Форсайт-технологии
методическая разработка
На уроках ОРКСЭ,ОДНКР я часто использую форсайт-технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forsayt-tehnologii_doklad.docx | 81.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тезисы Стругалевой М.П.
«Использование форсайт-технологии в преподавании предмета ОРКСЭ».
Добрый день, коллеги! Поздравляю всех с началом учебного года. Хочу занять ваше внимание рассказом о своем опыте работы, может кому-то это будет полезно.
Среди новых методов обучения и воспитания, в последние несколько лет активно развиваются форсайт-технологии.
Мною представлен опыт работы использования форсайт-технологии «Качели времени» в предметной области «ОРКСЭ». Современный школьник теряется в огромном потоке информации. Как же помочь ученику? Как увлечь его школьным предметом?
Требовался поиск новых способов сотрудничества с детьми в школе. Я убедилась, что для решения этих задач необходимо применять универсальную технологию. Ее основы я нашла в идеях Сергея Тетерского, которые отразились в форсайт- технологии с методом «Качели – времени».
Форсайт (взгляд в будущее, предвидение) – это инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц участвовать в нем, договориться об образе своего будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.
Основа методики: совместная работа участников на «карте времени», работа не с текстами, а с образами и схемами.
Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:
1 этап: перемещаемся в будущее
Т.е участнику предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через короткие видеоролики, музыку, переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.
2 этап: фиксируем дизайн будущего
Участники лично и колллективно (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы о созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Возможна работа по группам.
3 этап: корректируем настоящее
Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно). В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что было, что есть и что будет.
Рассмотрим виды реализации форсайтов:
Форсайт-сессия - участники встречаются и обсуждают желаемое будущее. В результате диалога формируется общее видение, происходит обмен мнениями, позволяющий перейти к конкретным решениям.
Я неоднократно использовала форсайт-сессии в своей практике. Например, согласно тематического плана по теме «Любовь и уважение к Отечеству» с ребятами была проведена форсайт-сессия «Я-гражданин России». Дети обменивались мнениями о том, в какой роли они могут приносить пользу для своей страны в будущем и что нужно для этого сделать. Ребята передают карточки с вопросом конкретному лицу и получают ответ.
Форсайт-проект - цикл событий, в котором есть часть форсайт- технологии. Результатом может быть "Карта времени» со сроками и ресурсами.
Основой методики является совместная работа участников на «карте времени», содержащей в себе горизонты событий на 5 лет вперед и событий, составляющих угрозу- «черные лебеди». «Черные лебеди»: неожиданные события, которые могут все поменять.
Ребята составили «дорожную карту», включая: предложения, события, возможность, технологии, угрозы и вероятность достижений в процентах.
Хочу показать, как я применяю форсайт-проекты в работе с группой по теме «Храм».
Вот уже несколько лет под моим руководством, осуществляется проектная деятельность по возрождении и восстановлении храмов Майнского района.
На данном слайде представлена групповая работа с учениками:
2016г.- сбор информации о заброшенных храмах района. Составлен маршрут святых мест Ульяновской области.
2017г.- сотрудничество со священнослужителями Храмов. Помощь в ремонте зданий и территорий.
2018г.- проведение благотворительной акции «Дорога к Храму». Организация выставки рисунков. (В рамках данной акции был проведен благотворительный концерт для все желающих. Были показаны творческие номера по актерскому мастерству, вокалу, хореографии. Ну, а самое главное-это результат. Собраны деньги на восстановление Свято-Троицкой церкви в с. Чуфарово).
2019г.- Участие ребят-волонтеров в молодежных православных лагерях: «Начни с себя» (с. Подлесное, с.Анненково), «Алоцвет» (с. Аксаково).
2020г.- реализация и защита проектов в научно-исследовательских конкурсах различного уровня.
Форсайт-процесс - полноценный форсайт как процесс, который предшествует, дополняет и развивает любую стратегию, что является его результатом.
Форсайт как процесс хочу показать на примере индивидуальной работы по теме « Хранить память предков».
Под моим руководством в 2014 году с ученицей разработали «карту сценария» по возрождении культурного наследия дворянской усадьбы рода Анненковых, которая сгорела в 2004году. Сегодня это здание находится в руинах.
Реализация проекта позволит учащимся школы, односельчанам и гостям оставить в памяти картину прошлых лет. Мы уже знали, что невозможно реконструировать наш памятник. Но сохранить эту информацию и донести до широкого круга общественности поможет создание в школе музейной комнаты эпохи классицизма, где в центре внимания будет находиться макет памятника – Барская усадьба Анненковых.
Более детально хочу проиллюстрировать процесс создания музейной комнаты фотографиями:
- сбор информации о барской усадьбы
- благоустройство территории и подготовка к ремонту комнаты. Акция «Начни с себя»
-открытие музейной комнаты «Дворянское гнездо»
- создание баннера
- проведении экскурсий
В 2015-2016 учебном году в стенах нашей школы открылась музейная комната «Дворянское гнездо».
Здесь собрана информация об истории села, истории рода Анненковых. На данный момент музейная комната представлена в стиле 20-30 годов, где веет культурой и бытом дворян Анненковых.
Итак, форсайт считается успешным, если участники прошли все три стадии:
■ создали образ будущего;
■ нарисовали карту сценариев;
■ договорились о путях достижения.
Все коллективные работы с форсайт- технологиями объединяют общие ценности - семья, здоровье, образование, патриотизм. Именно эти факторы являются слагаемыми успеха для современного человека.
Таким образом, применение форсайт- технологии «Качели времени» позволяет раскрыть потенциал обучающихся, используя предметную область как фундамент не только к гражданственности, но и формированию духовно-нравственного воспитания.
Я считаю, что результативность применения форсайт- технологии проявляется в повышении интереса учеников к учебному предмету ОРКСЭ. Технология форсайта может быть интересна для педагогов, поскольку имеет широкую область применения. Позволяет интегрировать урочную систему во внеурочную, задает курс развития учеников, помогает им творчески перерабатывать информацию в свое знание и источник полезности для окружения.
Спасибо за внимание! Приглашаю к сотрудничеству.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Форсайт технология
Среди общепринятых и используемых методов обучения и воспитания, в последние несколько лет активно развивается форсайт-технология. Сама технология предполагает создание образа будущего через различные...
Презентация к выступлению "Качели времени" с применением форсайт-технологии
Данная презентация идет в сопровождении к выступлению на МО учителей ОРКСЭ,ОДНКР....
Проект. Моделирование системы патриотического и духовно-нравственного воспитания одаренных детей на основе квест-технологий и форсайт-технологий.
Материал предназначен для классных руководителей....