Подготовка к ГИА
методическая разработка

Юламанова Миляуша Аглямовна

Выступление на МО по теме "Подготовка к ГИА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_gia_vystuplenie_na_pedsovete_26.03.2012_g.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Темясово

муниципального района Баймакский район Республики Башкортостан


Доклад на МО учителей

 математики и информатики

на тему

«Подготовка к ГИА»

учителя математики

Юламановой М.А.




Протокол № 7 от 4.04.2016 г.


Мы, учителя математики, знаем, что наш предмет -  один из самых сложных для учащихся. Но способности усвоения знаний у всех учащихся разные. Поэтому так важен в нашей работе личностно-ориентированный подход.  Он означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности. Работа  эта длительная, требующая постоянных педагогических раздумий, опоры на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащегося.  А итоговая аттестация становится проверкой не только полученных знаний учащихся, но и подведением итогов работы самого учителя.

 В этом году в контрольно-измерительные материалы  включаются не только задания по алгебре, теории вероятностей и статистике, но и по геометрии. Сближаются концепции экзаменов ГИА и ЕГЭ, в частности, в заданиях ГИА станет больше практико-ориентированных заданий, в которых проверяются не только формальные знания и умения, но и общематематическую компетентность выпускника.

Подготовленность к чему-либо понимается как комплекс приобретенных знаний, умений и навыков, а также качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.

 В готовности учащихся к сдаче выпускного экзамена по математике в форме ГИА можно  выделить следующие компоненты:

-Информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.).

-Предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,  умение решать тестовые задания).

-Психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможности личности  для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Перед учителями стоит ряд вопросов: Как обучать в новых условиях? Как организовать свой урок так, чтобы учащиеся после экзамена получали удовлетворение, а не говорили, что «мы таких задач не решали»?

 Очень актуальны слова Л.Г. Петерсон: «Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме «знаю – не знаю, умею – не умею, владею – не владею», а где есть тезис «ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю»

Педагогикой и психологией установлено, что по своим природным способностям, уровню развития, темпу работы, по специфике мыслительной деятельности учащиеся сильно отличаются друг от друга. В одном классе можно наблюдать школьников с крайне противоположными друг другу уровнями развития.

Дети в них разные: с хорошей учебной мотивацией или средней, а также те, кому учеба дается нелегко в силу своих природных способностей или из-за своего нежелания учиться. Рассчитывать на помощь родителей тоже не приходиться. Зачастую, контроль за выполнением  домашних заданий по математике, родители наших учеников сводят к тому, что покупают своим детям решебники или отнекиваются тем, что в математике сами ничего не понимают. Поэтому работа в этих классах строиться на следующем: то, что я сегодня дала на уроке, то я завтра, скорее всего и получу. За исключением 40% учащихся, которые могут справиться с домашним заданием самостоятельно, или которым помогут родители.

Именно поэтому, я так должна организовать работу на уроке, чтобы средний ученик усвоил бы максимальный объем знаний по данной теме, а слабый довольствовался бы базовым уровнем.

Многие из моих учеников – это ребята с низким темпом продвижения в обучении, испытывающие затруднения при усвоении нового материала, имеющие существенные пробелы в знаниях. И передо мной стоит сложная педагогическая задача: достижение всеми учениками уровня обязательных результатов обучения. В этих условиях ориентация на максимум усвоения учебного материала приводит к заметной перегрузке более слабых учащихся.

Выход из этой ситуации в осуществлении дифференцированного подхода к обучению учащихся.

 Это означает, что, осваивая общий курс, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в образовательном стандарте, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом каждый имеет право самостоятельно решить, ограничиться минимальным уровнем или же продвигаться дальше.

Подготовка к экзамену по математике в новой форме является важной составляющей учебного процесса.

И поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена. В начале каждого учебного года в каждом классе провожу входные мониторинговые контрольные работы или тесты, позволяющие провести диагностику знаний учащихся за предыдущий класс. По результатам этих контрольных работ выявляю основные темы, которые необходимо будет повторить в начале учебного года. (слайд 8)

В 5 классе учащиеся должны хорошо усвоить действия с десятичными дробями, в 6 классе  -  с положительными и отрицательными числами, в 7- м – хорошо изучить формулы сокращенного умножения, решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными, в 8 –м- решение квадратных уравнений.

 Это глобальные темы, которые нельзя упускать.

Фундаментом математических умений школьников являются навыки вычислений на разных числовых множествах. А основой для них, в свою очередь, - навыки устных вычислений. Кроме того, устные вычисления – эффективный способ развития у детей устойчивого внимания, оперативной памяти и других важных для обучения качеств.

На каждом своем уроке я провожу обязательный устный счет, который может быть в виде фронтальной работы с классом, математического диктанта, когда учитель диктует задания или когда задания записаны на карточке, или в виде графического диктанта, когда на доске записаны решения примеров, а ученик должен определить верно они выполнены или нет.

 Важность умения выполнять те или иные действия «в уме» трудно переоценить. Когда мы пытаемся выполнить какое-либо задание устно, то подход к решению у нас совершенно иной, чем при письменном решении. Мы лучше анализируем условие, составляем более рациональный план решения и, наконец, происходит существенно большая мобилизация наших умственных ресурсов. Поэтому при подготовке к ГИА устный счет не заменим. И задача учителя научить ребят увидеть те задания, которые можно и нужно выполнить устно, тем самым сэкономить время для решения остальных.

Поскольку контроль является неотъемлемой частью учебного процесса, каждый учитель стремится разнообразить формы контроля, приблизить его к тем формам, которые используются на государственном уровне. Большое значение приобретает использование тестов.

Тесты, как система поверки школьной успеваемости имеют много положительных моментов, они позволяют:

  • учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов      обучения;
  • проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала на каждом этапе обучения;
  • оживить процесс обучения;
  • сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос,
  • и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;
  • использовать тесты для компьютеризации;
  • обеспечить оперативность проверки выполненной работы.

Оценив все достоинства тестирования, отметим и ряд недостатков:

  • возможен выбор ответа наугад;
  • проверить можно лишь результат действия и трудно проанализировать ход решения;
  • категоричность оценки каждого задания.

Поэтому, конечно, нельзя использовать тесты  как единственную форму контроля и проверки уровня усвоения знаний  и контроля качества умений и навыков. Но наряду с известными формами, тесты - прогрессивная и интересная форма контроля.

На своих уроках, начиная с 5 класса, я использую как устные тесты, так и те, выполнение которых требует определенного количества времени. Некоторые тесты содержат два уровня: основной и дополнительный. При проведении тестирования, соблюдаю правила организации работы с тестами, время выполнения и нормы оценок должны быть объяснены ученику заранее.

 Для повышения познавательной активности в задания с тестами включаю игровые моменты, что более применительно в младших классах.

 Выполняя различные самостоятельные работы с приведенными вариантами ответов, учащиеся знакомятся с известными математиками, с некоторыми фактами из истории математики или просто с окружающим миром.

  На своих уроках стараюсь применять элементы различных педтехнологий. Пример проблемной ситуации:  учитель инсценирует  «тупик»  в процессе решения задачи,  в этом случае дети должны уметь найти место, с которого пошёл «тупиковый» вариант, чтобы, вернувшись к нему, найти другой вариант решения. Или нахождение более простого и рационального решения.

 При подготовке к ГИА у выпускника появляются новые трудности. Школьнику предлагается самому выбирать задания, с которыми он может справиться. Но ведь это уже очень трудная задача для учащегося, который привык стараться справиться с тем, что задано учителем. И поэтому я стараюсь учить ребят тому, чтобы они сами могли выбирать  те задания с которыми они могут справиться

Важно, чтобы каждый ученик  определил для себя планируемый результат обучения,  на какую оценку он должен сдать экзамен. Учителю необходимо ставить опережающую цель: дать «на выходе» для ребёнка результат выше, чем планировалось.

Поэтому для организации дифференцированной самостоятельной работы учащихся на уроках и дома я использую разноуровневые дидактические материалы авторов А.П.Ершовой  а также М.Б.Миндюк.

 Задания в них распределены по трем уровням сложности А, Б и В (базовый, средний и повышенный)

В течение учебного года учащиеся могут переходить от одного уровня сложности к другому.

Дидактические материалы по алгебре  (авторы Миндюк М.Б., Миндюк Н.Г. издательский дом «Генжер»), также составлены в трех вариантах. Для многих заданий 1 варианта здесь даются ответы, указания, пошаговые инструкции, некоторые данные для самоконтроля. 2 вариант несколько усложнен ,он не только способствует достижению учащимися обязательного уровня математической подготовки, но и создает условия для овладения алгебраическими знаниями и умениями на более высоком уровне. Вариант 3 рассчитан на учащихся с хорошей математической подготовкой. Здесь встречаются задания, требующие не только свободного владения приобретенными знаниями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности.

В моих классах, конечно, подавляющее большинство решает базовый вариант А, но есть и те ребята, которые успешно решают задания из других вариантов. (В 5 классе: Никульцев А., Рыбаконева Р, Морева Н., Демидова А.; в 6 классе: Загрядская П., Михалев Г., Хидоятов Б., Гурина Н. Опекунова А.; в 7 классе: Тюрихин М., Козлов И., Сингсувонг Г., Четыркин Д., Буй К.) Для этих ребят я стараюсь немного завышать уровень требовательности по сравнению с остальными.

В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении математике они являются и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Следует иметь в виду, что теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач.

Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Учащиеся в своих тетрадях  записывают предписания и образец выполнения задания. Во всех классах дети завели специальные блокноты, в которых записывают правила и алгоритмы решения. Дальнейшая отработка алгоритмов  решения выполняется на практических занятиях при различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной).

 В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма решения, очень часто провожу небольшие самостоятельные работы, цель которых – не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами из числа сильных учеников или объясняю ещё раз, вызывая их к доске.

При организации работы в группах (чаще всего на уроках  закрепления учебного материала), часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на продвинутом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение.

Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить "двойку”, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание на уроке.
После изучения каждой большой темы, провожу уроки обобщения и систематизации знаний. Основное назначение этих уроков заключается в усвоении  учащимися связей и отношений между понятиями, теориями, в формировании целостного представления у учащихся об изученном материале, его значимости и применения в конкретных условиях. В 5-6 классах такие уроки стараюсь проводить в игровой форме.

Учащиеся хорошо усваивают обязательный минимум материала по математике, если учитель использует следующие методические приемы:

- решение задач по образцу;

- рассмотрение различных подходов к решению одной и той же задачи;

- составление опорных схем и применение других наглядных средств обучения;

- правильный подбор тематики и уровня задач, придание им занимательной формы;

- использование соревнования, к которому побуждают следующие вопросы учителя: «Как решить быстрее?»,  «У кого решение получилось самое короткое?»,« Самое простое?»

На своих уроках использую карточки-консультанты, с помощью которых можно повторять изученный материал. В них содержатся все условные моменты изучаемой темы, а так же алгоритм решения заданий.

В работе со слабоуспевающими детьми использую набор карточек

«Работай по образцу!», которые позволяют отработать алгоритм разнообразных действий и математических  операций.

Одним из важных моментов при подготовке к итоговой аттестации является обучение оценке объективной и субъективной трудности заданий. Ученики обычно сами знают,  какие  задания для них являются наиболее  сложными. Таких «слабых» мест следует избегать при выполнении теста. Сначала нужно выполнять задания, в которых школьник ориентируется хорошо. Задача учителя  состоит в том, чтобы школьник самостоятельно сумел набрать максимально возможное для него количество баллов,  поэтому изречение «лучше меньше, да лучше» здесь  оказывается  вполне справедливым.

В каждом классе обращаю внимание на то, что учащиеся должны научиться прикидке границ результатов, анализу ответа на предмет соответствия  действительности, минимальной подстановке как приёму проверки ответа. Следует учить школьников проверять результат  сразу,  а не «если останется время». Необходимо  после решения  задания  приучать учеников внимательно перечитывать  условие и вопрос (что нужно было найти?). Внимательному чтению задачи, ответу на поставленный вопрос, проверке полученного ответа следует учить как можно раньше.

Необходимо  учить технике выбора ответа  методом «исключения»  явно неверного ответа. Особое внимание следует уделять заданиям, в которых формулировка звучит как «Выберите из данных выражений те, которые можно (или нельзя)   преобразовать к виду…..». Самое главное здесь обратить внимание на ключевые слова   «можно» или «нельзя», иначе ответ может получиться  совершенно противоположным.

Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании результатов учеников по всем темам и своевременная коррекция уровня усвоения учебного материала.

Конечно же, данная система требует большего количества времени учителя на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, В ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХАХ КАЖДОГО РЕБЕНКА, В УСПЕШНОЙ СДАЧЕ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВСЕХ ВЫПУСКНИКОВ, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля над уровнем знаний и умений учащихся КАК МОЖНО РАНЬШЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...