Методическая разработка «Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»
методическая разработка
Методическая разработка
«Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»
Ораторское искусство-это искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения.
Хорошо говорить - это значит: хорошо думать вслух. Искусство импровизировать, находить оптимальные способы повествования, общения и убеждения даётся нелегко и зависит и от природного дарования, и от быстроты ума, и от накопленного культурного багажа, и отжелания человека стать мастером живого слова.
Первый шаг на пути к овладению этим искусством - практикум по технике речи.
- I.ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ:
1. « Раззвучка»
Цель: найти «центр голоса».
Техника выполнения: ноги на ширине плеч. Рот закрыт. Челюсти разжаты. Набираем воздух через нос. Медленно выдыхаем («в живот»), произнося звук «м». Когда запас воздуха заканчивается, снова делаем «вдох-добор» носом. Стараемся «опустить» звук как можно ниже.
- Энергично постукиваем кончиками пальцев обеих рук (с произнесением звука «м»):
- по лбу, затем - по крыльям носа;
- по верхней губе с произнесением звука «в»;
- по нижней губе с произнесением звука «з »;
- постукиваем ладошками, сжатыми в кулаки, по верхней части грудной клетки
( с произнесением звука «ж»);
- по нижней части грудной клетки - ребрами ладоней (с произнесением звука «м»).
Затем выполняем все действия в обратном порядке.
2.«Артикуляция и дикция »
Цель: развитие и укрепление мышц, участвующих в речевом процессе
(рот, челюсти, губы, язык).
При выполнении этих упражнений лучше использовать зеркало, чтобы контролировать,
насколько правильно вы выполняете практику.
- «Хоботок-улыбка»: исходное положение-рот закрыт, челюсти сжаты.
Техника выполнения: губы собираем в «хоботок», затем плавным, скользящим движением растягиваем губы «на улыбку».Повторяем 5-6 раз.
- «Лёвушка»:
Техника выполнения: откиньте челюсть и раскройте рот как можно больше. Представьте, что вы - лев, которому дрессировщик кладёт голову в пасть. В этом положении тяните губы навстречу друг другу (челюсть остается в прежнем положении), стараясь сомкнуть их. Разумеется, сомкнуть губы у вас не получится, ваша задача- растянуть их как можно больше.
- «Тренировка языка»: исходное положение-язык укладывается «лоточком» во рту,
кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть
неподвижна.
Техника выполнения: кончик языка поднимите вверх - к твёрдому нёбу, потом - вправо, затем - влево (в щёку) и снова верните в исходное положение.
Повторяем 4-5 раз.
- «Осторожно, челюсти!»
Техника выполнения: опустите челюсть как можно ниже. Аккуратно двигайте её
влево и вправо, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Затем двигайте
вперёд и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.
- «Мишень»: с помощью согласных звуков В, П, Г,К,Д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель .
- «Кнопки»: «выкручивая» рукой и звуком кнопки, отчетливо произносим «пучки»
согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.
- «Теннис»: выполняется в паре. Берем мячик, и, кидая его товарищу, озвучиваем броски пучками согласных:
ПТКа-БДГа, ПТКу-БДГу, ПТКэ-БДГэ, ПТКи-БДГи, ПТКо-БДГо.
3. «Скороговорки »
Цель: закрепить на практике навыки техники речи.
Закрепить полученные навыки нам помогут скороговорки.
Но следует помнить о том, что скороговорку следует отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь, ведь скороговорки ещё называют «чистоговорками»!
Скороговорки:
- «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».
Техника выполнения: сначала говорим «Тридцать три корабля...», затем делаем
глубокий «вдох-добор» носом, затем - продолжаем говорить, повторяя слово
«лавировали» до тех пор, пока не закончится запас воздуха.
Как только почувствуете, что воздуха больше нет, останавливаетесь, делаете снова
«вдох-добор» носом и говорите чётко, медленно, по слогам:
«... да не вы-лави-ровали».
- «Баркас приехал в порт Мадрас,
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы»- при работе над этой скороговоркой делаем один глубокий «вдох-добор» носом перед началом всего текста.
- II. СЕМНАДЦАТЬ СПОСОБОВ
СДЕЛАТЬ РЕЧЬ
ЕЩЁ БОЛЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА АУДИТОРИЮ:
- 1.Выберите ту тему, которая волнует вас: подготовьте порученный Вам доклад так, чтобы он вызвал в вас бурю эмоций.
- 2.Хорошо выспитесь.
- 3.Не ешьте тяжёлой пищи перед выступлением.
- Ознакомьтесь с помещением и аудиторией: тогда вы сможете заниматься только своим выступлением.
- Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, если захотите произвести эффект: эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы снизите темп ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что же произошло.
- 6.Используйте вариации голоса для воздействия на аудиторию: чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения.
Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.
- 7.Используйте повторение, чтобы заострить внимание слушателей.
- 8.Используйте антитезы, чтобы произвести незабываемый эффект: эта техника состоит в воплощении противоположных идей в рамках аналогично расположенных слов.
- 9.Подчёркивайте важную мысль, задавая риторический вопрос.
- 10.Рисуйте для аудитории словесные картины с помощью аналогий, сравнений или метафор.
- Обращайтесь к аудитории, используя «Правило трёх чисел»: серии из трёх идей всегда кажутся более выразительными, чем из двух, четырёх и более.
- Используйте переходы, чтобы связать свои идеи вместе: переходами могут быть те слова, фразы или предложения, которые помогают вам переходить от одного пункта вашей речи к другому.
ü Наиболее простым переходом является нумерация пунктов
(«Во первых…», во-вторых…»).
ü Другой переходной стратегией является постановка вопросов и ответов на них. Вы можете повторить фразу из предыдущего предложения и развить её.
ü Обычные слова: «например»,»кроме того», «к тому же», «в то же время», «с другой стороны», «фактически», «следовательно», «между тем»- могут также служить переходами. Любой из них перестанет действовать после повторного их применения.
- Выучите своё выступление настолько хорошо, чтобы произносить его и смотреть прямо на аудиторию: говорите убеждённо, энергично, захватите
аудиторию в плен своим взглядом.
- Используйте микрофон только в случае необходимости: в комнате с хорошей акустикой, если аудитория не превышает 50 человек, лучше говорить без микрофона. Хорошо, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде и двигаться, чем стоять перед слушателями на одном месте.
- 15.Используйте должным образом микрофон: не прикасайтесь к нему после того, как вы начали говорить. Не отворачивайте и не отступайте от него без повышения голоса. Если Вы хотите привлечь внимание аудитории к какому-то пункту, придвиньтесь к микрофону и говорите более низким и тихим голосом.
- 16.Не стойте на месте, подходите к своим слушателям: как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует какая-то связь.
- 17. Показывайте своё воодушевление с помощью движений и жестов.
Ш. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Задание: Руководствуясь полученными рекомендациями, соедините с помощью союзов
( а, но, да, однако, зато, же, или, чтобы(чтоб), то, что и др.) приведённые ниже
цитаты так, чтобы у вас получился связанный текст на определённую тему
(темы: «Любовь», «Дружба», «Радость», «Смысл жизни» и др.)
Подготовьте выступление на 30 секунд по данной теме.
ЦИТАТЫ:
- Если Вы хотите добиться успеха, избегайте 6-ти пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности...
- Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился ( Грейс Хоппер)
- «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо».
- Когда встречаются два человека с одинаковыми мечтами, у них все получается.
- В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить (Сократ)
- Мир принадлежит тому, кто ему рад ...(надпись в индийском автобусе)
- Не судите чужого прошлого – вы не знаете своего будущего.
- Красив тот, кто красиво поступает.
- Слова, как ключи. Правильно подобрав, можно открыть любую душу и закрыть любой рот.
- Порой, чтоб спасти кого-то, нужно просто его обнять.
- Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог.
- Счастливые люди не всегда имеют все самое лучшее, просто они принимают с радостью то, что встречается им на жизненном пути.
- «Когда ты одинок — это не значит, что ты слабый. Это значит, ты достаточно сильный, чтобы ждать то, что ты заслуживаешь».
- Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку.
- Если Вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его. Вы же - не дерево.
- Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
- Есть дороги, которые нужно пройти в одиночку.
- Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна — и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна, — она ужасна. Веришь, что выхода нет, — и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть, — обязательно его увидишь. Ты ждешь беды — она обязательно придет. Ты боишься заболеть — ты заболеешь. Ты веришь в успех — ты его создашь. Ты ждешь счастья — оно уже на пути к тебе! Наша вера создает нашу реальность.
- Людей близкими делает не похожесть, не лживые компромиссы и даже не совместное прошлое. Близкими людей делает искреннее наслаждение от разницы. Когда не пытаешься кого-то переделать или переубедить. Когда просто общаешься с человеком – как книгу читаешь – в чем-то согласен, в чем-то нет, но все равно так интересно, изящно и легко, что не оторваться.
- Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому.
- Мстят только слабые, сильные - прощают.
- Только с возрастом начинаешь понимать, что не во все закрытые двери надо стучаться, и не во все открытые заходить.
- Жить нужно так, чтобы твое присутствие было необходимо, а отсутствие - заметно.
- Никогда не лги тому, кто тебе доверяет. Никогда не доверяй тому, кто тебе солгал.
- Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного (Л. Толстой).
- Когда одна дверь закрывается, открывается другая, но часто мы так долго смотрим на закрытую дверь, что не видим той, которая открылась.
- Есть люди уютные, как дом. Обнимаешь их и понимаешь: я дома.
- Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство.
- Хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.
- ЛЮБОВЬ – это не сделка, которая считается браком, не страсть, похожая на мелодраму, не животный инстинкт, за которым охотятся многие люди, а чувство глубокого уважения к чужой жизни и желание украсить ее радостью и красотой!
- Если СЧАСТЬЕ до сих пор не пришло к ВАМ, значит оно – БОЛЬШОЕ - и идёт к вам маленькими шагами!!!
- Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне!
- Никогда не оглядывайтесь назад, иначе пропустите то, что впереди!
- То, во что ты веришь, становится твоим миром. Верь в самое лучшее!
- Когда от всего, что свалилось на тебя, ты дойдешь до состояния, что уже не сможешь выдержать, ни в коем случае не отступай. Это именно то место, где изменится твоя Судьба!
- Будь решительным в ответственный момент!
- Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль!
- Цельтесь в луну: даже если промахнетесь, то окажетесь среди звезд!
- Найти себя невозможно - себя можно только создать!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/09/10/yjxmhwl6eoq.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-358040-1385826204.jpg)
Доклад на родительском собрании "Как говорить, чтобы ребёнок вас услышал?"
Этот материал поможет родителям избежать конфликтов с детьми, поможет найти пути разрешения трудных ситуаций...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1016624-1574163885.jpg)
ТРЕНИНГ для педагогов "ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ".
Умение красиво говорить - важный навык, которым должен обладать каждый педагог....
«ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»
Ораторское искусство очень важно! Ведь слово сильнее физического воздействия!...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/02/picture-1209160-1617384996.jpg)
Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?
Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/22/picture-21484-1611294311.jpg)
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Искусство говорить правильно».
Умение говорить правильно и красиво. Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда люб...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-1363894-1636983372.jpg)
Классный час "Умеем ли мы говорить и слушать друг друга"
Классный час по теме «Умеем ли мы говорить и слушать друг друга?» разработан для обучающихся 12-13 лет, 2021г.Направление: Духовно-нравственное развитиеЦель:достижение внутригруппового спл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-1440429-1669882296.jpg)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на об...