Выступление на ШМО "Методы и формы работы по профилактике наркомании и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних"
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narkomaniya_shmo.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУГШИ №2 г Ногинск
От 24 10 2017 год
МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Цели и задачи:
- воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
- включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
- развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
- формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
- развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.
Ожидаемые результаты
- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
- Формирование у обучающихся нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социального поведения.
Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.
Возможно, поэтому большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.
Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:
- подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
- поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
- в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
1) определяется специфика наркомании как особого социально-психологического феномена;
2) выявляется социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;
3) обосновывается система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;
4) разрабатывается система педагогических средств, направленная на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;
5) определяется круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.
Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:
Работа с детьми:
-общая воспитательная педагогическая работа с детьми;
-работа с детьми «группы риска»;
-работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;
-работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.
Работа с педагогическим составом:
-подготовка учителей к ведению профилактической работы;
-организационно-методическая антинаркотическая работа.
Работа с родителями:
-информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;
-работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);
-психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
-поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).
Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях
Этапы работы
Первый этап: диагностирующий.
Время проведения: сентябрь (начало месяца).
Цель:
изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.
Задачи:
- определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
- выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
- сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.
Методы:
1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;
2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.
Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:
- подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
- подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
- подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.
Второй этап: организационно-практический.
Время проведения: сентябрь – май.
Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.
Задачи:
- предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
- способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
- учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
- создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
- обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.
Методы работы:
- информационный;
- метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
- конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).
Формы работы:
1) лекция;
2) беседа;
3) семинар;
4) конференция;
5) мини-спектакль;
6) психотерапевтические занятия;
7) тренинг;
8) ролевая и деловая игра;
9) мозговой штурм;
10) круглый стол;
11) дискуссия;
12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);
13) социологический опрос;
14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.
Тематика мероприятий:
- Спортивное ток-шоу «Наркомания – эпидемия века».
- Соревнования по массовым видам спорта:
- «Спорт против наркотиков»
- «Будущее за нами»
- «Я выбираю жизнь без наркотиков!»
Классные часы:
- «Школа без наркотиков»
- «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»
- «Умей сказать нет наркотикам»
- «Пивной алкоголизм»
- «Волшебная страна здоровья»
- «Мир без табачного дыма»
- «Мир без наркотиков»
- «Мир в наших руках»
Беседы
- «СПИД – чума ХХ века»
- «Курение и здоровье»
- «Алкоголь и здоровье»
- «В чем вред курения?»
- «Опасность «пассивного курения»
- «Эффективные методы отказа от курения»
- «Программа малых шагов»
- «Препараты, применяемые против курения»
- «Здоровый образ жизни – школа выживания»
- «Профилактика вредных привычек»
Значение этапа:
- развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
- формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
- повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
- выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.
Третий этап: заключительный.
Время проведения: май (конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.
Задачи:
- выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
- определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
- определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.
Методы:
- анализ отчетной документации;
- опрос, беседа;
- анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:
1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;
2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;
3) определить динамику целевых групп.
Значение этапа:
- позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
- сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
- на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
- Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:
- проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
- родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
- организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;
Алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется педагогический коллектив в воспитательной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении
Организация работы по профилактике правонарушений и безнадзорности в образовательном учреждении...
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...
Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....
План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
Методическая разработка "План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" будет полезна для заместителей директора по ВР...
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».
Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....