ПК 3.3
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат на тему "Организация внеурочной работы по физической культуре в школе" | 112.5 КБ |
Паспорт спортивного зала | 198.3 КБ |
Банк подвижных игр | 127.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Пашков Кирилл Олегович
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
РЕФЕРАТ
Реферат защищен | Специальность: 49.02.01 |
с оценкой_______________________ | Физическая культура |
« » _______________ 20120 года | Курс: 2 , группа: 29 |
Руководитель: Ахметова Е.А., | |
Челябинск, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ | |
| |
| |
| |
| |
Выводы по 1 главе | |
Заключение | |
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИ СПИСОК |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. Физическая культура - это часть общей культуры личности и общества, состоящая из материальных и духовных ценностей, которые создаются человеком и используются для всестороннего совершенствования. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех природных сущностных сил и морального духа человека. В системе всестороннего совершенствования личности она составляет важную основу полноценной жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни, организованного отдыха и полноты творческого самовыражения [9].
Массовость и всеобщность физической культуры обеспечивается обязательными программами физического развития дошкольников в детском саду; комплексной программой физического воспитания учащихся всех классов общеобразовательной и профессиональной школы; физической подготовкой в вузах, спортобществах, клубах и секциях здоровья; программами спортивных школ, секций, кружков, систематической зарядкой дома и на производстве. Широко используется многообразие национальных форм осуществления физической культуры. Вместе с тем, недостаточное использование в целях поднятия уровня физической культуры народа стадионов и парков, слабая инициатива в строительстве простейших спортплощадок и спортзалов, в организации спортивных, туристских и других клубов на кооперативных началах. Между тем, каждый цивилизованный человек смолоду должен заботиться о своем физическом совершенствовании, обладать знаниями в области гигиены и медицинской помощи, вести здоровый образ жизни.
В результате анализа педагогической литературы по проблеме исследования следует, что организация внеурочной работы по физической культуре в школе необходима, но для этого нужно найти средство, которое позволили бы педагогу полноценно реализовать данный процесс.
Цель исследования: формирование потребности у учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к здоровому образу жизни.
Для достижения цели необходима постановка следующих задач исследования:
- Изучить задачи внеурочной работы по физической культуре;
- Проанализировать содержание внеурочной деятельности;
- Изучить и проанализировать формы внеурочной работы.
Методы исследования: теоретические: анализ научно – методической литературы, синтез, сравнение.
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ШКОЛЕ
- Задачи внеурочной работы по физическому воспитанию
Во внеклассной работе по физическому воспитанию ставятся в основном те же задачи, что и на уроке: содействие укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся, успешному выполнению учебной программы по физической культуре, а также воспитание определенных организационных навыков у детей и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выделить ряд направлений. Одно из этих направлений включает в себя расширение и углубление санитарно-гигиенического просвещения учащихся и формирование соответствующих умений и навыков. Необходимо, чтобы в плановом порядке учителя, классные руководители и медицинские работники проводили с учащимися беседы о значении правильного режима дня, о гигиене тела, о способах закаливания и укрепления физических сил и здоровья человека. В средних и старших классах отдельно с мальчиками и девочками проводится разъяснительная работа по половому воспитанию и нравственных основах интимных чувств.
Тематика санитарно-гигиенического просвещения включает в себя также вопросы популяризации физической культуры и спорта и, в частности, организацию встреч со спортсменами, проведение бесед, докладов и лекций о развитии массового физкультурного движения, о важнейших событиях спортивной жизни, о влиянии физкультуры и спорта на повышение работоспособности человека, совершенствование его нравственного и эстетического развития [2].
Важным направлением внеклассной работы по физическому воспитанию является использование естественных сил природы (солнца, воздуха и воды) для укрепления здоровья учащихся. С этой целью в школах проводятся экскурсии на природу, организуются походы. Прогулки и туристские походы для младших школьников должны быть непродолжительными (3—4 часа). Обычно они сопровождаются сообщением детям определенных знаний и правил поведения в походе. В походе дети приобретают первоначальные навыки по туризму (ориентирование на местности, организация места отдыха, приготовление пищи и т.д. ). Прогулки и походы лучше намечать в такие места, где дети могут пополнить свои знания о природе, услышать рассказы интересных людей [11].
В системе внеклассной работы большое значение имеет спортивное
совершенствование учащихся, развитие их способностей в различных видах физкультуры и спорта. Эта задача решается с помощью организации работы спортивных секций по гимнастике, спортивным играм, легкой атлетике и др.
Содержание занятий в секциях и кружках в начальных классах могут составлять упражнения из учебной программы, подвижные игры, катание на лыжах и коньках и другие простейшие известные детям упражнения. Существенным направлением внеклассной работы является организация и проведение спортивно-массовых мероприятий в школе. К ним относятся спортивные праздники, организация школьных спартакиад, соревнований, вечеров, «дней здоровья» и т.д. Спортивные соревнования среди младших школьников обычно проводят также по знакомым детям подвижным играм и по другим упражнениям учебной программы, не вызывающим у школьников чрезмерных физических напряжений. Физкультурные праздники в начальных классах обычно посвящаются каким-либо знаменательным датам. В программу таких праздников, как правило, включают парад участников и торжественное открытие праздника с подъемом флага, массовые гимнастические выступления, простейшие спортивные соревнования, игры, аттракционы, пляски, хороводы, песни. На торжественном закрытии праздника вручают призы и грамоты победителям.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия могут проводится в режиме учебного и продленного дня, а также в форме внеклассной работы. К первым относятся, непосредственно, урок физкультуры, гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на большой перемене, продленка.
В комплексной программе физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы включены внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. В ней определяется содержание занятий в школьных секциях популярных видов спорта, группах ОФП и кружках по физкультуре. Это значит, что внеклассная работа является обязательной и требует выполнения учителями физкультуры и педагогами дополнительного образования программных требований, а учениками сдачи нормативов по повышению спортивного мастерства в выбранном виде спорта.
В разделы других школьных программ не входит внеклассная работа с учениками, но практически все школы имеют функционирующие в своих рядах различные секции, кружки, группы, клубы [12].
Главная цель внеклассной работы – организация досуга школьников, несущего оздоровительный эффект.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят, в основном, по урочному типу, т.е. они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями ,вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависит от индивидуальных склонностей, интересов, способностей занимающихся, а также от особенностей регулирования бюджета личного свободного времени, расходование которого далеко не всегда поддается унифицированной регламентации. Тем не менее и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно, когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностями. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности [12].
Занятия, организуемые в условиях добровольного физкультурного движения урочного типа более вариативны. Они видоизменяются в зависимости от профилирования содержания в направлении, добровольно избираемом занимающимися соответственно их индивидуальным устремлениям (спортивное совершенствование, либо пролонгированная ОФП, либо физкультурно–кондиционная тренировка, либо занятия, направленные на реализацию частных задач), а также в зависимости от ряда переменных обстоятельств (изменение в режиме жизни занимающегося, конкретные возможности выделения времени для занятий, условия их оснащения и т. д.)
Это обусловливает своеобразие используемых форм урочных занятий. В различных ситуациях они значительно различаются, в частности, по
соотношению структурных элементов, способам организации активности занимающихся, уровню и динамике предъявляемых нагрузок, объему и характеру распределения затрат времени. В некоторых случаях, когда есть соответствующие условия, урочные занятия организуются и по типу индивидуальных уроков, что нередко бывает, например, в работе тренера со спортсменом высокого класса. Однако эта наиболее индивидуализированная форма урочных занятий по понятным причинам не может быть основной в массовой практике.
К внеклассной работе по физической культуре относятся: спортивные секции по различным видам спорта (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, легкая атлетика, лыжные гонки, художественная гимнастика, хореография, бальные танцы, шейпинг, различные виды единоборств и др.), спортивные кружки, группы ОФП, спортивные клубы, команды и т.п.
- Содержание внеурочной работы
Внеклассная работа проводится во внеурочное время в виде занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке к туризму, в секциях, группах, командах.
Основным содержанием внеклассных занятий с детьми является материал учебной программы по физической культуре, используемый с целью совершенствования умений и навыков учащихся в выполнении различных упражнений как в обычных условиях, так и в усложнённых, в частности на местности [1].
Дополнительный материал берется из журналов «Физическая культура в школе», «Вожатый», «Пионер», «Костер», из газеты «Пионерская правда» и соответствующей литературы. Значительнее место отводится общеразвивающим упражнениям без предметов и с предметам, упражнениям на гимнастических скамейках и стенке, со скакалками, в равновесии, лазанье, прыжках. Разучиваются комбинации вольных упражнений и пирамиды для выступлений на пионерских сборах, утренниках, праздниках.
Самое большое место во внеклассной работе занимают игры. При этом программный материал по играм значительно расширяется за счет дополнительных игр, близких по своему содержанию к программным. Особое внимание при проведении внеклассных занятий, в том числе и игр, уделяется соответствию используемого материала, изучаемому на уроках учебному материалу, чтобы сочетание учебных и внеклассных занятий способствовало совершенствованию двигательных умений и навыков детей.
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Основными формами являются: походы, занятия в группах общей физической подготовки, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях [1].
- Организация внеурочной работы
В учебных группах секции 15—20 человек. Комплектование групп производится с учетом возраста и физической подготовленности учащихся. В период подготовки к соревнованиям создаются команды. Количество участников зависит от условий соревнований. Участники команд не прекращают занятий в секции. Кроме того, с участниками команд могут проводиться дополнительные занятия (тренировки).
Занятия учебных групп общеобразовательных школ г. Запорожье проводятся один-два раза в неделю, в свободное от уроков время, по расписанию, утвержденному директором школы. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 60 мин.
В каждой учебной группе избираются старосты, а в командах — капитаны. Старосты и капитаны напоминают учащимся о занятиях, учитывают посещаемость, помогают совету коллектива (кружка) и руководителям групп в их работе [7].
В школе наряду с секцией общей физической подготовки могут быть организованы секции по видам спорта: для детей I класса по плаванию, теннису и настольному теннису, фигурному катанию на коньках; для детей II класса, кроме тех, которые предусмотрены для І класса,— по спортивной гимнастике (девочки с восьми, мальчики с девяти лет); начиная с III класса допускаются занятия в секциях плаванья и прыжков в воду. С десятилетнего возраста учащиеся допускаются к занятиям в секциях: бадминтона, художественной гимнастики, конькобежного спорта, легкой атлетики, парусного спорта, футбола.
Обязательными условиями для создания секций по видам спорта являются: наличие мест для занятий, необходимое оборудование и инвентарь, а главное — квалифицированное руководство. Руководители спортивных секций должны хорошо знать данный вид спорта, методику проведения занятий, особенности занятий с детьми.
Разносторонняя общая физическая подготовка является основой успехов в любых видах спорта, поэтому на занятиях всех секций значительное внимание уделяется гимнастике, играм, легкой атлетике.
Занятиями в группах и командах могут руководить учителя или инструкторы-общественники, старшеклассники (в средней школе), а также спортсмены и тренеры спортивных обществ.
Кроме организации практических занятий, коллектив (кружок) физической культуры вместе с учителями, привлекает учащихся к работе по устройству новой спортивной площадки; в тесном контакте с кружком «умелые руки» организует изготовление простейшего инвентаря; проводит спортивные соревнования, физкультурные праздники, выступления на утренниках и других мероприятиях; помогает врачу и учителям в пропаганде физической культуры и спорта среди учащихся и родителей и т. д.
Членов коллектива (кружка), проявивших интерес к занятиям физической культурой и спортом и добившихся некоторых успехов, школа может направить в детскую спортивную школу.
К учащимся, состоящим в коллективе (кружке) физкультуры, предъявляются определённые требования. Они должны успевать по воем предметам, соблюдать правила личной гигиены, заниматься в одной из групп или команд и участвовать в проведении физкультурных мероприятий.
Члены коллектива, показывающие хорошие успехи в занятиях физкультурой и сочетающие это с высокой успеваемость во всем предметам и примерной дисциплиной, поощряются директором школы.[4]
- Формы внеурочной работы
Ниже рассмотрены основные формы проведения внеурочной работы по физической культуре:
- «Часы игр».
«Часы игр» проводят в каникулярный период времени, а также во внеурочное время. Для участия в играх назначают определенный день и час в школе или на площадке. Если погода хорошая, то независимо от времени года, игры проводят на открытом воздухе.
Игры необходимо подбирать в соответствии с возрастом и подготовленностью участников, они должны быть доступными как для мальчиков, так и для девочек. Их содержание должно быть простым, легким в объяснении, интересным и увлекательным. Кроме того, эти игры должны правильно чередоваться. В одном занятии должны содержаться как спокойные игры, так и подвижные. Так как игры являются любимым занятием учащихся младших классов, то их необходимо проводить во внеурочное время в специальные «часы игр», на утренниках, на праздниках, на прогулках, на экскурсиях и т.д. Чтобы проводить эти виды внеклассной работы необходимо подготовить актив учащихся [5].
- Спортивные соревнования. Самая интересная и увлекательная форма внеклассной работы по физическому воспитанию в начальной школе – это спортивные соревнования. Благодаря спортивным соревнованиям можно привлечь учащихся систематически заниматься физическими упражнениями как в коллективе физкультуры, так и дома.
Спортивные соревнования направлены на повышение физической подготовленности учащихся, а также помогают сплотить коллектив. Как и другие виды внеурочной работы, соревнования входят в состав общего годового плана работы школы. Организация и проведение спортивных соревнований осуществляется педагогами физической культуры под руководством директора школы. Соревнования проводятся исходя из 21 положения, в котором указаны цель и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачета, порядок награждения, форма заявки и срок ее представления [4].
Для учащихся начальных классов школы проводят соревнования по играм и легкой атлетике. Программа соревнований по играм состоит из подвижных игр, которые отражены в школьной учебной программе, и игр, которые наиболее хорошо разучены на внеурочных занятиях. Соревнования по подвижным играм можно проводить среди всех учащихся. В процессе подготовки и проведения соревнований нужно привлечь как можно больше учащихся. На них возлагается ответственность по подготовке мест для соревнований, инвентаря, оформления площадки или зала, судейских протоколов. Учащиеся, которые не принимают участие в соревнованиях, но при этом хорошо проинструктированы, могут производить измерения и записи результатов, подсчет очков – работают на соревнованиях с судьями.
- Спортивные секции. Для учащихся, которые хотят заниматься определенным видом спорта - создают спортивные секции.
Основные задачи секций:
1) приобщение учащихся к систематическим занятиям спортом;
2) содействие спортивному совершенствованию учащихся в избранном виде спорта;
3) подготовка учащихся к участию во внешкольных соревнованиях;
4) содействие приобретению знаний и навыков инструкторской работы и судейства соревнований [13].
В состав секции входят учащиеся основной медицинской группы, которые имеют допуск медицинского работника к занятиям. Распределение учащихся в секциях происходит с учѐтом их возраста по группам: 6 - 7 лет, 8 - 9 лет, 10 - 11 лет, а также с учетом пола и уровнем спортивной подготовки.
- Недели физической культуры.
В течение недели проводят разные спортивные мероприятия по параллелям во всех классах. В рамках недели физкультуры можно запланировать следующие мероприятия: а) 1-2 классы: Путешествия по сказкам; б) 3-4 классы: «Веселые старты» [3].
5) Дни здоровья. Дни здоровья принято проводить 1 раз в четверть, при этом участие принимают учащиеся всех классов. В дни здоровья проводят подвижные и спортивные игры, различные эстафеты, конкурсы, «Весѐлые старты». По итогам дней здоровья определяют лучшего спортсмена школы и лучший спортивный класс [6].
6) Спортивные праздники. Спортивные праздники посвящаются тематическим датам. По традиции в школах принято проводить следующие мероприятия: «Великолепная семерка», Праздник мяча», Малые Олимпийские игры, путешествие в страну «Баскетболия» [10].
Выводы по 1 главе
Физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащихся потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию. В этом смысле физическое воспитание выступает как многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культуры и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, привычек и здорового образа жизни.
В целом следует отметить, что влияние учебных занятий на физическое развитие и воспитание учащихся зависит от эффективного использования всего многообразия средств и методов, содействующих решению этой задачи.
Заключение
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.
Результаты исследования позволяют сформулировать следующие выводы в соответствии с поставленными задачами.
На основе анализа научно-методической литературы понятие физическое воспитание можно определить как сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Наряду с осуществлением физического развития, физическое воспитание призвано возбуждать у учащегося интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укрепления здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому развитию.
Современная концепция модернизации системы физического воспитания учащихся предполагает решение ряда задач, которые можно объединить в две группы: развитие индивидуальных способностей ребёнка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры; обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
Во время проведения исследования мы убедились, что новые, более разносторонние методы и средства воспитания физических способностей, учащимися воспринимаются активнее, что дает качественную двигательную активность, как в изучении и формировании новых навыков, так и в развитии и закреплении уже известных двигательных действий.
В курсовой работе, мы планируем
Библиографический список
- Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М.Я. Виленский. – Москва: Просвещение, 1989. – 305 с.
- Внеурочная деятельность по предмету "Физическая культура" в условиях реализации ФГОС: учебно-методическое пособие / Н.И. Синявский, Г. М. Акушев, А. В. Фурсов, Р. И. Садыков; РИО СурГПУ. – Санкт-Петербург: РИО СурГПУ, 2018. – 114 с.
- Гончарова, Л.В. Предметные недели в школе Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2011. - 136 с.
- Железняк, М.Н. Спортивные игры / М. Н. Железняк. – Москва: Педагогика, 2001. – 147 с.
- Жуков, М.Н. Подвижные игры / М.Н. Жуков. – Москва: Педагогика, 2010. – 238 с.
- Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре / В.И. Ковалько. – Москва: Вако, 2011. – 98 с.
- Козленко, М.П. Теория и методика физического воспитания / М.П. Козленко. – Курск: Радянская школа, 1984. – 296 с.
- Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся: Просвещение / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов; Просвещение. – Москва, 2016. – 125 с.
- Кузнецов, В.С. Внеурочная деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в физической культуре. Пособие для учителей и методистов / В.С. Кузнецов. – Москва: Просвещение, 2014. – 128 с.
- Овчаров В.С. Настольная книга учителя физической культуры / В.С. Овчаров. – Минск: Сэр – Вит, 2008. – 288 с.
- Спортивно – оздоровительная деятельность младших школьников: учеб. пособие / И.Н. Курбенко, Н.А. Лободина; ФГОС НОО. – Москва: ФГОС НОО, 2016. – 203 с.
- Федеров, В.Г. Оздоровительные программы по физической культуре и спорту / В.Г. Федеров. – Москва: Просвещение, 2014. – 236 с.
- Шашурин, А.В. Физическая подготовка / А.В. Шашурин. – Москва: Физкультура и спорт, 2013. – 403 с.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Банк подвижных игр
Беги за мной
Оборудование: мячи
Подготовка. Из числа играющих выбирают 2 водящих, которым дают по мячу. Остальные свободно располагаются на площадке.
Содержание. По сигналу водящие начинают догонять убегающих и салить касанием мяча или свободной рукой. Если во время погони за убегающим перед водящим пробежит игрок, то водящий должен начать его ловить. Водящий, поймавший игрока, отдает ему свой мяч и убегает. Выигрывают те, которые ни разу не были водящими в течение игры.
Бездомный заяц
Подготовка. Из числа играющих выбираются 2 водящих – «охотник» и «заяц». Все остальные по тройкам равномерно размещаются по площадке. 2 игрока берутся за руки, между ними становится «заяц».
Содержание. По сигналу учителя «охотник» начинает ловить «бездомного зайца», который убегает от него. Если «бездомный заяц», спасаясь от преследования, забежит в один из «домов», то хозяин «дома» должен выбежать из него, становясь новым «зайцем». Если «охотник» успевает дотронуться до убегающего «зайца», то они меняются ролями. Выигрывает тот, кто ни разу не был «охотником» в течение игры.
Белые медведи
Подготовка. Из числа играющих выбирают 2 водящих – «белых медведей». Остальные – «медвежата», которые произвольно размещаются на площадке.
Содержание. По сигналу учителя водящие, взявшись за руки, начинают ловить «медвежат». Пойманный садится на скамейку, а водящие продолжают ловить остальных. Когда пойманных станет двое, они образуют пару и тоже начинают ловить «медвежат». Игра продолжается до тех пор, пока непойманными останутся только 2 «медвежонка». Непойманные считаются самыми ловкими и при повторе игры назначаются водящими.
Бульдоги
Подготовка. Из числа играющих выбирают 2-3 водящих – «бульдогов», которые становятся на противоположной лицевой линии напротив остальных играющих.
Содержание. По сигналу учителя «бульдоги» и все играющие выбегают навстречу друг другу. Играющие, перебегая на сторону, где стояли «бульдоги», стараются, чтобы они их не поймали. Игроков, которые не успели убежать за лицевую линию или присесть во время перебежки, водящие салят касанием руки. Пойманный выходит из игры и садится на скамейку. По окончании перебежки «бульдоги» переходят на противоположную сторону, и игра повторяется снова. После двух перебежек подсчитывается количество пойманных, выбираются новые водящие. «Бульдоги», которые поймали больше играющих, объявляются победителями. Также отмечают игроков, которые ни разу не были пойманы водящими в течение игры.
Быстро и точно
Оборудование: мячи, обручи.
Подготовка. Команды строятся перед линией броска в колонны по 1. У направляющих по мячу. Перед каждой командой на расстоянии 2-4-х м от линии броска на полу лежит обруч.
Содержание. По сигналу учителя первый игрок из положения стоя ноги врозь бросает мяч, стараясь попасть внутрь обруча. После броска игрок бежит за мячом, подбирает его и, встав в конец своей колонны, посылает его вперед между ног играющих стоящему впереди. Следующий игрок, получив мяч, повторяет то же самое.
Воздух – земля
Оборудование: скамейки.
Подготовка. Играющие становятся у линии центрального круга.
Содержание. По сигналу учителя «Воздух!» и на счет «1-2-3» все должны быстро разбежаться и присесть на скамейку, подняв ноги. Игрок, который по окончании счета ногой касается пола, выходит из игры и садится в середину круга. По команде «Земля!» и одновременному счету учителя все быстро занимают место по кругу. Тот, кто по окончании счета не успел встать в круг, садится в середину круга. Играющие, которые в течение игры быстро и правильно выполняли команды, объявляются победителями.
Волк во рву
Подготовка. Из числа играющих выбирается 1 водящий – «волк», который нанимает место во «рву» – между центральной и трехметровой линиями. Остальные игроки («козы») располагаются за лицевой линией в/б площадки – линией «дома».
Содержание. По сигналу учителя «козы» перебегают в противоположный «дом», перепрыгивая на одной ноге через «ров». «Волки» стараются запятнать прыгающих. Пойманные садятся на скамейку. По завершении «козами» перебежек за линию противоположного «дома» подсчитывается количество осаленных игроков. После смены водящего игра повторяется заново. Выигрывает тот водящий, который поймал больше «коз». Также отмечают играющих, которые ни разу не были пойманы «волком».
Воробьи и вороны
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды, которые располагаются вдоль центральной линии напротив друг друга. Одна команда получает название «Воробьи», другая – «Вороны».
Содержание. Учитель произносит: «Во-ро,во-ро, во-ро-бьи (во-ро-ны)!». Названная команда убегает в свой «дом» – за лицевую линию в/б площадки, игроки другой команды ловят убегающих. После подсчета запятнанных команды возвращаются на свои места, и игра повторяется вновь. Выигрывает команда, поймавшая больше играющих.
Воробушки и коты
Подготовка. Из числа выбирающих выбираются 2 водящих – «коты», которые становятся в «доме» на противоположных сторонах за лицевыми линиями волейбольной площадки. Остальные игроки – «воробушки» - свободно размещаются на площадке.
Содержание. По команде учителя: «Воробушки прилетели!» – играющие начинают перемещаться по площадке. После слов учителя: «Мяу-мяу, кот проснулся!» – «коты» выбегают на площадку, стараясь поймать как можно больше «воробушков», которые быстро разбегаются и садятся на скамейки. Всех пойманных «коты» уводят в свой «дом». И т.д. После подсчета пойманных каждым «котом» «воробушков» выбираются новые водящие, и игра повторяется заново. Выигрывает «кот», который сумел поймать больше «воробушков». Также отмечают «воробушков», которые ни разу не были пойманы в течение всей игры.
Вырваться из круга
Подготовка. Игроки одной команды, взявшись за руки, образуют круг. Игроки другой команды находятся в круге.
Содержание. По команде игроки, стоящие в кругу, начинают прорываться за его пределы, стараясь разъединить руки игроков, образующих круг после того как последний игрок покинет круг, команды меняются ролями. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.
Вызов
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды, которые располагаются друг против друга в 1 шеренгу на лицевых линиях в/б площадки.
Содержание. По назначению капитана одной из команд, один играющий бежит к команде соперника, игроки которой вытягивают руки вперед, повернув ладони вверх. Подбежав к команде соперника, игрок 3 раза касается ладоней одного или трех разных играющих. После третьего касания игрок бежит обратно к своей команде, а вызванный им соперник старается поймать его. Если ему это не удается, то он становится в затылок за вызвавшим его игроком, а в случае удачи убегавший переходит в «плен» к другой команде. После этого капитан противоположной команды назначает своего игрока для вызова «противника». Побеждает команда, имеющая больше пойманных игроков.
Гонка мяча по кругу
Оборудование: мячи
Подготовка. Играющие становятся по кругу лицом к центру и рассчитываются на1-2-й. Первые номера составляют одну команду, вторые – другую. Направляющим обеих команд (капитанам) дается по баскетбольному или волейбольному мячу.
Содержание. По сигналу учителя капитаны выполняют передачу ближним игрокам своей команды. Одна команда передает мяч по часовой стрелке, другая – в противоположном направлении. Мяч поочередно передается каждому игроку команды и возвращается обратно капитану. Выигрывает команда, сумевшая быстрее передать мяч по кругу.
Вызови по имени
Оборудование: мяч
Подготовка. Играющие становятся у линии центрального круга, лицом к центру. Из числа играющих выбирают водящего, который становится в центре круга с мячом в руках.
Содержание. По сигналу учителя водящий бросает мяч вверх и называет имя любого играющего. Вызванный игрок бежит в круг и старается поймать мяч. В это время остальные играющие разбегаются по площадке. Поймав мяч, игрок кричит: «Стой!». Все останавливаются на том месте, где их застала команда. Водящий бросает мяч в кого-нибудь из играющих, которые могут увертываться от мяча, не сходя с места. Если мяч попадет в игрока, то ему засчитывается штрафное очко, и игра начинается снова. Если же бросок неудачен, то водящий бежит за мячом и, поймав его, вновь командует: «Стой!».
Делай как я
Подготовка. Учитель располагается перед играющими, которые стоят в шеренге.
Содержание. Учитель показывает и озвучивает свои движения, которые все стоящие в шеренге за ним повторяют. Когда учитель произносит «Руки вверх» и т. д., а сам выполняет приседание, играющие должны выполнить то, что учитель показывает, а не то, что он говорит. Тот, кто ошибается, выполняет шаг вперед. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных, которые остались стоять в И. п.
Западня
Подготовка. Играющие образуют два круга. Внутренний круг, взявшись за руки, движется в одну сторону, а внешний – в другую.
Содержание игры. По сигналу руководителя оба круга останавливаются. Стоящие во внутреннем круге поднимают руки, образуя ворота. Остальные то вбегают в круг, проходя под воротами, то выбегают из него. Неожиданно руководитель подает следующую команду, и игроки внутреннего круга резко опускают руки вниз. Игроки, которые оказались внутри круга, считаются попавшими в западню. Они присоединяются к стоящим во внутреннем круге и берутся за руки. После этого игра повторяется. Игра продолжается до тех пор, пока во внешнем круге останутся три игрока. Они и являются победителями.
Правила игры:
1. Игра начинается по сигналу руководителя и в заданном направлении. 2. Пойманные игроки становятся во внутренний круг.
Живое - неживое
Оборудование: мяч
Подготовка. Играющие встают в шеренгу. На расстоянии 5 м лицом к ним стоит водящий с мячом в руках.
Содержание. Водящий называет разные предметы, живые и неживые, и поочередно бросает мяч игрокам. Игрок ловит мяч, когда водящий называет живое существо. Когда называется неживой предмет, мяч не ловится, а отбивается игроком в направлении водящего. Игрок, который правильно реагирует на слова водящего, выполняет 1 шаг вперед, и наоборот. Тот, кто первым дойдет до водящего, становится водящим.
Два мороза
Подготовка. В центре площадки становятся 2 водящих – «2 мороза», все остальные располагаются за лицевой линией волейбольной площадки – в «доме».
Содержание. По команде учителя 2 «мороза» громко произносят речитатив:
Мы 2 брата молодые, 2 мороза удалые: я мороз – Красный нос, я мороз – Синий нос. Кто из вас сейчас решится в путь-дороженьку пуститься?
Играющие отвечают хором:
Не боимся мы угроз, И не страшен нам мороз!
С этими словами играющие начинают перебежку в противоположный «дом». «Морозы» пятнают их – «замораживают». Пойманные остаются на том месте, где до них дотронулся «мороз». При обратной перебежке, выполняемой после произношения речитатива, играющие пытаются выручить запятнанных, дотрагиваясь до них рукой. «Морозы» мешают этому. После нескольких перебежек водящих меняют. Играющие, которые не были пойманы водящими, объявляются победителями.
Дойти незамеченным
Подготовка. Водящий, закрыв глаза ладонями, становится на противоположной стороне от играющих спиной к ним. Остальные игроки располагаются в 10-15 м от водящего.
Содержание. Водящий медленно и громко произносит: «Быстрей шагай, оглянусь – замирай! 1, 2,…» и поворачивается. Пока водящий произносит эти слова, все играющие должны как можно быстрее приблизиться к нему шагом или перебежками. На слове «три» все должны остановиться. Водящий отсылает обратно на исходную черту играющего, который не успел вовремя остановиться и чьё перемещение он успел заметить. Играющий, который сумеет приблизиться к водящему и коснуться его плеча или спины, становится новым водящим.
Десяточки
Оборудование: в/б мяч
Подготовка. Играющие при помощи считалки определяют очередность выполнения упражнений и становятся с в/б мячом в колонну у черты, начерченной на расстоянии 2-3 м от стены.
Содержание. Первый игрок выполняет каждое упражнение по 10 раз подряд:
- Передача мяча двумя руками сверху.
- Передача мяча двумя руками снизу.
- Стоя левым боком, передать мяч из-под правой ноги.
- Передача мяча из-под левой ноги левой рукой.
- Передача мяча двумя руками с ловлей с отскоком от пола.
- Стоя спиной, передать мяч между ног с поворотом.
- Передача мяча двумя руками с отскоком от пола и стены.
- Стоя спиной, передать мяч назад двумя руками с поворотом.
- Передача мяч из-за спины двумя руками с ловлей мяча после отскока.
- Передача мяча правой рукой с ловлей левой и наоборот.
Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся, то мяч передается следующему игроку. По возвращении хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся. Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания.
Зайцы в огороде
Подготовка. Вокруг центрального круга на расстоянии 2-4 м чертится дополнительный круг. Коридор, образующийся между ними, – «огород». Все играющие – «зайцы» – встают за границей большого круга, водящий – «сторож» – располагается внутри малого круга – «дом сторожа».
Содержание. По сигналу учителя «зайцы», прыгая на двух ногах, проникают в «огород» и обратно. «Сторож» бегает по «огороду» и старается поймать как можно больше «зайцев», которых отводит в свой «дом». Когда будут пойманы 3-4 «зайца», назначается новый водящий из тех, кто играл смело и не был осален.
Оборудование: баскетбольные мячи
Подготовка. Играющие с мячом в руках свободно размещаются на площадке.
Содержание. Каждый участник самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте площадки (ловля, броски, в движении и т. д.). По сигналу учителя все как можно быстрее должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают 1 штрафное очко. Затем игра повторяется. Выигрывает тот, кто за время игры не получил штрафных очков.
Зверушки и тигры
Подготовка. Из числа играющих выбирают двух водящих – «тигров», которые становятся за лицевыми линиями в/б площадки напротив друг друга. Остальные играющие – «зверушки» – располагаются в колонне на центральной линии.
Содержание. По команде учителя «День!» «зверушки» начинают перемещаться по площадке, подражая любым животным; «Ночь!» – возвращаются на свои места; «Шерхан!» – убегают в «дом» (за лицевые линии в/б площадки) от «тигров», которые стараются их поймать. Пойманные садятся на скамейку. Когда все «зверушки» спрячутся в «доме», игра прекращается. После подсчета пойманных «зверушек» и смены водящих игра повторяется заново. Побеждают играющие, которые не были пойманы «тиграми», а также водящие, поймавшие
Караси и щука
Подготовка. Из числа играющих выбирается водящий – «щука», который занимает место в центре площадки. Остальные игроки («караси») располагаются за лицевой линией в/б площадки – линией «дома».
Содержание. По команде учителя «Караси в воду!» «караси» начинают выполнять перебежку в противоположный «дом». «Щука» пытается их поймать. Запятнанные садятся на скамейку. Когда пойманных «карасей» будет 5-6 человек, они становятся у средней линии лицом к «карасям», взявшись за руки и образуя «сеть». «Щука» становится за «сетью». Теперь при перебежке «караси» обязаны пробегать через «сеть». Пойманные позже образуют круг – «корзину», а затем – «вершу», став в колонну и положив руки на плечи впереди стоящему, далее – «норки», став в шеренгу, широко расставив ноги и положив руки на плечи стоящим сбоку. Побеждает тот, кто будет пойман последним.
Подготовка. Учитель располагается перед играющими, которые стоят в шеренге.
Содержание. Учитель произносит слово «Карлики!» и одновременно выполняет правильное движение – приседает в упор присев. Затем учитель произносит слово «Великаны!» и одновременно встает, поднимая руки вверх. Стоящие в шеренге повторяют за учителем движение, созвучное слову. Когда учитель говорит «Великаны!» и одновременно приседает, выполняя все наоборот, играющие должны выполнять то, что слышат, т. е. поднять руки вверх, не повторяя за учителем присед. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры и садится на скамейку. По окончании игры отмечают самых внимательных, которые остались стоять в шеренге.
Круговая эстафета
Оборудование: стойки.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды, которые располагаются на центральной линии в шеренгах, лицом в разные стороны по направлению движения, на расстоянии 6 м друг от друга. Напротив капитанов, стоящих ближе к центру спереди и сзади каждой команды, устанавливаются стойки.
Содержание. По сигналу учителя «Марш!» капитаны команд начинают бег в разных направлениях до своей стойки, обегают ее и продолжают бег противоположную сторону до следующей стойки. Обежав вторую стойку, капитан касанием руки передает эстафету очередному игроку своей команды и т. д. Команда, закончившая выполнение задания первой, получает 1 очко. Игра повторяется 2-3 раза. Команда, набравшая наибольшее количество очков, объявляется победительницей.
Крыска
Оборудование: баскетбольные и волейбольные мячи
Подготовка. Из числа играющих выбирается 1 водящий – «крыска», который становится с баскетбольным мячом на середине площадки. Остальные игроки, получив 2 волейбольных мяча, свободно размещаются на площадке.
Содержание. По сигналу учителя «крыска» с ведением мяча стремится осалить игрока, у которого нет мяча в руках. Играющие, перебрасывая мяч друг другу, стараются, чтобы мяч оказался в руках у игрока, которого преследует «крыска». Игрок, которого «крыска» коснулась рукой, становится водящим – «крыской».
К своим флажкам!
Оборудование: флажки разного цвета.
Подготовка. Играющие, разделившись на 3–4 команды, становятся в колонны. Стоящие первыми в колоннах держат в руках флажки разного цвета.
Содержание. По команде учителя «Разойдись!» все играющие расходятся и свободно перемещаются по залу, кроме игроков с флажками. По второй команде «Стой!» все останавливаются там, где их застала команда, и закрывают глаза. В это время по указанию учителя направляющие с флажками становятся в разных местах площадки и поднимают флажки вверх. По третьей команде «К своим флажкам!» играющие открывают глаза, бегут к флажкам своего цвета и строятся в колонну по 1. Команда, которая выполнит построение первой, получает 1 очко. После начисления очков игра повторяется снова. Выигрывает команда, которая наберет наибольшее количество очков.
Выигрывает тот, кто ни разу не был водящим.
Невод
Подготовка. Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Выбирается 2-3 водящих, остальные игроки располагаются по всей площадке.
Содержание. Двое или трое играющих берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка не смогла увильнуть и оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих. Игра продолжается до того момента, пока не определяется игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой.
Охотники и лисы
Оборудование: теннисный мяч.
Подготовка. Из играющих выбирают водящего – «охотника». Все остальные играющие – «лисы». «Охотник» выходит на середину площадки с теннисным мячом, а «лисы» становятся вокруг него.
Содержание. По команде учителя «охотник» подбрасывает мяч вверх и ловит его. Во время подбрасывания «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц», стараясь в нее попасть. Осаленная «лиса» становится помощником «охотника». Она может поднимать с пола мяч и передавать его «охотнику». Когда у «охотника» появится 3 помощника «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать его между собой, а помощники и «охотник» стараются перехватить мяч, чтобы продолжать салить играющих. Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица» становится новым «охотником».
Обгони мяч
Оборудование: мячи.
Подготовка. Играющие становятся по кругу лицом к центру на расстоянии вытянутых рук и получают в/б мяч. Из числа играющих выбирают двух водящих, которые располагаются за кругом. 1 водящий становится за игроком, у которого в руках мяч.
Содержание. По сигналу учителя стоящие в кругу начинают быстро передавать друг другу мяч в одну из сторон, а водящий старается обогнать мяч и коснуться игрока, начавшего его передачу, раньше, чем мяч снова окажется у него в руках. Водящему, сумевшему обогнать мяч, присуждается 1 очко, после чего в игру вступает второй водящий. После подсчета очков и определения победителя выбираются новые водящие и игра повторяется.
Охотники и зайцы
Оборудование: мячи.
Подготовка. Из играющих выбирают 4 водящих – «охотников», остальные игроки – «зайцы». В средние круги баскетбольной площадки становятся по 2 «охотника» с одним мячом. «Зайцы» свободно располагаются на площадке.
Содержание. По сигналу учителя «охотники» из своих кругов выполняют броски, пытаясь попасть мячом в «зайцев», которые стараются увернуться от мяча. Осаленные «зайцы» покидают площадку и садятся на скамейку. После точного броска второй «охотник» бежит за мячом и возвращает его в свой круг для повторного броска. «Охотник», который промахнулся, сам бежит за мячом и возвращает его второму «охотнику». Игра продолжается до окончания оговоренного времени. Выигрывают «охотники», которые выбили больше «зайцев». После подсчета количества выбитых выбираются новые водящие.
Парашютисты
Оборудование: гимнастические скамейки.
Подготовка. Играющие делятся на 2-4 команды парашютистов. По количеству команд устанавливаются гимнастические скамейки – самолеты (на расстоянии 1,5-2 м одна от другой). У одного конца каждой скамейки обозначается круг диаметром 30-40см – это место приземления. Возле каждого из мест приземления встает судья.
Содержание. По первому сигналу учителя игроки команд по одному всходят на скамейки – садятся в самолеты. По второму сигналу парашютисты начинают по одному «выпрыгивать из самолетов», стараясь приземлиться точно в круг; судья оценивает точность и правильность приземления. Приземление считается точным и правильным, если парашютист попал в обозначенный круг, сохранил устойчивое равновесие, выпрямился в основную стойку и вышел из круга (не теряя равновесия). За каждое правильное приземление команде насчитывается одно очко. Выигравшей считается команда, набравшая больше очков.
Пастух и овцы
Подготовка. Из числа играющих выбираются 2 водящих: «волк» и «пастух». Остальные играющие («овцы») располагаются в шеренге на лицевой линии в/б площадки – в «доме». «Пастух» становится за «овцами», а «волк» занимает место в середине площадки.
Содержание. По команде учителя «пастух» подходит сзади к «овцам», касается их рукой. Кого «пастух» коснется рукой, тот должен выполнять перебежку в противоположный «дом». «Волк» пытается их поймать. Запятнанные садятся на скамейку. Когда первая «овца» пересечет центральную линию, «пастух» может выпускать следующую «овцу». Выигрывает тот водящий, который поймал больше «овец». Также отмечают тех, кто ни разу не был пойман «волком».
Перестрелка
Оборудование: мяч.
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды и располагаются на противоположных сторонах площадки от центральной линии. Одна из команд по жребию получает мяч.
Содержание. По сигналу учителя игроки команды, владеющей мячом, начинают передавать мяч друг другу и выполнять броски в соперников, расположенных на противоположной стороне, которые стараются избежать попадания в них мячом. Мяч, отскочивший от пола, они ловят и, в свою очередь, начинают пятнать противника. Осаленный игрок выходит из игры. Выигрывает команда, сумевшая быстрее выбить игроков противоположной команды.
Река и берега
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды и встают напротив друг друга на трехметровых линиях в/б площадки – «берегах». Между центральной и трехметровыми линиями находятся 2 «реки».
Содержание. По команде учителя «Река!» и на счет «1, 2, 3» игроки двух команд забегают в «реку» на противоположной стороне. По команде «Берег!» все играющие выбегают на свой «берег». Игрок команды, который по окончании счета не успел выполнить команду, приносит своей команде 1 штрафное очко. Выигрывает команда, набравшая наименьшее количество штрафных очков.
Рывок за мячом
Оборудование: мячи.
Подготовка. Играющие делятся на 2 равные команды, которые выстраиваются в 2 колонны на одной стороне площадки. Каждому игроку одной из команд раздаются мячи. Учитель встает между командами.
Содержание. Игрок выполняет передачу мяча учителю. Как только учитель бросит мяч, первые игроки, стоящие в колоннах, бегут за мячом. Тот, кто коснется мяча рукой первым, приносит своей команде 1 очко и т. д. После выполнения всеми участниками 2-3 ускорений игра прекращается. Команда, набравшая большее количество очков, считается победительницей.
Салки на марше
Подготовка. Участники делятся на 2 команды и строятся в шеренги по одному с интервалом 1 метр лицом друг к другу.
Содержание. По сигналу преподавателя команды начинают сближаться, выполняя различные упражнения. Когда расстояние между ними сокращается до 10-15 м, преподаватель громко говорит: «Правая!» (либо «Вторая!»). Игроки названной команды поворачиваются кругом и убегают за свою линию, а соперники стараются осалить убегающих игроков. Побеждает команда, сумевшая осалить большее количество игроков.
Правила. Осаливание засчитывается, если оно выполнено до исходной позиции.
Построение
Смена мест в кругу
Оборудование: обручи.
Подготовка. У линии центрального круга раскладываются обручи – «домики», на 1 меньше числа играющих. Из участников игры выбирается водящий, который становится в центре. Все остальные располагаются в «домиках».
Содержание. По команде учителя игроки должны поменяться местами, перебегая из обруча в обруч. Водящий пытается занять освободившееся место. Играющий, оставшийся без «домика», получает штрафное очко и становится водящим. Выигрывают игроки, которые наберут меньше штрафных очков.
Слушай сигнал
Оборудование: свисток.
Подготовка. Учитель располагается перед играющими, которые стоят в шеренге, и объясняет, на какие условные сигналы выполняются те или иные движения. Например: «1 свисток» – бег в медленном темпе; «2 свистка» – бег в противоположную сторону; «поднятая рука вверх» – прыжки с продвижением вперед и т. д.
Содержание. По команде учителя играющие начинают движение в колонне. Учитель подает условленные сигналы, на которые играющие выполняют оговоренные действия. Тому, кто допустил ошибку, начисляется 1 штрафное очко. По окончании игры победителями считаются играющие, которые наберут наименьшее количество штрафных очков.
Собаки и кошки
Подготовка. Играющие делятся на 2 команды. Одна команда – «собаки», другая – «кошки». «Кошки» располагаются на центральной линии, а «собаки» - на лицевой линии волейбольной площадки.
Содержание. По сигналу учителя «собаки» начинают двигаться в сторону «кошек». Когда «собаки» подойдут к «кошкам» на расстояние 3 м, учитель подает сигнал, по которому «кошки» начинают убегать от «собак» в свой «дом» за лицевую линию волейбольной площадки. После подсчета пойманных игроков команды возвращаются на свои места, и игра повторяется вновь со сменой ролей. Выигрывает команда, поймавшая больше игроков соперника.
Стоп!
Оборудование: мяч.
Подготовка. Играющие становятся у линии центрального круга. У одного из игроков в руках мяч. Из числа играющих выбирается водящий, который располагается за кругом спиной к ним.
Содержание. По сигналу учителя стоящие по кругу начинают быстро передавать мяч друг другу по часовой стрелке. Водящий громко командует «Стоп!». У кого в этот момент оказался мяч в руках, тот выходит из игры и садится на скамейку. Игра продолжается, пока в кругу не останется 1 или 2 игрока.
Совушка
Подготовка. Из числа играющих выбирается водящий – «совушка», который находится в «гнезде», отгороженном гимнастической скамейкой. Остальные играющие произвольно располагаются на площадке.
Содержание. После слов учителя: «День наступает, всё оживает!» – играющие начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, изображая мышек, котят и т. д. После слов учителя: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» – играющие останавливаются, замирают в позе, в которой их застала сигнал. «Совушка» выходит на «охоту». Заметив шевельнувшегося играющего, она берет его за руку и уводит в свое гнездо. После слов: «День наступает, всё оживает!» – «совушка» возвращается в свое гнездо, и все вновь начинают свободно передвигаться по площадке. Побеждают играющие, которые не были пойманы «совушкой». Также отмечается лучший водящий, поймавший большее количество игроков.
Точный поворот
Оборудование: шарфик.
1-й вариант
Подготовка. Обозначается квадрат со стороной 2 шага.
Содержание. Играющим поочередно завязывают глаза, и каждый старается пройти по обозначенному квадрату. Тому, кто сумеет это сделать, присуждается 1 очко. Игра повторяется несколько раз. В конце игры отмечаются игроки, набравшие наибольшее количество очков.
2-й вариант
Подготовка. На полу или на земле чертится круг диаметром 0,5 метра.
Содержание. В круг становится играющий с завязанными глазами. Ему надо сделать 10 шагов вперед, повернуться кругом и вернуться обратно в круг. Если это ему удастся, он выиграет.
Перебежки с выручкой
Оборудование: городки.
Подготовка. Площадка поперечной линией делится на 2 равных участка. На расстоянии 2 метров от коротких сторон площадки параллельно им проводятся 2 линии. Между ними по всей ширине площадки ставят с каждой стороны по 10 городков. Играющие делятся на 2 команды и располагаются произвольно на площадке со стороны линий, за которыми стоят их городки.
Содержание. По сигналу учителя игроки обеих команд начинают перебегать на сторону противника, стремясь завладеть городками, причем каждый за одну перебежку может взять только один городок и унести его на свою сторону. Каждому игроку разрешается не только брать городки противника, но и салить на своей половине площадки перебегающих с городками. Осаленный игрок отдает городок тому, кто его осалил, и остается на месте в ожидании, когда его выручит, коснувшись рукой, игрок его команды. Взятый городок ставится на свое прежнее место. Вырученный игрок вступает в общую игру. Играют установленное время (10-15 минут).
Выигрывает команда, сумевшая перенести на свою сторону больше городков.