Доклад на семинар-практикум «Формирование информационной культуры в использовании дистанционных технологий»
учебно-методический материал
Доклад содержит рекомендации. по использованию интернет-ресурсов во время дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад на мо по дистанционному обучению | 45.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.И. Яворская,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа-детский сад № 7
им. М. Октябрьской»
Семинар-практикум «Формирование информационной культуры в использовании дистанционных технологий»
Дистанционные образовательные технологии.
Информационные технологии с каждым годом оказывают все большее влияние как на экономику, так и на повседневную жизнь людей. Этапы качественного развития большинства отраслей (энергетики, медицины, образования, торговли, финансового сектора, страхования и др.) и государственного управления, в том числе в военной сфере, связаны с внедрением информационных технологий.
В числе актуальных направлений использования информационных и телекоммуникационных технологий Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. рассматривает развитие культуры, средств массовой информации, а также медиаобразования и дистанционного образования. В связи с этим современная школа, опираясь на задачи по формированию медиа и информационной культуры обучающихся, поступательно вводит систему медиа и дистанционного образования. Характерно, что новый Закон «Об образовании в Российской Федерации» уделяет особое внимание внедрению информационно-телекоммуникационных сетей, мультимедийных электронных, информационных и материальных ресурсов, необходимых для организации образовательной деятельности. При этом новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов включает требования, обеспечивающие в образовательных организациях возможность создания и обработки аудиовизуальных медиатекстов в ходе аудиторной и самостоятельной учебной деятельности, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие школьной инфраструктуры, а именно информационной среды образовательного учреждения, что предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов. Важная роль новых информационных технологий в образовании состоит в том, что они не только выполняют функции инструментария, используемого для решения отдельных педагогических задач, но и придают качественно новые возможности обучению, стимулируют развитие дидактики и методики, способствуют созданию новых форм обучения и образования. С развитием компьютерных средств и внедрением их в образовательный процесс у его участников появляются новые возможности, реализуются новые подходы.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогов.
Обсуждая возможности дистанционных технологий в образовании, наверное, каждый учитель задаётся вопросом: является ли дистанционное образование помощником преподавателя или это обуза, навязываемая временем?
Учитель должен идти в ногу со временем и владеть современными информационными технологиями, которые при грамотном их использовании позволят сэкономить время на подготовку к уроку, рационально распределить время на проверку работ и внеурочную деятельность, повысить интерес учеников к своему предмету, мотивировать их на высокие результаты. Современные информационные сервисы помогут учителю сделать урок более продуктивным, а совместную деятельность с учениками более увлекательной и интересной.
Рассмотрим, какие информационные технологии может использовать в своей педагогической деятельности преподаватель любой учебной дисциплины и для чего.
Дистанционные образовательные технологии:
- Видеоконференция;
- Учебно-сетевые проекты;
- Применение облачных технологий в образовательном процессе;
- Персональные сайты и блоги учителей.
- Видеоконференции
Видеоконференция – это один из видов коммуникации, который позволяет открывать новые возможности по обмену информации между людьми. На сегодняшний день видеоконференция максимально приближает общение людей, находящихся на большом расстоянии, к живому разговор, повышая уровень восприятия собеседника за счет его визуализации.
- Дистанционное обучение с «СДО РУСАЛ»
Разработанная в РУСАЛе технология электронного обучения является универсальной и с успехом используется в образовательных учреждениях. Доступ в систему дистанционного обучения (СДО) обеспечивается зарегистрированным пользователям с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Разрабатываемые преподавателями с использованием технологии электронного обучения РУСАЛ компьютерные средства обучения (курсы) размещаются в системе и становятся доступными всем ее пользователям. Курсы являются интерактивными, предполагают ведение учебного диалога с учителем (тьютором), выполнение текущих и итоговых контрольных заданий. В них широко используется анимация, звук и видео.
РУСАЛ предоставляет возможность разрабатывать и размещать учебные курсы по разным учебным дисциплинам, которые могут содержать как один урок, так и серию уроков по какому-либо разделу, с помощью тестовой оболочки можно создавать свои тесты. Помимо своего материала, можно пользоваться всеми разработками и тестами, которые находятся в базе «СДО РУСАЛ», т.е. были размещены другими учителями. Размещая свой материал, вы также можете сделать пометку о доступности материала только вашим ученикам или всем зарегистрированным желающим.
- Учебно-сетевые проекты
Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание нового продукта.
Специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать высокий педагогический результат. Эффективным является организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом понимают совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности.
В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
- Облачные технологии
Одним из перспективных направлений развития современных информационных технологий являются облачные технологии.
Под облачными технологиями (англ. cloud computing) понимают технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис.
Выделяют несколько преимуществ, связанных с использованием облачных технологий:
Доступность. Доступ к информации, хранящейся на облаке, может получить каждый, кто имеет компьютер, планшет, любое мобильное устройство, подключенное к сети интернет.
Мобильность. У пользователя нет постоянной привязанности к одному рабочему месту.
Экономичность. Одним из важных преимуществ называют уменьшение затрат. Пользователю не надо покупать дорогостоящие, большие по вычислительной мощности компьютеры и ПО.
Гибкость. Все необходимые ресурсы предоставляются провайдером автоматически.
Высокая технологичность. Большие вычислительные мощности, которые предоставляются в распоряжение пользователя, которые можно использовать для хранения, анализа и обработки данных.
Надежность. Некоторые эксперты утверждают, что надежность, которую обеспечивают современные облачные вычисления, гораздо выше, чем надежность локальных ресурсов.
Облачные технологии предлагают альтернативу традиционным формам организации учебного процесса, создавая возможности для персонального обучения, интерактивных занятий и коллективного преподавания. Внедрение облачных технологий не только снизит затраты на приобретение необходимого программного обеспечения, повысит качество и эффективность образовательного процесса, но и подготовит школьника к жизни в современном информационном обществе.
Облачные технологии позволяют организовать:
- обмен информацией и документами, необходимыми для учебного процесса, среди учащихся и преподавателей;
- проверку домашней работы;
- консультирование по проектам и рефератам;
- выполнение совместных проектов в группах: подготовку текстовых файлов и презентаций, организацию обсуждения и правки документов в режиме реального времени с другими соавторами;
- публикацию результатов работы в Интернете в виде общедоступных веб-страниц;
- выполнение практических заданий на обработку информационных объектов различных видов: форматирование и редактирование текста, создание таблиц и схем в текстовом редакторе.
Персональные сайты и блоги учителей
Сайт - это место во всемирной сети (Интернете), которое имеет свой адрес, собственного хозяина и состоит из отдельных веб-страниц, которые мы видим как одно целое.
Попробуем ответить на вопрос: зачем учителю нужен сайт?
Рассказать об учителе, как о человеке и специалисте. Учитель с помощью своего персонального сайта может рассказать о себе, пройденных курсах повышения квалификации, полученных дипломах, грамотах и других наградах, показать всем результаты своей педагогической деятельности.
Для учеников. Размещая на сайте интересные, познавательные материалы по какому-либо предмету можно вызывать у учеников дополнительный интерес к нему.
Для родителей. Через свой сайт учителю будет проще наладить процесс общения с родителями учеников. Например, можно создать специальный раздел для родителей, куда периодически добавлять новости или обращения к родителям.
Методическая копилка своих наработок. На созданном персональном сайте учитель может делать свою подборку образовательных материалов в самых различных видах. Будь то обычные файлы с конспектами уроков для скачивания (которыми могли бы воспользоваться как ваши ученики, так и коллеги) или сделанные лично вами видео или аудио уроки.
Выражение собственного мнения. На своем сайте учитель может публиковать свои статьи, выражающие его взгляды на те или иные вопросы, на воспитательный и образовательный процесс.
Общение с коллегами. Через свои сайты учителя могут делиться своим опытом, развиваться профессионально в кругу своих единомышленников.
Банк ресурсов для дистанционного обучения |
«Российская электронная школа»
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Открытое образование
Национальная платформа открытого образования (НПОО) – это совместный проект НИУ ВШЭ с 7 другими ведущими университетами России: МФТИ, УрФУ, МГУ, МИСиС, ИТМО, СПбГУ и СПбПУ.
Яндекс-учебник
education.yandex.ru/home ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Лекториум
Лекториум — образовательный проект.
Объединяет платформу для публикации массовых открытых онлайн-курсов (МООК), первое в России профильное издательство МООК и самый большой открытый видеоархив лекций на русском языке.
Stepik
Образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов
stepik.org/catalog ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Coursera
Проект по публикации образовательных материалов в интернете в виде набора онлайн-курсов
Webinar.ru
Платформа для проведения вебинаров — для обучения, презентаций или совещаний онлайн
Virtualroom
Платформа для проведения вебинаров
virtualroom.ru ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Moodle
Платформа для проведения он-лайн занятий (все на английском)
BIZON 365
Единая платформа для вебинаров, онлайн-курсов, тестов
Facecast
Cервис для профессиональных онлайн-трансляций и вебинаров
facecast.net/ru ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Яндекс-класс
Образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей. Портал содержит онлайн-тренажёры по школьной программе и автоматическую проверку домашних заданий. «ЯКласс» — выпускник акселератора ФРИИ, резидент программ «Сколково» и Microsoft.
Foxford
Уроки по школьной программе и по программе повышенного уровня по многим предметам. С 5 класса и старше
help.foxford.ru ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
ИнтернетУрок
Библиотека видеоуроков по школьной программе (много предметов бесплатно)
interneturok.ru ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
«Детская комната» Arzamas: про книги, фильмы, игры, музыку, мультфильмы
arzamas.academy/special/kids ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
УЧИ.ру
Платформа учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика. Таким образом, для каждого ребенка система автоматически подбирает персональные задания, их последовательность и уровень сложности.
Платформа «Новая Школа»
Информационный портал проекта «Платформа новой школы», разработанной совместно со Сбербанком
Getcourse
Платформа для проведения обучения для тренеров, преподавателей, инфо-бизнесменов, для семинаров, тренингов, курсов, очных и онлайн-занятий
«Московская электронная школа»
МЭШ – это широкий набор электронных учебников и тестов, интерактивные сценарии уроков.
uchebnik.mos.ru/catalogue?types=lesson_templates ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Skillbox
Онлайн-университет. У нас прикладные курсы и программы от главных экспертов рынка, актуальные подходы к обучению, работа над реальными проектами, стажировки и трудоустройство в крупнейшие компании страны.
skillbox.ru/company ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Myskills
Онлайн патформа, где можно подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ!
Проверить свои знания по школьным дисциплинам!
Сириус
Дополнительное образование от ведущих преподавателей страны. Чтобы эффективно учиться в курсах, необходимо уверенно знать школьную программу
edu.sirius.online ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Институт Пушкина
Онлайн портал
pushkininstitute.ru ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Мои Достижения
Мои Достижения - онлайн-сервис самоподготовки и самопроверки
Медиатека «Просвещения»
media.prosv.ru/ ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Платформа для проведения Олимпиад и курсов «Олимпиум»
Все школьные олимпиады России и мира
Мособртв – первое познавательное телевидение
Московский образовательный телеканал
Билет в будущее
Проект ранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов. Профориентация школьников — приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». Профориентация и построение молодым человеком своего профессионального пути связаны не только с его успешной самореализацией, но и с вкладом в экономическое развитие.
site.bilet.worldskills.ru/ ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Сайт Worldskills Russia
WORLDSKILLS – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.
worldskills.ru/ ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Портал «Образовариум»
Интерактивные онлайн-курсы для эффективного дистанционного обучения
Образовательная платформа LECTA
Платформа LECTA позволит родителям в нужный момент помочь детям справиться со сложными темами школьной программы и проверить полученные ими знания.
lecta.rosuchebnik.ru/ ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
Цифровая образовательная среда Skyeng
Цифровая образовательная среда для изучения английского в школах
edu.skyeng.ru/ ПЕРЕЙТИ НА САЙТ
«Мобильное Электронное Образование» (МЭО)
«Мобильное электронное образование» — разработчик и поставщик системных программных решений, образовательных услуг и сервисов, обеспечивающих реализацию требований ФГОС.
Рекомендации Mail.ru Group
Предложение Mail.ru Group по переводу в дистанционный формат работы образовательных учреждений России
distance.mosedu.ru/wp-content/themes/dtheme/docs/mail_ru_recommend.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Открытое информационное пространство – школа и семья. Использование ИКТ для формирования информационной культуры школьника»
Данный материал представляет серию уроков по теме «Коммуникации в глобальной сети Интерне», раздел «Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов»...
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»
Районный семинар-практикум учителей иностранных языков по теме «Использование информационно – коммуникационных технологий на уроках немецкого языка»...
Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...
Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий
Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий предназначены для помощи школьникам и их родителям по организации занятий физической культурой с использованием дистанц...
Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий
Комплексы занятий физической культурой с использованием дистанционных технологий предназначены для помощи студентам по организации занятий физической культурой в дистанционном режиме https://фцом...
Влияние информационных технологий на формирование информационной культуры школьников
Взрывной характер изменений приводит к тому, что знания в новой информационной среде устаревают с рекордной скоростью. В областях, которые относятся к высоким технологиям, «период полураспада зн...