2.1. Рабочая программа по ОБЖ 10 кл. Ч.1
рабочая программа (10 класс)
Рабочая программа по ОБЖ 10 кл. Ч.1, по материалам УМК Виноградовой Н.Ф.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._r.p._po_obzh_10_kl._ch.1.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат №22 среднего общего образования открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
«Согласовано» Руководитель МО учителей Верцхайзер Т. А.__________. Протокол № ___ от «31» августа 2021г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР ___________ Петров И. П. «31» августа 2021 г. | «Утверждаю» Директор ______Заиграева Н.В. «31» августа 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
предмет
10
класс
среднее общее образование
уровень
Составитель:
педагог-организатор ОБЖ
предмет
Гудина А. В.
Ф.И.О.
высшая
категория
г. Улан-Удэ
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ) для 10 класса составлена на основании: Закона об образовании; Стандарта образования по предмету «Основы без-опасности жизнедеятельности»; примерной программы по ОБЖ; авторской образовательной программы под общей редакцией Ким С. В., Горский В. А. Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень. 10—11 классы: учебник. — М.: «Просвещение» 2021
Цель - формирование у обучающихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
- освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
- овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
- развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
- воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Раздел Основы военной службы" органически связан с другими разделами курса и направлен, прежде всего на подготовку подрастающего поколения к службе в Вооруженных Силах, выполнению конституционного долга по защите Отечества, патриотическое (военно-патриотическое воспитание) старшеклассников. Структурно программа курса ОБЖ 10-11 класса состоит из трех разделов:
1.основы безопасности личности, общества, государства;
2. Военная безопасность государства;
3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
В программе реализованы требования Федеральных законов "06 обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О гражданской обороне", "О защите населения территории от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера" и постановлений Правительства Российской Феде-рации от 16 января 1995 года № 43 "О федеральной целевой программе "Создание развитие Российской системы предупреждения действий в чрезвычайных ситуациях", от 24 июля 1995 года № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы-интерната №22 ОАО «РЖД» на 2021-2022 учебный год на изучение ОБЖ в 10 классе предусмотрено 34 часа в год (1 час в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (10 класс)
Ученик должен знать:
- потенциальные опасности природного, техно-генного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях; соблюдение мер пожарной безопасности в быту и на природе; о здоровом образе жизни; об оказании первой меди-цинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности; основные поражающие факторы при авариях на химических и радиационных объектах; правила поведения населения при авариях; классификация АХОВ по характеру воздействия на человека; организация защиты населения при авариях на радиационно-опасных объектах; предназначение, структуру и задачи РСЧС; предназначение, структуру и задачи гражданской обороны; основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воинской славы России; состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации; основные виды воинской деятельности; общие обязанности солдата в бою; основные способы передвижения солдата в бою; государственные и военные символы Российской Федерации. средства массового поражения и их поражающие факторы;
Ученик должен уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций; действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности; пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
– обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
- пользоваться индивидуальными средствами защиты;
- выполнять элементы строевой и тактической подготовки; обращаться к старшим (начальнику), действовать при выполнении приказаний и отдании воинского приветствия, соблюдать воинскую вежливость. Правильно выполнять команды в строю и одиночные строевые приемы без оружия. Выполнять воинское приветствие. Пользоваться средствами индивидуальной защиты, изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания. Определять свое местонахождение, ориентироваться на местности без карты. Оказывать первую медицинскую помощь при травмах, ранениях, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, утомлении, отравлении.
Личностные результаты:
- развитие духовных и физических качеств, определяющих готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе социально одобряемых и рекомендуемых моделей безопасного поведения, определяющих качество формирования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания;
• формирование потребности и осознанной мотивации в следовании правилам здорового образа жизни, в осознанном соблюдении норм и правил безопасности
жизнедеятельности в учебной, трудовой, досуговой деятельности;
• развитие готовности и способности к непрерывному самообразованию с целью совершенствования индивидуальной культуры здоровья и безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению своего здоровья, здоровья других людей и окружающей природной среды обитания;
• формирование гуманистических приоритетов в системе ценностно-смысловых установок мировоззренческой сферы обучающихся, отражающих личностную и гражданскую позиции в осознании национальной идентичности, соблюдение принципа толерантности во взаимодействии с людьми в поликультурном социуме;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты предполагают формирование универсальных учебных действий, определяющих развитие умения учиться. Таким образом, учащиеся приобретают:
- умения познавательные, интеллектуальные (аналитические, критические, проектные, исследовательские, работы с информацией: поиска, выбора, обобщения, сравнения, систематизации и интерпретации):
- формулировать личные понятия о безопасности и учебно-познавательную проблему (задачу);
- анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
• выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
• генерировать идеи, моделировать индивидуальные решения по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; планировать — определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• находить, обобщать и интерпретировать информацию с использованием учебной литературы по безопасности жизнедеятельности, словарей, Интернета, СМИ и других информационных ресурсов;
• применять теоретические знания в моделировании ситуаций по мерам первой помощи и самопомощи при неотложных состояниях, по формированию здорового образа жизни;
умения коммуникативные:
• взаимодействовать с окружающими, вести конструктивный диалог, понятно выражать свои мысли, слушать собеседника, признавать право другого человека на иное мнение;
• выполнять различные социальные роли в обычной и экстремальной ситуациях, в решении вопросов по обеспечению безопасности личности, общества, государства;
умения регулятивные (организационные):
• саморегуляция и самоуправление собственным поведением и деятельностью — построение индивидуальной образовательной траектории;
• владение навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
• владение навыками познавательной рефлексии (осознание совершаемых действий и мыслительных процессов, границ своего знания и незнания) для определения новых познавательных задач и средств их достижения;
• владение практическими навыками первой помощи, физической культуры, здорового образа жизни, экологического поведения, психогигиены.
Предметные результаты предполагают формирование основ научного (критического, исследовательского) типа мышления на основе научных представлений о стратегии и тактике безопасности жизнедеятельности; о подходах теории безопасности жизнедеятельности к изучению опасных и чрезвычайных ситуаций; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; о социально-демографических и экологических процессах на территории России; о подготовке населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, включая противодействие экстремизму, терроризму, наркотизму; о здоровом образе жизни; об оказании первой помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности, о военно-силовых ресурсах государства по защите населения и территорий;
в ценностно-ориентационной сфере:
• ценностные установки, нравственные ориентиры, стратегические приоритеты, мотивы, потребности, принципы мышления и поведения, обеспечивающие выработку индивидуальной культуры безопасности жизнедеятельности, экологического мировоззрения и мотивации, анти-экстремистского поведения, гражданской позиции, умения предвидеть опасные ситуации, выявлять их причины и возможные последствия, проектировать модели безопасного поведения;
• осознание личной ответственности за формирование культуры семейных отношений;
в коммуникативной сфере:
• умение находить необходимую информацию по вопросам безопасности здоровья, адекватно информировать окружающих и службы экстренной помощи об опасной ситуации;
• умение сотрудничать с другими людьми, выполнять совместно необходимые действия по минимизации последствий экстремальной ситуации;
• стремление и умение находить компромиссное решение в сложной ситуации;
в эстетической сфере:
• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
• умение различать эргономичность, эстетичность и безопасность объектов и среды обитания (жизнедеятельности);
в бытовой, трудовой и досуговой сфере:
• грамотное обращение с бытовыми приборами, техническими устройствами;
• соблюдение правил дорожного движения и поведения на транспорте;
• соблюдение правил отдыха в загородной зоне;
• знание номеров телефонов для вызова экстренных служб;
• умение оказывать первую помощь;
• правоохранительное поведение в социальной и природоохранной сфере;
в сфере физической культуры и здорового образа жизни:
• накопление опыта физического и психического совершенствования средствами спортивно-оздоровительной деятельности, здорового образа жизни;
• выработка привычки к соблюдению правил техники безопасности при развитии физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, координации, скоростных качеств, обеспечивающих двигательную активность;
• соблюдение рационального режима труда и отдыха для того, чтобы выдерживать высокую умственную нагрузку старшеклассников, осуществлять профилактику утомления здоровыми способами физической активности;
• умение правильно оказывать первую помощь при травмах на занятиях физической культурой и в экстремальных ситуациях.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (10 класс)
Раздел 1. Основы безопасности личности, общества, государства
Глава 1. Научные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания
Культура безопасности жизнедеятельности человека в современной среде обитания. Междисциплинарные основы теории безопасности жизнедеятельности.
Экологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания. Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания.
Глава 2. Законодательные основы обеспечения безопасности личности, общества, государства
Права и обязанности государства и граждан России по обеспечению безопасности жизнедеятельности.
Защита национальной безопасности государства от военных угроз.
Защита личности, общества, государства от угроз социального характера.
Противодействие экстремизму. Противодействие терроризму, наркотизму в Российской Федерации.
Глава 3. Организационные основы защиты населения и территорий России в чрезвычайных ситуациях
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Основные мероприятия РСЧС и гражданской обороны по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Чрезвычайные ситуации на инженерных сооружениях, дорогах, транспорте. Страхование.
Раздел 2. Военная безопасность государства
Глава 4. Чрезвычайные ситуации военного характера и без-опасность
Защита населения и территорий от военной опасности, оружия массового поражения и современных обычных средств поражения.
Защита населения и территорий от радиационной опасности.
Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
Защита населения и территорий от биологической и экологической опасности.
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи.
Глава 5. Вооруженные Силы Российской Федерации на защите государства от военных угроз
Вооруженные Силы Российской Федерации: организационные основы.
Состав Вооруженных Сил Российской Федерации.
Воинская обязанность и военная служба. Права и обязанности военнослужащих.
Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Феде-рации.
Раздел 3. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Глава 6. Факторы риска нарушений здоровья: инфекционные и неинфекционные заболевания
Медицинское обеспечение индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
Инфекционные заболевания: их особенности и меры профилактики.
Факторы риска неинфекционных заболеваний и меры их профилактики.
Профилактика заболеваний, передающихся половым путем.
Глава 7. Оказание первой помощи при неотложных состояниях
Первая помощь при неотложных состояниях: закон и порядок.
Правила оказания первой помощи при травмах.
Первая помощь при кровотечениях, ранениях.
Первая помощь: сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, переломах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Учебник: С.В. Ким В.А. Горский Основы безопасности жизнедеятельности 10-11 класс. - М.: «Просвещение», 2021. Базовый уровень.
Дополнительная литература
1. Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5-9 кл, В. Н. Латчук, В. В. Марков, М. П. Фролов. – М.: Дрофа, 2000.
2. Дурнев Р. А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2013.
3. Евлахов В. М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2011 - (библиотека учителя).
4. Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2013.- (библиотека учителя).
5. Латчук В. Н. Правильные ответы на вопросы учебника С. Н. Вангородского, М. И. Кузнецова, В. Н. Латчука и др. «основы безопасности жизнедеятельности. 9-11 класс». - М.: Дрофа, 2013. - 170 с. - (готовые домашние задания).
6. Легкобытов А. В. Основы психологической безопасности личности. 5-11 классы: методическое пособие. - М.: Дрофа, 2010. - (библиотека учителя).
7. УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»: Смирнов А. Т., Хренников Б. О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл., 2011.
8. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений, составитель: П. Фролов (и др.); под редакцией Ю. Л. Воробьёва. – М.: Аст: Астрель, 2008.
9. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5-11 классы / В. А. Акимов, Р. А. Дурнев, С.К. Миронов.- М.: Дрофа, 2012.
10. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 кл.: учебно-методическое пособие / В.Н. Латчук, С.К. Миронов. - М.: Дрофа, 2012.
11. Основы медицинских знаний, учебное пособие для 8-10 кл. В. Г. Бубнов, Н. В. Бубнова. – М.: Аст-Астрель, 2005.
12. Титов С. В., Шабаева Г. И. тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...