Доклад "Санитарно-гигиеническое просвещение младших школьников"
методическая разработка
Как поддерживать свое здоровье младшим школьникам
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sanitarno-gigienicheskoe_prosveshchenie.docx | 880.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Санитарно-гигиеническое просвещение
младших школьников»
Воспитатель:
Сивова Л.Н.
«Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье». (Г. Гейне)
Вопрос о том, как поддерживать свое здоровье, никогда не был праздным. Он появился в то время, когда человек начал сознавать свои действия и поступки.
Как и большинство наук, первые санитарно-гигиенические идеи формулируются в трудах философов. Пифагор считал, что человек должен употреблять простую пищу, пить чистую воду, был против переедания, употребления вина, он одним из первых понял значение режима дня, чистоты тела, физических упражнений.
Гиппократ первый установил, что существуют общие причины заболеваний, связанные со сменой времен года, качеством воды, почвы, а также индивидуальные причины: нарушение диеты, режима и т.д.
Рост санитарной культуры в России XVIII века связан с реформами Петра I. При Петре I предпринимались шаги для улучшения гигиенической пропаганды среди учащихся. В 1719 г. выходит пособие «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению», где разъяснялись вопросы этикета и санитарно-гигиенические правила поведения в обществе.
Большой вклад в становление гигиенической науки в России внес М.В. Ломоносов.
Много сделал шведский ученый Ф.Ф. Эрисман. Исследование глазных болезней и их профилактика, изучение нарушений скелета у детей, возникающих из-за неправильного сидения, привели его к созданию школьной парты. Парты Эрисмана сохранились во многих школах до наших дней.
Значительного расцвета гигиена достигла в наши дни. Внедрение в жизнь гигиенических требований осуществляется путем санитарного, то есть направленного на оздоровление. Законодательства, санитарного надзора, санитарного просвещения.
При разъяснении учащимся основных направлений по охране здоровья, необходимо разъяснять тесную связь характера отношения к своему здоровью и здоровью окружающих людей, к природе, с уровнем культуры, образования.
Чтобы стать по-настоящему культурным и образованным человеком, необходимо знать свой организм и поддерживать его в порядке.
Большая ответственность за санитарно-гигиеническое просвещение младших школьников лежит на педагоге и воспитателе. С первого дня пребывания в школе-интернате дети должны привыкать вставать в одно и то же время, делать зарядку, самостоятельно умываться, мыть руки, проветривать комнату и т.д.
Для того, чтобы учить детей выполнению правил личной гигиены, надо просто и понятно рассказать детям, как важно мыть руки перед едой, после туалета, держать ноги в чистоте, быть опрятным. И что может случиться, если этого не делать.
Чтобы научить детей все правильно выполнять, надо провести серию внеклассных занятий. Например, «Как правильно умываться», «Как правильно одеваться», «Умей правильно сложить одежду», «Как правильно чистить зубы». Для занятий с детьми используются плакаты.
Каждодневно воспитатель наблюдает за соблюдением детьми правил личной гигиены. В группе выбираются санитары, которые следят за чистотой рук учащихся, опрятностью учеников. Еженедельно подводится итог – кто самый аккуратный, у кого самый опрятный вид.
На внеклассном чтении дети читают рассказы и стихотворения о правилах личной гигиены. Например, стихотворение Ю. Тувима «Письмо ко всем детям по очень важному делу», стихотворение О. Бедарева «Вот я какая», рассказ М. Разумовского «Димка-санитар», стихотворение Ю. Коринца «Твое хозяйство», рассказы «Где мои вещи?», «Твой уголок». Дети под руководством воспитателя инсценируют эти рассказы. Большое значение в приобретении санитарно-гигиенических навыков имеют сюжетно-ролевые игры, игры с куклами.
Очень важное значение в санитарно-гигиеническом просвещении младших школьников имеют беседы, которые проводит воспитатель во внеурочное время. Беседы могут быть о предупреждении таких заболеваний, как гастрит, сколиоз, кариес и т.д. В холодное время беседы могут быть о предупреждении и профилактике простудных заболеваний. Воспитатель должен постоянно следить за тем, чтобы дети принимали витамины. Обязательно ежедневно проводить прогулки и рассказывать детям о пользе прогулок, занятий спортом, о здоровом образе жизни.
В классе висит плакат с волшебными правилами здоровья:
- Соблюдать режим дня.
- Соблюдать правила гигиены.
- Соблюдать режим питания.
- Совершать прогулки.
- Заниматься спортом.
- Беречь зрение, слух.
Во время самоподготовки воспитатель обязательно должен проводить физкультурные минутки.
Большую пользу в санитарно-гигиеническом просвещении учащихся приносит регулярное посещение школьной библиотеки, где дети подробно знакомятся с хорошими книгами о здоровье и гигиене.
Использованная литература
- А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов «Гигиена и здоровье школьника»
- Д.В. Колесов, Р.Д. Маш «Основы гигиены и санитарии»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правовое просвещение младших школьников
Данная методическая разработка содержит права и обязанности младших школьников...
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
Памятка родителям младших школьников " Слабая самоорганизация у младших школьников"
Памятка в виде буклета создана для родителей младших школьников. Начальная школа - основа самоорганизации младших школьников. В памятке описываются причины слабой самоорганизации школьников, их послед...
Программа «Психологическое просвещение родителей с целью снижения психоэмоционального напряжения младших школьников в период проведения итоговой аттестации»
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. По данным Минздрава России, лишь 14% де...
Доклад "Воспитание любви к природе, экологическое просвещение младших школьников"
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников....
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни
Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....
Честная игра: Методическое пособие по реализации программ антикоррупционного просвещения для школьников
В пособии обобщается информация об эффективных антикоррупционных стратегиях, в которых антикоррупционное образование занимает одно из ключевых мест, наряду с политической волей, устойчивыми ...