Нестандартные формы занятий.
статья
Мнения педагогов о нестандартных занятиях расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие наоборот считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором все большего числа учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nestandartnye_formy_zanyatiy.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Нестандартные формы занятий.
- «Занятие - игра» - это замечательная идея. Я. Думаю, что эти занятия стоит проводить чаще». (Маша, 9кл.)
- «Игровые занятия очень хороши, лучше и не придумаешь. Только жаль, что быстро кончаются» (Юля С. 9 кл.)
- На этих занятиях мы все можем показать свои знания и умения и лучше узнаем друг друга и себя. (Катя В., 9 кл.)
Тестирование показало, что эти занятия для детей – самые любимые и запоминающиеся.
Нестандартное занятие – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (не установленную) структуру.
Мнения педагогов о нестандартных занятиях расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, а другие наоборот считают такие занятия опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором все большего числа учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.
Существует несколько десятков типов нестандартных занятий. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Нетрадиционные формы деятельности, которые стали использоваться в последнее время в практике дополнительного образования:
- Интегрированные занятия, основанные на меж предметных связях;
- Занятие – соревнование, конкурсы, турниры, викторины и т.д.;
- Занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, устный журнал, газета и т.д.;
- Занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и т.д.;
- Занятия – фантазии: сказка, сюрприз, приключение и т.д.;
- Занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие, учебный совет, парламент и т.д.
В основе многообразных форм занятий имеются – общие характеристики:
- Каждое занятие имеет цель, конкретное содержание, определенные методы организации деятельности;
- Любое занятие имеет определенную структуру, т.е. состоит из отдельно взаимосвязанных этапов;
- Построение занятия осуществляется в определенной логике, зависящей от его цели и типа.
Нестандартные занятия, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся детям, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие занятия следует всем педагогам, но превращать их в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно из-за большой потери времени, отсутствия большого познавательного труда, невысокой результативности.
Занятие – фантазия.
Дети садятся в кружок. Педагог начинает рассказывать роман или рассказ, каждый следующий ребенок продолжает. Тема литературного произведения, так же, как и жанр определяются заранее. Все это записывается на видео.
Занятие – игра.
Сюжетно-ролевая игра – социограмма. Игра со всеми ее атрибутами, переодеваниями, костюмами, фантазированием, актерством. Профориентационные игры: дети играют во врача, водителя, космонавта, руководителя, учителя, офицера, милиционера, связиста, ветеринара, строителя, кулинара. Каждая игра должна иметь цель, реквизит и задание.
Занятие – диалог.
Педагог определяет тему диалога, дети в ролевой позиции или в своей собственной отстаивают свою точку зрения, учась этике разговора, умению ориентировать, убеждать, доказывать.
Занятие – описание.
Ребенок описывает свое настроение в данный момент, свое ожидание, виды деятельности, окружающую среду, характер отношений с окружающим.
Занятие – сочинение сказок.
Этнопедагогический характер занятия видится в том, что дети, используя фольклорных предшественников, стараются придумать сказки с этической направленностью и с героями коренным образом близкими к героям народных сказок. Дети могли бы придумывать сказки по цепочке; один начинает, другие продолжают, или в микрогруппах, или одновременно придумывая, как свою сказку разыграть или инсценировать. Сказка не должна копировать западные образцы, но современные реалии могут найти в ней свое отражение. Педагог может подсказывать ученикам сюжеты или предложить им репродукции, на основе которых дети могли бы сочинять сказки.
Занятие – конкурс.
В присутствии родителей дети тянут билеты и выполняют письменные, устные, развивающие, творческие задания и работы, за что получают призы. В качестве судей выступает разновозрастная коллегия (возможно родители).
Занятия ситуационной этики.
Педагог подбирает несколько ситуаций из сказок, других литературных произведений и из жизни и предлагает детям найти варианты выходов из этих ситуаций.
Например:
Ситуация № 1: мальчик запачкал рубашку, пришел домой, снял ее и спрятал под диван.
Ситуация № 2: девочка решила задачку, а подругам списать не дала.
Ситуация № 3: мама оставила кошелек на столе, а мальчик открыл его. Отсчитал нужное ему количество денег, чтобы купить мороженое и робота, а остальное не потратил.
Ситуация № 4: мальчик из окна бросает фантики, скорлупу, детали конструктора и норовит угодить в кого-нибудь.
Ситуация % 5: мальчик гвоздем, зажженной спичкой, ножом расковыривает стены, выжигает буквы, портит стенды и делает это тайно и постоянно.
Ситуация № 6. девочка на 8 марта маме подарила сувенир, а бабушке ничего не подарила.
Занятие фантастических сочинений.
Дети на занятие устно или письменно фантазируют на заданную тему, а потом коротко записывают или зарисовывают свои фантазии.
Предлагаемые темы для фантазий:
- Каким мы хотим увидеть новый год.
- Сочините сказку счастья.
- Наше объединение через 20 лет.
- Как изменить жизнь людей через 10 лет.
- Изобретите что-нибудь очень важное.
Занятие обмена мечтами.
Педагог предлагает детям в течение недели мечтать или пробовать мечтать, а потом на занятие каждый желающий ребенок расскажет, что он намечтал, и дети совместно с педагогом смогут обсудить, какие мечты хорошие, какие еще лучше, какие мечты сбыточные, а какие нет, и что нужно сделать для того, чтобы мечты сбывались.
Занятие коллективного рисования на одном листе всей группы.
Из 4-6 листов ватмана склеивают единый лист, на котором словами (карандашом) написаны названия учреждений, природных объектов, дорог, люди, светофоры. Каждому звену детей отдается часть места и они, используя фломастеры, кисти, карандаши, пластилин, лепят, пишут, рисуют свою часть картины.
Занятия истории будущего.
На этом занятии дети сочиняют сою будущую жизнь, педагогов, своего города или поселка и делать они это могут вслух или рисовать на большом листе.
Занятие подготовки к 23 Февраля и 8 Марта.
Это занятия рукоделия, торжественного письма (эпистолярные послания близким и родным и вообще хорошим людям), занятие оформления открыток и картинок, занятие подготовки сценок, песен, танцев.
Занятие составления и решения кроссвордов, ребусов, сканвордов.
Каждой группе детей дается 2-3 задания и заранее сообщается, сколько баллов за выполнение каждого действия обучающиеся могут себе начислить. Например, решение каждого пункта кроссворда 2 балла, тогда весь кроссворд: число вопросов, помноженное на число правильных ответов правильные ответы в конце работы можно посмотреть у педагога.
Занятие в лесу, в поле, в парке, в старом городе.
Как хорошо пойти с детьми по дорожке своей юности, или в старинную часть города, или туда, где есть старые дома с резными наличниками, или за околицу села, чтобы увидеть красоту природы и старый дуб, ручеек в лесу и тишину леса, и шорох, и игру цвета осени или зимы, и ранней весны, и как было бы здорово. Если педагог мог бы рассказать историю и легенды этого края.
Занятия письмо незнакомому другу.
Ребята на занятии пишут и художественно оформляют письмо, открытку, записку, надпись на воздушном шаре, бумажном цветке, деревянной плошке, или пишут пластилином на основе или вышивают на ткани, или пишут на компьютере. Главное придумать интересный текст, соответствующее ему художественное оформление и научиться отправлять по почте, по электронной почте, лично вручать адресату.
Занятие системного воздействия на чувства ребенка.
На этом занятии используется тактильный контакт, (дети берутся за руки или садятся близко друг к другу). Магнитофонные записи (записаны изучаемые тексты), изображения, карты, схемы на доске, хоровое говорение вслух, сопровождающее движение (при произнесении текстов хлопки руками, подпрыгивание, повороты).
Защита проекта – способность проецировать изменения деятельности во имя улучшения жизни, соотношение личных интересов с общественными,
предложение новых идей для решения жизненных проблем;
Философский стол – коллективная работа по отыскиванию социального значения и личного смысла явления жизни – «свобода и долг», «Человек и природа» и т.д.;
Чаепитие – обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает;
Крепкий орешек – решение трудных вопросов совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.
День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.
Конверт вопросов – свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.
Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее, подкрепляется дружбой, общением; формируется умение взаимодействовать с людьми.
Рекомендации:
Нетрадиционные занятия - это всегда занятия – праздники, на которых активны все и каждый имеет возможность проявить себя;
Нетрадиционные занятия, как правило, следует проводить в качестве итоговых при обобщении, систематизации, закрепление знаний, умений и навыков;
Нецелесообразно слишком часто обращаться к подобным формам, т.к. это может привести к потере устойчивого интереса к предмету и процессу учения;
Необходимо очень тщательно продумывать цели обучения и воспитания, которые ставятся на нетрадиционном занятии;
Нетрадиционное занятие должно быть занимательным;
При выборе формы нетрадиционного занятия педагогу необходимо учитывать особенности характера и темперамента, уровень подготовленности и специфические особенности группы в целом и отдельных детей;
На нетрадиционном занятие должна царить атмосфера добра, творчества, радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нестандартные формы занятий.
Представлены нетрадиционные формы деятельности, которые стали использоваться в последнее время в практике дополнительного образования....
Нестандартные формы обучения на занятиях в творческом объединении "Волшебный мир дороги"
В презентации проиллюстрированы нестандартные формы обучения, применяемые на занятиях в творческом объединении "Волшебный мир дороги"....
« Нестандартные формы организации учебного занятия как средство повышения познавательной деятельности студента»
ОглавлениеВведение……………………………………………………………………… .4Глава 1 Теоретические основы нестандартных уроков1.1 Понятие. Характеристика нестандартных уроков……………………. 61.2 Нестандартные уроки при изучении м...
Нестандартные формы организации занятий внеурочной деятельности (на примере курса «Зеленая тропинка»)
Проблема взаимосвязи и интеграции урочной и внеурочной деятельности школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой, касающейся целостности учебно-воспитательного процесса. Общеизв...
Формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям у учащихся посредством нестандартных форм и методов обучения.
В связи с развитием компьютерной индустрии, а также информатизацией производства и всех сфер общества интерес к занятиям физической культурой и спортом падает как у взрослого населения, так и учащихся...
Нестандартная форма проведения занятия на тему: «Проблема отходов и ресурсосбережения в проектной деятельности»
Работая над экологическим образованием и воспитанием подрастающего поколения, целесообразно обсудить некоторые экологические проблемы планеты, возникшие в результате развития общества, роста промышлен...
Нестандартные формы занятий физической культурой и спортом
Фитнес – это, в первую очередь, здоровый образ жизни. Фитнесс – ответ человека на убыстряющийся темп жизни. Желание быть в форме – естественное желание, тем более актуальное сейчас, ...