Играем пальчиками – развиваем речь
методическая разработка
Включение пальчиковой гимнастики в учебную деятельность позволяет не только стимулировать развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировать и повышать уровень развития всех сторон произвольного внимания, но и устанавливать творческий контакт между учителем и обучающимся, достигать оптимального чередования концентрации и релаксации, обеспечивая максимальную эффективность педагогического процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 71.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Учалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ДОКЛАД
на тему: «Учимся играя. Играем пальчиками – развиваем речь»
.
(выступление на ШМО учителей предметников)
Подготовила: Р.М. Бикбулатова
г. Учалы
Январь 2018г.
Играем пальчиками – развиваем речь.
Большое значение в развитии моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс гимнастики для рук – пальчиковая гимнастика.
Раньше существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождавших детство наших прабабушек и прадедушек, игр, теперь уже забытых или полузабытых.
Включение пальчиковой гимнастики в учебную деятельность позволяет не только стимулировать развитие обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, корректировать и повышать уровень развития всех сторон произвольного внимания, но и устанавливать творческий контакт между учителем и обучающимся, достигать оптимального чередования концентрации и релаксации, обеспечивая максимальную эффективность педагогического процесса.
Важно осознать целесообразность использования пальчиковой гимнастики и неформально подходить к их комплексному и систематическому проведению. Пальчиковые игры нужны не только педагогам начальной школы, обучающих детей с нарушением интеллекта, но и преподавателям основной школы, т.к. они позволяют осуществлять межпредметные связи.
Польза развития моторики у обучающихся в настоящее время общеизвестна. Тренировка тонкой пальцевой моторики является мощным физиологическим средством, стимулирующим развитие психических процессов, развитие произвольного внимания, развитие речи.
Уровень развития мелкой моторики – показатель готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое произвольное внимание, хорошая память и связная речь. По возможности следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
И. Кант писал: рука является вышедшим наружу головным мозгом. В древности существовала легенда, что раньше у человека были глаза в кончиках пальцев. Многие знают о том, что через руки, через кончики пальцев проходят меридианы, то есть те таинственные каналы, по которым течёт энергия, переходя из одного канала в другой. И когда случаются какие-то нарушения естественного хода этой внутренней энергии, то и возникает заболевание.
У обучающегося с ограниченными возможностями здоровья трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Чтобы развитие зрительного, тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к нормальному, необходимо систематически проводить специальную коррекционную работу.
Недостатки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья выражаются в замедленности движений, неуклюжести, а также в неравномерном характере движений, обусловленном неустойчивостью внимания. У них крайне неразвиты двигательные образы. Это влечет за собой и недоразвитие кинестетического самоконтроля. Нарушения движений пальцев у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не могут не оказать влияния на контроль и регуляцию движений при формировании двигательного навыка. Дефекты в движении пальцев оказывают не только прямое отрицательное влияние на формирование двигательного навыка, но и косвенное, т.к. они приводят к нарушению координации движений, затрудняя тем самым контроль при выполнении действия.
В.А. Сухомлинский «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Пальчиковые игры – комплекс упражнений, направленных на развитие и формирование высших психических и познавательных процессов (произвольное внимание, мышление, воображение и др.)
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. В этих играх ребенку интересен именно процесс, наполненный речевым и двигательным содержанием. За их простотой скрывается огромная педагогическая и воспитательная ценность.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.
Обычно эти игры и упражнения несложны по технике, не требуют особой подготовки, их можно быстро организовать и провести без использования игрушек, они непродолжительны по времени. Учителю рекомендуется знакомить с такими играми и упражнениям в определенной последовательности: сначала включать в комплекс те из которых способствуют формированию умения удерживать статистическую позу кисти и пальцев, а затем игры и упражнения динамического характера.
Пальчиковые игры относятся к играм с правилами, где определены содержание, игровые правила, предполагаемый результат.
Условно выделяют следующие виды пальчиковых игр:
- Пальчиковые игры, сопровождающие проговариванием;
- Пальчиковые игры с предметами и игрушками;
- Теневой театр, простой пальчиковый театр.
Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр.
- Перед игрой с обучающимся можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
- Перед началом упражнения разогревают ладони легкими поглаживающими до приятного ощущения тепла.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняйте упражнение вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, точным переключением с одного движения на другое.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости оказывается помощь.
- В идеале: каждое занятие имеет свое название, длится несколько минут и повторяется в течении дня 2-3 раза.
- При повторных провидениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми.
- Не ставьте несколько сложных задач сразу (показывать движения и произносить текс). Объём внимания у обучающихся ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
- Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа.
Методика руководства этими играми имеет некоторые общие особенности.
Выделяют три этапа в руководстве игрой.
- Этап удивления. Важно заинтересовать детей игрой, вызвать желание играть. Учитель может использовать игровые ситуации, сюрпризные моменты. Неповторимый колорит играм придают считалки, потешки.
- Этап изучения. Игра должна стать формой воспитания. Поэтому на втором этапе руководства игрой важно научить детей правилам и содержанию игры. Правила игры учитель сообщает перед самой игрой. Если игра знакомая, то необходимо вспомнить правила и содержание. При педагогическом руководстве игрой недопустима жесткая регламентация, лишающая детей возможности проявлять инициативу и самостоятельность.
- Самостоятельная творческая игра. Очень важно обеспечить активное участие каждого ребенка в игре, дать возможность учиться играть самостоятельно. Эффективным методическим приемом является поощрение.
Педагог может взять на себя роль наблюдателя, тем самым оберегает детскую самостоятельность. Но в случае необходимости обращается к детям, направляя их на поиск новых вариантов игры. Основная цель подведения итога игры: научить ребенка оценивать себя в игре, вызвать желание еще поиграть в эту игру. И самым важным условием организации пальчиковых игр является доброжелательная атмосфера в классе. Учитель должен отказаться от функции строгого наставника в игре, так как обстановка раскрепощенности и непринужденности является надежным залогом продуктивности мышления, внимания в игре.
Учитель знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук:
2 группа. Упражнения условно статические:
3 группа. Упражнения для пальцев динамические
Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок, коррекционное занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Сначала все упражнения выполняются медленно. Педагог следит, чтобы обучающийся правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости оказывается помощь. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участи обеих рук), затем – другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Таким образом: пальчиковая гимнастика являются прекрасной формой организации обучающихся в любой момент педагогического процесса. Перед учебными занятиями, помогают собрать внимание, настроить на учебную деятельность, облегчить переход от одного вида деятельности к другому. Регулярное использование обеспечивает хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму, оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга, развитие речи, произвольного внимания.
Список литературы:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики. – Издательство Сфера: 2009.
2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Пальчиковая гимнастика. – Москва: Астрель, 2007.
3.Черенкова Е.Ф. Развивающие игры с пальчиками. – М.: РИПОЛ классик; ДОМ XXI век, 2009.
4. Датешидзе Т. А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб, Речь, 2004.
5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. –
М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"
Буклет можно использовать как дополнительный материал для работы с родителями....
Презентация "Играем пальчиками - развиваем речь"
Наша речь имеет неврологические основы. Головной мозг - это высший отдел нервной системы, он управляет деятельностью всех структур нервной системы, в том числе и речью....
Играя пальчиками, развиваем речь
Играя пальчиками, развиваем речь...
Мастер-класс с родителями "Развиваем пальчики-развиваем речь"
Ученые и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие д...
Консультация для родителей "Играем пальчиками, развиваем речь"
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и, если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их...
Статья "Играя пальчиками - развиваем речь"
Коррекционная педагогика...
Рекомендации для родителей "Развиваем пальчики - развиваем речь"
Коррекционная педагогика...