Доклад на Методсовет школы
материал (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Доклад «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.docx | 26.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская областная спецшкола
Методический совет школы.
Доклад
учителя русского языка и литературы
Меняйловой В.А.
«Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников».
2019-2020 уч.г.
Мотивация учебной деятельности – основное условие
успешного обучения школьников.
Учение, лишенное всякого интереса
и взятое только силой принуждения,
убивает в ученике охоту к овладению
знаниями. Приохотить ребенка к
учению гораздо более достойная
задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
Актуальность темы «Мотивация учебной деятельности – основное условие успешного обучения школьников» обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы - как в начальной школе, так и в основной. Единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Сегодня актуальной является тема школьной мотивации, так как не все дети, достигшие школьного возраста и старше, с желанием посещают школу. Хотелось бы немного сказать о самом понятии «школьной мотивации». Что это такое? Основу ее составляет потребность ребенка в чем-либо. Ребенок приходит в мир с врожденной потребностью познавать, т.е. потребностью во внешних впечатлениях и потребностью в активной деятельности. Иначе такую активность можно назвать – любознательность. Развитие данной потребности дает возможность расти ребенку, получать жизненный опыт. Поэтому ответить на вопрос «Что такое мотивация?» можно так: мотивация – это процесс побуждения человека к деятельности для достижения той или иной цели.
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Далее происходит формирование внутренней мотивации познавательных интересов: стремление преодолевать трудности, проявление интеллектуальной активности. Формирование внутренней мотивации является для ребенка ценным новообразованием в развитии сознательной деятельности.
Следующий этап – это формирование интереса к процессу учения. Как проверить, возникла ли ситуация для формирования учебно-познавательных мотивов? Или иначе готов ли ребенок к обучению в школе. Элементарные проявления готовности ребенка к учебной деятельности – это любовь к чтению, к рисованию. Успешное обучение без мотивации невозможно. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности - оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося может сыграть высокая позитивная мотивация, однако этот принцип не работает в обратном направлении – никакие способности ученика не могут заменить отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Учебная мотивация школьника может быть разной, в зависимости от его возраста или даже настроения. Чаще всего родители никак не объясняют ребенку свои требования по добросовестному выполнению домашних заданий – надо и все тут. Но ребенок может искренне не понимать, а зачем же действительно ему это надо. Как же привить ребенку желание учиться? К сожалению, одной универсальной методики нет, ведь у каждого ребенка есть свои особенности, которые обязательно должны быть учтены. Кроме того, на учебную мотивацию влияют и возрастные особенности школьника. Конечно же, первоклашка и ученик 8-9 класса относятся к учебе по-разному. Малыш-первоклассник еще совсем не понимает, что учиться хорошо нужно для поступления в ВУЗ и дальнейшего трудоустройства – он просто еще не умеет мыслить такими огромными периодами. При этом перспектива поступления в ВУЗ на желаемую специальность – отличный стимул для учебной мотивации старшеклассника.
Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Она актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Значение мотивации
- Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в цели обучаемых.
- Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности
- Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету
- Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов
Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности.
Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.
Формирование положительной мотивации
на отдельных этапах урока
Какую бы деятельность ученики ни осуществляли, они должны иметь психологическую полную структуру - от понимания, и постановки школьниками целей и задач через выполнение действий, приемов, способов и до осуществления действий самоконтроля и самооценки. Остановимся конкретнее на этапах формирования мотивации на отдельных этапах урока.
- Этап вызывания исходной мотивации.
На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
- Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.
Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы, вызывая интерес
- к нескольким способам решения задач и их сопоставление (познавательные мотивы),
- к разным способам сотрудничества с другим человеком (социальные мотивы).
Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
- Этап завершения урока.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.
Каждый этап урока учителю следует наполнять содержанием. Чтобы построить грамотную структуру урока, учителю важно владеть умением планировать ту часть развивающих и воспитательных задач, которая связана с мотивацией и с реальным состоянием умения учиться школьников. Обычно учителю легче планировать обучающие задачи (обучить решению такого-то класса задач), труднее намечать развивающие задачи (нередко они сводятся к формированию умения учиться в самом общем виде), и еще реже как особые развивающие задачи учителем планируются этапы формирования мотивации и ее видов.
Основные развивающие педагогические задачи, которые могут быть использованы учителем, стремящимся проводить целенаправленную работу по формированию мотивации и умения учиться:
- формировать у школьников умение учиться - расширять фонд действенных знаний, отрабатывать каждый из видов, уровней и этапов усвоения знаний;
- формировать у учащихся понимание целей и задач, их активное принятие для себя, самостоятельную постановку целей и задач учащимися, их формулирование:
- формировать у учащихся умение выполнять отдельные учебные действия и их последовательность (сначала по инструкции, затем самостоятельно);
- обучать школьников приемам самоконтроля и адекватной самооценки (по этапам работы в соответствии с объективными требованиями и со своими индивидуальными возможностями);
- обучать школьников умениям ставить промежуточные цели в своей учебной работе, планировать отдельные учебные действия и их последовательность, преодолевать затруднения и помехи при их реализации, рассчитывать свои силы;
- формировать у школьников умения осознавать свои мотивы в учебной работе, сознательно их сопоставлять и делать обоснованный выбор ("Из двух дел я вначале делаю это, либо для меня оно важнее по такой-то причине)
Мотивационная сфера учения
Мотивация выполняет несколько функций: побуждает поведение, направляет и организует его, придает ему личностный смысл и значимость. Названные функции мотивации реализуются многими побуждениями. Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.
Всякая деятельность начинается с потребностей, складывающиеся во взаимодействии ребенка со взрослым. Потребность - это направленность активности ребенка, психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Предмет ее удовлетворения определяется только тогда, когда человек начинает действовать.
Каждому человеку свойственны определенные потребности. Это могут быть базовые потребности, такие как потребность в жилье, пропитании, потребность в физической и психологической безопасности. Кроме того, существуют потребности высшего порядка – это потребность в признании, уважении, самореализации. Зная, какие потребности свойственны школьнику того или иного возраста, можно сформировать основные принципы учебной мотивации для него.
Когда учебная мотивация школьника достигает высокой ступеньки своего развития, то материальная заинтересованность постепенно исчезает. Зато начинает формироваться потребность еще более высокого уровня – потребность в самоуважении и самореализации. Такие потребности возникают в средней школе или в старших классах. Теперь ребенок готов учиться еще и потому, что хочет уважать себя, развиваться, реализовать свой потенциал.
Ребенок «вырастает» в собственных глазах, если справляется со сложной задачей, правильно отвечает на уроке. Позже ребенок начинает получать удовольствие не только от достижения результата, но и от самого процесса. Ему нравится продумывать различные варианты решения поставленной задачи, нравится взбираться каждый раз на новую ступень развития.
Фактически мотивационная сфера всегда состоит из ряда побуждений: идеалов ценностных ориентации, потребностей, мотивов, целей, интересов и т. д.. Но без потребности не побуждается активность ребенка, у него не возникают мотивы, он не готов к постановке целей.
Другой важный аспект мотивационной сферы - мотив, т.е. направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека. В обучении мотивом является направленность учащихся на отдельные стороны учебного процесса, т.е. направленность учащихся на овладение знаниями, на получение хорошей отметки, на похвалу родителей, на установление желаемых отношений со сверстниками.
Цель - это направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для того, чтобы реализовать мотив, овладеть приемами самообразования, надо поставить и выполнить много промежуточных целей: научиться видеть отдаленные результаты своей учебной деятельности, подчинить им этапы сегодняшней учебной работы, поставить цели выполнения учебных действий, цели их самопроверки и т.д.
Еще одна сторона мотивационной сферы учебной деятельности - интерес к учению.
В качестве основной черты интереса называют эмоциональную окрашенность. Связь интереса с положительными эмоциями имеет значение на первых этапах возникновения любознательности ученика.
Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов.
- Во-первых, - она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность;
- во-вторых, - организацией образовательного процесса;
- в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.);
- в-четвертых, - субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу;
- в-пятых, спецификой учебного предмета.
Рассмотрим механизмы регулирования уровня мотивации.
Роль педагогического коллектива в повышении познавательной мотивации школьника.
Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами
того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он
должен делать все, что рекомендует учитель
В таких случаях у ученика формируется
постепенно страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность
радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не
может длительное время работать в таких условиях.
Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. В этой связи стоит вспомнить В.Ф.Шаталова. Его главная заслуга не в конспектах и опорных пунктах, а в том, что он снял у детей страх перед школой, сделал ее местом детской радости. А ребенку школа должна обязательно приносить радость. К этому обязывает не только гуманное отношение к детям, но и забота об успешности учебной деятельности. В свое время Л.Фейербах писал, что то, для чего открыто сердце, не может составить секрета и для разума. Задача учителя прежде всего и состоит в том, чтобы «открыть сердце ребенка», пробудить у него желание усваивать новый материал, научиться работать с ним.
Типы отношения к учению
- безразличное
- отрицательное
- положительное
Вывод: Стремительно развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Увы, традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.
Не меньшее значение имеет повышение интереса и мотивированности учителя и учащихся. Педагог должен более активно использовать свой творческий потенциал. При системном использовании активных методов роль учителя принципиально меняется. Он становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися. Растет доверие к учителю, растет его авторитет и уважение у обучающихся, а значит формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение о методсовете школы
Положение о методсовете школы...
Приказ о методсовете школы
Приказ о методическом совете школы...
Доклад на Методсовет школы
Доклад "Ситуация успеха"...
Доклад на Методсовет школы
Доклад "Проектная деятельность"...
Из истории краеведения (доклад на методсовете РЦДЮТиК 2020 г.)
Рассматривается история зарождения и формирования краеведческого движения в России....
Краеведческая исследовательская деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания школьников. Доклад на методсовете РЦДЮТ и К (апрель 2020 г.)
Выступление на методсовете...
Доклад на методсовете на тему "Технология модульного обучения на уроках русского языка"
Доклад включает в себя 4 раздела на тему "Технология модульного обучения". В докладе представлена структура модульного урока, разработка раздела "Морфология" при изучении темы &quo...