1. Рабочая программа по ОБЖ 8-9 кл.
методическая разработка (8 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 8-9 кл. на основе УМК Виноградовой Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._po_obzh_8-9_kl.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО учителей Заместитель директора по УМР Директор
Верцхайзер Т.А._______ __________ Петров И. П. ________Заиграева Н. В. Протокол №1 от 31.08.2021 г. от «31» августа 2021 г. 31.08.2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности
предмет
8-9
классы
основное общее образование
уровень
Составитель:
педагог-организатор ОБЖ
предмет
Гудина А.В.
Ф.И.О.
высшая
категория
г. Улан-Удэ
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9 классов составлена на основе УМК Виноградовой Н. Ф., Смирнова Д. В., Сидоренко Л. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы. М. «Просвещение», 2021.
Цели изучения учебного предмета:
- освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;
- изучение основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;
- изучение правил поведения во время аварий с выбросом сильнодействующих ядовитых и радиоактивных веществ;
- усвоение правил поведения во время гидродинамических аварий;
- ознакомление с правилами безопасного поведения в криминогенных ситуациях;
- изучение правил поведения школьников для предупреждения причин травматизма;
- изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни;
- изучение основных правил дорожного движения.
Общая характеристика предмета
Предмет ОБЖ на уровне основного общего образования нацелен на формирование у учащихся:
культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни, исключающего употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знаний основных факторов проявления опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, их последствий для личности, общества и государства и умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, быть готовым проявить предосторожность в ситуациях неопределенности;
знаний и умений применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умения оказывать первую помощь пострадавшим;
умения принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
основ проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Блочный принцип учебного материала позволяет эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности с учетом региональных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ
Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 69 часов за 2 года обучения (1 час в неделю в 8 и 9 классах): 8 кл. - 35 часов; 9 кл. - 34 часа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8-9 классы)
Личностные результаты:
1) развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
3) воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) владение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5) развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
7) формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
8) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.
Предметные результаты:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9)знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности учащиеся должны знать / понимать:
основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствие и правила личной безопасности;
меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
основные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера, их последствия и классификацию;
организацию защиты населения от ЧС природного и техногенного характера в Российской Федерации;
права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;
рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасных и ЧС;
приемы и правила оказания первой медицинской помощи;
уметь:
доступно объяснить значения здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей:
перечислять последовательность действии при оповещении о возникновении угрозы ЧС и во время ЧС:
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни, невосприимчивости к вредным привычкам;
обеспечения личной безопасности в различных опасных и ЧС;
безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях (походы выходного дня, дальний и выездной туризм);
проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (8-9 классы)
В 8 классе представлены следующие разделы:
- Это нужно знать
- Здоровый образ жизни. Что это?
- Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни.
- Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе.
- Современный транспорт и безопасность.
- Безопасный туризм.
- Когда человек сам себе враг
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
- Чрезвычайные ситуации социального характера.
- Национальная безопасность Российской Федерации.
8 класс
Ядовитые растения нашей местности, их влияния на здоровье человека. Правила сбора грибов, которые помогут избежать отравления. Поведение в лесу при встречах с опасными животными. Гроза в лесу.
Водоём зимой и летом. Причины возникновения опасных ситуаций на воде. Действия в неожиданных ситуациях. Выполнение правил поведения при купании. Умения отдыхать на воде. Правила катания на лодке. Помощь утопающему. Приёмы проведения искусственного дыхания. Правила поведения на льду. Расширение кругозора. Ядовитые растения, мифы о грибах, опасные земноводные.
Транспорт в современном мире. Виды транспортных средств. Негативное воздействие транспорта на природу.
Чрезвычайные ситуации на дорогах. Причины и последствия дорожно-транспортных происшествий, поведение их участников, помощь пострадавшим.
Метро — транспорт повышенной опасности. Возможные опасные ситуации, связанные с метро. Правила поведения в метро.
Правила поведения пассажиров на борту авиалайнера. Нестандартные ситуации во время полёта.
Меры предосторожности при ухудшении самочувствия во время полёта.
Особенность железнодорожного транспорта. Правила поведения при крушении поезда, при возникновении в вагоне пожара.
Расширение кругозора. Экологически безопасный транспорт, ремни безопасности, наказания за нарушения правил безопасного полёта
Виды активного туризма: пеший, водный, лыжный, горный, конный, парусный, вело-, спелео-, авто-, мото- и другие опасности, подстерегающие туриста. Обязанности туриста в туристской группе. Зависимость безопасности в туристском походе от подготовленности каждого туриста и всей туристской группы. Объективные трудности турпохода. Субъективные трудности турпохода.
Движение по туристскому маршруту. Правила безопасности в туристском походе. Преодоление естественных препятствий. Рациональное распределение группового снаряжения между участниками похода. Требования к составлению графика движения туристской группы. Туризм и экология окружающей среды. Обеспечение безопасности при переправах через реки. Способы переправы через водотоки (реки): «вброд», «на плавсредствах», «над водой», «вплавь», «по льду». Алгоритм проведения разведки перед преодолением естественного препятствия. Распределение ролей между участниками похода при организации переправ.
Если турист отстал от группы… Алгоритм (правила) обеспечения собственной безопасности туриста, который оказался в лесу один (отстал от группы). Состав индивидуального аварийного набора туриста. Действия туристской группы в ЧС по организации поиска туриста, отставшего от группы. Основные правила безопасности при выборе места для организации бивуака туристской группы. Требования безопасности к бивуаку туристской группы при организации вынужденной остановки на ночлег. Типы костров, используемых в туризме, и их назначение. Правила разведения костров.
Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения в водном походе. Требования к специальному личному туристскому снаряжению в водном походе. Правила безопасности в путешествиях с использованием плавсредств.
Узлы в туристском походе. Функции, свойства и особенности узлов, используемых туристами в путешествиях. Требования к узлам, продиктованные практикой их применения в походных условиях. Положительные качества и недостатки разных видов узлов, используемых в походах.
Расширение кругозора. Требования к подбору рюкзака для туристского похода
9 класс
Почему курят подростки? Чем опасен сигаретный дым? Влияние курения на растущий организм.
Алкоголь и здоровье. Отношение школьников к употреблению спиртных напитков. Воздействие алкоголя на организм человека. Психологическая готовность к неприятию алкоголя. Первая помощь при отравлении алкоголем.
Что такое наркотики и наркомания? Воздействие наркотиков на организм человека. Токсикомания
Определение чрезвычайной ситуации. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Классификация чрезвычайных ситуаций. Система оповещения. Общие правила эвакуации.
Что такое землетрясение. Степень воздействия сейсмических волн. Прогнозирование землетрясений. Признаки землетрясения. Правила поведения во время землетрясения. Извержение вулкана — грозное стихийное явление. Признаки начала извержения. Поведение во время извержения вулкана.
Что такое сели и оползни. Причины их образования. Поведение при угрозе схода селей, снежных лавин и оползней.
Что такое ураганы, бури, смерчи, цунами, чем они опасны. Поведение при угрозе их приближения.
Причины возникновения наводнений. Меры по предупреждению последствий наводнений. Эвакуация перед наводнением и во время его. Действия перед наводнением и при наводнении.
Природные пожары, их причины. Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре.
Причины и виды техногенных ЧС. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения. Аварии с утечкой химических и радиоактивных веществ. Аварии на гидродинамических объектах. Правила поведения при авариях различного вида
Национальная безопасность Российской Федерации. Что такое экстремизм и терроризм. Правила поведения во время взрыва и после него. Взятие в заложники и правила поведения в этом случае.
Государственная политика противодействия экстремизму и терроризму в России. Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Особенности проведения спецопераций
Что такое национальная безопасность Российской Федерации. Условия обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (8 класс)
Номер | Кол-во часов | Тема урока | дата |
1 | 1 | Инструктаж по ТБ. Введение. Основы безопасности Жизнедеятельности. Это нужно знать. Немного истории. Окружающая среда и безопасность Какие знания и умения вы получит , изучая предмет ОБЖ | |
Раздел 1. Здоровый образ жизни. Что это? | |||
2 | 1 | Зависит ли здоровье от образа жизни Что такое образ жизни Что такое здоровье человека | |
3 | 1 | Физическое здоровье человека Физическая культура и здоровье Служба в рядах Вооруженных С РФ и физическая культура | |
4 | 1 | О закаливании и гигиене Закаливание- способ тренировки организма О правилах закаливания Закаливание водой Поговорим о гигиене | |
5 | 1 | Правильное питание Что такое правильное питание О жирах, белках и углеводах Белки- важнейший строительный материал для организма Углеводы-источник энергии для организма Жиры- накопитель энергии для организма Питаемся правильно | |
6 | 1 | Проблемы экологии питания Продукты питания как экологический фактор Изучаем этикетку Зачем организму кальций Могут ли продукты питания защитить от гриппа? Поговорим о диете Немного о диетах | |
7 | 1 | Психическое здоровье человека Показатели психического здоровья и нездоровья Как вы организуете свою жизнь и деятельность Человек и мир звуков: влияние городской экологии на здоровье | |
8 | 1 | Работа на компьютере Интернет-мошейничество: будьте бдительными! Будьте осторожны: фишинг! Об информационной безопасности | |
9 | 1 | Социальное здоровье человека | |
10 | 1 | Репродуктивное здоровье подростков и его здоровье . Контрольно-обобщающий урок | |
Раздел 2. Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни | |||
11 | 1 | Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожаров. Еще раз о правилах пожарной безопасности. Если случился пожар. Чтобы Новый год не принес неприятностей. | |
12 | 1 | Средства пожаротушения. | |
13 | 1 | Ожоги | |
14 | 1 | Чрезвычайные ситуации в быту Если произошло отравление Утечка бытового газа -это опасно! Действия при появлении запаха газа в квартире Отравление угарным газом | |
15 | 1 | Бытовая химия: Предназначалось для насекомых Отравление ядохимикатами Уксусная кислота – это опасно! Отравление уксусной кислотой. Безопасность использования. Залив Жилища | |
16 | 1 | Опасное электричество Правила пользования электроприборами Первая помощь при электротравмах | |
17 | 1 | Разумная предосторожность Как выбрать место для отдыха Как вести себя на улице | |
18 | 1 | О мерах предосторожности в лифте и на лестнице. Если нападение произошло Подручные предметы, которые можно использовать для самообороны Вам звонят в дверь | |
19 | 1 | Опасные игры Опасности, которые скрывает карьер Неразорвавшиеся боеприпасы Если вы хотите заняться экстремальными видами спорта и играми | |
20 | 1 | Первая помощь при переломах. Контрольно-обобщающий урок. | |
Раздел 1. Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе | |||
21 | 1 | Лес – это серьёзно Ядовитые растения. | |
22 | 1 | О грибах съедобных и несъедобных. | |
23 | 1 | Неожиданные встречи в лесу. Если гроза застала вас в лесу. | |
24. | 1 | Водоём зимой и летом. Правила поведения на воде в летний период. Как помочь тонущему человеку. | |
25. | 1 | Правила поведения на льду | |
Раздел 3. Современный транспорт и безопасность | |||
26 | 1 | Транспорт в современном мире | |
27. | 1 | Чрезвычайные ситуации на дорогах. | |
28. | 1 | Опасные игры на дорогах. Опасные ситуации в метро. | |
29 | 1 | Авиакатастрофы | |
30 | 1 | Железнодорожные катастрофы | |
Раздел 4. Безопасный туризм | |||
31 32 | 1 1 | Обеспечение безопасности в туристских походах. Обеспечение безопасности при переправах через реки
| |
33 | 1 | Организация поиска пропавшего туриста | |
34 | 1 | Обеспечение безопасности в водном туристическом походе | |
35 | 1 | Узлы в туристическом походе. Контрольно обобщающий урок. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (9 класс)
Когда человек сам себе враг | |||
1 | Введение. Инструктаж ТБ | ||
2 | Курение убивает! Почему курят подростки. | ||
3 | Что можно найти в сигаретном дыму | ||
4 | О физическом состоянии подростков-курильщиков | ||
5 | Алкоголь разрушает личность | ||
6 | О воздействии алкоголя на организм человека. Если кто-то отравился алкоголем | ||
7 | Скажем наркотикам нет! Что такое наркотики и наркомания. | ||
8 | Губительное воздействие наркотиков на организм человека. | ||
9 | Токсикомания- страшная зависимость | ||
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их классификация и характеристика | |||
10 | Чрезвычайной ситуации и их классификация. Тестирование № 1 по теме «Когда человек сам себе враг». | ||
11 | Система оповещения при ЧС. Общие правила эвакуации. | ||
12 | Природные чрезвычайные ситуации. | ||
13 | Землетрясение. Что такое землетрясение, его признаки. Правила поведения во время землетрясения. | ||
14 | Извержение вулкана. Правила поведения во время извержении вулкана. | ||
15 | Сели оползни и обвалы. | ||
16 | Снежные лавины | ||
17 | Ураганы, бури, смерч. | ||
18 | Цунами | ||
19 | Наводнения.. | ||
20 | Природные пожары. | ||
21 | Виды лесных пожаров. Действия при лесном пожаре. | ||
22 | Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины и виды техногенных чрезвычайных ситуаций. | ||
23 | Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях. Безопасное поведение при авариях на коммунальных системах жизнеобеспечения. | ||
24 | Безопасное поведение при химических катастрофах | ||
25 | Безопасное поведение при радиационной аварии | ||
26 | Безопасное поведение при аварии на гидродинамическом объекте | ||
Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации | |||
27 | Экстремизм и терроризм. Экстремизм | ||
28 | 1 | Терроризм | |
29 | 1 | Как снизить угрозу теракта | |
30 | 1 | Если вас взяли в заложники или похитили… | |
31 | 1 | Взрывы в жилых домах - теракты | |
32 | 1 | Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. | |
33 | 1 | Национальная безопасность России. | |
34 | 1 | Условия обеспечения национальной безопасности в России. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Литература для учителя:
1. Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Сидоренко Л. В. Таранин А.Б., Основы безопасности жизнедеятельности.8-9 классы. - М.: «Просвещение», 2021.
2. Курение и профилактика в школе. А. А. Александров, В. Ю. Александрова. – М.: Медиасфера, 2009.
3. Макеева А. Г. Не допустить беды. – М.: Просвещение, 2011.
4. Методическое пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: Издательский дом «Дрофа», 2002.
5. Смирнов А. Т., Хренников Б. О. Основы безопасности жизнедеятельности, 8 класс. - М.: Просвещение, 2009.
6. Топоров И. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7-8 классы. – М.: Просвещение, 2011.
7. Школа без наркотиков. Под ред. Л. М. Шапицывой и Е. И. Казаковой. – СПб.: Образование-культура, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...