Разработка рабочих программ по учебным предметам в соответствии с ФГОС
презентация к уроку
Материал предназначен для учителей в помощь по разработке рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС . Приведены нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ, алгоритм составления, приведены примеры и проведение самоанализа рабочкй программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_pabochih_programm-po-uchebnym-predmetam.pptx | 169.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Рабочая учебная программа это документ, созданный учителем, дающий представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета в данном общеобразовательном учреждении ; это программа действий учителя для достижения образовательных результатов.
Рабочая программа в обязательном порядке: разрабатывается на учебный год/уровень образования (выбрать нужное): по предметам обязательной части учебного плана; учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса; учебным курсам регионального компонента и компонента образовательного учреждения; программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности, учебным планом основного и среднего общего образования; 3
Цель рабочей программы: реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности . Задача рабочей программы: определение основных методических подходов и последовательности изучения учебной дисциплины с учётом особенностей учебного процесса, конкретных условий образовательной организации, образовательных потребностей и особенностей и контингента обучающихся в текущем учебном году .
Новые умения Универсальные учебные действия Функции рабочей программы: нормативная (осуществление контроля за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, определение графика диагностических и контрольных работ); информационная ( позволяет получить представление о целях, содержании и последовательности изучения учебного материала по предмету); методическая (определяет пути достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ОП по предмету, используемые методы и образовательные технологии);
Функции рабочей программы определяют требования к ней: наличие признаков нормативного документа; учёт основных положений образовательной программы центра образования; полнота раскрытия целей и ценностей обучения; системность и целостность содержания образования; последовательность расположения и взаимосвязь всех элементов содержания курса; определение методов, организационных форм и средств обучения, что отражает единство содержания образования и процесса обучения в построении программы; учёт логических взаимосвязей с другими предметами учебного плана центра образования; конкретность и однозначность представления элементов содержания образования.
К рабочим программам относятся: программы по учебным предметам; программы элективных курсов; программы внеурочной деятельности; программы факультативных занятий; программы дополнительного образования. В нашем ЦО для 8-11 классов разрабатываются три выделенные рабочие программы
Методическая основа для составления рабочей программы по предмету Рабочая программа по учебному предмету составляется на основе: а) примерных программ по отдельным учебным предметам общего образования; б) материалов авторского учебно-методического комплекта (при отсутствии соответствующих авторских программ к линии учебников, имеющихся в федеральном перечне); в) с учетом авторских программ; г) в случае, если примерная, авторская программы и соответствующий учебно-методический комплект отсутствуют, рабочая программа составляется на основе учебной литературы (для рабочих программ по элективным, факультативным и дополнительным образовательным курсам). Примерные учебные программы , разработанные на федеральном уровне, не могут использоваться в качестве рабочих программ , т.к. не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Нормативно-правовое обеспечение Процедура разработки, принятия и утверждения рабочих программ согласно ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" находится в компетенции образовательной организации, и на основании ст. 30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", регламентируется локальным нормативным актом образовательной организации
Нормативные документы, регламентирующие составление и реализацию рабочих программ Федеральные документы: Закон РФ «Об образовании в РФ»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (с 2020-2021 учебного года); Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, приказы об изменениях в базисном учебном плане; Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию, утвержденный приказом Минобрнауки РФ; Примерные программы по учебным предметам. Примерная основная образовательная программа основного общего образования.
Локальные акты образовательного учреждения: Основная образовательная программа основного общего образования ОУ; Основная образовательная программа среднего общего образования ОУ; Положение о рабочей программе учебного курса; Приказ руководителя образовательного учреждения об утверждении Рабочей программы учебного курса. Протокол ШМО (или педагогического совета) о рассмотрении и согласовании рабочей программы; Приказ руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, об утверждении структуры календарно-тематического планирования
Алгоритм составления рабочей программы Выбрать примерную программу по учебному курсу и соответствующий ей учебник из Федерального перечня учебников. Убедиться, что требования к уровню подготовки выпускников в выбранной программе соответствуют требованиям в примерной основной образовательной программе . Сопоставить цели изучения учебного курса в учебной программе (в соответствии с УМК) с целями, сформулированными в примерной (типовой) программе, а также с целями и задачами основной образовательной программы конкретной образовательной организации. Убедиться в их соответствии требованиям ФГОС ООО.
Алгоритм составления рабочей программы Прописать цели – ориентиры освоения учащимися учебного содержания курса: «ученик научится», «ученик получит возможность научиться». Прописать цели – ориентиры формирования универсальных учебных действий . Сопоставить содержание рабочей программы с примерной программой, с требованиями ФГОС ООО и с учетом рекомендаций УМК. Выделить дидактические единицы, не включенные в программу УМК. Определить разделы, темы, которые носят избыточный характер. Внести в рабочую программу соответствующие коррективы . Определить последовательность тем и количество часов на изучение каждой из них. Определить основную / дополнительную справочную и учебную литературу, наглядные пособия, оборудование и приборы, ЭОР и др . Составить рабочую программу согласно структуре, заданной в Положении о рабочей программе конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность .
Календарно-тематическое планирование Рекомендуемая структура рабочей программы: Поясняющая часть Пояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Описание места предмета в учебном плане Предметная часть Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Содержание учебного предмета Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Титульный лист
Титульный лист
Пояснительная записка Во-первых , указываются (конкретизируются) нормативные документы, на которые опирается составитель рабочей программы: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; примерные программы, созданные на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; базисный учебный план общеобразовательных организации федерального и регионального уровней; Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных организациях, реализующих программы общего образования; требования к оснащению образовательной деятельности в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; Основная образовательная программа основного общего образования образовательной организации. Далее формулируются (обобщенно) цели изучения данного предмета (курса) в основной школе с точки зрения формирования представлений и знаний, развития умений и навыков формирования способов действий в отношении к опорной системе знаний .
Поясняющая часть Пояснительная записка –цели изучения Цели изучения данного предмета (курса) Каждый учитель задает цели конкретно для себя и своих учеников. Формулировки ищем в текстах изданных примерных рабочих программ по предметам (включая программы разработчиков УМК), формирование системы … знаний познание на конкретных примерах многообразия… познание сущности и динамики главных процессов… понимание главных особенностей… формирование навыков и умений… воспитание уважения, сознательного отношения к… развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством… развитие… компетенций, посредством… формирование качеств мышления, необходимых для… развитие устойчивого интереса к… формирование у школьников умений применять… знания для… приобретение опыта разнообразной деятельности в…
Общая характеристика учебного предмета Раскрывается роль и важность предмета с точки зрения целей общего образования (опираясь на концепцию ФГОС общего образования), современных требований к выпускнику. Показывается преемственность при изучении данного предмета в основной и старшей школе, делаются акценты на осуществление связи обучения по предмету с практикой и с актуальными событиями современности .
Поясняющая часть Общая характеристика учебного предмета Краткое описание сути изучаемой науки Актуальность данного курса для данного возраста учащихся … — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о…. Школьный курс … — это… Курс … является частью науки о …. Поэтому… В современном мире необычайно актуальны знания о …. Поэтому… Подростковый возраст отличается…. Поэтому…
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане Год обучения Кол-во часов в неделю Кол-во учебных недель Всего часов за учебный год 8 класс 2 34 68 9 класс 2 34 68 136 часов за курс Указываются классы (8, 9 классы, не параллели), в которых планируется осуществлять освоение рабочей программы учебного предмета в основной школе, количество часов, выделяемое на освоение программы. Необходимо четко расписать количество часов по неделям и годам обучения . Необходимую информацию ищем в учебном плане, который является частью основной образовательной программы основного общего образования (ООП ООО) каждого образовательной организации.
Поясняющая часть Описание места предмета в Учебном плане ОУ Краткое описание взаимодействия данного предмета с другими предметами учебного плана Вся поясняющая часть пишется простым языком, чтобы мог понять неподготовленный читатель (родитель, учащийся и пр.)! В какой момент начинают изучать предмет? Является ли он продолжением изучения данного предмета в начальной школе? Сколько времени отводится на изучение данного предмета? Как распределяется учебное время по классам средней школы? В какую образовательную область входит предмет ? Какие иные предметы поддерживают данный предмет? Возможность внеурочного изучения отдельных тем курса.
Предметная часть Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Результаты освоения обязательных учебных предметов описаны в двух документах : В Стандарте Личностные и метапредметные результаты описаны для всей ООП целиком, а предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета В Примерных учебных программах Личностные, метапредметные и предметные результаты описаны отдельно для каждого предмета В рабочие программы включаются формулировки результатов из авторских программ разработчиков УМК, примерной ООП ООО, а не обобщенные требования к результатам из ФГОС ООО, которые обобщенно сформулированы в тексте ФГОС ООО. В данном разделе отражаются личностные, метапредметные и предметные ре зультаты освоения учебного предмета/курса, согласующиеся с поставленными ранее целями освоения рабочей программы.
Универсальные учебные действия Личностные - внутренняя позиция школьника, самоуважение и самооценка; - мотивация, границы собственного знания и «незнания»; - ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем, оценка своих поступков. Регулятивные - управление своей деятельностью; - контроль и коррекция; - инициативность и самостоятельность. Познавательные - работа с информацией; - работа с учебными моделями; - использование знакосимволических средств, общих схем решения; - выполнение логических операций ( сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий) Коммуникативные - речевая деятельность; - навыки сотрудничества.
Предметная часть Содержание учебного предмета (курса) В разделе в формате списка раскрываются названия тем/разделов предмета (курса) и их краткое содержание с разбивкой по классам (годам изучения) Содержание распределяется по смысловым блокам Программа никак не отражает последовательности освоения тем курса В этом разделе Рабочей программы описываются ТОЛЬКО смысловые единицы учебного курса!
Предметная часть Содержание учебного предмета (курса) Порядок записи в разделе: содержание учебной темы: название темы основные изучаемые вопросы необходимое количество часов для её изучение практические работы, творческие задания, другие формы занятий, используемые при обучении требования к уровню подготовки обучающихся по конкретной теме в соответствии с ФГОС и целями и задачами общеобразовательного учреждения формы и вопросы контроля виды самостоятельной работы обучающихся
Предметная часть Тематическое планирование Этот раздел Рабочей программы предназначен для хронологического выстраивания единиц содержания, которые были описаны в предыдущем разделе. Тематическое планирование выполняется с разбивкой по классам (годам изучения). Оформляется в виде таблицы на весь срок обучения. Необходимую информацию ищем в следующих источниках: Формулировки основных видов деятельности обучающихся ищем в текстах примерных программ по учебным предметам (включая программы разработчиков УМК ) Формулировка темы федеральной примерной программы, рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в классном журнале должны совпадать.
Тематическое планирование Тематическое планирование представляется в виде таблицы, например: Предмет « ____________ » 8 класс Раздел (общее количество часов) Элементы минимального содержания образования (в соответствии с ФГОС) Дидактическая единица ) Характеристика основных видов деятельности обучающихся Количество часов Кол-во часов на контрольные, лабораторные , практические работы Примерная образовательная программа Программа УМК ( тема ) Предмет « ____________ » 9 класс
Предметная часть Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения Данный раздел включает: основную и дополнительную учебную литературу (учебники, учебные пособия, сборники упражнений и задач, контрольных заданий, тестов, практических работ, хрестоматии) ; справочные пособия (словари, справочники); наглядный материал (альбомы, атласы, карты, таблицы); оборудование и приборы, необходимые для реализации Рабочей программы; цифровые образовательные ресурсы. В своей Рабочей программе каждый учитель описывает РЕАЛЬНОЕ оснащение его предмета в данном образовательном учреждении. Это то, с помощью чего он планирует достичь результата. Включает в себя описание необходимого для успешной реализации рабочей программы материально-технического и учебно-методического, информационного обеспечения (лабораторное оборудование, учебная литература, компьютерная тех ника, электронный образовательный контент, специализированные программные средства ). Необходимую информацию ищем в следующих источниках: ФГОС, Примерные программы по учебным предметам
Предметная часть Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса Выпускник научится Здесь графа «Выпускник научится» не изменяется учителем, прописывается в соответствии со Стандартом , тогда как в графе «Выпускник получит возможность научиться» могут быть внесены изменения в соответствии с уровнем подготовки обучающихся, возможна разбивка по классам Основу для написания данного раздела Рабочей программы составляет соответствующий раздел в «Примерной ООП ООО», где планируемые результаты расписаны по предметам. Выпускник получит возможность научиться
календарно-тематическое планирование по предмету (ФГОС ООО) Структура календарно-тематического планирования у каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, своя - это внутренний локальный акт ОУ. Структура календарно-тематического планирования принимается в каждой организации, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно и не входит в рабочую программу, не является и приложением к ООП ООО образовательной организацией. Если уровень подготовки учащихся в параллели одинаков, то возможен один вариант календарно-тематического планирования . Некоторыми издательствами уже прописали виды деятельности поурочно в их авторских программах к учебникам
Структура календарно-тематического планирования № урока Дата Тема урока Виды деятельности Средства обучения и демонстрации Планируемые результаты Конт-роль Домашнее задание план дано Предметные Метапредметные Личностные Название темы, часы КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ учебного материала по ___________ в ____ классе (всего _______часов)
Самоанализ рабочей программы Алгоритм самоанализа рабочей программы Наличие структурных элементов программы Содержательность пояснительной записки Содержательность тематического планирования Целеполагание Диагностичность планируемых результатов Отражение принципа преемственности по горизонтали Направленность программы на развитие: личностных, метапредметных результатов, ИКТ - компетенций
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО
Как составить рабочую программу по учебному предмету в свете требований ФГОС ООО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 5 класс ФГОС
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:· Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету ЛИТЕРАТУРА 5 класс ФГОС
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:· Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:·...
Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).
Рабочая программа по учебному предмету математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, порядок, содержание, результаты и ...
Рабочая программа по учебному предмету литература 5 класс ФГОС
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Баевская средняя общеобразовательная школа Ба...
Рабочая программа по учебному предмету "Культура безопасности жизнедеятельности" ФГОС
Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным государственный образовательным стандартом основного общего образования, основной образовательной программой основного общего образования, с ...