Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики
статья

Завгородняя Оксана Александровна

Материал для выступления на ШМО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Школьный семинар,

Март 2020 г.

 

Главной задачей современной системы образования является создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество образования».

Руководствуясь теорией доктора педагогических наук Хуторского А.В. о ключевых компетенциях, формируемых в школе, ещё раз выделю следующие: учебно-познавательные, коммуникативные, социальные и информационно-коммуникационные. Информационно-коммуникационная компетентность является одной из самых востребованных компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета и т.д.

Информационно-коммуникационную компетентность можно рассматривать как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать её; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Формирование информационно-коммуникационной компетенции в школе проходит три уровня развития:

- пропедевтический уровень (понимание, владение основными понятиями);

- базовый уровень (применение по образцу, выполнение задач по образцу);

- профильный уровень (творческое применение, выполнение заданий, для которых надо продемонстрировать нестандартное решение).

Информатика как наука и как учебный предмет играет важную  роль в процессе формирования информационно-коммуникационной компетенции, так как компетентности, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся (в нашей школе в настоящий момент это наблюдается в наборе учащимися текстов рефератов и докладов средствами изученных текстовых редакторов; освоение технологией построения графиков функций помогает решению математически задач; создание тестовых зданий по всевозможным предметам средствами табличного процессора; мультимедийные презентации позволяют доносить учебный материал, сообщать дополнительную информацию, представлять проектные работы, разнообразить досуговые мероприятия; отмечается развитие сетевых технологий).

Информатика как предмет имеет ряд отличительных особенностей от других учебных дисциплин:

- во-первых, наличием специальных технических средств, в первую очередь — персонального компьютера (правда, к сожалению, у нас в кабинетах информатики они не рассчитаны на каждого ученика, а на группы 2-3 человека), а также наличием задействованной в учебном процессе оргтехники, мультимедийных устройств;

- во-вторых, компьютерный класс, в котором проводятся уроки, организован особенным образом (каждый ученик имеет, с одной стороны, индивидуальное рабочее место, а с другой — доступ к общим ресурсам; ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места, что является особым условием для развития коммуникативных компетентностей);

- в-третьих, именно на уроках информатики активная самостоятельная деятельность, создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом;

- в-четвёртых, предмет информатика отличает изначальная высокая мотивация учащихся. Некая изначальная «романтизация» компьютера и работы на нём создаёт учителю информатики благоприятные начальные условия для работы в классе, для развития компетентности целеполагания, для органичного внедрения компетентностного подхода.

Эти  особенности позволяют мне использовать различные методы и приёмы на своих уроках для формирования информационно-коммуникационной компетентности. Рассмотрим некоторые из них.

Мультимедийные ресурсы прочно вошли в школьную жизнь. Презентации, как яркий представитель мультимедийных ресурсов,  могут иметь различные формы, применение которых зависит от знаний, подготовленности авторов, а так же предполагаемой аудитории. Презентации мною используются при проведении лекции, практического занятия и лабораторной работы, самостоятельной работы. Презентация позволяет максимально сосредоточить внимание учителя на ходе урока, так как управление ресурсом сводится к простому нажатию на клавишу мыши. Использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Данная форма даёт возможность представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что в свою очередь облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. Я не буду останавливаться на том, какие дидактические задачи могут решить уроки с  использованием презентаций, а отмечу ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании презентаций:

- ресурс должен соответствовать возрасту учащихся;

- демонстрируемый ресурс  должен быть точно согласован с содержанием материала;

- необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

- детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений.

Метод проектов - это гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию учащегося путём развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под контролем учителя новых "продуктов": индивидуальных и групповых проектов по информатике. Проекты ребята выполняют не только в учебное время, но и во внеурочное. Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых информационно-коммуникационных умений и навыков. Проект позволяет решить также проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребёнка. Замечу, что любая работа, выполненная самостоятельно, в результате которой появляется готовый продукт, является минипроектом. В своей работе я использую различные задания для создания минипроектов: рисунки, коллажи, таблицы, графы, блок-схемы, гипертексты, презентации, web-страницы.

Мультимедийные диски в настоящее время являются  важным компонентом преподавания информатики, потому как являются источником различных компьютерных учебных курсов, электронных учебников и книг, мультимедийных энциклопедий, тренажёров различных видов, контролирующих систем для автоматизированного тестирования. Мультимедийные учебные курсы могут использоваться не только "от корки до корки", но и как дополнительный материал на уроках. Диски облегчают подготовку к уроку и обучение детей. Ведь наглядная демонстрация и объяснение материала профессиональным диктором - более эффективна. Но, к сожалению, данный ресурс мною используется пока крайне редко по причине дороговизны. Те же мультимедийные курсы, что поступают вместе с учебными пособиями не всегда удобно использовать по причине несоответствия программе курса информатики, частой сменяемости авторов допущенных учебников.

И, наконец, интерактивная доска - реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность. Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращён к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Использование такой доски помогает сочетать проверенные методы и приёмы работы с магнитно-маркерной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Перечислю способы использования интерактивной доски на уроке информатики: объяснение принципов работы с приложениями путём выполнения действий непосредственно на доске; защита проектов учащимися; создание различных образов путём "собирания” их средствами доски; проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися; выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий. Но пока недостаточный навык работы с интерактивной доской не позволяет мне широко использовать все перечисленные возможности.

Итак, использование компьютерных технологий в учебном процессе  позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, снабдить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся и содействует развитию коммуникативных аспектов работы с информацией. Использование информационных технологий универсальных (базовых),  мультимедиа-технологий, сетевых технологий на уроках и во внеурочное время позволяют решать задачу формирования информационной компетентности учащихся.

Учитель математики, информатики и ИКТ

Завгородняя О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В современной школе используют различные технологии, включающие активные методы обучения. Одной из таких технологий является кейс-технология. При изучении отдельных разделов курса информатики и информ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики. И.А Иванова. МКОУ «Троицкая СОШ № 62»irinaivanova44@yandex.ru Перед современной школой стоит задача формирования личн...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики.

В настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельно...

Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики

Развитие сети Интернет привело к тому, что школа перестала быть единственным источником знаний для ребенка. Поэтому, новые задачи школы - это интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, установка ...

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики

Педагогические приемы формирования универсальных учебных действий на уроках информатики...

Задания по формированию универсальных учебных действий на уроках информатики в основной школе в рамках реализации ФГОС.

Методическое пособие направлено на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в рамках реализации федерального государственного образовательн...