Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.
материал
В данном разделе содержатся участия учителя-логопеда в Районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов Белоярского района и в школьных методических объединениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление на РМО учителей-логопедов 2022 | 293.14 КБ |
Выступление на РМО учителей-логопедов 2024 | 273.09 КБ |
Публикация в сборнике ИРО 86 | 40.63 КБ |
Участие в ШМО начальных классов | 355.61 КБ |
Презентация на РМО апрель 2024 | 1.15 МБ |
Комментарии к слайдам, апрель 2024 | 21.74 КБ |
Презентация на РМО апрель 2022 | 2.37 МБ |
Комментарии к презентации. РМО, апрель 2022 | 29.97 КБ |
Выступление на ШМО сент. 2024 | 246.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Комментарии к презентации «Формирование навыков чтения»
Титульный слайд (1).
Для понимания проблемы успешного освоения образовательных программ детьми с ОВЗ вопрос чтения имеет существенное значение. Хорошее чтение является «залогом успеха в обучении всем предметам в школе» (Михаил Ростиславович Львов, 1990г.). Р.И. Лалаева в своей статье в 1993 г. утверждала, что «дети сначала учатся чтению, а потом с помощью чтения».
Слайд 2. Для успешного овладения чтением необходима одновременная работа всех анализаторов (межполушарное взаимодействие), а именно должны быть сформированы:
- Зрительное внимание.
- Зрительная память.
- Сенсомоторная база.
- Сукцессивные функции (последовательно назвать звуки, соотнести их с буквами).
- Звукобуквенный анализ, языковой анализ.
Пространственные отношения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Время и пространство - это основные формы существования материи. Логопеды, на мой взгляд, лучше всех понимают тот факт, что освоение всего программного материала, любой учебной дисциплины осуществляется через речь. Звуки, буквы, слова тоже существуют во времени и пространстве.
Если у ребенка недостаточно сформированы пространственные представления, ему трудно выстроить причинно-следственные связи, воспроизвести последовательность, запомнить и продуктивно подать информацию. Дети забывают сложные инструкции, последовательность заданий; с трудом удерживают в памяти план действий. Также несформированность сукцессивных функций является причиной трудностей в обучении чтению, т.к. ребёнок «застревает» на послоговом способе чтения.
Я представлю вашему вниманию задания и упражнения, которые помогут логопеду – разнообразить работу по преодолению недостатков чтения и сделать её более эффективной.
Слайд 3. Среди ошибок, которые дети допускают при чтении – это замены одной буквы на другую. Эти ошибки обусловлены недостаточной сформированностью зрительно-пространственных представлений. Ребенок затрудняется в различении сходных по начертанию букв и не замечает мелких различий между ними.
Во время занятия в качестве разминки проводятся упражнения на координацию мелкой моторики и по развитию зрительно-пространственного восприятия: это рисование в воздухе двумя руками сверху вниз. Фигуры рисуются параллельно. Можно рисовать предметы, цветы (тюльпан или ромашку), или ритмично повторяющийся бордюр.
Слайд 4. Распознавание изображений и букв.
Задания «Найди тень».
Слайд 5: Задания на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию:
- найди все строчные буквы а;
- все прописные буквы А;
- из большого количества стилизованных букв найти буквы одного порядка, но разного начертания;
- найди и назови все гласные, посчитай все гласные на картинке;
- найди и назови все согласные на картинке, посчитай их количество.
Слайд 6: Задания на развитие свойств внимания: концентрации, распределения, переключения, а также на развитие самоконтроля: игра «Рассеянный плиточник». Найти, где нарушен узор.
Слайд 7: Корректурная проба (зачеркни/подчеркни). Из оставшихся букв складываются и прочитываются слова.
Слайд 8: Задания на предотвращение ошибок по замене букв, сходных по начертанию и формированию представлений зрительных образов букв – дорисуй букву по данной инструкции.
Слайд 9. Задание: проведи ось симметрии вертикально или горизонтально; предварительно ребенку нужно объяснить, что такое ось симметрии (воображаемая линия, по обе стороны которой части буквы будут выглядеть одинаково).
Вопрос: какие буквы имеют 2 оси симметрии? (О, Х, Н)
Слайд 10. Задание: вписать букву в слова, выбрав из предложенных вариантов.
Слайд 11: Чтение слов столбцами в быстром темпе с подчеркиванием непонятных слов.
Слайд 12. Работа по этапам:
- сначала найти и прочесть все слова; потом найти одинаковые слова разного начертания;
- придумать устно предложения со словами-соседями;
- написать по памяти слова, которые запомнили.
Слайд 13.
Задание на развитие зрительно-пространственной ориентировки:
- прочитать слова, написанные черными буквами, потом серыми буквами.
Слайд 14.
Прочитай слова, начиная с самой маленькой буквы и заканчивая самой большой (и наоборот).
Слайд 15: Задание на развитие осознанности чтения. Прочитать только слова.
Слайд 16. «Соедини половинки». Упражнение на развитие антиципации – функции мозга, дающей возможность при чтении не прочитывать абсолютно все буквы и слова. В результате чтение становится беглым, легким и осознанным.
Сайд 17. Задание: прочитать верхние половинки слов, затем нижние половинки.
Слайд 18. Эмоциональная и физическая разгрузка и одновременно упражнение на развитие межполушарного взаимодействия.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Титульный слайд (1).
Для понимания проблемы речевых расстройств у детей вопрос соотношения времени и пространства имеет существенное значение. Пространственные отношения играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой. Время и пространство - это основные формы существования материи. Логопеды, на мой взгляд, лучше всех понимают тот факт, что освоение всего программного материала, любой учебной дисциплины осуществляется через речь. Звуки, буквы, слова тоже существуют во времени и пространстве. Поэтому хорошо сформированные у ребёнка пространственно- временные представления создают основу успешного усвоения ребёнком учебного материала.
В обобщении своего опыта я представлю вашему вниманию задания и упражнения, которые помогут детям сориентироваться в пространстве и времени, а логопеду – разнообразить работу по преодолению недостатков чтения и письма и сделать её максимально эффективной. Использование таких заданий способствует развитию интереса к обучению и повышает работоспособность детей.
Слайд 2. За последние 20 лет количество обучающихся начальной школы, которые не справляются с требованиями стандартной школьной программы, возросло в несколько раз.
Известно, что у многих детей, имеющих нарушения чтения и письма, отмечается недостаточная сформированность сукцессивных функций, то есть способности совершать операции с рядами стимулов с учетом их последовательности. К ним, наряду с умением запоминать и называть ряды цифр, слов, звуков, букв, воспроизведением серии разных движений в заданной последовательности, относятся последовательность времён года, месяцев года, дней недели. Я остановлюсь подробнее на развитии пространственно-временных представлений у обучающихся начальных классов
Слайд 3. Значимость своевременного формирования пространственно-временных представлений, их тесная взаимосвязь со становлением познавательной деятельности и с формированием навыков чтения и письма, неоднократно были предметом обсуждения в теоретических и прикладных исследованиях (Б.Г. Ананьев, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.В. Мазанова, А.Р. Лурия, Е.Ф. Рыбалко, И.Н. Садовникова, И.С. Якиманская).
Слайд 4 Пространственно-временные представления – это фундамент, на котором надстраивается вся совокупность высших психических процессов – письмо, чтение, счёт, мышление, речь.
При недостаточной сформированности пространственно-временных представлений у детей отмечаются трудности установления причинно-следственных связей, неспособность воспроизводить последовательности, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания. Дети забывают сложные инструкции, последовательность заданий; им трудно удержать в памяти план действий в заданной последовательности и реализовать этот план. Также несформированность сукцессивных функций является причиной трудностей в обучении чтению, т.к. ребёнок «застревает» на послоговом способе чтения. Дети с несформировавшимися пространственными представлениями затрудняются в употреблении пространственных предлогов (в столе – на столе, на деревьях – в деревьях), а также в употреблении прилагательных (широкая река= большая река, тонкий стебель = маленький стебель).
Слайд 5. Всё это в конечном итоге приводит к запаздыванию формирования «схемы тела», а это проявляется в затруднениях при ориентировке в тетради: выделение красной строки, соблюдение полей, работа в 2-3 столбика, пропуск клеточек или строк при оформлении тетради. Ошибки «зеркального письма», которые закономерны на ранних этапах обучения грамоте, у детей с недоразвитием пространственно-временных представлений оказываются стойкими и резистентными к логопедической коррекции.
Дети с трудностями усвоения временных представлений испытывают сложности в обозначении основных единиц времени, не понимают понятия «позавчера-вчера-сегодня-завтра-послезавтра», до – после, что в конечном итоге приводит к аграмматизмам различения времени и вида глагола.
Слайд 6. Ошибки, вызванные несформированностью пространственно-временных представлений, можно разделить на несколько групп.
Ошибки на уровне буквы и слога (замены по кинетическому, оптическому сходству), зеркальное написание и искажение букв.
Слайд 7 . На уровне слова (нарушение последовательности соседних букв).
На уровне фразы (понимание и употребление предложно-падежных конструкций).
На уровне текста (неумение определить и сохранить в памяти последовательность высказывания).
Все эти ошибки у детей с недоразвитием речи встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Поэтому таким детям необходима коррекционная логопедическая помощь.
Слайд 8. Последовательность работы:
По Н.Я. Семаго, работа над пространственными представлениями осуществляется в 7 этапов:
- определение схемы собственного тела;
- определение правого и левого направлений в пространстве;
- пространственные взаимоотношения объектов;
- схема тела стоящего напротив человека;
- определение линейной последовательности предметного ряда;
- последовательность числового ряда;
- графическое обозначение направлений.
Определение направлений в пространстве:
- назови предметы, которые расположены справа (слева) от тебя;
- определить местоположение тетради по отношению к карандашу, пеналу или других школьных принадлежностей.
Слайд 9. Уточнение пространственных отношений:
- стоя в колонне, назвать стоящего впереди (сзади);
- стоя в шеренге, назвать стоящего слева (справа);
- определить правый и левый край парты;
- определить место соседа по парте по отношению к себе и своё место по отношению к нему.
Книжная серия «Папка дошкольника»
Слайд 10. Знакомство со схемой тела стоящего напротив человека.
Вызванный к доске ученик, стоя спиной к классу, поднимает правую руку. Остальные делают то же самое. Потом ученик поворачивается лицом к классу с поднятой правой рукой. Дети делают вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела стоящих друг против друга.
Пособие Е.В. Мазановой «Учусь не путать буквы» по профилактике и коррекции оптической дисграфии.
- Какие части тела (одежды) обозначены цифрами?
- Определить правый (левый) карман, рукав блузки, платья, джинсов.
Слайд 11. Важным направлением в формировании пространственных взаимоотношений предметов является определение линейной последовательности предметного, цифрового и буквенного ряда.
Примеры заданий
- Назови первое число справа, слева. Какое из них больше (меньше)?
- Прочитай ряд в обратном порядке. Назвать соседа числа справа, слева.
Слайд 12. Определение буквенного ряда. Такие упражнения создают предпосылки для становления анализа звуков в составе слова. При выполнении таких упражнений происходит уточнение и закрепление понятий «первый справа», «второй, третий слева», «перед», «после», «между», «предыдущий», «последующий».
Слайд 13. КАРТОЧКА на слоговой синтез.
Слайд 14. Графическое воспроизведение направлений:
- Покажи рукой в воздухе направление сверху вниз снизу вверх, справа налево, слева направо;
- расположи карточку со стрелкой в определённом направлении;
- преврати точки в стрелки.
Слайд 15. Нарисуй маршрут. Книжная серия «Папка дошкольника»
Слайд 16. Важная роль, на мой взгляд, принадлежит профилактике зеркального написания букв. Хочу предложить вашему вниманию несколько интересных игровых заданий и приёмов.
«Рисунок из Зазеркалья»
Повтори рисунок в зеркальном отражении.
Слайд 17. Детские работы.
Слайд 18. Игра «Танковое сражение».
Слайд 19. «Золотой ключик»
Помоги Буратино разгадать загадку мудрой черепахи Тортиллы. Чтобы прочитать зашифрованную поговорку, дорисуй все фигурки до образца на ключике. Рисовать нужно красным карандашом. Если ты правильно дорисуешь недостающие линии, то сможешь увидеть буквы красного цвета, которыми написана зашифрованная фраза.
Слайд 20. В расшифрованном виде.
Слайд 21 «Загадочные слова»
Перед тобой слова, которые невозможно прочитать, хотя они написаны буквами русского алфавита. Части букв исчезли, и теперь слова стали похожи на загадочный шифр. Допиши буквы правильно.
Слайд 22 – 25. Развитие и уточнение временных представлений.
Содержание работы:
- уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времена года, месяцы, год);
- определение временной последовательности событий (после, перед, сейчас, потом);
- уточнение понятий о периодах человеческого возраста, взаимоотношениях и ролях в семье.
Слайд 26 – использование мнемотаблицы. Для развития навыка связного высказывания.
Слайд 27, 28. Режим дня, время суток, дни недели.
Слайд 29, 30. Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье. Сопоставление понятий «бабушка – мать – дочь – сестра», «дед – отец – сын – брат»; кто кому кем приходится; кто старше, младше.
Рассказы детей о своей семье.
Слайд 31-33. Установление последовательности событий, изображённых в сериях сюжетных картинок.
- Разложить картинки по порядку;
- пронумеровать предложения, расставив их по порядку;
- пересказать по картинному плану.
Таким образом, включение в систему коррекционной работы заданий и упражнений, направленных на развитие и уточнение пространственно-временных представлений, будет способствовать совершенствованию лексико-грамматического компонента речи, положительно отразится на формировании неречевых процессов, создаст основу для воспитания звукослогового и морфемного анализа слов, предупредит оптические ошибки на письме.
Литература
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. М., 1964.
- Кондратенко О.А. Развитие пространственных представлений у детей с нарушениями речи: Методические рекомендации по формированию и развитию пространственного гнозиса и праксиса у детей с нарушениями речи в условиях школьного логопедического пункта / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2004.
- Корнев А.Н. Нарушение письма и чтения у детей. – С.-Петербург, 1997.
- Лалаева Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников. – М., 1983.
- Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. М., 1956.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М., 1995.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Москва, 2002.
- Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. – М., 1980.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности в межаттестационный период...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Выступления, мастер-классы, конференции...
5. Раздел 3. «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности»
Материалы к аттестации...
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности.
Принимаю участие в работе педагогических сообществ....
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности...
Форма № 3. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности
Результаты транслирования опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...
5.4. Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности на всероссийском уровне
Обобщение опыта по теме "Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы". Доклад-презентация...