Протоколы 2 и 3 заседаний РМО с приложениями 2021-2022 у. г.
учебно-методический материал

РМО учителей истории, обществознания и географии Романовского района Саратовской области

Протоколы 2 и 3 заседаний РМО учителей истории, обществознания и географии с приложениями 2021-2022 у. г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл protokol_2-3_2021-2022.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

Протокол № 2

заседания методического объединения

истории и обществознания, географии от 22 ноября 2021 года

Присутствовали:

15 человек

Тема: «Совершенствование работы с одарёнными  детьми путём  привлечения их к  активной проектной и исследовательской деятельности.»

1.Знакомство с материалами видеоконсультаций «Методические консультации для педагогов при проведении ОГЭ и  ЕГЭ».

2.Изучение нормативных документов по ГИА – 2021 -2022.

3.Работа  учителей истории и обществознания, географии с одаренными детьми (индивидуальные консультации с детьми, участие детей в Интернет-олимпиадах, вебинары, дифференцированный подход на уроке, проектная деятельность.

  1. По первому вопросу слушали Березину С. В. материалах сайта ФИПИ, где размещены подробные консультации разработчиков КИМ ЕГЭ и ОГЭ с учётом внесенных изменений, даны подробные рекомендации  по подготовке обучающихся к итоговой аттестации. Были обозначены проблемы, которые предстоит решить в наступившем учебном году. Ссылка на видеоконсультации: http://fipi.ru/ege/videokonsultatsii-razrabotchikov-kim-yege
  2. По второму вопросу Бабнова Л. В.,Дружина Е. Е. и Ёлкина О. И. предложили обсудить нормативные документы ГИА – 2021 -2022. Изучались нормативные материалы на сайте ФИПИ: http://fipi.ru/ege http://fipi.ru/oge.  
  3. По третьему вопросу были заслушаны члены РМО. Они рассказали о системе работы с одаренными детьми, которая  включает в себя: выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, индивидуальная работа); создание условий для всестороннего развития одаренных детей. Новизна работы состоит в системном подходе.

Решение:

1. Учесть рекомендации разработчиков КИМов ЕГЭ в работе с обучающихся в рамках подготовки к итоговой аттестации по истории и обществознанию, географии.

2. Строить работу по подготовке к ЕГЭ и ОГЭ, исходя из нормативных установок, полученных в результате изучения официальных документов, регулирующих этот процесс.

3. Создать в школе образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие творческого потенциала ученика; способностей, необходимых для выполнения учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора.

Зав. РМО учителей истории и обществознания, географии

 Березина С. В.

Протокол №3 заседания РМО учителей истории и обществознания

Романовского района от 10.03.2022г.

(проводится дистанционно посредством сайта РМО на сервисе NCportal)

Присутствовали:

15 человек

Тема: «Роль информационных технологий при переходе на ФГОС третьего поколения»

  • Основные подходы к преподаванию географии, истории и обществознанию   в условиях обновления образования.
  • Изучение нормативных документов, инструкций и других материалов по организации перехода на ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ В 2022-2023 уч. г.
  • Анализ демонстрационных материалов  по географии, истории и обществознанию: ЕГЭ – 2022 и ОГЭ - 2022.
  • Методическая копилка .

Слушали:

1.По первому вопросу руководителя РМО Березину С. В., которая рассказала о введении в экспериментальном порядке в текущем учебном году ФГОС 3 поколения по истории в 5 классе (Приложение 1). О роли информационных технологий при данном переходе.

2. Членов РМО, которые изучили предложенные Министерством образования области примерные рабочие программы в рамках внедрения ФГОС 3 поколения с 2022-2023 у. г. Провели сравнительный анализ с действующими программами.

3. Слушали членов РМО.  Анализ демонстрационных материалов  по географии, истории и обществознанию: ЕГЭ – 2022 и ОГЭ – 2022 сделали учителя - предметники. Озвучили, что в ЕГЭ по географии введены следующие изменения:
общее количество заданий сокращено с 34 до 31. При этом увеличено количество заданий с развёрнутым ответом. В КИМ 2022 г. включён мини-тест из двух заданий (задания 19 и 20), проверяющих умение определять и находить информацию, недостающую для решения задачи, и информацию, необходимую для классификации географических объектов по заданным основаниям.
Изменён контекст задания 13, проверяющего умение использовать географические знания для установления хронологии событий в геологической истории Земли.
В КИМ включён ряд заданий, аналогичных по конструкции тем, которые использовались в течение последних четырёх лет в ВПР для 11 класса: – задание 3, проверяющее умение использовать знания об основных географических закономерностях для решения определения и сравнения свойств географических объектов и явлений;
– задание 8, проверяющее умение использовать географические знания для установления взаимосвязей между изученными географическими процессами и явлениями;
– задания 23–25 – мини-тест из трёх заданий к тексту, проверяющих умение использовать географические знания для определения положения и взаиморасположения географических объектов, для описания существенных признаков изученных географических объектов, процессов и явлений, для распознавания в повседневной жизни проявления географических процессов и явлений, для объяснения географических объектов и явлений, установления причинно-следственных связей между ними;
– задание 31, проверяющее умение использовать географические знания для аргументации различных точек зрения на актуальные экологические и социально-экономические проблемы и умение использовать географические знания и информацию для решения проблем, имеющих географические аспекты.
История

В работу внесены следующие изменения.

1.    Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

2.    Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

3.    Из работы исключён ряд заданий на работу с письменным историческим источником (6, 10 и 22 по нумерации 2021 г.), задание на знание фактов, предполагающее множественный выбор (7 по нумерации 2021 г.), задание-задача (23 по нумерации 2021 г.).

4.    Исключено историческое сочинение (25 по нумерации 2021 г.).

5.    Часть заданий, нацеленных на проверку определённых знаний и умений, преобразована в задания, предполагающие расширение и детализацию проверки этих же умений и проверку умений, ранее не проверявшихся в экзаменационной работе.
 - Задание на проверку знания исторических понятий с кратким ответом (3 и 4 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом на проверку знания исторических понятий и умения использовать эти понятия в историческом контексте (задание 18 по нумерации 2022 г.).
 - Из задания на работу с информацией, представленной в форме таблицы (11 по нумерации 2021 г.), исключён материал по истории зарубежных стран; в 2022 г. это задание нацелено на проверку знания важных исторических событий, произошедших в регионах нашей страны, и географических объектов на территории зарубежных стран, непосредственно связанных с историей нашей страны (задание 4 по нумерации 2022 г.).
 - Задание на работу с исторической картой (схемой) (15 по нумерации 2021 г.) преобразовано в задание на проверку умения соотносить информацию, представленную в разных знаковых системах, – историческую карту и текст (10 по нумерации 2022 г.).
 - Задания с краткими ответами на работу с изображениями (18 и 19 по нумерации 2021 г.) преобразованы в задания с развёрнутым ответом (14 и 15 по нумерации 2022 г.), предполагающим самостоятельное объяснение вывода об изображении и указание факта, связанного с изображённым памятником культуры.
 - В целях усиления содержательной составляющей экзаменационной работы, посвящённой Великой Отечественной войне, вместо задания с кратким ответом (задание 8 по нумерации 2021 г.) включено задание с развёрнутым ответом, предполагающее работу с историческими источниками по теме Великой Отечественной войны (задание 16 по нумерации 2022 г.).
 - Задание на аргументацию (24 по нумерации 2021 г.) усовершенствовано: в него добавлен материал по истории зарубежных стран (19 по нумерации 2022 г.).

6.    В экзаменационную работу добавлено новое задание на установление причинно-следственных связей (17 по нумерации 2022 г.).

7.    Из заданий, предполагающих множественный выбор (6 и 11 по нумерации 2022 г.), исключено положение, указывающее на количество правильных элементов ответа.

8.    Время на выполнение экзаменационной работы сокращено с 235 до 180 минут.


Обществознание

В работу внесены следующие изменения.

1.    Из части 1 КИМ исключены задания 1, 2 и 20 по нумерации 2021 г.

2.    Задание с кратким ответом на анализ графика спроса и предложения (задание 10 в КИМ 2021 г.) преобразовано в задание с развёрнутым ответом (задание 21 по нумерации 2022 г.).

3.    В части 2 КИМ устранены дублирующие друг друга по проверяемым умениям задания (задания 22 и 26 исключены, задания 25 (позиция 25.1) и 23 из КИМ ЕГЭ 2021 г. сохранены в составном задании к тексту).

4.    Максимальный балл за выполнение задания–задачи 22 (по нумерации 2022 г.) увеличен с 3 до 4 баллов.

5.    В КИМ ЕГЭ 2022 г. не включено альтернативное задание, требующее написания мини-сочинения (задание 29 КИМ 2021 г.).

6.    В часть 2 включено задание с развёрнутым ответом по Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации (задание 23 по нумерации 2022 г.).

7.    Задание на составление плана развёрнутого ответа по предложенной теме (задание 28 в КИМ ЕГЭ 2021 г.) включено в составное задание, соединившее в себе составление плана и элементы мини-сочинения (задания 24 и 25 по нумерации 2022 г.).

8.    Максимальный балл изменён с 64 до 57 баллов.

9.    Общее время выполнения работы сокращено с 235 до 180 минут.

4.По четвёртому вопросу слушали зав. РМО С. В. Березину, которая озвучила итоги профессионального муниципального конкурса «Методическая шкатулка» и конкурса ученических работ «Шаги в науку» (Приложение 2). Призвала быть активнее в обмене опытом.

Решили:

  1. По первому вопросу решили учесть опят по переходу на ФГОС 3 поколения учителей МОУ Романовская СОШ.
  2. По второму вопросу решили подробно изучить рекомендации регионального министерства и СОИРО по переходу на ФГОС 3 поколения.
  3. По третьему вопросу решили корректировать консультационную работу с учетом изменений в КИМЫ.
  4. Проявлять активность в обмене опытом., посредством участия в профессионалных конкурсах.

Зав. РМО учителей истории и обществознания, географии Березина С. В.

Приложение 1

Доклад по теме: «Эксперимент по введению ФГОС третьего поколения по истории в 5 классе в 2021 году»

Березина С. В., учитель истории и обществознания

 МОУ Романовская СОШ им. И. В. Серещенко

Стандарты первого поколения были приняты в 2004 году и назывались государственными образовательными стандартами. Аббревиатура ФГОС ещё не использовалась. Основной целью Стандарта 2004 года был не личностный, а предметный результат.

ФГОС второго поколения разрабатывались с 2009 по 2012 год и действуют до 2020 года. Акцент в них сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности. Предполагается, что обучающиеся по федеральным государственным стандартам 2 поколения должны любить Родину, уважать закон, быть толерантными и стремиться к здоровому образу жизни.

Переход на новые образовательные стандарты третьего поколения будет осуществлён в качестве эксперимента сентябре 2021 года.

В чём отличие? 5 классы в нашей школе с 1 сентября этого учебного года начали изучать историю в соответствии с  ФГОС третьего поколения, в которых  заявлена конкретизация требований к обучающимся.

  • Сделан акцент на развитие  метапредметных и личностных результатов.

Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках дисциплины (уметь доказать, оперировать понятиями, сравнивать точки зрения, используя разные источники, делать выводы). В тех стандартах, что действуют сейчас, прописаны только общие, очень размытые формулировки. В новой версии - все очень подробно: какой минимум знаний и умений должен освоить ученик. Упор сделан на то, как ребенок может применять знания на практике. По каждому учебному предмету даны четкие требования к образовательным результатам.

Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем по новому ФГОС не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). 

Объявлено минимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. 

Учащийся должен уметь не просто воспроизводить информацию, а самостоятельно мыслить и быть готовым к реальным жизненным ситуациям.

Конкретно по истории: в новых стандартах отсутствует требование к синхронизации изучения курсов по истории России и Всеобщей истории.

В 5 классе 1 час обязательно отводился на тему «Народы и государства на территории России в древности», теперь этого требования нет.

Чётко прописан перечень деятельности обучающихся по каждому разделу.

О расчасовке:

класс

ФГОС 2 поколения

ФГОС 3-го поколения

5

70 часов

68 часов

6-8

2 часа в неделю

Всеобщая история – не менее 28 ч.

История России – не менее 42 ч.

2 часа в неделю

Всеобщая история –23 ч.

История России –45 ч.

9

Всеобщая история – не менее 35 ч.

История России – не менее 70 ч.

3 часа в неделю

Всеобщая история –23 ч.

История России –45 ч.

В личностных результатах сделан акцент на патриотическом воспитании, гражданственности и т. д.  Дети должны знать не только факты исторических событий, но и персоналии, подвиги людей.

Например, в учебниках,  напрочь, отсутствуют сведения о некоторых исторических деятелях, например, Чапаеве. Создав опорный конспект на уроке ребята из различных источников должны расширить сведения, аргументировать их конкретными примерами.

Метапредметные результаты обязывают систематизировать, обобщать факты в форме таблиц, схем, выявлять признаки исторических явлений, сравнивать, делать выводы. Анализировать учебную и внеучебную информацию. Высказывать суждения о достоверности, обсуждать события и т. д.

Предметные результаты четко указывают что должен уметь школьник : знание хронологии, исторических фактов, карты, историческими источниками, анализ, работа с версиями и оценками и т. д.

При этом по каждому пункту конкретизировано: к  примеру, работа с версиями и оценками подразумевает приведение оценки исторических событий и личностей, объяснять, какие факты лежат в основе отдельных точек зрения, выражать свое отношение к событиям, личностям и прочее.

Исходя из этого,  и лежит требование к углубленному изучению предмета. Чтобы сравнивать и давать собственную оценку нужно знать историю глубоко и системно.

   Мы с вами, коллеги, неизбежно столкнёмся с трудностями. Во-первых, общее количество часов на изучение предмета осталось прежним, не поменялись и учебники. Во-вторых, известно, что в «глубинке» нашей с добыванием дополнительной информации проблемы, т. к. фонд ЦБС давно не пополнялся и, весьма, скуден, а единственный источник Интернет (который изобилует ложной информацией). При этом на уроках пользоваться этим источником мы не имеем возможности по известным причинам (техническая неоснощённость).

Однако, факт остаётся фактом, со следующего учебного года нам всем придётся перестраиваться в соответствии с новыми стандартами.

Приложение 2.

Итоги районного конкурса «Методическая шкатулка»

 (история, обществознание) март 2022 года

1 место

Дружина Елена Ефимовна,  МОУ Усть-Щербединская СОШ  им.И.В.Серещенко

Бабнова Лариса Владимировна, МОУ Романовская СОШ  им. И.В.Серещенко

2 место

Богданова Оксана Александровна, МОУ «Подгорненская СОШ»

им. П.И. Чиркина

Березина Светлана Викторовна, МОУ Романовская СОШ  им. И.В.Серещенко

3 место

Кунцевич Ирина Николаевна, МОУ Романовская СОШ  им. И.В.Серещенко

VII научно-практическая конференция

«Современное образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития»

1место

Березина Светлана Викторовна, МОУ Романовская СОШ  им.И.В.Серещенко

Дружина Елена Ефимовна,  МОУ Усть-Щербединская СОШ  им.И.В.Серещенко

2 место

Богданова Оксана Александровна, МОУ «Подгорненская СОШ»

им. П.И. Чиркина

3 место

Кунцевич Ирина Николаевна, МОУ Романовская СОШ  им. И.В.Серещенко

        Итоги районного конкурса  «Шаги в науку»

(история, обществознание) март 2022 года

1 Место

Аксенова Алеся, 9 класс,  МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Березина С. В.)

Дружина Яна, 10  класс,  МОУ Усть-Щербединская СОШ  им.И.В.Серещенко (учитель Дружина Е. Е.)

Ковешникова Татьяна ,11 класс, МОУ «Подгорненская СОШ»

им. П.И. Чиркина (учитель Богданова О. А.)

Ершова Дарья,

2 Место

Пчелинцев Егор, Слукин Владимир, 9 класс, МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Березина С. В.)        

8 а класс, МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Бабнова Л. В.)        

3 Место

Булдыгин Олег, 9 класс , МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Кунцевич И. Н.)        

Терентьева Арина, 8 а класс, МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Бабнова Л. В.)        

Алеева Ольга, МОУ Романовская СОШ  им. И. В.Серещенко  (учитель Бабнова Л. В.)        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол №1 2021-2022 у. г.

Протокол №1 2021-2022у. г....

Протокол проверки по итоговому сочинению в 11 кл 2021-2022 г.

Протокол проверки по итоговому сочинению в 11 кл 2021-2022 г...

Протоколы родительских собраний 2021-2022 учебный год

Протоколы   родительских собраний  2021-2022 учебный годПовестка дня:Соблюдение мер по нераспространению короновирусной инфекции (о необходимости своевременно предупреждать о болезни ко...

Приложение №5 План воспитательной работы в 9 «А» классе НРМОБУ «ПСОШ №2» на 2021-2022 учебный год

Приложение №5 План  воспитательной работы в 9 «А» классе НРМОБУ «ПСОШ №2» на 2021-2022 учебный год...

Лучший образовательный продукт Ямала, приложение к протоколу №1 заседания совета по инноватике

Приложение 3 к протоколу №1 заседания совета по инноватике о признании образовательных продуктов лучшим образовательным продуктов Ямала...

Протокол промежуточной и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» за 2021-2022 уч.г., 2022-2023 уч.г., 2023-2024 уч.г.

Протокол промежуточной  и итоговой аттестации обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программев области хореографического  искусства «Хореографическое т...