Современные подходы в преподавании физической культуры
статья

Манин Николай Иванович

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по

физической культуре — формирование разносторонне физически развитой

личности, способной активно использовать ценности физической культуры

для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня

является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков

здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в

регулярных занятиях физическими упражнениями.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе

являются формирование у них представлений о здоровье как одной из

главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Особенности проектирования урока физической культуры в условиях

перехода на ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление учителя физической культуры Манина Н.И.

на районной конференции 2020г.

ТЕМА: Современные подходы к преподаванию в условиях реализации

ФГОС ООО

«Физическая культура в условиях реализации ФГОС»

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по

физической культуре — формирование разносторонне физически развитой

личности, способной активно использовать ценности физической культуры

для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с

детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно

наверстать. Поэтому важным направлением в школьном воспитании, сегодня

является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков

здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в

регулярных занятиях физическими упражнениями.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в школе

являются формирование у них представлений о здоровье как одной из

главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.

Особенности проектирования урока физической культуры в условиях

перехода на ФГОС ООО.

Уроки нового поколения семимильными шагами входят в нашу школьную

жизнь. Как разработать урок по-новому? Как учителю физической культуры

учесть новые требования ФГОС? Довольно сложный вопрос. «Нужно, чтобы

дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим

самостоятельным процессом и давал для него материал». Легко сказать, но

трудно воплотить в жизнь. У нас, у учителей физической культуры, своя

специфика преподавания. Для меня урок физкультуры увязан с такими

понятиями как «объем», «интенсивность» и «моторная плотность», а на их

фоне вкрапливание теоретических сведений.

Чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности

образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали

узкопредметные задачи физической культуры, необходимо использовать

эффективные методы и при.мы, при помощи которых можно осуществлять

формирование универсальных учебных действий у обучающихся без ущерба

для остальных задач урока физической культуры.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и

технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается

вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит

современная школа. Какие бы инновации не вводились, только на уроке, как

сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного

процесса: учитель и ученик.

Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и

остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он –

всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний.

Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые,

вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь,

чего ожидать.

Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Как для

учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в

самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно

новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом, он обязательно

закладывает основу для будущего.

Основы ФГОС: системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие

личности учащихся через формирование универсальных учебных действий,

которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и

компетентностей включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Главный смысл обучения по ФГОС – учащиеся на уроках должны сами

домысливать, искать, управлять, познавать, развивать и реализовывать свои

возможности. Роль учителя – научить ученика домысливать, помочь понять,

посоветовать, проконсультировать. Сложно перестраиваться, но задача

выполнима. Итак, ученик из присутствующего и пассивно исполняющего

указания учителя на уроке традиционного типа теперь должен стать

активной личностью.

Одним из главных направлений в своей деятельности считаю использование

методики развития интеллектуальных способностей школьников в сочетании

с практической подготовкой. Провожу теоретические уроки. Использую в

работе сообщений по ЗОЖ, тестовые заданий, составление комплексов

упражнений, которые способствуют формированию интереса к предмету.

Проведение таких уроков, формирует у школьников основы осознанных

мотивов, и потребностей к активной физкультурно-двигательной

деятельности

Пут.м повышения самостоятельности и познавательной активности стараюсь

формировать у учащихся интерес к регулярным занятиям физическими

упражнениями, стремление к систематической заботе о сво.м теле и

здоровье.

Урок стремлюсь организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их

ощущениям. Приоритет отдаю самостоятельности учащихся (там, где это

возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а

сами решали двигательную задачу. Задачи, которые мы ставим перед

реб.нком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е.

они должны быть значимы для него.

В своей работе использую здоровьесберегающие технологии, которые

основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей с

учетом индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья.

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок

обеспечивает реб.нку сохранение и увеличение его жизненных сил от начала

и до конца урока, а также позволяет использовать полученные умения

самостоятельно во внеурочной деятельности и в дальнейшей жизни.

С целью реализации дифференцированного подхода мы в нашей школе

практикуем проведение мониторинга, направленного на выявление уровня

физической подготовленности учащихся (провожу 2 раза в год, вначале

учебного года – сентябрь и в конце года – май Мониторинг позволяет

отслеживать уровень овладения физическими качествами каждого

обучающегося. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, используем

комплексы упражнений по коррекции недостатков в физической подготовке.

При этом, я не сравниваю его с другими по принципу «лучше или хуже

других», а сравниваю с самим собой: я сегодня стал лучше, чем вчера, а

завтра постараюсь стать лучше, чем сегодня.

Объясняя новый материал, разучивая и закрепляя его, я обращаю внимание

детей на основные ошибки в технике выполнения упражнений, учу

анализировать и оценивать их самостоятельно, когда они работают в парах

или группах.

Уделяю внимание на своих уроках домашним заданиям, как теоретической,

так и приктической частях.

Каждого школьника направляю на доступный и подходящий для него

результат, достижение которого должно восприниматься им и оцениваться

учителем, товарищами по классу, родителями как успех, как победа

школьника над собой. Ситуация успеха – это результат совместной

деятельности учителя и воспитанника, при которой результат деятельности

ученика сопоставим с моими ожиданиями.

Развитие личности человека -это развитие системы «человек -мир». В этом

процессе человек, личность выступает как активное творческое начало.

Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он

таким пут.м самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит

его саморазвитие и самоактуализация его личности. Через деятельность и в

процессе деятельности человек становится самим собой.

Традиционный урок – это когда меня (ученика) учат.

Урок в рамках ФГОС – это когда я учусь (обучающийся).

То есть на уроке физической культуры должны создаваться условия для

активности обучающегося.

Основные задачи урока физической культуры сегодня – не просто вооружить

ученика навыкам и умениям в различных видах спорта, а сформировать у

него умение и желание заниматься физической культурой и спортом всю

жизнь, уметь работать в команде, сформировать способность

к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной

самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."

Доклад "Технология дифференцированного подхода как один из современных подходов к преподаванию физической культуры."...

Современные технологии в преподавании физической культуры.

Приоритетным направлением работы каждой школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках внеклассных занятиях. Поэтому современный пед...

Современные технологии в преподавании физической культуры.

Современные технологии в преподавании физической культуры....

Статья «Современные технологии в преподавании физической культуры»

laquo;Современные технологии в преподавании физической культуры»...

Доклад "Современные подходы к преподаванию физической культуры в контексте основных положений концепции модернизации образования в РФ и РМ".

ДокладСовременные подходы к преподаванию физической культуры в контексте основных положений концепции модернизации образования в РФ и РМ.Роль физической культуры - заметно возросла в эпоху научно-техн...

Презентация "Современные подходы в преподавании физической культуры

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась т...