П.К.3.4
учебно-методический материал
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Павлова Кристина Артёмовна
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа допущена к защите | Специальность: 49.02.01 |
« » декабря 2021 г. | Преподавание физической культуры |
Заместитель директора по НМР _______________ / Анищенко И.Л | Курс: 3, группа: 39 Руководитель: Сайбель М.Н., доцент, кандидат педагогических наук |
Курсовая работа защищена с оценкой ______________ | |
« » декабря 2021 г. | |
Председатель комиссии: _______________/ | |
Члены комиссии: _______________/ _______________/ |
Челябинск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТКА ЭСТАФЕТНОГО БЕГА | |
1.1. История возникновения эстафетного бега | 5 |
1.2. Виды эстафетного бега | 7 |
1.3. Техника эстафетного бега | 8 |
1.4. Правила эстафетного бега | 12 |
Выводы по 1 главе | 13 |
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭСТАФЕТНОМУ БЕГУ | |
2.1 Эстафетный бег в школьной программе по физическому воспитанию | 15 |
2.2 Возрастные особенности обучающихся 5 класса | 15 |
2.3 Методика обучения эстафетному бегу | 18 |
2.4 Средства и методы обучения эстафетному бегу | 21 |
2.5 Критерии оценивания обучения эстафетному бегу | 24 |
2.6 Программа занятий | 27 |
Выводы по 2 главе | 28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 31 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Эстафетный бег является единственным командным видом в легкой атлетики, в котором каждый участник пробегает отведенный ему этап, а результат и место команды определяют по времени, показанному всеми участниками.
Эстафетный бег своеобразный эмоционально насыщенный вид легкой атлетики, вид, где борьбу ведет коллектив, где появляется особый повышенный интерес к исходу соревнования. Эстафета воспитывает чувство коллективизма. Эмоциональный подъем, чувство ответственности за успех команды помогают спортсмену в эстафетном беге мобилизовать все свои возможности в значительно большей степени, чем в индивидуальном беге. «Командная настройка» на выступление – фактор, способствующий более эффективной реализации физических возможностей бегуна. Как правило, в эстафетном беге складывается такая ситуация, что почти каждому спринтеру на этапе приходится догонять соперника. Вероятно, психологическая установка «Догнать!» намного действеннее команды «Быстрее!». За 10-30 сек, ожидания на этапе, когда разматывающийся клубок эстафеты катится по дорожке, спринтер «загоняет» себя на такой эмоциональный уровень, что ему под силу решить любые, порой даже невозможные, задачи [1].
Улучшение результата в эстафетном беге достигается как за счет увеличения скорости бега на дистанции, так и за счет совершенствования передачи эстафетной палочки. Таким образом, подготовка эстафетной команды должна проходить при единстве индивидуальной спринтерской и совместной эстафетной подготовки. Спортсмен, готовящийся к участию в эстафетном беге, проводит как чисто спринтерскую, так и специальную эстафетную тренировку. Тренируясь в беге, очень важно ускорения и пробежки выполнять с палочкой в руке. Это приучает к бегу в эстафете.
В общеобразовательных школах и на спортивных секциях соревнования по эстафетному бегу проводятся традиционно каждый год, а также эстафетный бег является основным видом соревнований. Не зря в школах используют в качестве соревнований эстафетный бег потому, что он развивает у учащихся чувство коллективизма, а также способность сконцентрироваться. Различные игры в форме эстафетного бега способствуют эффективному обучению низкого и высокого старта. Кроме того, эстафета развивает быстроту реакции, способность к ускорению, а высокий эмоциональный настрой создаёт прекрасные условия для повышения скорости бега спортсменов.
Результат эстафеты зависит от слаженности и подготовки спортсменов в команде. Основная задача каждого участника соревнований заключается в том, чтобы как можно быстрее пробежать свой этап и передать эстафетную палочку следующему участнику своей команды [7].
Несмотря на широкое распространение и частое применение такого вида в легкой атлетике как эстафеты, в общеобразовательных школах на уроках физической культуры методике обучения техническим элементам данного вида, а именно держанию и передаче эстафетной палочки, уделяется не так много внимания. Это обстоятельство и делает данную тему актуальной.
Исходя из выше изложенного нами была сформулирована тема «Методика обучения эстафетному бегу обучающихся 5 класса».
Цель исследования: изучить методику обучения эстафетному бегу обучающихся 5 класса.
Объект: процесс обучения на уроках физической культуры в 5 классах.
Предмет: техника передачи эстафетной палочки.
Задачи исследования:
- Рассмотреть средства и методы обучения эстафетному бегу;
- Выявить возрастные особенности обучающихся 5 классов;
- Подобрать критерии оценивания техники эстафетного бега;
- Разработать программу занятий по обучению эстафетному бегу обучающихся 5 класса.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, систематизация.
ГЛАВА 1. Характеристика эстафетного бега
- История возникновения эстафетного бега
Эстафетный бег как легкоатлетическое соревнование начал культивироваться в 19 веке. Впервые эстафетный бег был включён в программу четвёртых Олимпийских игр (Лондон, 1908 год). На этих соревнованиях эстафетный бег включал различные дистанции – 200+200+400+800 м.
Первыми победителями в эстафетном беге стали спортсмены США, которые показали результат 3.29.4 мин., вторыми – команда Германии, а третьими – команда Венгрии [15].
Данный вид эстафетного бега берёт своё начало в СССР с 1 августа 1924 г., когда результат, показанный московскими легкоатлетами – 3.38.0 с, был зафиксирован в качестве первого рекорда Советского Союза. Спустя 45 лет установлен первый рекорд СССР среди женщин – 3.47.4 с.
Женская сборная СССР в эстафетном беге 4х100 м впервые стала бронзовым призёром Олимпийских игр в 1968 г, затем, ещё дважды повторив это достижение, а на Московской Олимпиаде (1980 г.) заняла второе место. При этом в составе команды на четырёх Олимпиадах бежала Л. Жаркова-Маслакова, завоевав, в итоге, серебряную и две бронзовые медали. А вершиной достижений советских спортсменок (Т. Ледовская, О. Назарова, М. Пинигина и О. Брызгина) кроме золотых медалей на Олимпиаде в 1988 г. стал и мировой рекорд, который не превзойдён и до настоящего времени (3.15.17 с).
Первый успех советских бегунов в эстафете 4х400 м связан с г. Афины, где проходил IX Чемпионат Европы (1969 г.). Именно там сборная СССР (Е. Борисенко, Б. Савчук, Ю. Зорин, А. Братчиков) впервые завоевала столь весомую свою награду на международной арене – серебряную медаль. Затем последовало золото на XXII Олимпийских играх в г. Москве (Р. Валюлис, М. Линге, Н. Чернецкий, В. Маркин) и на I Чемпионате мира в г. Хельсинки (Финляндия, 1983 г.), где в составе команды бежали: С. Ловачёв, А. Трощило, Н. Чернецкий и В. Маркин.
Современная история российской школы эстафетного бега, впрочем, как и всей лёгкой атлетики, начинается с 1 января 1993 г.
На IV Чемпионате мира в г. Штутгарте (Германия, 1993 г.) российская женская команда (О. Богословская, Г. Мальчугина, Н. Воронова и И. Привалова) завоевала для России первую и пока единственную золотую медаль в эстафете 4 х 100 м (на этих соревнованиях был установлен ныне действующий официальный рекорд России в эстафете 4 х 100 м).
Большой успех представительницам эстафетного бега 4 х 100 м пришёл на XXVIII Олимпийских играх в Афинах, где О. Фёдорова, Ю. Табакова, И. Хабарова и Л. Круглова удостоились серебряных наград. Затем, в 2006 г., последовала победа на Чемпионате Европы в г. Гётеборге (Ю. Гущина, Н. Русакова, И. Хабарова, Е. Григорьева, Е. Кондратьева, Л. Круглова).
В эстафетном беге 4 х 400 м достижение россиянок на Олимпийских играх также значительны. В 2000 г. в г. Сиднее они были удостоены бронзовых медалей, а в гг. Афины (2004 г.) и Пекине (2008 г.) завоевали серебряные медали. К этому следует добавить, что женская сборная команда страны в эстафетном беге 4 х 400 м является неоднократным победителем и призёром чемпионатов мира и Европы в помещении. Наиболее титулованными бегуньями в эстафете 4 х 400 м являются Антюх Наталья, Гончаренко Светлана, Гущина Юлия, Зыкина Олеся, Капачинская Анастасия, Котлярова Ольга, Назарова Наталья, Носова-Печёнкина Юлия, Поспелова Светлана, Чебыкина Татьяна, Фирова Татьяна.
Успехи в новейшей истории у мужчин начинаются с Чемпионата Европы в г. Хельсинки (1994 г.), когда квартет в эстафете 4 х 400 м занял третье место – М. Вдовин, Д. Косов, Д. Бей и Д. Головастов. Спустя восемь лет (г. Мюнхен), россияне на подобных соревнованиях поднялись уже на ступеньку выше. К этому следует ещё добавить достижения на Чемпионатах мира в помещении, где в 2001 и 2004 гг. наша команда была серебряным, а 2006 г. – бронзовым призёром.
Наиболее ярким выступлением мужской эстафетной команды 4 х 400 м является завоевание бронзовой медали на Олимпийских играх в г. Пекине (2008 г.), где наш квартет установил и два рекорда страны. В таблице 1 представлены рекорды мира и Европы [3].
1.2 Виды эстафетного бега
Эстафетный бег включает в себя традиционные и нетрадиционные эстафеты. Такие состязания являются квалификационными, то есть на них устанавливаются разряды и фиксируются рекорды. Первые находятся в ведении Международной ассоциации легкоатлетических федераций, для них утверждаются унифицированные правила и используются специализированные стадионы [6].
К традиционным эстафетам относятся:
1. Олимпийские – 4 х 100 м и 4 х 400 м как для спортсменов, так и для спортсменок.
2. Для мировых рекордов 4 х 100 м, 4 х 200 м, 4 х 400 м и 4 х 800 м, участие принимают мужские и женские сборные.
3. Дистанции на 4 х 1500 м, где соревнуются только мужчины.
Другие виды эстафетных забегов признаются нетрадиционными, а именно:
1. Шведская эстафета. Дистанция подразделяется на этапы различной протяженности (100, 200, 400 и 800 м). Легкоатлеты преодолевают их от меньшего к большему и наоборот. Команды могут быть мужскими, женскими и смешанными.
2. Эстафеты различных форматов, проводимые в разнообразных условиях с любым командным составом на разные дистанции. Все эти параметры определяются организаторами забегов [19].
3. Легкоатлетическая эстафета – отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина.
Для нетрадиционного эстафетного бега единые правила носят рекомендательный характер и могут быть видоизменены с учетом условий и цели состязаний [21].
1.3 Техника эстафетного бега
Техника во время эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского бега так, как наличие эстафетной палочки в руках никак не влияет на технику бега.
Участник первого этапа эстафеты 4 х 100 метров начинает бег из положения низкого старта на повороте беговой дорожки, удерживая эстафетную палочку в правой руке тремя пальцами (рисунок 1) и опираясь на дорожку перед стартовой линией большим и указательным пальцами.
После выхода со старта и набора скорости спортсмен прижимается к левому краю беговой дорожки, сохраняя тем самым длину дистанции. Участники команды, бегущий на втором этапе, принимает палочку в левую руку и во время бега прижимается ко внешней стороне беговой дорожки. Участник третьего этапа бежит по повороту беговой дорожки и поэтому принимает палочку в правую руку. Участник четвертого этапа принимает палочку в левую руку и, не перекладывая, бежит с ней до конца дистанции [15].
Существует несколько способов передачи эстафетной палочки: «снизу-вверх» и «сверху-вниз».
Передача «снизу-вверх». Бегун, принимающий эстафету, держит руку в положении «V» (раскрытой ладонью) на уровне бедра. Эстафетная палочка вкладывается «снизу-вверх» в руку принимающего эстафету бегуна с тем расчетом, чтобы он мог взять ее близко к руке бегуна, передающего эстафету. Для этого, в момент передачи палочки, тыльная часть кисти передающего устремляется в ладонь принимающего, что исключает возможность проскальзывания. Это обеспечивает также необходимое место на эстафетной палочке для очередного захвата ее, в последующем, остальными спринтерами команды.
Преимуществом данного вида передачи является то, что ему легко научить начинающих. Данная передача является более естественной и сродни природе бега, т.к. движение «снизу-вверх» не нарушает бегового ритма.
К недостаткам относится то, что приходится экономить «расстояние на палочке», поскольку с каждой передачей на ней остается меньше места для последующего захвата, и на последнем этапе часто нет места на переднем конце палочки, за который можно уверенно ухватиться, что может привести к ее потере.
Передача «сверху-вниз». Бегун, принимающий эстафету, протягивает руку назад ладонью вверх (большой палец по направлению к туловищу). Легкоатлет, передающий эстафету, держа палочку, помещает ее свободный конец в руку спортсмена, принимающего эстафету, движением «сверху-вниз».
К преимуществам относится наличие максимально большого расстояния между бегунами, в связи с чем, положение эстафетной палочки после передачи не требует корректировки [22].
К недостаткам относится то, что в движущую, более высоко поднятую, по сравнению с предыдущей передачей, руку принимающего эстафету бегуна трудно точно вложить эстафетную палочку.
Наиболее распространенная передача это – «снизу-вверх»
Для принятия эстафетной палочки в двадцатиметровой зоне на максимальной скорости участники второго, третьего и четвертого этапов эстафеты 4 х 100 метров должны начать бег из такого положения, которое позволит им за 25-26 метров набрать скорость. Чаще всего для этого спортсмены применяют высокий старт с опорой на руку в десятиметровой зоне разгона, глядя через плечо свободное руки на контрольную отметку. Контрольную отметку спортсмен, применяющий эстафету, устанавливает заранее на расстоянии 8-11 метров от себя [17].
Спортсмен, принимающий эстафетную палочку, после установления контрольной отметки и принятия необходимой позы, ждет приближение партнера (рисунок 3).
Когда передающий приблизился к контрольной отметке, принимающий стремительно начинает бег, стараясь развить возможность большую скорость. Передающий, приблизившись к партнеру на расстояние вытянутых рук, подаёт команду «Хоп». Услышав команду, принимающий, не снижая скорости, отпускает выпрямленную руку с развернутой назад ладонью, большой палец отведен в сторону. Передающий эстафету движением руки снизу или сверху по команде вкладывает эстафетную палочку в руку партнера (рисунок 4)
Одним из показателей, характеризующих эффективность техники, является время прохождения бегунов с эстафетной палочкой двадцатиметровой зоны передачи. Обычно это расстояние преодолевается мужчинами за 2,0 секунд, а женщинами за 2,2 секунд. Эффективность техники передачи эстафетной палочки можно установить и по времени пробегания тридцать метров участником, принимающий эстафету [15].
1.4 Правила эстафетного бега
Правила соревнований регламентируется ИААФ (Международная ассоциация легкоатлетических федераций) и становятся обязательным для выполнения на всех официальных соревнованиях [18].
Эстафетная палочка представляет собой цельную, гладкую, полую трубку, круглую в сечении, сделанная из дерева. Длина эстафетной палочки должна составлять 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса не менее 50 и не более 150 гр. Палочка должна быть выкрашена в такой цвет, чтобы её легко можно было увидеть во время соревнований – это такие цвета, как красный, желтый (рисунок 5).
Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта до финиша. Существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую так бегут спортсмены 1 и 3 этапа, а из левой в правую спортсмены 2 и 4 этапа.
Передача производится в двадцатиметровой зоне. Если эстафетная палочка была передана после указанной зоны, то команда дисквалифицируется. Эстафетная палочка должна вкладываться в руку, то есть её нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять её разрешается спортсмену, который нёс эстафету. В противном случае снимается вся команда [3].
Каждый участник команды имеет право бежать только один этап. Участник, передавший эстафету, должен покинуть дорожку таким обра-зом, чтобы не помешать участникам других команд. Команда, не закон-чившая дистанцию при отсутствия участника на одном из этапов, приравнивается к не явившейся на старт.
Состав команды и порядок бега в эстафете должен быть официально объявлен до старта в каждом круге соревнования. В команде разрешается заменить только двух спортсменов. На последующих этапах замены в эстафетной команде могут быть сделаны только из числа уже заявленных на этот или другой вид спортсменов [19].
Бегун третьего и четвертого этапов в эстафете 4 х 400 метров должно быть расставлены судей в том же порядке (от первой к последующим дорожкам), который занимают члены их команды после пробегания 200 метров. После этого не разрешается менять расположение спортсменов в зоне передачи.
В эстафетном беге все этапы короче 200 метров, каждая команда должна пробежать всю дистанцию по отдельной дорожке. При проведении эстафетного бега 4 х 200, 4 х 300, 4 х 400 метров и 400+300+200+100 метров каждая команда пробегает по отдельным дорожкам первые три поворота, а затем бег продолжается по общей дорожке. При проведении эстафеты 100+200+300+400 метров и 100+200+300+400+800 метров каждая команда пробегает по отдельным дорожкам первые два поворота [18].
Выводы по 1 главе
Мы провели работу по теоретическому изучению характеристики эстафетного бега. В первом параграфе мы рассмотрели историю возникновения эстафетного бега. Выяснили, что эстафетный бег начал культивироваться в 19 веке. Впервые он был включен в программу четвертых Олимпийских игр в 1908 году в Лондоне. Эстафетный бег в СССР взял своё начало с 1 августа 1924 года, когда результат показанный московскими легкоатлета-ми и был зафиксирован в качестве 1 рекорда СССР.
Во втором параграфе мы рассмотрели виды эстафетного бега. Выяснили, что в эстафетном беге есть традиционные и не традиционные эстафеты.
В третьем параграфе рассмотрели технику эстафетного бега. Выяснили, что техника во время эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского бега так, как наличие эстафетной палочки в руках никак не влияет на технику бега. А также рассмотрели две передачи эстафетной палочки и правильность их передачи.
В четвертом параграфе рассмотрели правила эстафетного бега. Выяснили как должна выглядеть эстафетная палочка и где должна находиться во время бега у спортсмена. Также выяснили какие правила должны соблюдать спортсмены во время соревнований.
ГЛАВА 2. Методика обучения эстафетному бегу
обучающихся 5 класса
2.1 Эстафетный бег в школьной программе по физическому воспитанию
Рабочая программа соответствует содержанию Федерального государственного стандарта основного общего образования и направлена на реализацию содержание предметной области «Физической культуре».
Анализ программы по физическому воспитанию Л.А. Лях показал, что в разделе легкая атлетика указан, возраст начала обучению эстафетному бегу – 11 лет (5 класс).
В 5 классе обучающиеся учатся передачи и приёму эстафетной палочки сперва на месте, потом в ходьбе, а после уже начинают в медленном беге, а также в среднем беге и быстром беге. В 6 классе обучающиеся закрепляют все пройденное в 5 классе. В 7-8 классе начинают эстафетный бег по кругу с передачей эстафетной палочки, выявляют ошибки и устраняют их. В 9 классе также эстафетный бег по кругу с передачей эстафетной палочки, а также совершенствуют технику передачи эстафетной палочки.
Рассмотрев программу Федерального государственного стандарта основного общего образования, мы выявили, что программа рекомендует начинать обучение с 5 класса. Так, как в этом возрасте наиболее благоприятные для развития практических всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека [12].
2.2 Возрастные особенности обучающихся 5 класса
Младший школьный возраст охватывает детей с 6-7 до 11 лет включительно (1-5 классы).
В данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. Однако в начале периода эти системы еще далеки от созревания, сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
Младший школьный возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса.
Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8-9 лет. Исследования показывают, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для направленного роста подвижности во всех основных суставах.
В этом возрасте почти полностью завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.
В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста. Исключение составляет лишь показатель гибкости, темпы прироста которого в этот период начинают снижаться.
В возрасте 7-11 лет происходит также бурное развитие биодинамики движений ребенка, и прежде всего их координационного компонента.
Таким образом, возрастной интервал 7-11 лет наиболее благоприятен для развития практически всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека [13].
Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возраста. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц. Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект (А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб, 2001). D. A. Jenner, R. Vandongen, L.I. Beilin (1992) и А.Б. Бгуашев (1998) уточняют, что активное формирование ловкости под воздействием тренировки у девочек и у мальчиков происходит с 8 до 9 и с 11 до 12 лет [1].
У мальчиков наиболее эффективно целенаправленному развитию поддается способность выполнять движения сложной координации в 10-11 и 14-15 лет, у девочек координационные способности эффективно развиваются с 11 до 13 лет (Б.А. Ашмарин, 1990). Согласно исследованиям А.П. Матвеева (цит. по Ю.Ф. Курамшину, 2004), способность к простым координациям у мальчиков и девочек наиболее эффективно развивается в 7-9 лет, то есть в первые три года обучения в школе, а также у мальчиков в 14-15 лет и у девочек в 12-13 лет. Сложные координации по данным этого же автора наиболее успешно развиваются у мальчиков в 10-11 и 14-15 лет, а у девочек – в 9-11 и 12-13 лет, то есть вслед за сенситивным периодом развития простых координаций [2]
По мнению А.А. Гужаловского (цит. по В.П. Лукьяненко, 2003), способность к равновесию как у мальчиков, так и у девочек существенно развивается практически на протяжении всей «школьной жизни», т. е. с 7 до 17 лет. Однако, по данным А.П. Матвеева (цит. по Ю.Ф. Курамшину, 2004), сенситивные периоды развития способности к равновесию ограничиваются у мальчиков – 8-9 и 14-15 годами, у девочек – 7-12 годами. Точность движений в среднем школьном возрасте наиболее целесообразно воспитывать с 14 до 15 лет у мальчиков и с 12 до 13 лет у девочек (Б.А. Ашмарин с соавт., 1990; Ю.М. Кабанов, 1996).
Проведенный анализ также позволяет констатировать, что у специалистов отсутствует единое мнение по вопросам воспитания координационных способностей [16].
2.3 Методика обучения эстафетному бегу
Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. Методика обучения – это система методов, методических приёмов, форм организации занятий предназначенных для обучения конкретному двигательному действию.
Методика обучения – это целостная система проектирования и организации процесса обучения, совокупность методических рекомендаций, эффективность применения которых зависит от мастерства и уровня творчества педагога [8].
Обучение физическом воспитании – организованный процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий. Обучение двигательным действиям – тот же самый педагогический процесс, но осуществляемый для решения более узких задач. Обучение действию есть процесс одновременного приобретения знаний, формирования двигательного умения и воспитания соответствующих физических качеств. Всё это сопутствует друг другу, но неоднозначно по своим средствам и методам.
Обучение – составная часть любого педагогического процесса, в том числе и в сфере физической культуры. Специфика обучения в физическом воспитании состоит в том, что основным предметом являются разнообразные двигательные действия. При их освоении формируются знания, двигательные умения и навыки необходимые в различных сферах человеческой деятельности.
Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспитании обучение специфично. Суть специфики в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений. Обучение осуществляется при тесном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Объективно существующее знание в процессе обучения трансформируется в продукт деятельности ученика, выступающий как результат обучения [7].
В построении процесса обучения можно выделить следующие этапы:
1 этап: происходит начальное разучивание физического упражнения, создается умение выполнять основу техники двигательного действия. Для достижения этой цели вначале создается общее представление о значении физического упражнения и его рациональной технике, а затем о том образце техники, которым предстоит овладеть обучаемым. Применяется при разучивании многих общеподготовительных, порядковых и других несложных упражнений.
2 этап: физическое упражнение разучивается углубленно, создается умение выполнять его относительно совершенно, в объеме намеченных технических требований. Некоторые элементы двигательного действия при этом частично закрепляются и автоматизируются. Внимание занимающихся избирательно сосредоточивается педагогом на анализе отдельных деталей техники целостного двигательного действия, осознании его пространственных, временных и динамических характеристик. При этом мыслительная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения значительных ошибок, создаются соответствующие условия при выполнении физического упражнения, вынуждающие занимающихся последовательно сосредоточивать внимание на уточняемых деталях.
3 этап: обеспечивается закрепление и совершенствование техники выполнения физического упражнения, создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательное действие в реальных условиях практической деятельности. Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. Таким образом, достигается необходимая прочность навыка, основным критерием которой является стабильность техники выполнения физического упражнения [11].
Перед началом обучения технике передачи эстафетной палочки целесообразно рассказать о видах эстафетного бега, об общем во всех эстафетах и об особенностях каждой из них. Показать на дорожке передачу эстафетной палочки в 20-метровой зоне на максимальной скорости. Разъяснить значение четкости передачи эстафетной палочки для достижения высоких спортивных результатов. Также надо рассказать учащимся об основных его элементах: держание палочки, способ передачи, приема и после продемонстрировать. Обучение передаче эстафетной палочки организуется одновременно для всего класса. Для этого школьников выстраивают в две шеренги с интервалом 1-1,5 м. Вторая шеренга стоит несколько правее первой, так, чтобы левая рука передающего была за правой рукой принимающего. Расстояние между первой и второй шеренгами 1 м.
Принимающие эстафетную палочку по команде учителя отводят вниз-назад правую руку, держа кисть указанным способом, а передающий вкладывает палочку. После этого принимающий перекладывает палочку в левую руку. Затем следует команда «Кругом!», и ученики выполняют упражнения в обратном порядке.
Повторив несколько раз это упражнение, школьники делятся на группы по 10-12 человек и строятся в колонну. Стоящий последним в колонне передает эстафетную палочку стоящему впереди, тот – следующему. Затем колонна поворачивается кругом, и упражнение повторяется. Убедившись, что учащиеся усвоили передачу на месте, учитель проводит передачу эстафетной палочки в движении, сначала по два человека, затем в колоннах. Обычно передачу в ходьбе учащиеся усваивают довольно быстро.
Следующим упражнением является передача эстафетной палочки во время бега с небольшой скоростью. Эта передача проводится парами: два школьника по очереди принимают и передают эстафетную палочку. Вслед за этим учащиеся делятся на группы по 4-6 человек и продолжают отрабатывать последовательную передачу эстафетной палочки на бегу [10].
Как только учитель убедился, что учащиеся овладели действиями принимающего и передающего, он переходит к ознакомлению с зоной передачи. Учащиеся знакомятся с положением принимающего эстафетную палочку и определением места, до которого должен добежать передающий, чтобы начать бег, как только партнер окажется у этой отметки. Передача должна состоять обязательно в зоне, причем уравнение скоростей должно наступить в середине зоне, где и происходит вкладывание эстафетной палочки в руку принимающего. Отработка деталей техники передачи эстафетной палочки сначала проводится при медленном беге, который постепенно увеличивается до максимального [1].
Необходимо также провести несколько низких стартов, держа эстафетную палочку в левой и правой руке. Старт могут одновременно выполнять все учащиеся группы, класса.
Убедившись, что занимающиеся освоили всю технику эстафетного бега, учитель может провести занятия, на которых эстафетный бег был бы приближен к условиям соревнований.
Занятие с применением эстафетного бега, проводимые условия, близких к соревнованию, позволяют научить обучающихся владеть собой, точно определять свои действия, воспитывают выдержку и развиваю глазомер [9, 20].
2.4 Средства и методы обучения эстафетному бегу
Метод – это способ обучения, наиболее рациональный способ преподавания учителем и усвоения учеником учебного материала. Метод обучения решает широкий круг задач, с разным контингентом учащихся, в разных условиях. Под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений. С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств и одним из методов нельзя ограничиваться в методике физического воспитания как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач физического воспитания.
К теории и методике физического воспитания относятся методы и способы применения физических упражнений. Применяются две группы методов: специфические методы физического воспитания (характерные только для процесса физического воспитания) и общепедагогические методы физического воспитания (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).
К специфическим методам физического воспитания относятся:
1) методы строго регламентированного упражнения
2) игровой метод (использование упражнений в игровой форме)
3) соревновательный метод (использование упражнений в соревновательной форме)
Среди общепедагогических методов физического воспитания относятся:
1) словесные методы
2) методы наглядного воздействия
3) метод практического упражнения
С помощью этих методов решаются конкретные задачи, связанные с обучением технике выполнения физических упражнений и воспитанием физических качеств [7].
Просмотрев множество источников со средствами и методами обучения делаем вывод, что их достаточно много. Но мы выбрали самые основные.
Техника передачи и приёма эстафетной палочки на месте:
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую на месте по сигналу преподавателя.
Группу построить в две шеренги (расстояние между шеренгами 1,5 м). Передающий палочку смещен на полшага в противоположную сторону от руки, держащей эстафету. По команде преподавателя занимающиеся меняются ролями, поворачиваются кругом.
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую на месте по сигналу передающего.
Выполнять в парах меняться после каждой передачи (передающий выходит вперед). Следить за тем, чтобы принимающий не поворачивал голову для контроля за положением руки и не двигал ею во время передачи.
- Передача эстафетной палочки из левой руки в правую на месте по сигналу передающего, стоя на максимальном расстояние от него.
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (оба партнера поворачиваются кругом).
Техника передачи и приёма эстафетной палочки в ходьбе в границах коридора 5 м:
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую в ходьбе по сигналу передающего.
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий обгоняет принимающего).
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую из левой в правую в ходьбе колонной по одному по сигналу передающего.
Выполнять в колонне по одному, последний бегом обгоняет колонну и становится первым.
Техника передачи и приёма эстафетной палочки во время медленного бега в границах коридора 10 м:
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую в медленном беге по сигналу передающего.
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий обгоняет принимающего).
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в медленном беге колонной по одному по сигналу передающего.
Выполнять в колонне по одному, последний бегом обгоняет колонну и становится первым.
Техника передачи и приёма эстафетной палочки в беге со средней скоростью и на максимальной скорости:
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге со средней скоростью по сигналу передающего.
Выполнять в парах, меняться после каждой передачи (передающий обгоняет принимающего). Стараться передавать эстафетную палочку на максимальном расстоянии.
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге с последующим ускорением принимающего.
Выполнять под команду передающего в парах, меняться после каждой передачи.
- Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге со средней скоростью по сигналу передающего в ограниченных зонах.
Выполнять в беге по кругу в заранее отмеченных зонах (по 10 м) через каждые 50 м. Принимающему не оглядываться при приёме эстафетной палочки.
- Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи.
Обращать внимание на совпадение скоростей партнеров.
- Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи.
Делать индивидуальную коррекцию техники в зависимости от места передачи эстафетной палочки [9, 14].
- Критерии оценивания обучения эстафетному бегу
Критериями оценивания техники в эстафетном беге является: правильность выполнения передачи и приёма эстафетной палочки. Мы составили ошибки, за которые будут снижены оценки.
При выполнении упражнений на месте критерии оценивания будут следующими (таблица 1):
- Если идеальное выполнение передачи и приёма эстафетной палочки, то оценка «5»,
- Если же есть незначительная ошибка то, есть передающий эстафетную палочку не точно вкладывает в руку, то оценка будет «4» на эту ошибку стоит обратить внимание так, как не точное вкладывание эстафетной палочки может привести к её потере.
- Более серьезная ошибка неправильное держание эстафетной палочки и не правильная передача. Если передающий неправильно держит эстафетную палочку, то соответственно он и неправильно передаст её, а это всё будет тормозить процесс передачи и займёт много времени.
- Грубой ошибкой буде считаться потеря палочки. Эта ошибка может возникнуть из всех выше перечисленных ошибок.
При выполнении упражнений в ходьбе, в медленном беге, в беге со средней скоростью и на максимальной скорости критерии оценивания будут такими (таблица 2):
- Идеальное выполнение передачи эстафетной палочки будет считаться, если передающий успел передать эстафетную палочку в зоне передачи и правильно сделал передачу.
- Незначительная ошибка, если передающий успел передать эстафетную палочку в зоне передачи, но было не точное вкладывания эстафетной палочки в руку принимающегося. Повторяясь снова не точное вкладывание эстафетной палочки может привести к её потере.
- Большой ошибкой будет считаться, если передающий успел передать эстафетную палочку, но неправильно сделал передачу или не успел передать эстафетную палочку в зоне передачи, но правильно сделал передачу.
- Грубой ошибкой будет считаться, если не успел передать эстафетную палочку в зоне передачи и неправильно сделал передачу, а также, если была потеря палочки.
Таблица 1 – Критерии оценивания техники передачи и приёма эстафетной палочки на месте.
Оценка, балл | Качество выполнения |
«5» | Идеальное выполнение. Без ошибок в передачи эстафетной палочки |
«4» | Незначительная ошибки. Передающий эстафетную палочку не точно вкладывает в руку принимающего партнера |
«3» | Большая ошибка. Неправильно держит эстафетную палочку, неправильно передаёт |
«2» | Грубая ошибка. Потеря палочки |
Таблица 2 – Критерии оценивания техники передачи и приёма эстафетной палочки в ходьбе в границах коридора 5 м, 10 м и в беге со средней скоростью и на максимальной скорости.
Оценка, балл | Качество выполнения |
«5» | Идеальное выполнение. Успел передать, правильно сделал передачу |
«4» | Незначительная ошибки. Успел передать, но ошибки в передачи небольшие |
«3» | Большая ошибка. Успел передать, но неправильно сделал передачу |
«2» | Грубая ошибка. Не успел передать и неправильно сделал передачу. Потеря палочки |
2.6 Программа обучению технике передачи эстафетной палочки
на уроках физической культуры
Согласно рекомендациям программы по физическому воспитанию обучать школьников технике эстафетного бега можно с 5-го класса. Основная задача – научить школьников четко передавать и принимать эстафетную палочку на высокой скорости бега.
Обучение можно проводить в парах, в колоннах, в шеренгах – вначале на месте, затем в ходьбе. Освоив передачу эстафетной палочки в ходьбе, можно проводить передачу эстафетной палочки с предварительной имитацией движений рук при беге по команде учителя, затем – в медленном беге, а после этого – в беге со средней скоростью, по мере освоения техники передачи от попытки к попытке повышая скорость бега.
Подготовка учащихся к эстафете и ее проведение требуют от учителя физической культуры очень четкой и продуманной организации. Главное и необходимое условие – правильный выбор упражнений с хорошо продуманными действиями.
Поэтому мы определили последовательность применений упражнений для обучения данному навыку обучающихся 5 класса (таблица 3). На первом уроке мы разучиваем упражнения на приём эстафетной палочки на месте, а уже на втором уроке закрепляем пройденный материал и переходим к обучению следующих упражнений. На третьем уроке мы разучиваем упражнения на приём и передачи палочки уже в ходьбе, на четвертом уроке закрепляем пройденное. На пятом уроке применяем упражнения на приём и передачу палочки в медленном беге, а на шестом закрепляем. На седьмом и восьмом уроке разучиваем передаче и приёму палочки уже в беге на средней скорости, а на девятом закрепляем пройденное и переходим на упражнения на максимальной скорости. И уже на десятом уроке мы закрепляем полностью все пройденные упражнения. На каждое упражнение количество повторений 3-4 раза.
Таблица 3 – Последовательность применений упражнений.
Уроки | Техническое действие | Упражнения |
1,2 | Передача и приём эстафетной палочки на месте | 1. Передача эстафетной палочки правой руки в левую 2. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую 3. Передача эстафетной палочки из левой руки в правую на месте по сигналу передающего, стоя на максимальном расстояние от него |
2,3,4 | Передач и приём эстафетной палочки в ходьбе в границах 5 м | 1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую в ходьбе по сигналу передающего. 2. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую из левой в правую в ходьбе колонной по одному по сигналу передающего. |
4,5,6 | Передача и приём эстафетной палочки во время медленного бега в границах коридора 10 м | 1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую в медленном беге по сигналу передающего. 2. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в медленном беге колонной по одному по сигналу передающего. |
7,8,9 | Передача и приём эстафетной палочки в беге со средней | 1. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге со средней скоростью по сигналу передающего. 2. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге с последующим ускорением принимающего. 3. Передача эстафетной палочки из правой руки в левую и из левой в правую в беге со средней скоростью по сигналу передающего в ограниченных зонах. |
9,10 | Передача и приём эстафетной палочки в беге на максимальной скорости | 1. Передача эстафетной палочки на максимальной скорости без учета зоны передачи. 2. Передача эстафетной палочки на максимальной скорости с учетом зоны передачи. |
Выводы по 2 главе
В первом параграфе мы рассмотрели программу Федерального государственного стандарта основного общего образования, мы выявили, что программа рекомендует начинать обучение с 5 класса. Так, как в этом возрасте наиболее благоприятные для развития практических всех двигательных и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека
Также мы выявили во втором параграфе, что в данном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревание систем, обеспечивающих двигательную активность ребенка. В младшем школьном возрасте почти все показатели физических качеств демонстрируют очень высокие темпы прироста. В возрасте 7-11 лет наиболее благоприятен для развития всех двигательных и координационных способностей. У мальчиков наиболее эффективно целенаправленному развитию поддается способность выполнять движения сложной координации в 10-11 лет, а у девочек 11-13 лет.
В третьем параграфе рассмотрели методику обучения эстафетному бегу. Одной из основных сторон физического воспитания, как и любого другого педагогического процесса, является обучение. Обучение начинается с рассказа обучающимся об эстафетном беге. Затем демонстрируются основные элементы в эстафетном беге, такие, как: держание в руке эстафетной палочки, способы передачи эстафетной палочки и приём. После рассказа уже начинается обучение.
Вначале обучающихся учат, как правильно держать эстафетную палочку. После того, как учитель убедился в том, что обучающиеся освоили, переходят к обучению передачи эстафетной палочки. После освоения передачи, переходят на обучение приёма эстафетной палочки. Все эти элементы очень важны для изучения дальнейшем они пригодятся для соревнований по эстафетному бегу.
Мы рассмотрели в четвертом параграфе средства и методы обучения эстафетному бегу. Туда входит: техника передачи и приёма эстафетной палочки на месте; техника передачи и приёма эстафетной палочки в ходьбе в границах коридора 5 метров; техника передачи и приёма эстафетной палочки во время медленного бега в границах коридора 10 метров; техника передачи и приёма эстафетной палочки в беге со средней скорости и на максимальной скорости.
Мы рассмотрели в пятом параграфе критерии оценивания обучения эстафетному бегу. За какие ошибки в заданиях какую оценку мы поставим. Составили программу занятий по обучению технике приема и передачи эстафетной палочки на уроках физической культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа была посвящена теоретическим и методическим основам обучения эстафетному бегу обучающихся 5 класса. В ходе исследования мы выяснили, что организация и самообучение является достаточно трудоёмкой работой. Мы проанализировали различные источники по методике обучению эстафетному бегу, выделили основную и нужную нам информацию и включили сюда.
Кроме того, эстафета развивает быстроту реакции, способность к ускорению, а высокий эмоциональный настрой создаёт прекрасные условия для повышения скорости бега спортсменов. В тоже время, как всякое коллективное действие, она заставляет спортсмена быть более собранным, внимательным, чувствовать ответственность перед товарищами по команде.
Можно отметить, что эстафетный бег играет большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Эстафетный бег помогает развивать координацию движений, способствует развитию мышления. Также эстафетный бег является эффективным способом для сплочения коллектива (класса) и привлекает к занятию физической культуры.
Эстафета – отличное средство укрепления командного духа и сплочения спортсменов. Эстафета по эмоциональности и увлекательности превосходит остальные виды спорта. Любой, кто хоть однажды участвовал в ней (например, на школьных уроках физкультуры), навсегда запомнит непередаваемое чувство бурлящего адреналина.
В общеобразовательных школах достаточно мало уделяют внимание обучению эстафетному бегу. Соревнования по эстафетному бегу проходя каждый год. И соответственно, что раз учащихся не научили правильной передачи эстафетной палочки, не объяснили правила эстафетного бега, не объяснили, что такое зона передачи и для чего она нужна. Учащиеся этого сами знать не могут. Поэтому потом возникают проблемы во время соревнований. Не знания действуют на результат соревнований. Учить передачи эстафетной палочки, правилам надо самого начала. Известно, что корректировать технику потом будет очень сложно. Поэтому я считаю, что обучение техническим элементам эстафетного бега очень важно. Значимость данного вопроса связана еще и с тем, что эстафетный бег является эффективным способом для сплочения коллектива (класса) и привлекает к занятию физической культуры, также развивает, как физические качества, так и внутренние качества обучающихся.
Поставленная цель исследования: изучить методику обучения эстафетному бегу обучающихся 5 класса, была достигнута путём решения следующих задач: рассмотреть средства и методы обучения эстафетному бегу; выявить возрастные особенности обучающихся 5 класса; подобрать критерии оценивания техники эстафетного бега.
В перспективе дипломной работы мы планируем проводить тестирование и обучение по разработанной программе. Оценивать её эффективность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Монографии, учебники, учебные пособия
1. Организация и проведение урока по легкой атлетике в общеобразовательной школе : учеб.-метод. пособие / Г. В. Бугаев, В. С. Зыков, Л. Н. Чурикова, В. Н. Щеглов – изд. 2-е, перераб. и доп. – Воронеж, 2019 г. – 174 с. (дата обращения 5.10.2021г.).
2. Легкая атлетика: учеб. для ин-тов физ. культуры/ под общ. ред. Н. Г. Озолина, В. И. Воронкина, Ю. Н. Примакова. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 671 с. (дата обращения 10.10.2021г.).
3. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 464 с. (дата обращения 5.04.2021г.).
4. Трофимов, О.Н. Легкая атлетика в школе / П.Н Гойхман. – Москва: 1972. – 199 с. (дата обращения: 19.11.2021).
5. Эстафетный бег. История, техника, обучение, тренировка. / Мирзоев О., Маслаков В. М., Врублевский Е. П. М.: Олимпия-Пресс, 2009 г. – 352 с. (дата обращения 15.10.2021г.).
Интернет-ресурсы
6. Виды эстафетного бега: официальный сайт. – Москва, 2020. – URL: https://infourok.ru/provedenie-estafet-vidy-estafet-5078374.html (дата обращения 11.05.2021).
7. Методика обучения двигательным действиям: – URL.: https://www.informio.ru/publications/id1439/Metodika-obuchenija-dvigatelnym-deistvijam (дата обращения 17.11.2021г.).
8. Методика обучения технике эстафетного бега : – URL.: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2015/03/24/metodika-obucheniya-tehnike-estafetnogo-bega#:~:text=Обучение%20передачи%20эстафетной%20палочки%20проводится,какой%20рукой%20передается%20эстафетная%20палочка (дата обращения 17.12.2021г.).
9. Методика обучения технике эстафетного бега.: – URL.: https://infourok.ru/metodika-obucheniya-tehnike-estafetnogo-bega-klass-2237561.html (дата обращения 10.12.2021г.).
10. Методика обучения эстафетному бегу: – URL.: https://spo.1sept.ru/article.php?ID=201000805 (дата обращения 5.12.2021г.).
11. Методика обучения эстафетному бегу: – URL.: http://venec.ulstu.ru/lib/disk/2012/Dundukova.pdf (дата обращения 21.11.2021г.).
12. Программа 5-9 классы: официальный сайт. –Москва, 2017. – URL: http://yargymn.ru/filestore/Programmy/Osnovnaja/программа_5_9_класс.pdf (дата обращения 12.12.2021г.).
13. Сенситивные периоды развития двигательных способностей учащихся школьного возраста : – URL.: https://cyberleninka.ru/article/n/sensitivnye-periody-razvitiya-dvigatelnyh-sposobnostey-uchaschihsya-shkolnogo-vozrasta/viewer (дата обращения 9.11.2021г.).
14. Техника эстафетного бега: официальный сайт. – Москва,2018. – URL: https://beguza.ru/estafetnyj-beg/ (дата обращения 21.10.2021).
15. Техника эстафетного бега : – URL.: http://beta2.sportwiki.to/Техника_эстафетного_бега (дата обращения 4.05.2021г.).
16. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста : – URL.: http://www.magma-team.ru/biblioteka/biblioteka/teoriia-fizicheskoi-kultury-i-sporta/3-2-2-fizicheskoe-vospitanie-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения 7.11.2021г.).
17.Эстафетный бег воспитывает чувство коллективизма: официальный сайт. –Москва, 2017. – URL: http://ocmp73.ru/medprof/stati/2071-estafetnyj-beg-vospityvaet-chuvstvo-kollektivizma (дата обращения 15.05.2021г.).
18. Эстафетный бег. Правила и техника эстафетного бега: официальный сайт. – Москва, 2018. – URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5ad5cae53dceb73c33c3a7c7/estafetnyi-beg-tehnika-pravila-distancii-i-niuansy-5aeaebdadd248401aaf97933 (дата обращения 22.05.2021).
19. Эстафетный бег. Правила эстафетного бега: официальный сайт. –Москва, 2017. – URL: https://life4health.ru/estafetnyj-beg-opredelenie-vidy-i-pravila/ (дата обращения 22.05.2021).
20. Эстафетный бег. Техника эстафетного бега: официальный сайт. – Москва, 2020. – URL: https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library/2020/06/01/estafetnyy-beg (дата обращения 2.10.2021г.).
21. Эстафетный бег: официальный сайт. – Москва, 2014. – URL: https://kakbegat.com/25-jestafetnyj-beg.html (дата обращения 23.05.2021).
22. Эстафетный бег: официальный сайт. – Москва, 2016. – URL: https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/estafietnyi_biegh_doklad (дата обращения 23.05.2021).
Предварительный просмотр:
Положение
о проведении спортивного мероприятия
Соревнования по пионерболу среди юношей 7 классов
1. Цели и задачи мероприятия:
1. Привлечение к активным занятиям спортом.
2. Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья.
3. Выявление сильнейших спортсменов.
2. Дата и место проведения: 21 октября 2021 год, Академический лицей №95, спортзал
3. Участники соревнований:
В соревновании принимают участие: 1 команда обучающиеся 7-1 класса, 2 команда 7-2 класса, 3 команда 7-3 класса. От каждой команды по 6 человек и плюс 3-4 человека запасных. Все участники соревнований допущены врачом.
4. Руководство:
Главный судья: Зарипов Батыр Ильгизович
Секретарь: Павлова Кристина Артёмовна
Помощники: Аввакумов Алексей Андреевич, Пашков Кирилл Олегович, Маркин Кирилл Владимирович, Мухаррамов Радмиль Фаритович, Султанов Фарит Иргалиевич
5.Программа соревнований:
1.Открытие.
2.Соревнования.
3.Закрытие.
4.Награждение.
6.Правила проведения:
Игроки делятся на две равные команды по 6 человек и занимают места на площадке по разные стороны. Подающий игрок команды (находится в дальнем правом углу площадки в первой зоне) берет мяч и бросает его одной рукой на половину команды соперника. Все броски в игре проводятся над сеткой. Разрешается делать не более трех пасов за один розыгрыш мяча (как уже говорилось выше, правила игры можно менять, предварительно договорившись об этом перед началом игры. Можно, например, отменить пасы вообще, сократить их количество до одного или увеличить до пяти и т. д.). Игрок с мячом не имеет права подбрасывать мяч и сам же его ловить. Обязательным является пас партнеру или подача на половину соперника. После выигранной подачи соперников игроки производят переход – меняются местами, перемещаясь по площадке по часовой стрелке. В том числе меняется и подающий игрок команды.
7. Определение и награждение победителей:
Команды, занявшие 1, 2 и 3 места, награждаются грамотами, занявшая команда 4 место получает грамоту за участие.
8. Порядок и сроки подачи заявок:
Заявки на участие предоставляются в судейскую коллегию перед началом соревнований. В заявке указывается фамилия, имя участника, класс, год рождения, разрешение врача, подпись классного руководителя.
Ответственность за подготовленность участников и их безопасность возлагается на классных руководителей.
Ход мероприятия
Учитель физической культуры заводит команды в спортивный зал и выстраивает в одну шеренгу.
Учитель. Равняйсь! Смирно! Вольно! Ребята, сегодня мы проводим Соревнования по пионерболу среди команд 7 классов. Пионербол – это одна из любимейших игр детства. Можно сказать, что она является облегченной версией волейбола, так как поведение игроков на площадке, да и правила самой игры во многом схожи с волейбольными. Пионербол стал для современных российских школьников массовой игрой. Он пришел со времен СССР. Как и все командные игры, пионербол укрепляет товарищеские отношения.
Игра способствует развитию мышц, вестибулярного аппарата, дыхательной системы организма, тренирует зрение, умение ориентироваться в пространстве. Обычно турниры сопровождаются эмоциональным подъемом с помощью болельщиков. Это положительно сказывается на психофизиологическом состоянии детей. Научиться играть в пионербол совсем не сложно. В него играют, начиная с самого раннего возраста. Начиная с 1 класса пионербол входит в школьную программу по физической культуре. Освоив правила пионербола, игра становится зрелищной и увлекательной. Но сегодня это не просто будет игра, а целые состязания.
Учитель. А сейчас приступаем к представлению команд. Вы готовы?
Команды – «Равняйсь!», «Смирно!». К представлению команд приступить.
Пусть эта встреча будет по-настоящему товарищеской. Я призываю команды к честной спортивной борьбе и желаю успеха. И предлагаю участникам пожелать друг другу хорошей игры и дать клятву честной игры.
Вы готовы? Прошу внимания!
Торжественно клянёмся участвовать в этих состязаниях, соблюдая правила, по которым они проходят, и, уважая соперников!
Команды. Клянёмся!
Учитель. Клянёмся соблюдать олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее».
Команды. Клянёмся!
Учитель. Клянёмся соревноваться в истинно спортивном духе во славу спорта и во имя чести своего класса!
Команды. Клянёмся!
Учитель. Команды к открытию соревнований готовы, начинаем играть!
Разрешите представить судью соревнований – главный судья соревнований – Зарипов Батыр Ильгизович
Учитель. Капитаны приступить к жеребьёвке. Играют 1 и 3 команды, команда победитель играет со второй командой, вторая команда играет с третьей. (Напомнить правила игры).
Первая игра (1 и 3 команда). Приветствие команд- пред началом игры капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ!». Подходят к судье разыгрывать мяч и площадку; после окончания – построение капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-УРА!» Идут на рукопожатие.
Вторая игра начинается после небольшого перерыва.
Вторая игра (2 и 3 команда). Приветствие команд- пред началом игры капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ!». Подходят к судье разыгрывать мяч и площадку; после окончания – построение капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-УРА!» Идут на рукопожатие.
Третья игра (играют команды за 1 место). Приветствие команд- пред началом игры капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-ПРИВЕТ!». Подходят к судье разыгрывать мяч и площадку; после окончания – построение капитаны команд говорят: «Команде «Тигров» -ФИЗКУЛЬТ-УРА!» Идут на рукопожатие.
По завершению встречи:
Учитель отмечает следующие моменты:
- во время соревнований команды работали сплочённо;
- мало допускали ошибок в игре;
- прекрасно отработаны подачи; четко выполнялись правила игры.
Подведение итогов соревнований.
Награждение победителей.
Учитель. Уважаемые ребята! Вот и завершились сорпевнования. Мы надеемся, что это не последняя наша встреча на спортивной площадке.
Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,
За азарт соревнованья, обеспечивший успех.
Говорим мы: «До свиданья! До счастливых новых встреч!»
Болельщики оставляют место проведения мероприятия. Участники соревнований остаются фотографироваться, после чего уходят из спортивного зала.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «Соревнования по пионерболу среди обучающихся 7 классов» | |
Сведенье об авторе: | Павлова Кристина, студентка 49 группы ЧПК №1 |
ПМ, МДК вид практики: | ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1) УП по МДК02.01. (ЧПК №1) |
Результаты обучения: ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.) | ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности. ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия. ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности. OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Участники проекта: | 7 классы |
Сроки реализации проекта: | 21 октября, 2021 года |
Цель проекта: | |
Задачи проекта: | 1. Привлечение к активным занятиям спортом. 2. Повышение спортивного мастерства и укрепление здоровья. 3. Выявление сильнейших команд. |
Аннотация к проекту: | Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности «Соревнования по пионерболу среди обучающихся 7 классов» предназначен для повышения высокого уровня нравственных качеств, воспитания волевых черт характера, укрепления здоровья занимающихся и на этой основе достижение высокого спортивного мастерства. |
Этапы проведения проекта: | Подготовительный: Выбор темы, определение целей и задач; Определение количества участников и состав группы; Планирование работы: Определить регламент мероприятия; Утверждение главных судей и их помощников; состав участников; Исследовательская деятельность: Сформулировать цель; Определение программы соревнований; |
Продукт проекта/ результаты деятельности: | Продуктом проекта является сам «Соревнования по пионерболу среди обучающихся 7 классов»; Результатами деятельности являются повышение интереса и умения играть в такие спортивные игры, как пионербол и волейбол. |