П.К 3.4
учебно-методический материал

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»

Кафедра физического воспитания

Сатонина Дарья Витальевна

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ СТРИТБОЛ УЧАЩИХСЯ 6-Х КЛАССОВ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Курсовая работа допущена к

Специальность: 49.02.01

Физическая культура

защите

Курс: 3, группа: 39 

«_____» декабрь 2020 г.

Руководитель:  Добрынина Н.А.,

Заместитель директора по НМР

преподаватель МДК 02.01

____________ / Анищенко И.Л.

Методика внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

первой квалификационной категории

Курсовая работа защищена

 

с оценкой___________________

«_____» декабрь 2020 г.

 

 

Председатель комиссии:

 

_______________ /

 

Члены комиссии:

 

_______________ /

 

_______________ /

 

 

Челябинск, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ        3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В СТРИТБОЛ        5

1.1 Стритбол как вид спорта. Развитие стритбола в России и в мире        5

1.2.  Правила игры в стритболе        6

1.3. Техника и тактика в стритболе        8

Выводы по 1 главе        11

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ СТРИТБОЛ        13

2.1. Возрастные особенности учащихся 6 классов        13

2.2. Методы и средства обучения игры стритбол  учащихся 6 классов        16

2.3. Программа обучения игры стритбол для учащихся 6-х классов        22

2.4. Контрольный тест для определения уровня знаний игры стритбол        26

Выводы по 2 главе        28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ        31


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Во многих американских фильмах можно увидеть подростков, играющих в клетке, на половине баскетбольной площадке. Несмотря на это, игра кажется намного динамичнее баскетбола. С уверенностью можно доказывать, что это стритбол. Как и в баскетболе, главное забить как можно больше мячей.

Жесткая техника игры диктует и серьезный подход к выбору обуви и защиты. Однако этим обеспокоены только профессиональные игроки, а любители играют просто в повседневной одежде.

Благодаря динамичности и зрелищности стритбол завоевал множество поклонников во всем мире. Во многих странах развитием стритбола занимаются баскетбольные ассоциации, а в некоторых существуют и стритбольные федерации. Стритбол не требует больших вложений. Может проводиться на приспособленном игровом поле, при наличии только одного баскетбольного кольца, не требует специальной экипировки игроков, ч то делает его одной из самых доступных спортивных игр.

Кроме вышесказанного, стритбол, в условиях введения третьего часа физической культуры в школе, при большой загруженности спортивных залов, может стать выходом в игровой деятельности на уроках. Скоротечность игры, проводимой на половине баскетбольной площадке, позволяет выполнять программные игровые уроки по разделу «Баскетбол», при загруженности спортивного зала двумя разновозрастными классами.

На основании актуальности проблемы исследования сформулирована тема курсовой работы: «Методика обучения игре стритбол учащихся 6-х классов»

Цель: Изучить методику обучения игры стритбол для учащихся 6 классов.

Предмет: Технико – тактические действия в стритболе.

Объект: Процесс обучения игры стритбол.

Задачи исследования:

- Узнать возрастные особенности учащихся 6 классов

- Изучить средства обучения стритбола;

- Выявить методы обучения стритбола;

- Составить программу для обучения игры стритбол учащихся 6 классов;

- Подобрать тесты для оценки теоретических и практических знаний учащихся 6 классов по игре стритбол;


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В СТРИТБОЛ

1.1 Стритбол как вид спорта. Развитие стритбола в России и в мире                                              

Стритбол  уличный баскетбол, одна из наиболее эффективных и демократичных форм пропаганды здорового образа жизни, предлагающая реальные пути решения социальных проблем: детская преступность, наркомания, здоровье подрастающего поколения и т.д.

Уличный спорт стихийно объединяет множество молодых людей по всему миру, предлагая им уникальный, динамичный и привлекательный образ жизни со своей философией, языком, музыкой, модой [4].

Развитие дисциплины продолжительное время происходило без какой-либо системы. Стритбол выступал неким подвидом баскетбола, приспособленного под условия улицы. Развитие игры началось в 1950-х гг., когда среди чернокожего населения появилось множество желающих играть в баскетбол профессионально.

В 1956 г. по инициативе Голькомба Ракера была оборудована первая площадка для стритбола. Сегодня она стала культовым местом, где собираются фанаты. На этом поле один раз в год стали организовывать показательные матчи. Причем «уличные баскетболисты» не уступали профессиональным, демонстрируя иногда даже более высокий уровень игры.

Стритбол в России получил особую популярность в 90-е годы, когда в крупных городах России прошла серия турниров под эгидой крупных брэндов спортивной одежды  adidas streetbal challenge, и reebok 3x3.

К 2002 году в молодёжной среде сформировались предпосылки для того, чтобы уличный баскетбол превратился из дворовой забавы в «религию» для молодёжи. Это использовала компания «Рибок». Проведя пробный турнир с участием команд из Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Краснодара и Ростова-на-Дону, оценив ситуацию, компания решила сделать ставку на строительство центров уличного баскетбола и не прогадала.

1.2.  Правила игры в стритболе

C 2011 года в России наиболее распространены правила "Стритбаскет-Россия".

1. Игра проходит на половине баскетбольной площадки. Корт представляет собой соответствующую часть площадки для классического баскетбола с линией штрафных бросков (5.80 м), дугой (6.75 м) и местами для подбора.

2. Команды Каждая команда состоит из четырех (4) игроков (три (3) игрока на корте и один (1) запасной). Наличие запасного факультативно.

3. Судьи

3.1 Игру обслуживает один судья.

Основные обязанности судьи:

Проведение процедуры жеребьевки в ситуации «начало игры», «спорный мяч» и в подобных ситуациях;

3.2 Определение команды, имеющей право на владение мячом, в ситуациях, когда это требуется:

Ведение счета игры [9].

Отсчет игрового времени.

Предоставление тайм-аутов и замен;

Определение ситуации «спорный мяч»;

Фиксирование всех нарушений (пробежка, неправильное ведение, аут и т. д.), а также всех фолов.

4. Начало игры

4.1. Обе команды разминаются одновременно перед игрой.

4.2. Подбрасыванием монеты определяется, какая команда начинает игру.

5. Начисление очков

5.1. Мяч, заброшенный изнутри дуги, оценивается одним (1) очком.

5.2. Мяч, заброшенный из-за дуги, оценивается двумя (2) очками.

5.3. Результативный штрафной бросок оценивается одним (1) очком.

6. Игровое время / Определение победителя

6.1. Основное время игры составляет восемь (8) минут. В первые шесть (6) минут время «грязное», т. е. часы идут без остановки, кроме таймаутов. В последние две (2) минуты время «чистое», т. е. часы останавливаются на время, пока мяч мертвый, и запускаются, когда обмен мячом («чек») завершен (как только мяч в руках у нападающего).

Решением организатора турнира может устанавливаться иное время игры.

6.2. Однако команда, достигшая счета досрочной победы, т. е. набравшая 15 очков в основное время игры, побеждает.

6.3. Если по окончании основного времени счет равный, играется овертайм. Перерыв перед овертаймом длится одну (1) минуту. Команда, набравшая в овертайме два (2) очка, побеждает.

6.4. Команда проигрывает «лишением права» (0:5), если ко времени начала игры по расписанию на корте нет трех (3) ее игроков, готовых играть.

7. Фолы / Штрафные броски

7.1. Игрок, получивший шесть (6) персональных фолов, удаляется до конца игры.

7.2. Фол на игроке в процессе броска изнутри дуги наказывается одним (1) штрафным броском.

7.3. Фол на игроке в процессе броска из-за дуги наказывается двумя (2) штрафными бросками.

7.4. Фол на игроке в процессе броска в случае, если мяч забит, наказывается одним (1) штрафным броском в дополнение к засчитыванию попадания.

8. Как играют мячом

8.1. После попадания с игры или результативного последнего штрафного броска: Игрок пропустившей команды продолжает игру ведением или передачей мяча с места непосредственно под кольцом (не за лицевой линией) за дугу [19].

8.2. После неудачного броска с игры или последнего штрафного броска: Если нападавшая команда подбирает мяч, она может продолжать атаку, не выводя мяч за дугу. Если защищавшаяся команда подбирает мяч, она должна вывести мяч за дугу (передачей или ведением).

8.3. После перехвата, потери и т. п.: Если это происходит внутри дуги, мяч должен быть выведен за дугу передачей или ведением.

8.4. Считается, что мяч «за дугой», когда обе ноги нападающего, владеющего мячом, находятся за дугой.

8.5. В ситуациях спорного мяча мяч передается защищающейся команде.

9. Замены

Любая команда может производить замену в ситуациях, когда мяч мертвый, кроме случаев, когда мяч заброшен.

10. Тайм-ауты  

Каждая команда имеет право на один (1) 30-секундный тайм-аут. Игрок может требовать тайм-аут в ситуациях, когда мяч мертвый, кроме случаев, когда мяч заброшен его командой. Однако если в последние 2 минуты игры или в овертайме команда, пропустившая мяч, производит замену, то и забившая команда имеет право на тайм-аут

11. Форма

11.1 Официальной является комплект, состоящий из длинной свободной майки и шорты.

1.3. Техника и тактика в стритболе

Тактика - обманные движения, финты Свобода движений, гибкость, умение расслабляться создают базу для освоения сложно-координационных приемов баскетбола и придают им силу и непринужденность. Техника обыгрывания с мячом и обманные движения составляют важнейшую часть баскетбольной техники. Владение всем арсеналом ее средств и доведение до совершенства отдельных элементов - вот что определяет класс игрока. Работа над техникой проходит через всю спортивную жизнь баскетболиста, начиная с самого юного возраста и заканчивая вершинами спортивного мастерства. Работа над этими техническими элементами должна быть построена тренером таким образом, чтобы игроки не теряли заинтересованность к тренировке, чувствовали индивидуальный подход и внимание тренера [12].

Индивидуальная защита

Приемы индивидуальной игры в защите. Каждый игрок должен хорошо знать приемы индивидуальной игры в защите, потому что один плохой защитник может свести на нет усилия всей команды.

Опекая игрока, хорошо ведущего мяч только одной рукой, защитник может сместиться на полкорпуса в сильную сторону и заставить дриблера перевести мяч на другую руку. Большинство левшей чаще всего «одноруки», и защитник, опекающий левшу, должен полностью сместиться в сторону левой руки противника. Если дриблёр хорошо владеет обеими руками, его следует оттеснять в центр, где у защищающегося есть больше возможностей получить помощь от партнеров. Если дриблер получил преимущество, защищающийся игрок переходит на параллельный бег, сохраняя защитный баланс и, мешая дриблеру движением снизу вверх способствует сохранению равновесия и уменьшает опасность получения фола. Большинство фолов при опеке дриблера являются результатом движения на выбивание мяча, направленного сверху вниз. Когда дриблер остановлен, защитник агрессивно его атакует, размахивая руками до тех пор, пока тот не избавится от мяча. Его следует оттеснить в позицию, неудобную для броска, из которой можно выполнить только одну надежную передачу - назад. Когда нападающий выполняет финт, первым движением защитника должен быть отступающий шаг сзади стоящей ногой и быстрое поднимание руки. Это движение является средством устрашения при броске с места и позволяет защитнику сохранять правильную позицию.

Существуют две защитные стойки при держании игрока с мячом:

1. Стойка с выставленной вперед ногой. В этой стойке ноги располагаются примерно на ширине плеч, одна из них выставлена вперед. Игрокам с сильнейшей правой рукой более удобна стойка с выставленной вперед левой ногой, левши выставляют правую ногу. Чем уже поставлены ступни ног, тем труднее начать первое движение [10].

2. Параллельная стойка. В широкой, или параллельной стойке ступни ног расположены параллельно и расставлены, как правило, шире плеч, ноги в коленях согнуты. Эта стойка обычно используется для активной атаки на игрока, закончившего ведение. Кроме того, ее принимают защитники, атакующие дриблера, который двигается к корзине.

Индивидуальное нападение.

Игроки нападения должны стремиться к выполнению бросков в прыжке с близкой дистанции в большей степени, чем к проходам к самой корзине. Защита располагает более высоких игроков ближе к корзине, что позволяет им блокировать броски низкорослых игроков, проникающих слишком глубоко. Планируя игру в нападении, целесообразно придерживаться следующих важных принципов:

1. Каждый игрок должен выполнять только надежные броски. Это, пожалуй, самый важный принцип игры в нападении, касающийся отдельного игрока.

2. Лучшей защитой является владение мячом.

3. Игроки должны уметь играть без мяча и правильно определять ситуацию, требующую выхода к мячу на сторону мяча или со слабой стороны площадки.

4. Каждый игрок должен знать свое умение поражать корзину и позицию, с которой он наиболее результативен.

5. Команды должны стремиться исключать ошибки и не форсировать игру. Исключение ошибок означает постоянное и надежное укрывание мяча. Владея мячом, не надо рисковать и торопиться с передачей или броском.

6. Нападение должно уметь приспосабливаться к любой защите. Например, низкорослая команда может вывести одного из игроков для игры против одного с высокорослым защитником; быстрая команда должна ускорять игру против медленного противника; высокой команде лучше играть на больших игроков [13].

7. Хотя бы у одного игрока команды должен быть «поставлен» дальний 2-х очковый бросок

8. Игроки должны уметь ставить заслон.

9. Не демонстрировать свое личное мастерство, а вести командную игру. Точный и быстрый пас лучше дриблинга.

10. Не делать того чего не умеешь (например, высокому центровому игроку проходить с дриблингом к кольцу или бросать двух очковый бросок).

11. Оптимальный состав команды: центровой, нападающий, разыгрывающий (защитник, разводящий).

Центровой - самый высокий игрок в команде. Его задачи: бороться за подбор, атаковать кольцо из области штрафного броска, ставить заслон. Основная позиция - область кольца и штрафной линии.

Нападающий считается самым «острым» игроком, его сложно опекать, так как он всегда находится в опасной позиции, он может выполнить бросок, пройти вдоль лицевой линии к кольцу или передать мяч центровому. Основная позиция - угол площадки.

Защитник, разыгрывающий - самый быстрый игрок команды. От него зависит многое, так как он должен владеть дальним двух очковым броском из-за 6-и метровой отметки и должен уметь хорошо защищаться. Основная позиция-зона двух очкового броска.

Однако если в команде нет высокорослых игроков, следует вести быструю игру и атаковать бросками с дальней и средней дистанции. Если команда состоит из высокорослых игроков делается акцент на игру с использованием преимущества в росте под щитом. Команда с центровым, нападающим и защитником является стандартной.

Выводы по 1 главе

Мы провели работу по теоретическому изучению вида спорта– стритбол.

В первом параграфе, мы рассмотрели стритбол как вид спорта. Развитие стритбола в России и в мире. И выяснили, что стритбол – уличный баскетбол, одна из наиболее эффективных и демократичных форм пропаганды здорового образа жизни, предлагающая реальные пути решения социальных проблем.

В 1956 г. по инициативе Голькомба Ракера была оборудована первая площадка для стритбола. Сегодня она стала культовым местом, где собираются фанаты.

Стритбол получил особую популярность в 90-е годы, когда в крупных городах России прошла серия турниров под эгидой крупных брэндов спортивной одежды- adidas streetbal challenge, и reebok 3x3.

Во втором параграфе, мы изучили основные правила игры в стритбол. И выяснили, что играют 2 команды. Состав команды – 3 или 4 человека. В заявке команды на турнир может быть от 3 до 6 игроков. В начале игры на площадке должны быть 3 человека от команды. Одновременно на площадке не может быть меньше 2 и больше 3 игроков одной команды. Если во время игры в команде осталось меньше 2 игроков, этой команде засчитывается поражение «из-за нехватки игроков». Если по истечении 2 минут с момента времени начала игры (по расписанию) в команде нет 3 игроков (неявка), этой команде засчитывается поражение «лишением права».


ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЫ СТРИТБОЛ

2.1. Возрастные особенности учащихся 6 классов

Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности».

В это время школьные интересы уступают свое место внеучебным: лишь у части учеников интересы связаны с учебными предметами, у большинства же они гораздо шире и далеко выходят за рамки школьной программы.

Стритбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма [15].

Отметим, что средний школьный возраст является наиболее благоприятным для развития координационных способностей. Однако для применения рациональной методики обучения необходимо знать закономерности возрастного развития главнейших систем организма.

Изменения, происходящие в строении и функциональном состоянии организма юных спортсменов, обусловлены не только воздействием систематических занятий физическими упражнениями, но и возрастными особенностями.

Возрастные особенности детского организма в том, что в ходе роста и развития строение и функции всех органов и систем непрерывно совершенствуются.

Стритбол для детей — достаточно сложный вид спорта, требующий выносливости, хорошей координации, владения техникой игры и умения мыслить аналитически. Именно поэтому профессиональные тренеры рекомендуют отдавать ребенка на баскетбол не с самого раннего детства, а с 8-9 лет. Этот возраст считается оптимальным, поскольку детский организм становится более крепким и подготовленным для серьезных нагрузок, улучшается координация, да и умственное развитие ребенка достигает необходимой отметки.

Любой вид спорта развивает физическую выносливость, гибкость, скорость реакции, ум и в целом становится отличной подготовкой к будущей секции. Также малыша можно отдать в подготовительную группу баскетбольной секции, где первые 1-2 года он будет не изучать игровые техники и комбинации, а овладевать умением держать мяч и развивать общую физическую подготовку.

Стритбол одинаково хорошо подходит и мальчикам, и девочкам, главное условие — ребенок должен любить движение и быть коммуникабельным. Учащиеся могут в любое время года и при любой погоде — в зале или прямо на улице.

Основные положительные стороны:

Совершенство физической формы. Ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки — все это способствует правильному развитию всех групп мышц.

Укрепление сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем организма.

Социализация. Коллективный спорт помогает почувствовать уверенность в себе, даст навыки работы в группе, подарит чувство взаимопомощи, ответственности за товарища, способствует дисциплинированности.

Умственное развитие. Только здесь малыш пытается быть аналитиком, прогнозистом, стратегом и тактиком. В зачет идет быстрота реакции, предугадывание поведения соперника, решение сложных комбинаций.
Помимо общей пользы для здоровья, баскетбол также поможет предотвратить развитие некоторых болезней, которые возникают в результате пассивного образа жизни.

Более того баскетбол развивает:

Обзор зрения. Благодаря тому, что игрок должен постоянно следить за мячом и другими игроками, улучшается обзор зрения. Дети учатся управлять боковым зрением и тренируют глаза;

Скорость реакции. Нередко во время матча спортсмен должен принимать молниеносные решения, от которых зависит исход игры. Это помогает детям учиться быстро реагировать на внештатные ситуации;

Внимательность. Благодаря напряженной игре развивается внимательность и память, что благотворно сказывается не только на игровой площадке, но и в учебе и повседневной жизни [14].

Нагрузки в стритболе с возрастом:

3-5 лет. В этом возрасте малыши еще не умеют запоминать правила игры и слушать тренера. Все занятия проходят в игровой форме и нацелены на развитие координации движений и внимательности;

5-7 лет. В этот период особое внимание уделяется физическому развитию и повышению гибкости ребенка. Цель тренера – максимально повысить выносливость и укрепить все группы мышц. Также на этом этапе дети начинают изучить правила баскетбола и разучивать различные тактические и динамические приемы;

7-9 лет. Это возраст начала настоящих тренировок. В 8 лет ребята уже могут участвовать в соревнованиях. Теперь вся их работа нацелена на результат всей команды. В эти годы основная задача тренера – научить ребят взаимодействовать друг с другом;

10-12 лет. В этом возрасте формируются мужские и женские команды. Теперь команда становится настоящей семьей с общими целями и задачами. Чаще всего именно на этот возраст приходятся первые победы; В этом возрасте в школах начинается изучение игры баскетбол. Обучающиеся 5 – 6-х классов приступают к начальному изучению правил игры. Именно этот возраст благоприятен для введения игры стритбол , как подготовка к более усиленным нагрузкам при игре баскетбол.

12-14 лет. В этом возрасте ребята учатся программировать свои движения. Это очень важный этап для каждого баскетболиста, ведь от этого зависит конечный результат маневра. В это время основная задача тренера – отточить движения каждого игрока до идеала;

14-16 лет. Это время освоения тактического мышления. Мозг подростка уже готов решать тактические задачи и принимать быстрые решения. В этот момент тренер уже видит, кто из ребят может стать настоящим чемпионом;

16-18 лет. Это возраст, когда подросток должен показать все приобретенные навыки. Сильных игроков формируют в команды для участия в важных соревнованиях. В это время начинается старт в спортивной карьере, ведь ребята уже имеют спортивные разряды и могут участвовать во взрослых соревнованиях.

2.2. Методы и средства обучения игры стритбол  учащихся 6 классов

Обучение игре начинается с создания общего представления с помощью словесных и наглядных методов. Рассказ о сущности игры дополняет объяснение основных ее правил и подкрепляет демонстрация кинофильма с участием высококвалифицированных баскетболистов, а также просмотр соревновательной или учебной игры.

При овладении техникой игры главная задача - усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяют внимание точности выполняемых движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель. Изучают ограниченное число приемов; используется целостный метод обучения с применением большого числа подводящих упражнений. Особенно важно развить непринужденность владения мячом. Здесь помогают специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.

Одновременно самое серьезное внимание уделяют развитию способностей, связанных с тактическим мышлением, а также обучению индивидуальным тактическим действиям, относящимся к изученным техническим приемам. Главное здесь - строгая последователь ость и системность в обучении технико-тактическим приемам с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов, системы подводящих упражнений и широкого арсенала подготовительных игр [16].

Для непосредственного подведения к коллективным действиям в нападении и привития навыков опекать определенного противника в защите используют такие игры, как «Борьба за мяч», «Защита крепости», «Защита капитана», «Мяч капитану», «Зонный баскетбол», «Массовый баскетбол». В этих играх реализуются присущие баскетболу правила передвижений с мячом, условия противоборства, правила отбора мяча, территориальные особенности действий. Главное при этом - привитие умения сочетать свои действия с действиями партнеров.

Мастерство баскетболистов в конечном счете определяется уровнем коллективного тактического мастерства, базирующегося на высокоразвитом тактическом мышлении игроков и их умении эффективно взаимодействовать. В процессе развития тактического мышления и овладения коллективными взаимодействиями решаются следующие задачи:

1. Овладение теоретическими основами тактических действий.

2. Совершенствование тактического мышления и развитие творческих способностей.

3. Овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями.

4. Развитие умения изменять общепринятые варианты действия применительно к возможностям отдельных игроков и команды в целом.

Эти задачи решают в два этапа. На первом этапе развивают способности, связанные с тактическим мышлением, изучают общие основы тактики, индивидуальные, групповые и командные взаимодействия.

На втором этапе решают более сложные задачи - совершенствуют быстроту и гибкость тактического мышления, формируют способность к анализу собственных действий и действий противника, овладевают на практике сложными тактическими вариантами игры.

Изолированно изучают отдельные элементы тактики, которые затем закрепляют в подготовительных и учебных играх, далее осваивают более сложные взаимодействия, которые снова закрепляют в игре. При занятиях с детьми, в подготовительных и младших группах, овладение основами тактики ведется в процессе подвижных, подготовительных и упрощенных учебных игр.

Во всех тактических упражнениях обязательно наличие защитника, действующего по специальным заданиям [17].

Изучение тактики игры начинается с овладения основами индивидуальных действий в нападении и несколько позднее - в защите. Знакомятся с ними при характеристике ситуации, в которой целесообразен тот или иной прием.

Усложняют условия на каждом из указанных этапов, выполняя взаимодействия таким образом:

в замедленном темпе с пассивной защитой по заданию;

в темпе, характерном для соревновательной игры;

с активным сопротивлением по заданию и с разнохарактерными заверениями согласно ситуациям;

закреплением в учебных играх по заданиям (с уменьшенными составами, на половине площадки, после определенных действий противника и т. д.).

Овладение основами техники и тактики игры предполагает освоение приемов нападения. Прежде всего создают фундамент техники - изучают работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, остановки, повороты и сочетания этих приемов). Одновременно изучают основные приемы владения мячом-ловлю мяча двумя руками, передачи двумя руками от груди и одной рукой от плеча, передачи мяча снизу, броски в корзину с места двумя руками от груди и сверху, одной рукой с места и в движении от плеча, двумя руками и одной снизу, высокое ведение по прямой, с изменением направлений, темпа и с переводами перед собой, финты без мяча и с мячом в опорном положении, основной способ броска в прыжке, а также различные сочетания этих приемов.

Первоначально необходимо овладеть стойкой баскетболиста. Внимание здесь уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног.

Основная ошибка - выпрямленные ноги, поднятый таз и одновременно   чрезмерный наклон туловища. 

Одновременно со стойкой изучают технику бега. Вначале бег на полной стопе в различном темпе по прямой, по другу, диагоналям и т. п. Обращают внимание на мягкую постановку стопы перекатом с пятки на носок, рационально согнутые ноги, на положение туловища и работу рук. Затем осваивают бег с носка при ускорениях - акцентируют постановку стопы ударным движением на переднюю часть ее, больший наклон туловища, активную работу рук. Особо важно овладение техникой бега с использованием «двух шагов» [1].

Обучение прыжкам происходит в такой последовательности. Первыми изучают прыжки толчком одной ногой. Главное при этом - опережение толчковой ногой линии туловища, постановка стопы перекатом, отталкивание точно вверх. Прыжки толчком двумя ногами изучают вначале с места, затем с разбега. Основное внимание уделяют исходному положению ног перед толчком - при постановке на площадку после разбега они должны опережать туловище с таким расчетом, чтобы в момент отталкивания плечи находились над опорой.

Изучению остановок следует уделять особое внимание ввиду их чрезмерной важности для маневренности передвижений. Первой изучают остановку шагом. Основное внимание обращают на первый, стопорящий шаг и последующее погашение инерции продвижения вперед мягким сгибанием опорной ноги, постановкой впереди нее маховой и равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. При обучении остановке прыжком главное - экономичность прыжка и вынос ног вперед, опережающий туловище, перед касанием пола. Особенно важно овладеть остановками при действиях с мячом. Главное здесь - остановка после ловли мяча и сохранение равновесия при принятии стойки, обеспечивающего возможность эффективных последующих действий.

Освоив остановки, занимающиеся начинают изучать вышагивания и повороты. Основное внимание здесь уделяют удержанию тяжести тела на передней части стопы согнутой опорной ноги при постоянном контакте ее с площадкой и свободному маневрированию маховой ногой. Последовательно изучают вышагивания, повороты на стоящей сзади ноге, повороты на стоящей впереди ноге. Вначале выполняют приемы без мяча на месте и после остановок, завершающих ходьбу и бег, затем совершенствуют их в сочетании с ловлей, передачей и другими приемами с мячом.

При изучении техники работы ног необходимо использовать комплексные упражнения, включающие разнохарактерные приемы.

Средства обучения

Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения.

С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. Речь педагога должна отличаться конкретностью, лаконичностью, образностью, будить у занимающихся интерес и творческую активность.

Создание четкого, верного представления об изучаемом техническом приеме или тактическом взаимодействии предполагает демонстрацию их рациональных образцов с помощью средств наглядности: учебных фильмов, фотоиллюстраций, макетов и схем, а также непосредственного показа изучаемых технико-тактических действий на площадке.

К специфическим средствам обучения относятся физические упражнения, которые подразделяют на вспомогательные и основные. Критериями такого разделения служат их содержание и направленность воздействия на организм занимающихся [17].

Вспомогательные упражнения включают двигательные действия, создающие специальный фундамент для успешного овладения техникой и тактикой игры. К ним относятся упражнения других разделов школьной программы: гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, практикуемых видов спортивных игр. С их помощью решается задача как разносторонней физической подготовки, так и развития специальных физических кондиций, необходимых при игре в стритбол: быстроты, скоростно-силовых качеств, координационных способностей, гибкости.

Основные упражнения направлены на овладение техникой и тактикой игры в стритболе. К ним относятся также игровые задания, которые требуют эффективного воспроизведения технико-тактических действий в вариативных условиях противодействия, включая игровое противоборство.

При овладении техникой игры в зависимости от сложности учебного материала используют упражнения с выполнением игровых приемов в целом и по частям (по разделениям).

На занятиях по стритболу широко применяются подводящие упражнения. По своей координационной структуре они схожи с основными или являются их составными компонентами и выполняются в облегченных условиях: на месте, в замедленном темпе, при отсутствии или ограничении влияния сбивающих факторов и т. д. В связи с этим подводящие упражнения просты в усвоении, ускоряют процесс обучения и подводят занимающихся к овладению рациональной техникой и тактикой игры.

На этапе совершенствования эффективны упражнения сопряженного характера, которые предполагают выполнение изученных технических действий в режиме, стимулирующем одновременное развитие специальных физических качеств или освоение тактики игры.Упражнения по тактике, основу которых составляют игровые приемы и их сочетания, способствуют физическому и умственному развитию.

Изученные игровые приемы и технико-тактические действия закрепляются в подвижных играх, адаптированных к стритболу. А в дальнейшем шлифуются в подготовительных, учебных и контрольных играх, ориентированных на приобретение навыков целостной игровой деятельности и непосредственную подготовку к участию в соревнованиях. Эти средства комплексного воздействия в занятиях стритболом наиболее эмоциональны, а соответственно особенно популярны у занимающихся.

2.3. Программа обучения игры стритбол для учащихся 6-х классов

Мы рассмотрели тематическое планирование по стритболу (таблица 1 ) [8]для обучающихся 6 классов и выясняли, что в этом возрасте обучающиеся знакомятся с видом спорта стритбол. А это значит ,что программа которую мы создали (таблица 2 ) для обучения игре стритбол будет отличным подводящим средством для обучения технико – тактических действий.

Таблица 1 – Тематическое планирование по стритболу по В.И.Ляху

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Краткая характеристика вида спорта Требования к технике безопасности

История баскетбола. Основные правила игры в баскетбол. Основные приёмы игры. Правила техники безопасности

Изучают историю баскетбола и запоминают имена выдающихся отечественных спортсменов — олимпийских чемпионов. Овладевают основными приёмами игры в баскетбол

Продолжение таблицы 1

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Овладение техникой передвижений, остановок, поворотов и стоек Стойки игрока. Перемещения в стой- ке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом. Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Освоение ловли и передач мяча

Ловля и передача мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении без сопротивления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Освоение техники ведения мяча

Ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; ведение без сопротивления защитника ведущей и неведущей рукой.

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Овладение техникой бросков мяча

5—6 классы Броски одной и двумя руками с места и в движении (после ведения, после ловли) без сопротивления защитника. Максимальное расстояние до корзины — 3,60 м

Описывают технику изучаемых игровых приёмов и действий, осваивают их самостоятельно, выявляя и устраняя типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместного освоения техники игровых приёмов и действий, соблюдают правила безопасности

Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана для учащихся 6 классов.

Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время  распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни [3].                          

Для успешной реализации программы будут  использованы  Интерет-ресурсы,  разработки внеклассных  мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.

В своей работе педагог должен ориентироваться не только на усвоение ребёнком знаний и умений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоения знаний, умений и навыков. Педагог учитывает, что ребёнок, изучая себя, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Методика работы с детьми должна строиться в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику среднего школьного возраста.

Каждое занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости.

Режим и место проведения занятий:

Место проведения – большой спортивный зал. Анкетирование, беседы в кабинете или в спортивном зале.

Содержание программы (10ч.):

Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры. В основу планирования положены знания, базирующиеся на научных экспериментах, выполненных в различных отраслях науки, таких как педагогика, физиология, психология, спортивная медицина, опыт ряда педагогов по физической культуре, работающих по ФГОС, а так же практический опыт.

Программа включает в себя теоретическую и практическую части. Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом необходимых теоретических понятий, правил,  беседу с учащимися, показ изучаемых упражнений, подвижных и спортивных игр. Практическая часть более чем на 90 % представлена практическими действиями. Двигательный опыт учащихся обогащается играми, упражнениями.

Распределение часов на разделы условно, т.к. в большинстве занятий предусмотрено содержание теоретического и практического материала, упражнения, комплексы упражнений, игры различных разделов в одном занятии.

Таблица 2 –  Программа для обучения игре стритбол для учащихся 6-х классов

Тема занятия

Количество часов

Беседа «меры безопасности», «правила игры».

1

Остановки и повороты. Освоение навыков ведения. Подвижные игры.

1

Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Подвижные игры.

1

Ведение мяча на месте. Ведение мяча с обводкой фишек. Подвижные игры.

1

Ловля и передача мяча. Передача одной рукой.  Передача от пола. Подвижные игры.

1

Броски с места. Броски в прыжке. Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра

1

Упражнения для игры в нападении. Учебная игра

1

Эстафеты с элементами стритбола. Учебная игра

1

Броски в колонне, в двух колоннах. Вертолет. Учебная игра

1

Соревнование. Итоговая игра

1

2.4. Контрольный тест для определения уровня знаний игры стритбол

Для определения уровня знаний игры стритбол  создан теоретический тест ( таблица 3)

Таблица 3 – Тест на теоретические знания игры стритбол

Вопрос

Варианты ответов

1

Каждая команда может получить один тайм-аут в …

А

в 20 секунд

Б

в 30 секунд

В

в 40 секунд

2

Игрок, совершивший …. фола, должен покинуть игру.

А

четыре фола

Б

три фола

В

два фола

3

Основное время игры редко превышает …

А

10 минут

Б

15 минут

В

20 минут

4

Площадка для стритбола …

А

представляет собой баскетбольную площадку

Б

представляет собой ровно половину баскетбольной

В

не представляет собой баскетбольную площадку

5

В игре принимают участие две команды, в каждой из которых …

А

по 4 человека.

Б

по 6 человека.

В

по 8 человека.

6

Стритбол — уличный баскетбол. Появился в США в … XX века в бедных городских кварталах.

А

1940-х годах

Б

1950-х годах

В

1960-х годах

7

В игре принимают участие …

А

три игрока на корте и один на скамейке запасных.

Б

три игрока на корте и три на скамейке запасных.

В

четыре игрока на корте и четыре на скамейке запасных.

8

Чаще всего за ходом поединка следит …

А

двое судей

Б

один судья и секретарь, который фиксирует время.

В

только один судья

9

Время атаки …. секунд.

А

10 секунд

Б

11 секунд

В

12 секунд

10

Что делают при ничейном счете?

А

игра закончена

Б

Дополнительный период

В

Переигрывают иргу

11

Мяч, заброшенный из-за дуги, оценивается в … очка.

А

1 очко

Б

2 очка

В

3 очка

12

Сколько может быть замен в игре?

А

4 замены

Б

8 замен

В

не ограничено

Продолжение таблицы 3  Тест на теоретические знания игры стритбол

13

 После скольких фолов наказываются 2 бросками и сохранением владения.

А

 6

Б

10

В

8

14

Команда наказывается за командные фолы в том случае, если она совершила …фолов.

А

6

Б

7

В

8

15

За фол, совершенный против игрока, находящегося в процессе броска за пределами линии дальних бросков, назначается …  штрафных броска

А

1

Б

2

В

3

Ключ к тесту:

1 – б; 2 – а; 3 – а; 4 – б; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – в; 9 – в; 10 – б; 11 – б; 12 –  в;

13 – б; 14 – б; 15 – б.

Оценка уровня знаний:

15-13 – Высокий;12-8 – Средний;7 и ниже – Низкий [20].

Практические тесты.

1) Бросок в цель

Обучающийся бросает мяч в обруч, диаметр обруча 90см, на стене и должен попасть с расстояния 5м в обруч. Если игрок не попал в обруч, он бросает мяч еще раз. Дается 5 (пять) попыток. Правило выполнения, при броске приближаться к кругу нельзя; если игрок нарушил правило, то его попадание не засчитывается.

2)  Броски в корзину из под щита

Выполняется под кольцом. Обучающийся стоит справа под кольцом, потом кидает мяч в кольцо, пробегает под кольцом и становится слева, кидается мяч в кольцо и опять бежит на правую сторону. С каждой стороны должен кинуть 5 раз. То есть всего должно быть 10 бросков. Броски происходят из трех секундной зоны под кольцом.

3) Обводка трёхочковой линии

Выполняется на половине площадки. Обучающийся стоит у края трёхочковой линии, на лицевой и по команде «старт!» должен побежать вокруг трёхочковой линии, сделать два шага под кольцом и забить. Забивание обязательно. Дается 2 попытки, засчитывается лучшая.

Таблица 4 – Уровни контрольных тестов технической подготовки по стритболу

Контрольный
тест

Мальчики

Девочки

Уровень подготовленности

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Бросок в цель(попаданий)

5

4

3

4

3

2

Броски в корзину из под щита (попаданий)

10-9

8-7

6-5

9-8

7-6

5-4

Обводка трёхочковой линии (сек.)

16-17

17-18

18-19

17-18

18-19

19-20

Выводы по 2 главе

Мы провели работу по методическим особенностям обучения игры стритбола.

В первом параграфе, мы рассмотрели возрастные особенности учащихся 6 классов. И выяснили, что шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего. Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя. Этот возраст можно обозначить как период «зенита любознательности».

Во втором параграфе, мы изучили средства и методы обучения игры стритбол учащихся 6 классов. И выяснили, что обучение игре начинается с создания общего представления с помощью словесных и наглядных методов. Рассказ о сущности игры дополняет объяснение основных ее правил и подкрепляет демонстрация кинофильма с участием высококвалифицированных баскетболистов, а также просмотр соревновательной или учебной игры.
Общепедагогические средства широко применяются практически на всех этапах обучения. Практическому освоению материала на занятиях всегда предшествует сообщение определенной информации о предмете изучения. 
С помощью слова учитель организует занимающихся, ставит перед ними задачи, дает оценку выполнению и вносит коррективы в процесс обучения. 

В третьем параграфе, мы рассмотрели программу обучения игры стритбол для занимающихся 6 классов. И выяснили, что программа рассчитана для учащихся 6 классов. Занятия проводятся по 35минут в соответствии с нормами СанПина. 80%  содержания планирования направлено на активную  двигательную деятельность учащихся в спортивном зале. Остальное время  распределено на всевозможные тематические беседы, часы здоровья, подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.

В четвертом параграфе, мы рассмотрели контрольный тест для определения уровня знаний игры стритбол. И выясним уровень обучающихся в стритболе.                                           


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Стритбол – это специфичная разновидность баскетбола. Стритбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски).

Воспитание физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны подготовки баскетболистов, но более всего на технико-тактическую подготовку. Уровень развития качеств влияет на выбор игровых приемов и их биомеханические характеристики.

Развитие двигательных навыков происходит в процессе совершенствования движений. Физическая подготовка - это процесс, направленный на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, развитие и совершенствование его физических качеств.

Современный стритбол представляет собой одну из самых напряженных игр, поэтому каждый игрок должен быть в состоянии высшей физической готовности. Физическую подготовленность можно определить как состояние готовности организма к игре в баскетбол. Тренировка является средством подготовки. Она включает в себя выполнение специальных упражнений, соблюдение диеты, психологическую подготовку. Физическое развитие - закономерный процесс изменений организма, его физических качеств и особенностей, протекающий в зависимости от внутренних причин и условий жизни человека. Определение уровня физического развития имеет практическое значение в подборе средств, методов и дозировки нагрузки на занятиях по баскетболу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анискина, С.Н. Методика обучения технике стритбол: метод. разраб. для студ. пед. и заоч. фак. ГЦОЛИФКа / С. Н. Анискина ; ГЦОЛИФК. - М., 1986. - 22 с.
  2. Андреев С.Е. Спортивные игры. Спб.: Просвет. – 2005, 529с. 
  3. Гулевич Г. Баскетбол. Наука. – 2004, 528с.
  4. Дулин А.Л., Стритбол в школе. Ижевск, 1996.
  5. Казаков С.В. Спортивные игры. Энциклопедический справочник, 2004.
  6. Куинджи А. Стритболл. М.: Новый стиль. – 2006, 475с.
  7. Костикова, Л. В. Баскетбол / Л.В. Костикова. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 176 c.
  8. Лях, В.И., Зданевич, А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Учитель, 2012. - 80 с.
  9. Пинаев, С.   Стритбол 3*3 / С. Пинаев // СпортАрена. - 2006. - № 5. - С. 34-35.
  10. Портнов Ю.М.Стрит. М.: ФИС – 1988.
  11. Рапп, Адольф Стритбол / Адольф Рапп. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 224 c.
  12. Спортивные игры. Техника, тактика, методика обучения : учебник для студ. вузов / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2008. - 518 с.
  13. Яхонтов, Е.Р. Индивидуальные упражнения баскетболиста / Е. Р. Яхонтов, Л. С. Кит. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 71 с.

Интернет – ресурсы

  1. Баскетбол для детей URL: https://sport.insure/blog/basketbol-dlya-detey/
  2. Возрастные особенности детей занимающихся баскетболом URL: https://cyberpedia.su/16xd7d9.html
  3. Методика обучения игры баскетбол  Инфоурок: [сайт] https://infourok.ru/metodika-obucheniya-igri-v-basketbol-459751.html
  4. Средства и методы обучения технике игры в баскетбол URL: https://allrefrs.ru/3-2204.html
  5. Стритбол-игра для совершенствования физических качеств. Методика обучения и особенности проведения занятий по стритболу с учащимися 5-9 классов на уроках физической культуры в современной школе URL:https://infourok.ru/stritboligra-dlya-sovershenstvovaniya-fizicheskih-kachestvmetodika-obucheniya-i-osobennosti-provedeniya-zanyatiy-po-stritbolu-s--1852591.html
  6. Стритбол — правила игры и отличия от баскетбол URL:https://justfitnes.ru/stritbol-pravila-igry-i-otlichiya-ot-basketbola/
             20. Стритбол тестирование   —   https://znanio.ru/media/test-na-temu-stritbol-2490713


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сатонина Дарья студентка 39 группы Курсовая работа Методика обучения игре стритбол учащихся 6-х классов Руководитель- Добрынина Н.А

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования . Во многих американских фильмах можно увидеть подростков, играющих в клетке, на половине баскетбольной площадке. Несмотря на это, игра кажется намного динамичнее баскетбола. С уверенностью можно доказывать, что это стритбол . Как и в баскетболе, главное забить как можно больше мячей. Проблемой исследования занимаются: Зимин А.А. и др.

Слайд 3

Задачи исследавания - Изучить возрастные особенности учащихся 6 классов - Изучить средства обучения стритбола ; - Изучить методы обучения стритбола ; - Составить программу для обучения игры стритбол учащихся 6 классов; - Составить тесты для оценки знаний учащихся 6 классов по игре стритбол .

Слайд 4

Цель исследования: Изучить методику обучения игры стритбол для учащихся 6 классов. Предмет исследования: Технико – тактические действия в стритболе . Объект исследования: Процесс обучения игре стритбол .

Слайд 5

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИГРЫ В СТРИТБОЛ 1.1 Стритбол как вид спорта. Развитие стритбола в России и в мире 1.2 Правила игры в стритболе 1.3 Техника и тактика в стритболе

Слайд 6

Основные понятия главы I Стритбол - уличный баскетбол, одна из наиболее эффективных и демократичных форм пропаганды здорового образа жизни, предлагающая реальные пути решения социальных проблем: детская преступность, наркомания, здоровье подрастающего поколения и т.д.

Слайд 7

Глава 2. Методические особенности обучения игры стритбол 2.1 Возрастные особенности учащихся 6 классов 2.2 Средства и методы обучения игры стритбол учащихся 6 классов 2.3 Программа обучения игры стритбол для занимающихся 6 классов 2.4 Контрольный тест для определения уровня знаний игры стритбол

Слайд 8

Основные понятия главы II Двигательные качества – это отдельные качественные стороны двигательных возможностей ребенка, его двигательные способности. Они проявляются в конкретных действиях – основных движениях (ходьба, бег, прыжки, остановки , повороты), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски ).

Слайд 9

2.1 Возрастные особенности учащихся 6 классов Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего.

Слайд 10

2.2 Методы и средства В процессе обучения в игре вырабатываются сложные высоко координированные движения. Обманные движения, финты позволяют игроку своевременно. Освободиться для получения мяча, опережать соперника при выходе под щит для борьбы за отскок. Техника обыгрывания с мячом и обманные движения составляют важнейшую часть стритбольной техники.

Слайд 11

2.3 Программа обучения игры стритбол для занимающихся 6 классов Мы рассмотрели тематическое планирование по стритболу (таблица 1 ) [Лях] для обучающихся 6х классов и выясняли, что в этом возрасте обучающиеся знакомятся с видом спорта стритбол . А это значит ,что программа которую мы создали (таблица 2 ) для обучения игре стритбол будет отличным подводящим средством для обучения технико – тактических действий .

Слайд 12

№ Тема занятия Количество часов Беседа «меры безопасности», «правила игры». 1 Остановки и повороты. Освоение навыков ведения. Подвижные игры. 1 Освоение навыков ведения. Ведение мяча со сменой рук. Подвижные игры. 1 Ведение мяча на месте. Ведение мяча с обводкой фишек. Подвижные игры. 1 Ловля и передача мяча. Передача одной рукой. Передача от пола. Подвижные игры. 1 Броски с места. Броски в прыжке. Броски после ведения в двух шагах. Учебная игра 1 Упражнения для игры в нападении. Учебная игра 1 Эстафеты с элементами стритбола. Учебная игра 1 Броски в колонне, в двух колоннах. Вертолет. Учебная игра 1 Соревнование. Итоговая игра 1

Слайд 13

2.4 Контрольный тест для определения уровня знаний игры стритбол Один теоретический тест. И три практических 1. Броски в цель 2. Броски в кольцо из под щита 3. Обводка трехочковой линии Контрольный тест Мальчики Девочки Уровень подготовленности Высокий Средний Низкий Высокий Средний Низкий Бросок в цель(попаданий) 5 4 3 4 3 2 Броски в корзину из под щита (попаданий) 10-9 8-7 6-5 9-8 7-6 5-4 Обводка трёхочковой линии (сек.) 16-17 17-18 18-19 17-18 18-19 19-20

Слайд 14

В выпускной квалификационной работе мы планируем применить созданную нами программу обучения игры стритбол для обучающихся 6 классов. А так же провести тесты на констатирующем и контрольном этапах и проанализировать полученные данные.

Слайд 15

Заключение Стритбол – это специфичная разновидность баскетбола. Стритбол состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Воспитание физических качеств и овладение разнообразными двигательными навыками оказывают непосредственное влияние на все стороны подготовки баскетболистов, но более всего на технико-тактическую подготовку.

Слайд 16

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Баскетбол – шаг к здоровью».

Введение

Тема научной работы актуальна на сегодняшний день, так как игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она даёт ребёнку возможность познавать мир, воспитывает, формирует детскую душу, развивает физические качества как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость.

Цель работы: 
Выявить качества, которые воспитывает игра Баскетбол.

Задачи:
1) Изучить историю возникновения и развития баскетбола.
2) Выявить огромное воспитательное значение командной игры баскетбол.
3) Выяснить, какие качества развивает баскетбол.

Предмет исследования: 
состояние здоровья школьников и влияние занятий баскетболом на них.


























                                 
Глава I. История возникновения баскетбола

Немного из истории баскетбола. Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы в штате Массачусетс (США) Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изобрел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо».
Более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на территории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное кольцо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
С давних пор игра составляет одну из основных сфер жизни человека. Она даёт ребёнку возможность познавать мир, воспитывает, формирует детскую душу, развивает физические качества как быстрота, ловкость, выносливость, сила, гибкость. Вместе с тем известно, что игра наряду с перечисленными способностями развивает так называемую внутреннюю речь и логику. Ведь игроку приходится выбирать и совершать из множества возможных операций одну, наиболее целесообразную.
В современных условиях знакомство детей со спортом происходит очень рано. Они видят его на экранах телевизоров, на стадионах, спортивных залах, на площадках во дворе своего дома. И так же, как они играют в прятки или в пятнашки, дети хотят «играть в спорт». Вот здесь на помощь должен прийти мини-баскетбол и другие, доступные детям спортивные игры.
Баскетбол на инвалидных колясках появился в 1946 в США. Бывшие баскетболисты (и не только баскетболисты), во время второй мировой войны, получившие серьезные ранения и увечья на полях сражений, не захотели расставаться с любимой игрой и придумали "свой" баскетбол.
Баскетбол на инвалидных колясках — это зрелище интересней обычного баскетбола. Чем? Скоростью, столкновениями и падениями, техникой ведения мяча, и… посмотрите и подумайте сами, чем еще. И, если Вы не инвалид, попробуйте бросить мяч в кольцо сидя. Кстати, обычным людям тоже полезно позаниматься баскетболом на инвалидных колясках, для развития мускулатуры рук.
Для человека, получившего травму спинного мозга, или перенесшего ампутацию ног (ноги, пальца), очень важно пройти не только физическую реабилитацию, но и психологическую. Баскетбол на инвалидных колясках дает и физическую реабилитацию, включающую в себя восстановление в той или иной мере утраченных функций органов или же выработку компенсаторных механизмов со стороны других органов и систем, и психологическую реабилитацию, предполагающую волевую мобилизацию на готовность к работе и деятельности вообще.
Сейчас в него играют более чем в 80 странах. Число только официально зарегистрированных игроков — около 25 тысяч человек. Международная федерация баскетбола на инвалидных колясках (IWBF) проводит различные спортивные мероприятия: чемпионат мира — раз в 4 года; ежегодные турниры клубных команд, зональные соревнования (один-два раза в год) и пр. Баскетбол на инвалидных колясках входит в программу Параолимпийских Игр с момента проведения первых таких соревнований среди инвалидов в Риме в 1960.
В нашей стране в баскетбол на колясках впервые стали играть в Москве и Санкт-Петербурге с 1990 года. Играли на комнатных колясках в зале без необходимых разметок и практически без правил, что больше напоминало детскую подвижную игру с мячом. Замечательные изменения произошли после визита в Москву в октябре 1990 года баскетболистов на колясках из Бонна. Примечателен тот факт, что немецкая команда находилась в столице в туристическом вояже; не желая потерять спортивную форму, она убедила наших спортивных чиновников помочь им организовать тренировки и напросилась на товарищескую встречу с москвичами. К этому времени баскетбольная команда москвичей на колясках тренировалась всего лишь несколько месяцев. Были сыграны две игры. Результат оказался не в пользу россиян, но значимость встреч недооценить нельзя. В России наконец-то узнали воочию и по-настоящему, что такое современный баскетбол на колясках. В апреле 1991 года в Московском городском физкультурно-спортивном клубе инвалидов была создана и зарегистрирована секция баскетбола на колясках. С этого момента с командой начал работать профессиональный тренер, занятия стали проводить регулярно, сначала три раза, а затем пять раз в неделю. При помощи спонсора, Российской товарно-сырьевой биржи, были приобретены баскетбольные коляски.























                     
Глава II. Влияние занятиями баскетболом на организм

Специальные исследования показали высокую эффективность занятий мини-баскетбола для разностороннего развития детского организма. Бег и прыжки, например, активизируют рост тела в длину; броски в высоко расположенную цель способствуют формированию правильной осанки; передачи мяча на дальнее расстояние, борьба за мяч у щита развивают силу мышц. Под влиянием физической нагрузки, которую дети получают на занятиях и соревнованиях, совершенствуется деятельность сердечнососудистой системы, увеличивается окружность груди, жизненная емкость легких.
Младшие школьники, занимающиеся мини-баскетболом, очень быстро обгоняют в физическом развитии своих сверстников. Они реже болеют. Лучше учатся, активнее участвуют во всех физкультурных мероприятиях, проводимых в школе, в соревнованиях по разным видам спорта показывают результаты лучшие, чем у других ребят. Эти преимущества, несомненно, являются результатом влияния самой игры. Но всё же главное значение здесь приобретает методика проведения занятий. Чтобы хорошо играть баскетбол, нужно, прежде всего, быть разносторонним атлетом. Поэтому на начальном этапе обучения всё внимание уделяется физической подготовке.
Мышцы детей эластичны, при сокращении они сильнее укорачиваются, а при расслаблении больше удлиняются. Нужно иметь в виду, что мышцы развиваются у детей неравномерно: быстрее – крупные, медленнее – малые. Это одна из причин того, что в младшем школьном возрасте учащиеся неуверенно выполняют «точные» движения, например, кистью, плохо справляются с заданиями на точность физического действия. В этом возрасте следует ограничивать высоту прыжков, так как кости тела еще весьма подвижны; уменьшать нагрузку при выполнении упражнений в висах и упорах, из-за того, что кости грудной клетки еще не срослись и не окрепли. Осторожность в дозировании упражнений и выборе их обусловлена также тем, что вегетативные функции, обслуживающие движения, отстают в развитии моторики.
Дети 7-9 лет уже хорошо владеют всеми естественными движениями, необходимыми в играх (бег, прыжки, ходьба). Мускулатура детей в возрасте 7-9 лет еще плохо развита, они быстро утомляются, поэтому физические упражнения должны быть строго ограничены, и по возможности иметь игровую форму.
Дети 7-9 лет очень подвижны, но быстро теряют интерес, если упражнение или игра требуют сосредоточенности или представляют для них сложность. Общая длительность игры должна быть небольшой. Поэтому используются игры с небольшим количеством правил. Правила лучше всего усваиваются, если они объясняются в форме сказки или речитатива. В этом отношении хороши игры, в которых дети хором проговаривают считалку. Они приучают детей к согласованным действиям, единому ритму выполнения движений, воспитывают чувство командности. Основной интерес у детей этого возраста вызывают игры, где они могут проявить быстроту и ловкость, координацию и меткость. Все это включает в себя баскетбол.
При организации подвижных игр необходимо тщательно следить за санитарно-гигиеническими условиями проводимых занятий, в частности за чистотой и температурой используемого помещения и воздуха. Не менее серьезное значение имеет чистота тела и одежды самих занимающихся. В процессе игры значительно повышается обмен веществ в организме играющих, увеличиваются газообмен и теплоотдача, в связи с этим у учащихся необходимо воспитывать привычку систематически мыть руки и ноги, обтирать влажным полотенцем тело или обливаться водой с использованием общепринятых правил гигиены и закаливания организма водными процедурами.
Физическая подготовка - первейшая основа роста спортивного мастерства юного баскетболиста. Не обладая высоким уровнем развития физических качеств и не владея разнообразием двигательных навыков, нельзя овладеть специальными приемами игры баскетбол. Правильно организованная физическая подготовка способствует развитию детского организма, функций отдельных органов и систем и тем самым укрепляет здоровье занимающихся.
В младшем школьном возрасте главное значение физической подготовки - достижение всестороннего физического развития. Основное содержание составляют общеразвивающие упражнения. Специальные качества развиваются непосредственно в процессе упражнений с мячом и игры в баскетбол. Физическая подготовка направлена на овладение широким комплексом жизненно необходимых навыков, на развитие физических качеств: быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Наличие постоянной борьбы, которая ведётся с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), сопровождающихся волевыми усилиями, оказывают самое распространённое воздействие на психологическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в различном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благотворное воздействие на внутренние органы и системы организма.
Занятия баскетболом хорошо влияют на здоровье ребенка, так как у него повышается выносливость, благодаря которой он может переносить большие физические нагрузки. Он также развивает общую физическую подготовку. Проведя наблюдения, мы сразу заметили, что у детей занимающихся баскетболом, спортивные показатели намного выше, чем у не занимающихся детей.
Но кроме физического развития, также развивается и логика, так как, играя в баскетбол нужно продумать каждый шаг, предугадать действия соперника.
Современный баскетбол – это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью, большой напряженностью игровых действий, требующая от игрока предельной мобилизации функциональных возможностей и скоростно-силовых качеств.
Баскетбол относится к нестандартным ситуационным физическим упражнениям резкой переменной интенсивности. В процессе игры интенсивность движений может быть то максимальной, то умеренной, в отдельные моменты игры активная мышечная деятельность может быть прекращена. Подобные изменения интенсивности происходят непрерывно, что определяется изменяющейся обстановкой, условиями игры. В результате при игре в баскетбол складывается своеобразный динамический стереотип нервных процессов, обеспечивающий быстрый переход, переключение функций с одного уровня деятельности на другой, с высокого на низкий и наоборот.
В ходе спортивного совершенствования, посредством центральной нервной системы, улучшается способность управлять своими движениями, повышается скорость реакции, улучшаются функции анализаторов.
Если в начальной школе только начинают знакомиться с баскетболом, то в средней уже более подробно изучают правила и технику.
Физические упражнения при правильной организации процесса физического воспитания содействуют развитию организма школьников. Учащиеся узнают, что физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Физические упражнения вызывают изменения в состоянии мышечной системы, системы дыхания, сердечно – сосудистой системы, кровообращения, в обмене веществ. Увеличиваются объем и масса мышечной ткани, силы основных мышечных групп, улучшается кровоснабжение мышц и тканей.
Усиленная мышечная деятельность вызывает изменения в системе дыхания: в 2 – 2,5 раза увеличивается частота дыхания при выполнении физических упражнений, в 1,5 – 2 раза – жизненная емкость легких, более глубокий вдох приводит к улучшению легочной вентиляции и увеличению минутного объема дыхания, резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом.
Двигательная деятельность способствует улучшению сердечно – сосудистой системы: увеличивается ударный объем сердца, тонус сосудов, увеличиваются полости и утолщаются стенки сердечной мышцы, улучшается нейрорегуляция сердечной деятельности.
Существенные изменения происходят в обмене веществ организма, лучше усваиваются продукты питания, улучшается протекание окислительно-восстановительных процессов.
Занятия физическими упражнениями повышают силу, улучшают подвижность и уравновешенность нервных процессов, что способствует быстрому овладению двигательными действиями.
Школьникам объясняют, что физические упражнения имеют на организм срочное и отдаленное воздействие, что только систематические занятия физическими упражнениями оказывают оздоровительное влияние на организм
Для выполнения баскетбольных приемов проводятся подводящие подвижные игры, которые тренируют тот или иной прием. Для тренировки ведения и передачи мяча проводятся различные преследования и удары с быстрыми передачами. Также проводится много упражнений с перехватами мяча, бросками по кольцу. Главная цель всех этих упражнений развить быстроту, расчетливость, ловкость, внимание, и игровое мышление.
Задачи физической подготовки: разностороннее развитие и укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей и двигательных качеств баскетболистов.
Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта. Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:
1. Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка)
2. Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость – атлетическая подготовка).
Решение этих задач осуществляется в процессе общей и специальной физической подготовки.



























                                           
Заключение

Баскетбол – игра, развивающая не только физические качества, но и внутренние, такие как логика. Баскетбол положительно влияет на организм, выпрямляет осанку, развивает зрение и многое другое. Я призываю начать заниматься баскетболом всех детей, но не стоит слишком сильно себя напрягать. Постепенные тренировки и нагрузки и ваше здоровье будет в отличном состоянии.