Мастер-класс "LEGO-конструирование"
план-конспект

Загалова Марина Николаевна

Из опыта работы Ивановского филиала МБОУ "Сатинская СОШ" с LEGO- конструкторами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс «Lego - конструирование»

Ивановский филиал

 МБОУ «Сатинская СОШ»

Педагог: Загалова М. Н.

Целевая аудитория: педагоги дополнительного образования

Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов- участников мастер-класса в процессе педагогического общения по освоению опыта работы с конструкторами LEGO.

Задачи:

- познакомить с особенностями работы Lego-конструкторов в младшем школьном возрасте;

- показать возможности работы в программе Lego Digital Designer;

- расширение кругозора участников мастер-класса.

Оборудование: конструкторы LEGO (классическое и  LEGO Education), презентация, ноутбук, программное обеспечение Lego Digital Designer.

Сегодня на мастер-классе я хотела бы познакомить Вас с одним из модулей STEM – образования. А каким, Вы попробуйте определить сами. Посмотрите на слайд. Перед Вами – облако слов, которое отражает тему и ключевые моменты моего выступления. Как Вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (LEGO-конструирование).   

Что такое LEGO, знают, наверное, дети и родители во всем мире. В последние несколько лет наборы кубиков, из которых можно собрать домики, машинки, паровозики и много чего еще, появились и в российских магазинах. О LEGO-педагогике у нас известно меньше, хотя за рубежом это одна из самых распространенных педагогических систем с очень широким возрастным диапазоном - от полуторогодовалых малышей до старшеклассников.

В LEGO-конструировании применяется несколько основных методов обучения детей:

1. Конструирование по образцу. Ребятам демонстрируется заранее изготовленная педагогом модель. Задача детей – сконструировать такую же модель, выдержав количество деталей, их цвет и размер.

2. Конструирование по модели. Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Эту модель, дети должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа её решения. Конструирование по модели – эффективное средство активации мышления детей.

3. Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения способствует развитию творческого конструирования.

4. Конструирование по простейшим чертежам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов, создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате у детей формируются мышление и познавательные способности, новые понятия: что такое план, схема, проекция (вид спереди, вид сверху).

5. Конструирование по замыслу. Дети сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

6. Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель конструирования по заданной теме – закрепление знаний и умений.

Стандартная деталь «LEGO» – это кирпичики с разным количеством кнопочек. Чтобы правильно выбрать нужную деталь, нужно посчитать количество кнопочек в длину и в ширину. Вот, например, на моей детали 2 кнопочки в длину и 4 кнопочки в ширину. Значит, это кирпичик 2 на 4. Также есть детали, которые называются пластина, горка, окошко и другие дополнительные детали. Поэтому на первых этапах знакомства детей с конструктором LEGO важно научить их называть деталей конструктора и отличать их друг от друга.

Кроме того, при конструировании с LEGO важно знать правильный способ крепления деталей. В LEGO-конструировании есть такое понятие – «кирпичная кладка» –это правильное соединение деталей, обеспечивающее прочное их скрепление.

Конструктор ЛЕГО можно разделить на два больших класса: классическое мелкое ЛЕГО и крупное ЛЕГО. А также конструкторы с разными механизмами и тематическими наборами.

Сейчас  мы окунемся в мир LEGO. Я хотела бы поделиться нашим опытом работы по организации деятельности с применением конструктора LEGO  в разных возрастных группах нашего Ивановского филиала МБОУ «Сатинская СОШ». 

Играя в LEGO, воспитанники дошкольных групп Ивановского филиала МБОУ «Сатинская СОШ» учатся различать цвета, размеры и форму предметов, определять их пространственное расположение, привыкают выполнять задания, сосредоточиваться, работать в коллективе. Когда детишки становятся постарше (в основном первоклассники и обучающиеся второго класса), они переходят к работе с кубиками LEGO. Тут есть не только машинки, человечки и кирпичики, но и дороги, больницы, фермы и аквапарки, дикие и домашние животные, рабочие и служащие, пожарные и спасатели.

Практическая работа «Волшебная дорожка».  Чтобы построить дорогу, нужно соблюдать определённые правила: сначала каждый из вас, по очереди выберет только 2 кирпичика. Кирпичики должны быть разные: разные или по цвету, или по размеру. Я начну строить и положу первую деталь-кирпичик. Теперь вы должны продолжить строительство волшебной дороги. Но будьте внимательны: слева можно класть только те кирпичики, которые по размеру похожи на мой кирпичик, а справа можно класть те кирпичики, которые по цвету похожи на мой кирпичик.

А теперь приступим к строительству дороги. Я кладу первый кирпичик, а вы продолжаете.

Современные подростки живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. И в связи с этим, конечно же, появляется новые направления в конструировании в образовании – это робототехника. Ведь современные дети должны изучать технологии, которые пригодятся им в будущем. На занятиях по робототехнике в 6 классе Ивановского филиала МБОУ «Сатинская СОШ»  осуществляется работа с конструкторами серии LEGO Education (эдьюкэйшен).

LEGO Education (эдьюкэйшен) - это многофункциональный набор, содержащий множество датчиков и программируемых микросхем. С помощью него можно собирать настоящих роботов и самое главное – определять их поведение, создавать программы на специальном языке программирования. Давайте посмотрим видео – алгоритм работы с ним…  

(просмотр видеоролика «Робототехника»)

Программируемый Лего-робот конструируется на основе управляющего блока RCX, в котором находится микрокомпьютер, имеющий микропроцессор и память. К блоку RCX подключаются “органы чувств” роботов — датчики. Для передвижения роботы используют два мотора.

(показ работы робота «Блоха)

Свои замыслы и проекты моделей детям можно предложить создать не только из конструктора разного вида, но и предложить изучить программу Lego Digital Designer и создавать свои модели. (http://ldd.lego.com/ru-ru/download)

Виртуальный lego-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать качества: любознательность, активность, самостоятельность; развивается умение пользоваться инструкциями, чертежами, схемами, формируется логическое мышление, творческие способности.

Программа Lego Digital Designer подойдет для совместной с детьми деятельности, а также для создания инструкций, схем, которые впоследствии можно распечатать.

Программу можно использовать как часть образовательной деятельности по лего-конструированию. На таких занятиях дети получают представление о 3 D моделировании. Также возможно использование виртуального конструктора на краткосрочных образовательных практиках технической направленности. На этапе освоения программы дети учатся техническому творчеству, придумывая и создавая свои макеты. Все созданные макеты можно собрать в сборник, распечатать и использовать в качестве схем для других детей.

А теперь, уважаемые педагоги, я предлагаю побыть вам в роли детей и по моему словесному описанию составить схему будущей постройки.

Практическая работа с программой Lego Digital Designer: задание «ЦВЕТОК»

1. Откройте в левом верхнем углу вкладку детали;

2. На пластину ставим темно зеленый кирпич 2*2;

3.Над ним устанавливаем светло-зеленый кирпич 2*2;

4. Над светло зеленым кирпичом устанавливаем кирпич темно зеленого цвета 2*4;

5. Сверху над ним по центру ставим светло зеленый кирпич 2*2;

6. Над светло зеленым кирпичом устанавливаем темно зеленый кирпич 2*2;

7. Далее зеленым кирпичиком по центру ставим красный кирпич 4*2;

8. В самом центре ставим желтый кирпич 2*2;

9. Справа от желтого красный 2*2;

10. Слева красный 2*2;

11. Сверху устанавливаем красный кирпич 2*4.

Наша модель готова.

Данную модель можно распечатать и в дальнейшем использовать в качестве наглядных схем при строительстве из конструктора LEGO.

Таким образом, использование программы Lego Digital Designer способствует развитию алгоритмического мышления ребят, памяти, мышления и воображения.

Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами увидели лишь небольшую часть возможностей конструктора LEGO и вариантами работы с ним. От себя хочется добавить, что мы будем продолжать изучать возможности использования LEGO-конструирования в нашей образовательной организации.

Спасибо за внимание! Желаю Вам, чтобы планы всегда превращались в плоды вашего труда и приносили вам значимые результаты.