Методическая разработка «Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»
методическая разработка

Андронова Елена Александровна - педагог-организатор

Методическая разработка

«Ораторское искусство «ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»

 

Ораторское искусство-это искусство практического словесного взаимодействия,  предоставляющее   возможность мастерски использовать слово как инструмент мысли и убеждения.

Хорошо говорить - это значит: хорошо думать вслух. Искусство импровизировать, находить оптимальные способы повествования, общения и убеждения даётся нелегко и зависит и от природного дарования, и от быстроты ума, и от накопленного культурного багажа, и отжелания человека стать мастером живого слова.

Первый шаг на пути к овладению этим искусством - практикум по технике речи.

 

  1. I.ПРАКТИКУМ ПО ТЕХНИКЕ РЕЧИ:

1. « Раззвучка»

Цель:   найти «центр голоса».

Техника выполнения: ноги на ширине плеч. Рот закрыт. Челюсти разжаты. Набираем воздух через нос. Медленно выдыхаем («в живот»), произнося звук «м». Когда запас воздуха заканчивается, снова делаем «вдох-добор» носом. Стараемся «опустить» звук как можно ниже.

  • Энергично постукиваем кончиками пальцев обеих рук (с произнесением звука «м»):

- по лбу, затем - по крыльям носа;

- по верхней губе с произнесением звука «в»;

- по нижней губе с произнесением звука «з »;

- постукиваем ладошками, сжатыми в кулаки, по верхней части грудной клетки

( с произнесением звука «ж»);

- по нижней части грудной клетки - ребрами ладоней (с произнесением звука «м»).

Затем выполняем все действия в обратном порядке.

2.«Артикуляция и дикция »

Цель: развитие и укрепление мышц, участвующих в речевом процессе

           (рот, челюсти, губы, язык).

При выполнении этих упражнений лучше использовать зеркало, чтобы контролировать,

насколько правильно вы выполняете практику.  

  • «Хоботок-улыбка»: исходное положение-рот закрыт, челюсти сжаты.

Техника выполнения: губы собираем в «хоботок», затем плавным, скользящим движением растягиваем губы «на улыбку».Повторяем 5-6 раз.

  • «Лёвушка»:

Техника выполнения: откиньте челюсть и раскройте рот как можно больше. Представьте, что вы - лев, которому дрессировщик кладёт голову в пасть. В этом положении тяните губы навстречу друг другу (челюсть остается в прежнем положении), стараясь сомкнуть их. Разумеется, сомкнуть губы у вас не получится, ваша задача- растянуть их как можно больше.

  • «Тренировка языка»: исходное положение-язык укладывается «лоточком» во рту,

кончик языка касается нижних зубов, рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть

неподвижна.

Техника выполнения: кончик языка поднимите вверх - к твёрдому нёбу, потом - вправо, затем - влево (в щёку) и снова верните в исходное положение.

Повторяем 4-5 раз.

  • «Осторожно, челюсти!»

Техника выполнения: опустите челюсть как можно ниже. Аккуратно двигайте её

             влево и вправо, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Затем двигайте

             вперёд и назад. Закончите упражнение круговыми движениями челюсти.

  • «Мишень»: с помощью согласных   звуков В, П, Г,К,Д «обстреляйте» воображаемую мишень. Прицеливайтесь пальцем, как пистолетом, и посылайте звук точно в цель .
  • «Кнопки»: «выкручивая»   рукой и звуком кнопки, отчетливо произносим «пучки»

согласных: ТЧКа, ТЧКу, ТЧКэ, ТЧКи, ТЧКо.

  • «Теннис»: выполняется в паре. Берем мячик, и, кидая его товарищу, озвучиваем броски пучками согласных:

ПТКа-БДГа, ПТКу-БДГу, ПТКэ-БДГэ, ПТКи-БДГи, ПТКо-БДГо.

3. «Скороговорки »

Цель: закрепить на практике навыки техники речи.

Закрепить полученные навыки нам помогут скороговорки.

Но следует помнить о том, что скороговорку следует отрабатывать   через очень медленную, преувеличенно четкую речь, ведь скороговорки ещё называют «чистоговорками»!

Скороговорки:

  • «Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали».

Техника выполнения: сначала говорим «Тридцать три корабля...», затем делаем

       глубокий «вдох-добор» носом, затем - продолжаем говорить, повторяя слово

     «лавировали» до тех пор, пока не закончится запас воздуха.

       Как только почувствуете, что воздуха больше нет, останавливаетесь, делаете снова

     «вдох-добор» носом и говорите чётко, медленно, по слогам:

     «... да не вы-лави-ровали».

  • «Баркас приехал в порт Мадрас,

Матрос принес на борт матрас.

В порту Мадрас матрас матроса

Порвали в драке альбатросы»- при работе над этой скороговоркой делаем один глубокий «вдох-добор» носом перед началом всего текста.

  1. II. СЕМНАДЦАТЬ СПОСОБОВ

СДЕЛАТЬ РЕЧЬ

ЕЩЁ БОЛЕЕ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕЙ НА АУДИТОРИЮ:

  1. 1.Выберите ту тему, которая волнует вас: подготовьте порученный Вам доклад так, чтобы он вызвал в вас бурю эмоций.
  2. 2.Хорошо выспитесь.
  3. 3.Не ешьте тяжёлой пищи перед выступлением.
  4. Ознакомьтесь с помещением и аудиторией: тогда вы сможете заниматься только своим выступлением.
  5. Не отклоняйтесь от скорости 120 слов в минуту, если захотите произвести эффект: эта скорость является средней для произнесения речи; лучшие ораторы говорят со скоростью 200 слов в минуту. Если вы снизите темп ниже 120 слов в минуту, ваши слушатели начнут гадать, что же произошло.
  6. 6.Используйте вариации голоса для воздействия на аудиторию: чтобы удержать интерес своих слушателей, меняйте громкость, скорость, высоту и ударения.

Понижайте голос, чтобы подчеркнуть последние слова.

  1. 7.Используйте повторение, чтобы заострить внимание слушателей.
  2. 8.Используйте антитезы, чтобы произвести незабываемый эффект: эта техника состоит в воплощении противоположных идей в рамках аналогично расположенных слов.
  3. 9.Подчёркивайте важную мысль, задавая риторический вопрос.
  4. 10.Рисуйте для аудитории словесные картины с помощью аналогий, сравнений или метафор.
  5. Обращайтесь к аудитории, используя «Правило трёх чисел»: серии из трёх идей всегда кажутся более выразительными, чем из двух, четырёх и более.
  6. Используйте переходы, чтобы связать свои идеи вместе: переходами могут быть те слова, фразы или предложения, которые помогают вам переходить от одного пункта вашей речи к другому.

ü  Наиболее простым переходом является нумерация пунктов

(«Во первых…», во-вторых…»).

ü  Другой переходной стратегией является постановка вопросов и ответов на них. Вы можете повторить фразу из предыдущего предложения и развить её.

ü  Обычные слова: «например»,»кроме того», «к тому же», «в то же время», «с другой стороны», «фактически», «следовательно», «между тем»- могут также служить переходами. Любой из них перестанет действовать после повторного их применения.

  1. Выучите своё выступление настолько хорошо, чтобы произносить его и смотреть прямо на аудиторию: говорите убеждённо, энергично, захватите

аудиторию в плен своим взглядом.

  1. Используйте микрофон только в случае необходимости: в комнате с хорошей акустикой, если аудитория не превышает 50 человек, лучше говорить без микрофона. Хорошо, если есть возможность переносить или прикрепить микрофон к одежде и двигаться, чем стоять перед слушателями на одном месте.
  2. 15.Используйте должным образом микрофон: не прикасайтесь к нему после того, как вы начали говорить. Не отворачивайте и не отступайте от него без повышения голоса. Если Вы хотите привлечь внимание аудитории к какому-то пункту, придвиньтесь к микрофону и говорите более низким и тихим голосом.
  3. 16.Не стойте на месте, подходите к своим слушателям: как только вы покинете лекторское место и встанете у передних рядов кресел, аудитория почувствует, что между вами и ней существует какая-то связь.
  4. 17. Показывайте своё воодушевление с помощью движений и жестов.

Ш. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Задание: Руководствуясь полученными рекомендациями, соедините с помощью союзов

               ( а, но, да, однако, зато, же, или, чтобы(чтоб), то, что и др.) приведённые ниже

               цитаты так, чтобы у вас получился связанный текст на определённую тему

               (темы: «Любовь», «Дружба», «Радость», «Смысл жизни» и др.)

               Подготовьте выступление на 30 секунд по данной теме.

ЦИТАТЫ:

  • Если Вы хотите добиться успеха, избегайте 6-ти пороков: сонливости, лени, страха, гнева, праздности и нерешительности...
  • Кораблю безопасней в порту, но он не для этого строился ( Грейс Хоппер)
  • «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо».
  • Когда встречаются два человека с одинаковыми мечтами, у них все получается.
  • В каждом человеке есть солнце, только дайте ему светить (Сократ)
  • Мир принадлежит тому, кто ему рад ...(надпись в индийском автобусе)
  • Не судите чужого прошлого – вы не знаете своего будущего.
  • Красив тот, кто красиво поступает.
  • Слова, как ключи. Правильно подобрав, можно открыть любую душу и закрыть любой рот.
  • Порой, чтоб спасти кого-то, нужно просто его обнять.
  • Не говори Богу, что у тебя есть проблема. Повернись к проблеме и скажи, что у тебя есть Бог.
  • Счастливые люди не всегда имеют все самое лучшее, просто они принимают с радостью то, что встречается им на жизненном пути.
  • «Когда ты одинок — это не значит, что ты слабый. Это значит, ты достаточно сильный, чтобы ждать то, что ты заслуживаешь».
  • Самая большая ошибка, которую вы можете сделать в жизни, это постоянно боятся сделать ошибку.
  • Если Вы недовольны тем местом, которое занимаете, смените его. Вы же - не дерево.
  • Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься.
  • Есть дороги, которые нужно пройти в одиночку.
  • Мы получаем от жизни то, во что верим. Ты веришь, что жизнь прекрасна — и она прекрасна. Ты веришь, что она ужасна, — она ужасна. Веришь, что выхода нет, — и не найдешь выхода. Веришь, что выход есть, — обязательно его увидишь. Ты ждешь беды — она обязательно придет. Ты боишься заболеть — ты заболеешь. Ты веришь в успех — ты его создашь. Ты ждешь счастья — оно уже на пути к тебе! Наша вера создает нашу реальность.
  • Людей близкими делает не похожесть, не лживые компромиссы и даже не совместное прошлое. Близкими людей делает искреннее наслаждение от разницы. Когда не пытаешься кого-то переделать или переубедить. Когда просто общаешься с человеком – как книгу читаешь – в чем-то согласен, в чем-то нет, но все равно так интересно, изящно и легко, что не оторваться.
  • Я убежден, что душа каждого человека радуется, когда он делает добро другому.
  • Мстят только слабые, сильные - прощают.
  • Только с возрастом начинаешь понимать, что не во все закрытые двери надо стучаться, и не во все открытые заходить.
  • Жить нужно так, чтобы твое присутствие было необходимо, а отсутствие - заметно.
  • Никогда не лги тому, кто тебе доверяет. Никогда не доверяй тому, кто тебе солгал.
  • Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного (Л. Толстой).
  • Когда одна дверь закрывается, открывается другая, но часто мы так долго смотрим на закрытую дверь, что не видим той, которая открылась.
  • Есть люди уютные, как дом. Обнимаешь их и понимаешь: я дома.
  • Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство.
  • Хорошие друзья достаются тому, кто сам умеет быть хорошим другом.
  • ЛЮБОВЬ – это не сделка, которая считается браком, не страсть, похожая на мелодраму, не животный инстинкт, за которым охотятся многие люди, а чувство глубокого уважения к чужой жизни и желание украсить ее радостью и красотой!
  • Если СЧАСТЬЕ до сих пор не пришло к ВАМ, значит оно – БОЛЬШОЕ - и идёт к вам маленькими шагами!!!
  • Каждый день не может быть хорошим, но есть что-то хорошее в каждом дне!
  • Никогда не оглядывайтесь назад, иначе пропустите то, что впереди!
  • То, во что ты веришь, становится твоим миром. Верь в самое лучшее!
  • Когда от всего, что свалилось на тебя, ты дойдешь до состояния, что уже не сможешь выдержать, ни в коем случае не отступай. Это именно то место, где изменится твоя Судьба!
  • Будь решительным в ответственный момент!
  • Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль!
  • Цельтесь в луну: даже если промахнетесь, то окажетесь среди звезд!
  • Найти себя невозможно - себя можно только создать!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительском собрании "Как говорить, чтобы ребёнок вас услышал?"

Этот материал поможет родителям избежать конфликтов с детьми, поможет найти пути разрешения трудных ситуаций...

ТРЕНИНГ для педагогов "ИСКУССТВО ГОВОРИТЬ".

Умение красиво говорить - важный навык, которым должен обладать каждый педагог....

«ГОВОРИТЬ, ЧТОБЫ СЛУШАЛИ!»

Ораторское искусство очень важно! Ведь слово сильнее физического воздействия!...

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?

Родительское собрание "Проблемы подросткового возраста. Как говорить, чтобы дети слушали? Как говорить, чтобы дети слышали?...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: «Искусство говорить правильно».

   Умение говорить правильно и красиво.  Умение говорить правильно и красиво – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда люб...

Классный час "Умеем ли мы говорить и слушать друг друга"

Классный час по теме «Умеем ли мы говорить и слушать друг друга?» разработан для обучающихся 12-13 лет, 2021г.Направление: Духовно-нравственное развитиеЦель:достижение внутригруппового спл...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа коммуникационной студии «Я говорю - меня слушают» имеет социально-гуманитарную направленность и ориентирована на об...