ПК 4.3
учебно-методический материал

Коробкова Дарья Сергеевна

Ситсематизировать и оценивать опыт и образовательные технологии в области общего образования на основе изучения самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фрагмент здоровьесберегающей технологии на уроке музыки (Музыкотерапия). Учебник Е. Д. Критской

Класс: 1

Тема урока: «Разыграй сказку. Баба - Яга»

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления знаний

Планируемые результаты:

Метапредметные: сравнение, анализ, обобщение, проследить взаимосвязь музыки и изобразительного искусства

Предметные: выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека; анализ прослушанных музыкальных произведений;

Личностные: Воспитывать чувство патриотизма; культуру слушателя; осознания своей принадлежности народу; уважение к народным традициям, музыкальной культуре России.

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись произведений А.К.Лядова «Баба - Яга»; Иоганнес Брамс «Колыбельная»; Римский-Корсаков «Полет шмеля»; Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Ленинградская симфония»; Вольфганг Амадей Моцарт «Душа»; Фредерик Шопен «Зимняя сказка», фортепиано.

4. Изучение нового материала

(4 минут)

Сегодня Муза обратилась к нам за помощью. Ей подарили музыкальную коробочку, и она хочет узнать кто же там спрятался?  

Что нам необходимо сделать для того, чтобы узнать, кто же спрятался в коробочке?

Совершенно верно. Чтобы вам легче было угадывать, я загадаю вам загадку.

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка -

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба – Яга)

Узнали вы, кто же спрятался в коробочке?

-Скажите, пожалуйста, это персонаж добрый или злой?

.

5. Организация Слушательской деятельности

(8 минут)

 

  Ребята, давайте послушаем фрагмент из симфонической картины «Баба-яга», написанной А.К.Лядовым. Напомню, что значительная часть сочинений Лядова – это инструментальная музыка, а большая часть произведений написана в жанре миниатюра.

(Слушают произведение)

-Ребята, скажите, когда вы слушали это произведение, что вы представляли?

-Какой был характер у этого произведения?

-Какое настроение вы испытывали когда прослушали это произведение?

Посмотрите внимательно на слайд и скажите, какая из двух картин больше всего соответствует нашей Бабе – Яге?

Ребята, а сейчас я хочу провести с вами небольшие упражнения.

Пчелка в цветке (Кинезитерапия)

Пчелка летает по полянке. (1 произведение) Садится то на один цветок, то на другой. Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы (на диван, кресло, стул) Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. (2 произведение) Накидываем на ребенка плотный платок. Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок.(Платок убираем, музыку меняем)

Волшебные ножницы

(1 произведение)

Взрослый предлагает ребенку нарисовать себя.  Затем вокруг этого портрета наклеивает или рисует черные кляксы. Это страхи ребенка. Взрослый и ребенок  обозначают каждый страх: «Это темнота, это Баба-яга, это одиночество» (2 произведение)

После этого ребенку предлагают вырезать свой портрет и наклеить на чистый лист бумаги. Взрослый дает ребенку заранее приготовленные цветные кружочки, которые обозначают родителей, близких ребенку людей, друзей. Он должен наклеить их рядом с портретом по своему усмотрению, называя каждого.  А отрезанные кляксы ребенок рвет на мелкие кусочки и выбрасывает.

Снеговики. (Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций)

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(Слушают произведение) Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять. Ребенок  опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.



Предварительный просмотр:

Игровая технология

Класс: 1

Тема урока:  «Музыка в цирке»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности; проследить взаимосвязь циркового представления и музыкального сопровождения

Предметные: формирование положительного отношения к классической музыке и уроку музыки в целом

Личностные: проявление  эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии музыки, умение импровизировать в характере жанра, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни "Выходной марш" Исаак Осипович Дунаевский, "Клоуны" Дмитрий Кабалевский, цветные парики, маски животных, бумажные гантели

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент (5мин)

Здравствуйте ребята.

Я рада видеть вас на уроке. Поприветствуем друг друга и споем музыкальное приветствие «Привет!»

Присаживайтесь.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Личностные

(проявление эмоциональной отзывчивости)

2.Организация слушательской деятельности (15 мин)

Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем в  увлекательном и немного волшебном мире, где каждое представление – праздник. А вы догадались, о каком праздничном представлении я говорю, разгадайте ребус

А что помогает создать праздничное настроение в цирке?

Итак, сегодня будем говорить о цирке. А кто из вас бывал в цирке?

А как вы понимаете, что такое «цирк»?

Скажите, ребята, а с чего начинается представление в цирке?

Правильно. Представление всегда начинается с приветствия - выхода артистов.

Я предлагаю вам, ребята, представить себя в роли артистов цирка и разделиться на несколько групп: 1 ряд - клоуны, 2 ряд -  силачи, 3 ряд - дрессированные животные. Каждая группа будет изображать своих артистов, и выходить на приветствие. (Раздаю детям некоторые предметы: цветные парики, бумажные гантели, маски животных).

Цирк зажигает огни!

Сейчас начнется представление.

Всех на арену приглашаем:

Клоуны! Силачи! Дрессированные животные!

Встречайте! (Дети выходят по очереди в группах в центр кабинета и изображают артистов цирка, без музыки)

 Скажите, получился ваш выход на цирковую арену?

Чего не хватало для сопровождения артистов?

Значит, как мы можем назвать тему сегодняшнего урока?

Сегодня мы будем говорить о «музыке в цирке». Скажите, а зачем нужна музыка в цирке?

Музыку цирка сочинил русский композитор ХХ века Исаак Осипович Дунаевский, и называется она «Выходной марш». Под звуки этого марша на сцену выходят все артисты, участвующие в представлении.

Как вы понимаете слово "марш"?

Верно, марш – это музыкальное произведение четкого ритма, мужественного звучания, предназначенное для сопровождения коллективного шествия.

Послушаем «Выходной марш», попробуйте определить какие звучат инструменты, а также и характер

(Прослушивание)

Итак, когда звучит радостная, праздничная музыка мы говорим о том, что у этой музыки мажорный лад. Мажор – это весёлый лад в музыке. А мы еще раз сделаем приветствие, но уже под марш. Роли у каждого ряда уже распределены.

Послушайте другое произведение и попробуйте догадаться, к каким артистам из цирка оно больше подходит

(Прослушивание)

Действительно, это 2 забавных клоуна, которые смешат публику своими неуклюжими проделками.

Пьеса так и называется – «Клоуны». Композитор Дмитрий Кабалевский написал ее для исполнения детьми, обучающимися в музыкальной школе. Как вы думаете, сложно ли ее исполнять? Почему?

Какие слова из презентации подойдут к этой музыке?

Цирк

Предлагают разные варианты ответов, сомневаются и приходят к выводу, что это и надо узнать на уроке

Это место, где выступают клоуны, дрессированные животные, гимнасты-акробаты, жонглеры.

В начале артисты цирка приветствуют зрителей (выход)

Музыки

Музыка в цирке

Создать праздничное настроение, украсить цирковой номер

Под марш маршируют

Радостное, праздничное, торжественное

Клоуны

Сложно, очень быстрый темп

Задорно, шутливо, озорно

Познавательные

(открытие новых знаний, нового материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

Коммуникативные

(речевые навыки и навыки сотрудничества)



Предварительный просмотр:

Проблемно - диалоговая технология

Класс: 4

Тема урока: «Балет П.И Чайковского «Щелкунчик»

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Планируемые результаты

Метапредметные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности

Предметные: умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях; умение сравнивать предметы, группировать на основе существенных признаков; планировать свою работу по изучению незнакомого материала, умение добывать новые знания (информацию), из различных источников, разными способами

Личностные: формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; взаимодействие со сверстниками при решении творческих задач

Оборудование: проигрыватель, флеш – накопитель, видеопроектор, экран, презентация, компьютер, аудиозапись песни «Марш» из балета П.И Чайковского «Щелкунчик», ноты песни А. Ермолов «Все мы просто дети»

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.Организационный момент

Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым. - Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи фишек разного цвета, которые лежат у вас на парте.  Красная фишка-  настроение отличное, зелёная  хорошее, синяя так себе.

Я тоже покажу вам своё настроение.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют.

Личностные

(Проявление эмоциональной отзывчивости)

2. Актуализация знаний

Посмотрите на портрет, кто на нем изображен?

Что вы знаете об этом композиторе?

Как вы думаете, что такое балет?

Сегодня мы с вами отправимся в  сказочный мир П. И Чайковского и поговорим про его  балет, название мы можете разгадать в ребусе

Основой для балета «Щелкунчик» послужила детская сказка немецкого писателя Э. Т. Гофмана об удивительных приключениях девочки Мари, которые приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки. Как часто бывает и в народных сказках, реальная жизнь переплетается с вымыслом и фантастикой. Мари, её брат и их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник – всё это реальные персонажи балета. А щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сладостей – сказочные.

В балете 2 действия. События происходят зимой в канун Нового года.

П.И Чайковский

Он родился на Урале, в городе Воткинске, его папа горный инженер,  мама играла на фортепиано…

Балет - это музыкальный спектакль, где все танцуют

Познавательные

(усвоение знания материала прошлого урока)

3.Организация слушательской деятельности

А теперь  познакомимся с музыкой балета. Я вас приглашаю в таинственный мир музыкальной сказки.

Послушайте, как П. И.Чайковский передает в музыке настроение елочных игрушек. Слушайте внимательно и подумайте, Как бы вы назвали этот музыкальный фрагмент? (Звучит «Марш» из балета)

Как бы вы назвали этот музыкальный фрагмент?

Какого характера музыка?

Послушаем среднюю часть марша. Вашей задачей будет внимательно ее послушать и составить синквейн, который сможет ее описать. Напоминаю, что синквейн будет состоять из одного существительного, двух глаголов, и трех прилагательных.

Марш. Звучит он весело, задорно, шутливо и радостно. Музыка торжественная  и сказочная. Труба, тарелки, скрипки

Дети рассказывают синквейны, составленные во время прослушивания.

Познавательные

(открытие новых знаний, нового материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме)

4.Организация исполнительской деятельности

Сказка  заканчивается победой добра  над злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду  за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и встречает свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым. А что делает вас по-настоящему счастливыми? Например, когда я пою песню, то это делает меня счастливей. Мы с вами выучили песню под названием «Все мы просто дети», исполним ее с самого начала и до конца

Дети отвечают на вопросы учителя

Личностные

(развитие эмоциональной отзывчивости, развитие памяти для запоминания мелодий и текстов песен)