Доклад на тему: «Проблемное обучение как одно из средств развития интеллектуального потенциала личности»
статья
Краткий обзор необходимости применения проблемного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Проблемное обучение как оно из средств развития интеллектуального потенциала личности».
Подготовлен учителем химии МБОУ СОШ №13 Куклиной Ириной Александровной для выступления на РМО, которое запланировано на 25.03.2020г.
С середины прошлого столетия направления обучения поляризуются вокруг двух его характеристик: управляемости и формирования у учащихся способности «добывать» знания самостоятельно.
Высшей степенью проблемности считается такая учебная ситуация, в которой обучающийся сам ставит проблему, сам находит решение и проверяет полученный правильный ответ. В учебной практике, такое удается редко.
Результаты исследований показали, что традиционные методы обучения приводят к формированию в первую очередь внешних мотивов учебной деятельности, если же преимущественно используется проблемное обучение, то это достаточно эффективно влияет на формирование у обучающихся учебно-познавательных мотивов.
Методика проблемного обучения направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учениками знаний в процессе активной познавательной деятельности. Другими словами, это обучение деятельностью. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности. В основе проблемного обучения лежит диалогическое общение как между преподавателем и учениками, так и между самими учеиками. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь обучающихся.
Реализация проблемного обучения предполагает достижение следующих целей:
- привлечь внимание учеников к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес и другие мотивы деятельности;
- поставить учеников перед посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;
- обнажить перед учениками противоречие между возникающей у них познавательной потребностью и невозможностью её удовлетворения посредством наличного запаса знаний, умений и навыков;
- помочь ученикам определить в познавательном вопросе, задаче, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побуждать к активной поисковой деятельности;
- учить искать наиболее рациональные пути выхода из ситуации затруднения.
Правильное использование идей проблемного обучения в учебном процессе не только помогает найти решение проблемной задачи, но и способствует тому, чтобы ученики увидели, осознали и сформулировали проблему, содержащуюся в этой задаче или вызываемую ее постановкой.
Проблемное обучение - это одно из наиболее перспективных направлений развития творческих способностей личности, столь необходимых современному специалисту. Проблемное обучение как творческий процесс представляется решением нестандартных научно-учебных задач такими же нестандартными методами. В ходе поиска таких же нестандартных путей решений этих задач активизируются мыслительные процессы, являющиеся ядром познавательного интереса. Учебный процесс совершается более активно в тех случаях, когда он связан с решением проблемных задач и ситуаций, а проблемы имеют мотивационную основу, включая живой интерес к предмету изучения. Таким образом, проблемное обучение является одновременно и средством для формирования у учеников глубокой познавательной мотивации и средством, с помощью которого детерминируется их умственная деятельность.
Назначение проблемного обучения заключается в постановке и решении учениками теоретических или практических задач, ранее ими не решаемых. Предлагаемые задачи (проблемы) имеют широкий диапазон сложности - от достаточно простых учебно-предметных задач до исследования и решения оригинальных научно-прикладных вопросов комплексного характера.
По мнению И. Я. Лернера, проблемное обучение применяется в зависимости от того, насколько это допускает учебный материал. В ходе обучения всегда будут нужны и тренировочные задачи, и задания, требующие воспроизведения знаний, способствующие запоминанию необходимого материала. Конечно, нельзя отрицать того, что оптимальной структурой учебного процесса будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных ситуаций и задач.
Ведущим звеном проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого мышления.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение, возникающее у человека в том случае, когда ему бывает сложно объяснить какое-то явление, факт, процесс или невозможно достичь цели известными способами. Именно проблемная ситуация помогает вызвать определенную познавательную потребность у учащихся, придать необходимую направленность их мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала. Анализ проблемной ситуации приводит к синтезу и обобщению, к формулировке проблемы. При этом фиксируются данные и искомое, условия и требования, соотношение которых определяет весь ход мышления. Поиск средств анализа условий проблемы начинается с актуализации и систематизации прежних знаний и способов действий, которые в прошлой деятельности приводили к успеху в аналогичных ситуациях. Другими словами, проблемная ситуация стимулирует активную мыслительную деятельность человека, побуждая его к поиску новых способов объяснения или действия, и тем самым является мощным фактором формирования интеллектуального потенциала личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»
«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-102495-1386400554.jpg)
Домашний эксперимент как средство развития творческого потенциала личности учащегося.
В работе говориться о необходимости использования личного опыта учащихся для наиболее полного усвоения курса физики. Этот опыт преобретается в том числе и при выполнении домашних экспериментов. Привед...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/07/picture-208804-1362645431.jpg)
«Проектная деятельность в рамках предмета биологии как средство развития творческого потенциала личности»
В связи с повышением потребностей современного общества в активной личности проблема развития творческой активности учащихся становится особенно актуальной. Поэтому изучение эффективности использовани...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/12/picture-376378-1389514738.jpg)
Обобщение педагогического опыта на тему "Проектное обучение как одно из условий развития творческого потенциала старшеклассников" на примере внеучебной деятельности.
Задача формирования всесторонне-развитой, творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В настоящее время под «творчеством» понимается целенаправленная деят...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/19/picture-501685-1413707041.jpg)
«Музыкотерапия как средство развития творческого потенциала личности на занятиях музыкальной студии «Весёлые нотки»
Представлена итоговая работапо модулю вариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Развитие творческого потенциала личности в обучении». музыкотерапия ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/30/picture-942311-1504069885.jpg)
Доклад «Проектная деятельность учащихся младшего школьного возраста как средство развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка»
Технология опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/25/picture-1153089-1616686019.jpg)
ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ШКОЛЬНИКОВ
В статье сформулированы основные принципы использования проектного обучения, даны основные формы и методы организации работы над проектами, рекомендации по применению проектной технологии....