ПК 4.3
материал
Здесь Вы можете познакомиться с фрагментами уроков, в которые включены следующие технологии: игровая технология, продуктивно-творческая технология и проблемно-диалоговая.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игровая технология | 18.5 КБ |
Продуктивно-творческая технология | 17.09 КБ |
Проблемно-диалоговая технология | 16 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровая технология
Класс: 4 класс
Тема урока: Исповедь души. Прелюдия. Этюд.
Тип урока: «открытие нового знания»
Планируемые результаты
Метапредметные: способность проводить аналогии с другими областями знаний
Предметные: выявлять возможности жанра этюда для понимания содержания музыкального произведения композитора.
Личностные: способность уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций.
Оборудование: ноты, доска, музыкальный проигрыватель, флеш-накопитель, ноутбук
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | - Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я буду у Вас вести сегодня урок музыки. На доске вы видите музыкальные жанры, с которыми уже знакомы, но, мне, кажется здесь есть что-то новое для вас. На доске написаны слова: опера, балет, симфония, соната, песня, этюд, прелюдия. с какими жанрами вы менее знакомы? - Правильно, поэтому сегодня мы познакомимся с новыми для вас жанром как этюд. Может быть кто-нибудь знает, что это за жанр? Этюд – это жанр, который встречается во многих областях искусства – в литературе, в живописи, в музыке, в скульптуре, а также в науке и даже в шахматах. Познакомимся мы непосредственно с жанром этюда в музыке | -Учащиеся приветствуют учителя и составляют слова - Жанр этюд! - В живописи, в музыке, в литературе. | К - Планирование сотрудничества между сверстниками и учителем Л – выработка учебной мотивации, установлении учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
Организация исполнительской деятельности | Этюд представляет собой музыкальную пьесу, предназначенную для совершенствования технических навыков игры на каком-либо инструменте. Жанр этюда известен с XVII века, но как самостоятельный этюд получил развитие в XIX века в связи с развитием виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов. Сначала этюд был направлен на овладение различными приёмами фортепиано, что способствовало беглости и укреплению пальцев. Главным представителем данного направления был австрийский композитор и пианист К. Черни. Портреты композиторов вынесены на слайд Далее начался следующий этап в развитии жанра этюда – эпоха классицизма. Новый инструмент выходил на эстраду и требовал специальной подготовки виртуозов. Появлялась новая литература для ф-но (ноты). Представителями были: Клементи, Крамер, Гуммель. 3 этап в развитии жанра э. открыла эпоха романтизма. В эту эпоху этюд развивался уже как концертный. Представителями эпохи романтизма стали: Ф. Шопен и Ф. Лист. К какому выводу можно прийти? Этюд как музыкальное направление развивался? Или нет? Таким образом, мы делаем вывод, что этюд на протяжении долгого времени развивался постепенно и целенаправленно. Фредерик Шопен (1810-1849гг.) – гениальный польский композитор-романтик, пианист-виртуоз и педагог. В 7 лет Шопен сочинил первое свое музыкальное произведение – полонез. Ф. Шопен сочинил огромное количество музыкальных произведений в различных жанрах (концерты, сонаты, баллады, ноктюрны, прелюдии, и в том числе этюды). Один из величайших его этюдов- «Революционный» (c-moll). Композитор сочинил это произведение, когда на его Родине, в Польше было восстание. В тот момент Шопен гастролировал, поэтому не мог участвовать в нем. Из-за политических переживаний Шопен задумал свой этюд до-минор для фортепиано. В истории сохранилось письмо Ф. Шопена, написанное в тот период. Откроем письмо. В конверте лежит письмо. «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а, вернувшись домой, – бушую за фортепиано». Как вы считаете какие чувства, эмоции переживал композитор в то время? - Какие средства музыкальной выразительности вы бы использовали для передачи такого состояния: темп, динамику, лад? - Сейчас мы послушаем «Революционный этюд» Шопена, и Вы запишете в тетрадь какие средства выразительности использовал композитор по- Вашему мнению. (На доске выписаны в ряд слова мелодия, темп, динамика, лад, регистр, движение мелодии). Первое слушание. Проверяем - Мы с Вами как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев!» - Кто услышал – оратор закончил свою речь? Повторное слушание финала, последних тактов. - Что услышали? - Чем заканчивается этюд? Пауза бывает обычно внутри произведения. А здесь? Почему? - Ритм какого польского танца вы бы взяли в основу: мазурку, вальс, полонез? - Композитор использует в мелодии этюда ритм национального польского танца — полонеза. Этот приём создаёт как национальный характер этюда, так и патетическое настроение пьесы. «Революционный» этюд Ф. Шопена стал музыкальным символом Польши. С огромной художественной силой отразились в этюде гневный протест и острая душевная боль композитора». - А сейчас мы попробуем передать настроение и характер музыки в пластике — это будет пластический этюд. Помогут нам в этом ленты разных цветов. У кого-то будут белые ленты, у кого-то красные. Вы можете разбиться на пары, и вместе придумывать движения, они могут быть одинаковыми, а могут быть совсем разными. Исполнение пластического этюда. Переход к флагу (показ на слайде) - Ребята, а ведь выбор цветовой гаммы лент не случайный. Какие могут быть у Вас предположения, почему ленты именно таких цветов? Цвета флага соответствуют цветам государственного герба Польши: белый — белому орлу, красный цвет — фону герба. Белый цвет обозначает нравственные, духовные ценности и безукоризненную чистоту; красный цвет — символ огня, мужества и отваги. Как вы считаете, композитору удалось передать в музыкальном произведении свои чувства, эмоции и отношение к восстанию в Польше? Можем ли мы сказать, что Ф. Шопен – патриот своей Родины и его музыкальное произведение – это исповедь души? А можно ли наш пластический этюд назвать исповедью души? Почему? | - Учащиеся делают вывод о том, что жанр этюд в течение длительного периода времени развивался постепенно и целенаправленно. Мелодия: волнующая, Темп: стремительный, Динамика: громкая Регистр: средний Учащиеся отвечают на вопрос, высказывают свое мнение, аргументируют его. - Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… - Паузой. Исполняют пластический этюд | Л - способность уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять сравнение, самостоятельно выбирать основания для логических операций. П - выявлять возможности жанра этюда для понимания содержания музыкального произведения композитора. М - формировать познавательные УУД через усвоение терминов и понятий музыкального языка, а также познание приемов развития музыкального образа; Л - осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. |
Предварительный просмотр:
Продуктивно-творческая технология
Тематическое занятие «Волшебство театра»
Цель: Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе создания театральных этюдов c разыгрыванием сказочных персонажей
Задачи: Анализировать и продумывать «жесты», движения, интонации в соответствии с персонажами в театральных этюдах, развить артистизм и творческую свободу, прививать любовь и интерес к театральному и музыкальному искусству.
Музыкальный репертуар: русская народная песня, фоновая музыка для начала занятия
Оборудование: ноутбук, презентация, декорации, видео проектор, музыкальное сопровождение, костюмы, карточки с понятиями
Тип занятия: творческая мастерская
Ход внеклассного мероприятия
Этап | Время | Содержание | Музыкальный материал |
1. Организационный | Здравствуйте, ребята, сегодня мы с Вы будете актерами! Я знаю, что некоторые из Вас очень плодотворно готовились к этому дню. Предполагается, что дети заранее будут оповещены об этом мероприятии, некоторые из них, то есть «актёры», будут в костюмах, образы которых они самостоятельно или с помощью родителей придумают. | Фоновая музыка | |
2. Основной | Наша встреча посвящена очень интересной теме, название которой вы видите на экране: «Театр — моя жизнь». На уроках мы знакомились с какими видами этюдов? Правильно! А какие из пройденных этюдов вам понравились больше всего? А с каким видом вы еще не знакомы? На слайде выписаны виды этюдов с которыми обучащиеся познакомились и с какими еще нет. Далее обучащиеся выбирают словосочетание «театральные этюды». С этим видом этюда они не знакомы. Ребята, вы точно определили вид, молодцы! - Давайте сначала вспомним, что такое театр. А кто в театре у нас выступает? А как вы думаете сложно ли быть актером? И если да, то почему, а если нет, то почему? Хорошо, а как вы думаете, давно ли существуют театры? - Они существуют с Др. Греции, когда вместо театров, которые мы привыкли с Вами видеть, были амфитеатры - это сооружения, предназначавшиеся для публичных зрелищных выступлений, где проходили гладиаторские бои с участием не только людей, но и животных. На слайде показаны иллюстрации. Как вы часто посещаете театры? Какие? Хорошо, теперь я предлагаю нам вместе создать небольшой театр, указываю на место, где будет сцена Здесь будет сцена, справа и слева от актера находятся кулисы (показываю). А здесь будет зрительный зал! Ребята, вы будете зрителями! А что должны делать зрители после каждого выступления артиста? Молодцы, и как нужно вести себя в театре? Очень тихо! Ребята, а как Вы считаете, каким должен быть артист? Но любой выход артиста на сцену – это огромный труд самого артиста. Что знать сыграть роль артисту? Это значит перевоплотиться в другого человека, у которого другое поведение, другой характер, и прожить жизнь того человека, а не свою. Например, (обращаюсь к мальчику) ты дружишь с мальчиком в жизни, у вас есть общие интересы, а в спектакле этот друг будет твоим врагом, и тебе придется сыграть так, чтобы зрители поверили, что вы действительно враги, а не лучшие друзья. - Ребята, чтобы поставить любой спектакль на сцене с костюмами, с декорациями, артисты много репетируют до самого показа спектакля. Группу артистов называют театральной труппой. Также в постановке спектакля принимают участие: режиссер-постановщик, которые указывает, как что сыграть, где разместить декорации – это главный человек всего действия. Далее идет продюсер - человек, осуществляющий финансовый и (совместно с режиссёром) идейно-художественный контроль за ходом производства. То есть, продюсер решает сколько будет стоить цена билета, какие по цене будут декорации, костюмы, какая зарплата. Также в постановке не мало важное место занимают звукорежиссер и звукооператор. Как вы думаете, в чем заключается разница? Звукорежиссер создает звуковые художественные образы, формирует драматургию звука, концепцию звука. Звукооператор — осуществляет технический контроль записи. Также есть костюмеры, которые придумывают наряды для артистов. Чтобы стать настоящим актером, человек учится сначала в театральном училище. Они также, как и вы получает оценки, сдает экзамены и получает диплом. А потом начинает работать в театре. В своей работе актеры используют театральные этюды. Главная цель в театральном этюде заключается в развитии актерской техники. Этюды являются необходимым элементом в занятиях по актёрскому мастерству. Они бывают разными по уровню сложности, по содержанию. С помощью этюдов в актерском мастерстве будущих артистов учат, как работать над собой, а также с партнером. Кроме этого, предназначение этюдов состоит в том, чтобы научить актёра работать как на сцене, так и в неожиданных ситуациях. Особое место в театральном этюде занимает импровизация актеров. Импровизация является древнейшим типом музицирования, при котором процесс сочинения музыки происходит в момент ее исполнения. Благодаря ей, артисты познают свои недостатки и способности игры. Ребята, мы сегодня мы с вами тоже побудем актерами, и выполним театральные этюды, используя в своей работе музыкальное сопровождение, элементы декораций и костюмы. Ребята, которые не участвуют в постановке, вы будете входить в состав жюри и в состав зрителей. Делю класс детей на зрителей и состав жюри. Жюри сидит за столом, у которого лежат бланки. Оценивание происходит по 5-ти балльной шкале по 3 критериям: образность, артистизм, знание слов. | Музыка для сценок |
Предварительный просмотр:
Проблемно-диалоговая технология
Класс: 7 класс
Тема урока: «Симфоническая музыка. Симфония №40 В.А. Моцарта. Симфония №3 и Симфония №5 Л.В.Бетховена
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Планируемые результаты
Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания.
Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений, актуализация знаний.
Личностные: воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран, развивать умение в процессе рефлексии проводить самооценку, развитие вокально-хоровых трудностей.
Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, гитара, презентация, компьютер, аудиозапись музыкального произведения «Симфония №40» В.А. Моцарта, аудиозапись музыкального произведения «Симфония №5» Л.В. Бетховена
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | Здравствуйте, ребята, меня зовут Анастасия Геннадьевна, и я буду сегодня вести урок музыки. | Учащиеся приветствуют учителя | К – планирование сотрудничества между учителем и сверстниками |
2.Организация слушательской деятельности | Начать наш урок я бы хотела с такого вопроса: кто из Вас знает, что такое симфония? Назовите фамилии великих симфонистов. - Почти все симфонии, созданные этими композиторами, имеют одинаковое строение: 4 части: 1 часть — быстрая, 2 медленная, 3 часть — менуэт, игра, веселье, 4 часть — быстрый финал. Финал отличает от остальных частей победным, торжественным, праздничным характером. И первой симфонией, которую мы прослушаем будет всем вам известная Симфония №40 В.А. Моцарта. Сейчас мы прослушаем ее, а вы подумаете и скажете, кто главный герой этой симфонии? Человек 18 века или наш современник? - Музыка у нас закончилась, что вы можете сказать? Кто главный герой симфонии? - Так. Хорошо, сейчас еще послушаем этот фрагмент, а вы попробуете продирижировать воображаемым оркестром. -Молодцы, ребята, у вас очень хорошо получается дирижировать. Вообще, Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром - «Джокондой» Леонардо да Винчи. В музыке Моцарта, как и в «Джоконде» - загадка мира и внутренней жизни, неизмеримое богатство человеческой души. (метод наглядности) - А мы переходим к следующему композитору — Л.В. Бетховену, написавшему Сонату №5. В возрасте 32 лет у композитора начала развиваться глухота. Осознав трагическую для музыканта болезнь, Бетховен не покорился судьбе. Так появилась Симфония №3 под названием «Героическая», которую мы будем разбирать на следующих уроках, а также Симфония №5 с ее знаменитым «мотивом судьбы». Позже образ этой симфонии связывали с мифом о Прометее, которых похитил у богов с Олимпа огонь и передал его людям. За это боги жестоко наказали его. - Сейчас мы с вам прослушаем первую часть Симфонии №5, а вы мне потом скажете, тема судьбы — это вызов? Или призыв? А, может, предостережение? - Музыка у нас закончилась, что вы можете о ней сказать? Что нам говорит тема судьбы? - Хорошо. Сейчас мы еще раз прослушаем этот фрагмент симфонии, а вы подумаете и скажете, какую бы картину вы нарисовали к этой музыке? - Итак, какую бы картину вы нарисовали? - Хорошо, молодцы. | Симфония – это жанр музыкального произведения для оркестра. Симфония достигла совершенства в 18 веке в сочинениях венских классиков. Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен. - В этой картине было бы много темных тонов. Она была бы мрачной скорее всего. - Симфония — один из основных жанров в инструментальной музыке. - Гайдн, Моцарт, Бетховен. - 32 года. - «Джоконда».
| П - выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений Л - воспитывать чувство культуру слушания, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре других стран. М - умение анализировать, сравнивать, обобщать, выстраивать речевые высказывания. |