Рабочая программа
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Диинчигеш» села Тоора-Хем Тоджинского района
Утверждаю: Заведующий МБДОУ д/с «Диинчигеш» ____________________Я.С. Кара-Сал «________» _____________________ | Принято на заседании педагогического совета протокол № ________ «______» ________________ |
Рабочая учебная программа (по ФГОС)
второй младшей и средней группы
(Составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.– М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015)
Воспитатели:
Чечен Буяна Борисовна
Тандарай Анай-Хаак Аркадьевна
2020-2021 уч. г.
Содержание
I Целевой раздел……………………………………………………………………………3-11
1.1Пояснительная записка………………………………………………………………………3
1.2Характеристика особенностей развития детей группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет………………………………………………………………………………………6
Возрастные особенности детей 3 - 4 лет………………………………………………………7
1.2.1 Комплектование группы……………………………………………………………...…9
1.2.2 Социальный паспорт 2-ой младшей и средней группы……………………………….9
1.2.3. Лист здоровья 2-ой младшей и средней группы……………………………………...10
1.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми………………………………...10
II Содержательный раздел (Содержание психолого-педагогической работы по образовательным областям)…………………………………….......................................12-20
2.1Образовательная область «Физическое развитие»…………………………………….….12
2.2Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…………..............14
2.3Образовательная область «Познавательное развитие»…………………………………...15
2.4Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………………….17
2.5Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»………………….18
III Организационный раздел……………………………………………………………..21-30
3.1Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении……………....21
3.2Перечень основных видов организованной образовательной деятельности (учебный план, сетка непосредственно-образовательной деятельности)…….....................................22
3.3Материально-техническое обеспечение Программы……………………………………..25
3.3.1Организация развивающей предметно-пространственной среды…………………..…25
3.3.2Программно-методическое обеспечение образовательного процесса………………...26
3.4Взаимодействие с родителями группы…………………………………………………….27
3.5Целевые ориентиры освоения программы………………………………………………...28
Список литературы……………………………………………………………………………..29
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Рабочая образовательная программа предназначена для построения системы педагогической деятельности группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач образовательных областей, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа рассчитана на 2020-2021 учебный год.
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155, с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .Разработка Программы регламентирована нормативно-правовой и документальной основой, куда входят:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и приложение к нему;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);
- Устав МБДОУ д/с «Диинчигеш»
Рабочая Программа составлена на основе:
- Основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
- Годового плана воспитательно-образовательной деятельности МБДОУ д/с «Диинчигеш»
- Годового учебного календарного графика на текущий учебный год.
Рабочая программа 2-ой младшей и средней группы дошкольного возраста составлена по образовательным областям:
1.Физическое развитие,
2.Социально-коммуникативное развитие,
3.Познавательное развитие,
4.Художественно-эстетическое развитие,
5.Речевое развитие.
В Программе отражена обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы составлена с учётом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Цели обязательной части Программы: определение содержания и организации образовательной деятельности в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет МБДОУ д/с «Диинчигеш» и создание:
1. Условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в соответствующих возрасту видах деятельности;
2.Развивающей образовательной среды для позитивной социализации и индивидуализации детей.
Задачи обязательной части Программы:
1.Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
3.Обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
4.Создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5.Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6.Формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
7.Обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8.Формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9.Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями Республики Тыва.
Основными целями реализации программы являются следующие:
– воспитание у ребенка уважения к родителям, их культурной самобытности, к языку и национальным ценностям страны проживания и страны происхождения, к культурам, отличным от его собственной;
– воспитание любви к Родине;
– подготовка ребенка к сознательной жизни в демократическом обществе в духе взаимопонимания, мира, дружбы между всеми народами, этническими, национальными группами.
Цели отвечают содержанию и направленности международных и российских документов о правах ребенка и об образовании.
Задачи программы:
1. Воспитание основ духовной культуры, формирование морально-этического отношения, гражданской позиции:
– к семье, родному дому, городу (селу, поселку), Родине;
– к природе родного края;
– к языку, истории и культурному наследию своего народа и людей, среди которых проживает ребенок.
2. Побуждение ребенка к проявлению сострадания, заботливого отношения, внимательности, уважения к родным и близким людям, к друзьям и сверстникам, в том числе представителям различных национальностей, к тем, кто о нем заботится в детском саду, дома или сам нуждается в его участии.
3. Воспитание уважительного отношения к людям и результатам их труда, родной земле, государственной символике и этническим символам, традициям страны, к государственным и народным праздникам.
4. Воспитание чувства собственного достоинства, уважительного отношения не только к своей этнической группе, но и уважения, симпатии, добрых чувств к людям других национальностей.
5. Ознакомление детей с историей, природой , села, в котором они живут, с людьми, прославившими эти места.
6. Ознакомление с особенностями языка, бытом и традициями людей, проживающих в Тыве – в том числе с семейными и народными обычаями, народным этикетом, традициями гостеприимства.
7. Обучение этике межнационального общения и «культуре мира».
8. Формирование активной гражданской позиции, чувства патриотизма и национальной гордости, позитивного отношения к разнообразию культур.
Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО:
1.Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2.Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3.Уважение личности ребенка;
4.Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
1.Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5.Сотрудничество детского сада с семьёй;
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
9.Учёт этнокультурной ситуации развития детей.
1.2 Характеристика особенностей развития
детей 2-ой младшей и средней группы дошкольного возраста.
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности. Появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
Возрастные особенности детей 3 - 4 лет
Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром.В раннем возрасте ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, малыш получил ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления малышу большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием. Важно понять, что характерное для ребенка третьего года жизни требование «я - сам» прежде всего отражает появление у него новой потребности в самостоятельных действиях, а не фактический уровень его возможностей. Поэтому задача взрослого - поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать веру ребенка в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий. Главное в работе с младшими дошкольниками состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности. Стремление к самостоятельности формируется у младшего дошкольника в опыте сотрудничества со взрослыми. В совместной с ребенком деятельности взрослый помогает освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление малыша добиться лучшего результата. Доверие и привязанность к воспитателю - необходимые условия хорошего самочувствия и развития ребенка в детском саду. Младший дошкольник особенно нуждается в материнской поддержке и заботе воспитателя. В течение дня педагог должен к каждому ребенку проявить свое доброе отношение: приласкать, назвать ласковым именем, погладить. Ощутив любовь воспитателя, младший дошкольник становится более общительным. Он с удовольствием подражает действиям взрослого, видит во взрослых неиссякаемый источник новых игр, действий с предметами.
К концу младшего дошкольного возраста начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к самостоятельности и в то же время не может справиться с задачей без помощи взрослого, он любит близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Поэтому характеристики, которые ребенок дает другим людям, очень субъективны. Тем не менее, эмоционально здоровому дошкольнику присущ оптимизм. В 3-4 года дети начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников, а затем косвенно контролироваться взрослыми. К четырем годам рост ребенка достигает 100-102 см. Вес детей в среднем 16-17 кг (между тремя и четырьмя годами прибавка в весе составляет 2 кг).
Ребенок владеет разнообразными действиями с предметами, хорошо ориентируется в различении таких форм, как круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте). Он активно стремится к самостоятельности, уверенно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.В играх ребенок самостоятельно передает несложный сюжет, пользуется предметами-заместителями, охотно играет вместе со взрослым и детьми, у него есть любимые игры и игрушки. Он умеет заводить ключиком механическую игрушку, составлять игрушки и картинки из нескольких частей, изображать в игре зверей и птиц. Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержит все части речи. Он знает наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо интересуется окружающим, запас его представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки, одобряемые взрослыми. Он жизнерадостен и активен, его глаза с неиссякаемым любопытством вглядываются в мир, а сердце и ум открыты для добрых дел и поступков.
1.2.1. Комплектование группы
Возраст детей | Количество детей | Мальчики | девочки |
3-4 лет | 22 | 17 | 5 |
1.2.2 Социальный паспорт 2-ой младшей и средней группы
№ | ФИО ребенка | Полная/неполная семья | Сколько детей в семье | Образование мамы | Образование папы |
1 | Баглат Дамирлан | Полная | 4 | Средн.спец | Средн.спец |
2 | Бичемей Ясмина | Полная | 3 | Высшее | Средн.спец |
3 | Доптуг-оол Ангараг | Полная | 3 | высшее | высшее |
4 | Донгак Базыр | Неполная | 1 | Средн.спец | |
5 | Донгак Камила | Полная | 4 | высшее | высшее |
6 | Камзаров Алдар | Полная | 1 | Средн.спец | среднее |
7 | Кожалар Александра | Полная | 3 | Средн.спец | Средн.спец |
8 | Куулар Акчол | Полная | 4 | высшее | Средн.спец |
9 | Кужугет Доржу | Полная | 3 | высшее | Средн.спец |
10 | Кол Байыр | Неполная | 3 | Средн.спец | |
11 | Монгуш Билзек | Полная | 4 | Средн.спец | Средн.спец |
12 | Монге-Байыр Антон | Полная | 3 | высшее | среднее |
13 | Дамбаа Даян | Полная | 2 | высшее | высшее |
14 | Сендажы Отчугаш | Неполная | 1 | высшее | |
15 | Серээдар Айдыс | Полная | 3 | средн.спец | среднее |
16 | Слепокуров Сергей | Полная | 2 | высшее | высшее |
17 | Тамдын-оол Батый | Полная | 4 | высшее | Средн.спец |
18 | Тамдын-оол Чойган | Полная | 3 | высшее | Средн.спец |
19 | Товут Норбу | Неполная | 3 | Средн.спец | |
20 | Тонгурбан Таисия | Полная | 4 | Средн.спец | среднее |
21 | Чорбаа Намдол | Полная | 5 | высшее | Средн.спец |
22 | Чорбаа Батыр-Булат | Полная | 2 | высшее | Средн.спец |
23 | Чукпанай Амир | Полная | 4 | высшее | Средн.спец |
21 | Хомушку Ай-Мерген | Полная | 1 | Средн.спец | высшее |
Всего:23 | полная-19 | многодетная-17 | Высшее - 14 | высшее-5 | |
неполная-4 | средне/спец.- 10 | средне/спец.-11 |
1.2.3. Лист здоровья 2-ой младшей и средней группы
№ | ФИО ребенка | Рост (см) | Вес (кг) | Группа здоровья |
1 | Баглат Дамирлан | 96 | 14 | |
2 | Бичемей Ясмина | 83 | 11 | |
3 | Доптуг-оол Ангараг | 101 | 14.2 | |
4 | Донгак Базыр | 95 | 15.5 | |
5 | Донгак Камила | 105.4 | 17.9 | |
6 | Камзаров Алдар | 97 | 15.9 | |
7 | Кожалар Александра | 103 | 13.8 | |
8 | Куулар Акчол | 92.3 | 14.6 | |
9 | Кужугет Доржу | 105 | 16 | |
10 | Кол Байыр | 94 | 15 | |
11 | Монгуш Билзек | 96 | 14.6 | |
12 | Монге-Байыр Антон | 94.1 | 16.4 | |
13 | Дамбаа Даян | 92.3 | 13.5 | |
14 | Сендажы Отчугаш | 95 | 14.3 | |
15 | Серээдар Айдыс | 107 | 15.5 | |
16 | Слепокуров Сергей | 115 | 18 | |
17 | Тамдын-оол Батый | 104 | 17.9 | |
18 | Тамдын-оол Чойган | 87 | 15 | |
19 | Товут Норбу | 94.3 | 14.3 | |
20 | Тонгурбан Таисия | 94.5 | 13.8 | |
21 | Чорбаа Намдол | 95 | 14.5 | |
22 | Чорбаа Батыр-Булат | 86 | 15.2 | |
23 | Чукпанай Амир | 90.3 | 14.5 | |
24 | Хомушку Ай-Мерген | 100 | 15 |
1.3 Планируемые результаты освоения Программы детьми.
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые отражают социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
К целевым ориентирам для детей средней группы следует отнести социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО:
- ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;
- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в пяти образовательных областях.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определённые направления развития и образования детей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением со стороны педагога-психолога.
2.1 Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательные направления: «Здоровье», «Физическая культура»
Пояснительная записка
Образовательная область «Физическое развитие» включает в себя два образовательных направления: «Здоровье» и «Физическая культура».
Содержание направления «Здоровье» нацелено на достижение охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья через решение следующих задач:
сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
-воспитание культурно-гигиенических навыков;
-формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Содержание направления «Физическая культура» нацелено на достижение целей формирования у детей интереса к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение задач:
-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации);
-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);
-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
Во всех формах организации двигательной деятельности необходимо не только формировать у детей двигательные умения и навыки, но и воспитывать целеустремленность, самостоятельность, инициативность, развивать умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
На пятом году жизни движения ребенка становятся более уверенными и координированными. Внимание приобретает все более устойчивый характер, совершенствуется зрительное, слуховое и осязательное восприятие, развивается целенаправленное запоминание. Дети уже способны различать разные виды движений, выделять их элементы. У них появляется интерес к результатам движения, потребность выполнять его в соответствии с образцом. Все это позволяет приступить к обучению технике выполнения основных движений, отработке их качества. Полученные на занятиях знания о значении физических упражнений для организма человека помогают воспитать потребность быть здоровым и вести здоровый образ жизни. Педагогам необходимо продолжать начатую в младшей группе работу по укреплению здоровья детей. Для этого необходимо ежедневно проводить: прогулки на воздухе в соответствии с режимом дня, комплекс закаливающих процедур; утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Основной формой систематического обучения детей физическим упражнениям является интегрированная деятельность, которая состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В каждой из них достигается определённый уровень развития интегративных качеств ребёнка. Продолжительность - 20-25 минут.
В группе среднего дошкольного возраста проводятся три физкультурных мероприятия в неделю, одно из них - на прогулке. Продолжительность каждой части увеличивается по сравнению с предыдущим годом за счет усложнения упражнений, отработки техники движений и увеличения времени выполнения.
К концу пятого года дети могут:
-ходить и бегать, соблюдая правильную технику движений;
-лазать по гимнастической стенке, не пропуская реек, перелезая с одного пролета на другой; ползать разными способами: опираясь на кисти рук, колени и пальцы ног, на стопы и ладони; на животе, подтягиваясь руками;
-принимать правильное исходное положение в прыжках с места, мягко приземляться, прыгать в длину с места на расстояние не менее 70 см;
-ловить мяч кистями рук с расстояния до 1,5 м; принимать правильное исходное положение при метании, метать предметы разными способами правой и левой рукой; отбивать мяч о землю (пол) не менее пяти раз подряд;
-выполнять упражнения на статическое и динамическое равновесие;
-строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу;
-скользить самостоятельно по ледяным дорожкам (длина 5 м);
-ходить на лыжах скользящим шагом на расстояние до 500 м, выполнять поворот переступанием, подниматься на горку;
-кататься на двухколесном велосипеде, выполнять повороты направо, налево;
-ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону;
-придумывать варианты подвижных игр, самостоятельно и творчески выполнять движения;
-выполнять имитационные упражнения, демонстрируя красоту, выразительность, грациозность, пластичность движений.
Освоение и совершенствование умений и навыков в основных видах движений, подвижных играх и спортивных упражнениях должно предусматриваться во всех формах работы, организуемых воспитателем: на физкультурных занятиях, на утренней прогулке, во время индивидуальной работы на вечерней прогулке.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планирует и организует инструктор по физической культуре во взаимосвязи с воспитателями, которые оказывают помощь, осуществляют страховку, следят за самочувствием детей, проводят индивидуальную работу.
Непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию планируется в соответствии с требованиями Программы «От рождения до школы» и с опорой на методические пособия:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Задачи физического развития реализуются также интегрировано со всеми образовательными областями в непосредственно образовательной деятельности, режимных моментах, совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей, досуговой деятельности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков планируется перспективно на каждый месяц в соответствии с требованиями программы «От рождения до школы».
2.2 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Образовательное направление «Труд»
Пояснительная записка
Основной целью трудового воспитания в дошкольном возрасте является формирование положительного отношения к труду. Реализация данной цели осуществляется через решение следующих задач:
-ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда и воспитание уважения к людям труда, а также бережного отношения к его результатам;
-организация трудовой деятельности детей, в процессе которой формируются трудовые навыки, навыки организации работы, а также положительные взаимоотношения ребенка со взрослыми и сверстниками.
К концу пятого года дети могут:
-бережно относиться к своей одежде, уметь приводить её в порядок;
-самостоятельно поддерживать порядок в помещении и на участке детского сада;
-ухаживать за птицами и растениями в групповой комнате и на участке;
-самостоятельно убирать своё рабочее место после окончания занятий и выполнять обязанности дежурных по столовой.
Образовательное направление «Безопасность»
Пояснительная записка
Целевым ориентиром направления «Безопасность» является формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, а также формирование у них основ безопасности окружающего мира (экологического сознания).
Этот процесс происходит через решение следующих задач:
-формирование представлений об опасных для человека и природы ситуациях;
-формирование осмотрительного и осторожного отношения к опасным ситуациям в жизни человека;
-приобщение к правилам безопасного поведения в быту, на улице и на природе;
-формирование знаний о Правилах дорожного движения.
К концу пятого года дети могут:
Низкий уровень. Знает, какой транспорт передвигается на дороге. Знает его части; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
Средний уровень. Знает, какой транспорт передвигается по дороге (проезжей части) и железной дороге. Знает составные части транспорта. Знаком с работой шофера, машиниста. Знает о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре, улице, в транспорте; на зимней дороге, знает назначение каждого цвета светофора.
Высокий уровень. Ориентирован в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару. Знает о назначении светофора и всех его сигналов, хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представления о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Имеет представления о назначении специализированного транспорта: пожарной машины, милицейской машины, скорой помощи. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге. Ориентирован в том, что движение машин может быть односторонним и двусторонним и проезжая часть улицы при двустороннем движении может разделяться линией. Знает о том, что на дороге есть «островок безопасности» и имеет представления о его назначении. Знает, в каком городе живет и какой у него адрес. Знает безопасный путь от детского сада домой. Ориентирован в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знает и объясняет назначение таких дорожных знаков, как «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение», «Дети».
Образовательное направление «Социализация»
Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:
-развитие игровой деятельности детей;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу».
2.3 Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательное направление «Познание»
Раздел: Формирование элементарных математических представлений
Пояснительная записка
Раздел «Формирование элементарных математических представлений» является одной из составляющих содержания образовательного направления «Познание». Развитие элементарных математических представлений имеет большое значение в умственном воспитании детей.
Цель программы по элементарной математике - формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование представления о количестве предметов разного цвета, размера, формы;
- развитие умения определять равенство или неравенство частей множества;
- развитие умения отсчитывать предметы из большого количества (на основе наглядности);
- совершенствование умения сравнивать предметы по величине;
- расширение представлений о геометрических фигурах;
- развитие умения ориентироваться в пространстве и во времени.
Условием успешной реализации программы по элементарной математике является организация особой предметно-развивающей среды в группах на участке детского сада для прямого действия детей со специально подобранными группами предметов и материалами в процессе усвоения математического содержания.
В средней группе длительность занятия составляет 15-20 минут. В процессе обучения широко используются дидактические игры.
К концу пятого года дети могут:
-различать, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, форму, величину);
-считать до 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?»;
-сравнивать две группы путем поштучного соотнесения предметов (составления пар);
-раскладывать 3—5 предметов различной величины (длины, ширины, высоты) в возрастающем (убывающем) порядке; рассказать о величине каждого предмета в ряду;
-различать и называть треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; шар, куб, цилиндр; знать их характерные отличия;
-находить в окружающей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры;
-определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз);
-различать левую и правую руки;
-определять части суток.
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию планируется по методическим пособиям:
- Колесникова Е.В. Я считаю до пяти, Математика для детей 4-5 лет.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Перспективный план непосредственно – образовательной деятельности «Формирование элементарных математических представлений» (см.приложение № 6)
Образовательное направление «Познание»
Раздел: «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»
Пояснительная записка
Раздел рабочей программы «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора» является одной из составляющих направления «Познание» и включает в себя следующие части: предметное окружение, явления общественной жизни, мир природы.
Каждая составляющая часть раздела рабочей программы имеет свою базовую основу.
Введение в предметный мир предполагает формирование представлении о предмете как таковом и как о творении человеческой мысли и результатов деятельности.
В ознакомлении детей с явлениями общественной жизни стержневой темой является жизни и труд людей.
В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Цель раздела - расширять представления детей об окружающем мире.
Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- формирование умения сравнивать и группировать предметы окружающего мира по их признакам (цвет, форма, величина, вес);
- уточнение, систематизация и углубление знаний о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах;
- формирование представлений о видах человеческого труда и профессиях;
- развитие интереса к миру природы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира;
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
К концу пятого года дети могут:
-называть самые разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение, называть свойства и качества, доступные для восприятия и обследования;
-проявлять интерес к предметам и явлениям, которые они не имели (не имеют) возможности видеть;
-с удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности направленных на то, чтобы порадовать взрослых, детей (взрослого, ребенка);
-составить рассказ о своем родном селе;
-рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать милиционером, пожарным, военным и т. п.);
-знать о значении денег и пользоваться в игре аналогами денежных купюр;
-участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и неживом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им;
-рассказывать о сезонных изменениях природы.
Непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию в данном разделе планируется по методическим пособиям:
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
2.4 Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательное направление: «Коммуникация»,
Пояснительная записка
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Целевым ориентиром направления «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
-развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
-формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
К концу пятого года дети могут:
-значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
-активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
-осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
-осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
-подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
-рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
-активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию планируется перспективно по методическим пособиям:
- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Затулина Г.Я.: Конспекты комплексных занятий по развитию речи (средняя группа).
- Колесникова Е.В. Программа "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты"
Образовательное направление «Чтение художественной литературы»
Пояснительная записка
В программе художественная литература рассматривается как самостоятельный вид искусства. Литературный материал напрямую не связан ни с одним из программных разделов, хотя оказывает очень большое влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру.
Содержание направления «Чтение художественной литературы» нацелено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении книг через решение следующих задач:
-формирование целостной картины мира;
-развитие литературной речи;
-приобщение к искусству слова.
Программные задачи необходимо решать на занятиях и вне их.
Детям по возможности следует читать каждый день (и новые, и уже знакомые им произведения).
К концу пятого года дети могут:
-высказать желание послушать определенное литературное произведение;
-с интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг;
-назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего;
-с помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки;
-дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочитать еще раз?».
2.5 Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательное направление «Художественное творчество»
Разделы: «Рисование, аппликация, лепка»
Пояснительная записка
«Развитие продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация»
Содержание направления «Художественное творчество» нацелено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности и удовлетворение потребности детей дошкольного возраста в самовыражении.
Основными задачами художественно-эстетического развития являются:
- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация);
- развитие детского творчества;
- приобщение к изобразительному искусству.
Для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях.
1.Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.
2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.
3.Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.
4.Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.
5.Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на занятиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.
6.Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для занятий рисованием, лепкой,аппликацией.
Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.
К концу пятого года дети могут:
-выделять выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки, проявлять интерес к книжным иллюстрациям.
В рисовании
-изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных жирных мелков и др.;
-передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета;
-украшать силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. Познакомить с Городецкими изделиями. Развивать умение выделять элементы городецкой
росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть, называть цвета, используемые в росписи.
В лепке
-создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию; использовать все многообразие усвоенных приемов.
В аппликации
-правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник), вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы;
-аккуратно наклеивать изображения предметов, состоящих из нескольких частей;
-подбирать цвета в соответствии с цветом предметов или по собственному желанию;
-составлять узоры из растительных форм и геометрических фигур.
Непосредственно образовательная деятельность по продуктивной деятельности планируется по методическим пособиям:
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Планирование конспекты, методические рекомендации
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду. Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды).
Режим дня в холодное время
второй младшей и средней группы 2020-2021 уч.год
Режимный момент | Время |
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7:30-8:30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8:30-8:50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8:50-9:00 |
Организованная образовательная деятельность | 9:00-9:15 9:20-09:35 09:45-10:00 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10:00 – 10:10 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10:10-11:40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 11:40-12:00 |
Подготовка к обеду, обед | 12:00-12:50 |
Подготовка к дневному сну, дневной сон | 12:50-15:00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры | 15:00-15:25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15:25-15:35 |
Игры, самостоятельная деятельность | 15:35-16:00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16:00-17:30 |
Возвращение с прогулки | 17:30-17:40 |
Подготовка к ужину, ужин | 17:40-18:10 |
Игры, уход детей домой | 18:10-19:30 |
Режим дня в теплое время
второй младшей и средней группы 2020-2021 уч.год
Режимный момент | Время |
Прием и осмотр, игры, дежурство, утренняя гимнастика | 7:30-8:30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8:30-8:50 |
Игры, самостоятельная деятельность | 8:50-9:00 |
Организованная образовательная деятельность | 9:00-9:15 9:20-09:35 09:45-10:00 |
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак | 10:00 – 10:10 |
Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд) | 10:10-11:40 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 11:40-12:00 |
Подготовка к обеду, обед | 12:00-12:50 |
Подготовка к дневному сну, дневной сон | 12:50-15:00 |
Подъем, воздушные, водные процедуры | 15:00-15:25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15:25-15:35 |
Игры, самостоятельная деятельность | 15:35-16:00 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 16:00-17:50 |
Возвращение с прогулки | 17:50-18:00 |
Подготовка к ужину, ужин | 18:00-18:20 |
Игры, уход детей домой | 18:20-19:30 |
3.2 Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Учебный план
по программе дошкольного образования «От рождения до школы», под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
в группе среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет на 2017-2018 учебный год.
Сетка-расписание
видов непосредственной образовательной деятельности
во 2-й младшей и средней группе дошкольного возраста
за 2020-2021 учебный год
Комплексные занятия по программе «от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Неделя | непосредственной образовательной деятельности |
ПОНЕДЕЛЬНИК | 1.Познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с социальным миром, предметным окружением, с миром природы). 2.Изобразительная деятельность (рисование) с элементами музыкальной деятельности. 3.Музыка. |
ВТОРНИК | 1.Познавательно-исследовательская деятельность ( формирование элементарных математических представлений) 2.Физическая культура |
СРЕДА | 1.Речевая деятельность (развитие всех компонентов устной речи), коммуникативная деятельность (социализация, развитие общения, нравственное воспитание, формирование основ безопасности). 2.Изобразительная деятельность (лепка) 3.Музыка. |
ЧЕТВЕРГ | 1.Изобразительная деятельность (конструктивно- модельная деятельность/аппликация) 2.ОБЖ 3.Физическая культура |
ПЯТНИЦА | 1.Речевая деятельность (приобщение к художественной литературе и фольклору). 2.Физическая культура на прогулке. 3.Родной язык |
Комплексный план
по реализации основных мероприятий во второй и средней группе
на период 2020-2021 учебный год
Месяцы | Название мероприятий | Наглядная информация | Сроки |
Сентябрь | 1.Родительское собрание: «Самообслуживание в жизни ребёнка» Выборы родительского комитета. | рекомендаций родителям по работе с детьми дома «Как воспитывать самостоятельность?!», «Я сам!», «Алгоритм одевания, умывания!» | 2-3 неделя |
2.Утренник «Осень золотая в гости к нам пришла» Цель: Формирование положительного имиджа детского сада в сознании родителей; установление партнерских отношений с семьями воспитанников | «Дары осени» Цель:Совместно приготовить осенний урожай для ярмарки, интересно оформить, используя стихи, рекламу. | 4неделя | |
Октябрь | 1. Консультация «Играем пальчиками и развиваем речь» | 1неделя | |
2. Памятка для родителей «Правила дорожного движения». Памятка родителям о ПДД | 2 неделя | ||
3. Спортивное развлечение. День здоровья «Солнце воздух и вода наши верные друзья». | 3-4 неделя | ||
4. Посещение родителей и детей на дому. | Весь месяц | ||
Ноябрь | 1. Показ слайдов ко Дню Матери. Конкурс «Самая любимая моя мама» | 1-неделя | |
2. Индивидуальная беседа с родителями на тему «Можно», «Нельзя», «Надо» - первые нравственные понятия» Цель: Расширение педагогического кругозора родителей за счет пополнения средств и методов воспитания детей; решение проблемных ситуаций. | Папка передвижка «можно», «нельзя», «надо». | 1-2 неделя | |
3. Сюжетно-ролевая игра по правилам дорожного движения «Мой дом, мое село». | 2-неделя | ||
Декабрь | 1. Групповое родительское собрание « О здоровье –всерьез» | 1-2 неделя | |
2. Участие родителей в конкурсе «Новогодняя игрушка». | 2-неделя | ||
3. Новогодний утренник «Здравствуй, здравствуй новый год!» | 4неделя | ||
4.Консультация «Физкультминутки-что это?» | 3-неделя | ||
1.Анкетирование на тему: «Знаете ли Вы своего ребенка?» | 1неделя | ||
2.Обновление информационного материала для родителей: «Безопасность в зимней дороге» | 1-неделя | ||
Январь | 2.Привлечь родителей к постройке снежных фигур « В мире сказочных героев» | 1-2неделя | |
3. Совместный конкурс рисунков взрослых и детей на тему «Зимние развлечения» | 3-неделя | ||
1.Подготовка и проведение утренника «Шагаа». | Весь месяц | ||
2. Рекомендации для родителей по организации питания детей. | 1-неделя | ||
Февраль | 3. Консультация для родителей «Математика в детском саду» | 2-неделя | |
4. Совместное проведение праздника « Дня Защитника Отечества» | 3-неделя | ||
1. Стенд для родителей «Как мы живем? - отражающий досуговую деятельность детей. | 1-неделя | ||
2. Совместный праздника «Любимые, милые, родные» Посиделки с мамами. | 2-3-неделя | ||
Март | 3.Консультация на тему «Дидактические игры и упражнения по математике» | 4-неделя | |
1.Месячник безопасности и жизнедеятельности: Тематические беседы- «Осторожно, скользкая дорога» | Весь месяц | ||
2. Международный день детской книги. Экскурсия в библиотеку. | 2-неделя | ||
Апрель | 3.День космонавтики- (первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина –космонавт) | 3-неделя | |
4. Памятка родителям о ПДД. Беседа на тему «1.2.3.4.5 – я иду гулять» | 1-неделя | ||
1.Праздник посвященный к Дню победы. Выставка детского творчества. | 1-неделя | ||
1. Групповое родительское собрание на тему «Безопасность ребенка» | |||
Май | 2. Консультация на тему «Как воспитывать маленького патриота» | ||
3. Праздник « лето». Спортивный праздник. | 2-4неделя |
3.3 Материально-техническое обеспечение Программы.
3.3.1 Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Материально-технические условия реализации Программы соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, описанным в СанПиН 2.4.1.3049-13;
- правилам пожарной безопасности;
- требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде;
- требованиям к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение, предметы).
Кроме групповых помещений для успешной реализации Программы используются: кабинет учителя-логопеда, медицинский кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя; спортивный и музыкальный залы.
На прогулках максимально используется территория ДОУ: площадка для прогулок, физкультурная площадка, участки для наблюдений, экспериментальной деятельности и трудовых действий детей (огород, клумбы, зелёная зона).
Развивающая предметно-пространственная среда содержательна ,трансформируема, полуфункциональна, вариативна, доступна и безопасна; обеспечивает реализацию образовательной программы.
3.3.2 Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы и средства обучения и воспитания
Образовательная область «Физическое развитие»
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
Л.Н. Пензулаева «Физическая культура в детском саду». Средняя группа. М., «Мозаика-синтез» 2015г.
«Социально – коммуникативное развитие»
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности, М.: ТЦ Сфера, 2016.
Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТМТВО-ПРЕСС», 2013.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности во второй младшей группе» М. «Мозаика-синтез, 2014г.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности в средней группе» М. «Мозаика-синтез, 2014г.
Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 3-7 лет» – М.: Мозаика-Синтез, 2016 г.
Коломойченко Л.В., Чугаева Г.И., Югова Л.И. Дорогою добра. Занятия для детей 3-5 лет по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. М.: ТЦ Сфера, 2017 г.
Дошкольное образование. Конспект занятий по этическому воспитанию.
Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Изд. Волгоград: Учитель
Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Образовательная область «Речевое развитие»
Гербова В. В. «Развитие речи в детском саду. Средняя группа» М. Мозаика-Синтез, 2014 г.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты» М.: Ювента, 2015 г.
Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Средняя группа. Методическое пособие. –М.:Центр педагогического образования, 2015 г.
Направление «Чтение художественной литературы»
Хрестоматия. 2 младшая группа детского сада. М.: РОСМЭН
Образовательная область «Познавательное развитие»
Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Дыбина О.В. Творим, изменяем, преобразуем. Игры-занятия для дошкольников.
Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Дыбина О.Б. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе» М., «Мозаика-синтез», 2010г.
Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях.
Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Шорыгина Т.А. Беседы о Великой Отечественной войне. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Паникова Е.А., Инкина В.В. Беседы о космосе. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Шорыгина Т.А. Беседы о хлебе. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. М.: ТЦ Сфера, 2016 г.
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
Колесникова Е.В. «Математические ступеньки» Математика для детей 4-5 лет. Методическое пособие.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015 г.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе » М., «Мозаика-синтез», 2008г.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. Шорыгина Т.А. Эстетические сказки. Беседы об искусстве и красоте. М.: ТЦ Сфера, 2017 г
Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду» М. «Мозаика-синтез», 2008г.
Куцакова Л.В. «Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе»
М., «Мозаика-синтез», 2006г.
3.4 Взаимодействие с родителями группы
Содержание работы с семьей по направлениям:
«Здоровье»:
- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).
«Физическая культура»:
- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях.
«Безопасность»:
- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них.
«Социализация»:
- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения.
«Труд»:
- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников.
«Познание»:
- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками.
«Коммуникация»:
- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.
«Чтение художественной литературы»:
- доказывать родителям ценность домашнего чтения.
«Художественное творчество»:
- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома.
«Музыка»:
- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.
3.5 Целевые ориентиры освоения программы.
-ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
-ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;
-творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;
-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;
-ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.
-ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;
-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
-склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
3.8 Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения рабочей программы.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в сентябре –октябре, апреле-мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги, психологи и медицинские работники. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в Диагностическую карту в рамках образовательной программы.
Анализ карт развития позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
В целях предотвращения переутомления воспитанников во время мониторингового исследования занятия не проводятся.
Список литературы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Региональная парциальная программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста в Крыму «Крымский веночек»
- Комплексное перспективное планирование. Средняя группа. / Под ред. Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Пензулаева Л.И. Физические занятия в детском саду. Средняя группа: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию математических представлений в средней группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
- Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2013.
- Комарова Т.С. Художественное творчество. Система работы в средней группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...
Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...