«Наказывая – подумай, как? Золотые правила поощрения и наказания»
консультация

Жгутова Ольга Николаевна

Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала педагогов.

Как только ребенок начинает  осваивать предметный мир, мы уже  сталкиваемся с первыми проявлениями его непослушания.

Перед ними встает ряд вопросов: как реагировать? Наказывать? Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения и наказания -это очень важные рычаги воспитания, но значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу.

Чтобы поощрения и наказания были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Московской области «Преображение»

Консультация : «Наказывая – подумай, как? Золотые правила поощрения и наказания»

Воспитателя :Жгутова О.Н.


Проблема меры строгости в воспитании детей всегда волновала педагогов.

Как только ребенок начинает  осваивать предметный мир, мы уже  сталкиваемся с первыми проявлениями его непослушания.

Перед ними встает ряд вопросов: как реагировать? Наказывать? Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Поощрения и наказания -это очень важные рычаги воспитания, но значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, они не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу.

Чтобы поощрения и наказания были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

В учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети разновозрастные, дети зачастую из неблагополучных семей. Работая с ними, надо быть предельно аккуратными, выбирая те  или иные способы поощрения или наказания.

Не умея привлечь к себе внимание чем-нибудь иным, наши дети начинают вести себя так, чтобы спровоцировать наказание воспитателей. Этим можно объяснить многие случаи воровства, обмана, вандализма по отношению к игрушкам и вещам в доме.

Надо стараться построить свои отношения с детьми, чтобы найти золотую середину.

Что происходит, если нельзя всё? Тогда ребёнок рано или поздно узнаёт, что тот или иной запрет был неверным.  Ребенок начинает думать, что взрослый несправедлив к нему. Он рассматривает каждую просьбу или требование как навязанную ему повинность и активно сопротивляется, а иногда специально делает всё наоборот.

 Что происходит, когда всё можно?  Тогда ребёнок думает, что взрослые не предостерегают, всё разрешают.  Неосторожный ребёнок может травмироваться, причинить сам себе вред.

Надо  стать мудрым проводником, а не бездумным надзирателем

Правила, ограничения, запреты  должны быть всегда. Если их нет,ребенок будет чувствовать себя забытым.

 Если существуют запреты, то возникает вопрос о наказаниях. 

Наказание - мера воздействия на ребенка, который применяют на вину, плохой поступок. Наказание может быть разным, это зависит от степени вины воспитанника, которую он должен осознать. 

Наказание должно иметь педагогический  эффект, а не быть актом мести или унижения со стороны воспитателей. 

Основная цель наказания -  научить ребенка правильно поступать под действием внутреннего контроля.

Каким образом наказывать, что б не подавлять личность, а что б способствовать развитию  личности. Надо соблюдать некоторые правила ,которые помогут поддерживать бесконфликтную дисциплину .

Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребенка к дисциплине, – дать ему почувствовать, что его любят,– вот это главная и наиболее важная часть хорошей дисциплины.

Спектр действий, при помощи которых осуществляется наказание широк:

Замечание. Часто вместо замечания происходят упреки и критика («Вечно у тебя беспорядок!»). Важно, чтобы это был не упрёк, а повод поискать решение проблемы.

 

«Ругать» -  это повышать  голос, крик, бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность.

 В состоянии стресса ребенок не слышит запрета, а слышит, что его не любят. Ответная реакция – страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку, он просто к нему привыкает.

 Когда можно кричать? Только когда ребенок подвергает свою жизнь опасности.

Угрозы и запугивания - ни в коем случае в виде наказания ребенка нельзя запугивать или угрожать ему, так как это может привести к серьёзным психологическим расстройствам, развитию неврозов и т.д. Также такой вид наказания детей может привести к абсолютно противоположным желаемым результатам: через некоторое время ребенок увидит, что угрозы не выполняются, а значит, на них можно не обращать внимание.

Лишение  внимания-любой ребенок очень эгоцентричен, поэтому он постоянно пытается привлечь к себе внимание. Шалости ребенка или истерику «на публику» можно прекратить отсутствием внимания, то есть просто не обращать на его выкрутасы никакого внимания, чтобы он не только понял, что подобная тактика не принесёт никаких результатов, но и сделает ещё хуже. Поверьте, для ребенка лишиться внимания – это очень болезненно. Так, что можно вот так вот мягко наказывать ребенка, заодно и объяснить ему, что его истерики бесполезны.

Изоляция – часто применяемый способ, когда ребенок выводиться из группы детей  или из игры на определенный период времени. Желательно, чтоб   этот «виноватый» стульчик, находился  в поле зрения взрослого.

Есть занятия любимые всеми детьми и отказ ребенку станет сильным переживанием для него. Конечно же, это наказание довольно ощутимое, но не обидное и не оскорбительное.

Оно  дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.

Ограничения. Наказать ребенка ограничением его любимых и привычных удовольствий, например, лишить очередного сеанса просмотра мультиков, или не пустить на какое-нибудь мероприятие

Наказание должно быть значимо для ребенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел никуда идти, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

 Ребенок может принимать участие в вопросах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходящего для себя наказания, чувствуя доверие, которое оказали им. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может последовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки. 

        Поощрение - это своего рода искусство воспитания.

Поощрение  может быть как «полезным», так и «вредным».

  • Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой, стремясь расположить к себе ребенка. Если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за самую чистую убранную комнату), не надо кричать «Ты мой помощник!» Можно просто  сказать : «Комната чистая, как приятно зайти сюда».
  • Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
  • Не хвалите ребенка за естественные вещи, это может даже обидеть ребенка. (за  помощь по хозяйству или творческую деятельность ).
  • Нельзя ни в каком случае выражать свое одобрение в финансовом эквиваленте.
  • Однозначно исключить метод поощрения – конфеткой и шоколадкой
  • И одно из самых главных правил. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…»

В семейных группах учреждения, надо быть аккуратными, поощряя одного воспитанника. Часто бывают такие ситуации, что когда мы хвалим одного воспитанника, другой реагирует на это плачем, обидой. Или что еще хуже вспышкой агрессии и ненависти. Поощрение одного ребенка не должно вызывать у остальных чувства зависти или обиды. Надо не  забыть приободрить других детей, особенно, если вы видите,что ребенку не безразлично происходящее.

Это связано с тем, что наши дети  часто с комплексом неполноценности, основанным на их действительных  недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Их надо хвалить.

Хвалить :

  • Тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни) надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими .
  • Надо хвалить детей за то, что будет. Это внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.
  • И очень часто мы используем в своей работе такой вид поощрения, как косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят. В разговоре с другим человеком как бы между прочим можно сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но не надо задевать при этом его отрицательные качества.

Какие  еще меры поощрения в воспитании детей применимы в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В числе наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощрения следует назвать прежде всего поручение почетных обязанностей.

Мерой поощрения является и предоставление дополнительных прав. В качестве индивидуального поощрения это не редко связывается с присвоением различных почетных званий. Необходимо иметь в виду, что предоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлению отдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощрения осуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительной мере функцией коллектива.

Ещё одна из наиболее распространенных мер поощрения - присуждение почетного места в соревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами - премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п.

Своеобразной формой присуждения почетных мест в соревновательно-творческой деятельности школьников являются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок разного рода.

Такие поощрения способствуют развитию творческих способностей и интересов детей.

Распространенными формами поощрения являются разного рода почетные грамоты и вымпелы. Количество их, как и вообще поощрений, не должно быть излишне большим.

 Важно, чтобы вручение этих поощрений победителям соревнований производилось в торжественной обстановке.

Поощрение и наказание относятся к одним из самых древних методов воспитания. И раньше и сейчас ни один элемент воспитания не обходится без этих методов.

Мы обязаны воспитывать детей, то есть, заложить в их сознание определённую систему правил поведения, нравственных ценностей, основ взаимоотношений между людьми. В процессе формирования личности именно поощрение и наказание выступают как основные показатели успешности или безуспешности процесса воспитания.

Использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходится всегда, Без использования этих методов невозможно воспитать полноценного члена общества, нравственного человека.

И хочется закончить свое выступление словами Эрмы Бомбек

«Ребёнок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает»

Список литературы

1.  Алымова Н. А., Белибихина Н. А. Сотрудничество педагогов и семьи: организация системы работы – Волгоград: Учитель, 2008

2. Андреева А. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьников. 2000. № 3.

3.  Кадман И., Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. №

4. Мирошниченко Т. А. Семья и школа: грани сотрудничества – Волгоград: Учитель, 2009

5.  Питюков В. Положительное подкрепление // Воспитание школьников. 2000. № 3.

6.  Спиваковская А.С. Как быть родителями (о психологии родительской любви). М., 1986.

7. Цабыбин С. А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч) - Волгоград: Учитель, 2006.

8. А. Ю. Гордин. Формирование товарищеских взаимоотношений педагога и воспитанников в школе, М., 1970.

9. Л. Ю. Гордин. Поощрения и наказания в воспитании детей, М., 1971.

10. А. Дистервег. Избранные педагогические сочинения, М., 1956.

11. П. Ф. Каптерев. О страхе и мужестве в первоначальном воспитании, С.-П., 1957.

12. И. Ф. Козлов и др. методика воспитательного процесса, М., 1969.

13. В. М. Коротов. Педагогическое требование, М., 1966.

14. В. А. Крутецкий. Возрастные психологические особенности подростка, М., 1970.

15. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960.

16. М. Д. Левитов. О психических состояниях человека, М., 1964.

17. Б. Ф. Ломов. Человек и техника. Очерки инженерной психологии, М., 1966.

18. Н. Е. Магарик. О мерах поощрения и взыскания в школе, Л., 1979.

19. А. С. Макаренко. Сочинения, в 7 томах, М., 1957-1958.

20. Б. И. Наумов. Поощрение и наказание в семье, М., 1962.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание в семье

Данная презентация поможет как классным руководителям подготовиться к родительскому собранию, так и родителям в воспитании подростков....

Родительское собрание "О поощрении и наказании"

В материале содержится презентация к родильскому собранию, выполненная в программе PowerPoint. Основная цель собрания: помочь родителям преодолеть непонимание собственных детей и предотвратить конфлик...

Беседа о поощрении и наказании в семье

  Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать п...

Родительское собрание "Поощрение и наказание "

1.Структурировать знания родителей в области воспитательных воздействий в отношении подростка. 2.Создать условия для оценки родителями собственной системы воспитания; 3.Ознакомить родителей ...

Меры поощрения и наказания в семье

Родительское собрание...

Тренинг для воспитателей "Наказывая, подумай зачем?"

Тематический тренинг для воспитателей работающих в коррекционной школе...

Консультация для родителей "Наказывая, подумай зачем?"

Наказывать, не наказывать, как наказывать – эта проблема волнует многих родителей и педагогов. Наказание чаще всего рассматривается в «карательном» аспекте: есть факт проступка и за ...