Методика подготовки к ВПР по математике в 5-7 классах.
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Тема: «Методика подготовки к ВПР по математике в 5, 6, 7 классах»
Учитель математики Устинкина С.А.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с поручением Министерства образования и науки Российской Федерации с 2015 года проводит Всероссийские проверочные работы.
Главная цель организации и проведения Всероссийских проверочных работ: оценка уровня подготовки школьников по итогам окончания основных этапов обучения, совершенствование преподавания учебных предметов в школах и развитие муниципальных систем образования.
Отличительными особенностями Всероссийских проверочных работ является единство подходов к составлению вариантов, проведению самих работ и их оцениванию, а также использование современных технологий, позволяющих обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.
Тексты Всероссийских проверочных работ разрабатываются федеральным оператором в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов с учетом примерных образовательных программ. Проверочные работы по формату приближены к традиционным контрольным работам без тестовой части. Педагогическим коллективам рекомендовано не использовать результаты Всероссийских проверочных работ при выставлении годовых и итоговых отметок обучающимся, но они могут быть полезны родителям для определения образовательной траектории своих детей.
Проведение Всероссийских проверочных работ позволит осуществлять мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов, а также послужит развитию единого образовательного пространства в Российской Федерации.
«Специально готовиться к Всероссийским проверочным работам не нужно, нужно просто учиться.» А.А. Музаев, заместитель руководителя Рособрнадзора.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) утвердила график проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций в форме всероссийских проверочных работ в 2020 году. Приказ от 27.12.2019 №1746 (опубликован в личных кабинетах образовательных организаций в ФИС ОКО).
Участие в ВПР учащихся 4,5, 6 и 7 классов обязательно. В 2020 году проверочные работы для 8 и 11 классов проводятся в режиме апробации.
Школам назначены не конкретные даты проведения работ, а достаточно широкий временной интервал. То есть школы смогут сами формировать расписание ВПР - именно так, как им удобно. Исключением станут только восьмые классы: в них пройдет апробация ВПР с фиксированными датами.
Проведение в конце учебного года Всероссийских проверочных работ даёт возможность учителю, родителям, да и самим ученикам проанализировать результат обученности в течение учебного года, выявить пробелы, над которыми стоит поработать, а это значит, что к государственной итоговой аттестации ребёнок готовится на протяжении всех лет обучения, а не только в 9 классе. Поэтому в 9 классе учитель спокойно работает с классом, предполагается, что ученики психологически готовы к аттестации, что материал, который им предлагается на ОГЭ достаточно отработан, не будет у них паники, что я что-то пропустил.
В отличие от других оценочных процедур (ЕГЭ, ГИА и пр.), проверку ВПР осуществляет сама школа: дети написали, учителя собрали, сели и внутри своего коллектива обсудили все ошибки, успехи, пробелы. Это важная часть системной работы учителей.
Затем результаты в виде баллов "поднимаются" на все уровни ‒ муниципальный, региональный, федеральный. Результаты анализируются. Никаких организационных выводов из разряда "плохая школа" или "хорошая школа" никто не делает и делать не собирается.
Фиксируются глобальные тенденции. Они связаны не с предметным обучением, а в большей степени с общими особенностями для разных предметов.
Например, сейчас видна тенденция, что после 4 класса результаты школьников резко падают. Безусловно, на это влияют особенности переходного возраста пятиклассников, шестиклассников и семиклассников. Но задача педагогики как раз состоит в том, чтобы купировать проблемы, централизованно помочь школе с ними справиться.
А сама подготовка к ВПР не должна вызывать стрессовую ситуацию, не надо ученикам часто напоминать об этом, а не навязчиво включать в урок, в домашние задания, в самостоятельные работы, упражнения из сборников, рекомендуемые Московским центром непрерывного математического образования (МЦНМО), сделать акцент на те упражнения, которые в предыдущие годы вызывали трудности, на характерные ошибки, вскрыть пробелы у учащихся, тогда ученик спокойно и без нервов придёт на ВПР и успешно её напишет.
Сборники, издаваемые разным издательствами, составлены в соответствии со спецификацией и демонстрационной версией, а также с учётом опыта проведения ВПР в предыдущие годы. Сборники содержат определённое количество вариантов, которые можно использовать для подготовки дома, часть для тренировочных работ, часть для диагностических работ. С другой стороны различная вариация упражнений и методических методов позволяет лучше выявить пробелы и проблемы математической подготовки обучающихся по сравнению с вариантами ВПР.
В своей работе использую тематические материалы сборников, где можно отработать отдельно каждую тему. Считаю необходимым уделять значительное внимание задачам практико-ориентированной направленности и задачам на развитие пространственного мышления школьников.
Часть заданий из ВПР включаю в устную работу для тренировки вычислительных навыков. Некоторые задачи разбираем на уроке, рассмотрев различные подходы к её решению. Придерживаясь золотого правила математики: «Лучше решить одну несколькими способами, чем несколько одним». Это позволяет ученику выбрать для себя подходящий способ решения, и они уже сами без напоминания стараются найти и другие методы в решении определённого упражнения.
Ещё раз хочется подчеркнуть, что систематическая, ненавязчивая работа, мотивирующая на успех поможет ребятам успешно написать работу, а сборники полезны школьникам, родителям, учителям как при подготовке к ВПР, так и в повседневном учебном процессе.
В заданиях 6-8 проверялись умения решать текстовые задачи на движение, работу, проценты и задачи практического содержания.
Заданием 13 проверялось развитие пространственных представлений.
Заданием 10 контролировалось умение применять полученные знания для решения задач практического характера. Выполнение данного задания требовало построение алгоритма решения и реализации построенного алгоритма.
Перед учителем стоит задача: как помочь слабым учащимся преодолеть минимальный порог( получить «3») - это 7 баллов для 5 и 7 классов, 6 баллов для 6 классов.
Для этого учителю можно рекомендовать предварительно ознакомиться и проанализировать информацию,касающуюся сложности каждого задания, оцениваемой в баллах, а также временными затратами, необходимыми для выполнения каждого задания работы. В первую очередь следует ориентировать слабых учащихся делать достаточно шаблонные задания, фактически не требующие творческого подхода. Это задания вычислительного плана, задания, связанные с умениями изображать геометрические фигуры, а также задания, проверяющие умения работать с таблицами, диаграммами, графиками, описывающими реальные зависимости:
В КИМах для 5 класса (7 – min балл)– задания №1, 2, 3, 5, 7, 9, 11(1),12(1).
В КИМах для 6 класса (6 – min балл)– задания №1, 2, 4, 6, 8, 9, 12.
В КИМах для 7 класса (7 – min балл)– задания №1, 2, 3, 5, 6, 7, 9, 13, 15.
Также учитель должен организовать работу на уроках так, чтобы подготовить учащихся к написанию ВПР как психологически, так и предметно. Для этого на каждом уроке следует рассматривать задания,близкие по структуре к заданиям ВПР. То есть учитель должен создать банк заданий для подготовки к ВПР.
Для составления подобного банка заданий учителя могут использовать образовательный портал «РЕШУ ВПР»:
https://math5-vpr.sdamgia.ru/ для подготовки 5 класса
https://math6-vpr.sdamgia.ru/ для подготовки 6 класса
https://math7-vpr.sdamgia.ru/ для подготовки 7 класса
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.Текст 1В тундр.. – в..сна. Со..нце дружески подмигива..т, посылая луч.. света из-по...
Презентация "Методика подготовки к ОГЭ по математике"
В презентации представлены этапы подготовки школьников к ОГЭ....
Методика подготовки к олимпиаде по математике
Методика подготовки к олимпиаде по математике...
Методика подготовки к ОГЭ по математике
Конечно, подготовка к урокам, консультациям, проведение дополнительных занятий занимают много времени и сил, но, если правильно организовать свою деятельность и заинтересовать обучающихся в получении ...
Методика подготовки к ОГЭ по математике в школе.
В презентации содержатся основные моменты подгтовки к ОГЭ по математики....
Эффективные методы и методики подготовки обучающихся к ВПР по английскому языку ( 7 класс)
В настоящее время одной из оценочных процедур Единой системы оценки качества образования в школе является Всероссийская проверочная работа. ВПР по иностранным языкам нацелена на определение уровня ино...
Методика подготовки в ОГЭ по математике
В данной публикации можно найти советы практикующего учителя математики Ковалко Л.Я. по подготовке обучающихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по математике.Для успешной сдачи экзаменов девятиклас...