5 класса. Методы исследования: -теоретический анализ и обобщение литературных источников.

Слайд 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ТЕМЕ И ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 5 РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 1.1 Основные понятия и техника спринтерского бега 1.2 Физические качества необходимые спринтеру 1.3 Спринтерский бег в школьной программе по физическому воспитанию

Слайд 6

6 Основные понятия – Бег на короткие дистанции или спринт – это бег с максимальной скоростью тела за ограниченный период времени, а также одна из легкоатлетических дисциплин сочетающая в себе высокую нагрузку на координацию и требование к высокоразвитой выносливости. – Скоростные качества или быстрота – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. – Начинать обучение технике скоростного бега следует в возрасте 7-8 лет. В младшем школьном возрасте дети очень податливы обучению, в том числе и быстрому бегу . Таким образом, базовым этапом специализированного обучения технике спринтерского бега служит возраст школьников примерно 12-15 лет. ‏

Слайд 7

7 Выводы по 1 главе: В основе специальной физической подготовки легкоатлета спринтера лежит развитие двигательных качеств, определяющих уровень его работоспособности. Для спринтера важным качеством является быстрота. Тем не менее, также важна сила и гибкость, развитие которых напрямую связаны с работой над быстротой и которые также влияют на спортивный результат на спринтерских дистанциях. Программа по физическому воспитанию в общеобразовательной школе, включающая обучение спринтерскому бегу, должна соответствовать содержанию Федерального государственного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию содержания предметной области «Физическая культура».

Слайд 8

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ СПРИНТЕРСКОМУ БЕГУ 8 РАССМОТРЕНЫ ВОПРОСЫ: 2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности организма обучающихся от 10 до 12 лет. 2.2 Средства и методы обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе. 2.3 Критерии оценивания обучения спринтерскому бегу. 2.4 Программа обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры.

Слайд 9

П роцесс физического воспитания школьников пятого класса обучения рекомендуется проводить целенаправленно на достижение и поддержание ими требуемого нормативного уровня скоростных качеств. Для обеспечения выполнения скоростных упражнений необходимо использовать фронтальный метод, когда все учащиеся одновременно выполняют одно и то же упражнение или поточный метод, когда учащиеся друг за другом выполняют одно и тоже упражнение как бы беспрерывным способом. 9 2.1 Анатомо-физиологические и психологические особенности организма обучающихся от 10 до 12 лет.

Слайд 10

10 2.2 Средства и методы обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе. Методика обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе представляет задачи и средства их решения, методы использования упражнений, способы организации занятия и выполнения упражнений, количество повторений упражнений, или их дозировку. При обучении и совершенствовании техники бега на короткие дистанции необходимы знания основных закономерностей формирования двигательных навыков [17]. Процесс овладения школьниками движениями проходит в три этапа: Ознакомление с новым движением, формирование основ техники; Формирование двигательного умения; Формирование двигательного навыка.

Слайд 11

11 2.3 Критерии оценивания обучения спринтерскому бегу. Таблица 1 – Ошибки в технике спринтерского бега у обучающихся 5 класса. Ошибки Их устранение 1. Недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед. Для устранения данного недостатка рекомендуются упражнения для развития силы соответствующих мышечных групп: подъем бедра с отягощением, бег с высоким подниманием бедра с манжетами и без них с различной частотой и амплитудой движения, бег в упоре и др. 2. Неправильная постановка стоп. Стопы в разные стороны. Бег по прямой линии с точной постановкой стоп 50-100 м; бег в коридоре с натянутыми на уровне плеч бегуна веревками 30-40 м. Упражнения выполняются в среднем, а затем в быстром темпе.

Слайд 12

12 Таблица 2 – Критерии оценивания скоростного бега на 30 метров у обучающихся 5 класса . Контрольное упражнение Мальчики Девочки оценка, балл оценка, балл 5 4 3 5 4 3 Бег 30 м. с высокого старта 5.7 6.0 6.5 5.9 6.2 6.6

Слайд 13

13 При беге по дистанции критерии оценивания будут следующими (таблица 3): Если идеальный бег по дистанции с соблюдением техники, то оценка «5». Если есть незначительные ошибки, такие как, недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед-вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед; нарушение ритма разбега (нет плавного наращивания длины шагов), то оценка «4». Если есть серьезные ошибки, такие как, руки разогнуты в локтевых суставах, движения рук не правильны в поперечном направлении. Руки недостаточно отводятся назад в момент отталкивания; излишняя мышечная напряженность и закрепощенность при беге, то оценка «3». Если есть грубые ошибки, такие как, неправильная постановка стоп. Стопы в разные стороны; туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег; туловище отклонено назад, напряженный бег, то оценка «2».

Слайд 14

14 Таблица 3 – Критерии оценивания техники бега на 10 и 30 метров с высокого старта. Оценка, балл Качество выполнения «5» Идеальный бег по дистанции без ошибок. «4» Незначительные ошибки. «3» Серьезные ошибки. «2» Грубые ошибки.

Слайд 15

15 2.4 Программа обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры. М ы определили последовательность применений упражнений для обучения данному навыку обучающихся 5 класса. На первом уроке мы разучиваем технику движения рук, а уже на втором уроке закрепляем пройденный материал и переходим к обучению следующих упражнений. На третьем уроке мы изучаем высокий старт, определяем толчковую ногу, занимаем правильную позицию перед стартовой линией и пробуем стартовый разгон, на четвертом уроке закрепляем пройденное. На пятом уроке мы изучаем правильную технику поднимания бедра при беге, на шестом уроке закрепляем. На седьмом уроке изучаем бег по дистанции с работой руками и правильной постановкой стопы, на восьмом уроке закрепляем материал. На девятом уроке разучиваем правильное финиширование. На десятом уроке закрепляем весь пройденный материал.

Слайд 16

16 Выводы по 2 главе: Развитие спринтерских качеств школьников пятого класса обучения является одной из актуальных задач физического воспитания. Предполагается, что использование разработанной методики по обучению спринтерскому бегу на уроках физической культуры должно положительно влиять на их физическое воспитание. В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников. Были выделены и обоснованы контрольные упражнения для характеристики методики обучения детей 10-12 лет.

Слайд 17

17 Заключение: Исходя из анализа и обобщения научно-методической литературы по данной теме, нами были выявлены основные понятия и определения, относящиеся к технике спринтерского бега. Установлены основные физические качества, необходимые спринтеру. Также нами были выявлены особенности обучения спринтерскому бегу в школьной программе. Нами было определено содержание методики обучения спринтерскому бегу на уроках физической культуры в 5 классе. Для получения достоверных результатов экспериментального исследования были выявлены организационные условия методики оценки эффективности учебно-тренировочной деятельности детей от 10 до 12 лет. Для корректности методики обучения были учтены анатомо-физиологические и психологические особенности организма детей от 10 до 12 лет. В своей дипломной работе я планирую провести тесты на практике и сделать выводы, на сколько обучающиеся усвоили материал и оценить их физическое состояние по сравнению с началом обучения.

Слайд 18

18 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Директор

 МОУ СОШ №104 г. Челябинск

Царигородцева М В

«30» сентября 2021г.

Положение

о проведении школьных соревнований по мини-футболу

среди обучающихся 51 и 52 классов

  1. Цель: Развитие и популяризация мини-футбола

Задачи:

1. Выявление сильнейших команд, лучших игроков

2. Укрепление здоровья детей и подростков

3. Вовлечение обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом

2. Дата и место проведения:  30.09.2021, стадион  

3. Руководство соревнованиями.

Общее руководство и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры: Каримов Раиль Алексеевич

Главный судья соревнований: Медведев Денис Валерьевич

Судья: Богдановский Илья Анатольевич

Главный секретарь: Озерский Павел Сергеевич

Секретарь: Кардополов Вячеслав Юрьевич

4.Участники соревнований.

В соревнованиях принимают участие обучающиеся образовательной организации МАОУ БСОШ №104 г.Челябинска 5 класса.

Состав команды: 6 мальчиков

5. Программа.

Открытие

Сам турнир

Награждение

Закрытие

6. Определение и награждение победителей.

Участники, занявшие 1,2,3 места и лучшие игроки награждаются грамотами.

7. Финансирование.

Расходы, связанные с организацией и награждением победителей за счет средств _____________________________________________________________________________

8. Порядок и сроки подачи заявок.

Заявки на участие предоставляются в судейскую коллегию перед началом соревнований. В заявке указывается фамилия, имя участника, класс, год рождения, виза врача, подпись классного руководителя.

Ответственность за подготовленность участников и их безопасность возлагается на классных руководителей.

Приложение 2

Анализ проведенного мероприятия

«соревнования по мини-футболу»

  1. Мероприятие проведено: «30.09.2021»., 

время проведения в 14 ч 00 мин. 

  1. Проводили:

Общее руководство и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры: Каримов Раиль Алексеевич

Главный судья соревнований: Медведев Денис Валерьевич

Судья: Богдановский Илья Анатольевич

Главный секретарь: Озерский Павел Сергеевич

Секретарь: Кардополов Вячеслав Юрьевич

3. Место проведения: стадион школы  МОУ СОШ №104

4. Количество обучающихся: присутствовало на мероприятии учащихся 20, из них 12 человек участники.

5. Присутствовавшие педагоги: Каримов Раиль Алексеевич

6.  Достигнуты ли цели и задачи мероприятия:

Цель и задачи соревнований по мини-футболу были достигнуты.

7. Опишите поведение судей, задействованных лиц в мероприятии:

Судьи исполняли свои обязанности, в поведении были холоднокровные, не поддавались нападкам со стороны игроков.

8. Расскажите о заинтересованности обучающихся в спортивном соревнонии:

Обучающиеся активно принимали участие в соревнованиях, болельщики активно поддерживали свою команду.

9. Была ли нарушена последовательность отдельных элементов праздника или прослеживалась целостность соревнований:

В ходе спортивных соревнований прослеживалась целостность мероприятия.

10. Есть ли какие-то замечания или рекомендации

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Соревнования по мини футболу среди 5 классов

Сведенье об авторе:

Медведев Денис, студент 49 группы ЧПК №1

ПМ, МДК вид практики:

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1)

УП по МДК02.01. (ЧПК №1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

5 классы

Сроки реализации проекта:

30.09.2021 года

Цель проекта:

Привлечение трудящихся и учащейся молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Задачи проекта:

1) пропаганды физической культуры и спорта среди населения;

2) пропаганды здорового образа жизни.

3) Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья.

4) Выявление сильнейшей команды.

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности «Соревнования по мини футболу среди учащихся 5 классов» предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства.

Этапы проведения проекта:

Подготовительный:

Выбор темы, определение целей и задач;

Определение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

Определить регламент мероприятия;

Утверждение главных судей и их помощников; состав участников;

Исследовательская деятельность:

Сформулировать цель;

Определение программы соревнований;

Продукт проекта/

результаты деятельности:

Продуктом проекта является сам «Соревнования по мини футболу среди обучающихся 5 классов». Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в мини футбол.