Минимум психолого – профориентационных услуг для учащихся общеобразовательных учреждений
методическая разработка (9, 10, 11 класс)
Выбор профессии — один из главных выборов в жизни подростка. Поэтому вопрос о профориентации учащихся в школе занимает важное место в деятельности школьного психолога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Минимум психолого – профориентационных услуг для учащихся общеобразовательных учреждений.
Выбор профессии — не минутное дело, оно может оказаться самым трудным выбором в жизни подростка. Поэтому вопрос о профориентации учащихся в школе занимает важное место в деятельности школьного психолога.
Основной задачей педагога - психолога в данном направлении является постепенное формирование у ученика внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив.
Психолог выявляет условия, затрудняющие становление личности школьника, и посредством психопрофилактики, психокоррекции, консультирования и реабилитации оказывает психологическую поддержку учащимся, проводит психолого-педагогическую диагностику готовности детей к обучению при переходе из одной возрастной категории в другую и выборе соответствующего уровня психического развития личности.
Педагог - психолог совместно с учителем разрабатывает развивающие психокоррекционные программы учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьника; совместно с учителями проводит профориентационную работу; формирует психологическую культуру школьников.
Основными формами деятельности психолога в рамках сопровождения профориентационной работы школы являются:
1) Психологическая диагностика
Цель:
- использование ее результатов для выявления недостатков, пробелов в развитии тех или иных качеств, способностей, которые важны для будущей профессиональной деятельности;
- учет ее результатов при принятии решения о характере коррекционно-развивающей работы с целью подготовки к будущей профессии;
- учет результатов диагностического обследования для определения ограничений в выборе сфер профессиональной деятельности, предъявляющей жесткие требования к психофизиологическим особенностям;
- использование результатов для стимулирования потребностей учащегося к самопознанию и самосовершенствованию в ходе подготовки к своему профессиональному труду в будущем.
2) Развивающая профконсультация для учащихся старших классов, построенная на принципе сотрудничества,
Цель:
активизировать учащегося, сформировать у него стремление к самостоятельному выбору профессии с учетом полученных с помощью психолога знаний о себе, своих способностях и перспективах их развития.
Учащихся старших классов можно разделить на четыре категории по степени сформированности их профессиональных планов. Работа с каждой отдельной категорией учащихся проводится различными способами и приемами, исходя из различных задач и целей для каждой из представленных групп.
1. Школьники, которые уже определили свое будущее призвание и нуждаются в основном в том, чтобы им были показаны пути дальнейшего получения образования учебные заведения, в которых можно получить данную специальность, перспективы работы. Иногда необходимо подсказать пути самовоспитания, самообразования, подготовки себя к овладению в будущем данной профессией.
2. Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать, не имеют конкретных жизненных профессиональных планов. Данная категория учащихся нуждается в основном в работе по профессиональному просвещению Знакомство с различными профессиями и специальностями помогает им определить свое будущее. С данным контингентом учащихся применяются анкеты на выявление интересов, результаты которых могут служить мотивацией для последующего самоопределения, помогают школьникам сузить область выбора и сориентироваться в многообразии профессий.
3. Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но в силу каких-либо противопоказаний (состояние здоровья, явно завышенный уровень притязаний, неадекватная самооценка и т.д.) овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно. В данном случае необходима работа по реориентации. В задачу деятельности школьного психолога входит определение системы мер педагогических и психологических воздействий на данного школьника с целью его реориентации. Реориентация предполагает разрешение подростком достаточно сложного противоречия между собственным желанием, с одной стороны, и невозможностью (либо ограниченностью) заниматься данной деятельностью - с другой.
4. Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера. Это самая многочисленная группа. Ее составляют учащиеся, которые при определении своего профессионального выбора ориентируются исключительно на советы и мнения товарищей и окружающих людей, не задумываясь ни о своих возможностях, ни о достоинствах той или иной профессии. В силу того, что эти мнения и советы бывают противоречивыми, профессиональное самоопределение таких школьников становится чрезвычайно сложным делом. Нам представляется, что именно такие учащиеся в наибольшей степени нуждаются в помощи со стороны школьного психолога.
Структура развивающей профконсультации старшеклассников:
- констатация стадии профессионального плана учащегося;
- проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика;
- оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору,
- подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств;
- проведение контроля за тем, как осуществляется намеченный план подготовки к профессии;
- завершающая беседа с обсуждением всей проведенной работы, совместное принятие решения о продолжении выполнения намеченного плана либо о пересмотре первоначально избранных сфер деятельности, корректировка профнамерений, смена их, переориентация на другую профессию.
В методов работы можно использовать:
- профориентационные игры,
- мозговой штурм,
- групповые занятия по построению временной перспективы,
- упражнения,
- дискуссии, диалог,
- участие в проведении родительских собраний по вопросам профориентации.
С учетом этого выделяются следующие групповые формы:
1) фронтальная, или массовая работа;
2) групповая, или кружковая, работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);
3) индивидуальная работа.
В свою очередь эти формы можно классифицировать в зависимости от методики воздействия:
- вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
- практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги и т.п.);
- наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды и т.п.).
Целесообразнее использование этих форм в комплексе, чтобы они дополняли друг друга.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая диагностика Развивающая профконсультация
1 . Школьники, которые уже определили свое будущее призвание.
2 . Школьники, которые не знают куда пойти учиться или работать.
3 . Школьники, которые выбрали свою будущую профессию, но овладение данной профессией либо существенно ограничено для них, либо совершенно невозможно.
4 . Школьники, которые выбрали сразу несколько профессий часто совершенно противоположного характера.
1. Констатация стадии профессионального плана учащегося; 2. проведение диагностического обследования; 3. оценка полученных результатов; 4. подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно – развивающих мероприятий; 5. проведение контроля; 6. завершающий этап.
профориентационные игры, мозговой штурм, групповые занятия по построению временной перспективы, упражнения, дискуссии, диалог.
наблюдение, анализ результатов деятельности, интеллектуальные и дидактические тексты, анкеты интересов, вопросники самоанализа, беседа, эксперимент и др.
первичная профдиагностика; углубленная профдиагностика; завершающая профдиагностика; консультация по оказанию психологической поддержки.
дифференциально-диагностический опросник (ДДО); опросник «Ориентация»; опросник профессиональной готовности (ОПГ); методика «Карта интересов»; анкета «Изучение профессиональных намерений».
опросник профессиональных предпочтений Холланда (ОПП); опросник терминальных ценностей (ОТЦ); личностный опросник Г.Айзенка (EPI); направленность личности (общая и профессиональная), жизненные ценности; профессионально важные характеристики личности; взаимосвязь с общей направленностью и устойчивой склонностью личности к определенной деятельности; профессионально важные психофизиологические функции и качества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме :"Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья".
Тема: «Профориентационная работа с учащимися старшего звена с ограниченными возможностями здоровья» ...
Профориентационная работа с учащимися 10-11 классов
Данная работа ориентирована прежде всего на выпускников школ, но она может быть полезна абитуриентам и студентам учебных заведений. В данной работе представлен системный подход к профориентации ...
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися.
План работы классных руководителей по профориентационной работе с учащимися 8-11 класс...
Методический сборник профориентационных игр для учащихся 5-7 классов
Сборник представляет собой игры как для работы с классом, так и для проведения общешкольных мероприятий в месячник профориентации. Игры предназначены для учащихся 5-7 классов....
Реализация равных прав в сфере образовательных услуг для учащихся с ОВЗ, обучающихся на дому.
На протяжении многих лет школа, через создание коррекционно-развивающей среды, обеспечивает реализацию равных прав в сфере образовательных услуг для учащихся, которые по медицинским показаниям п...
Диагностический инструментарий педагога-психолога "Психолого-профориентационная работа в период подготовки к государственной итоговой аттестации"
Психологическая поддержка выпускников во время сдачи ЕГЭ - это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Цель занятий психологической службы - отработка стратегии и тактики поведе...
Образовательный минимум по английскому языку для учащихся 3 класса
Образовательный минимум.Цель образовательного минимума по английскому языку - повышение качества знаний путём освоения всеми учащимися образовательного минимума, т.е. выполнение стандарта.В нашей школ...