«Определение интеллектуальной и психологической готовности к школе »
статья
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей начальных классов
«Определение интеллектуальной и психологической готовности к школе »
Т.В.-Л.А. Как вы определяете интеллектуальную и психологическую готовность к школе? (слайд 9, 10, 11)
-Ежегодно мы проводим логопедическое и психолого-педагогическое обследование детей, которое включает в себя:
-исследование общей осведомленности
- исследование психических процессов: памяти, внимания, логического мышления, воображения
- исследование артикуляционной, общей и мелкой моторики
-обследование состояния звукопроизношения, фонематического слуха и связной речи
- исследование состояния лексико-грамматического строя речи, коммуникативной, познавательной и эмоциональной сфер.
По результатам тестирования определяется уровень развития ребенка.
Т.В.-Л.А. Когда вы начинаете проводить обследование?
(слайд 12)
-Работать с детьми мы начинаем после новогодних каникул - в январе месяце, для того чтобы вовремя выявить проблемы будущих первоклассников и совместно с родителями и учителями по возможности устранить недочеты.
Т.В.-Л.А. Каковы результаты ежегодного обследования?
(слайд 13, 14, 15)
-На слайде приведены результаты за последние 3 года на начало обучения в подготовительном и конец обучения в 1-м- классе. На конец обучения диагностика проводится по результатам комплексных контрольных работ и по результатам итогового тестирования учителей, логопеда и психолога. Последний слайд отображает результаты обследования детей подготовительных групп за 2018-2019 учебный год.
К большому сожалению, ежегодно увеличивается количество детей с низким уровнем развития, растет количество детей с ОВЗ и с нарушением речи, усугубляются логопедические диагнозы. В школу приходит большое количество детей с дизартрией, нарушением фонематического слуха и с ОНР.
(слайд 16, 17)
У современных детей плохо развита мелкая и общая моторика. Дети проводят много времени за телевизором и за гаджетами. От этого страдает зрение, осанка и еще неокрепшая нервная система.
Т.к. родителям некогда общаться со своими детьми, плохо развита связная речь. Дети не могут составить рассказ по картинке и пересказать текст. Отвечают односложно или, в лучшем случае, словосочетанием.
Страдает и общее развитие ребенка. Будущие первоклассники путают или вообще не знают признаки времен года, дни недели, названия месяцев и название нашей страны. Не знают Ф.И.О. родителей, их место работы, не прослеживают родственные связи, не знают свой домашний адрес. Многие не знают свой День рождения. Дети не оперируют счетными операциями в пределах 10, не знают обратный счет, путают основные геометрические фигуры. Наблюдается бедность словарного запаса - не знают многих обобщающих понятий и названия профессий. У малышей плохо развиты базовые процессы, на которых строится все обучение: память, внимание, логическое мышление, фонематический слух и связная речь.
Но несмотря на это мы стараемся подобрать индивидуальный подход к каждому ребенку.
-По результатам обследования выявляются дети недостигшие школьного возраста с низким уровнем развития, которым мы даем рекомендации пройти дополнительный курс обучения в подготовительном классе. А есть категория детей, которые, по желанию родителей, обследуются на ПМПК с целью определения дальнейшего образовательного маршрута.
(слайд 18, 19)
Благодаря проводимой совместной работе формируются коррекционные классы, в которых дети с ОВЗ успешно обучаются и достигают хороших результатов. (слайд 20, 21)
Так же ряд детей, по состоянию здоровья, находятся на индивидуальном обучении. С ними сотрудничают педагоги, специалисты и учащиеся. Ребята привлекаются к общественной жизни школы.
Т.В.-Л.А. Даете ли вы рекомендации родителям и как проходит ваше сотрудничество?
(слайд 22)
-Т.к. обследование проходит совместно, родителям хорошо представляется общая картина, им легче воспринять советы специалистов, которые даются строго индивидуально. Многим назначаются регулярные консультации в течение учебного года.
В последнее время выявилась тенденция к более тесному сотрудничеству со специалистами. Родители стали более заинтересованы в успешном обучении ребенка, в связи с этим стараются выполнять все рекомендации по подготовке к школе.
Т.В.-Л.А. А как происходит взаимодействие с учителями?
(слайд 23, 24, 25)
-В начале учебного года мы посещаем уроки , отслеживаем детей с проблемами в развитии, активно сотрудничаем с учителями, даем свои рекомендации, проводим совместные собрания и беседы.
Л.А.- Т.В. Помогают ли вам результаты наших обследований
(слайд 26, 27)
- Результаты обследований помогают нам корректировать обучение в 1-м классе. Особое внимание уделяется детям с низким уровнем готовности, но в то же время необходимо не упустить детей, имеющих высокий уровень готовности, подбирая им индивидуальные задания для дополнительной работы. А у детей с логопедическими проблемами контролируем правильную разговорную речь ребенка, автоматизируем поставленные звуки.
ИТОГ: Благодаря совместной работе дети добиваются хороших результатов на конец обучения в 1-м классе.
(слайд 28)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что такое "психологическая готовность к школе"?
Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Однако практика показывает, что часто такой ребенок, с легкостью приступив к учебе, вдруг,...
Психологическая готовность к школе
Родительское собрание о психологической готовности к школе (для родителей будущих первоклассников)...
Что такое психологическая готовность к школе?
Что такое психологическая готовность к школе?...
Психологическая готовность к школе.Роль родителей.
Данная работа включает в себя следующее: 1. Теоретические аспекты проблемы влияния типа родительского отношения на психологическую готовность к школьному обучению детей 6-7 лет 1.1 Типы родительских...
Советы для родителей Кризис 6-7 лет и психологическая готовность к школе
К 6 годам начинается формирование психологической готовности к школьному обучению, и становление ее предпосылок связано с кризисом 6-7 лет. О наличии изменений в поведении дошкольника свидетельс...
Психологическая готовность к школе
Что такое психологическая готовность к школе. Показатели готовности.Рекомендации для родителей....
Психологическая готовность к школе.
Готовы ли шестилетние дети к школьному обучению? Рекомендации психологов....