Выступление на ШМО "Методы и формы работы по профилактике наркомании и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних"
методическая разработка

Девайкина Наталья Васильевна
Воспитательная работа по предупреждению и профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narkomaniya_shmo.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

                                            МБОУГШИ №2 г Ногинск

От 24 10 2017 год

       МЕТОДЫ ФОРМЫ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ  И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Цели и задачи:

  • воспитание подрастающего поколения в духе неприятия наркотических веществ;
  • включение подростков в организованную борьбу против алкоголизма, наркомании, токсикомании и курения;
  •  развитие у детей глубокого понимания опасности и вреда наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека, а также для общества в целом;
  • формирование у учащихся убеждения в том, что употребление наркотиков, алкоголя, никотина наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому распаду, утрате трудоспособности, радости человеческого общения, полноценных духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной;
  • развитие у школьников полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с интересными людьми.

Ожидаемые результаты

  • Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  • Формирование у обучающихся нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
  • Обучение навыкам социального поведения.

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве своем заняты совсем другим, на первый взгляд, безусловно, более важным и необходимым: стремлением выжить.

Возможно, поэтому  большую часть ответственности за спасение юных душ от «белой смерти» берет на себя школа, которая еще со времен Аристотеля призвана обучать и воспитывать, а значит, и предостерегать ребенка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой, самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является  создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических веществ.

Исходным в работе является предположение, что выделенная система профилактики наркомании будет более эффективной по сравнению с массовым опытом, если:

  1. подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения;
  2. поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  3. осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами;
  4. в борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.

Для достижения поставленной цели  решаются  следующие задачи:

1) определяется  специфика наркомании как особого социально-психологического феномена;

2) выявляется  социально-психологические причины распространения наркомании в детской и подростковой среде;

3) обосновывается  система педагогических условий предупреждения детской и подростковой наркомании;

4) разрабатывается  система педагогических средств, направленная  на предупреждение наркомании в рамках работы классного руководителя;

5) определяется  круг специалистов, работа которых повысит эффективность разработанной системы.

Можно выделить три основных направления работы школы по профилактике наркомании:

Работа с детьми:

 -общая воспитательная педагогическая работа с детьми;

 -работа с детьми «группы риска»;

 -работа с детьми, употребляющими наркотические вещества;

 -работа с детьми, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

Работа с педагогическим составом:

 -подготовка учителей к ведению профилактической работы;

 -организационно-методическая антинаркотическая работа.

Работа с родителями:

 -информирование и консультирование родителей по проблеме наркомании;

 -работа с конфликтными семьями (семьями «группы риска»);

 -психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;

 -поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

Работа с различными организациями, ответственными за осуществление антинаркотический профилактики (на региональном и муниципальном уровнях

Этапы работы

Первый этап: диагностирующий.

Время проведения: сентябрь (начало месяца).

Цель: 

изучение существующих в детской и подростковой среде тенденций употребления наркотических веществ.

Задачи:

  1. определить степень информированности детей и подростков по проблеме;
  1. выделить факторы, влияющие на формирование позитивного отношения к употреблению наркотиков;
  2. сделать выводы о степени вовлеченности подростков в проблему и выделить основные целевые группы для дальнейшей работы.

Методы:

1) изучение материалов общероссийских, областных и районных социологических исследований с целью получения информации о состоянии проблемы наркомании в целом;

2) опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы в конкретном образовательном учреждении при работе с определенной группой детей.

Значение этапа: анализ результатов анкетирования (на основании предлагаемой анкеты) позволяет сделать выводы о степени вовлеченности учащихся в проблему и выделить три целевые группы:

  • подростки, имеющие опыт употребления наркотических веществ;
  •  подростки, для которых характерно позитивное отношение к употреблению наркотиков;
  •  подростки, имеющие четко сформированное негативное отношение к употреблению наркотиков.

Второй этап: организационно-практический.

Время проведения: сентябрь – май.

Цель: реализация антинаркотической работы в образовательном учреждении.

Задачи:

  •  предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, наркотиках;
  • способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с наркоманией;
  • учить детей лучше понимать собственные проблемы и критически относиться к поведению в обществе; способствовать стремлению детей понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними;
  • создать условия для формирования у детей культуры выбора, научить их принимать ответственные решения;
  • обеспечить взаимодействие школы с семьей и внешкольными организациями.

Методы работы:

  • информационный;
  • метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций);
  • конструктивно-позитивный метод (организация тренингов, направленных на повышение психологической устойчивости).

Формы работы:

1) лекция;

2) беседа;

3) семинар;

4) конференция;

5) мини-спектакль;

6) психотерапевтические занятия;

7) тренинг;

8) ролевая и деловая игра;

9) мозговой штурм;

10) круглый стол;

11) дискуссия;

12) конкурс творческих работ (конкурс рисунков, стенгазет, книжная выставка);

13) социологический опрос;

14) показ видеоматериалов с антинаркотическим содержанием.

 

Тематика мероприятий:

  • Спортивное ток-шоу «Наркомания – эпидемия века».
  • Соревнования по массовым видам спорта:
  • «Спорт против наркотиков»
  • «Будущее за нами»
  • «Я выбираю жизнь без наркотиков!»

Классные часы:

  •  «Школа без наркотиков»
  • «Профилактика ВИЧ/СПИДа и наркомании»
  •  «Умей сказать нет наркотикам»
  • «Пивной алкоголизм»
  •  «Волшебная страна здоровья»
  • «Мир без табачного дыма»
  •  «Мир без наркотиков»
  • «Мир в наших руках»

Беседы  

  • «СПИД – чума ХХ века»
  •  «Курение и здоровье»
  • «Алкоголь и здоровье»        
  • «В чем вред курения?»
  • «Опасность «пассивного курения»
  • «Эффективные методы отказа от курения»
  • «Программа малых шагов»
  • «Препараты, применяемые против курения»
  • «Здоровый образ жизни – школа выживания»
  • «Профилактика вредных привычек»

Значение этапа:

  1.  развитие у учащихся таких жизненных навыков, как, например, принятия решения, общения, ответственного поведения, противостояния стрессам, сопротивления негативным социальным влияниям;
  2. формирование потребности в здоровом образе жизни, осознание ценности собственного здоровья и ответственности за него;
  3. повышение уровня психосоциальной адаптации детей;
  4.  выработка активной жизненной позиции, исключающей использование наркотиков и алкоголя в качестве средства ухода от жизненных проблем.

Третий этап: заключительный.

Время проведения: май (конец месяца).

Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики наркомании.

Задачи:

  • выделить основные недостатки и достижения в проделанной работе;
  • определить изменения личностной позиции учащихся в отношении проблемы наркомании;
  • определить дальнейшее направление работы по предупреждению наркомании.

Методы:

  • анализ отчетной документации;
  • опрос, беседа;
  • анонимное анкетирование.

Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность:

1) изучить характер изменений в отношении учащихся к употреблению наркотических веществ;

2) выявить наиболее устойчивые факторы, способствующие приобщению детей и подростков к наркотикам;

3) определить динамику целевых групп.

Значение этапа:

  • позволяет обобщить и систематизировать информацию, накопленную в процессе проведения антинаркотической работы;
  • сделать выводы об эффективности предлагаемой системы профилактики;
  •  на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике наркомании.
  • Наркомания сегодня – сложная многоаспектная проблема, которая обусловлена социальными, семейными и личностными факторами. Это болезнь, от которой нужно лечить не только наркомана, но и всю его семью. Именно поэтому  одним из ведущих элементов профилактической системы является работа с родителями, которая включает в себя:
  •  проведение бесед, чтение лекций специалистами в родительской аудитории;
  • родительские собрания с обсуждением воспитательных, психологических проблем развития и поведения ребенка;
  • организацию родительских семинаров по проблемам семьи, воспитания и антинаркотической профилактической работы;

 

 

Алкоголь, наркотики – это путь, ведущий к разрушению человеческой личности и ведущий к смерти. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, бережного отношения к своему здоровью, пропаганда ЗОЖ – ведущие ценности, которыми руководствуется  педагогический коллектив в воспитательной работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательном учреждении

Организация работы  по профилактике правонарушений и безнадзорности    в образовательном учреждении...

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних учащихся (воспитанников) коррекционной школы VIII вида...

Основные направления деятельности и специфика работы социального педагога по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.

Теоретическая часть с использованием указанных в тексте источников плюс наша практическая составляющая (по результатам личной деятельности)....

План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

Методическая разработка "План работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних" будет полезна для заместителей директора по ВР...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения».

Выступление на педагогическом совете на тему: «Основные задачи педагога-психолога в работе по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и пути их решения»....