Ментальные карты на уроках иностранного языка
статья
Ментальные карты на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mentalnye_karty_na_urokah_inostrannogo_yazyka.docx | 20.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Ментальные карты на уроках иностранного языка
При переходе общего образования на стандарты нового поколения неотъемлемой частью педагогической деятельности любого учителя становится формирование на уроках универсальных учебных действий (УУД). Ученик должен научиться осмысливать полученные знания и уметь ими пользоваться в повседневной жизни, а так же научиться ставить учебные цели, задачи, проектировать пути их реализации, рефлексировать свои действия и использовать полученные знания на практике. Таким образом, чтобы ребенок был активным участником образовательного процесса, я применяю системно-деятельностный подход, который основывается на таких принципах как принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности и принцип творчества. Универсальные учебные действия также разработаны на основе системно-деятельностного подхода.
Главная цель системно-деятельностного подхода – научить детей учиться, т.е. усваивать и перерабатывать информацию. На современном этапе развития общества объём информации настолько велик, что учащимся неизбежно приходится сталкиваться с определёнными требованиями к памяти, умению решать задачи и анализировать сложные данные. Если приложить меньше усилий, большая часть информации останется неусвоенной. Упорство ведёт к снижению работоспособности, а учёба, как следствие, ассоциируется со скукой и постоянной усталостью.
Цель каждого учителя – заинтересовать учащихся своим предметом, вызвать желание овладеть им. Потребность учащегося в изучении предмета зависит, в том числе, и от того, какие приёмы в обучении использует учитель.
Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов технологии критического мышления. Это визуальный способ представления информации, отображающий связи между понятиями. Если просто - это схема, в центре которой находится ключевое слово/рисунок и от него в разные стороны отходят ветви (категории, основные понятия), разветвляющиеся на веточки (пункты, подпункты). В итоге получается что-то вроде паутины или корневой системы. Рисовать карту можно на компьютере с помощью специальных программ или просто на листе бумаги. Второй вариант предпочтительнее, т. к. в этом случае содержание ментальной карты еще лучше запоминается, и она становится поистине уникальной. Благодаря использованию цветов, рисунков и пространственных связей любая информация воспринимается, анализируется и запоминается гораздо быстрее и эффективнее. Приём «ментальных карт» позволяет одновременно активизировать два полушария и оба вида мышления (логическое и творческое). Таким образом, ментальные карты – это техника, при помощи которой можно: 1) упорядочить мыслительный хаос, 2) запомнить большой объём данных, 3) составить планы любой сложности и контролировать их выполнение.
Тони Бьюзен описал и определённые правила создания карт памяти:
1. Основная идея, проблема или слово располагается в центре. Выделению ключевого слова ассоциативной цепи Бьюзен придаёт едва ли не главное значение
2. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки.
3. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
4. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
5. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
6. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
7. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
8. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
Ментальные карты можно использовать:
- работы с лексическим материалом:
- введение новой лексики
- закрепление новой лексики
- контроль лексики.
- работы с грамматическим материалом (с помощью карты можно представить любое грамматическое правило или конструкцию, при этом все исключения, особые случаи, а также примеры применения можно выделить в отдельные ветви и сделать на них акцент);
- работы с текстовым материалом (составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.);
- обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор (мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания);
- проведения “мозгового штурма” (с помощью карт можно создать сотни и более идей, которые быстро генерируются, они более оригинальные и эффективные);
- проведения дискуссии, дебатов (изготавливается мыслительная карта для каждой из спорящих сторон, которая помогают объективно и эффективно исследовать разногласия. В итоге создаётся третья мыслительная карта, на которой будут запечатлены совместные выводы, решения, результаты работы и достигнутые уступки по проблеме).
В своей работе я наиболее часто использую Mind Maps при работе с лексикой. Мыслительные карты позволяют легко запоминать новые слова и вспоминать уже известные. Учащийся сам вспоминает или находит слово, это активизирует процессы памяти и мышления. Ведь, представляя каждое слово в виде картинки, мы используем сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга: слова – это функция левого полушария, а образы и фантазия – правого. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова. К тому же, любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в мозге, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.
При изучении и закреплении новой лексики применяются следующие способы работы с картами:
- Составление мыслительных карт учителем совместно с учащимися на уроке.
- Составление мыслительных карт учащимися на уроке индивидуально, в группе, в паре.
- Составление мыслительных карт учащимися дома индивидуально, в группе, в паре.
- Для контроля знания новой лексики эффективно составление мыслительных карт учащимися индивидуально на уроке и дома.
Порядок и особенности создания мыслительных карт
(на примере темы “Праздники”).
- В центре располагаем основную тему, то есть пишем слово Holidays (Празники), можно нарисовать символ, прикрепить фотографию.
- Далее рисуются толстые ветви, оптимальным является 5,6, но не меньше 3, каждая своим цветом. Над каждой ветвью пишется название праздника, например Easter (Пасха), May day (Майский день),Halloween (День всех святых).Можно добавить каждое слово картинкой или рисунком, обозначающим данное слово.
- Затем работаем по очереди с каждой ветвью. От главной ветви рисуем несколько ответвлений, в зависимости от возникающих образов и ассоциаций. Например, слово Пасха ассоциируется у нас с весной, следующая ветвь – символы этого дня, следующая – подарки и т.д. Далее от этой ветви второго порядка рисуем ветвь третьего порядка, например, подарки разделятся на сладкие и торжественные. Эти слова также желательно изображать в виде рисунков, для лучшего запоминания слов, особенно при введении новой лексики, так как они являются переводом слов на русский язык.
- Когда работа с одной ветвью закончена, переходим к следующей и так с каждой по очереди. Если во время работы, с какой – либо ветвью возникают идеи по поводу другой, то их нужно записывать.
- Поскольку время урока ограничено, я рекомендую ограничиться ветвями 3 или 4 порядка. Однако специфической особенностью мыслительных карт является, то, что никогда нельзя сказать, что карта завершена полностью, их необходимо постоянно дополнять и расширять по мере возникновения новых идей, расширения лексического запаса учащихся. Однако возможно ограничиться существующей картой, особенно при контроле лексики.
- При работе над созданием карты учителя вместе с учениками, я рекомендую учителю давать детям возможность высказывать их собственное мнение, самостоятельно вспоминать слова, давать ассоциации, придумывать картинки, только слега, направляя их, выступая лишь в роли “художника”. При введении нового лексического материала, я считаю, что необходимо также соблюдать это правило, давая возможность учащимся высказываться на русском языке, являясь в этом случае ещё и переводчиком на английский язык. В случае если учащиеся не назвали слово или словосочетание, входящее по программе в данную тему, учитель может подсказать им, задавая наводящие вопросы (на английском языке) или назвать это слово сам.
Тем не менее, я рекомендую учителю составить свою мыслительную карту заранее, чтобы не упустить слова, входящие в программу, и знать, в каком направлении работать. Однако, мыслительная карта, созданная вместе с детьми, может отличаться от нарисованной учителем самостоятельно, поскольку у каждого человека могут возникать свои ассоциации, связанные с тем или иным словом.
При составлении мыслительных карт на уроке учителем совместно с учащимися учитель может рисовать карты на доске цветным мелом, а дети – на листах формата А4 или на ватмане.
Оценивание мыслительных карт происходит с учётом
- соблюдения правил составления мыслительных карт, предложенных Тони Бьюзеном;
- правильности написания английских слов и выражений;
- соответствия используемых слов, рисунков заданной теме, проблеме;
- наличия оригинальных идей, оформительских решений;
- проявления творческой деятельности учащихся, их индивидуальности.
В нашем современном мире с большим потоком информации, применение мыслительных карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта конструирования урока иностранного языка (английский) на тему "Экология. Можем ли мы спасти планету?", 8 класс
Тема урокаEcology. Can our Planet be Saved?Планируемые образовательные результатыПредметныеМетапредметныеЛичностные§ Сформируют языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамк...
Использование ментальных карт на уроке английского языка.
Данная работа рассматривает методы использования ментальных карт (Mind maps) на уроках английского языка....
Использование ментальных карт на уроках английского языка в средней школе
Ментальные карты (интеллект-карты, ассоциативные карты, ассоциограмма, схемы мышления, в оригинале «MindMaps»), разработанные психологом Тони Бьюзеном – это один из приёмов тех...
Мастер-класс "Использование интеллект-карт на уроках иностранного языка"
Данный материал использовался на Городском методическом объединении учителей иностранных языков....
Использование ментальных карт на уроках бурятского языка и литературы
Использование ментальных карт на урокахбурятского языка и литературы...
Использование ментальных карт на уроках русского языка и литературы
Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла....
Применение ментальных карт на уроке русского языка и литературы
Применение ментальных карт на уроке русского языка и литературы...