П.К. 3.4.
учебно-методический материал
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Курсовая работа | 66.63 КБ |
Презентация к курсовой работе | 586.5 КБ |
Защитное слово к курсовой работе | 48.5 КБ |
"Соревнования о проведении легкоатлетического кросса "Золотая осень" среди 1-4 классов". | 17.58 КБ |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | 16.6 КБ |
Разработанный тренажёр для равновесия (разной сложности) | 208.98 КБ |
Макет спортивного зала | 233.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
Кафедра физического воспитания
Ершов Владимир Александрович
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
15-16 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа защищена | Специальность:49.02.01. |
с оценкой____________________ | Физическая культура |
«____» _____________ 20__ года | Курс: 3, группа:39 |
Руководитель: Сибиркина Н.В., преподаватель МДК 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура» |
Челябинск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ | 6 |
1.1. Общая характеристика скоростных способностей | 6 |
1.2. Возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет | 10 |
1.3. Спортивное скалолазание как вид спорта | 13 |
1.4. Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности | 17 |
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ | 19 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ | 22 |
2.1 Методика развития скоростных способностей в скалолазании | 22 |
2.2 Методика обучения спортивному скалолазанию | 24 |
2.3 Практические аспекты выявление уровня развития скоростных способностей | 28 |
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ | 31 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 33 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 35 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. В настоящий момент скалолазание переживает бурное развитие. Это выражается как в растущем количестве скалолазов и скалодромов, так и в растущем числе стран-членов Международной федерации скалолазания. Хотя по своей распространённости этот вид спорта и не занимает ведущее положение на мировой спортивной арене, но его популярность быстро растёт.
Скалолазание стало не только спортивной дисциплиной, но и средством организации досуга, поддержания здоровья и восстановления работоспособности.
Спортивное скалолазание требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Способствует развитию двигательного аппарата, помогает вырабатывать такие жизненно важные физические качества, как ловкость, выносливость, скорость реакции, укрепляет дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы, снимает умственную усталость. Постоянные взаимодействия с рельефом способствуют улучшению периферического зрения, развивают мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы, повышают мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и расслаблений мышц.
Скалолазание увлекательно не только для участников, но и для зрителей. Оно воспитывает стремление стать сильными, ловкими, смелыми, умение преодолеть собственные страхи и слабости. Скалолазание, как средство физического воспитания, широко распространяется среди разных возрастных категорий и в различных условиях. Например, дети и начинающие спортсмены могут заниматься в специально оборудованных залах (скалодромах), а взрослые и более подготовленные на естественном рельефе (скалы).
С помощью подготовительных, подводящих и специальных упражнений легко обучить навыкам работы на рельефе даже детей. Особенно детей.
На самом деле скалолазание очень полезно, как в плане навыка преодолеть любую преграду, так и в плане гармоничного развития физического тела, потому что когда вы лезете, то у вас работают все мышцы тела в очень грамотной пропорции. Лазить это естественно. Надо заметить, что многие дети любят лазить по деревьям и по другим разным препятствиям, они подсознательно чувствуют, что это им надо. И это абсолютно нормально, хотя родители их частенько за это ругают. Такое гармоничное развитие мышц тела вам не даст никакой другой вид спорта.
Скалолазание развивает не только мышцы, но и тренирует мозг. Чтобы пройти сложную трассу необходимо анализировать каждый свой шаг, каждое движение. Занимаясь скалолазанием надо трезво отдавать себе отчет в своих действиях, а, следовательно, быть трезвомыслящим, внимательным и объективным. Если же человек не отличается этими качествами, то скалолазание — хороший способ развить их в себе.
На основании актуальности проблемы нами была сформулирована тема курсовой работы: «Методика развития скоростных способностей средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании у обучающихся 15-16 лет во внеурочной деятельности».
Цель исследования: На основе анализа научной и методической литературы изучить теоретические и методические аспекты скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании во внеурочной деятельности.
Объект исследования
Процесс развития скоростных способностей в спортивном скалолазании у обучающихся 15-16 лет
Предмет исследования
Методика развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании во внеурочной деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить общую характеристику и возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет.
2. Рассмотреть сущность понятий разновидности скалолазания и «спортивное скалолазание», изучить экипировку спортсменов скалолазов.
3. Изучить развитие скоростных способностей в скалолазании.
4. Составить методику обучения спортивному скалолазанию.
5. Подобрать практические аспекты для выявления уровня развития скоростных способностей у спортсменов.
6. Составить комплекс упражнений и тестовых заданий для развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет.
Методы исследования:
Теоретические: анализ, синтез, поиск и отбор источников информации, классификация, систематизация.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ
1.1 Общая характеристика скоростных способностей
Развитие скоростных способностей имеет особое значение в скалолазании, в частности в скоростном лазании.
Под скоростными способностями скалолаза следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих максимальное выполнение двигательных действий (перехватов) в минимальное время.
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью. В скалолазании лучше использовать упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: скорость реакции, улучшение стартовой скорости, скорость выполняемого действия [5]
Скорость движения для спортсменов в лазании на скорость является одним из ведущих физических качеств. Нередко в лазании на скорость учитываются доли секунды, так как от этого зависит победа спортсмена.
- Скорость является комплексным двигательным качеством и основными формами её проявления являются:
- время двигательной реакции; время максимально быстрого выполнения
- одиночного движения;
- время выполнения движения с максимальной частотой;
- время выполнения целостного двигательного акта;
- быстрое начало движения («резкость»)
В соответствии с современными представлениями, под скоростными способностями понимается специфическая двигательная способность человека к экстренным двигательным реакциям и высокой скорости движений, выполняемых при отсутствии значительного внешнего сопротивления, сложной координации работы мышц, и не требующих больших энергозатрат. Физиологический механизм проявления скоростных способностей связанный, прежде всего, со скоростными характеристиками нервных процессов, представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы и периферического нервно-мышечного аппарата. [5]
Различают несколько форм проявления скоростных способностей:
1. Скорость простой и сложной двигательных реакций.
2. Скорость одиночного движения.
3. Скорость сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.
4. Частоту ненагруженных движений.
Выделяемые формы проявления скоростных способностей относительно независимы друг от друга и слабо связаны с уровнем общей физической подготовленности. Вместе с тем, в быту, спорте и профессиональной деятельности, связанной с выполнением физических нагрузок, людям приходится сталкиваться и с другими формами проявления скорости. Это, прежде всего, передвижение человека с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства и спортивные игры. Такие, комплексные проявления скорости, принято называть скоростно-силовыми способностями человека. Для их эффективного проявления, кроме высоких характеристик нервных процессов, необходимы ещё достаточный уровень скоростно-силовой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также совершенство двигательных навыков выполняемых упражнений и действий. [5,7]
Развитие скорости простой и сложной реакции связано с совершенствованием мыслительных процессов и работы органов чувств (зрения, слуха, кожной и мышечной чувствительности). Скорость простой двигательной реакции зависит от скорости реагирования органов чувств на раздражители. А сложная двигательная реакция включает элементы мышления. Поэтому сложная двигательная реакция во многом определяется скоростью мышления спортсмена. Она зависит от скорости принятия решения и скорости его выполнения. Здесь необходимо учитывать не только физические, гендерные и возрастные, но также и психологические особенности спортсменов. [5,7,8,9]
Для целенаправленного развития скорости простой двигательной реакции наиболее эффективный повторный, расчленённый и сенсорный метод.
Повторный метод. Заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Продолжительность таких упражнений не должна превышать 4-5 секунд. Рекомендуется выполнять 3-6 повторений тренируемых упражнений в 2-3 сериях.
Расчленённый метод. Сводится к аналитической тренировке в облегчённых условиях скорости реакций и скорости последующих движений.
Сенсорный метод. Основан на тесной связи между скоростью реакции и способностью к различению микро-интервалов времени. Этот метод направлен на развитие способности различать отрезки времени порядка десятых и, даже, сотых долей секунды. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа. [9]
На первом этапе выполняется двигательное задание с максимальной скоростью. После каждой попытки руководитель сообщает время выполнения упражнения.
На втором этапе повторяется выполнение первоначального двигательного задания, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям скорость его реализации, а затем сравнивают свои оценки с реальным временем выполнения упражнения. Постоянное сопоставление своих ощущений с действительным временем выполнения упражнений соответствует точность восприятия времени.
На третьем этапе предлагается выполнять задание с различной, заранее определённой скоростью. Результат контролируется и сравнивается. При этом происходит обучение свободному управлению скоростью реагирования.
Для развития скорости одиночного движения и темпа можно использовать многократно повторяемые с максимальной скоростью упражнения (соревновательные или подготовительные). Используются два основных метода: метод облегчения условий (бег за лидером, бег под уклон). И метод усложнённых условий (бег в гору, метание более тяжёлых снарядов). При развитии скоростных способностей следует выполнять определённые условия. Отдыхать между упражнениями следует до полного восстановления дыхания, выполнять упражнение с максимальной или около максимальной скоростью. С падением скорости упражнения следует прекратить, поскольку в этом случае скорость развиваться не будет. [5]
Для развития скоростных навыков предлагается использовать два основных метода: [7]
1. Метод облегчённых условий (бег за лидером, бег под уклон);
2. Метод усложнённых условий (бег в гору, метание более тяжёлых снарядов).
Поскольку скорость движений зависит от силы мышц, поэтому эти качества развивают параллельно. Совершенствованием скоростных навыков следует заниматься именно в возрасте от 13-14 до 17 лет, т. к. в этом возрасте наблюдается развитие и силовых способностей.
1.2 Возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет
При планировании учебного процесса школьников наиболее лучшим является подход, при котором биологический возраст рассматривается как критерий, позволяющий регулировать объем и направление тренировочных воздействий. Очень важно правильное соотнесение тренировочных нагрузок функциональным возможностям организма обучающихся.
В учебном процессе со школьниками подросткового возраста появляются большие трудности. Подростковый период 15-16 лет характеризуется бурным формированием физических способностей и считается весьма подходящим для целенаправленных занятий разными видами спорта. В то же время нейроэндокринные перестройки в организме в этом возрасте предоставляют возможность использовать спортивные занятия как вспомогательный раздражитель, который способен либо улучшить, либо ухудшить естественный процесс развития организма. [3, 4]
К началу юношеского возраста (15 лет) главные физиологические системы уже сформировались, но в организме еще продолжаются гормональные перестройки, связанные с половым созреванием. Продолжают улучшаться взаимоотношения между определенными звеньями эндокринной системы, обеспечивающие упрощение регуляторных процессов. Помечается резкое увеличение резервных способностей абсолютно всех органов и систем. Это случается за счет формирования функциональных возможностей периферических органов, а кроме того за счет улучшения центральных механизмов управления. [3, 4]
Часто у школьников отмечается угловатость и зажатость в движениях, случается нарушение ритма движений. Но к завершению периода полового созревания координация движений стает упорядоченной. Это итог улучшения функций центрального и периферического аппарата движений.
Подросток отличается высокой возбудимостью, что выражается в высокой моторной активности и беспорядочности движений. В особенности увеличивается работа эндокринных желез, гормоны которых оказывают большое влияние в обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон, несомненно, и устанавливает разнонаправленную реакцию в ответ на мышечную работу. У обучающихся 15-16 лет увеличивается процент ошибочных реакций, усугубляется дифференцировка, говорящая об совокупном повышении возбудимости центральной нервной системы в этот период. [3, 4]
Рассматривая возрастное формирование скоростных способностей, необходимо отметить, то что уже в 17-летнем возрасте их уровень достигает уровня взрослых. В юношеском возрасте (15-16 лет), в большей степени за счет формирования скоростно-силовых качеств, большими темпами увеличивается скорость передвижения за счёт увеличения роста и размера конечностей. Однако, появляются сложности в контроле владения телом. [5,7]
Поэтому обширное применение скоростно-силовых упражнений сформирует подходящие возможности для становления данного качества. К 17-ти годам темпы возрастных функциональных и морфологических перестроек, возлежащих в основании прироста скорости, понижаются. В связи с этим падает и результативность скоростных и скоростно-силовых упражнений и до 17 лет отмечается склонность к стабилизации физического качества скоростных способностей. Чтобы этого не случалось, необходимы особые тренировки по формированию скоростных качеств. [7]
Для формирования скоростных качеств у подростков 15-16-летнего возраста специалисты советуют применять отрезки трассы по 15 метров, которые следует бежать с максимальной интенсивностью. [7]
Количество повторений в одной серии может быть от 6 до 8. В ходе одного занятия можно выполнять до 3-4 серий.
Оптимальным режимом для детей и подростков станет тренировочная деятельность в границах ЧСС, равной 120-160 ударов в минуту. Для получения необходимого тренировочного эффекта нужно, чтобы количество повторений подбиралось таким образом, чтобы все серии шли при устойчивом пульсовом режиме. Школьники 15-16-летнего возраста могут осуществлять внушительные объемы физических нагрузок с высокой интенсивностью. [7]
В качестве учебно-тренировочных нагрузок, нацеленных на становление скоростно-силовых способностей у школьников, послужили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые попеременно с высокой интенсивностью, при невысокой координационной сложности упражнения. Анализ воздействия тренировочных нагрузок различного объема, с различной длительностью серий упражнений, направленных на формирование скоростно-силовых качеств, показал, что увеличение длительности выполнения серии упражнений от 3-4 до 4-5 и 5-6 ᴍᴎʜут, при схожем объеме нагрузки, вызывает различные приспособительные реакции организма. Повышение объема тренировочной нагрузки от 40 до 70 и 100% при схожей продолжительности и серии упражнений, также вызывает различные ответные реакции организма. Объемные физические нагрузки, с продолжительностью серии упражнений, равной 4-5 и 5-6 ᴍᴎʜутам, а еще нагрузки среднего объема, с продолжительностью серии упражнений, равной 5-6 ᴍᴎʜутам, не рекомендуется использовать в занятиях для формирования скоростно-силовых способностей у школьников. Выполнение этих нагрузок в наилучшем случае может привести к развитию скоростно-силовой выносливости, а в худшем – к переутомлению и перетренировке. [5, 7, 12, 17]
1.3 Спортивное скалолазание как вид спорта
В настоящее время большинство соревнований по скалолазанию проводятся на скалодромах. Это создаёт равные условия для всех участников, способствует привлечению зрителей, представителей средств массовой информации, решает проблему сохранения природной среды, а также в значительной мере позволяет уменьшить влияние погодных условий.
Однако, современное скалолазание не отрицает использование «живых» скальных массивов в тренировочном процессе. А в лазании на трудность зачастую только сочетая занятия на скалах и на скалодромах можно добиться выдающихся результатов, — одно дополняет другое.
В соответствии с Международными правилами соревнования по спортивному скалолазанию проводятся по следующим дисциплинам: лазание на трудность, лазание на скорость, боулдеринг, многоборье.
Лазание на скорость —индивидуальное лазание или парная гонка на время. Цель — подняться до конца трассы за минимальное время. Используют верхнюю страховку. [13]
Лазание на скорость часто называют вертикальным бегом. Это подъем на время по эталонной трассе с верхней страховкой. Слово «эталонная» подразумевает, что трасса соответствует регламенту Международной федерации спортивного скалолазания по внешним параметрам стенда: ширина, высота, угол наклона, покрытие и цвет панелей, используемые зацепы и их расположение.
Лазание на трудность — не индивидуальное лазание (всегда есть страхующий). Цель — подняться до топа. Спортсменам дают небольшое количество времени (как правило, 5 минут) на просмотр трассы, во время которого спортсмены продумывают каждый свой ход, как в шахматной партии, после чего они по очереди пытаются пролезть трассу. Участнику дают 1 попытку. Как правило, есть ограничение по времени (4-15 минут). Используют нижнюю страховку. Участников ранжируют в зависимости от достигнутой высоты или времени прохождения. [15]
Лазание на трудность по высоким стенкам со страховкой. Начинающие скалолазы лезут с верхней страховкой, уверенные в своих силах — с нижней. При верхней страховке веревка от страхующего к спортсмену проходит через две стационарные точки на вершине трассы. В случае срыва скалолаз сразу повисает на веревке. Задача страхующего — следить, чтобы веревка была все время слегка натянута.
При лазании с нижней страховкой спортсмен по мере продвижения вверх самостоятельно закрепляет веревку в точках страховки. На скалодромах, как правило, оттяжки уже висят. При лазании на естественном рельефе спортсмен развешивает оттяжки самостоятельно.
В процессе преодоления трассы страхующий должен своевременно вытягивать (выбирать) лишнюю веревку или выдавать ее, чтобы свести к минимуму провис, при этом не мешая спортсмену двигаться.
Боулдеринг – именно с него чаще всего начинается знакомство новичков со скалолазанием. Боулдеринг, или просто боулдер (от англ. Boulder — валун) — это лазание без использования страховочной веревки по коротким и сложным маршрутам высотой несколько метров (обычно 3–5). В качестве страховки используются специальные маты – переносные или крэшпады (от англ. crash pad — аварийная площадка), на скалодромах же, как правило, боулдеринговые залы полностью застилают стационарными матами высотой 40 см. В случае срыва скалолаз просто падает на мягкий мат, а при прохождении трассы до финиша (топа) либо спускается в обратном порядке по зацепам вниз, либо спрыгивает. [16]
Боулдеринг — это решение интеллектуальной проблемы, созданной из пары квадратных метров стенки и зачастую менее чем десятка зацепов. Зацепы тоже бывают большими, удобными для хвата (ручки, хапалки) и маленькими либо просто менее удобными (мизера, щипки). Скалолазание — спорт интеллектуальный, и прежде чем лезть на стену — нужно хорошенько подумать.
Многоборье объединяет все вышеперечисленные виды.
Спортивное скалолазание обладает достаточно ценными преимуществами.
В отличие от различных других видов спорта, вы можете тренировать все мышечные группы и связки. Это способствует развитию гибкости и делает тело здоровым и подтянутым.
Уникальная характеристика скалолазания заключается в наличии противоположных видов нагрузок. В процессе преодоления подъемов одновременно можно нагружать мышцы динамическим путем, а также давать силовую нагрузку и растяжку.
Еще одним достоинством спортивного скалолазания является развитие многих мыслительных навыков. С помощью занятий этим видом спорта можно совершенствовать свои интеллектуальные способности, визуальную память, способность принимать решения. Тут придется не только подтягиваться на руках, но и думать о том, каким будет дальнейший маршрут.
Основной недостаток заключается в значительной нагрузке и на сухожилия, и пальцы рук. Это выражается при чрезмерных усилиях, когда маршруты преодолеваются спортсменами, что называется, «любой ценой». Необходимо помнить о том, что в процессе занятий присутствует страховка. Иногда лучше отпустить стену и повисеть, если это возможно и безопасно, чтобы не травмировать себя.
В целом, спортивное скалолазание – это возможность воспитания стойкости к психологическим и физическим трудностям, а также умения полностью контролировать собственные действия. Наибольшая из тех немногочисленных проблем, которые могут возникнуть, это страх высоты, а отнюдь не недостаток физической подготовки. Однако можно научиться управлять боязнью высоты.
Кроме спортивного существует множество других видов скалолазания. [18, 19]
Трудность — лазание длинных маршрутов (свыше 40 метров) со страховкой через стационарные точки страховки. Чтобы научиться лезть трудность необходимо делать больший упор на развитие выносливости.
Фри соло (free solo) — Свободное лазание — без страховки, без напарника, в одиночку. В основном это понятие относится к длинным мультипитчам и большим стенам.
Дип вотер соло (deep water solo) — одиночное лазание по скальным маршрутам, возвышающимся над водой. Этот вид скалолазание развивался в местах, где, чаще всего, имелись скальные выступы в море. Высоту маршрута спортсмен выбирает сам, страховкой в данном виде является вода.
Большая стена (big wall) — сложное восхождение связки скалолазов, которое может длиться несколько дней.
Мультипитч (multi-pitch) — скальный маршрут, который имеет стационарные точки страховки и промежуточные станции. Мультипитчем можно назвать протяженную трудность.
Зеркало — так в альпинизме называют абсолютно скалолазные участки, которые славятся отсутствием активников и удобных участков для осуществления собственной страховки (трэд).
Билдиринг (buildering) — считается урбанистическим спортом, используется в комбинации с паркуром. Лазают по мостам, акведукам, зданиям и любым другим рукотворным конструкциям.
Боулдеринг (bouldering) — вид скалолазания, характеризующийся невысокими (4-5 метров) маршрутами и предельно сложными трассами с невероятными углами наклона. В естественной среде боулдеринговые трассы прокладываются на больших камнях и валунах. Из страховки – только маты внизу стенда. В своем движении к цели – топу – вы лезете, срываетесь и пробуете снова.
Слэклайн происходит от английских слов slack — слабина, провис и line — линия. Сокращённо «слэк» — балансирование, хождение и совершение трюков на натянутой стропе. Слэклайн же, несмотря на очевидную связь с канатоходством, пришёл из скалолазной среды, как поиск баланса.
1.4 Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности
В период обучения соответствующими формами внеурочной организации процесса формирования физической культуры личности являются: физкультминутки, физкультминутки, утренняя гигиеническая гимнастика. Они составляют первую группу форм организации физкультурных занятий во внеурочное время и используются преимущественно в начальной школе.
На следующем этапе обучения целесообразно использовать учебно-тренировочные занятия по различным видам спорта, которые составляют вторую группу форм в классификации, а также спортивно-массовые соревнования, конкурсы, викторины, спортивные вечера и физкультурные праздники, относящиеся к третьей группе форм.
На старшей ступени формирования физической культуры личности наиболее эффективны социально ориентирующие формы деятельности, которые составляют четвертую группу форм в предлагаемой классификации. Именно эта социально ориентированная физкультурно-оздоровительная деятельность, сочетающая в себе спортивные мероприятия и социально значимые мероприятия. Социально ориентированная деятельность включает в себя спортивные мероприятия, объединяющие школьников, спортивные праздники для разных возрастных категорий учащихся, викторины и мероприятия здоровье формирующего характера, мероприятия, приуроченные к праздникам и памятным датам. Все эти социально ориентированные образовательные спортивные события позволяют через спортивные мероприятия, на которые дети мотивированы, формировать у них ключевые социальные компетентности, как-то: социальная активности, добровольческие начала, патриотизм, гуманизм и толерантность.
Спортивно – оздоровительная деятельность реализуется через школьные секции и кружки, систему дополнительного образования, а также деятельность ДЮСШ.
Роль педагога в данной системе – вовремя и правильно направить ребенка или подростка в правильном направлении, для чего требует особое внимание и работа.
По данному разделу важнейшим планируемым результатом является сохранение комплекса дополнительного образования, как по организациям, предоставляющим соответствующие услуги, так и по соревнованиям, как результату деятельности.
Целями участия учащихся в соревнованиях является формирование для каждого ученика поля успешности, самореализации, формирование личностных, мета-предметных результатов обучения физкультуре и подготовки к соревнованиям.
Задачи:
- разработка режима занятий в подготовке к соревнованиям;
- мотивация и распределение детей по видам спорта (соревнований);
- популяризация различных видов спорта;
-формирование и сплочение команд (коммуникативные компетентности) для командных видов соревнований;
-укрепление здоровья и формирование здоровых моделей поведения;
Принципы построения внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности:
Для успешного решения задачи приобщения детей к занятиям спортом, целевой установкой в их работе должно стать не достижение детьми максимальных спортивных результатов, а их гармоничное развитие и формирование у них устойчивого интереса к занятиям, поскольку большая часть наших преподавателей, тренеров ориентирована на максимальный успех в спорте при общем невнимании к личностному развитию.
Следует максимально разнообразить программу занятий, отмечая, какой аспект наиболее заинтересует каждого из детей, и в дальнейшем стараться стимулировать их индивидуальные интересы, чаще использовать на занятиях те формы и средства общения, которые вызывают у учеников наименьшее число отрицательных реакций.
Ценная, особенность состоит в следующем: больше использовать речевые средства общения и среди них - словесный метод (диалог), а не только опознавательные сигналы (свистки).
Необходимо в значительной степени сочетать физическое и социальное развитие детей (социализацию) через социальное взаимодействие.
При всей значимости урока как основы процесса физического воспитания в школе, главенствующую роль в приобщении к физической культуре, как основе здорового образа жизни, безусловно, принадлежит внеурочной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе. За ней будущее, так как даже индивидуально-дифференцированный подход не даст такого положительного результата, который достигается правильно спланированной спортивно - массовой работой, главной целью которой является внедрение физической культуры и спорта в повседневную жизнь и быт школьника.
Следует уделять особое внимание формам сотрудничества с родителями, путям привлечения их к совместным физкультурно-оздоровительным мероприятиям, праздникам, соревнованиям.
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ
Под скоростными способностями скалолаза следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих максимальное выполнение двигательных действий (перехватов) в минимальное время.
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью. В скалолазании лучше использовать упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: скорость реакции, улучшение стартовой скорости, скорость выполняемого действия.
Подростковый период 15-16 лет характеризуется бурным формированием физических способностей и считается весьма подходящим для целенаправленных занятий разными видами спорта.
Подростки отличаются высокой возбудимостью, что выражается в высокой моторной активности и беспорядочности движений. В особенности увеличивается работа эндокринных желез, гормоны которых оказывают большое влияние в обмен веществ. Неустойчивый эндокринный фон, несомненно, и устанавливает разнонаправленную реакцию в ответ на мышечную работу. У обучающихся 15-16 лет увеличивается процент ошибочных реакций, усугубляется дифференцировка, говорящая об совокупном повышении возбудимости центральной нервной системы в этот период.
В юношеском возрасте (15-16 лет), в большей степени за счет формирования скоростно-силовых качеств, большими темпами увеличивается скорость реакции передвижения за счёт увеличения роста и размера конечностей. Однако появляются сложности в контроле владения телом.
В качестве учебно-тренировочных нагрузок, нацеленных на становление скоростно-силовых способностей у школьников 15-16 лет, послужили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые попеременно с высокой интенсивностью, при невысокой координационной сложности упражнения.
Во избежание проявлений физической усталости и возникновения утомляемости при перетренировке, специалисты рекомендуют деление беговой трассы до 15 метров и отработку всех скоростных упражнений интервалами длительностью 4-5 минут с обязательным контролем ЧСС.
Скалолазание бурно-развивающийся популярный вид спорта и активного отдыха, включающий множество разновидностей на любой вкус. Часть из них перешла в раздел спортивного скалолазания и стала олимпийским видом спорта. Другие продолжают развиваться самостоятельно. Отдельные виды требуют естественного рельефа и особых условий окружающей среды. Но все виды остаются популярными и привлекают внимание людей различных возрастных категорий.
Спортивное скалолазание предоставляет широкий спектр дисциплин для гармоничного развития личности, как физического, так и интеллектуального. Использование страховки делает этот экстремальный вид спорта безопасным. А включение его в список олимпийских видов спорта даёт возможность спортсменам проявить себя на самом высоком уровне.
Одежда для скалолазания должна быть удобной, гигроскопичной, не стеснять движений. Пара скальных туфель должна быть: удобной, не вызывать дискомфорта или болевых ощущений (предпочтение туфлям с прямыми колодками и неагрессивной подошвой), плотно сидеть на ноге. Система фиксации может быть любая.
Основной расходник для занятий скалолазанием — спортивная магнезия (используется для обеспечения сухости рук и хорошего трения, противодействует скольжению).
Для скалолазания так же требуется система страховки – карабин, обвязка, спортивная страховка: верёвки.
Физическая подготовка в скалолазании связывается с развитием скоростных способностей. Принципы построения внеурочной деятельности физкультурно-спортивной и спортивно-оздоровительной направленности заключаются в разработке личностно-ориентированных физкультурно-оздоровительных мероприятий, обеспечивающих формирование здоровье формирующих компонентов развития личности обучающегося, осознанию им необходимости само сохранности и саморазвития как в физическом, так и психологическом плане, а также мотивацию к занятиям спортом.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ
2.1 Методика развития скоростных способностей
Под скоростными способностями скалолаза следует понимать комплекс функциональных свойств, обеспечивающих максимальное выполнение двигательных действий (перехватов) в минимальное время. [5]
Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью. В скалолазании лучше использовать упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей (скорость реакции, улучшение стартовой скорости, скорость выполняемого действия). [6]
На этапе начальной подготовки используют средства, способствующие гармоническому развитию всех групп мышц, образованию «мышечного корсета», укреплению дыхательной мускулатуры, мышц верхнего плечевого пояса и задней поверхности бедра.
Главные способы формирования скоростных и скоростно-силовых способностей у обучающихся 15-16 лет — это прыжки в длину и высоту, прыжки со скакалкой, выпрыгивания толчком одной либо обеими ногами после рывка на короткое расстояние, подтягивания на скорость, упражнения со сравнительно небольшим отягощением, производимые в высоком темпе, специальные упражнения на гимнастической лестнице или зацепах. [5]
Объем скоростных нагрузок в рамках отдельного тренировочного занятия относительно невелик. Это связано с тем, что упражнения на скорость предъявляют высокие требования к организму подростка и приводят к быстрому утомлению. А при появлении признаков утомления у обучающегося резко снижается способность к формированию скоростных качеств. Правда это касается формирования собственно скоростных качеств. Но при развитии скоростной выносливости, требуется выполнять скоростные нагрузки именно на фоне утомления.
Оценка уровня развития скоростных способностей должна проводится в соревновательной форме, в обстановке жесткого соперничества. Для этого используется бег на короткие дистанции, ускорения в гору, ускорения на несложном скальном рельефе.
Занятия по развитию скоростных способностей следует начинать с разминки.
Хорошая растяжка способствует развитию других двигательных качеств, например, таких как скорость реакции и сила. Плохая растяжка становится причиной скованных движений и мешает овладеть техникой лазания на скорость в полном объёме. В связи с этим становится тяжелее преодолевать сложные участки трасс, потому что тело сильно зажато, нагрузка будет приходить больше на руки чем на остальные участки тела, движения будут очень резкими, что увеличит вероятность срыва на трассе. Плохая подвижность суставов уменьшает уровень скоростных и координационных возможностей. [11]
Подготовив обучающихся к предстоящим нагрузкам, далее необходимо перейти к основной части занятия. Первый подход может быть осуществлен без контроля времени, с целью ознакомления с трассой. Далее следует выполнять 4 – 5 подходов по два забега, с отдыхом между забегами 40 – 60 сек. Отдых между подходами составляет 4 – 5 мин. Все забеги проводятся с контролем времени, результаты фиксируются. [6]
Время прохождения указанной трассы колеблется в пределах 30 – 40 сек. для начального этапа обучения. В процессе занятий это время снижается до 15 – 25 сек. Обучение следует проводить на различных трассах, причем трассы должны периодически меняться (перекручиваться), с целью избегания привыкания обучающихся к определенному набору движений. После того как обучаемый отработал цикл упражнений (5 подходов по 2 забега) на одной трассе, он отдыхает и переходит к другой трассе, где повторяет или выполняет уменьшенный объем (в зависимости от уровня подготовки) упражнений. [6]
К скоростно-силовым способностям относят быструю силу и взрывную силу.
Быстрая сила - характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляющемся в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью. Для развития быстрой силы используют метод динамических усилий, изотонические упражнения, которые предполагают интенсивную работу мышц с переменной или постоянной силой вызывая сокращение или удлинение мышц. [5]
Взрывная сила - это способность достигать, возможно, больших показателей силы, в возможно меньшее время. Взрывная сила оценивается скоростно-силовым индексом, который вычисляется как отношение максимальной величины силы, проявляемой в данном движении ко времени достижения этого максимума. [5]
Хороший пример применения взрывной силы скалолазов - это различные динамические движения на коротких трассах, для выполнения которых не обязательно иметь способность подтягиваться на одной руке, но нужно обладать хорошей взрывной силой обоих рук, для выполнения точного и мощного рывка.
Ещё один пример - резкое динамическое движение в сторону удалённой зацепы, начинается не с нулевой точки, а с предварительной раскачки в противоположную сторону, для того, чтобы добавить движению дополнительную амплитуду.
2.2 Методика обучения спортивному скалолазанию
Из характеристики двигательных способностей вытекает, что для их развития необходимо создавать определенные условия деятельности используя соответствующие физические упражнения «на скорость», «на силу» и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, среди прочего, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки. Развитие двигательных способностей осуществляется посредством различных организационно-методических форм:
- упражнения - задания;
- контрольные упражнения;
- подвижные и спортивные игры;
- дополнительные упражнения;
- круговые занятия.
В скалолазании развитию скоростных способностей начинают уделять внимание с первых занятий. Любая тренировка начинается с разминки, состоящей из общеразвивающих и специальных упражнений. Разминаются, разогреваются все мышцы - от шеи до пальцев ног, самые обычные упражнения. Затем выполняются упражнения с применением силы и, в то же время, с включением координации, гибкости, растяжки. Эти упражнения обычно выполняются на шведской стенке и включают в себя как общие, так и специальные упражнения. Далее выполняют разнообразные подтягивания, приседания на одной ноге, отжимания на кистях и на пальцах, поднимание ног из виса на шведской стенке. Разнообразные висы на прямых и согнутых руках, вис на одной руке, выходы на ногу с «накатом» и без, выпады. В одном подходе каждое упражнение выполняется определенное количество, раз увеличивающееся постепенно от тренировки к тренировке, с отдыхом между подходами (15 -20 сек). Число подходов от 1-го (разминка) до 3-4 (тренировка). Упражнения можно выполнять по методу круговой тренировки: 8-10 упражнений, отдых 3-4 мин., 2-3 подхода. [5, 9, 11]
Мы предлагаем 2 варианта плана внеурочных занятий на развитие скоростных способностей в спортивном скалолазании [5, 7, 10, 12]
Занятие № 1
Подготовительная часть:
- общеразвивающие упражнения на месте и в движении;
- лазание по вертикали траверс, вверх-вниз, по большим зацепам;
- упражнение на растяжку мышц
Основная часть:
- лазание на скорость на облегченных трассах (на скалодроме устанавливается большая (толчковая) зацепка для двух рук, несколько зацеп для ног, выше уровнем устанавливаются несколько зацепок, одна над другой для рук, упражнение выполняется 2 раза по 4 подхода).
- лазание на скорость на облегченных трассах с заданием (отрабатывается прыжок на первую зацепу с толчковой, сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками одновременно, после отработки прыжка на первую зацепу, упражнение усложняется, делается аналогичные упражнения на вторую и третью зацепы, которые расположены чуть выше);
- бег 15 метров, 3-5 подходов, отдых до полного восстановления дыхания;
- бег с предельной скоростью с «ходу»: 10-15 метров с 30-метрового разбега;
- ритмичные подскоки со скакалкой, стараясь периодически «прокрутить» ее руками более одного раза за один подскок, постепенно увеличивая скорость вращения рук;
- подскоки через скакалку, вращаемую двумя партнерами, с периодическим ускорением ее вращения;
- уклоны от брошенного партнером мяча, постепенно сокращая дистанцию или увеличивая скорость бросков;
- стоя, по ожидаемому сигналу тренера выполнить прыжок вверх из исходного положения «низкий старт».
Заключительная часть:
- упражнение на растяжку мышц, задействованных при лазании.
Примерный план занятий во внеурочной деятельности на развитие скоростно-силовых способностей [5, 7, 10, 12]
Занятие № 2
Подготовительная часть:
- общеразвивающие упражнения на месте и в движении;
- лазание по вертикали траверс, вверх-вниз, по большим зацепам.
Основная часть:
- скоростное лазание по достаточно легким боулдеринговым трассам (3-6 перехватов), с исключением зацепок и выполнением прыжков;
- запрыгивание на высоту;
- выпрыгивание из исходных положений на стене до определенного зацепа;
- прыжок из положения виса с одновременным быстрым подтягиванием до уровня груди и подниманием ног, согнутых в коленях;
- динамические перехваты одновременно двумя руками с продвижением вверх и вниз;
- перехваты без помощи ног, по очень удобным зацепам на скалодроме;
- прыжки в глубину, в высоту, на дальность, выполняемые с максимальной скоростью;
- прыжки со скамейки (опоры) высотой 40-50 см;
- прыжки на турник (перекладину) с последующим увеличением расстояния до турника (выполнение упражнения до предельного расстояния до турника);
- прыжки на скамейку (опору), высотой 40-50 см;
- прыжки с повисанием на турнике (перекладине) с последующим увеличением расстояния до перекладины (отойти от перекладины на шаг вперед, сделать неглубокий присяд перед прыжком);
- «зашагивание» на высокую опору (скамейку) поочередно на каждую ногу с последующим выталкиванием вверх за счет ноги, находящейся на опоре, до полного выпрямления колена (исключить толчок ногой, расположенной на полу);
- прыжки на планках (гимнастическая лестница) с последующим повисанием (выбрать дорожку самых больших планок, прыжок выполнять стоя под лестницей, продолжать до предельно высокой планки);
- прыжки на турник (перекладину) из полного приседа с последующим увеличением расстояния до турника (перекладины);
- бег (приставные шаги) в колонне по одному (в шеренге) вдоль границ площадки, по сигналу выполнение определенного задания (ускорение, остановка, изменение направления или способа передвижения, поворот на 360°, прыжок вверх).
Заключительная часть:
- упражнения на растяжку мышц, задействованных при лазании.
Успешное решение задач по развитию скоростных способностей зависит от точных знаний о возрастных, психофизиологических, половых и индивидуальных особенностях развития спортсменов.
2.3 Практические аспекты выявление уровня развития скоростных способностей
Тестирование - диагностическая процедура, заключающаяся в применении тестов (от английского test - задача, проба). Тесты задаются испытуемым в виде физических упражнений, выполнение которых осуществляется в строго заданных и одинаковых условиях для всех участников эксперимента и на всех его этапах. [13]
С целью определения результативности методики развития двигательных способностей спортсменов скалолазов, в исследуемой группе спортсменов необходимо провести контрольные испытания в начале и по окончании исследовательской работы. Для этого используются следующие тестовые упражнения:
Тест «Прыжок в длину с места» (Курамшин Ю.Ф.) [12, 17]
С помощью данного теста можно выявить скоростно-силовые качества.
Испытуемые занимают исходное положение, ноги на ширине плеч ступни в параллельном направлении, носки располагаются перед линией, прыжок осуществляется с одновременным отрывом двух ног от поверхности, приземлившись, участник делает 2 шага вперёд, длина прыжка измеряется по перпендикулярной линии от точки отталкивания до самой ближней точки касания к поверхности тела испытуемого.
Тест «выпрыгивания из глубокого приседа» (Курамшин Ю.Ф.) [12, 17]
С помощью данного теста можно выявить скоростно-силовые качества.
Испытуемые занимают исходное положение, ноги на ширине плеч ступни в параллельном направлении, Согните колени и опуститесь в положения приседа. Руки соедините перед собой или протяните вдоль туловища. Бедра должны быть почти параллельно полу, между голенью и бедром прямой угол. Пятка полностью на полу, носки располагаются перед линией, прыжок осуществляется с одновременным отрывом двух ног от поверхности. Резко выпрыгнуть вертикально вверх и вернутся в исходное положение. Сделать максимальное количество повторов за 10 секунд
Тест «Скоростные / прыжки со скакалкой за 30 секунд» (Курамшин Ю.Ф.) [12, 17]
И.п. — ноги слегка согнуты в коленях, ступни вместе, пятки оторваны от пола, туловище и голова расположены прямо, руки развернуты предплечьями в стороны (предплечья почти параллельны полу), а локти находятся около туловища или касаются его. Ручки или концы скакалки надо держать без напряжения. Вращение скакалки осуществляют кистями. Чем интенсивнее работают кисти, тем быстрее вращается скакалка. При выполнении прыжков туловище должно оставаться прямым. Это позволяет свободно и ровно дышать. Смотреть надо прямо перед собой. Следует добиваться легкого и мягкого выполнения прыжков. Никогда не приземляться на всю стопу. Приземляться, слегка согнув колени. Ноги во время прыжков должны оставаться практически в одном и том же положении, лишь амортизируя приземление. Не отрываться высоко от пола во время прыжка. Достаточно подпрыгнуть так, чтобы скакалка могла пройти под ногами. Обе стопы должны все время приземляться на одно и то же место. Характерные ошибки при прыжках со скакалкой: приземление на всю стопу; лишние движения ногами в прыжке (сильное сгибание ног, подтягивание коленей вверх); руки выпрямлены в локтях (локти далеко от туловища); вращение скакалки предплечьями или руками от плеча; наклон головы вперед.
Сделать максимальное количество повторов за 30 секунд
Сравнение - это сопоставление одного с другим. Сравнивались участвующие в исследовании школьники по признаку принадлежности их результатов тестирования к одному из выделенных «коридоров». Определялась доля обучающихся (от общего количества в группе исследуемых участников), результаты которых соответствовали диапазону величин «коридора 1», «коридора 2» и «коридора 3».
Данной процедуре предшествовало определение диапазонов величин в «коридорах». При этом мы исходили из того, что:
- показатели нижней границы «коридора 1» соответствовал минимальному значению результатов для зачисления в группы на этап начальной подготовки, указанному в Федеральном стандарте спортивной подготовке по виду спорта скалолазание;
- показатели верхней границы «коридора 2» соответствовал минимальному значению результатов для зачисления в группы на тренировочный этап подготовки, указанному в Федеральном стандарте спортивной подготовке по виду спорта скалолазание;
- использовать равномерную шкалу распределения между коридорами.
Выделенные, на основе изложенных инструкций диапазоны представлены в таблице 3.
Таблица 1 «Коридоры» распределения результатов развития физических качеств исследуемых спортсменов скалолазов. [6, 7, 11]
Качества/тесты | Коридоры (области величин) | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | Юноши | Девушки | |
Скоростно-силовые/ прыжок в длину (см) | 85-98 | 79-88 | 99-110 | 89-99 | 111-120 | 100-110 |
Скоростно-силовые/ выпрыгивания из глубокого приседа за 10 сек | 2-3 | 1-2 | 4-5 | 2-3 | 6-8 | 4-6 |
Скоростные/ прыжки со скакалкой за 30 сек | 45-48 | 40-43 | 49-54 | 44-51 | 55-60 | 52-55 |
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ
В соответствии с Федеральным стандартом по спортивной подготовке в виде спорта скалолазание спортивная подготовка занимающихся данным видом спорта включает: общую физическую подготовку, специальную физическую подготовку, технико-тактическую подготовку, теоретическую и психологическую подготовку, а также участие в соревнованиях и судейскую практику.
Физическая подготовка в скалолазании связывается, прежде всего, с развитием двигательных способностей.
Двигательные способности определяются как комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям вида спорта и обеспечивающих эффективность в нем. Эффект развития данных способностей зависит, в том числе, от подбора грамотных методик и индивидуальной нормы реакции на нагрузки организма.
К наиболее значимым двигательным способностям относят: силовые, скоростно-силовые и скоростные способности; силовая выносливость; координация и гибкость. Апробация всех способов лазания спортсменами этапа начальной подготовки является условием их последующего осознанный выбор спортивной специализации и требует развития на данном этапе комплекса указанных способностей.
Основным средством развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью.
Оценка уровня развития скоростных способностей должна проводится в соревновательной форме, в обстановке жесткого соперничества. Для этого используется бег на короткие дистанции (10-60м), ускорения в гору, ускорения на несложном скальном рельефе. Занятия по развитию скорости следует начинать с разминки. Подготовив группу к предстоящим нагрузкам, далее необходимо перейти к основной части занятия. Первый подход может быть осуществлен без контроля времени, с целью ознакомления с трассой. Далее следует выполнять 4 – 5 подходов по два забега, с отдыхом между забегами 40 – 60 сек. Отдых между подходами составляет 4 – 5 мин. Все забеги проводятся с контролем времени, результаты фиксируются.
С целью определения результативности методики развития двигательных способностей обучающихся, в исследуемой группе школьников необходимо провести контрольные испытания в начале и по окончании исследовательской работы.
Для этого используются следующие тестовые упражнения: тест «прыжки со скакалкой за 30 сек», тест «прыжок в длину с места», тест «выпрыгивания из глубокого приседа за 10 сек».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе мы рассмотрели методику развития скоростных способностей средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании у обучающихся 15-16 лет во внеурочной деятельности.
При изучении теоретических аспектов развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании в данной работе, мы дали общую характеристику скоростных способностей, изучили возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет, рассмотрели сущность понятий разновидности скалолазания и «спортивное скалолазание», а также, изучили экипировку спортсменов скалолазов.
Рассмотрев методический аспект скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании, выяснили, что основным средством развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной или около предельной скоростью.
Изучая развитие скоростных способностей в скалолазании, ознакомились с методиками обучения спортивному скалолазанию, в которых предложены практические аспекты выявление уровня развития скоростных способностей у подростков 15-16 лет.
Рассматривая методики развития способностей обучающихся, мы выяснили что, среди двигательных способностей выделяют: силу, выносливость, скорость, гибкость, координацию, и их производные. Каждое занятие включает в себя полный комплекс упражнений, тренирующих все двигательные способности. Более того, одно и то же упражнение, например, подтягивание, в разное время тренировки может способствовать развитию скоростных качеств в начале тренировки и выносливости в её завершении.
Мы выделили специальные упражнения для развития скоростных способностей обучающихся. Для определения эффективности тренировок были составлены тестовые задания и определены коридоры распределения результатов развития физических качеств исследуемых спортсменов скалолазов.
В нашей работе были достигнуты цели и задачи, которые мы перед собой ставили.
В дипломной работе мы планируем применить на практике разработанную методику и проанализировать получение результаты.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Бухарина, М.П. Современные подходы к повышению эффективности тренировочного процесса в скалолазании / М.П. Бухарина. // Современное образование, физическая культура и спорт. - 2015 - №11. - С. 31-34
2. Байковский, Ю.В. Теория и методика спортивного скалолазания/ Ю. В. Байковский // Вертикаль, - 2017 - №5. - С. 55-79
3. Волкова, М. Ю. Анатомо - физические и метаболические особенности организма юных спортсменов / М. Ю. Волкова // Вопросы питания. - 2013 - №6. - С. 31-40
4. Щанкин, А. А. Краткий курс лекций по возрастной анатомии и физиологии: учебное пособие / А. А. Щанкин. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2015. – 58 с. : ил.
5. Котченко, Ю. В. Развитие скоростных качеств в скалолазании / Ю. В. Котченко // Физическое воспитание, спорт и культура здоровья в современном обществе: сб. науч. статей. - Севастополь: Олимпийский и профессиональный спорт. - 2018. -№3. - С. 240-243.
6. Котченко, Ю.В. Критерий уровня соревновательного мастерства скалолаза / Ю.В. Котченко. // Известия Тульского государственного университета. - 2017. - №2. - С. 149-153.
7. Кравчук, Т. А. Методика рекреационных занятий по скалолазанию для подростков и молодежи с учетом мнения потенциальных потребителей/ Т. А. Кравчук, И. А. Зданович, Д. И. Зданович, А. О. Массон // Социально-экономические и общественные науки. - Омск. - 2015 - №8. - С. 161-175
8. Кравчук, Т.А. Морфофункциональная модель скалолазов / Т.А. Кравчук, Т.Н. Жмакина // Физкультурное образование Сибири. - 2015. - №1. - С. 50-54.
9. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры: учеб. для высш. проф. Образования / В. С. Кузнецов. - М.: Академия, 2017. - 410 с.
10. Ломовцев, Д. Ю. Модельные характеристики специальной физической подготовленности скалолазов / Д. Ю. Ломовцев, А. И. Кравчук // Омский научный вестник. - 2015. - № 3. - С. 166-169
11. Неймышев, А.В. Организационные и методические аспекты спортивной тренировки (скалолазание): Учебное пособие/ А.В.Неймышев. - 2016. - 124 с.
12. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшин. - 6-е изд. - М.: Российский спорт, 2017. - 464 с.
Интернет – ресурсы
13. Лазание на скорость. Википедия. Дата обращения 28.09.2021
14. Правила вида спорта скалолазание (утв. приказом Министерства спорта России от 12.04.2018 n 342) Дата обращения 28.09.2021
Источник: https://rulaws.ru/acts/Pravila-vida-sporta-skalolazanie/.
15. Скалолазание как вид спорта. Дата обращения 20.11.2021
Источник: https://climbingpro.ru/skalolazanie-kak-vid-sporta
16. Боулдеринг — скалолазание для тех, кто боится высоты Дата обращения 28.09.2021 Источник: https://lifehacker.ru/bouldering/
17. Скалолазание для детей. Дата обращения 20.11.2021
Источник: http://rock-town.ru/blog/item46/
18. Виды и стили скалолазания. Дата обращения 28.09.2021
Источник: http://rock-town.ru/blog/item41/
19. Вид спорта: Скалолазание. Дата обращения 20.11.2021
Источник: http://pulse.rbc.ru/climbing
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы исследования
Цель исследования:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ
ГЛАВА 2. МЕТОДИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 15-16 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ В СПОРТИВНОМ СКАЛОЛАЗАНИИ
Министерство образования и науки Челябинской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1» Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы
Предварительный просмотр:
Защитное слово к курсовой работе
- Приветствие. ( Слайд 1)
Здравствуйте, уважаемая комиссия. Меня зовут Ершов Владимир Александрович, я студент 39 группы. Моим научным руководителем является Сибиркина Наталья Владимировна.
Представляем вашему вниманию курсовую работу на тему: «Методика развития скоростных способностей средствами специальных упражнений в спортивном скалолазании у обучающихся 15-16 лет во внеурочной деятельности».
- Представить краткое содержание «Введения» (Слайд 2)
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что в настоящее время у школьников снижена физическая активность. Поэтому необходимо предлагать обучающимся новые виды физической активности, которые бы вызывали интерес у детей. Таким занятием может стать спортивное скалолазание, разновидностью которого является лазание эталонных трасс на скорость.
В возрасте 15-16 лет у детей происходит бурный рост и гормональные изменения. Они приводят к нестабильности нервной системы, нарушению координации и гармоничного физического развития. Лазание скоростных трасс способствует наиболее гармоничному развитию мышц тела, преодолению страхов и слабостей, формированию необходимых физических навыков.
(Слайд 3)
На основе актуальности проблемы исследования нами были определены: цель, объект и предмет исследования. Они представлены на слайде.
(Слайд 4)
Задачи и методы нашего исследования также представлены на слайде.
(Слайд 5)
В первой главе нашей работы были рассмотрены такие вопросы как:
- Общая характеристика скоростных способностей.
- Возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет.
- Спортивное скалолазание как вид спорта.
- Особенности организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности.
(Слайд 6,7)
Основные понятия первой главы представлены на слайдах.
(Слайд 8)
Во второй главе мы рассмотрели методические аспекты развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет.
Рассмотренные вопросы представлены на слайде.
(Слайд 9)
На некоторых аспектах остановимся подробнее:
Рассмотрев, методики тренировки скоростных навыков, предложенных Котченко, Ю. В., Кравчук, Т. А. и Курамшиным Ю.Ф., мы предложили 2 варианта плана внеурочных занятий на развитие скоростных способностей в спортивном скалолазании, включающих как общеразвивающие, так и специальные упражнения: бег на короткие дистанции, прыжки, подтягивания.
Методика предполагает занятия три раза в неделю по 2 часа. Упражнения на развитие скоростных навыков выполняются после обязательной растяжки, блоками с отдыхом между подходами, до наступления утомляемости с контролем пульса.
(Слайд 10)
Для контроля результатов развития скоростных способностей нами были подобраны тестовые задания (составлены Курамшиным Ю.Ф.). Анализ результатов тестовых заданий представлен в таблице.
Результаты тестирования, участвующих в исследовании школьников, сравнивались по признаку принадлежности этих результатов к одному из выделенных коридоров (интервалов).
(Слайд 11)
В заключении можно сказать, что: в первой главе нами были рассмотрены теоретические аспекты развития скоростных способностей.
Мы дали общую характеристику скоростных способностей, изучили возрастные особенности развития скоростных способностей у обучающихся 15-16 лет.
Во второй главе мы рассмотрели методические аспекты развития скоростных способностей.
Мы подобрали специальные упражнения для развития скоростных способностей у обучающихся.
Для определения эффективности тренировок были предложены тестовые задания и определены коридоры распределения результатов.
В нашей работе были достигнуты цели и задачи, которые мы ставили перед собой.
В дипломной работе мы планируем применить на практике разработанную методику и проанализировать получение результаты.
(Слайд 12)
Спасибо за внимание мы готовы ответить на ваши вопросы.
Предварительный просмотр:
Директор
МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска»
Абакумова Т.Г.
«15» сентября 2021г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении легкоатлетического кросса «Золотая осень»
среди учащихся 1-4 классов.
Цели и задачи:
1) привлечение трудящихся и учащейся молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
2) пропаганды физической культуры и спорта среди населения;
3) пропаганды здорового образа жизни.
Соревнования проводятся:
24 сентября 2021 года, на стадионе школы № 154. Начало соревнований в 9:50.
Руководство соревнованиями.
Общее руководство и проведение соревнований возлагается на учителей физической культуры: Сазикову Александру Сергеевну, Саврандейкин Александ Игорьевич, Шестакову Марину Владимировну, Киселёва Андрея Вячеславовича, Орлова Романа Александровича.
Главный судья соревнований: Биушкин А.Г.
Секретарь: Ершов Владимир Александрович.
Участники соревнований
В соревнованиях принимают участие обучающиеся образовательной организации МАОУ «СОШ №154 г. Челябинска», 1-4 классов
Состав команды: 4 мальчика и 4 девочки
Программа соревнований
I. Построение участников легкоатлетического кросса.
Ведущий 1:
Дорогие друзья! Сегодня у нас праздник красоты движения, силы духа, мудрости, здоровья. Праздник волшебника, имя которому – спорт!
Ведущий 2:
«О спорт, ты – мир!» - звучит на всей планете;
«О, спорт, ты жизнь!» - поет нам вольный ветер,
Спорт – сила духа, совершенство тела.
Спорт без границ и нет ему предела!
Ведущий 1:
Бросая вызов времени, пространству,
Он нас зовет с волною состязаться,
Быстрее ветра, как на крыльях, мчатся,
И перед трудной целью не сдаваться!
Ведущий 2:
Спорт – это гибкость, сила, ловкость.
Спорт – это точность, меткость и сноровка.
Спорт – грация и музыка движения.
Он миг победы, звездное мгновенье!
Ведущий 1:
У нас сегодня праздник для всех! Но именно вы, наши дорогие ребята, вы – главные адресанты чудес волшебника – спорта! Ведь речь идет о его замечательной волшебной силе, которую он дарит каждому из нас! И сегодня вы обязательно посоревнуетесь друг с другом в силе, ловкости, быстроте, которые развивает «его величество» спорт!
II. Сдача рапорта о готовности классов, расписание забегов и отправление к месту соревнований.
III. Забеги.
Наименование | Время забега | Участники | Дистанция |
1 забег | 10:00 | 1 «А» класс 1 «Б» класс 1 «В» класс 1 «Г» класс 1 «Д» класс 1 «Е» класс | 1 км |
2 забег | 10:45 | 2 «А» класс 2 «Б» класс 2 «В» класс 2 «Г» класс 2 «Д» класс 2 «К» класс | 1,5 км |
3 забег | 11:30 | 3 «А» класс 3 «Б» класс 3 «В» класс 3 «Г» класс 3 «Д» класс 3 «Ж» класс | 2 км |
4 забег | 12:15 | 4 «А» класс 4 «Б» класс 4 «В» класс 4 «Г» класс 4 «Д» класс 4 «Ж» класс 4 «К» класс | 2 км |
IV. Подведение итогов лёгкоатлетического кросса «Золотая осень»среди учащихся 1-4 классов.
Ведущий 2:
Слово предоставляется главный судье соревнований: Биушкин А.Г.
(Награждение победителей)
Ведущий 1:
Закончить наш праздник хотелось следующим пожеланием:
Ведущий 2:
Если хочешь чтобы тело
Было гибким и умелым,
Чтобы крепли воля, стойкость,
Наш совет: дружи со спортом!
Ведущий 1:
Если хочешь дальше в жизни
Звездных далей ты достичь,
Если хочешь быть здоровым,
Только спорт тебе поможет!
Ведущий 2:
Что ж, смелее на площадку,
Бег, гимнастика, зарядка,
Баскетбол, футбол и регби,
Марафонские забеги
Бадминтон, коньки и серфинг…
Счастье в спорте вы найдете!
Вместе: До новых встреч на стадионе!
V. Организованный отъезд домой.
Порядок и сроки подачи заявок.
Заявки на участие предоставляются в судейскую коллегию с 1 по 10 сентября 2021 года, до 16:00ч. В заявке указывается фамилия, имя участника, класс, год рождения, виза врача, подпись классного руководителя.
Ответственность за подготовленность участников и их безопасность возлагается на классных руководителей. По всем оставшимся вопросам звонить по номеру: 89123015061 Александра Сергеевна.
Предварительный просмотр:
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Соревнования по о проведении легкоатлетического кросса «Золотая осень» среди учащихся 1-4 классов» | |
Сведенье об авторе: | Ершова Владимира Александровича студента 49 группы ЧПК №1 |
ПМ, МДК вид практики: | ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1) УП по МДК02.01. (ЧПК №1) |
Результаты обучения: ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.) | ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Участники проекта: | 4 классы |
Сроки реализации проекта: | 24 сентября 2021 года |
Цель проекта: | Привлечение трудящихся и учащейся молодёжи к регулярным занятиям физической культурой и спортом; |
Задачи проекта: | 1) пропаганды физической культуры и спорта среди населения; 2) пропаганды здорового образа жизни. 3) Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья. 4) Выявление сильнейших команд. |
Аннотация к проекту: | Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности«Соревнования по о проведении легкоатлетического кросса «Золотая осень»среди учащихся 1-4 классов»предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. |
Этапы проведения проекта: | Подготовительный: Выбор темы, определение целей и задач; Определение количества участников и состав группы; Планирование работы: Определить регламент мероприятия; Утверждение главных судей и их помощников; состав участников; Исследовательская деятельность: Сформулировать цель; Определение программы соревнований; |
Продукт проекта/ результаты деятельности: | Продуктом проекта является сам «Соревнования о проведении легкоатлетического кросса «Золотая осень» среди учащихся 1-4 классов». Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в такие спортивные игры. |