Интерактивные технологии в дошкольном образовании
учебно-методический материал

Кононова Эльвира Александровна

В материале представлена презентация по теме: "Интерактивные технологии в дошкольном образовании", кторая может быть полезна любому педагогу дошкольного образования при знакомстве и систематизации знаний с видами интерактивной технологии, и возможности ее применения в разных возрастных категориях". К презентации предложен текст и памятка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Геокэшинг – своеобразная туристическая игра-путешествие, с результатом нахождения клада (итога занятия).

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности».  Заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как решают назревающий конфликт, как реагируют в опасной ситуации.  Несколько участников разыгрывают ситуацию в кругу, а другие наблюдают , анализируют и обсуждают. «Дерево знаний» - для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью.

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог заранее.  Дети выполняют задание, и по одному рассказывают о том, как они выполнили задание, остальные слушают, анализируют и дают оценку, дополняют.

Дерево решений. Все участники после предварительной работы обсуждают вопрос (проблему) и предлагают решение, приводя примеры.

Свеча. По кругу передается зажженная «свеча» и участники высказывают свою точку зрения.

Микрофон. Общее групповое обсуждение определенной проблемы, которая дает возможность каждому участнику высказаться (быстро и по очереди).
Технология «Незаконченное предложение» (Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому ..., желаю ей ....)

В педагогике различают
несколько моделей обучения:

пассивная - обучаемый выступает в роли
"объекта" обучения (слушает и смотрит);
 активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 

интерактивная – взаимодействие
(моделирование жизненных ситуаций,
использование ролевых игр, совместное
решение проблем).

Применение интерактивных технологий
позволяет решать следующие задачи:
http://www.shmula.com/wp-content/uploads/2017/05/lean-education-1024x768.jpg

 - формировать интерес к изучаемому объекту, явлению

 - развивать самостоятельность детей

 - обогащать социальный опыт детей путем переживания жизненных ситуаций

 - комфортно чувствовать себя на занятиях

 - проявлять свою индивидуальность в  процессе получения новых и систематизации полученных знаний

http://lesmeh.edu35.ru/images/Inklusia/Foto/AmeliorationCollective.jpg

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида  «Родничок»

Интерактивные технологии в дошкольном образовании

Подготовила: учитель-логопед

Э.А.Кононова

г. Озерск

п. Новогорный

2018г.

Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” – взаимный,

“act” – действовать.
• “Интерактивность”
 означает способность
взаимодействовать
 или находиться в режиме диалога.
• Интерактивное обучение – это, прежде всего,
диалоговое обучение.

Интерактивное обучение – это специальная
форма организации познавательной деятельности.
 

Интерактивное обучение – это обучение,
погруженное в общение, оно сохраняет
конечную цель и основное содержание
предмета, но видоизменяет формы и приемы
ведения занятия.

Интерактивное обучение –  такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий

(Б.Ц. Бадмаев)

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
II младшая группа – работа в парах, хоровод;
средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево решений, дерево знаний.

«Работа в парах» Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод» На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Способствует формированию начальных навыков произвольного поведения. Детям передается мячик, и они рассказывают в кого они превращаются, выполняя определенные действия, предлагая их другим.

«Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания. При реализации данной технологии идет сбор сведений об одном предмете.

«Карусель» -  внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это стимулирует общение между детьми.  Формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества. Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо – это сидящие неподвижно участники, а внутреннее – участники через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают побеседовать за несколько минут на несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Например: дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный (звук или слово на звук), а дети, стоящие во внешнем круге, называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие
согласные. 

«Интервью» используется на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. У детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребѐнок», «ребѐнок-ребѐнок».

«Работа в малых группах» (тройках) предпочтение отдается группам из трѐх человек.  Дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

Лэпбук (lapbook) – тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Это заключительный этап исследовательской работы, которую ребенок проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, ребенку нужно будет выполнить определенные задания, провести наблюдения, изучить представленный материал. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное д ошкольное о бразовательное у чреждение Детский сад комбинированного вида «Родничок» И нтерактивные технологии в дошкольном образовании Услышишь – забудешь Увидишь – запомнишь Построишь – поймешь Конфуций Подготовила: учитель-логопед Э. А. Кононова

Слайд 3

Научно-методические основы интерактивного обучения : •обучение через опыт и сотрудничество; •учет различий в возможностях познания; •поисковые и исследовательские методы; •игровые методы. Интерактивное обучение —это специальная форма организации познавательной деятельности, которая сохраняет конечную цель и основное содержание , но видоизменяет формы и приемы ведения занятия.

Слайд 6

П Р О Б Л Е М А Путь решения Путь решения Путь решения примеры примеры примеры

Слайд 8

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Слайд №2

Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Среди моделей обучений, внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий, направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Этот тип обучения, обеспечивает творческое усвоение знаний детьми посредством специально организованного педагогом диалога. 

Слайд №3

Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности: все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия товарищей и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества по разрешению определенных проблем (вопросов). Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.
В дошкольном образовании в ходе использования интерактивной технологии рассматривается решение различных проблемных ситуаций, вопросов. Создавая познавательную задачу, ситуацию педагог предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Методы интерактивной технологии развивают речь, мыслительные способности детей, приучают к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, явления.
Постановка задачи, вопроса и процесс решения происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает воспитанников в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Воспитатель ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети учатся свободно высказывать свои мысли, сомнения, следить за ответами товарищей, соглашаться или спорить. 
Слайд №4

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Для создания проблемных ситуаций, решения вопросов, учитывая возрастные возможности, можно использовать следующие методические приёмы: 
1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения (Например: Летом много солнца и света. Зимой солнца и света очень мало, а комнатные растения не погибают. Почему?); 
2. Побуждение детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов (Например: Помочь кукле выбрать предмет мебели. Стул и табурет. Дети находят сходство, различие и вместе с воспитателем обобщают знания); 
3. Постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждение (Например: Чем отличаются животные от растений?); 
4. Постановка проблемных задач, ситуаций с недостаточными или избыточными данными, противоречивыми данными, заведомо допущенными
 ошибками. Например: Как нарисовать траву, если нет зеленой краски? Вова не пришёл в детский сад. Почему?

Слайды №5,6 (Этапы подготовки к занятию. Шаблон дерева)

Слайд №7

Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:
• активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;
• развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;
• формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка



Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Применение игрового оборудования «Куб знаний» в коррекционной работе учителя-логопеда  с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР»

Цель мастер-класса: передача опыта педагогам по внедрению в образовательный процесс игрового оборудования «Куб знаний», на основе  современных и инновационных образовательных технологий

Задачи:

- уточнить и систематизировать знания педагогов об использовании игровых и интерактивных технологий в условиях ДОУ;

- познакомить и научить практическим приемам применения метода на основе технологии критического мышления «Кубик Блума».

Оборудование:  «Куб знаний», «кубик Блума», карточки с названием, определением и приемами различных образовательных технологий, памятки, предметные картинки, пластилин, счетные палочки, разрезные картинки, карандаши, карточки для штриховки, листы для рисования.

Актуальность: мастер-класс актуален с позиции ФГОС, так как направлен на развитие личности ребенка по всем образовательным областям через современные и инновационные технологии в игровой форме.

 Организационный момент

– Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас на моём мастер – классе по теме: «Применение игрового оборудования «Куб знаний» в коррекционной работе учителя-логопеда  с воспитанниками старшего дошкольного возраста с ОНР»

Но сначала, я предлагаю Вам поближе познакомиться. Назовите своё имя и придумайте к нему простое рифмованное предложение. Например: Меня зовут Эльвира – у меня двухкомнатная квартира или «Меня зовут Эльвира – я любительница кефира»

Вот мы и познакомились, узнали друг о друге интересные факты. Надеюсь, что наша встреча будет для вас интересной, полезной, а главное принесёт вам много положительных эмоций, расширит границы вашей компетенции и будет практически значимой. Я желаю всем нам успехов.

Основная часть

- Что значит для ребёнка современный детский сад? (Ответы педагогов)

Все это верно. Прежде всего (соответственно «Закону об образовании РФ») - это новый этап в его  жизни и база для всего последующего обучения. Одна из главных задач обучения и воспитания в детском саду заключается в том, чтобы создать фундамент для усвоения новых знаний в дальнейшем. Основное внимание должно уделяться привитию желания и умения изучать что-то новое, приобретению навыков к дальнейшей учебной деятельности.

Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса к изучаемому материалу, без внутренней мотивации к освоению знаний, чтобы получить продуктивный результат практически не возможно. Возникает вопрос: Как же пробудить у детей желание "напиться" из источника знаний? Какие педагогические  средства можно эффективно использовать для формирования у них мотивации к получению этих знаний?

Сегодня я хочу поделиться с Вами своим опытом…  Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов через применение различных инновационных технологий. При этом нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является… (игра). У каждого из нас свои предпочтения, я, например,  отдаю предпочтение  нескольким технологиям: одна из них – технология интерактивного обучения «Дерево знаний», и метод на основе технологии  развития критического мышления «кубик Блума».

Предлагаю, Вам, уточнить знания об этих технологиях. Перед Вами, на столах, находятся карточки с несколькими определениями различных технологий, а так же методами и приемами их использования. Определите, пожалуйста, к какой технологии принадлежат эти определения и подберите к ним методы и приемы. (Педагоги выполняют задания в группах и совместно озвучивают выполненное задание)

Подробно Вы сможете еще раз ознакомиться с ними в предложенных памятках.

После практического использования каждой, я объединила  и адаптировала эти технологии для детей дошкольного возраста, с учетом требований программы, изготовив авторское игровое оборудование.

Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

        - Предлагаю перейти к знакомству с игровым оборудованием «Куб знаний» Выставляется игровое оборудование «Куб  знаний» и набор карточек для работы с ним.

- Как вы уже поняли из названия, оборудование представляет собой куб, у которого… (6 граней)

Каждая грань, в зависимости от изучаемого материала, помогает в игровой форме изучить любой материал (предмет, явление) с различных сторон.

Давайте рассмотрим это на практическом примере тем «Игрушки» и «Овощи»

На столах у педагогов кубики Блума и набор картинок. У ведущего на столе игровое оборудование в форме большого куба с гранями кубика Блума, с аналогичными карточками, которые прикрепляются к кубу с помощью липучек.

Первая грань «Куба знаний» - Назови и опиши (то есть ребёнку нужно назвать основные признаки предмета: форму, цвет, размер)

Подберите картинки в соответствии с вопросом. С каким известным методом схожа эта грань куба? (рассказ описание)

Следующая грань - Сравни и проанализируй – необходимо понять и рассказать, из чего сделан предмет, из чего состоит, указать сходства и различия с уже знакомыми предметами. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков классификации предметов, знание их частей, подбора признаков, согласование в речи сущ. с прил. в роде, числе с предлогом из )

Третья грань - Используй – дети рассказывают и, по возможности, показывают как можно применить предмет. (педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (формирование, уточнение и закрепление навыков употребления глаголов, согласование их в речи с другими частями речи, предлогами при составлении предложений и рассказов по предъявляемому действию и из личного опыта)

Следующая грань - Поделись – (предложи ассоциацию) – ребенок называет то, с чем у него ассоциируется тот или иной предмет или предметы.  Ассоциация может быть относительно одно предмета или всех предметов одной, изучаемой группы (кубик – башенка, игрушки – магазин, морковка – заяц, овощи – огород  и т.д.)

(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает) (развитие ассоциативного мышления)

Пятая грань куба - Дай оценку – ребята перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого предмета или явления, проще говоря, находят «+» и «-».

(педагоги подбирают картинки и отвечают самостоятельно, затем ведущий обобщает)

Здесь же можно применить технологию проблемного обучения и задать соответствующие направляющие и уточняющие вопросы. Например: «Что можно или нужно сделать, если игрушка сломалась?» «Ты сорвал в огороде морковку и сразу съел – это принесет пользу здоровью?» и т. д..

Шестая грань - Запомни – последняя грань куба отводится для практического усвоения материала через развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, творческих способностей, подвижных игр  (нарисуй, раскрась, слепи, выложи из палочек, бусин, геометрических фигур (танграмм) и т.д.))

После заполнения граней ведущий задаёт вопрос: «Какую или какие образовательные области мы затронули?»

(речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое)

По такой же схеме можно проводить занятия, по литературному произведению, изучая какое-либо явление в опытно-экспериментальной деятельности, проводить работу над изучаемым (корригируемым звуком), при необходимости заменив вопросы граней куба.

Применение игрового оборудования «Куб знаний» на основе нескольких современных технологий дает возможность использования его во всех группах дошкольного возраста и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы и имеется накопленный запас знаний, так как в группе происходит обмен мнениями, каждый может внести свой, хоть небольшой вклад в работу. А более слабые ребята не будут чувствовать себя невостребованными  (личностно-ориентированная технология). Если ответ даётся неполный, то другие дети (педагог) могут его дополнить и исправить.

Ответ на каждый вопрос «Куба знаний» помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.

Рефлексия: Уважаемые педагоги, прошу вас помочь мне и себе сделать вывод по использованию представленного игрового оборудования. Участникам предлагается ответить на вопросы по использованию предлагаемого оборудования с использованием граней «Кубика Блума» для рефлексии:

- я смог (не смог)

- я понял (я не понял)

- у меня получилось (не получилось)

- было трудно (легко)

- я научился (не научился)

- я попробую (не буду пробовать)

Спасибо за участие!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Инновационные технологии в дошкольном образовании"

Инновационные технологии в дошкольном образовании...

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП ДО

Методические рекомендации для родителей детей дошкольного возраста по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования и примерной ООП Д...

проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистическо...

Создание интерактивной среды в ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования

В презентации представлен весь арсенал интерактива, используемый в образовательных организациях. Из презентации можно получить информацию об имеющихся программах для интерактивных досок. Здесь же изло...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, главной целью образования в дошкольном возрасте является всестороннее развитие ребенка с учетом его возр...