П.К.3.4
материал
Исследовательская и проектная деятельность в области физического воспитания
Скачать:
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Кафедра физического воспитания
Камышев Дмитрий Андреевич
КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Курсовая работа допущена к | Специальность: 49.02.01 |
защите | Физическая культура |
«_____» февраля 2021 г. | Курс: 3, группа: 303ФК |
Заместитель директора по НМР | Руководитель: Сибиркина Н.В., |
____________ / Анищенко И.Л. | преподаватель МДК 01.01 Методика |
обучения предмету «Физическая культура» | |
Курсовая работа защищена | первой квалификационной категории |
с оценкой___________________ | |
«_____» февраля 2021 г. | |
Председатель комиссии: | |
_______________ / | |
Члены комиссии: | |
_______________ / | |
_______________ / |
Челябинск, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Основные характеристики силовой выносливости 5
1.2. Возрастные особенности развития силовой выносливости у школьников
в возрасте 13-14 лет 7
1.3. Общая характеристика метода круговой тренировки 9
1.4. Направления и формы внеурочной деятельности 13
Выводы по 1 главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ
2.1. Методика развития силовой выносливости 16
2.2. Организация метода круговой тренировки 18
2.3. Диагностический инструментарий для выявления управлением развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет 22
Выводы по 2 главе 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ВВЕДЕНИЕ
Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных физических качеств (быстроты движений, силы мышц, выносливости к мышечным усилиям разной интенсивности и других качеств).
Хорошее физическое воспитание, полученное в период естественного роста и развития, имеет большое значение для деятельности человека в зрелые годы, обеспечивая высокую работоспособность на протяжении многих лет жизни.
Физическое воспитание детей школьного возраста предполагает наличие большого объема упражнений силового и скоростно-силового характера.
При недостаточном уровне развития силы не обеспечивается дальнейшее развитие опорно-двигательного аппарата детей школьного возраста. Это препятствует решению задач физического воспитания.
Помимо развития непосредственно силы, для любого человека, а особенно растущего подростка, часто нужно проявление такого компонента как силовая выносливость. Это требуется как в непосредственно в учебном плане (на занятиях физической культуры), в спортивных состязаниях, а так же банально в быту и прикладном плане. Процесс ее развития очень важен и он должен закладываться со школы. Поэтому, с педагогической точки зрения, поиск и совершенствование методов и способов гармоничного, всестороннего физического развития обучающихся будут сохраняться актуальными во все времена.
Для выполнения этого педагогам не всегда хватает непосредственно урочной деятельности на отведенных программой уроках физической культуре. Поэтому необходимым будет введение групп по общефизической подготовке во внеурочной деятельности школьников.
Таким образом, актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы данной работы: «Круговая тренировка как эффективный метод развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет во внеурочной деятельности».
Цель исследования – изучить влияние занятий по развитию силовой выносливости методом круговой тренировки во внеурочной деятельности.
Объект исследования – процесс развития силовой выносливости на занятиях во внеурочной деятельности у обучающихся 13-14 лет.
Предмет исследования – методика развития силовой выносливости посредством круговой тренировки.
Задачи исследования:
1) Изучить основные характеристики силовой выносливости
2) Рассмотреть методику развития силовой выносливости посредством круговой тренировки
3) Проанализировать физиологические и возрастные особенности школьников 13-14 лет
4) Рассмотреть основные направления и формы внеурочной деятельности
5) Разработать комплекс круговых тренировок по методике развития силовой выносливости
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Основные характеристики силовой выносливости
Двигательные процессы в организме человека и самого человека обусловлены деятельностью мышечных тканей, обладающих сократительными способностями. Сокращение мышц приводит к перемещению тела в пространстве, движению его частей, органов, и т.д. Насколько эффективно будет это перемещению тела в пространстве, зависит от силы сокращения мышц.
Сила человека – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.
При выполнении двигательных действий сила проявляется не в чистом виде, а в сочетании с другими физическими способностями. Сочетание силы и выносливости представляет собой такую величину как силовая выносливость.
Выносливость – это способность противостоять физическому утомлению в процессе мышечной деятельности. Одной из разновидностей видов выносливости является силовая выносливость, ее в равной степени относят как к специальным видам выносливости, так и к специальным видам силовых способностей.
Силовая выносливость – это способность мышечных волокон выполнять максимальные усилия на протяжении длительного времени, без существенного снижения силы мышечных сокращений.[10] В зависимости от режима работы мышц ее разделяют на статическую и динамическую.
Статическая силовая выносливость – это способность к продолжительному поддержанию позы или продолжительными статическим напряжениям.[24]
Динамическая силовая выносливость – это способность длительное время преодолевать утомление при работе, требующих значительных проявлений силы, поддерживать достаточно высокие показатели силы. [24]
Иными словами динамическая характерна для циклической и ациклической деятельности (подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, подъемы корпуса из положения лежа и т.д.), а статическая типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе (удержание упора на брусьях или кольцах, удержание согнутых ног на гимнастической стенке, различные разновидности такого популярного упражнения как «планка»)
По определению Л. П. Матвеева, силовая выносливость представляет собой способность противостоять утомлению в мышечной работе с выраженными моментами силовых напряжений.[17]
С. М. Вайцеховский в своих трудах определил, что силовая выносливость – это способность сравнительно длительно и многократно проявлять оптимальные, не предельные для данного спортсмена, усилия.
Для наглядности можно рассмотреть пример, когда два ученика на уроке будут выполнять одинаковое физическое упражнение – подтягивание. В первом подходе они выполняют одно и то же количество повторений. Но вот уже во втором, после одинакового времени на отдых, один показывает те же результаты, а второму приходится намного тяжелее и он не в силах повторить результат в первом подходе. Это и есть наглядное представление о различии в развитии силовой выносливости.
Факторы, определяющие силовую выносливость:
1) Мышечная сила.
Чем сильнее мышца, тем меньше её волокон задействуется при выполнении упражнения, и тем выше сохраняется приток крови к ней.
2) Число капилляров вокруг мышечного волокна
3) Развитие сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма
4) Межмышечная координация – согласованность в работе мышц во время упражнения
5) Иннервация мышц - сеть двигательных нейронов, пронизывающая мышцы и передающая сигналы к ним от мозга. Чем лучше развита эта сеть, тем сильнее и дольше могут сокращаться мышцы
6) Запас креатинфосфата в мышцах и скорость восстановления его запасов. Это вещество играет ключевую роль в энергетическом обеспечении механизма мышечного сокращения. Его запасы в мышцах и скорость восстановления напрямую зависят от стажа занятий и тренированности организма
Локальная мышечная выносливость зависит прежде всего от биоэнергетических факторов. Как известно, высокая мощность мышечной деятельности связана с алактатным анаэробным механизмом энергообеспечения. Поэтому, способность к увеличению продолжительности локальной силовой работы связана с увеличением мощности и емкости этого процесса.
Решение задач по развитию силовой выносливости необходимо осуществлять через выполнение достаточно длительных, однообразных и тяжелых тренировочных занятий на фоне постоянно прогрессирующего утомления. Противостояние утомлению помимо функциональных нагрузок требует так же проявления серьезных волевых усилий. Поэтому педагогами и тренерами параллельно решаются задачи воспитательной работы. В качестве основных средств воспитания силовой выносливости применяются физические упражнения, вызывающие максимальную производительность дыхательной системы, а так же сердечно-сосудистой системы. Интенсивность работы может быть умеренной или большой. Длительность выполнения упражнений может достигать нескольких десятков минут.
1.2. Возрастные особенности развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет
Средний школьный возраст охватывает самый длительный период, поэтому его считают самым важным для развития и совершенствования физических возможностей и двигательных способностей детей.
Педагогам необходимо понимать, что при воспитании силовой выносливости в среднем школьном возрасте существуют определенные особенности, обусловленные возрастными особенностями детей подросткового возраста. Школьники этого возраста не готовы к таким же нагрузкам, которые могут переносить взрослые люди, их системы организма еще недостаточно сформированы.
Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно.[3] Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.
Сенситивный период - это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. [25]
Если рассматривать непосредственно к физической культуре, то сенситивный период – это благоприятный периоды развития физических качеств.
У мальчиков первый и очень заметный период ускорения темпов развития силовой выносливости происходит в 7 – 8 лет (около 30% от общего прироста за все школьные годы), второй – в 12-летнем возрасте и продолжается вплоть до 17 лет, то есть до окончания школы. У девочек младшего школьного возраста одновременно со скоростными качествами предельных величин возрастного развития достигает силовая выносливость к работе динамического характера. Измеренная в упражнении сгибание-разгибание рук в упоре – лежа, они увеличивается у них более чем на 60%.
Общая и статическая выносливость достигают предельных величин своего развития к 13 – 15 годам независимо от пола учащихся. Первое возрастное ускорение в развитии собственно-силовых качеств у школьников происходит в младшем школьном возрасте: у девочек – с 7 до 10 лет (40%), у мальчиков – с 9 до 10 (20%). Второе ускорение темпов роста силы начинается в 13 лет, причем у мальчиков оно оказывается значительно продолжительнее (три года) и ощутимее (50%).
Таблица 1 - Сенситивные периоды развития физических качеств (по Филину В.П., Гужаловскому А.А., Волкову В.И., Ляху В.И.)
Физическое качество | Девочки (Девушки) | Мальчики (юноши) |
Сила | 10-11, 16-17 лет | 13-14, 17-18 лет |
Выносливость | 9-10, 11-12 лет | 8-10, 11-12, 14-15 лет |
Силовая выносливость | 9 -12 лет | 11-13, 15-16 лет |
1.3. Общая характеристика метода круговой тренировки
Круговая тренировка - многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом. [2]
Круговая тренировка была разработана английскими специалистами Р. Морганом и Г.Адамсоном в 1952-1958 гг. Независимо от них к идее круговой тренировки пришел БД. Фрактман. Еще в 1955г. Б.Д. Фрактман наметил пути применения круговой тренировки и обосновал необходимость индивидуального дозирования нагрузки на дополнительных снарядах, что благотворно сказывалось на развитии у занимающихся быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости, способствуя, в конечном счете, улучшению их физической подготовленности. Круговая тренировка занимала до 55% времени основной части занятий.
Круговая тренировка содержит правильно разработанные упражнения, при помощи которых можно избирательно или совокупно влиять на организм человек, который использует данный метод физического занятия.
Задачи круговой тренировки:
1) Повышение моторной плотности занятия
2) Улучшение усвоения программного материала пройденного на уроках физической культуры
3) Повышение интереса, активности, работоспособности занимающихся к занятиям физической культуры и спорта
4) Дифференцированный подход к занимающимся в процессе физической подготовки
Дифференцированный подход – группировка учащихся на основе каких-либо их особенностей (пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической подготовленности, особенности восприятия) для отдельного обучения.
Средствами круговой тренировки считаются обще подготовительные и специально-подготовительные упражнения, а так же упражнения, входящие в программу других видов спорта: легкой атлетики, тяжелой атлетики, гимнастики и др. Каждый круг состоит из 6-10 относительно несложных упражнений, затем их распределяют по «станциям». Повторение круга имеет свойство повторяться несколько раз, в свою очередь это зависит от того с какой направленностью и физической подготовкой занимаются учащиеся.[6]
Применение круговой тренировки распространяется на все группы занимающихся: от начинающих до спортсменов имеющих профессиональную подготовку, возможны и занятия в группах ЛФК по этому методу. Разница будет в дозировке нагрузки и отдыха и сложности выполняемых упражнений.
Строится круговая тренировка по простым общепринятым принципам:
1) От простого к сложному
2) Чередование групп мышц на «станциях»
3) После сложной и тяжелой «станции» идет более легкая
Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры имеет свои преимущества: [8]
1) Избежание монотонности занятия
2) Урок состоит из доступных и простых упражнений. Не требуется сложного инвентаря, место проведения легко оборудовать для занятия.
3) Занятие не занимает много времени, но имеет интенсивную моторную плотность
4) Физическая нагрузка на все группы мышц
5) Метод позволяет занимающимся регулярно проверять свои физические возможности
В основе традиционной круговой тренировки лежат три метода:
1) Непрерывно - поточный, который заключается в выполнении упражнений слитно, одно за другим, с небольшим интервалом отдыха. Особенность этого метода - постепенное повышение индивидуальной нагрузки за счет повышения мощности работы (до 60% максимума) и увеличения количества упражнений в одном или нескольких кругах. Одновременно сокращается время выполнения упражнений (до 15 - 20 с) и увеличивается продолжительность отдыха (до 30 - 40 с). Этот метод, по мнению В.В. Чунина, способствует комплексному развитию двигательных качеств.
2) Поточно - интервальный метод, базирующийся на 20 - 40- секундном выполнении простых по технике упражнений с мощностью работы (50% от максимальной) на каждой станции с минимальным интервалом отдыха. Здесь интенсивность достигается за счет сокращения контрольного времени прохождения 1-2 кругов. Такой режим развивает общую и силовую выносливость, совершенствует дыхательную и сердечнососудистую системы.
3) Интенсивно-интервальный, который используется с ростом уровня физической подготовленности занимающихся. Упражнения в данном режиме выполняются с мощностью работы до 75% от максимальной и продолжительностью 10 - 20 с, а интервалы отдыха остаются полными (до 90 с). Подобный метод развивает максимальную и «взрывную» силу.
С помощью круговой тренировки можно приучить учащихся к самостоятельному мышлению при развитии двигательных свойств, вырабатывается последовательность заранее обдуманных действий, воспитывается собранность и организованность при выполнении задания. А так же значимым является и то, что круговой метод тренировки обеспечивает персональный подход к каждому из учащихся, даёт возможность рационально распределять время.[20] Организация учащихся для выполнения задания круговой тренировки основывается на мелкогрупповом поточном способе. Выполнения заданий должны быть разработаны по точной и чёткой методике, это обязательное условие и очень важное.
Очерёдность выполнения станций определяется по кругу, квадрату или прямоугольнику, зависит это оттого, как более правильно применять инвентарь и территорию зала. Для преподавателя будет плюсом, если он найдет способ применять все снаряды и подручное оборудование, которое есть в зале. Для этого ему необходимо применить творческий подход, но строго соблюдая технику безопасности.
Эффективность данного метода заключается в том, что значительно повышается плотность занятий, так как упражняются все учащиеся одновременно и в то же время самостоятельно, соразмерно своим возможностям и усилиям. Такая форма организации имеет и большое воспитательное значение: учащиеся проходят практику проведения самостоятельных занятий, что является основой для подготовки их как инструкторов по физической культуре.
Круговую тренировку, несмотря на ее достоинства, нельзя рассматривать как универсальную форму организации работы. Она должна применяться в сочетании с другими формами и методами работы, а на отдельных занятиях ей отводится не все время, а лишь его часть. Круговую тренировку следует использовать при организации спортивного часа в группах продленного дня, в играх на переменах, в тренировках групп общей физической подготовки, в самостоятельных занятиях.
1.4. Направления и формы внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.
Направления внеурочной деятельности:
1) Спортивно-оздоровительное
2) Духовно-нравственное
3) Общекультурное
4) Общеинтеллектуальное
5) Социальное
Одним из видов внеурочной работы в школе является физкультурная и спортивная работа.
Задачи внеурочной работы по физическому воспитанию:
1) Содействовать школе в выполнении стоящих перед ней учебно-воспитательных задач
2) Содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию учащихся
3) Углублять и расширять здания, умения, навыки, получаемые учащимися на уроках физической культуры
4) Воспитывать и развивать организаторские навыки у школьников
5) Организовывать здоровый отдых учащихся
6) Вырабатывать у учащихся потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом
Чтобы добиться массового охвата учащихся внеклассной работой, используются самые различные формы организации и проведения занятий с детьми с учетом их возраста, состояния здоровья и физической подготовленности. Создана система внеурочной деятельности по физическому воспитанию, которая включает в себя различные формы работы. [5]
Основными формами внеурочной деятельности по физической культуре являются:
1) походы
2) занятия в группах общей физической подготовки
3) спортивные соревнования
4) физкультурные праздники
5) занятия в спортивных секциях
Эффективность внеклассной работы обеспечивается при соблюдении следующих условий:
1) тесная связь с учебной работой (преемственность содержания, организационно-методические приемы и т. д.)
2) доступность занятий и разнообразие форм, обеспечивающих включение в физкультурно-спортивную деятельность широкого контингента учащихся
3) преемственность принципов и методов всей системы внеклассной образовательно-воспитательной работы при широком участии ученического актива
4) привлечение родителей и шефов к материально-техническому обеспечению условий для занятий, к руководству секциями, командами
5) четкое руководство со стороны администрации
Внеурочная деятельность – это активное взаимодействие педагога с учащимися, которое направлено на то, чтобы достигнуть определенных воспитательных целей. Благодаря внеурочной деятельности у учащихся происходит формирование предусмотренных новообразований, а также развиваются ранее приобретенные навыки.
Важный момент со стороны педагога – это заинтересовать учащегося занятиями после уроков, при этом условии внеурочная деятельность сможет превратиться в полноценное пространство воспитания и образования.[12]
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и однйо из форм организации свободного времени учащихся.
Выводы по 1 главе
Таким образом, мы выявили что физические качества зачастую проявляются не в чистом виде, а в сочетании с другими качествами. Одним из таких качеств является силовая выносливость. Это качество не менее важно как и все остальные и пренебрегать их развитием нельзя, особенно в возрасте 13-14 лет. Ведь в этом возрасте как раз и происходит становление организма.
Однако одной лишь учебной деятельности на уроках физической культуры будет недостаточно для полноценного развития силовой выносливости и воспитания у детей этого возраста привычки к систематическому занятию спортом и здоровому образу жизни. С этой целью преподаватель вводит занятия в группах общей физической подготовки во внеурочной деятельности. И тут преподаватель должен проявить творческий подход с целью заинтересовать детей приходить на эти занятия. Одним из способов привлечения обучающихся на эти внеурочные занятия является введение на них круговых тренировок. Эти занятия проходят с более высокой моторной плотностью, а стало быть занимают меньше времени, на занятиях практически нет теории, а непосредственно работа. Так же они несут в себе эффективный тренировочный характер, что позволит отстающим ученикам подтянуть свои физический способности и не «отставать» на уроках физической культуры. Ну и безусловно они несут воспитательный характер, прививая самостоятельность к выполнениям физических упражнений, а так же дает им мотивацию на дальнейший прогресс.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ13-14 ЛЕТ
2.1. Методика развития силовой выносливости
Силовая выносливость является сложным, комплексным физическим качеством и определяется как уровнем развития вегетативных функций, обеспечивающих необходимый кислородный режим организма, так и состоянием нервно-мышечного аппарата.
Основным методом развития силовой выносливости является метод повторных усилий с реализацией различных методических приемов. Однако сложность развития этого двигательного качества заключается еще и в возможном отрицательном взаимодействии эффектов тренировочных упражнений, направленных на совершенствование факторов, обеспечивающих проявление данного качества. Повышение эффективности тренировочных нагрузок связано прежде всего с аналитическим подходом к их применению, то есть, с использованием на одном тренировочном занятии таких упражнений и их комплексов, которые имеют избирательное, направленное воздействие на «ведущие» факторы, и сочетание которых в рамках одного тренировочного занятия дает положительный отставленный прирост работоспособности.
Средством развития силовой выносливости являются разнообразные динамические и статические упражнения и их комбинации.
Сущность развития силовой выносливости заключается в многократном повторении упражнений с отягощениями небольшого веса (30-60% от максимума) с большим количеством повторений.
Самыми распространенными методами ее усовершенствования являются методы повторного упражнения и круговые тренировки.
Можно сформулировать два основных методических подхода при аналитическом совершенствовании силовой выносливости:
1) Экстенсивный интервальный - применяется в случае выбора развития выносливости с помощью аэробных процессов, то есть с воздействием кислорода. Способ предполагает проведение нескольких упражнений с отягощением равным массе своего тела либо 30-40% от максимального. Тут стоит использовать круговой метод тренировки. Каждое упражнение исполняется около минуты в среднем темпе. В каждом подходе должно быть от 20 до 40 повторений. Отдых между упражнениями — до 2 мин., между кругами — 5 мин. Число кругов — 3-5.
2) Интенсивный интервальный. Применим в случае выбора развития выносливости при помощи анаэробных процессов, то есть без воздействия кислорода. Способ предполагает исполнение упражнений с весом 50-60% от максимума. Стиль занятий — круговой. Фиксированного числа повторений нет. Они проводятся с максимальной скоростью «до отказа». Время подхода, обычно, составляет около 30 секунд. Отдых между упражнениями — 30 сек., между кругами — до 3 мин.
Подбор упражнений зависит от специфики спорта, которым вы занимаетесь. Если необходимо повысить общую силовую выносливость - выбираются базовые упражнения для больших групп мышц. Когда возникает потребность увеличения локальной силовой выносливости - подбирается комплекс изолированных упражнений.
Методические рекомендации при развитии силовой выносливости:
1) При использовании дополнительных весов или эспандеров величина внешнего сопротивления должна быть в пределах 20-70%
2) Количество повторений в одном подходе строго зависит от величины отягощения и тренированности обучающегося
3) Количество подходов в серии и количество серий зависит от уровня тренированности обучающегося, его пола и возраста
4) Оптимальный темп выполнения упражнений – средний
5) Оптимальная продолжительность интервалов отдыха между подходами составляет 20-90 секунд (при этом надо ориентироваться на динамику восстановления ЧСС у занимающихся)
6) Характер отдыха между выполнением упражнений – активный: медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания, упражнения на расслабление, локальный массаж
Развитию силовой выносливости могут посвящаться отдельные тренировочные занятия или их часть. Если в одном занятии решаются разные педагогические задачи, то упражнения на развитие силовой выносливости следует выполнять во второй половине основной части.
Нецелесообразно объединять в одном занятии развитие максимальной силы и силовой выносливости. В системе смежных занятий развитие силовой выносливости осуществляется 2-4 раза в неделю.
2.2. Организация метода круговой тренировки
При планировании круговой тренировки обязательно учитывать:
1) Дидактически доступные упражнения
2) Занятие должно носить тренировочный характер
3) На занятии должны присутствовать широкие возможности для воспитания физических, психологических, интеллектуальных качеств
4) Тренирующая нагрузка, которая вызывает функциональные сдвиги и повышает моторную плотность занятия
Методической основой проведения круговой тренировки является принцип вариативности. Педагог должен постоянно варьировать время нагрузки и время отдыха, то есть длительность выполнения упражнений, повторов и интервалов отдыха.
При проведении круговой тренировки определенные требования предъявляются к степени изученности и координационной сложности упражнений. Они вытекают из особенностей образования двигательных навыков – закрепленных до автоматизма движений. Хорошо выученное, закрепленное упражнение можно выполнять в сложных условиях, без риска.
Все предложенные упражнения должны выполняться технически правильно и четко. Комплексы упражнений следует систематически изменять, включая упражнения на те же группы мышц, но несколько отличные от предыдущих. Это позволит избежать монотонности на занятиях.
Круговая тренировка может включать элементы состязаний, для поддержания соревновательного момента и дополнительного интереса к занятиям и дальнейшему совершенствованию. (Например, кто выполнит больше кругов за определенное время, кто больше увеличит число повторений за одинаковое время, кто меньше затратит времени на установленное число повторений).
Это позволяет любому ученику испытать радость успеха, укрепляет веру в возможность достижения более высоких результатов.
В.Н. Кряж описывает следующие основополагающие правила проведения круговой тренировки:
1) Сознательное и активное отношение к круговой тренировки у занимающихся. Формирование осознанного отношения детей к круговой тренировке, управление их активностью на занятиях - важная задача тренера.
2) Обеспечение наглядности во многом определяет успешность круговой тренировки (уменьшение времени объяснения содержания комплекса, обеспечение правильной техники выполнения упражнения, ознакомление занимающихся со способом определения величины нагрузки на каждой станции)
3) Строгое соблюдение меры доступного при дозировании нагрузки.
Доступной считается нагрузка, не приносящая вреда занимающимся, однако она должна быть достаточной, чтобы вызвать прирост показателей общей и специальной работоспособности.
4) Систематическое повышение тренировочной нагрузки
При составлении комплексов на разных «станциях» вовлекаются в работу различные группы мышц. На одну и ту же группу можно воздействовать различными упражнениями. Подбор упражнений предполагает соблюдения разнообразия и последовательности в нагрузке на мышцы и системы организма. Таким образом, основные группы мышц получают нагрузку, которая изменяется на каждой «станции» , и в то же время одна группа мышц получает импульс для развития, а другая – активно отдыхает.
При выполнении комплексов на силовую выносливость следует соблюдать следующее:
1) Обязательная разминка перед выполнением основных комплексов, организм занимающихся должен быть хорошо разогрет
2) Все усилия в упражнениях выполняются на выдохе, следить за дыханием и состоянием занимающихся во время выполнения комплекса
3) Амплитуда движений должна быть максимальная
4) Пауза между кругами должна заполняться активным восстановлением и упражнениями на дыхание
После выполнения основной части тренировки на силовую выносливость преподаватель в обязательном порядке должен провести заключительную часть. В нее входят дыхательные упражнения и упражнения на растягивание мышц после силовой нагрузки. Это запустит процесс восстановления организма после тренировочной нагрузки и уменьшит болевые ощущения после силовых нагрузок, которые способствуют выделению лактата в мышцах и последующей крепатуре.
Крепатура - сложные, в том числе болевые ощущения в мышцах, возникающие через несколько часов или дней после непривычной или интенсивной физической нагрузки организма.
Процесс восстановления после занятий на тренировку силовой выносливости не менее важен, чем сам процесс тренировки.
Восстановление позволит подойти к следующему занятию без дискомфорта и болевых ощущений, что не уменьшит эффективность следующих тренировок и не будет нарушать общий тренировочный план занятий.
Пример круговой тренировки для развития силовой выносливости
1 «станция»
Отжимания в упоре сзади от гимнастической скамьи
2 «станция»
Прыжки со сменой ног на гимнастическую скамью
3 «станция»
И.и. упор лежа, поочередный поднос руки к противоположному плечу
4 «станция»
«Складка» - и.п. лежа на спине, одновременный подъем рук и ног с касание стоп кистями в конечной фазе
5 «станция»
«Лодочка» - и.п. лежа на животе, прогибы в спине с фиксацией 1-2 секунды в конечной фазе
6 «станция»
«велосипед» в стойке на лопатках – и.п. стойка на лопатках, движения ногами имитирующие езду на велосипеде
7 «станция»
Подтягивания на нижней перекладине
8 «станция»
Выпады вперед с одновременным подъемом набивного мяча над головой
9 «станция»
Скручивания с набивным мячом – и.п. сидя на акробатическом мате, ноги вытянуты вперед на весу, мяч в руках, скручивания влево-вправо (облегченная версия – ноги на полу согнуты в коленях)
10 «станция»
Упрощенные бурпи
И.п. стойка ноги врозь
1 – упор присев ; 2 – упор лежа; 3- упор присев; 4 – и.п.
2.3. Диагностический инструментарий для выявления управлением развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет
Включение круговой тренировки в систему занятий желательно предварять испытанием на максимальный тест (МТ) по каждому упражнению при условии их «чистого» выполнения (под МТ подразумеваются максимальные двигательные возможности обучаемого в каждом из упражнений круга, служащие исходными данными для выбора индивидуальной нагрузки в одном или нескольких занятиях).
На последнем занятии тренировочного цикла рекомендуется проверить МТ по каждому упражнению и сравнить полученные результаты с исходными данными.
Подчеркнем, что особая ценность круговой тренировки состоит в индивидуальной дозировке нагрузки. Кроме того, систематическая оценка достижений по МТ и учет прироста нагрузки дают наглядное представление о динамике работоспособности обучаемых по ее внешним количественным показателям.
Максимальный тест определяется на первых двух уроках, ознакомившись с упражнениями после их показа и объяснения. Каждое упражнение, которое вы хотите включить в комплекс круговой тренировки, вы тестируете на максимальный тест для каждого занимающегося.
Ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время (30-45 секунд), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз.
Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы для отдыха и восстановления.
В это время ученики записывают число повторений в личную карточку учета результатов и затем переходят на следующую станцию, где принимают исходное положение для выполнения очередного упражнения.
После определения максимального теста для каждого устанавливается индивидуальная нагрузка. Определяются индивидуальный оптимальный объем и интенсивность нагрузки. На тренировках же это упражнение выполняется на 50–75% от предельного, в зависимости от подготовленности ученика и времени тренировочного процесса. Физическая нагрузка менее 30% от предельной не способствует адаптации. Процессы адаптации для повышения результатов происходят только тогда, когда на основе минимального объема достигается такая интенсивность, которая оказывает побудительное воздействие.
Необходимым условием для проведения круговой тренировки, правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений.
Первое и обязательное измерение пульса должно быть сделано перед тренировкой. Важны также показатели, полученные непосредственно после:
1) окончания наиболее интенсивной нагрузки на тренировке
2) тестирования упражнения
3) прохождения «круга»
4) окончания тренировки и через 2–3 мин
Улучшение регуляции сердечно - сосудистой системы выражается в более быстром снижении ЧСС после нагрузки.
Выводы по 2 главе
Для развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет мы будем разрабатывать, согласно методике, комплексы специально подобранных упражнений. Применяя аналитический и творческий подход, пользуясь вариативностью в сочетании времени нагрузки и отдыха, будем воздействовать на организм занимающихся для положительного прироста работоспособности.
Оборудование для занятий будет зависеть от материальной базы учебного заведения, но задача преподавателя использовать весь инвентарь по максимуму, для большего интереса к его занятиям и выработке у обучающихся самостоятельного восприятия на тренировочный процесс. Спортивная тренировка организованная по круговому методу способствует повышению осознанности, активности и самодисциплины занимающихся.
На наших занятиях будут решаться не только оздоровительные и образовательные задачи, но так же задачи воспитательного характера. Ведь в этом возрасте самая главная задача педагога привить интерес к физическим упражнениям и выработать необходимую потребность в занятиях физической культурой и спортом.
С целью достижения максимальных результатов необходимо вести строгий учет индивидуальных достижений учащихся с помощью карточки учета или журнала. Так же отталкиваться от их физического и психологического состояния на начало занятия, следить за грамотным восстановлением после тренировочной нагрузке и вносить необходимые корректировки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание силовой выносливости, у обучающихся школьного возраста, является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения.
По мнению многих специалистов, значительное место в процессе физического воспитания в школе подрастающего поколения должно быть отведено воспитанию силовой выносливости школьников, так как высокий уровень ее воспитания во многом способствует успешной трудовой деятельности человека и достижению высоких спортивных результатов в дальнейшем.
Рассматриваемый нами в работе возраст обучающихся 13-14 лет – является благоприятным для развития многих физических качеств, в том числе и непосредственно силовой выносливости.
Однако в этом периоде у школьников происходит угасание интереса к физическому воспитанию, сосредоточение на непосредственно научной учебной работе. Большинство из школьников страдают гиподинамией и не имеют интереса к занятиям даже на уроках физкультуры, не говоря уже о внеурочных занятиях в кружках физической подготовке, которые мы и рассматривали в этой работе. К тому же низкая физическая подготовка у нынешних школьников дополнительно подтверждена низким исходным уровнем их развития по среднестатистическим тестируемым показателям.
Здесь уже все в руках преподавателя, который проявляет инициативу в создании внеурочной работы и привлечении детей к физической культуре и спорту и их мотивации в этой сфере.
Тренировки по методу круговой тренировки могут послужить преподавателю отличным помощником в этой проблеме – привлечения обучающихся на занятия во внеурочной деятельности. Это всегда что-то новое и интересное, а так же на этих занятиях все просто – меньше слов, больше дела.
Круговая форма занятий позволяет большому количеству учащихся упражняться одновременно и самостоятельно, используя максимальное количество инвентаря и оборудования.
Круговая тренировка это отличный метод для развития физических качеств, а в данном случае именно силовой выносливости. Ведь она подобрана таким образом, что человек, занимающийся этим видом деятельности не будет переутомляться, но при этом у него будут задействованы все мышечные группы в работе. К тому же занятия по такой методике не занимают много времени, оставляя школьникам время на восстановление после этих занятий, а
также на выполнение домашней работы по другим предметам, саморазвитие и их личным домашним делам. Это немаловажно для гармоничного развития личности.
Результатом занятий может быть и оздоровительный, и тренировочный эффекты. Воспитание силовой выносливости укрепляет все системы организма, способствует повышению работоспособности, нормализации массы тела; занятия на выносливость формируют психические качества индивида: волю, настойчивость, упорство.
Также данные занятия будут полезны в качестве дополнительных для детей, занимающихся каким-либо видом спорта. Ведь физическая подготовка это база и основа любого вида спорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Амшарин Б.А. «Теория и методика физического воспитания», М.: Просвещение, 1990 г
2) Вильчковский Э.С. Что есть что? Еще раз о круговой тренировке. // Вильчковский Э.С. Физкультура в школе
3) Волков В.М. К проблеме развития двигательных способностей // Теория и практика физической культуры. - 1993.- №5-6.
4) Волков В. Ю. Физическая культура: учеб. пособие / В.Ю. Волков, Л. М. Волкова. – СПб. : Изд-во СПбГПУ, 2008
5) Горохова, Ю. В. Повышение мотивации младших школьников к обучению на уроках и занятиях внеурочной деятельности / Ю.В. Горохова, И.В. Горохова // Молодой ученый. – 2017. – №3.
6) Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств / Гуревич И.А. - Минск: Высшая школа, 1985. - 256 с.
7) Данько, Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной деятельности //Детская спортивная медицина. - М.: Медицина, 1980.
8) Дихтярев В.Я Круговая тренировка//Дихтярев В.Я Физическая культура в школе - 2005г. № 5
9) Жужиков В.Г. Наиболее приемлемый. Об организации занятий по экстенсивно-интервальному методу круговой тренировки. // Жужиков В.Г. - Физкультура в школе
10) Зациорский В.М. «Физические качества спортсмена», М.: Физкультура и спорт, 1970 г
11) Захаров, Е.Н., Карасев, А.В., Сафонов, А.А. Энциклопедия физической подготовки / Под общей ред. А.В. Карасева. – М.: Лептос, 1994. – 368 с
12) Кисляков, А.В. Самоопределение педагога в пространстве организации внеурочной деятельности / А.В. Кисляков, К.С. Задорин // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2015. – № 2. – С. 99–104.
13) Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: учебник/ Курамшин Ю.Ф. - М.: «Советский спорт» 2004г. - 464 с
14) Левинов И. Я. Комплексная подготовка круговым методом//Левинов И. Я. Физкультура в школе - 2006. №2
15) Лингевич, О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях / О.В. Лингевич // Символ науки. – 2016. – № 9-2.
16) Маркосян, А. А. Вопросы возрастной физиологии / А. А. Маркосян. – М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
17) Новикова А.Д.; Матвеев Л.П: Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры / Новикова А.Д.; Матвеев Л.П - М; «Физкультура и спорт» 1976г. Том 1 302 с. с ил.
18) Писчаскина, М. В. Организация внеурочной деятельности: проблемы, перспективы, решения / М.В. Писчаскина // Молодой ученый. – 2016. – №8.5.
19) Решетников Н.В.; Кислицин Ю.Л. «Физическая культура», М.: 2001 г.
20) Титова Т. Круговая тренировка с индивидуальным подходом / Титова Т. Спорт в школе - 2006. № 3
21)Холодов Ж.К. «Теория и методика физического воспитания и спорта», учебник для студентов вузов (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.), М.: Академия, 2000 г
22) Schnabel G., Harre D., Borde A. (Hrsg.). Trainingswissen-schaft. Berlin: Sportverlag, 1994.
23) Круговая тренировка на уроках физической культуры// Инфоурок: [сайт]
URL: https://infourok.ru/krugovaya-trenirovka-na-urokah-fizicheskoy-kulturi-2783102.html
24) Презентация по физической культуре на тему силовая выносливость // Инфоурок: [сайт]
URL:https://infourok.ru/prezentaciya_po_fizicheskoy_kulture_na_temu_silovaya_vynoslivost-392843.htm (дата обращения 10.03.2021)
25) Сенситивные периоды развития физических качеств// Инфоурок: [сайт]
URL: https://infourok.ru/sensitivnie-periodi-razvitiya-fizicheskih-kachestv-3591434.html (дата обращения: 8.03.2021)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность проблемы Среди актуальных проблем школьного физического воспитания значительное место занимает такая специфическая проблема, как развитие у детей основных физических качеств. И одно из этих важнейших качеств – это силовая выносливость.
Задачи: 1) Изучить основные характеристики силовой выносливости 2) Рассмотреть методику развития силовой выносливости посредством круговой тренировки 3) Проанализировать физиологические и возрастные особенности школьников 13-14 лет 4) Рассмотреть основные направления и формы внеурочной деятельности 5) Разработать комплекс круговых тренировок по методике развития силовой выносливости
Цель исследования – изучить влияние занятий по развитию силовой выносливости методом круговой тренировки во внеурочной деятельности. Объект исследования – процесс развития силовой выносливости на занятиях во внеурочной деятельности у обучающихся 13-14 лет. Предмет исследования – методика развития силовой выносливости посредством круговой тренировки.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ МЕТОДОМ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1 . Основные характеристики силовой выносливости 1.2. Возрастные особенности развития силовой выносливости у школьников в возрасте 13-14 лет 1.3. Общая характеристика метода круговой тренировки 1.4. Направления и формы внеурочной деятельности
Силовая выносливость – это способность мышечных волокон выполнять максимальные усилия на протяжении длительного времени, без существенного снижения силы мышечных сокращений. Силовая выносливость Динамическая Статическая способность длительное время преодолевать утомление при работе, требующих значительных проявлений силы способность к продолжительному удержанию позы
Круговая тренировка - многократное выполнение определенных движений в условиях точного дозирования нагрузки и точно установленного порядка его изменения и чередования с отдыхом Каждый круг состоит из 6-10 относительно несложных упражнений, затем их распределяют по «станциям». Повторение круга имеет свойство повторяться несколько раз.
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования. Внеурочная деятельность – это активное взаимодействие педагога с учащимися, которое направлено на то, чтобы достигнуть определенных воспитательных целей. Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся Внеурочная деятельность способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удается рассмотреть на уроках.
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 13-14 ЛЕТ 2.1 . Методика развития силовой выносливости 2.2 . Организация метода круговой тренировки 2.3. Диагностический инструментарий для выявления управлением развития силовой выносливости у обучающихся 13-14 лет
Методические рекомендации при развитии силовой выносливости: 1) При использовании дополнительных весов или эспандеров величина внешнего сопротивления должна быть в пределах 20-70 % 2) Количество повторений в одном подходе строго зависит от величины отягощения и тренированности обучающегося 3) Количество подходов в серии и количество серий зависит от уровня тренированности обучающегося, его пола и возраста 4) Оптимальный темп выполнения упражнений – средний 5) Оптимальная продолжительность интервалов отдыха между подходами составляет 20-90 секунд (при этом надо ориентироваться на динамику восстановления ЧСС у занимающихся) 6) Характер отдыха между выполнением упражнений – активный: медленная ходьба, упражнения на восстановления дыхания, упражнения на расслабление, локальный массаж
Организация метода круговой тренировки При планировании круговой тренировки обязательно учитывать: 1) Дидактически доступные упражнения 2) Занятие должно носить тренировочный характер 3) На занятии должны присутствовать широкие возможности для воспитания физических, психологических, интеллектуальных качеств 4) Тренирующая нагрузка, которая вызывает функциональные сдвиги и повышает моторную плотность занятия
Пример круговой тренировки для развития силовой выносливости 1 «станция» Отжимания в упоре сзади от гимнастической скамьи 2 «станция» Прыжки со сменой ног на гимнастическую скамью 3 «станция» И.и. упор лежа, поочередный поднос руки к противоположному плечу 4 «станция» «Складка» - и.п. лежа на спине, одновременный подъем рук и ног с касание стоп кистями в конечной фазе 5 «станция» «Лодочка» - и.п. лежа на животе, прогибы в спине с фиксацией 1-2 секунды в конечной фазе 6 «станция» «велосипед» в стойке на лопатках – и.п. стойка на лопатках, движения ногами имитирующие езду на велосипеде 7 «станция» Подтягивания на нижней перекладине 8 «станция» Выпады вперед с одновременным подъемом набивного мяча над головой 9 «станция» Скручивания с набивным мячом – и.п. сидя на акробатическом мате, ноги вытянуты вперед на весу, мяч в руках, скручивания влево-вправо (облегченная версия – ноги на полу согнуты в коленях) 10 «станция» Упрощенные бурпи И.п. стойка ноги врозь 1 – упор присев ; 2 – упор лежа; 3- упор присев; 4 – и.п.
Диагностический инструментарий Максимальный тест (МТ) подразумеваются максимальные двигательные возможности обучаемого в каждом из упражнений круга. Ученики по команде учителя начинают выполнять на своих станциях намеченное упражнение в обусловленное время (30-45 секунд), стараясь проделать его максимальное (для себя) число раз. Определяя максимальный тест на каждой станции, нужно делать паузы для отдыха и восстановления. Необходимым условием для проведения круговой тренировки, правильного распределения нагрузки является контроль за частотой сердечных сокращений .
Заключение Воспитание силовой выносливости, у обучающихся школьного возраста, является одним из важных компонентов в повышении результатов на всех этапах обучения. Рассматриваемый нами в работе возраст обучающихся 13-14 лет – является благоприятным для развития многих физических качеств, в том числе и непосредственно силовой выносливости. Результатом занятий может быть и оздоровительный, и тренировочный эффекты. Воспитание силовой выносливости укрепляет все системы организма, способствует повышению работоспособности, нормализации массы тела; занятия на выносливость формируют психические качества индивида: волю, настойчивость, упорство.
Спасибо за внимание