Выступление на педагогическом совете по теме "Дистанционная форма обучения"
статья
Материал статьи содержит описание опыта реализации дистанционных форм обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
distantsionnoe_obuchenie_kak_odna_iz_form_organizatsii_uchebnogo_protsessa.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса»
В России датой официального старта развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования. И если сначала дистанционное обучение получило распространение в высших учебных заведениях, то на данный момент дистанционные образовательные технологии всё активнее внедряются в школах. Но технический прогресс не стоит на месте, а развивается большими темпами, поэтому не исключено, что уже в ближайшие годы дистанционное обучение поднимется на новый, кардинально отличающийся от существующего сейчас, уровень. Конечно, карантин сыграл свою роль. Но все же тренд на дистанционное обучение появился не вчера, и он точно не исчезнет в ближайшие годы.
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение». Наиболее полное определение таково:
Дистанционное обучение (слайд 4) – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».
Иначе говоря, ДО - это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании» (слайд 5):
- Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
- В соответствии со статьей 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.
Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и преподавателя.
Наиболее широкое распространение в школе получили следующие (слайд 6):
Опосредованная
Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося, кроме того, для обучающихся с 1 по 6 класс очевидна необходимость вовлечения в учебный процесс родителей обучающихся, которые помогают использовать данный ресурс.
Интерактивная (слайд 7 )
- Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
- Использование программы Zoom. Она предоставляет сервис видеотелефонии, который позволяет подключать одновременно до 100 устройств бесплатно, с 40-минутным ограничением для бесплатных аккаунтов. Предусмотрено множество дополнительных возможностей: демонстрация экрана, общий доступ, общение в чате. Одним из серьезных недостатков программы является слабая система безопасности и защиты данных. Поэтому, если в школах эта программа получила наибольшее распространение, то ВУЗы отказались от нее в пользу Microsoft Teams
- Программа Microsoft Teams предназначена для конференц-связи, рабочих разговоров и удаленного обучения. Разработчики предусмотрели четыре основных аспекта Микрософт Тимс:
- чаты – коллективы могут объединяться в групповых или личных переписках, обсуждая те или иные вопросы, пересылать различные файлы, обмениваться стикерами и т. д.
- вызовы – обычные голосовые общения для общения, разбора каких-либо моментов и т. д.,
- собрания – так называются видеозвонки (видеоконференции), в которых может принимать участие от двух человек до десяти тысяч, при этом предусмотрено множество дополнительных возможностей: демонстрация экрана, общий доступ и далее по списку.
К недостаткам этой программы можно отнести сложность регистрации, так как предусмотрено три типа учетных записей: личная, рабочая и учебная, и в каждом из случаев процесс регистрация может сильно разниться; кроме того, доступ к собранию может осуществляться только при включении участника в группу
Самостоятельная (слайд 8)
Цифровые образовательные платформы и сервисы:
- «Российская электронная школа» (РЭШ), на портале РЭШ представлены рабочие программы по каждому предмету, календарное и тематическое планирование, конспекты уроков и дополнительные материалы по теме, например, виртуальные лабораторные работы, которые позволят наблюдать действие тех законов, о которых рассказывают в классе (https://resh.edu.ru);
- платформа группы компаний «Просвещение», предоставившая образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов и сервисам цифровой образовательной среды. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний, инструкции для комфортного использования и интеграции цифровых решений в образовательный процесс (https://www.prosv.ru);
- LECTA – платформа корпорации «Российский учебник», сочетающая в себе обеспечение учащихся учебными материалами в электронной форме, инструментами контроля эффективности процесса обучения, тренажеров по подготовке в ГИА, аудио- и видеоприложений, интерактивных атласов и др.
https://rosuchebnik.ru/);
- ЭОС «Русское слово» – облачный сервис среды, работающий онлайн и объединяющий в себе необходимый образовательный, издательский и пользовательский контент. На сегодняшний день бесплатный доступ к ЭОС «Русское слово» включает электронные формы учебников федерального перечня и рабочие тетради, методические пособия и интерактивные тренажёры, а также сторонние ресурсы и авторские материалы педагогов (http://russlo-edu.ru);
- Онлайн-библиотека издательства «Академкнига/Учебник» предоставляет бесплатный доступ к полному комплекту учебников и учебных пособий для обучения в режиме дистанционного обучения. Можно воспользоваться ресурсами индивидуально или объединиться в виртуальный класс (http://akademkniga.ru);
- Учи.ру – интерактивная образовательная платформа, соответствующая ФГОС и ПООП, значительно усиливающая классическое школьное образование. (https://lp.uchi.ru/distant-uchi).
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Сейчас плюсы дистанционного обучения в школе для тысяч учителей вовсе не очевидны, но, тем не менее, они есть (слайд 9)
- Персонификация обучения. Технология дистанционного преподавания помогает найти свой подход к каждому ученику. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала, при этом не регламентируется время выполнения задания;
- Дистанционное обучение предоставляет возможность получить больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате обучения, в том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением,
- Обучение обучающихся, имеющие ограниченные возможности;
- Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации.
- Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней;
- Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий обучает и работе с ним, таким образом, решается и двойная задача; нельзя отрицать спрос на преподавателей с опытом дистанционной работы, умение пользоваться интерактивными обучающими платформами, Google Docs, электронными рабочими тетрадями и сервисами для видеоконференций формирует навыки организации своего времени, работы с учениками в дистанционном режиме, умения контролировать и мотивировать их на расстоянии;
- Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению, снятию эмоционального напряжения;
- Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.
- Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на электронных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии; (слайд 10)
- Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести (слайд 11):
- Отсутствие личного взаимодействия обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно, особенно в начальных классах, эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может;
- Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно,
- Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.), для этого нужна хорошая техническая оснащенность;
- Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме;
- Необходимость работать с мотивацией учеников, работа современного преподавателя состоит не в том, чтобы читать вслух учебник, его задача — мотивировать и вдохновлять учеников, поддерживать в них интерес к предмету, поощрять любопытство и проявление инициативы, и не существует такой компьютерной системы, которая могла бы взять на себя эти функции,
- Отсутствие границы между рабочим и свободным временем, работая из дома, человек практически не может точно сказать, когда его рабочий день заканчивается, поэтому люди нередко перерабатывают; с другой стороны, членам семьи учителя, работающего удаленно, бывает непросто осознать, что он не просто «сидит весь день дома»;
- Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает новые возможности перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, но только при условии преодоления указанных недостатков.
Востребованность дистанционного обучения в ближайшее время будет возрастать. С каждым годом интерактивных методов коммуникации появляется все больше и, следовательно, будет наблюдаться и прогресс данного способа, что, надеемся, позволит минимизировать его недостатки и развить положительные стороны.
Но сейчас учителям очень непросто. Трудно планировать, сохранять хладнокровие и разрабатывать эффективные стратегии онлайн-обучения, когда все вокруг горит и рушится. Не нужно поддаваться панике: никто не требует от нас идеальных решений прямо сейчас. Все, чему мы сейчас научимся, станет бесценным профессиональным багажом в будущем.
РАБОТАТЬ
НЕЛЬЗЯ
НЕ РАБОТАТЬ
Где стоит Ваша запятая?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Виды и формы домашнего задания по истории"
Выступление на педагогическом совете. февраль 2010 год. Тема: Виды и формы домашнего задания""...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методика работы по подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку...
Выступление на педагогическом совете по теме «Формы организации учебной деятельности школьников»
Выступление по теме "Формы организации учебной деятельности школьников"....
"Использование педагогических технологий в обучении вокалу" - выступление на педагогическом совете
Сегодня педагогических технологий применяется много. И, практически, перед каждым педагогом стоит ряд определенных вопросов: Как среди них выбрать свою? Как перенести выбранную технологию в условия до...
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"
Выступление на педагогическом совете "Современные педагогические технологии в процессе обучения: методы, формы и приемы"...
Выступление на педагогическом совете. Дифференцированный подход в обучении слабовидящих детей.
В дифференцированном подходе, главной целью является: дать возможность каждому ученику получать качественное образование с учетом индивидуальных возможностей и запросов....
Выступление на педагогическом совете с темой "Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе"
laquo;Формы работы школы по социальной адаптации и успешности школьников в современном обществе»....