Статья "Технология познавательно исследовательской деятельности в ДОУ"
статья
Предварительный просмотр:
«Технология познавательно исследовательской деятельности в ДОУ»
Подготовила:
Аджиева С.С.
«Технология познавательно исследовательской деятельности в ДОУ»
Известно, что дошкольный детство — это уникальное время для развития способностей ребенка. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. Развитие познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Жан Жак Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А. К. Маркова, В. П. Лозовая, Ж. Н Тельнова, Г. И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у дошкольников.
Основными принципами ДО в соответствии ФГОС ДО является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Познавательно - исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
Педагогическая технология - это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве, и приводящая к намеченным результатам.
Среди педагогических технологий, которые используются в работе с детьми дошкольного возраста, я выбрала технологию познавательно - исследовательской деятельности.
Познавательно - исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально – творческой деятельности, порождённый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе природной тяге детей к экспериментированию.
Для познавательно - исследовательской деятельности я выбрала доступный и интересный детям старшего дошкольного возраста тип исследования – опыты (экспериментирование) – освоение причинно - следственных связей и отношений.
Используемая мной технология включает конспекты занятий по познавательно - исследовательской деятельности, картотеку опытов во время режимных моментов.
Для чего же нужна исследовательская деятельность в детском саду? Ответ очевиден: постепенно сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции - способность к исследовательскому и когнитивному типам мышления, необходимые для будущих школьников.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности:
• Опыты (экспериментирование);
• Состояние и превращение вещества;
• Движение воздуха, воды;
• Свойства почвы и минералов;
• Условия жизни растений.
Исследовательская деятельность ребенку помогает выявлять актуальную проблему, вызывает огромный интерес у детей, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как? » и «почему? » и посредством ряда действий ее решить. При этом ребенок подобно ученому проводит исследования, ставит эксперименты.
В соответствии ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность.
Актуальность.
Исследовательская деятельность помогает детям познать мир, все узнать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самореализовываться.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи).
В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы.
Исследовательская деятельность тесно связана с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль, облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний, способствует развитию речи), трудом, изобразительной деятельностью, познавательным развитием.
Цель и задачи технологии.
Цель: развивать познавательный и когнитивный типы мышления у детей посредством изучения окружающего мира с помощью экспериментирования.
Задачи:
- образовательные:
познакомить детей со свойствами различных материалов, предметов, веществ, их состояниями;
формировать умение делать открытия и выводы;
обучать направленному действию с объектом экспериментирования.
- развивающие:
развивать сенсорные способности, мелкую моторику, тактильное восприятие;
развивать внимание, мышление, память;
развивать навык экспериментирования;
развивать речь.
- воспитательные:
воспитывать самостоятельность, активность, аккуратность в работе;
воспитывать правила безопасного обращения с предметами и материалами экспериментирования;
воспитывать умение слушать друг друга, помогать, работать коллективно;
воспитывать умение высказывать предположения, строить гипотезы, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению товарищей.
Примерный алгоритм построения занятий.
Алгоритм построения занятия по познавательно - исследовательской деятельности включает:
- Предварительная работа (экскурсии, беседы, наблюдения, чтение, рассматривание, зарисовки) по изучаемой теме.
- Определение типа, вида и тематики занятия.
- Выбор цели, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) по работе с детьми.
- Подбор игровых способов тренировки внимания, восприятия, памяти, мышления и методов снятия физического и эмоционального напряжения.
- Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования группы, комнаты экспериментирования, учебных пособий, природных и других материалов.
- Выбор и подготовка оборудования и пособий с учетом возрастных особенностей детей и изучаемой темы.
- Обобщение результатов наблюдений в различных формах (дневники, проекты, фотографии, рисунки, поделки) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам познавательно - исследовательской деятельности.
В процессе занятий с детьми познавательно - исследовательской деятельностью, я всегда ставлю перед собой следующие задачи:
• Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность.
• Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение);
• Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
• Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
• Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.
В условиях ДОУ я использовала только элементарные опыты и эксперименты.
Их элементарность заключается:
1) в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
2) в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
3) они практически безопасны;
4) в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Содержание опытно - экспериментальной деятельности построено из четырёх блоков педагогического процесса.
1. Непосредственно-организованная деятельность с детьми (плановые эксперименты). Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей был разработан перспективный план опытов и экспериментов.
2. Совместная деятельность с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью двусторонняя. Дети делали зарисовки результатов природоведческого эксперимента, для этого нужно глубже изучить объект, в процессе ознакомления с природой, и точнее передать его детали во время изобразительной деятельности.
3. Самостоятельная деятельность детей (работа в лаборатории).
4. Совместная работа с родителями (участие в различных исследовательских проектах).
Структура детского экспериментирования:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Экспериментирование (фронтальное или демонстрационное);
- Анализ и обобщение полученных данных.
Организация предметно - пространственной развивающей среды.
Большое внимание в своей работе я уделяла организации развивающей среды в группе. Создала условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности – мини-лабораторию (центр науки) , где дети размещают различные материалы (природные, бросовые) для проведения опытов, экспонаты, выращивают растения.
Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление, любопытство, выдвинутая просьба или проблема.
В обыденной жизни дети очень часто экспериментируют с различными веществами, пытаются узнать, что – то новое: разбирают предметы на части, наблюдают за листком бумаги (полетит или нет) и т.д. В домашнем экспериментировании существует всегда опасность, т.к. дошкольник еще не знаком с законами смещения веществ, элементарными правилами безопасности. Опыты и эксперименты, организуемые воспитателем в дошкольном учреждении, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизни. Сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных воспитателем видах деятельности, затем вносятся необходимые материалы и оборудование для проведения опыта в групповую комнату, для самостоятельного выполнения ребенком работы, если нет угрозы для его здоровья. В дошкольном образовательном учреждении экспериментирование должно отвечать следующим условиям: максимальная простота приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и прогнозируемость получения результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.
Усвоение системы в исследовательской деятельности: научных понятий, приобретение экспериментальных способов позволит дошкольнику стать субъектом учения, научиться учиться, что является одним из аспектов подготовки к школе.
Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений.
- О мире живой природы: условия, необходимые для роста и развития растений (свет, влага, тепло).
- О природных явлениях: времена года, явления погоды, объекты живой и неживой природы – вода, лёд, снег и т.д
- О материалах: глина, бумага, ткань, дерево, металл, пластмасса.
- О человеке: наши помощники – глаза, нос, уши, рот.
- О предметном мире: посуда, мебель, игрушки, обувь, транспорт.
- О геометрических эталонах: круг, прямоугольник, призма, ромб.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
В младшей группе (3–4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
Экспериментирование в средней группе (4–5 лет) имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5–6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществлении.
В центре экспериментирования нашей группы размещаются:
- коробочка (пластиковая, прозрачная с разделителями) с природным материалом: землей, глиной, песком, камнями, частями растений;
- формы для воды и льда, краска для подкрашивания;
- стол с емкостями под воду и песок;
- подносы, клеенка, пластиковые колбы, сита, воронки;
- мыльные пузыри;
- крупные магниты (исключающие возможность проглатывания);
- фонарик;
- резиновая груша или безопасная пипетка;
- увеличительные стекла;
- зеркальце безопасное;
- пластиковые бутылки, стаканчики, трубочки;
- фартуки, нарукавники, очки пластиковые защитные;
коллекция различных материалов (дерево, резина, стекло (круглой формы, располагается отдельно в закрытом шкафу), железо, пластик, бумага различных видов, вата и др.)
Требования безопасности к центру экспериментирования:
- располагается подальше от игровых зон, рядом с центром природы;
- стеклянный материал хранится в закрытом шкафу;
- центр хорошо освещен естественным светом;
- рядом находится источник воды;
- имеется клеенка и защитная одежда.
План развития (пополнения) уголка экспериментирования:
- защитные пластиковые очки (родители)
- фонарик (родители)
- пополнить коллекцию материалов (воспитатели)
- коллекции камней, ракушек, семян (проект воспитанника группы "Коллекция ракушек моллюсков");
- природоведческая литература, энциклопедии для детей;
- иллюстрации (карточки, картинки, символические изображения в календаре природы) с изображением признаков сезона, отражающие состояние живой, неживой природы, характерные погодные явления, типичные виды сезонного труда человека и х арактерные для данного сезона виды отдыха (например, зимние забавы- катание на санках, лыжах, коньках; летний отдых- походы в лес за ягодами, купание в реке,...);
- комнатные растения, требующие разных способов ухода, из них некоторые должны быть цветущие (всего до 5-6 видов, из них цветущих 3-4 вида): муляжи овощей и фруктов ( находятся в игровом центре);
- календарь погоды и природы с иллюстрациями с дневником наблюдений(проект воспитанницы группы "Календарь погоды и природы") ;
- инвентарь для ухода за растениями (лейки, палочки для рыхления почвы, салфетки, щеточки, грабельки, совочек);
- "Огород на окне" для проращивания лука, семян( в пластиковых ящичках);
- модель сезона (например, "ДЕРЕВО ОСЕНЬЮ", "ОСЕННЯЯ ГРЯДКА"(из окрашенного в черный цвет поролона и овощей из застывшей пластиковой массы, "ЗИМНИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ПЕЙЗАЖ",...);
- обобщающие наборы картинок (рыбы, животные, в т.ч. жарких стран и крайнего севера, птицы зимующие, перелетные и кочующие, деревья, овощи, фрукты,....);
- гербарий растений Подмосковья ( проект воспитанника группы) с изображением частей растения, засушенными экспонатами трав, листьев деревьев и кустарников);
- паспорт комнатных растений с правилами ухода ( проект воспитанницы группы)
- коробочка с кормом для зимующих птиц;
- дидактические игры о правилах поведения в экосистеме, обеспечивающих сохранение ее целостности;
- иллюстрации о жизни животных и растений ( росте, питании, развитии) в журналах полной коллекции "7 гномов";
- иллюстрации о взаимосвязи живых организмов в природе в журналах полной коллекции "7 гномов";
- иллюстрации наземной, воздушной, водной, подземной среды обитания живых организмов в полной коллекции "7 гномов";
- дидактические игры ( "Мама, папа, детеныш", "Животные разных экосистем", "Чей хвост?", "Было- стало",...).
Требования к центру природы:
- "Центр природы" расположен рядом с "Центром экспериментирования";
- обеспечен свободный доступ детей;
- подобраны безопасные растения, не требующие сложного ухода;
- растения размещены по принципу тене- и солнцелюбия,не мешают проникновению естественного освещения;
- пособия обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект, побуждают детей к активному познанию природы;
- весь материал делится на сезонные комплекты и меняется с учетом тематики недели и сезона.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира.
Развитие навыков самостоятельного экспериментирования, изучения свойств веществ, в том числе их свойств, при нагревании и охлаждении.
Формирование умения сверять результат деятельности с целью и корректировать свои действия, делать выводы по результатам экспериментов.
Расширение представлений детей об окружающем мире ( живой и неживой природе, явлениях природы, рукотворном и нерукотворном мире)
Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ.
Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
Пополнение научно-методической базы по разделу познавательно - исследовательской деятельности дошкольников.
Средняя группа
Месяц | Темы | Задачи экспериментирования |
Октябрь | 1.Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. 2.Почему все звучит? 3.Прозрачная вода. 4. Вода принимает форму. | .Закрепить знания детей об органах чувств, их назначении. 2.Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. 3.Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). 4. Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. |
Ноябрь | 1. Какие предметы могут плавать? 2. Делаем мыльные пузыри. 3. Подушка из пены. 4. Воздух повсюду. | 1. Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести. 2. Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует плёночку. 3. Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести). 4. Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимост |
Декабрь | 1. Воздух работает. 2. Каждому камешку свой домик. 3. Свет повсюду. | 1. Дать детям представления о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары). 2. Классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности; показать детям возможность использования камней в игровых целях. 3. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные. |
Январь | 1. Свет и тень. 2. Замерзшая вода, тающий лед. 3. Разноцветные шарики | 1. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 2. Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 3. Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой. |
Февраль | 1. Таинственные картинки. 2. Все увидим, все узнаем. 3.Водяная мельница. | 1. Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла. 2. Познакомить с прибором- помощником – лупой и ее назначением. 3. Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. |
Март | Живая природа 1.Растения, опыты. (Занятие с Презентацией) 2.Посадка семян фасоли и гороха. | Изучение объектов живой природы, во взаимодействии со средой обитания. Познакомить с условиями необходимых для проращивания и роста семян. |
Апрель | 1.Что растворяется в воде? 2. Солнечные зайчики. 3. Что отражается в зеркале? | 1. Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ. 2. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 3. Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать. |
Май | 1. Волшебное сито. 2. Цветной песок. 3. Игры с песком. | 1. Познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита; развивать самостоятельность. 2. Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой. 3. Закрепить представления детей о свойствах песка, развивать любознательность, наблюдательность, активизировать |
Старшая группа
Подготовительная группа
Месяц | Тема занятия | Задача экспериментирования |
Сентябрь | Воздух Солнце дарит нам тепло и свет | Расширить представление детей о свойствах воздуха. Дать представление о том, что солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия»ТугушеваГ.П. Чистякова А.Е. |
Октябрь | Почему дует ветер. Почему не тонут корабли. | Расширить представление детей о свойствах воздуха. Дать представление о том, что солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия»ТугушеваГ.П. Чистякова А.Е. |
Ноябрь | Свойства веществ. Строение веществ | Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса |
Декабрь | Свойства веществ. Строение веществ | Формирование представление о свойствах твердых и жидких веществ. Развитие экологического сознания. Развитие способности к преобразованию. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Веракса |
Январь | Путешествие капельки. Твердая вода. Почему не тонут айсберги. | Круговорот воды в природе, обьяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега. Уточнить представление о свойствах льда; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. ТугушеваГ.П. Чистякова А.Е. |
Февраль | Испарение и конденсация. Сказка об Илье Муромце и Василисе Прекрасной. | Закреплять представление об испарении и конденсации. Формирование представлений о воздухе. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 58- 61 |
Март | Изготовление «Водолаза Декарта». Плавание тел. | Формирование представлений о плавании тел, о давлении воздуха и жидкостей. Развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 64- 68. |
Апрель | Термометр.
| Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. Веракса с. 68- 70. Мультфильм из сериала «Фиксики», серия «Термометр». |
Май |
Литература
1.Веракса Н.Е.,Галимов О.Р. Познавательско исследовательская деятельность дошкольников.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010.
2. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы, ТЦ «Сфера», 2016,
3. Дыбина О. В. , Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2018
4. Дыбина О. В. Рукотворный мир: Игры – занятия для дошкольников. –М.: ТЦ «Сфера», 2011
5. Николаева С.Н. Программа «Юный эколог», М. : «Мозаика», 2010.
6.Интернет ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника Часть -I.
Презентация будет полезна воспитателям дошкольных образовательных учреждений .Опыты и эксперименты способствует развитию целостной личности ребенка.В основе экспериментальной деятельности дошкольников...
Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника/ Часть-II/
Презентация Часть-II...
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»
«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...
Интегрированное занятие "Путешествие в весенний лес" познавательно-исследовательская деятельность для младшей группы
Развивать эмоциональную сферу детей активизировать внимание, развивать восприятие цвета, мелкую моторику...
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В ПРЕДВЕРИИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.Значение познавательного, а значит р...
Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе
Знакомство детей со свойствами воздуха и ролью в жизни человека....
Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности
Презентация опыта работы по теме "Использование литературных произведений в организации познавательно-исследовательской деятельности"...