ПК 3.4
учебно-методический материал

Хуббитдинова Регина Раяновна

Учавствовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Современный баскетбол—это атлетическая игра и требования, предъявляемые к баскетболистам, самые высокие.

Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие физических качеств.

Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств, общефизической и специальной физической подготовки.

Задачи физической подготовки вытекают из общих задач отечественной системы физического воспитания и конкретизируются специфическими особенностями вида спорта.  

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты.  

Как уже указывалось, баскетбол занимает важное место в системе физического воспитания. Преимущества этой общедоступной спортивной игры в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Занятия баскетболом способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме, совершенствованию различных его функций. Однако данная игра предъявляет высокие требования к функциональному состоянию организма к физическим качествам игрока. Физические нагрузки во время баскетбольной встречи весьма высоки, и, чтобы к этим нагрузкам хорошо подготовиться, спортсмены систематически и настойчиво тренируются.

Быстрое овладение основными движениями зависит от последовательности постановки педагогических задач. Вначале спортсмен должен освоить исходное положение, узнать, какие части тела принимают участие в движении, каковы направления и согласованность движений. Затем научиться выполнять движения по оптимальной амплитуде в произвольном, удобном для него темпе, добиться точности выполнения структуры движений, а после  осваивать детали приема. В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре. В процессе создания теоретического фундамента для тактической подготовки нужно широко использовать все формы самостоятельной работы. Так, разбор записей в личном дневнике учебно-тренировочной работы баскетболиста дает возможность установить причины быстрого роста или снижения результатов, сопоставить особенности тактической подготовленности на различных этапах и сделать необходимые выводы:

1.Развитие у занимающихся быстроты сложных реакций, внимательности, ориентировки, сообразительности, творческой инициативы.

2.Овладение индивидуальными действиями и типовыми взаимодействиями с партнерами, основными системами командных действий в нападении и защите.

3.Формирование умения эффектно использовать средства игры и изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности, внешние условия и особенности сопротивления соперника.

4.Развитие способности по ходу матча переключаться с одних систем и вариантов командных действий на другие.

Если первые задачи присущи этапу начального овладения тактикой игры, то две другие решаются на протяжении многих лет совершенствования.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что при организации и содержании учебного процесса по физической культуре в общеобразовательной школе, при этом делая акцент на внеурочные форму, занятия по баскетболу окажут существенное влияние на развитие физических качеств.

 На основе актуальности проблемы нами сформулирована тема исследования: «Методика развития специальной выносливости баскетболистов 13-14 лет».

Цель исследования:

  • Рассмотреть методику развития специальной выносливости у баскетболистов 13-14 лет.

Объект исследования:

  • Процесс внеурочной деятельности  у баскетболистов 13-14 лет.

Предмет исследования:

  • Методика развития специальной выносливости у баскетболистов 13-14 лет.

Задачи исследования:

  • провести анализ литературных источников по развитию специальной выносливости баскетболистов 13-14 лет;
  • раскрыть значение специальной выносливости баскетболистов 13-14 лет;
  • проанализировать физиологические особенности баскетболистов;
  • составить комплекс физических упражнений, направленный на развитие специальной выносливости.
  • подобрать контрольные тесты  для определения уровня специальной выносливости.
  •  Методы исследования:
  • Поиск тематической литературы.
  • Анализ.
  • Обобщение.
  • Систематизация материала.

                   

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАСКЕТБОЛА КАК ВИДА СПОРТА

1.1. Физическая подготовка баскетболиста

Физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности. Конкретно физическая подготовка баскетболиста направлена на решение следующих задач:

1.Повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей организма (функциональная подготовка).

2.Воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей, обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, мощность метательных движений, игровая ловкость)[3].

3.Современные тенденции игры определяют направленность технической подготовки. Физическая подготовка в баскетболе складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки.

Общая физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена. Также, она предполагает, что каждый баскетболист должен стать атлетом, имеющим спортивные разряды по основным видам спорта: легкой атлетике, гимнастике, плаванию и т.д.

В число задач общей физической подготовки входит :

1.Укрепление здоровья;

2.Воспитание основных физических качеств;

3.Повышение уровня общей работоспособности;

4. Совершенствование жизненно важных навыков и умений.

Специальная физическая подготовка- процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола. Играет ведущую роль в формировании двигательных способностей баскетболиста и находится в прямой зависимости от особенностей техники, тактики игры, показателей соревновательной нагрузки и психической напряженности. Осуществляется она в тесной связи с овладением и совершенствованием навыков и умений в баскетболе с учетом условий и характера использования игроком этих навыков в соревновательной обстановке[3]

Задачи по специальной физической  подготовке следующие:

1.Повышение функциональных возможностей, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности;

2.Воспитание специальных физических способностей;

3. Достижение спортивной формы.

Общая и специальная физическая подготовка взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны эти виды подготовки зависят от особенностей игры, с другой - определяют реальные возможности действий баскетболиста в соревнованиях. Невысокий уровень физической подготовленности баскетболиста лимитирует его способности при овладении технико-тактическим арсеналом и совершенствовании его.

Высоких результатов можно достичь только в процессе всесторонней технической подготовки игроков. Для этого баскетболист должен:

 1.Владеть приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.

 2.Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения.

3.Владеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом.

 4.Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их выполнения.

В баскетбол играют две команды, каждая из которых состоит из пяти игроков. Цель игры - забросить максимальное количество мячей в корзину соперника и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в корзину.

Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задаче.

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические особенности.

Действия каждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которой баскетболистов различают по амплуа:

центровой игрок-должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладать отличной выносливостью и прыгучестью;

крайний нападающий – это прежде всего высокий рост, быстрота и прыгучесть, хорошо развитое чувство времени и пространства, снайперские способности, умение оценить игровую обстановку и атаковать смело и решительно;

защитник-должен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным и внимательным [5]

1.2. Баскетбол как вид спорта

 В 1891 году в Соединенных Штатах Америки молодой преподаватель, доктор Джеймс Нейсмит, пытаясь “оживить” уроки по гимнастики, прикрепил две корзины из-под фруктов к перилам балкона и предложил забрасывать туда футбольные мячи. Получившаяся игра лишь отдаленно напоминала современный баскетбол. Ни о каком ведении даже речи не шло, игроки перекидывали мяч друг другу и затем пытались закинуть его в корзину. Побеждала команда, забросившая большее количество мячей. Через год Нейсмит разработал первые правила игры в баскетбол. Первые же матчи по этим правилам вызвали и первые их изменения. Правила игры в баскетбол неоднократно менялись вплоть до 2004 года, когда оформился окончательный вариант правил, который считается актуальным до сегодняшнего дня [10].

1) В баскетбол играют две команды. Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену.

2) Ведение мяча в баскетболе. Спортсмены, владеющие мячом, должны передвигаться по полю, ударяя им в пол. В противном случае будет засчитан «пронос мяча», а это нарушение правил в баскетболе. Случайное прикосновение к мячу отличной от руки частью тела не считается нарушением, в отличие от целенаправленной игры ногой или кулаком.

3) Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов.

4) Между периодами предусмотрены короткие перерывы, а между вторым и третьим периодом время перерыва увеличено.

5) Заброшенный в корзину мяч может приносить разное количество очков своей команде. Если мяч заброшен во время штрафного броска, то команда зарабатывает 1 очко.

6) Если мяч заброшен со средней или близкой дистанции (ближе 3-х очковой линии), то команде дается 2 очка. Три очка зарабатывает команда, если мяч заброшен из-за трехочковой линии. Если в основное время обе команды набрали одинаковое число очков, то назначается 5 минутный овертайм, если и он закончился в ничью, то назначается следующий и так до тех пор, пока не будет определен победитель.

7)Правило 3 секунд – правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд.

8)Правило двух шагов в баскетболе. Игроку разрешается сделать только два шага с мячом, после чего он должен либо произвести бросок, либо отдать пас.

Самый первый международный матч состоялся в 1904 году, а в 1936 году баскетбол попал в программу летних Олимпийских игр [4]

Баскетбол - одна из самых популярных игр во многих странах. 

 Большой объём разнообразной тренировочной и соревновательной работы в названном виде спорта воспитывает выносливость, смелость и решительность, настойчивость и самоотверженность, инициативность и дисциплинированность. Стремление к достижению общей цели во время игры приучает игрока к коллективным действиям, к сотрудничеству и взаимопомощи, воспитывает чувства дружбы и товарищества.

Для того чтобы забросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения. Деятельность баскетболиста в игре - не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды - основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока [9].

1.3. Развитие основных физических качеств баскетболиста

Специфика физической подготовки баскетболиста состоит в том, что вначале необходимо создать базу, фундамент для наращивания силы, а затем постоянно ее накапливать. Для этого сначала работают над развитием основных физических качеств человека. Физическими качествами принято называть врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности [27].

Так, как физические качества являются врожденными, т.е. даны человеку в виде природных задатков, то их необходимо развивать, совершенствовать.

Развитие физических качеств - это естественный ход изменений физического качества. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, т.е. педагогический характер, то корректнее говорить не «развитие», а «воспитание физических качеств».

Воспитание физических качеств - это воспитание, предусматривающее направленное воздействие на рост показателей физического качества.

Одной из главных задач, решаемых в процессе физического воспитания, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. К основным качествам относят силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.

 Сила - это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.

Различают абсолютную и относительную силу действия человека. Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышечных напряжений без учета массы тела человека, относительная сила - отношением величины абсолютной силы к собственной массе тела.

Сила является основой для проявления других качеств. От уровня её развития зависит проявление быстроты, выносливости, ловкости. Она необходима для выполнения всех игровых приемов во всех видах спортивных игр.

Сила мышц, обеспечивающая разнообразную двигательную деятельность баскетболистов, зависит от биомеханических характеристик движения (длины рычагов, включения в работу наиболее крупных мышц) и величины напряжения, которую могут развивать работающие мышцы.

Величина напряжения определяется физиологическим поперечником мышцы, включением в работу определенного количества двигательных единиц, частотой нервных импульсов, посылаемых к мышце, и степенью синхронных усилий всех двигательных единиц, участвующих в работе.

Воспитание силовых способностей баскетболиста должно быть направлено на :

1.Развитие и поддержание уровня абсолютной силы мышц;

2.Проявление максимума усилий за более короткое время;

3.Формирование умений концентрировать рабочее усилие на определенном участке движения;

4.Улучшение способности к проявлению максимума усилий в момент переключения от одних движений к другим.

По влиянию на организм все упражнения, развивающие силу, принято делить на глобальные, предназначенные для развития большинства крупных мышечных групп тела игрока, и на локальные, направленные на развитие рабочих групп мышц, участвующих в конкретном движении.

Для развития взрывной силы в практике тренировки все шире используют следующие упражнения в динамических скоростных режимах: толкания, броски на дальность тяжелых набивных мячей; перетягивание, вытеснение или выталкивание партнеров из обозначенного на площадке пространства; вырывание мячей из рук соперников.

Одной из важнейших комплексных скоростно-силовых способностей баскетболистов является прыгучесть - способность максимально высоко выпрыгивать при выполнении бросков в прыжке, подборе мяча у щита, при опорных бросках и т.п.

Ю.В. Верхошанский под прыгучестью подразумевает возможность человека развить ту или иную степень мощности усилий при отталкивании.[1,с.164-174].

Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:[17,с.245].

- быстрота и своевременность прыжка;

- выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;

- неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);

- управление своим телом в безопорном положении;

- точность приземления и готовность к немедленным   последующим действиям.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести.

Следующее важное качество баскетболиста — это быстрота (скоростные способности). Под быстротой как физическим качеством понимают способность баскетболиста выполнять движения в минимальный промежуток времени. Принято выделять элементарные и комплексные формы проявления быстроты. К элементарным формам относятся: время простой и сложной реакции, время одиночного движения и частота движений.

 Время выполнения скоростного упражнения для ребенка не должно превышать 5-6 сек, а для взрослого – 10-15 сек. Упражнения скоростного характера   должны   быть хорошо освоены, движения в них нужно довести до автоматизма, чтобы занимающийся не концентрировал внимание на преодолении сложностей построения движений. 

С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих пяти фаз:

-возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала;[10]

-передачи возбуждения в центральную нервную систему;

-перехода сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала;

-проведения эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце;

-возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.

К средствам воспитания быстроты движений относятся: физические упражнения, выполняемые с максимальной скоростью. Упражнения следует выполнять с околопредельной или предельной интенсивностью. Не следует давать на фоне утомления, так как при этом резко нарушается координация движений и теряется способность к скоростным действиям. Во время отдыха между повторением упражнений рекомендуется использовать медленную ходьбу(покой), а сам отдых продолжать до полного восстановления. Упражнения повторяются до тех пор, пока скорость не начнет снижаться.

Качество быстроты со временем может утрачиваться, если над его развитием систематически не работать. Начинают его развитие с младшего школьного возраста.  Наилучшие результаты по развитию быстроты движений у детей достигаются в возрасте от 7 до 15 лет.

Не меньшее значение имеет и выносливость. Выносливость - это способность организма проявлять большую работоспособность в специфической деятельности, т.е. преодолевать утомление в течение длительного времени, действуя с необходимой интенсивностью, сохраняя точность, маневренность и быстроту до конца состязания.

Баскетболист, обладающий достаточной выносливостью, более длительное время сохраняет высокую спортивную форму, проявляет высокую двигательную активность как в одном матче, так и на протяжении турнира, демонстрирует более стабильную и эффективную технику, отличается быстрым тактическим мышлением, более результативен.

Различают общую и специальную выносливость.

Общая выносливость — это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация.

Общая выносливость играет существенную роль оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности. Специальная выносливость классифицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость); по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Специальная выносливость зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью.

Немаловажное значение для баскетболиста имеет ловкость. Под ловкостью принято понимать способность овладевать сложнокоординированными движениями, быстро решать сложные двигательные задачи и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с изменяющейся обстановкой.

Ловкость - это комплексное качество, в котором органически сочетаются проявление высокого уровня силы и быстроты с координированностью движений и их точностью. Различают три степени ловкости. Первая степень - это пространственная точность и координированность движений вообще, вторая - пространственная точность и координированность движений, выполняемых в сжатые сроки, третья - пространственная точность и координированность движений, осуществляемых в сжатые сроки в изменяющихся условиях.

Для баскетбола характерны проявления всех степеней, но особо важна третья - она помогает игроку осваивать технику движений, быстро и точно использовать двигательные навыки и умения во внезапно меняющейся игровой обстановке, рационально перестраивать свои действия.

Для развития ловкости в передвижениях широко используют специализированные упражнения и игры с характерными для баскетбола сочетаниями: быстрота реакции - стартовое ускорение - дистанционная скорость - одновременное выполнение приемов с мячом и решение тактических задач.

Помимо всего прочего также важно воспитывать у баскетболистов гибкость и умение расслабляться. Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, выполнять движения с большой амплитудой весьма необходимо для совершенствования техники движений.

Способность баскетболиста выполнять движения с большой амплитудой в некоторой степени определяет легкость и свободу выполнения технических приемов, их быстроту и точность. Мерилом степени развития гибкости является максимальная амплитуда движений. Амплитуда движений зависит от подвижности в суставах, эластичности мышц, связок и сухожилий, силы мышц, а также состояния центральной нервной системы.

Основная задача развития гибкости баскетболиста - совершенствование этого качества применительно к требованиям баскетбола. В первую очередь следует уделять внимание увеличению подвижности в голеностопных и лучезапястных суставах. Способность к расслаблению у баскетболистов должна развиваться применительно к бросковым и метательным движениям. Напряженность мышц плечевого пояса, кисти, спины затрудняет освоение техники движений, ограничивает ее вариативность и эффективность.

 Мягкость, раскрепощенность, маневренность необходимы баскетболистам при передвижениях и прыжках, особенно при приземлении, в момент, когда игрок готовится к активным повторным действиям. Баскетболисты высокого класса, как правило, владеют искусством расслабления, выполняют приемы легко и свободно, включая в активную работу только необходимые для обеспечения рациональных движений мышцы, оптимально расслабляя остальные.

Для овладения умением расслабляться применяют упражнения, при выполнении которых используется вес отдельных частей тела, находящихся в более высоком положении по отношению к площадке, более сложные упражнения, выполнение которых связано с перемещением центра тяжести тела.

Вывод по 1 главе

Мы провели работу по теоретическому изучению физической подготовки баскетболистов.

Рассмотрели физическую подготовку баскетболиста. И выяснили, что физическая подготовка – процесс, направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена, высокий уровень развития которых обеспечивает благоприятные условия для успешного овладения навыками игры и эффективной соревновательной деятельности.

Узнали, что в  баскетболе физическая подготовка  складывается из двух видов – общей и специальной физической подготовки.

Изучили историю баскетбола как вида спорта и проанализировали правила игры.

В третьем параграфе рассмотрели  развитие физических качеств баскетболиста. Мы выяснили, что в осуществление физической подготовки баскетболиста большую роль играет развитие необходимых физических качеств: быстроты, прыгучести, выносливости, ловкости, силы и гибкости.

Во второй главе курсовой работы нами будет рассмотрена методика развития специальной выносливости  баскетболистов 13-14.

ГЛАВА 2. Методические аспекты развития специальной выносливости  баскетболистов 13-14 лет

  1. Средства, методы, принципы развития специальной выносливости

Методика развития выносливости основывается на регулировании деятельности двигательного аппарата, вегетативных функций и эффективном управлении поведением при предельных волевых усилиях. Разумеется, значение указанных факторов далеко не одинаково в различных видах спорта. Это наиболее видно, когда сравниваются некоторые из интегральных показателей выносливости, вскрывающих мощность и эффективность энергетического потенциала человека в конкретной двигательной деятельности.

Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности [11].Зависит от возможностей нервно-мышечного аппарата, быстроты расходования ресурсов внутримышечных источников энергии, от техники владения двигательным действием и уровня развития других двигательных способностей.  

Специальная выносливость включает в себя: 

  • скоростную выносливостью;
  • способность выполнять упражнения высокой интенсивности в течение заданного времени;
  • силовую выносливость ;
  • способность преодолевать заданное силовое напряжение в течение определенного времени.

Специальная выносливость классифицируется:

  •  по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость);
  • по признакам двигательной деятельности, в условиях которой решается двигательная задача (например, игровая выносливость);
  • по признакам взаимодействия с другими физическими качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например,силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т.д.).

Различные виды выносливости независимы или мало зависят друг от друга. Например, можно обладать высокой силовой выносливостью, но недостаточной скоростной или низкой координационной выносливостью. Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости:

  • к сложнокоординированной, силовой, скоростно-силовой и гликолитической анаэробной работе;
  • статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства;
  • выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности;
  • к длительной работе переменной мощности;
  • к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода);
  • сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешние воздействия среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма.[1] Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.

Средства развития специальной выносливости:

Эффективным средством развития специальной выносливости (скоростной, силовой, координационной и т.д.) являются:

-специальные подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма;

-специфические соревновательные упражнения;

-обще подготовительные средства [14].

Специальная выносливость баскетболиста развивается с помощью специальных упражнений, где сравнительно долго выполняются движения в быстром темпе:

- быстрые передачи мяча;

-быстро ведение мяча;

-преодоления коротких отрезков с мячом и без него с максимальной скоростью;

 -многократно повторяемые и специально организованные упражнения в технике и тактике игры (особенно в прессинге и стремительном нападении);

-игровые упражнения;

-двухсторонние тренировочные игры с продлением игрового времени сверх обычного на 5-10 мин без особого предупреждения спортсменов, а также с введением в игру новых и отдохнувших баскетболистов [13].

При выполнении большинства физических упражнений их суммарная нагрузка на организм достаточно полно характеризуется следующими компонентами:

1.интенсивность упражнения;

2.продолжительность упражнения;

3.число повторений;

4.продолжительность интервалов отдыха;

5.характер отдыха [17].

Выносливость развивается лишь в тех случаях, когда в процессе занятий преодолевается утомление определенной степени. При этом организм адаптируется к функциональным сдвигам, что внешне выражается в улучшении выносливости. Величина и направленность приспособительных изменений соответствуют степени и характеру реакций, вызванных нагрузками.

Для развития специальной выносливости используют следующие методы: 

1)метод многократного повторения (повторный, интервальный и переменный);

2) соревновательный,

3)игровой метод [20].

 Большое значение для развития выносливости имеют методы многократного повторения – повторный, интервальный и переменный.

Повторный метод заключается в повторении работы с определенной переменной интенсивностью через промежутки времени, в течение которых организм полностью восстанавливается (пульс 90) и спортсмен вновь может проделать такую же работу.

Этот метод применяют перед началом тренировок повторным методом, так как он легче переносится, выполнить тренировку переменной интенсивности проще, чем повторить ее с максимальной интенсивностью. Объем нагрузки - от соревновательного до полуторного. Развивает в основном аэробную производительность организма спортсмена.

 Этoт метoд испoльзуется для развития скoрoстной и силoвой вынoсливости, он позволяет регулировать нагрузку количеством повторений упражнений, достаточными интервалами отдыха и заслуживает широкого применения в работе со спортсменами [23]

Интервальный метод применяется при выполнении упражнений циклического характера, при этом определенная дистанция делится на 3-4 части, каждый отрезок преодолевается с заданной скоростью. Между повторениями устанавливается определенный интервал отдыха, который по мере развития работоспособности от занятия к занятию уменьшается, одновременно происходит объединение частей дистанции. Данный метод используется главным образом для совершенствования скоростной выносливости.

Одной из специфических форм интервального метода является круговая тренировка, заключающаяся в повторении серий нециклических, обычно скоростно-силовых, или общеразвивающих упражнений с фиксированными параметрами интенсивности, продолжительности работы и интервалами отдыха. Организационные особенности метода состоят в одновременном выполнении группой занимающихся комплекса специально подобранных упражнений «по кругу»: каждое упражнение выполняется на определённом месте (станции), а занимающиеся переходят от одной станции к другой («по кругу») до завершения выполнения всего комплекса упражнений. Физиологическая направленность круговой тренировки варьирует в зависимости от параметров упражнений. Этот метод широко применяется и физической подготовке и в спорте для развития различных видов выносливости.

Повторный метод заключается в повторном выполнении упражнения с максимальной или регламентированной интенсивностью и произвольной продолжительностью интервалов отдыха до необходимой степени восстановления организма. Этот метод позволяет решать задачи совершенствования скоростной и силовой выносливости.

Игровой метод предусматривает развитие выносливости в процессе игры, где существуют постоянные изменения ситуации, эмоциональность. Отражает методические особенности игры и в силу присущих ему особенностей является методом комплексного совершенствования выносливости. Сюжет и правил игры, намечая лишь общую линию поведения, составляют широкий простор для творческого решения двигательных задач, причем постоянное и внезапное изменения ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей [17].

Принципы развития выносливости:

1.Доступность. Сущность заключается в том, что нагрузочные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Учитываются возраст, пол и уровень общей физической подготовленности. В процессе занятий после определенного состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на организм занимающегося без ущерба для здоровья [24].

2.Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Добиться положительных сдвигов в воспитании выносливости возможно в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность процесса занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых перед очередным бегом.

3.Постепенность. Этот принцип выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузочных требований. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться  в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузок и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд/мин. Для школьников в возрасте 11-12 лет - 15-20 мин; 14-15 лет - 20-30 мин.

         Таким образом, каждый из методов имеет свои особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнений (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажерах), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха, можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.

2.2. Возрастные особенности  баскетболистов 13-14 лет

 Специальные воздействия на человека для развития определённых физических качеств должны быть согласованы с ходом возрастного становления организма. В развитии любого человека есть периоды, когда определённые качества вырабатываются легче и проще закрепляются, а есть такие периоды, когда физические качества вырабатываются с трудом, или не вырабатываются вовсе.

Особенность возраста 13-14 лет связана с процессом полового созревания. Он характеризуется бурным созреванием желез внутренней секреции, значительными нейрогормональными перестройками и интенсивным развитием всех физиологических систем организма подростка. Установлено, что к 13- летнему возрасту получает все большее развитие регулирующий, тормозящий контроль головного мозга. Развивается процесс внутреннего торможения. Усиливается функция коры головного мозга, направленная на анализ и синтез высших раздражений, воспринимаемых анализаторами (зрительным, вестибулярным, кожным, двигательным и т.д.) [6].

Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового  созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков.

Ростовые процессы у подростков 13-14 лет. Начало пубертатного периода можно заметить по изменению темпов роста и пропорций тела. На период с 12 до 15 лет приходится бурное изменение роста, с 13 до 14 лет можно говорить об интенсивном росте тела: подросток в год вырастает на 9-10 см., в 14 на 7-8 см.[6].

С возрастом пропорционально размерам тела увеличивается общий объём сердца и количество крови, которое выбрасывается его желудочками за одно сокращение (ударный объём сердца). Например, к 13-16 годам ударный объём крови в состоянии покоя достигает в среднем 59 мл. Минутный объём крови (количество крови, выбрасываемое сердцем в минуту) у подростков 13-16  лет равен в среднем 3,8л. Увеличиваются абсолютные размеры сердца при систематической тренировке на выносливость. Совершенствование деятельности сердца сопровождается увеличением просвета сосудов. Благодаря этому создаются условия для лучшего кровоснабжения тканей работающих органов.

Мышечная деятельность обеспечивает формирование новых сосудов, что усиливает периферическое кровообращение. А также увеличивается продолжительность сердечного цикла: у 12-14 летних - 0,72 сек, а частота сердцебиений в 14-15 лет равна 70 - 80 ударов в 1 минуту.

 Занятия спортом вызывают некоторое утолщение мышечных стенок сердца и увеличение объема его полостей. В результате сердце спортсмена может перекачать в единицу времени больше крови, чем сердце детей того же возраста, не занимающихся спортом. У подростков величина кровяного давления с возрастом повышается. При физической работе число и сила сокращений сердца увеличиваются. ЧСС при предельных соревновательных нагрузках нередко повышается до 200 уд/ мин. Увеличивается и ударный объем крови, что является одним их важнейших факторов усиления кровообращения.

У подростков завершается анатомическое развитие нервной системы. К 13-14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости.

 На 13-летний возраст приходится увеличение скорости роста мышц рук (пубертатный рост начинается с верхних конечностей). В 13-14 лет интенсивно растет мускулатура ног. В 13-14 лет опять отмечается торможение роста мышц ног, явно связанное с первой фазой пубертатных дифференцировок мышечных волокон. Вызванный эндокринной стимуляцией рост скелетной мускулатуры существенно отражается на мышечной силе.

Подростковые организмы обладают меньшей работоспособностью, чем взрослый. Во многом это происходит в результате незаконченного возрастного развития, так как функциональные возможности органов и систем и координация их деятельности не достигла расцвета.

Условия для максимального развития выносливости создаются только в зрелом возрасте, когда закончено возрастное формирование организма. В подростковом возрасте организм ещё недостаточно приспособлен для выполнения длительной работы, особенно если она производится с повышенной интенсивностью. Это связано с недостаточным развитием сердца и дыхательного аппарата, с тем, что такая работа является значительным бременем для энергетических ресурсов организма, которые в этот период обеспечивают процессы роста. Состояние нервной системы этих возрастов, её возбуждаемость и неустойчивость также ограничивают способности организма к длительным напряжениям. Однако все это не исключает возможности и необходимости развития выносливости путём правильного подбора средств и методов[12].

Серьёзная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде можно и нужно начинать эту работу.

Рaзвитие вынoсливости сoвершенcтвуется на протяжении вoзрacта дo 30 лет.

Следует учитывaть, чтo рaзвивать легче тo качествo, кoтoрoе естеcтвенным хoдoм oнтoгенезa в дaнный вoзрaстнoй период рaзвития дoлжнo интенcивнo сoвершенcтвоватьcя. Еcли не будет иcпoльзoвaн cенcитивный периoд в развитии того или иного качества, наверстать упущенное будет труднее, чем использовать шанс, который дает природа. Особенно важно соблюдать соразмерность в развитии выносливости и силы: чрезмерное увлечение силовой подготовкой в некоторые возрастные периоды может привести к снижению выносливости, а необоснованное преобладание упражнений на выносливость будет тормозить развитие силы [8].

В зависимости от возрастного периода развиваются способности к различным формам двигательной деятельности. Знание закономерностей возрастного развития позволяет выделить наиболее характерные физиологические особенности, своеобразие процессов высшей нервной деятельности, присущих определённому возрасту, и установить, когда и как воздействовать на организм с целью выработки определённых нужных в данный период свойств и качеств.

 Таким образом, возраст 13–14 лет отличается сенсетивностью к развитию специальной выносливости. Можно сделать вывод, что в возраст 13-14 лет является благоприятным для начала развития специальной выносливости (в данный возрастной период происходит рост мышечной массы, увеличивается прирост силы и скоростно-силовых качеств), однако необходимо давать определенные и дозированные нагрузки, так как организм у подростков еще не до конца сформирован и развит.

2.3. Комплекс упражнений для развития специальной выносливости баскетболистов 13-14 лет

1.Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):

а) от лицевой линии до штрафной и обратно;

б) до центра и обратно;

в) до противоположной штрафной и обратно;

г) до противоположной лицевой и обратно.

2. Прыжки через препятствия (гимнастическую скамейку) боком с поворотами на 90 градусов.

3. Выпрыгивания – активные выпрыгивания из глубокого приседа с возвращением в исходное положение. Спина прямая, голову прямо.( Упражнение в начале внедрения программы выполняется без отягощения, затем на ноги надеваются утяжелители по 0.5 кг).

4. Прыжки со скакалкой с увеличением скорости прыжков, темп близкий к максимальному. (Упражнение в начале внедрения программы выполняется без отягощения, затем на ноги надеваются утяжелители по 0.5 ).

5.Упражнение выполняется потоком. Баскетболисты построены в колонну по одному, у каждого по мячу. Первый занимающийся начинает упражнение:

- передачи и ловля мяча в стену без ведения мяча с продвижением вперед;

- бросок одной рукой сверху в движении;

- подбор мяча;

- ведение до боковой;

-прыжки толчком двумя (одной) одновременно, вращая мяч вокруг туловища (или ведение вокруг туловища правой и левой) до средней линии;

- ведение мяча с поворотами или изменением направления перед собой;

- бросок с места или штрафной;

-мяч передают следующему или баскетболист становится в конец колонны. Как только игрок начал выполнять задание, через 5 секунд стартует следующий. После окончания упражнения, оно начинается сначала.

6. Занимающиеся стоят в колонне по одному на пересечении боковой и лицевой линий. Первый посылает мяч вперед, выполняет ускорение и как только мяч один раз ударится о площадку ловит его двумя руками, переходит на ведение мяча, ведет мяч на максимальной скорости, бросок в кольцо после двух шагов. После броска подбирают мяч и идут в противоположный «угол» площадки и начинает упражнение сначала. Так игрок проходит 7-10 кругов.

7. Игра в баскетбол 3 тайма по 5 мин. Отдых между таймами 2 минуты. По мере освоения программы будут добавляться по 1 тайму каждую неделю.  6 таймов по 10 мин. Отдых между первым и вторым таймом 5 мин, между вторым и третьим 4 мин, между третьим и четвертым 3 мин, между четвертым и пятым 2 мин. Между пятым и шестым 1 мин в конце программы.

При выполнении комплекса занимающимся были даны следующие методические рекомендации:

 - каждое упражнение начинается по свистку и заканчивается по свистку;

 - продолжительность одного упражнения – 1 минута;

 -по завершении одного упражнения, баскетболисты начинают следующее упражнение;

-упражнение выполняется с интервалом отдыха на первоначальном уровне – 1 минута для восстановления, в дальнейшем время сокращалось до 30 секунд;

- тип отдыха – активный: ходьба с использованием дыхательных упражнений.

8.Упражнения на лестнице:

-легкий спокойный бег – «1 нога 1 ступенька»;

-быстрый техничный бег – «1 нога 1 ступенька»;

-«бег через 1 ступеньку» – повторить 2 раза;

-«забирание» (кому-то, возможно, потребуется придерживаться за перила или стены) через 2 ступеньки – повторить 2 раза;

-«забегание одним боком», «забегание другим боком»;

9.Координационная лестница:

-бег с высоким подниманием бедра;

-бег вбок  с высоким подниманием  бедра, наступая в каждый отсек;

-бег с захлёстыванием;

-бег вбок с захлёстыванием;

-прыжок с высоким подниманием колен до груди;

-боковые прыжки с поворотом;

-широкие прыжки;

-прыжки и повороты;

-быстрые прыжки;

-бег с приставными шагами правым и левым боком;

-прыжки двумя ногами в каждый  отсек на носках

-прыжки на одной ноге( правой, левой);

-прыжки, ноги вместе в первый отсек, затем во второй , ноги врозь;

-прыжки на двух ногах , одна внутри , вторая снаружи отсека;

-быстрый бег через один отсек и вступая в каждый отсек.

2.4. Контрольные тесты для определения уровня развития специальной выносливости

Гарвардский степ-тест

Это широко распространенная проба разработанная в США. Этот тест рассчитан на оценку физической работоспособности у здоровых, молодых людей, т.к. от исследуемых лиц требуется значительное напряжение, и заключается в изучении восстановительных процессов после прекращения дозированной мышечной работы. Гарвардский тест заключается в подъёмах на ступеньку. Высота ступеньки и время предоставлено в таблице 2. Чистота подъёмов 30 подъемов в 1 мин (2 шага в 1 с), работа выполняется на 4 счёта, чистота восхождения задаётся метрономом. После окончания работы в течение 30 с второй минуты восстановления подсчитывают количество ударов пульса и вычисляют индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) по формуле:

Таблица 1.

ИГСТ

Продолжительность работы (с)∙100

5∙5 Число удара пульса (с)

Более точно можно рассчитать ИГСТ, если пульс считать 3 раза – в первые 30 секунд 2-й, 3-й и 4-й минут восстановления. В этом случае ИГСТ вычисляют по формуле:

ИГСТ = t  100: ((f1 + f2 + f3 2)

где: t – время восхождения на ступеньку (с);

f1, f2, f3 – число пульсовых ударов за 30 с 2-й, 3-й и 4-й мин восстановления.

Таблица 2.

Высота ступеньки и время проведения степ-теста:

Группа

Высота, см

Время, мин

Юноши и подростки 12-18 лет с поверхностью тела больше

1,85 см2

50

4

Юноши и подростки 12-18 лет с поверхностью тела меньше

1,85 см2

45

4

Девушки 12-18 лет

40

4

Таблица 3.

Оценки по Гарвардскому степ-тесту физической работоспособности.

ИГСТ

Оценка

55 и менее

«слабая»

55-64

«ниже среднего»

65-79

«средняя»

80-89

«хорошая»

90 и более

«отличная»

Функциональная проба по Квергу.

 Выполняется 4 различных упражнения, которые следует одно за другим:

  • 30 приседаний за 30 с;
  • бег на месте с максимальной скоростью в течение 30 с;
  • 3-х минутный бег на месте с частотой шагов 150 в мин;
  •  подскоки со скакалкой - 1 мин.

Сразу после нагрузки в положении сидя измеряется пульс в течение 30 с, (Р1), повторное измерение через 2(Р2) и 4(Р3) минуты после окончания работы в течение 30 с. Расчет индекса осуществляется по формуле:

длительность работы в с х 100%.

И = 2 х (Р1 + Р2 + Р3)

Таблица 4.

Оценка по пробе Кверга:

Индекс

Оценка

105 и выше

«очень хорошо»

99-104

«хорошо»

93-98

«удовлетворительно»

92 и ниже

«слабо»

Вывод по 2 главе

Мы рассмотрели методические аспекты развития специальной выносливости баскетболистов 13-14 лет. Анализ методической литературы позволил определить основные понятия специальной выносливости. Мы выяснили, что эффективным средством развития специальной выносливости являются специально подготовленные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма. А также, мы изучили основные методы и принципы развития выносливости. Изучили возрастные особенности баскетболистов и узнали, что к 13-14 годам заканчивается формирование двигательного анализатора, что имеет огромное значение для формирования выносливости. 

Особенность возраста 13-14 лет связана с процессом полового созревания. Серьезная специальная работа по развитию выносливости должна начинаться лишь после окончания полового созревания, но и подростковом периоде можно и нужно начинать эту работу.

Нами был составлен комплекс состоящий из 9 упражнений для развития выносливости баскетболистов.

Также прописали тесты для определения уровня выносливости и критерии их оценивания.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Баскетбол широко используется как средство физического  воспитания детей школьного возраста.

Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств, общефизической и специальной физической подготовки.

Преимущества этой общедоступной спортивной игры в простоте оборудования мест занятий, в зрелищности и эмоциональности, в красоте и обилии тактических игровых вариантов. Занятия баскетболом способствуют укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в организме, совершенствованию различных его функций.

Для передвижений по площадке игрок использует ходьбу, бег, прыжки, остановки, повороты.

Быстрое овладение основными движениями зависит от последовательности постановки педагогических задач.

В ходе обучения нужно усложнять обстановку, чтобы подвести занимающихся к применению приема в элементарной игре. В процессе создания теоретического фундамента для тактической подготовки нужно широко использовать все формы самостоятельной работы.

Изучив научно-методическую литературу по теме исследования, можно сделать следующие выводы: выбирая методы развития специальной выносливости, необходимо учитывать: интенсивность выполнения физической работы; продолжительность её выполнения; продолжительность отдыха между нагрузками; характер отдыха; число повторений; состояние работоспособности организма перед выполнением тренировочного занятия.

Выносливость является необходимым физическим качеством в любом виде спорта. Без воспитания выносливости спортсмен не сможет пройти на новый уровень развития, а следовательно, не добьется наивысших результатов в избранном виде двигательной деятельности. Развитие выносливости – важная часть тренировочного процесса, которую невозможно не учитывать при подготовке спортсменов к соревнованиям. 

В перспективе в выпускной квалификационной работе мы планируем внедрить комплекс упражнений в учебный процесс и апробировать эффективность в развитие выносливости у баскетболистов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ашмарина, Б.А. Теория и методика физического воспитания: Учеб. пособие для студентов фак. физ.  воспитания пед [Текст]/Б. А. Ашмарин,  М. Я. Виленский, К.Х.Грантынь.; Под ред. Б. А. Ашмарина. -Москва.:Просвещение, переиздание 2003.- 360 с.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю.В. Верхошанский. - Москва: Физкультура и спорт, переиздание 2004. С. 162 – 174.

3. Воспитание силы: [Электронный ресурс]. URL:  https://infopedia.su/6xaa82.html(Дата обращения 18.04.19).

4. Выносливость и ее виды: [Электронный ресурс]. URL: http://www.magma-team.ru/fizicheskaya-kultura-a-i-chikurov/5-6-vynoslivost-opredelenie-ponyatiya-vidy-vynoslivosti (Дата обращения:18.04.19).

5. Гомельский, А.Я. Энциклопедия баскетбола от Гомельского [Текст]/ А. Я. Гомельский // Физкультура и спорт.–Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2003 г.

6. Дробинская, А.О. Анатомия и возрастная физиология: учебник [Текст] / А. О. Дробинская. М.: Юрайт, 2012. 527 с.

7. Елевич, С.Н. Динамика специальной подготовки баскетболистов высокой квалификации в соревновательном периоде годичного цикла [Текст] / С.Н. Елевич. Москва., 2004. 137 с.

8. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения [Текст]: учебник / Ю.Д.Железняк, Ю.М.Портнов, В.П.Савин, А.В.Лексаков; Под ред. Ю.Д.Железняка, Ю.М.Портнова. - 2-е изд., Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.

9. История возникновения и развитие: [Электронный ресурс]. URL: http://ru.sport-wiki.org/vidy-sporta/basketbol/ (Дата обращения: 18.04.19).

10. Караулова, Л. К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования [Текст] / Л. К. Караулова. – Москва: Академия, 2012. 296 с.

11. Коц, Я.М. Спортивная физиология: Учебн. для ИФК [Текст] – Москва: Просвещение, переиздание 2002 – 270 c.

12. Ляликова, Н.Н. Баскетбол как средство реализации вариативного компонента в физическом воспитании студентов технического вуза:[Текст] / Н.Н. Ляликова. Омск, 2003. 228с.

13. Матвеев, Л.П. Методика и теория физической культуры: [Текст] /Л.П. Матвеев. Санкт-Петербург: Лань, 2003. 534 с.

14. Назарова, Е.Н. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений: [Текст] / Е.Н.Назарова, Ю. Д. Жилов.- Москва: Издательский центр «Академия», 2008.-272 с.  

15. Настольная книга тренера Озолин : [Электронный ресурс]. URL: http://www.osdusshor.ru/media/biblioteka/metodika-trenirovochnogo-protsessa/ozolin-ng/nastolnaya-kniga-trenera-nauka/vsya-kniga.pdf(Дата обращения: 15.12.19).

16. Нестеровский, Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения [Текст] /Д. И. Нестеровский.–Москва: Академия, 2008 г.

17. Портнова, Ю.М. Баскетбол [Текст] / Ю.М. Портнова: учебник для ВУЗов физической культуры.- Москва, переиздание 2000.

18. Развитие прыгучести [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/razvitiie-pryghuchiesti-u-baskietbolista.html(Дата обращения:25.04.19).

19. Спортивная физиология: [Электронный ресурс]. URL: https://fkis.ru/page/1/92.html(Дата обращения:15.05.19).

20. Скворцова, М. Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов : учеб. пособие [Текст] / М. Ю. Скворцова; ГУ КузГТУ. Кемерово, 2007. 112 с

21. Тригорлов, В.В. Баскетбол для всех и каждого: учебно-методическое пособие [Текст] / В.В. Тригорлов.–Минск, 2007.

22. Физиологические особенности: [Электронный ресурс]. URL: https://fkis.ru/page/1/92.html (Дата обращения:15.05.19).

23. Филин, В. П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов [Текст] / В.П. Филин. Москва: Физкультура и спорт, переиздание 2006. 232 с.

24. Холодов, Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов,– Москва: А  кадемия, 2000. – 512 с.

25. Яхонтов, Е.Р. Баскетбол для всех [Текст] / Е.Р. Яхонтов - Москва: Физкультура и спорт, 2003-267 с.

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация соревнований по баскетболу Выполнила студентка ЧПК № 1 Хуббитдинова Регина

Слайд 2

Разновидности баскетбола Мини-баскетбол Стритбол Корфобол Баскетбол на инвалидных колясках

Слайд 3

Соревнования отличаются : по цели; по форме зачета; по контингенту спортсменов; по составу и характеру соревновательных действий соперников; по характеру организации; по условиям проведения.

Слайд 4

По цели соревнования могут быть : Основными; Подводящими ; Отборочными ; Контрольными ; Зрелищными ; Массовыми ; Коммерческими

Слайд 5

По форме зачета существуют : Личные; Командные ; Лично-командные соревнования.

Слайд 6

По характеру соревнований могут быть: Открытые; Закрытые; Традиционные матчевые .

Слайд 7

Основные документы соревнований: Календарь соревнований; Положение о соревнованиях; Заявка участников соревнований; Карточка участника; Итоговый протокол результатов соревнований; Отчет главного судьи соревнований.

Слайд 8

Классификация соревнований по баскетболу в Челябинской области На территории Челябинской области проходят такие соревнования как : Баскетбол Стритбол Кэс - баскет Баскетбол на и нвалидных колясках Районные соревнования Первенство ВУЗов по баскетболу Кубок области Чемпионат города по баскетболу



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Стартинейджер»

Сведения об авторе

Хуббитдинова Регина ., студентка 39 группы ЧПК№1

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (ЧПК №1)

УП по МДК02.01. (ЧПК №1)

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12. Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

1, 2, 3 курсы

Сроки реализации проекта:

Декабрь 2019 года

Цель проекта:

Проявления инициативы, творчества, концентрации внимания студентов на наиболее интересных, полезных и зрелищных формах проведения досуга.

Вовлечение студентов в активную творческую деятельность

Задачи проекта:

  • Выявление талантов студентов и создание условий для реализации их творческого потенциала;
  • популяризация молодежного досуга, активного отдыха и творчества;
  • формирование условий для творческого развития студентов;
  • популяризация массового творческого конкурса;
  • развитие и укрепление творческих связей между коллективами учебных групп.

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения организационной практики по внеурочной деятельности.

«Стартинейджер» предназначено для привлечения студентов в активную творческую жизнь, развить и укрепить творческие связи между коллективами групп.

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Выбор темы, определение целей и задач;
  • Определение количества участников и состав группы;

Планирование работы:

  • Определить регламент мероприятия;
  • Утверждение главный судей и их помощников; состав участников;

Исследовательская деятельность:

  • Сформулировать цель;
  • Определение программы;
  • Сформулировать на основе этой программы регламент мероприятия.

Продукт проекта/

результаты деятельности

  • Мероприятие «Стартинейджер»;
  • Сплочение коллектива;
  • Выявления таланта;
  • Популяризация массового творческого конкурса


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реферат по теме: «Физическая подготовка баскетболистов» Выполнила: Хуббитдинова Р., с тудентка 29 группы специальности 44.09.09 «физическая культура» Руководитель: Ртищева А.В Преподаватель высшей квалификационной категории Челябинск,2019

Слайд 2

Актуальность темы исследования Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства , спортсмену прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств, общефизической и специальной физической подготовки.

Слайд 3

Цель исследования: Проанализировать литературу по физической подготовке баскетболистов

Слайд 4

Задачи исследования: дать характеристику физической подготовки баскетболистов; раскрыть баскетбол как вид спорта; рассмотреть развитие физических качеств. Методы исследования: Поиск тематической литературы; Анализ; Обобщение ; Систематизация материала.

Слайд 5

Глава 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАСКЕТБОЛА КАК ВИДА СПОРТА 1.1. Физическая подготовка баскетболиста Физическая подготовка – процесс,направленный на развитие физических способностей и возможностей органов и систем организма спортсмена.

Слайд 6

Общая физическая подготовка – процесс разностороннего воспитания физических способностей и повышения уровня общей работоспособности организма спортсмена.

Слайд 7

Специальная физическая подготовка - процесс воспитания физических способностей и функциональных возможностей спортсмена, отвечающих специфике баскетбола.

Слайд 8

Распределение игроков по функциям - один из основных принципов игровой деятельности. Центровой игрок Крайний нападающий Защитник

Слайд 9

1.2. Баскетбол как вид спорта Джеймс Нейсмит - тренер и новатор, создатель игры баскетбола.

Слайд 10

Правила игры в баскетбол Обычно команда состоит из 12 человек, 5 из которых являются полевыми, а остальные считаются игроками на замену. Баскетбольный матч состоит из 4 периодов или таймов. Между периодами предусмотрены короткие перерывы, а между вторым и третьим периодом время перерыва увеличено. Правило 3 секунд – правило, которое запрещает любому игроку атакующей команды находиться в зоне штрафного броска более трех секунд.

Слайд 11

1.3. Развитие основных физических качеств баскетболиста Сила Быстрота Выносливость Гибкость Ловкость

Слайд 12

Вывод осуществление физической подготовки баскетболиста большую роль играет развитие необходимых физических качеств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Перечень соревнований по лёгкой атлетике г. Челябинск

Слайд 2

Мемориал Ю.Лукашевича и В.Середкина

Слайд 3

Первенство г. Челябинск и Челябинской области

Слайд 4

Первенство Уральского федерального округа среди юношей и девушек до 18 лет (01-02гг.р .) Чемпионат и первенство Уральского федерального округа среди юниоров до 23 лет (96-98гг.р.), юниоров до 20 лет (99-00гг.р.)

Слайд 5

Первенство России среди юниоров и юниорок до 20 лет (99-00гг.р.)

Слайд 6

Спартакиада ВУЗов Традиционая эстафета г.Челябинск

Слайд 7

Полумарафон «Самоопределение»

Слайд 8

Больше соревнований тут: http://fla174.ru /