Материалы методических объединений
материал

Савиных Наталья Валерьевна

В данном разделе содержатся  планирование логопедической работы, результативность работы и самоанализ работы учителя-логопеда за предыдущий учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 1»

г.Белоярский

Пакулев Е.А. ______________

                                                                                                 «__» ______________ 2018 г.

Общий план работы на 2018 – 2019 учебный год

(учитель-логопед Савиных Н. В.)

п/п

Направление работы

Сроки проведения

  1. Обследование обучающихся.

1.

Обследование устной речи обучающихся  1-х классов.

02.09. – 15.09.

2.

Обследование устной и письменной речи обучающихся во 2, 3, 4-х классах.

02.09. – 15.09.

3.

Изучение медицинских карт обучающихся, зачисленных на логопункт.

02.09. – 15.09.

4.

Заполнение речевых карт обучающихся, зачисленных на логопункт.

до 01.11.

  1.  Комплектование логопедических групп и планирование коррекционной работы.

1.

Комплектование групп детей, зачисленных на логопункт:

- три группы обучающихся 1-х классов с логопедическим заключением «ОНР III уровня - НВОНР»;

- две  группы обучающихся 2-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные НВОНР»;

- одну группу обучающихся 3-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные НВОНР»;

- одну группу обучающихся 4-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные ОНР III уровня».

до 16.09.

2.

Планирование индивидуальной и групповой коррекционной работы, утверждение и согласование с администрацией ОУ и учителями начальной школы.

до 10.10.

  1. Взаимосвязь работы учителя-логопеда с психологом и учителями начальных классов.

1.

Совместная консультативная помощь логопеда и психолога ОУ обучающимся, имеющим затруднения в учёбе.

В течение учебного года

2.

Организация консультаций для родителей и педагогов, подготовка выступлений на родительских собраниях.

В течение учебного года по запросу

3.

Посещение уроков с целью выявления речевых проблем обучающихся, наблюдения за использованием рекомендаций логопеда учителями на уроке.

В течение учебного года

4.

Поддержание контактов с учителями, логопедами, детскими садами других ОУ города, района.

В течение учебного года

5.

 Направление обучающихся на консультации к врачам-специалистам и на ПМПК (по мере необходимости).

В течение учебного года

  1. Пропаганда логопедических знаний.

1.

Разъяснение родителям целей и содержания работы школьного логопеда.

По запросу

2.

Участие в заседаниях ШМО учителей и учителей-логопедов школ города.

В течение учебного года

3.

Информирование родителей о результатах работы их детей.

В течение учебного года

4.

Предоставление годового анализа и  отчёта о результатах работы.

Май 2018г.

  1. Повышение квалификации, самообразование.

1.

Работа над темой по самообразованию «Формирование пространственно-временных представлений у младших школьников с нарушениями речи».

2018 – 2019 уч. год

2.

Ознакомление с новой литературой по коррекции письма и чтения, по коррекции нарушений звукопроизношения.

В течение учебного года

3.

Изучение журналов «Дефектология», «Начальная школа», «Вестник образования».

В течение учебного года

  1. Участие в работе школьного ПМП консилиума.

В течение учебного года

  1. Работа с документацией.

1.

Ведение журнала обследования детей, поступающих на логопункт.

По мере поступления

2.

Ведение журнала учёта посещаемости логопедических занятий.

В течение учебного года

3.

Составление и утверждение общего плана работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год.

До 01.10.19.

4.

Ведение речевых карт на каждого ребёнка.

Регулярно

5.

Составление календарно-тематического и перспективного планирования на каждую группу обучающихся, а также перспективного планирования индивидуальной работы.

Составление перспективного и календарно-тематического планирования для детей с ОВЗ.

Сентябрь

6.

Составление поурочных планов работы.

Регулярно

7.

Составление расписания логопедических занятий.

Уточнение расписания логопедических занятий.

до 16.09.19.

до 01.10.19.

8.

Составление графика работы учителя-логопеда.

Сентябрь

  1. Пополнение оборудования логопедического кабинета.

1.

Изготовление раздаточного материала и дидактических игр для коррекционной работы с детьми по группам и для индивидуальной работы.  

В течение учебного года

2.

Изготовление наглядности для формирования пространственно-временных представлений у младших школьников с нарушениями речи.

В течение учебного года



Предварительный просмотр:

Утверждаю

Директор МАОУ «СОШ № 1»

г.Белоярский

Пакулев Е.А. ______________

                                                                                                 «__» ______________ 2019 г.

Общий план работы на 2019 – 2020 учебный год

(учитель-логопед Савиных Н. В.)

п/п

Направление работы

Сроки проведения

  1. Обследование обучающихся.

1.

Обследование устной речи обучающихся  1-х классов.

02.09. – 15.09.

2.

Обследование устной и письменной речи обучающихся во 2, 3, 4-х классах.

02.09. – 15.09.

3.

Изучение медицинских карт обучающихся, зачисленных на логопункт.

02.09. – 15.09.

4.

Заполнение речевых карт обучающихся, зачисленных на логопункт.

до 01.11.

  1.  Комплектование логопедических групп и планирование коррекционной работы.

1.

Комплектование групп детей, зачисленных на логопункт:

- одна группа обучающихся 1-х классов с логопедическим заключением «ОНР III уровня»;

- три группы обучающихся 2-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные НВОНР»;

- три группы обучающихся 3-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные НВОНР»;

- две группы обучающихся 4-х классов с логопедическим заключением «Недостатки письма, обусловленные ФФН».

до 16.09.

2.

Планирование индивидуальной и групповой коррекционной работы, утверждение и согласование с администрацией ОУ и учителями начальной школы.

до 10.10.

  1. Взаимосвязь работы учителя-логопеда с психологом и учителями начальных классов.

1.

Совместная консультативная помощь логопеда и психолога ОУ обучающимся, имеющим затруднения в учёбе.

В течение учебного года

2.

Организация консультаций для родителей и педагогов, подготовка выступлений на родительских собраниях.

В течение учебного года по запросу

3.

Посещение уроков с целью выявления речевых проблем обучающихся, наблюдения за использованием рекомендаций логопеда учителями на уроке.

В течение учебного года

4.

Поддержание контактов с учителями, логопедами, детскими садами других ОУ города, района.

В течение учебного года

5.

 Направление обучающихся на консультации к врачам-специалистам и на ПМПК (по мере необходимости).

В течение учебного года

  1. Пропаганда логопедических знаний.

1.

Разъяснение родителям целей и содержания работы школьного логопеда.

По запросу

2.

Участие в заседаниях ШМО учителей и учителей-логопедов школ города.

В течение учебного года

3.

Информирование родителей о результатах работы их детей.

В течение учебного года

4.

Предоставление годового анализа и  отчёта о результатах работы.

Май 2018г.

  1. Повышение квалификации, самообразование.

1.

Работа над темой по самообразованию «Преодоление нарушений письма у детей с интеллектуальной недостаточностью».

2019-2020, 2020-2021 уч. годы

2.

Ознакомление с новой литературой по коррекции письма и чтения, по коррекции нарушений звукопроизношения.

В течение учебного года

3.

Изучение журналов «Дефектология», «Начальная школа», «Вестник образования».

В течение учебного года

  1. Участие в работе школьного ПМП консилиума.

В течение учебного года

  1. Работа с документацией.

1.

Ведение журнала обследования детей, поступающих на логопункт.

По мере поступления

2.

Ведение журнала учёта посещаемости логопедических занятий.

В течение учебного года

3.

Составление и утверждение общего плана работы учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год.

До 01.10.19.

4.

Ведение речевых карт на каждого ребёнка.

Регулярно

5.

Составление календарно-тематического и перспективного планирования на каждую группу обучающихся, а также перспективного планирования индивидуальной работы.

Составление перспективного и календарно-тематического планирования для детей с ОВЗ.

Сентябрь

6.

Составление поурочных планов работы.

Регулярно

7.

Составление расписания логопедических занятий.

Уточнение расписания логопедических занятий.

до 16.09.19.

до 01.10.19.

8.

Составление графика работы учителя-логопеда.

Сентябрь

  1. Пополнение оборудования логопедического кабинета.

1.

Изготовление раздаточного материала и дидактических игр для коррекционной работы с детьми по группам и для индивидуальной работы.  

В течение учебного года

2.

Изготовление дидактического материала, используемого для занятий с детьми с интеллектуальной недостаточностью».

В течение учебного года



Предварительный просмотр:

Анализ работы учителя-логопеда Савиных Н.В.

за  2018-2019 учебный год

В 2017-2018 учебном году коррекционно-логопедическая работа строилась на основе перспективного плана работы.

        Цель логопедической  работы – своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, содействие  педагогическому коллективу в создании ситуации коррекции и развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия  для охраны здоровья и развития личности обучающихся.

        В начале года ставила перед собой следующие задачи:

  1. Диагностика и анализ нарушений устной и письменной речи учащихся. Исследование структуры речевых нарушений и влияние речевых расстройств на психическое развитие ребенка.
  2. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи обучающихся, зачисленных на логопедические занятия.
  3. Оказание квалифицированной логопедической помощи детям с различными видами речевых нарушений.
  4. Проведение текущего мониторинга эффективности логопедической работы  с  целью необходимой корректировки коррекционной работы.
  5. Консультирование учителей начальных классов и родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями. Распространение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей (законных представителей).

Направления реализации поставленных задач

  • организационно-методическое;
  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • просветительно-профилактическое.

         

Нормативно-правовые документы, регулирующие логопедическую работу:

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 
  • инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
  • инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе «Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией» А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова. М.,1996г;
  • Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.09.2013 г. №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».

Оганизационно-методическое направление

Цель:  создание условий для своевременного выявления обучающихся с речевой патологией и организации коррекционной логопедической работы с учащимися с нарушениями речи.

        В течение сентября-октября мной была проведена следующая работа:

  1. Оформление регистрационного журнала обследования устной и письменной речи учащихся.
  2. Оформление журнала консультаций.
  3. Оформление речевых карт.
  4. Составление методического плана работы учителя-логопеда на 2018 – 2019 учебный год.
  5. Составление перспективного и календарно-тематического планирования логопедической работы на каждую группу и для индивидуальных занятий.
  6. Проверка и утверждение планирования администрацией школы.
  7. Составление и утверждение  администрацией школы расписания логопедических занятий.

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьного ПМПк, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПк осуществлялось обсуждение проблем коррекционного процесса, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами и родителями (законными представителями) детей, посещающих логопункт.

Материальное оснащение логопедического кабинета «СОШ № 1» соответствует современным требованиям.  Наличие мультимедийной установки  и  доступ к  интернету  позволяют  осуществлять коррекционную работу на качественном уровне и  повысить интерес детей к логопедическим занятиям, и, как следствие,  учебную мотивацию.

В течение года мной осуществлялась работа по пополнению  дидактических  материалов, и наглядности и мультимедийных презентаций.

Таким образом, в результате проведённой работы по данному направлению можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2018-2019 учебный год выполнен.

2. В СОШ № 1 в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. Материально-техническая база школьного логопункта удовлетворяет требованиям «Положения о логопедическом пункте».

Диагностическое направление

        Цель: выявление у учащихся отклонений в развитии устной и письменной форм  речи,  определение структуры речевого  дефекта и степень выраженности входящих в него компонентов, формулировка логопедического заключения.

        Согласно «Положению о логопедических пунктах» и «Инструктивно-методическому письму о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» выявление учащихся с речевой патологией осуществляется два раза в год: с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Обследование состояния письма осуществляется и в каникулярное время.

        В первые две недели сентября 2018 года мною была проделана следующая работа:

1. Первичная фронтальная диагностика обучающихся 1-х классов (77 человек). Обследование учащихся первых классов проводилось по методике Т.А.Фотековой «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников».

 2. Изучение документации детей, вновь принятых на логопедические занятия (сбор анамнестических данных, беседы с родителями, заполнение журнала первичного обследования).

3. Мониторинг  письменной речи учащихся 2-4-х  классов.

4. Составление списков детей, имеющих речевые нарушения.

5. Углубленная комплексная диагностика с целью выявление структуры речевого дефекта, определения причин и механизмов нарушения речи, выявление первичности и вторичности структуры дефекта.

6. Определение  речевых заключений на основе диагностики.

7. Заполнение речевых карт.

8. Составление списка детей, подлежащих зачислению на логопункт.

9. Ознакомление членов школьного ПМПк и других педагогов с результатами логопедического обследования.

10. Комплектование групп  с учетом однородности речевого дефекта и возраста детей.

11. В течение учебного года: регулярно принимала участие в обследовании  учащихся, направленных на территориальную ПМПК.

        

Данные, полученные в результате обследования, представлены в таблице:                                                                                                                              

Класс

Кол-во

Обследовано

Норма

ФН и ФФН

ОНР и

НВОНР

ЛГНР

Из них ОВЗ

(НРСХ

и СНР)

28

28

-

9

13

6

-

26

26

1

4

19

3

1

25

25

-

5

19

-

1

Анализ количественных данных таблицы показывает, что с нормой речи в обследованных классах выявлена всего  одна  ученица, что составило 1,2  %  учащихся,  готовых  к успешному обучению в школе.  С  фонетическими и фонетико-фонематическими нарушениями - 18 первоклассников,  что составило 22,8 %.  Группу с общим недоразвитием речи составили 51 учащийся, что составило 63 % от количества всех обследованных первоклассников. У 9  детей было выявлено  лексико-грамматическое недоразвитие речи, что составило 11 %. Следует отметить, что среди обследованных учащихся было 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, что составило 2%.   Показатели их речевой готовности были на низком  уровне, у  одного было выявлено НРСХ III уровня, у другой -  СНР (ребёнок на индивидуальном обучении).

Для обследования письменной речи учащихся 2 – 4-х классов  использовалась экспресс-диагностика письменной речи младших школьников И.Н. Садовниковой. Результаты обследования  подтвердили необходимость продолжения коррекционной работы по преодолению недостатков чтения и письма, начатой в прошлом  учебном году.  Таким образом, 6 второклассников, 6 третьеклассников и 4 учащихся четвёртых классов с 15 сентября продолжили  заниматься на  логопедических занятиях.

Таким образом, на основании результатов логопедической  диагностики на логопедические занятия было зачислено 15 первоклассников и 15 учащихся 2 – 4-х  классов.

Данные о зачислении учащихся на логопедические занятия в начале учебного года  представлены в таблице:

Класс

ОНР

НВОНР

ЛГНР

СНР

НРСХ

Нарушения чтения и письма

Нарушения чтения и письма, обусловленные СНР, НРСХ

6

-

-

-

4

1

-

-

4

-

-

-

-

-

2

-

-

-

2

1 (НРСХ)

-

-

2

-

-

-

2

-

-

-

-

1 (НРСХ)

-

-

1

-

-

-

-

1 (СНР)

-

-

1

2 (СНР)

Итого                                                                            30 учащихся

        В этом учебном году на логопункте «СОШ № 1» наблюдалось минимальное движение детей. Так, 24.10.2018 года был отчислен из логопункта обучающийся 3 класса (ОВЗ) в связи с переходом в другую школу. 10 января 2019 года была зачислена на логопункт ученица 1 класса, имеющая серьёзные речевые нарушения.

Таким образом, в результате проведённой работы по диагностическому направлению:

  1. Обследованы и выявлены учащиеся с проблемами речевого развития.
  2. Произведена оценка структуры дефекта и степени выраженности входящих в неё компонентов.

Вывод: Запланированная работа по данному направлению выполнена в полном объёме.

Коррекционно-развивающее направление

Цель:  максимальное обеспечение преодоления недостатков устной и письменной речи  учащихся.

С 17 сентября начался процесс коррекции устной и письменной речи учащихся в соответствии с расписанием и составом групп.

Планирование коррекционно-развивающей работы осуществлялось на основании данных, полученных в результате диагностики с учетом речевого дефекта и возраста ребёнка-логопата.

В начале учебного года было сформировано  6 групп (18 часов в неделю), остальные 2 часа были оставлены для индивидуальных занятий с детьми, имеющими грубые нарушения звукопроизношения, которые приводят к появлению дисграфических ошибок на письме.

Для организации коррекционно-развивающего обучения мною  были разработаны рабочие программы логопедических занятий для всех групп учащихся.

Реализация целей и основных задач программ осуществлялась на основании разработанного календарно-тематического планирования.

Цель логопедической работы с учащимися первых классов заключалась в устранении недостатков устной речи и профилактике нарушений чтения и письма у обучающихся.

Логопедическая работа строилась  на методиках Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Козыревой Л.М., Г.Г. Мисаренко, С. К. Ткаченко, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., М. Р. Львова, Е.А. Логиновой, А.Л. Сиротюк.

В течение всего периода обучения с учащимися я старалась вести  работу по следующим направлениям:

  • развитие звуковой стороны речи, устранение нарушений звукопроизношения;
  • формирование представлений о звуковом составе слов на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слов;
  • развитие лексико-грамматических средств языка, работа над расширением и актуализацией  словаря;
  • формирование связной речи;
  • формирование и совершенствование пространственно-временных представлений.

В процессе работы мной использовались тетради для логопедических занятий Л.М. Козыревой «Путешествие в страну падежей», «Глухие и звонкие согласные», «Секреты прилагательных и тайны глаголов» и др.

В процессе коррекционно-развивающей работы, решались следующие задачи:

  • формирование полноценных навыков звукобуквенного анализа с установлением соотношений между буквами и звуками в слове;
  • развитие навыков правильного чтения и письма, орфографической зоркости;
  • развитие навыков слухопроизносительной дифференциации гласных и согласных   звуков;
  • развитие  языкового  анализа и  синтеза  на уровне  слога,  слова, предложения и текста;
  • развитие пространственно-временных представлений;
  • развитие грамматического строя  речи;
  • развитие участвующих в акте письма анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

В ходе занятий велась работа по формированию универсальных учебных действий.

        В результате проведённой  работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных по структуре слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать эти звуки и  находить в них сходство и различие.

        На занятиях я старалась сочетать  учебные, коррекционные и игровые методы работы. Параллельно вела работу по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, по развитию навыков связного высказывания и учебного монолога, по закреплению навыков чтения.  По мере возможности использовала мультимедийные презентации.

        При организации коррекционной работы с детьми старалась  подходить к детям индивидуально, учитывая  зону их  ближайшего развития (НРСХ,  СНР). Для таких детей  процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается. 

        Мной проводились  артикуляционная гимнастика, кинезиологические упражнения,  упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания, игры  на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия.

        У всех 15 первоклассников, посещавших логопункт, сформированы навыки слогового чтения.

        Анализ письменных работ и результатов  итоговых диктантов обучающихся 1-х классов, посещающих логопункт,  показал, что  навыки письма под диктовку и списывание сформированы достаточно хорошо у 7 учеников (из 15) данные навыки пока находятся на низком уровне. У этих детей отмечаются замены парных согласных, пропуски и вставки букв,  при письме под диктовку  наблюдается недописывание окончаний слов,  пропуск  слов, слитное написание слов и предлогов, а также зеркальное написание букв.  

        Целью коррекционной логопедической работы с учащимися вторых, третьих  и четвёртых классов  являлось преодоление дисграфии и дизорфрграфии.  В ходе коррекционной работы по преодолению нарушений чтения и письма у большинства обучающихся вторых, третьих и четвёртых классов отмечается положительная динамика. Проведённая диагностика письменной речи, анализ письменных работ  по русскому языку в конце  года показали, что у тех школьников, которые регулярно занимались на логопедических занятиях, количество специфических и орфографических ошибок значительно уменьшилось.

        В связи с трудностями, которые остаются у  некоторых учащихся 2-3 классов на конец учебного года, родителям (законным представителям) данных детей  было рекомендовано продолжить  коррекционно-развивающие занятия в следующем учебном году.

Данные о результатах коррекционной работы по преодолению недостатков устной и письменной речи представлены в таблице:

Логопедическое заключение

Эффективность коррекционного воздействия

Зачислено

Отчислено

Оставлено для продолжения занятий

НВОНР

ЛГНР

14

6 (43%)

8

СНР

НРСХ

1

-

1

Нарушения чтения и письма

10

2 (20%)

8

Нарушения чтения и письма, обусловленные СНР, НРСХ

5

1(перешёл в другую школу)

4

 

Логопедическая работа базировалась на рекомендациях известных специалистов в области школьной логопедии Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой. В области фонемного анализа обращалась к изданиям Г.Г. Мисаренко. В то же время я использовала методические разработки и сборники практических упражнений учителей-логопедов г. Кургана, где проживала и работала в предыдущие годы, изданных на базе ИРОСТ Курганской области. В издании одного из пособий  я принимала участие в 2014 году («Формирование универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях»).

 В связи с проблемами в развитии устной и письменной речи часть детей-логопатов оставлены для продолжения занятий на следующий 2019 – 2020 учебный год.

В процессе проведения логопедической работы был выявлен ряд проблем. В частности, это многочисленные пропуски занятий без уважительной причины со стороны некоторых учащихся. Родители не оказывают должной помощи педагогам, не поддерживают достижения детей. Особенно это сказывается на детях, которые быстро утомляются, имеют низкую концентрацию внимания, небольшой объем памяти с преобладанием кратковременной. Систематичность в занятиях нарушается, и должного эффекта они не оказывают.

На основе изложенного можно сказать, что  

  1.  На конец года  по результатам обследования  дети-логопаты, регулярно посещающие логопедические занятия,  показывают положительную динамику.
  2. На качество  логопедического воздействия  влияют  частые пропуски занятий как по болезни, так и по причине отсутствия контроля со стороны родителей, а также отсутствие критического отношения к речевым нарушениям и низкая мотивация как со стороны ребенка, так и со стороны родителей.
  3. Наблюдается положительная динамика уровня речевого развития учащихся-логопатов

Вывод:

- задачи коррекционно-развивающего направления в основном решены;

- трудности реализации задач данного направления обусловлены невысокой мотивацией со стороны некоторых учащихся и родителей.

Просветительно-профилактическое направление

Цель: распространение логопедических знаний среди педагогов и родителей (законных представителей).

        Работа в данном направлении заключалась в первую очередь в проведении консультирования для родителей  (законных представителей) учащихся 1А, 1Б и 1В классов с целью ознакомления с результатами диагностики речевой готовности и уточнения анамнеза. Невысокая  заинтересованность родителей в некоторых семьях в успехах ребёнка показывает необходимость корректировки и пересмотра мероприятий в просветительско-консультативном направлении.

В течение года проводилась совместная работа с учителями начальных классов по выявлению обучающихся с проблемами в речевом развитии и оказанию логопедической помощи. Тематика консультаций для педагогов касалась вопросов обучения учащихся с нарушениями речи.

Темой выступлений  на родительских собраниях в 1-х классах являлась  речевая готовность к школе учеников данного класса и трудностей первоклассников с речевыми нарушениями при обучении чтению и письму. Чтобы привлечь внимание семьи к посещаемости и активизировать её деятельность, в течение года были даны консультации для родителей детей с проблемами в речевом развитии.

В течение 2018 – 2019 учебного года для родителей (законных представителей) и педагогов было дано 20 консультаций, подготовлено и проведено 3 выступления на родительских собраниях.

Работая в составе школьного ПМПк,  осуществляла тесное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений: обучающимися, учителями, родителями (законными представителями), администрацией СОШ № 1.

С целью повышения самообразования и профмастерства в течение года я принимала участие в работе РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

В этом году я завершила работу по теме самообразования «Формирование пространственно-временных представлений у младщих школьников с ОВЗ на логопедических занятиях». В силу объективных причин мне не удалось обобщить и показать свой опыт по данной проблеме в этом учебном году, поэтому  я планирую это сделать в начале 2019 – 2020 учебного года.

В плане транслирования в педагогическом сообществе опыта практических результатов собственной профессиональной деятельности через Интернет-технологии, опубликовала следующие материалы:

Название статьи

Характер

работы

Выходные данные

(адрес сайта)

1

Профилактика нарушений чтения и письма у детей с ОНР, ФФН, ФН(1-й год обучения)

Календарно-тематическое планирование

"Инфоурок"

https://infourok.ru/

2

Развитие познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на логопедических занятиях

Описание опыта работы

"Инфоурок"

https://infourok.ru/

3

Развитие познавательных УУД у младших школьников на логопедических занятиях

Описание опыта работы

Знанио

https://znanio.ru/static/tmp/fond.png

4

Логопедическое занятие «Календарь»

Презентация

"Инфоурок"

https://infourok.ru/user/savinih-natalya-valerevna/progress

5

Логопедическое занятие «Календарь»

Методическая разработка

Видеоуроки

6.

Приобщение младших школьников к национальной культуре на логопедических занятиях

Методическая разработка

"Инфоурок"

https://videouroki.net/razrabotki/mietodichieskaia-razrabotka-po-tiemie-kaliendar.html

Учащиеся 2-х и 4-х классов, имеющие статус ОВЗ, которые посещали логопункт, приняли участие в Международной викторине для детей с ОВЗ.

Данные об участии детей в олимпиадах и творческих конкурсах представлены в таблице:

Ф.И. обучающихся

Название конкурса

Результат

1

Багаева Яна, 4 кл.

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

Сайт «СОВУШКА»

диплом 1степени

2

Бурлаченко Александр, 1 кл.

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1 степени

3

Гапонов Александр,

 4 кл.

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1степени

4

Денисова Анисья

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1степени

5

Жидов Владислав

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1 степени

6

Петров Степан, 4 кл.

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1 степени

7

Яковлев Даниил, 2 кл.

Международная викторина «Хочу всё знать!» для детей с ОВЗ

«СОВУШКА»

диплом 1 степени

На основании этого можно сделать вывод, что применение таких форм работы с детьми-логопатами позволяет расширить знания по школьным предметам, развивает познавательный интерес к учению, формирует навыки самостоятельной учебной работы, что является актуальным в условиях реализации стандартов нового поколения.

Вывод по данному направлению: Трудности в работе по данному направлению обусловлены невысокой мотивацией со стороны учащихся и некоторых родителей.

Проблемы логопедического пункта

  1. Увеличение  количества детей  с ОВЗ, в т.ч. с интеллектуальными нарушениями, в связи с чем стало сложно предоставить логопедическую помощь многим детям из массовых классов.
  2. Увеличение количества учащихся, имеющих сложную структуру дефекта, что не может не сказаться на результатах обучения.
  3. Систематические пропуски  логопедических занятий без уважительной причины, загруженность детей в других кружках и секциях в ущерб логопедическим занятиям, отсутствие  помощи родителей в  преодолении речевых проблем ребенка со стороны родителей.

Подводя итог вышеизложенному считаю, что план работы на 2018 - 2019 учебный год большей частью выполнен, большинство поставленных задач решено. Все запланированные мероприятия я постаралась выполнить.

Определены цель и задачи на 2019-2020 учебный год:

Цель: максимально повышать эффективность логопедического воздействия на учащихся с нарушениями речи.

Задачи:

  • продолжить работу по пропаганде и разъяснению логопедических знаний среди родителей;
  • совершенствовать и разнообразить методы и приёмы  преодоления нарушений речевого развития и повышения учебной мотивации;
  • продолжить работу по повышению  уровня самообразования в целях активного применения этих знаний в практической работе.



Предварительный просмотр:

Форма 26-1

Цифровой отчёт

учителя-логопеда Савиных Н.В., СОШ № 1, Белоярского района

за 2018-2019  учебный год

Классы, группы

Нарушения устной речи

Нарушения письменной речи

Итого

Всего

ОНР

НВОНР

ФФН

ФНР

ФД

Заикание

ЛГНР

нарушен.

чт. и п.,

обусловл.

ОНР

НВОНР

нарушен.

чт. и п.,

обусловл.

ФФН

нарушен.

чт. и п.,

обусловл.

ФНР

Недоразвитие речи системн. хар-ра

Системное недоразвитие речи

Всего обследовано обучающихся

130

Выявлено обучающихся

1 класс

50

5

6

2

8

1

73

125

2-4 классы

30

8

10

2

2

52

Зачислено

в логопед.

пункт

1 класс

15

15

31

2-4 классы

12

2

2

16

Выпущено

из

логопед.

пункта

1 класс

5

5

7

2-4 классы

2

2

Оставлено

для

продолжения

коррекционной работы

1 класс

10

10

24

2-4 классы

10

2

2

14

Выбыло

1 класс

1

2-4 классы

1

1

2. Профилактика и консультирование:

1) количество лекций, бесед для пед. коллектива – 25

2) количество выступлений на родительских собраниях – 3

3) количество индивидуальных консультаций – 35

Учитель-логопед -                                                               /__Н.В. Савиных_/


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы методических объединений "МОТИФ"

Отчет за год ШМО "МОТИФ" - доклад о проделанной работе....

Материалы методических объединений

laquo;Наивысший, наибольший эффект в профессиональном росте учителя может быть достигнут  только в том случае, когда личные усилия учителя по своему самообразованию начинают совпадат...

Материалы методического объединения учителей-словесников

Представленные документы - протоколы заседаний ШМО - отражают работу учителей словесников за 2014-2015 учебный год...

Материалы методического объединения

Анализ работы творческой группы учителей за 2014-2015 учебный год...

Материалы методических объединений

Порядок проведения Всероссийской олимпиады школьников...