"Инновационные процессы в образовании"
статья (5, 6 класс)
По моему мнению, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок, применяя ИКТ, что позволяет сделать урок более ярким и увлекательным.
Готовясь к урокам русского языка и литературы, я определила для себя ведущую цель: создание образовательной среды, обеспечивающей способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Одним из компонентов этой среды является электронное обучение.
К сильным сторонам электронного обучения относятся гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_protsessy_v_obrazovanii.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные процессы в образовании.
ИКТ-обеспечение современных педагогических технологий
на уроках русского языка и литературы.
Тамалинцева Светлана Петровна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 18 имени Э.Д.Потапова
Мичуринск 2020
Современное российское образование ставит задачу выпустить из школы критически мыслящего, социально активного, готового работать в быстроменяющихся жизненных условиях ученика. Принятый ФГОС второго поколения ориентирует на учебную деятельность, субъектом которой является обучающийся, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника. В Законе «Об образовании» нормативно прописана возможность организации такого образовательного процесса с учётом потребностей каждого обучающегося: «при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (статья 15).
По моему мнению, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. На сегодняшний день необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок, применяя ИКТ, что позволяет сделать урок более ярким и увлекательным.
Готовясь к урокам русского языка и литературы, я определила для себя ведущую цель: создание образовательной среды, обеспечивающей способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию на основе использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий. Одним из компонентов этой среды является электронное обучение.
К сильным сторонам электронного обучения относятся гибкость, индивидуализацию, интерактивность, адаптивность как возможность организации учебного процесса для обучающихся с разными возможностями и запросами.
В совокупности с традиционной формой обучения использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) позволяет решить ряд задач:
- расширить образовательные возможности обучающихся за счёт увеличения доступности и гибкости образования, учёта их индивидуальных образовательных потребностей, а также темпа и ритма освоения учебного материала;
- стимулировать формирование субъектной позиции обучающегося: повышение его мотивации, самостоятельности, социальной активности, в том числе в освоении учебного материала, рефлексии и самоанализа и, как следствие, повышение эффективности образовательного процесса в целом;
- трансформировать стиль педагога: перейти от трансляции знаний к интерактивному взаимодействию с обучающимся, способствующему конструированию обучающимся собственных знаний;персонализировать образовательный процесс: учащийся самостоятельно определяет свои учебные цели, способы их достижения, учитывая свои образовательные потребности, интересы и способности, учитель же является помощником обучающегося.
ЭОР мною используются на уроках разных типов, во внеклассной работе по предметам, при подготовке к ГИА.
ЭОР нового поколения – открытые образовательные модульные мультимедиа системы- ОМС . Это сетевые продукты, выпущенные разными производителями по пятнадцати предметам.
Весь школьный курс по предмету разбит на тематические элементы. Для каждого тематического элемента имеется три типа учебных модулей: – –Модуль получения информации – –Модуль практических занятий – –Модуль контроля. Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Центральным хранилищем ЭОР является Федеральный Центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Адрес ФЦИОР в интернете: http//fcior.edu.ru. Доступ из школ и получение ЭОР из ФЦИОР по глобальной сети бесплатны.
Большую помощь при проведении уроков русского языка и литературы оказывает использование интерактивной доски. Ее применение эффективно на этапе объяснения нового материала. Это дает возможность учитывать возрастные и психологические ребенка, позволяя каждому ученику в соответствии с его ведущим каналом восприятия (аудиал, кинестетик, визуал) выбрать ту форму задания, с помощью которой он быстрее и легче овладеет учебным материалом.
Теоретический материал параграфа можно представить в виде схем и таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Развиваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти.
В работе со словарными словами также помогает интерактивная доска. На экран выводится словарное слово для запоминания правописания, дается его этимология, лексическое значение. Широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Заранее готовлю текст и использую его для разностороннего анализа: лексического, орфографического, пунктуационного.
Удобно выполнять виды грамматического разбора. Можно нестандартно представить текст: разный шрифт и цвет букв привлекает внимание обучающихся, развивает орфографическую зоркость.
На этапе закрепления изученного демонстрирую вопросы с правильными ответами, открываемыми поэтапно.
Ребенок при работе с интерактивной доской на уроках развития речи не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. Можно представить богатый дидактический материал при определении признаков стиля речи, основной мысли, при анализе изобразительно-выразительных средств, средств связи предложений в тексте.
Таким образом, можно выделить преимущество интерактивной доски: доска позволяет создавать и совершенствовать собственные коллекции материалов к урокам; позволяет существенно экономить время на различных этапах урока; дает возможность многократно использовать подготовленный материал: при объяснении нового материала; при проверке домашнего задания и тематическом повторении; помогает осуществлять контроль; цифровые ресурсы интерактивной доски увлекают, поэтому учащиеся более внимательны на уроках; использование интерактивной доски стимулирует активность учеников на уроках, усиливается процесс запоминания и повторения.
Неоценима роль ЭОР при организации самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся. Стараюсь научить детей среди обилия информации в Интернете находить нужную, учиться обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Ребята принимают участие в on-line –конкурсах («Мета Школа»).
Рекомендую учащимся работать со следующими сайтами:
- Словари.руhttp://slovari.ru/dictsearch,
- Учебник грамоты http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/,
- Справочная служба http://www.gramota.ru/,
- Русские поэты. Краткий портретный тест. http://gramma.ru/LIT/?id=8.201
ЭОР дает возможность осуществлять контроль.
Тестовый контроль с помощью ЭОР дает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации – можно сразу посмотреть результаты опроса.
Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний.
Тесты провожу в качестве текущего и промежуточного контроля преимущественно на уроках русского языка. На основе полученных данных выстраиваю коррекционную работу для более успешного овладения материалом. Электронное тестирование позволило выявить не только количественный объем знаний, но и их качественный состав. В текущем контроле использую в основном корректирующую функцию, а в промежуточном или итоговом контроле знаний - контролирующую:
- (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e92131e2-85b9-ee62-b9c8-1d8c08dc1b5f/;
- http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2797160;
- http://bisvet.ucoz.ru/load/dlja_uchenikov/trenazhery/5).
Что нового дает использование ЭОР учащемуся? Прежде всего – возможность научиться самостоятельно добывать информацию.
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы позволяют сделать домашнее задание полноценным. С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Нельзя рассматривать ЭОР только как новые образовательные возможности. У учеников появляется возможность использовать другие материалы для подготовки к уроку и самоподготовки. Образовательный процесс с применением ЭОР изменяет школьника. Результаты процесса выражаются в достижениях (учебных и личностных) ученика. А мне, как учителю, использование ЭОР на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышать творческий потенциал личности; позволяет экономить время, более эстетично оформить материал.
Применение ЭОР в образовательном процессе доказывается следующими показателями: повышение качества знаний по предмету; повышение познавательного интереса к предмету; повышение уровня информационной культуры; увеличение доли самостоятельной деятельности учащегося на уроке.
Таким образом, активное использование ЭОР приводит к изменению в содержания образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса. Вывод один – нужно не стоять на месте, а совершенствовать свои приемы и методы, и тогда мы достигнем успеха в своей профессиональной деятельности.
Достоинств у ЭОР масса. Главное, разумно использовать их с пользой для каждого ученика и критично подходить к отбору ресурсов, которые в большом количестве предлагаются учителю в сети ИНТЕРНЕТ.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf
2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: http://catalog.iot.ru/
3. «Вестник образования», № 9, май, 2013г.
Интернет порталы
- http://www.fcior.edu.ru – Федеральный центр информационных образовательных ресурсов
- http://www.school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- http://www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс
- http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/ispolzovanie-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-v-processe-realizacii
- http://www.shpl.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные процессы в образовании
Доклад...
Некоторые аспекты инновационных процессов в образовании
Социальные изменения, глобальный процесс становления информационного общества, взаимопроникновение культур и языков в условиях взаимозависимости мира предъявляют сегодня новые требования к...
Семинар учителей иностранного языка по теме Инновационные процессы в образовании
Презентация Семинар учителей иностранного языка по теме Инновационные процессы в образовании...
"Инновационные процессы в образовании"
Современная образовательная система характеризуется коренными изменениями во всех ее звеньях, направленными на достижение нового качества образования. Правительственная концепция и страте...
Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании
Дипломная работа Управление инновационными процессами в образовании...
Передовой педагогический опыт как одна из основных составляющих инновационных процессов в образовании.
изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогич...
Инновационные процессы в образовании
В современной развивающейся школе на первое место выходит личность ребёнка и его деятельность. Существует очень много инновационных направлений. Я предлагаю рассмотреть технологию ада...