сенсорное развитие РАС 8.4
рабочая программа
сенсорное развитие РАС 8.4
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prograiia_6_sensornoe_razvitie_8.4_ras.docx | 66.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики
Свердловской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Михайловская школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СО
«Михайловская школа-интернат»
_________ И. В.Николаева
____________________________
Рабочая программа по курсу «Психокоррекционные занятия»
на обучающегося, 7 класс
адаптированная, составлена на основе АООП РАС 8.4 (вариант 2) программы специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида1-4 классы
«Развитие сенсорной сферы детей»
под редакцией Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО:
______ Захарова Л.М.
Составитель:
учитель
Савченко Т.В.
2020
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка к рабочей программе:
- Обоснование актуальности и основная идея предмета, место программы в образовательном процессе;
- Программа формирования базовых учебных действий.
- Нормативные документы, лежащие в основе предмета;
- Цель и задачи предмета;
- Содержание основного минимума знаний, умений, навыков обучающихся;
- Сведения об обучающихся;
- Условия реализации программы;
2. Календарно-тематическое планирование;
3. Содержание предмета;
4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся;
5. Диагностический инструментарий;
6. Циклограмма проведения уроков;
7. Сведения об авторе;
8. Список литературы для учителя
9. Приложение
- Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» для обучающихся 6 класса со сложной структурой дефекта составлена на основе АООП РАС (вариант 8.4).
Проблемы аутистического спектра биологически обусловлены, но конкретные причины их проявления могут быть разными. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Ребёнок может быть и внешне безразличным к происходящему, и иметь стойкие страхи; совсем не пользоваться речью, использовать простые речевые штампы, но также и иметь богатый словарь и развёрнутую, не по возрасту сложную фразовую речь.
Развитие связей аутичного ребёнка с близким человеком и социумом в целом нарушено и осуществляется не так в норме, и не так, как у других детей с ОВЗ. Психическое развитие при аутизме не просто задержано или нарушено, оно искажено, поскольку психические функции такого ребёнка развиваются не в русле социального взаимодействия и решения реальных жизненных задач, а в большой степени как средство аутостимуляции, средство ограничения, а не развития взаимодействия со средой и другими людьми.
Искажение развития характерно проявляется в изменении соотношения простого и сложного в обучении ребёнка. Он может иметь фрагментарные представления об окружающем, не выделять и не осмыслять простейших связей в происходящем в обыденной жизни, чему специально не учат обычного ребёнка. Может не накапливать элементарного бытового жизненного опыта, но проявлять компетентность в более формальных, отвлечённых областях знания – выделять цвета, геометрические формы, интересоваться цифрами, буквами, грамматическими формами и т.п. Этому ребёнку трудно активно приспосабливаться к меняющимся условиям, новым обстоятельствам, поэтому имеющиеся у таких детей способности и даже уже выработанные навыки и накопленные знания плохо реализуются в жизни.
Передача таким детям социального опыта, введение их в культуру представляют особенную трудность.
Цель:развитие познавательной деятельности.
Задачи:
- развитие связной устной речи
- развитие памяти (кратковременной, долговременной)
- развитие зрительного восприятия
- развитие слухового восприятия
- развитие тактильного восприятия
- развитие мелкой моторики кистей рук
- развитие мыслительной деятельности
- развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Общая характеристика коррекционного курса
При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.
Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.
Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении. У детей с РАС с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи.
Место коррекционного курса в учебном плане
Учебная программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные занятия» разработана для 6 класса со сложной структурой дефекта с РАС, составлена на основе АООП обучающихся с РАС (вариант 8.4), соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
На реализацию курса в 3 классе отводится 1 час в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
- Выражение готовности преодолевать учебные затруднения; наличие умения сотрудничать. Проявление положительного отношения к учебному труду. Проявление бережного отношения к школьным принадлежностям.
- Развитие элементов контроля поведения.
Предметные результаты:
- Развитие отдельных сторон психической деятельности, нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы.
- Освоение социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения.
Особые образовательные потребности обучающихся с РАС обуславливают использование ИКТ технологий, а именно электронные и информационные ресурсы с визуальной, аудио-, комбинированной информацией в урочной и внеурочной форме.
Обоснование актуальности и основная идея программы, место программы в образовательном процессе.
Рабочая программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоционально-волевой сферы деятельности младших школьников с умственной отсталостью. Занятия имеют коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно-практической, музыкально-ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры.
Комплексное изучение развития психики ребенка предполагает использование апробированных методов и диагностических методик изучения детей с отклонениями в развитии дошкольного младшего школьного возраста (диагностические комплексы Л.А. Венгера, С.Д. Забрамной, И.Ю, Левченко, О.Н. Усановой, Л.С. Цветковой, Н.И. Озерецкого, М.О. Гуревича и др.). беседа с учителем, психолого-педагогическое наблюдение за детьми на уроке и других видах деятельности, несомненно, дополнят полученные сведения.
Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Сенсорное развитие направлено на формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности.
В свою очередь, развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.
Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности, представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание уделяется планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по окончании.
Учитывая психологические особенности детей, материал дается дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивается количество закрепляющих упражнений. Обучающиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Структура программы развития психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
-развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
-развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства;
-восприятие времени.
Программа формирования базовых учебных действий.
БУД | 5-9 классы |
Личностные учебные действия | Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны. |
Коммуника тивные учебные действия | Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Регулятивные учебные действия | Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
Познаватель ные учебные действия | Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами |
Нормативные документы, лежащие в основе предмета
1. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»
3. Устав ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат»
4. Адаптированная основная общеобразовательная программа ГКОУ СО «Михайловская школа-интернат»
5. 5. Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра вариант 8.4. (в соответствии ФГОС НОО ОВЗ) ГБОУ СО «Михайловская школа-интернат
Цель и задачи предмета
Цель: создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Основная задача:
Обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения.
Планируемые результаты
7 класс
Достаточный уровень
- проявлять интерес к познанию и самопознанию
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- видеть временные рамки своей деятельности;
Минимальный уровень
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- -самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью;
- уметь проявлять волевые усилия для достижения своих желаний и побуждений;
- уметь понимать и передавать свои чувства
мыслительные операции (обобщение, сравнение, анализ и т.д.)
Сведения об обучающихся
Деление обучающихся на группы осуществляется учителем по степени оказания помощи.
класс | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
Составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом, все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого. | В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики первой группы, но без помощи взрослого сделать элементарные выводы не в состоянии | Обучающиеся, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи- словесно- логической, наглядной и предметно- практической | |
7 | Бучельников Кирилл |
Условия реализации программы | ||
Аудио/CD-диск. Музыка для релаксации и медитации. Все выпуски. | 1 | |
Афанасьева. Психолого- педагогическая работа по профориентации учащихся 8-9 класс | 1 | |
Пасечник Л. В. Материалы для психологической диагностики детей 6-7 лет | 1 | |
Пасечник Л.В. Помощь депрессивным детям. | 1 | |
Развивающая игра «Автобус для зверят» | 1 | |
Развивающая игра «Большой, средний, маленький» | 1 | |
Развивающая игра «Веселые клеточки» | 1 | |
Развивающая игра «Внимание! Дорога!» | 1 | |
Развивающая игра «Вокруг да около» | 1 | |
Развивающая игра «Волшебные коробочки» | 1 | |
Развивающая игра «Времена года» | 1 | |
Развивающая игра «Где живет огурчик?» | 1 | |
Развивающая игра «Глаголы в картинках» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Детская литература» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Математика» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Мышление» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Предметы» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа» | 1 | |
Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Чтение» | 1 | |
Развивающая игра «Деньки недельки» | 1 | |
Развивающая игра «Деревенский дворик» | 1 | |
Развивающая игра «Детям о времени» | 1 | |
Развивающая игра «Животные жарких стран» | 1 | |
Развивающая игра «Животные и птицы» | 1 | |
Развивающая игра «Знаю все профессии» | 1 | |
Развивающая игра «Зоопарк настроений» | 1 | |
Развивающая игра «Истории в картинках» | 1 | |
Развивающая игра «Логические цепочки» | 1 | |
Развивающая игра «Найди различия» | 1 | |
Развивающая игра «Четвертый лишний-1» | 1 | |
Развивающая игра «Четвертый лишний-2» | 1 | |
Развивающая игра «Направо- налево» | 1 | |
Развивающая игра «Наши чувства и эмоции» | 1 | |
Развивающая игра «Парные коврики»/4-7 лет | 1 | |
Развивающая игра «Подбери по смыслу» | 1 | |
Развивающая игра «Противоположности» | 1 | |
Развивающая игра «Развиваем внимание» | 1 | |
Развивающая игра « Развиваем память» | 1 | |
Развивающая игра «Разгадай головоломку» | 1 | |
Развивающая игра «Ребусы» | 1 | |
Развивающая игра «Умный паровозик. Цвет и форма.» | 1 | |
Развивающая игра «Хорошо или плохо» | 1 | |
Развивающая игра «Цвет, форма, размер» | 1 | |
Развивающая игра «Что не так?» | 1 | |
Развивающая игра «Что перепутал художник?» | 1 | |
Ковролиновый конструктор «Застежки- расстежки» | 1 | |
Ковролиновый конструктор «Мир аквариума» | 1 | |
Ковролиновый конструктор «Мы едем, едем, едем» | 1 | |
Ковролиновый конструктор «Веселые буквы. Русский алфавит» | 1 | |
Игра «Цветные палочки Кюизенера» | 1 | |
Учебное игровое пособие «Математический планшет» | 1 | |
Альбом «Лото на математическом планшете» | 1 | |
Дидактические карточки «Эмоции» | 1 | |
Плакат «Профессии» | 1 | |
Дидактическое пособие «Рассказы по картинкам /Кем быть?» | 1 | |
Банщикова Т. Н. «Диагностика агрессивности педагога»+ CD | 1 | |
Богданова Т.Г. «Диагностика и коррекция познавательной сферы младших дошкольников» + CD | 1 | |
Ганичева И. В. « Телесно- ориентированные подходы»+ CD | 1 | |
Шарохина В.Л. «Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий».+ DVD | 1 | |
Гордеева Т. В. «Пальчиковая гимнастика с предметами для старших дошкольников». + DVD | 1 | |
Развивающая игра «Головоломка. Город мастеров» | 1 | |
Развивающая игра «Игры Воскобовича. Чудо- крестики» | 1 | |
Развивающая игра «Развивающая головоломка. Ежик» | 1 | |
Развивающая игра «Сложи кавдрат» | 1 | |
Развивающая игра «Тетрис» | 1 | |
Развивающая игра «Шнуровка. Грибок» | 1 | |
Развивающая игра « Шнуровка. Зайка.» | 1 | |
Развивающая игра «Волшебная дощечка» | 3 | |
Развивающая игра «Математический планшет. Большой геометрик» | 1 | |
Павлов « Общение с ребенком. Тренинг взаимодействия» | 1 | |
Матвеева Б.Р. «Развитие личности подростка» | 1 | |
Монина Г. Б. «Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником» | 1 | |
Макартычева Г.И. «Тренинг для подростков. Профилактика асоциального поведения» | 1 | |
Игра «Двухцветный квадрат Воскобовича. Схемы сложения» | 1 | |
Холодова О. А. Рабочая тетрадь «Юным умникам и умницам. За три месяца до школы» | 1 | |
Колесникова «Психодиагностика школьников. Тесты» | 1 | |
Кузнецова «Игры для гиперактивных детей» | 1 | |
Истратова О.Н. «Справочник психолога начальной школы» | 1 | |
Истратова О.Н. «Справочник психолога средней школы» | 1 | |
Материал для ручной работы | ||
Пластилин | 3 кор. | |
Краски | 2 кор. | |
Карандаши цветные | 4 кор. | |
Бумага для рисования | 5 компл. | |
Цветная бумага | 5 компл. | |
Клей |
|
2. Календарно- тематическое планирование.
6 класс
№ | Название темы | Количество часов | Дата проведения | ||||
Развитие и коррекция восприятия | |||||||
1 | Закрепление и развитие умения сравнивать по величине зрительно воспринимаемые объекты | 1 | |||||
2 | Закрепление знаний основных геометрических фигур, представление о форме предметов | 1 | |||||
3 | Закрепление и развитие умения ориентироваться в схеме своего тела | 1 | |||||
4 | Закрепление и развитие умения ориентироваться на листе бумаги | 1 | |||||
Коррекция и развитие внимания | 06.02 20.02 27.02 | ||||||
5 | Коррекция и развитие устойчивости внимания | 1 | |||||
6 | Коррекция и развитие переключаемости внимания | 1 | |||||
7 | Коррекция и развитие объема внимания | 1 | |||||
Коррекция и развитие памяти | |||||||
8 | Коррекция и развитие произвольной долговременной памяти | 1 | |||||
9 | Коррекция и развитие логической смысловой памяти | 1 | |||||
10 | Развитие умения устанавливать ассоциативные логические отношения на основе запоминаемого материала | 1 |
Коррекция и развитие мышления | ||||
1 | Развивать мыслительные операции обобщения и классификации, умение выбирать основание для классификации предметов и явлений. | 1 | ||
2 | Развивать и укреплять словесно- логическое мышление, формировать умение решать логические задачи. | 1 | ||
3 | Развивать способности к анализу причинно- следственных связей различных понятий | 11 | ||
4 | Развитие понимания иносказательного смысла загадок с использованием наглядной опоры и жизненного опыта ребенка. | 1 | ||
5 | Формирование комбинаторных способностей | 1 | ||
6 | Стимулирование творческого мышления и воображения | 1 | ||
Коррекция и развитие общения | ||||
7 | Коррекция и развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками | 1 | ||
8 | Развитие коммуникативных навыков | 1 | ||
9 | Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое | 1 |
Коррекция и развитие мелкой моторики и графических навыков | |||||||
1 | Коррекция и развитие слухомоторной координации и чувства ритма | 1 | |||||
2 | Развитие умения действовать левой и правой рукой | 1 | |||||
3 | Развитие моторных умений и гибкости рук | 1 | |||||
4 | Формирование умения распределять пальцы на предмете и умение распределять нагрузку на мышцы пальцев рук | 1 | |||||
5 | Закрепление координации движений при выполнении одновременно одинаковых действий обеими руками | 1 | |||||
6 | Развитие сгибательных и разгибательных движений мышц пальцев и кистей | 1 | |||||
7 | Закрепление двигательной активности пальцев рук | 1 | |||||
Коррекция и развитие общей моторики | |||||||
8 | Развитие координационных механизмов нервной системы Формирование глубокого вдоха и выдоха | 1 | |||||
9 | Развитие статического равновесия Развитие динамического равновесия | 1 | |||||
Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний | |||||||
14 | Эмоция радости, злости | 1 | |||||
15 | Эмоция страха | 1 | |||||
16 | Эмоция сочувствия | 1 |
6 класс
№ | Учебно-методическое планирование | Сроки и даты | Составляющие качества образования | ||||
Предметно-информационная | Деятельностно- коммуникативная | Ценностно-ориентационная | Педагогические условия и средства их реализации | Коррекционная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Развитие и коррекция восприятия | общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями | знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду | Развитие общеинтеллектуальных умений | Массажная «дорожка следов» | Пальчиковая гимнастика Папка № 1 стр. 1-4 | ||
Коррекция и развитие внимания | Работа с раздаточным материалом, выполнение инструкций педагога | Коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития | Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности | Дидактическая игра «Чудесный мешочек» игрушки- животные жарких стран, мягие игрушки. резиновые, деревянные | Расслабление по контрасту с напряжением, с фиксацией внимания на дыхании. Дыхание в сочетании с голосом. (упр. «Напряжение, расслабление», «Колючий человек», «Голоса природы», дыхательная гимнастика) Папка № 2 стр.5-9 | ||
Коррекция и развитие памяти | Развитие умения моделировать расположение предметов в заданном пространстве | Совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий | Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности | Геометрические фигуры из картона (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) игра «Укрась платочек» | Развивающая игра «Большой, средний, маленький» Папка № 4 стр. 1-6 | ||
Коррекция и развитие мышления | Развитие умения сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах | Развитие умения контролировать сменяемость действий | Развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его | Зрительные тренажеры | Развивающая игра «Внимание! Дорога!» Папка №5 стр.6-7 | ||
Коррекция и развитие общения | Развитие умения планировать деятельность | Развитие организованности, дисциплины | Совершенствование умения ориентироваться в задании и планировать работу | Дидактическая игра «Узнай на слух» | Развивающая игра «Волшебные коробочки» Папка № 4 стр. 8-10 | ||
Коррекция и развитие мелкой моторики и графических навыков | Практическое освоение этапов правильного дыхания Соединение дыхания с движениями и речью | Самоконтроль по данному алгоритму действий | Развитие ориентировки в окружающем мире, стремления познать и понять его | Гордеева Т. В. «Пальчиковая гимнастика с предметами для старших дошкольников» | Развивающая игра «Где живет огурчик?» Папка № 7 стр. 1-8 | ||
Коррекция и развитие общей моторики | Формирование социального статуса ученика | Развитие организованности, дисциплины | Развитие личностно – мотивационной сферы | Упражнения на графической модели «Сутки | Развивающая игра «Глаголы в картинках» Папка № 5 стр. 4-9 | ||
Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний | С помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе | Развитие самооценки обучающегося | Развитие личностно – мотивационной сферы | Пальчиковая гимнастика | Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Математика» Папка № 7 стр. 1-6 | ||
Коррекция и развитие эмоциональной сферы | Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений, обогащать словарь | Воспитывать навыки самоконтроля. | Работа по формированию наблюдательности | Лепка «Угощение»- оборудование для лепки- доска, салфетки, пластилин | Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Предметы» Папка № 9 стр. 1-9 | ||
Формирование приемов самоконтроля | Коррекция взаимоотношений в среде сверстников | Развитие толлерантности, навыков взаимодействия в коллективе | Развитие личностно – мотивационной сферы | Крупная мозаика | Развивающая игра «Готов ли ты к школе? Окружающий мир. Природа» Папка № 6 стр. 2-9 |
4. Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся
- баллов– не выполняет, помощь не принимает;
- балл – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи;
- балла – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом;
- балла – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу;
- балла – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции;
- баллов – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.
Ф.И. обучающегося | Развитие общей (крупной) моторики | Развитие ручной (мелкой) моторики | Тактильно-двигательное восприятие | Кинестетическое и кинетическое развитие | Восприятие формы, величины, цвета | Развитее зрительного восприятия | Развитие слухового восприятия | Восприятие временных отношений | Восприятие пространственных отношений | Восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, цвет) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | 4 ч | 1 ч | 2 ч | 3 ч | |||||
1 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6 |
5. Диагностический инструментарий
6.Циклограмма проведения уроков
День недели | Класс | Время |
четверг | 7 |
7. Сведения об авторе
Ф.И.О. | Савченко Татьяна Викторовна | ||
Дата рождения | 02.12.1977 | ||
Образование | Высшее | ||
Что окончил, когда, специальность | Комсомольский- на- Амуре государственный педагогический университет по специальности преподаватель дошкольной педагогики и психологии, логопед. Дата окончания: 24.06.2000 | ||
Занимаемая должность | учитель | ||
Стаж работы | Общий 22 года | Педагогический – 22 года | В данном учреждении – 9 лет |
Квалификационная категория | высшая | ||
Срок действия категории | До 28.11.2022 | ||
Методическая тема работы | «Развитие личностных качеств умственно отсталых обучающихся через активные формы педагогической деятельности» | ||
Курсы повышения квалификации за последние 3 года | С 25.02.2019-06.03.2019 прошла обучение в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Уральский государственный педагогический университет» По программе повышения квалификации: «Организация комплексного сопровождения обучающихся в рамках освоения АООП НОО РАС (3,4 вариант) в объеме 72 часа |
8. Список литературы для учителя
1.Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова Развитие сенсорной сферы у детей
Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида
2. Н. И. Озерецкий, М. О. Гуревич Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
3. Грецов А. Тренинг общения для подростков. СПб, 2007.
4. Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс! М., 2007.
5. Королева Е. В. Проблемные ситуации в школе и способы их решения. М, 2006.
6. Слободяник Н. П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы. М., 2004.
7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М, 2006.
8. Шилова Т. А. Диагностика психолого-социальнойдезадаптации. М., 2005.
9. Шишковец Т. А. Осложненное поведение подростков. М, 2006.
10. Зверева Н. Тренинг социальной адаптации для людей с ограниченными возможностями. СПБ., 2008.
11. Лютова Е. К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПБ., 2006.
12. Петрусинский В. В. Искусство общения в играх. М., 2007.
13. Слободяник Н. П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. М., 2004.
14.Смирнова Е. Е. Познаю себя и учусь управлять собой. СПБ., 2007.
15. Школьный психолог.2005, №11.
16. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми. М., 2004.
17. Жуков М. Н. Подвижные игры. М., 2002.
18. Куражева Н. Ю. Приключения будущих первоклассников. Психологические занятия с детьми 6 – 7 лет. СПБ. 2007.
9. Приложение
ПОКАЗАТЕЛИ | ФАКТОРЫ РИСКА | ||
НЕТ – 1 | ЕСТЬ – 2 | ВЫРАЖ – 3 | |
1. Деятельность и общее развитие запас сведений и знаний способность понять инструкцию умение планировать деятельность длительность работы без отвлечений отношение к неудаче темп работы обучаемость | |||
2. Развитие моторики крупная тонкая | |||
3. Интегративные умения зрительно-моторная координация сенсомоторная интеграция слухомоторная интеграция | |||
4. Восприятие свойства предметов (цвет, форма, величина) восприятие пространства восприятие времени целостность восприятия | |||
5. Внимание объем устойчивость концентрация и переключаемость | |||
6. Память слуховая зрительная запоминание и воспроизведение смысловое содержание | |||
7. Мышление мыслительные операции (обобщение, сравнение, исключение, классификация) аналитико-синтетическая деятельность логические связи и закономерности |
ФАКТОРЫ РИСКА В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Показатели деятельности | Варианты оценки |
Способность ребенка понять инструкцию | 1-Понимает инструкцию сразу, не требует дополнительных разъяснений 2-Не понимает с первого раза, но принимает помощь и самостоятельно выполняет аналогичное задание 3-Не понимает инструкцию и не принимает помощь |
Умение планировать свою деятельность и сосредоточенно работать | 1-Действует в определенном порядке, работает без отвлечений 2-Суетлив, быстро отвлекается, требует постоянного контроля, но положительно реагирует на слова «подумай», «будь внимателен», «не отвлекайся» и т. п. 3-Хаотичен, не способен организовать свою деятельность даже с посторонней помощью |
Длительность работы без отвлечений | 1- 15—20 минут 2- 5—10 минут 3- Не может работать без отвлечений |
Отношение к неудаче | 1-Спокойно реагирует, сам исправляет, принимает помощь 2-Относительно спокойно реагирует, нервничает 3-Замыкается или плачет, отказывается от работы |
Темп работы | 1-Работает достаточно быстро 2-Работает медленно, спокойно 3-Работает очень медленно, нервничает, отвлекается |
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПАМЯТИ
Показатели памяти | Варианты оценки. |
Слуховая | 1-Запоминает и воспроизводит 8 – 10 слов 2-Запоминает и воспроизводит 5 – 7 слов 3-Запоминает и воспроизводит 4 слова и менее |
Зрительная | 1-Запоминает и называет 7 – 10 картинок 2-Запоминает и называет 4 – 6 картинки 3-Запоминает и называет менее 3 картинок |
Запоминание и воспроизведение | 1-Хорошая быстрота и прочность запоминания. Полнота воспроизведения 2-Медленное запоминание, непрочное, быстрое забывание Воспроизведение с множественными неточностями 3-Процесс запоминания не выражен или избирателен. Воспроизведение с грубыми неточностями |
Смысловое содержание | 1-Запоминает и воспроизводит смысловое содержание 2-Смысловое содержание запоминает с трудом, воспроизводит с внешней помощью 3-Смысловое содержание малодоступно |
АНАЛИЗ ОБУЧАЕМОСТИ
Показатели | Варианты оценки |
Обучаемость | 1-Проявляет интерес к обследованию, стремится к успешному выполнению заданий, обнаруживает необходимую активность и достаточные волевые усилия, планирует свои действия, продуктивно использует помощь. Осуществляет перенос на аналогичные задания 2-Испытывает трудности в понимании задания, нуждается в стимуляции и организующей помощи. Аналогичные задания выполняет после наводящей помощи 3-Интерес к выполнению заданий выражен слабо, организующая и направляющая помощь малоэффективна, с трудом осмысливает задания, не находит рациональных приемов работы. После объяснений и показа испытывает трудности при выполнении аналогичного задания, воспринимая его как новое |
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВНИМАНИЯ
Показатели внимания | Варианты оценки |
Объем | 1-Широкий (воспринимает одновременно 4-5 объектов) 2-Снижен (воспринимает одновременно 2-3 объекта) 3-Резко снижен (воспринимает одновременно не более одного объекта) |
Устойчивость | 1-Внимание устойчивое (отвлечения отсутствуют или малое количество отвлечений) 2-Устойчивость внимания снижена (частые, иногда длительные отвлечения) 3-Внимание рассеянное (многократные, длительные отвлечения) |
Концентрация и переключение | 1-Высокая концентрация, легкая переключаемость. Способен выполнять многоступенчатую инструкцию (3-4) 2-Концентрация слабая, переключаемость затруднена. Испытывает затруднения при выполнении многоступенчатой инструкции 3-Не способен к концентрации внимания. Выполняет простейшую инструкцию (1-2 ступени) после многократного повторения, показа |
АНАЛИЗ ИНТЕГРАТИВНЫХ УМЕНИЙ
Показатели | Варианты оценки |
Зрительно-мотор-ная координация | 1-Развита хорошо. Штрих четкий, ровный. Точное соотношение элементов, направление и величина штрихов 2-Снижена. Наблюдается незначительное искажение передаваемых объектов, изменение направления и величины штриха 3-Нарушена. Объекты значительно отличаются от данных на карточках |
Сенсомоторная интеграция | 1-Узнает и называет фигуры и буквы 2-Узнает и называет фигуры и буквы после повторения 3-Не узнает и не называет фигуры и буквы даже после многократных повторений |
Слухомоторная интеграция | 1-Правильно повторяет ритмы 2-Короткие ритмы повторяет правильно, длинные – с незначительными нарушениями 3-Не может повторить даже короткие ритмы |
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МЫШЛЕНИЯ
Показатели мышления | Варианты оценки. |
Мыслительные операции (сравне-ние, обобщение, исключение, классификация) | 1-Исключает, обобщает, классифицирует на основе выделения существенных признаков, аргументирует свой выбор. Выделяет сходство и различия между предметами и явлениями 2-Исключает, обобщает, классифицирует, опираясь на несущественные признаки предметов и явлений, не всегда может объяснить свой выбор. Выделяет явные различия между объектами, затрудняется в сравнении объектов (заменяет его описанием) 3-Мыслительные операции не сформированы. При исключении, обобщении, классификации пользуется случайным выбором. Обобщающие понятия отсутствуют |
Аналитико-синтетическая деятельность | 1-Имеет аналитико-синтетические навыки, устанавливает причинно-следственные связи и закономерности 2-Способен к элементарному анализу и синтезу, установлению простейших причинно-следственных связей 3-Аналитико-синтетические навыки не сформированы, не способен к установлению простейших причинно-следственных связей, высказывает бессмысленные суждения |
Логические связи и закономерности | 1-Навыки мыслительной деятельности устойчивы. Умеет строить элементарные умозаключения. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений 2-Навыки мыслительной деятельности не устойчивы. Слабовыраженная способность к установлению и построению элементарных умозаключений. Понимает скрытый смысл простых выражений и изображений с внешней помощью 3-Мышление непроизвольное. Понимание скрытого смысла выражений и изображений недоступно |
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОСПРИЯТИЯ
Показатели восприятия | Варианты оценки |
Свойства предметов (цвет, форма, величина) | 1-Находит и называет большую часть свойств предметов 2-Находит и называет половину из каждого блока свойств предметов 3-Отсутствуют знания основных свойств предметов |
Восприятие времени | 1-Знает дни недели, месяцы, части суток, называет, ориентируется в их последовательности. Называет признаки времен года 2-Механическое называние дней недели, месяцев, частей суток, не ориентируется в их последовательности. Путается в признаках времен года 3-Не знает дней недели, месяцев, частей суток. Признаки времен года не знает |
Восприятие пространства | 1-Ориентируется в схеме тела, ориентируется на плоскости, умеет ориентироваться в ближайшем пространстве, определяет пространственное расположение предметов 2-Определяет стороны у себя, при показе сторон на картинке испытывает трудности, при ориентации на плоскости и в ближайшем пространстве часто путаются 3-В схеме тела, на плоскости и в ближайшем пространстве не ориентируется |
Целостность | 1-Собирает целостное изображение путем зрительного анализа. Воспринимает целостный предмет по части и умеет включать часть в целое 2-Собирает целостное изображение путем перебора вариантов, после обучения переходит к целенаправленным пробам. Воспринимает простые целостные изображения по отдельной части, включает часть в целое в знакомых изображениях 3-При сборе целого из частей не понимает цели, действует неадекватно, даже в условиях обучения. Целостность восприятия не развита |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Сенсорное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья с использованием сенсорного оборудования и релаксации...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры-занятия по сенсорному развитию для детей 2-3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития – Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Новогодняя елочка для лесных жителей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАР...
Открытое мероприятие непосредственно образовательной деятельности игры – занятия по сенсорному развитию для детей 2 -3 лет с задержкой речевого и психомоторного развития -- Методическая разработка. ТЕМА ЗАНЯТИЯ: «Открытка для Деда Мороза»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ДОМ РЕБЕНКА № 19 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОРГАНИЧЕСКИМ ПОРАЖЕНИЕМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НАРУШЕНИЕМ ПСИХИКИ» ДЕПАРТАМЕНТ...
«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...
Проект «Сенсорное развитие детей младшего возраста посредством сенсорной коробки»
Одним из эффективных средств формирования у детей первичных представлений об объектах окружающего мира являются сенсорные коробочки. Сенсорная коробочка — это ёмкость с наполнителем, предна...
Сенсорное развитие детей: игры, способствующие развитию тактильного восприятия у детей младшего школьного возраста.
Сенсорное развитие (от латинского sunser — ощущение) — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.Значение сенсорного развития в дошкольном д...
Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...