Форсайт-технологии
методическая разработка

Стругалёва Марина Петровна

На уроках ОРКСЭ,ОДНКР я часто  использую форсайт-технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forsayt-tehnologii_doklad.docx81.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тезисы Стругалевой М.П.

«Использование форсайт-технологии в преподавании предмета ОРКСЭ».

Добрый день, коллеги! Поздравляю всех с началом учебного года. Хочу занять ваше внимание рассказом   о своем опыте работы, может кому-то это будет полезно.

 Среди новых  методов обучения и воспитания, в последние несколько лет активно развиваются форсайт-технологии.

Мною  представлен опыт работы использования форсайт-технологии  «Качели времени» в предметной области «ОРКСЭ». Современный  школьник теряется в огромном потоке информации. Как же помочь ученику? Как увлечь его  школьным предметом?

 Требовался поиск новых способов сотрудничества с детьми в школе. Я убедилась, что для решения этих задач необходимо применять универсальную технологию. Ее основы я нашла в идеях Сергея Тетерского, которые отразились в форсайт- технологии с методом «Качели – времени».    

        Форсайт (взгляд в будущее, предвидение) – это инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц участвовать в нем, договориться об образе своего будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Основа методики: совместная работа участников на «карте времени», работа не с текстами, а с образами и схемами.

Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:

 1 этап: перемещаемся в будущее

 Т.е участнику предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через короткие видеоролики, музыку, переместиться  возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.

2 этап: фиксируем дизайн будущего

Участники лично и колллективно (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы о созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Возможна работа по группам.

3 этап: корректируем настоящее

Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно). В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что было, что есть и что будет. 

       

Рассмотрим виды реализации форсайтов:

Форсайт-сессия - участники встречаются и обсуждают желаемое будущее. В результате диалога формируется  общее видение,  происходит обмен мнениями, позволяющий  перейти  к конкретным решениям.

      Я неоднократно использовала форсайт-сессии в своей практике. Например, согласно тематического плана  по теме «Любовь и уважение к Отечеству» с ребятами была проведена форсайт-сессия «Я-гражданин России». Дети обменивались мнениями о том, в какой роли они могут приносить пользу для своей страны в будущем и что нужно для этого сделать. Ребята передают карточки с вопросом конкретному лицу и получают ответ.

Форсайт-проект - цикл событий, в котором есть часть форсайт- технологии. Результатом может быть "Карта времени» со сроками и ресурсами.

    Основой методики является совместная работа участников на «карте времени», содержащей в себе горизонты событий на 5 лет вперед и событий, составляющих угрозу- «черные лебеди». «Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять.

Ребята составили «дорожную карту»,  включая:  предложения, события, возможность, технологии, угрозы и  вероятность  достижений в процентах.

Хочу показать,  как я применяю форсайт-проекты в работе  с группой по  теме «Храм».

     Вот уже несколько лет под моим руководством, осуществляется проектная  деятельность по возрождении и восстановлении  храмов Майнского района.

На данном слайде представлена групповая  работа с учениками:

2016г.- сбор информации о заброшенных храмах района. Составлен  маршрут святых мест Ульяновской области.

2017г.- сотрудничество со священнослужителями Храмов. Помощь в ремонте зданий и территорий.

2018г.- проведение благотворительной акции «Дорога к Храму». Организация выставки рисунков. (В рамках данной акции был проведен благотворительный концерт для все желающих. Были показаны творческие номера по актерскому мастерству, вокалу, хореографии. Ну, а самое главное-это результат. Собраны деньги на восстановление Свято-Троицкой церкви в с. Чуфарово).

2019г.- Участие ребят-волонтеров в молодежных православных лагерях: «Начни с себя» (с. Подлесное, с.Анненково), «Алоцвет» (с. Аксаково).

2020г.- реализация  и защита проектов в научно-исследовательских конкурсах различного уровня.

Форсайт-процесс - полноценный форсайт как процесс, который предшествует, дополняет и развивает любую стратегию, что  является его результатом.

    Форсайт как процесс хочу показать на примере индивидуальной работы по теме « Хранить память предков».            

    Под моим руководством в 2014 году с ученицей  разработали «карту сценария» по возрождении культурного наследия дворянской усадьбы рода Анненковых, которая сгорела в 2004году.   Сегодня это здание находится в руинах.

   

    Реализация проекта позволит учащимся школы, односельчанам и гостям оставить в памяти картину прошлых лет. Мы уже знали, что невозможно реконструировать наш памятник. Но сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет создание в школе музейной комнаты эпохи классицизма, где в центре внимания будет находиться макет памятника – Барская усадьба Анненковых.

Более детально хочу проиллюстрировать процесс создания музейной комнаты  фотографиями:

- сбор информации о барской усадьбы

- благоустройство территории и подготовка к ремонту комнаты. Акция «Начни с себя»

-открытие музейной комнаты «Дворянское гнездо»

- создание баннера

- проведении экскурсий

В 2015-2016 учебном году в стенах нашей школы открылась  музейная комната «Дворянское гнездо».                                                                                                                    

  Здесь собрана  информация об истории села, истории рода Анненковых. На данный момент  музейная комната представлена в стиле 20-30 годов, где веет культурой и бытом дворян Анненковых.

Итак, форсайт считается успешным, если участники прошли все три стадии:

 ■ создали образ будущего;

 ■ нарисовали карту сценариев;

■ договорились о путях достижения.

     Все коллективные работы с форсайт- технологиями объединяют общие ценности - семья, здоровье, образование, патриотизм. Именно эти факторы являются слагаемыми успеха для современного человека.

    Таким образом, применение форсайт- технологии «Качели времени» позволяет раскрыть потенциал обучающихся, используя предметную область как фундамент не только к гражданственности, но и формированию духовно-нравственного воспитания.

      Я считаю, что  результативность применения форсайт- технологии проявляется в повышении интереса учеников к учебному предмету ОРКСЭ. Технология форсайта может быть интересна для педагогов, поскольку имеет широкую область применения. Позволяет интегрировать урочную систему во внеурочную, задает курс развития учеников, помогает им творчески перерабатывать информацию в свое знание и источник полезности для окружения.

Спасибо за внимание! Приглашаю к сотрудничеству.

Читать онлайн «Rapid Foresight» бесплатно - Ridero


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Форсайт технология

Среди общепринятых и используемых методов обучения и воспитания, в последние несколько лет активно развивается форсайт-технология. Сама технология предполагает создание образа будущего через различные...

Презентация к выступлению "Качели времени" с применением форсайт-технологии

Данная презентация идет в сопровождении к выступлению на МО учителей ОРКСЭ,ОДНКР....