Программа "Эколята"
рабочая программа
Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ekolyata.docx | 47.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколята»
Статус программы: Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология».
Направленность: естественнонаучная
Цель программы: Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек –природа».
Контингент обучающихся: зачисляются дети МБОУ Школы №14г. без конкурса. Программа рассчитана на детей с 7 лет. Численность группы – 15 человек, специальных навыков и подготовки не требуется.
Продолжительность реализации программы:1 год.
Режим занятий: занятия организуются 2 раза в неделю по 2 часа, в год - 72 часа.
Форма занятий: традиционные, комбинированные, практические занятия; индивидуальная деятельность; лекционные занятия и выставки творческих работ.
Краткое содержание: Программа состоит из 6 разделов.
Раздел 1. Что такое экология?
Раздел 2. Мир вокруг нас.
Раздел 3. Царство растений.
Раздел 4.Царство животных.
Раздел 5. Красная книга.
Раздел 6. Экология здоровья человека.
В 1 разделе учащиеся знакомятся с понятиями "природа" и "экология", получают сведения о законах экологии, связи человека и природы. Формируется понимание основных правил наблюдения за природой. Знакомятся на практике с видами и способами наблюдений.
В 2 разделе учащиеся знакомятся с понятиями "живой" и "неживой" природы, получают сведения о правилах поведения в природе, правилах экологического поведения в городе. Формируется понятие о круговороте воды в природе на практике.
В 3 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами растений, с их строением, особенностями и способами приспособления к окружающей среде. На практике формируется понятие о том, как растут растения, как живут растения. Перед учащимися раскрывается жизнь растений через интересные факты о них.
В 4 разделе учащиеся знакомятся с некоторыми видами животных, формируется понимание о животных как о живых организмах. Учащиеся узнают о способах приспособлениях животных к окружающей среде, о том, как живые организмы создали наш мир. На практике формируется понимание удивительности мира животных.
В 5 разделе учащиеся знакомятся с Красной книгой мира и Красной книгой Сахалинской области, с некоторыми видами краснокнижных растений и животных, их краткой характеристикой. Формируется понятие, почему некоторые виды растений и животных занесены в Красную книгу. Так же, учащиеся знакомятся с Черной книгой мира, с некоторыми видами растений и животных, занесенных в Черную книгу, их краткой характеристикой. Формируется понятие, почему некоторые виды растений и животных исчезли с лица земли безвозвратно и понимание того, что послужило основной причиной исчезновения.
В 6 разделе учащиеся знакомятся с определениями "наше здоровье" и "вредные привычки". Формируется понимание того, что наше здоровье в наших руках. На практике определяются ступеньки правил здорового образа жизни, разработка пирамиды здорового питания, определяются полезные продукты питания.
Основная цель: идеи программы заключается в том, чтобы дети самостоятельно научились обращать внимание на внешние элементы окружающей среды, которые влияют на их здоровье, сформировать желание бережного отношения к природе, понимания взаимосвязи и взаимозависимости человека и природы.
Ожидаемый результат: К концу первого года обучения учащиеся должны иметь представление о науке экологии, царстве растений и животных, о природе, как о доме, в котором мы живем и о правилах поведения в природе. Смогут применять свои знания на уроках и в жизни.
Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского туризма города Южно-Сахалинска
УТВЕРЖДЕНО Директор МБУ ДО ЦДЮТ г. Южно-Сахалинска ________________ Горкун Ю.В. «___» ________________ 2019 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Эколята»
Направленность: естественно-научная
Уровень программы: начальный
Возраст учащихся: 7-8 лет
Срок реализации: 1год (72часа)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Хазанова Екатерина Андреевна
Южно-Сахалинск
2019
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Классификация программы (по авторству, по форме организации, по уровню, по времени реализации):
- по форме организации – интегрированная;
- по уровню – начальный;
- по авторству – модифицированная;
- по времени реализации – долгосрочная.
Актуальность программы:
Данная программа призвана восполнить отсутствие в общем образовании в школах г. Южно-Сахалинска единой, рассчитанной на длительный период обучения, программы экологического профиля. Данная программа является начальным уровнем с возможностью дальнейшего, более глубокого обучения.
Нормативная база:
1. Конвенция прав ребенка;
2. Конституция РФ;
3.Федеральный закон №273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
4. Федеральный закон N7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями);
5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (СанПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 г.);
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";
7. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.05.2018 № 298н);
8. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41) (далее - СанПиН);
9. Закон Сахалинской области от 18.03.2014 г. №9-З «Об образовании в Сахалинской области»;
10. Концепция развития воспитания в системе образования Сахалинской области до 2020 года (2013 г.);
11. Устав МБУ ДО Центр детско-юношеского туризма г. Южно-Сахалинска;
12. План мероприятий ЦДЮТ на 2019/2020 учебный год;
13. Должностная инструкция педагога дополнительного образования;
14. Инструкции по технике безопасности.
Отличительные особенности программы.
Данная программа является модифицированной, разработанной на основе уже существующей и утвержденной авторской программы М.В. Аргуновой «Экология и устойчивое развитие», с учетом Примерной основной образовательной программы (ПООП) учебного предмета «Экология» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).
Начальная ступень общего образования включает в себя предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, но зачастую теряется самое главное: отдельные, конкретные детали, создающие полную и яркую картину мира, понимание смысла обучения. Нет расширенных, более углубленных экологических разделов, не отражен региональный компонент. Дети часто не знают о тех растениях, рыбах, птицах, зверях, погодных явлениях, природных явлениях, которые их окружают. В дополнительном образовании есть возможность построить занятия на региональных особенностях. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира, появляется понимание своего места в нём. Главной отличительной особенностью программы является её практическая ориентированность, которая выражается в большом количестве практических форм работы, ориентирование на применение знаний в жизни, на практике.
Адресат программы (год обучения, количество обучающихся в 1 группе, возраст, состав: переменный или постоянный).
Наполняемость групп в объединении – от 15 чел. Занятия проводятся на базеМБОУ Школы №14г. Постоянный состав. Зачисляются дети без конкурса. Предварительной подготовки и специальных навыков не требуется.
Объем программы: 72 часа
Формы обучения:
-теоретическое занятие;
-беседа;
-лекция;
- групповые и индивидуальные практические занятия;
- подвижные экологические игры;
-настольные экологические игры;
-эко-спектакли;
-наблюдения;
-викторины;
-просмотр мультфильмов и видеофильмов;
-экологические кроссворды, загадки, сказки;
-экологическая эстафета;
-экотренинг;
-тестирование.
Основные виды учебной деятельности учащихся:
-творческие работы в виде рисунков;
-творческие работы в виде создания экологических памяток;
-наблюдения-рассказы;
-творческие работы в виде поделок из природного материала;
-творческие работы в виде создания брошюрок;
-творческие работы в виде поделок из отбросного материала;
-сочинение экологических сказок;
-творческие работы из пластилина, лепка;
-творческие работы из цветной бумаги;
-сообщения учащихся;
-разработка демонстрационного материала;
-разработка информационных карточек.
Педагогический контроль:
Педагогический контроль осуществляется по мере освоения программы в виде педагогического наблюдения. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года на зачётном занятии в форме тестирования.
Начальный уровень – педагогическое наблюдение, собеседование.
Итоговая аттестация для обучающихся - тестирование.
Срок освоения программы :1 год
Режим занятий.
Занятия проводятся по 2 часа, 2 раза в неделю, с перерывом 10 минут. Общее количество часов, отведенных на реализацию всей программы за год 72 часа.
Цель программы:
Создание условий для формирования экологического мышления и культуры на основе представлений о взаимосвязи элементов в системе «человек –природа».
Задачи:
развивающие:
-развивать умение учиться, воспринимать и передавать информацию, анализировать её, излагать собственную точку зрения;
-развивать мотивацию для дальнейшего творческого роста обучающегося
-развивать умения сопоставлять факты, делать выводы и видеть причинно-следственные связи.
воспитательные:
-формировать интерес детей к изучению природы;
-формировать простейшие навыки и умения в исследовании объектов и явлений природы;
-воспитывать любовь к окружающему миру и малой Родине, умение видеть в привычной среде необычное и удивительное;
-способствовать укреплению культуры общения, товарищества, взаимопомощи в детском объединении.
обучающие:
-расширять и углублять уже имеющиеся знания об окружающем мире;
-знакомить детей с базовыми понятиями экологической науки;
-знакомить детей с правилами охраны природы и базовыми знаниями экологической культуры.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
-развить способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать;
-строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
-определять свое отношение к природной среде.
Личностные результаты (личностные качества и компетенции):
-сформировать основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения;
-дать возможность для формирования установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках.
Обучающиеся должны знать:
-что изучает наука экология;
-понятия "живой" и "неживой" природы;
-основные виды приспособлений растений;
-основные виды приспособлений животных;
-3 вида краснокнижных растений;
-3 вида краснокнижных животных;
-основные правила ЗОЖ.
Обучающиеся должны уметь:
-видеть и наблюдать особенности окружающей среды;
-практически применять знания, полученные на занятиях;
-выражать своё отношение к поступкам человека, связанных с использованием природных ресурсов.
Условия реализации программы:
Занятия проходят в кабинете № 5, СОШ №14. Кабинет школы оборудован интерактивной доской. Ученические столы и стулья по количеству учащихся, учительский стол. Расписание занятий составляется в соответствии с возрастными и психолого-педагогическими особенностями обучающихся, санитарными правилами и нормами. Продолжительность занятия исчисляется в академических часах. Продолжительность академического часа – 30 минут. После каждого академического часа занятий предусмотрен короткий перерыв 10 минут. Работа объединения ведётся во внеурочное время. Строгих условий набора, обучающихся в объединение «Эколята» нет. В группы записываются все желающие по заявлению родителей.
В зависимости от темы практической работы группа учащихся или каждый ученик обеспечивается оборудованием, необходимым для проведения занятия, а также дидактическими и информационными материалами.
При составлении программы были учтены возрастные и психологические особенности детей по восприятию, усвоению материала и физическим возможностям. Занятия основаны на любознательности, интересе, познавательной потребности младших школьников. В ходе реализации программы обеспечиваются полнота, согласованность и взаимодействие её компонентов, последовательность действий для достижения цели. При необходимости программа может быть откорректирована в частных аспектах (формулировка и содержание тем, формы практических занятий, количество учебных часов). Предусмотрена возможность варьирования компонентов содержания и методик обучения.
Учебно-тематический план занятий
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Форма контроля/ аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 2 | - | 2 | Пед. набл. |
2 | Что такое экология? | ||||
2.1 | Экология глазами ребенка | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.2 | Экология и человек | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
2.3 | Учимся видеть и наблюдать | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
3 | Мир вокруг нас | ||||
3.1 | Природа - наш дом | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
3.2 | Мой город | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
3.3 | Живая и неживая природа | 2 | 1 | 1 | Пед. набл. |
3.4 | Круговорот воды в природе | 2 | 1 | 1 | Собесед. |
4 | Царство растений | ||||
4.1 | Растения как живые организмы | 2 | 1 | 1 | Пед. набл. |
4.2 | Разнообразие растительного мира | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
4.3 | Особенности растительного мира | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
4.4 | Приспособления растений к окружающей среде | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
5 | Царство животных | ||||
5.1 | Животные как живые организмы | 2 | 1 | 1 | Пед. набл. |
5.2 | Разнообразие животного мира | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
5.3 | Особенности животного мира | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
5.4 | Приспособления животных к окружающей среде | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
6 | Красная книга | ||||
6.1 | Красная книга мира | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
6.2 | Красная книга Сахалина | 4 | 1 | 3 | Пед. набл. |
6.3 | Черная книга мира | 4 | 1 | 3 | Собесед. |
7 | Экология здоровья человека | ||||
7.1 | Наше здоровье | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
7.2 | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья | 3 | 1 | 2 | Пед. набл. |
7.3 | Здоровое питание | 3 | 1 | 2 | Собесед. |
8 | Зачётное занятие | 2 | 1 | 1 | Тестиров. |
ИТОГО: | 72 | 22 | 52 |
Содержание учебно-тематического плана
1.Вводное занятие
Практика. Знакомство, сбор сведений о группе, анкетирование членов объединения, обсуждение плана и расписания занятий. Беседа о дисциплине во время занятий в помещении и на улице. Срез знаний учащихся. Игры на знакомство.
2.Что такое экология?
2.1Экология глазами ребенка
Теория. Знакомство с понятием "природа", "экология". Законы экологии. Экология как наука.
Практика. Творческие работы в виде рисунков на тему : "Экология и Я". Экологические сказки. Экологические загадки. Экологические игры.
2.2Экология и человек.
Теория. Связь человека и природы.
Практика. Постановка эко-спектакля на тему: "Я-эколог". Творческие работы в виде создания экологической памятки. Экологические работы в виде рисунков на тему: "Экологические знаки".
2.3Учимся видеть и наблюдать
Теория. Основные правила наблюдения.
Практика. Наблюдения за сменой времен года(признаки изменения в природе с приходом осени). Наблюдения-рассказы за домашними животными и растениями.
3. Мир вокруг нас
3.1Природа - наш дом
Теория. Правила поведения в природе.
Практика. Творческие работы в виде поделок из природного материала. Творческие работы в виде создания брошюрок на тему: "Правила поведения в природе".Творческие работы в виде рисунков на тему: "Природа -наш дом".Конкурс рисунков на асфальте «Любим природу».
3.2Мой город
Теория. Правила экологического поведения в городе.
Практика. Творческие работы в виде поделок из отбросных материалов. Изготовление экологической сумочки. Творческие работы в виде рисунков на тему : "Мой город будущего".
3.3Живая и неживая природа
Теория. Понятия "живой" и "неживой" природы.
Практика. Экологическая викторина. Изготовление поделок из природного материала.
3.4 Круговорот воды в природе
Теория. Круговорот воды в природе
Практика. Создание экологической сказки на примере путешествия Капельки. Творческие работы в виде рисунков на тему: "Путешествие Капельки". Творческие работы из пластилина на тему: " Путешествие Капельки".
4. Царство растений
4.1Растения как живые организмы
Теория. Строение растений.
Практика. Практическая работа на тему: Как растут растения. Экологические сказки. Экологические загадки.
4.2Разнообразие растительного мира
Теория. Виды растений.
Практика. Знакомство с растениями нашего класса. Сообщения учеников на тему: Растения моего дома. Практическая работа на тему: Как живут растения. Творческие работы из цветной бумаги. Лепка на тему: Растения.
4.3Особенности растительного мира
Теория. Интересные факты о растениях.
Практика. Просмотр мультфильмов на тему: Жизнь растений.
4.4Приспособления растений к окружающей среде
Теория. Способы приспособления растений.
Практика. Экологическая викторина. Сообщения учеников на тему: Удивительный мир растений. Изготовление поделок из природного материала.
5. Царство животных
5.1Животные как живые организмы
Теория. Животные как живые организмы.
Практика. Просмотр видеофильма: Как живые организмы создали наш мир. Экологические сказки. Экологические загадки.
5.2Разнообразие животного мира
Теория. Виды животных.
Практика. Творческие работы из цветной бумаги. Практическая работа на тему: Мир животных. Лепка животного мира.
5.3Особенности животного мира
Теория. Интересные факты о животных.
Практика. Просмотр видеофильмов на тему: Животный мир. Экологическая викторина.
5.4Приспособления животных к окружающей среде Теория. Способы приспособления животных. Практика. Сообщения учеников на тему: Удивительный мир животных. Экологическая викторина. 6. Красная книга 6.1Красная книга мира Теория. Некоторые виды краснокнижных растений и животных, их краткая характеристика. Практика. Сообщения учащихся на тему: Красная книга мира. Практические работы в виде рисунков на тему: Красная книга. Лепка краснокнижных животных. Экологические сказки. Экологические загадки. 6.2 Красная книга Сахалина Теория. Некоторые виды краснокнижных растений и животных Сахалинской области, их краткая характеристика. Практика. Сообщения учащихся на тему: Красная книга Сахалина. Практические работы в виде рисунков на тему: Красная книга Сахалина. Лепка краснокнижных животных Сахалина. 6.3Черная книга мира Теория. Некоторые виды растений и животных, занесенных в Черную книгу, их краткая характеристика. Практика. Сообщения учащихся на тему: Черная книга. Практические работы в виде рисунков на тему: Черная книга. Лепка на тему: Черная книга. |
7. Экология здоровья человека 7.1Наше здоровье Теория. Что определяет наше здоровье. Вредные привычки. Практика. Просмотр видеофильмов на тему: Экология и здоровье человека. Практическая работа на тему: Мы и наше здоровье. Разработка демонстрационного материала на тему: Наше здоровье в наших руках. Практическая работа в виде рисунков на тему: Сохраним наше здоровье. Составление физкультминуток. 7.2 Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Теория. Основы закаливания, пребывания на солнце. Практика. Просмотр мультфильма тему: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Экологический кроссворд на тему: Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья Экологическая эстафета. Экологические загадки. Экологические игры. 7.3Здоровое питание Теория. Правильное питание-залог здоровья. Пирамида питания. Практика. Просмотр видеофильма: По ступенькам правил здорового питания. Разработка пирамиды здорового питания. Разработка информационных карточек на тему: Полезные продукты питания. Практическая работа на тему: Я выбираю вкусно и полезно. Подбор материала для оформления уголка здоровья. 8. Зачётное занятие |
Теория. Зачетное тестирование.
Практика. Экотренинг. Подведение итогов первого года обучения. Планы юных экологов на лето.
Оценочные материалы
В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Эколята» проводится систематическая диагностика. В соответствии с запланированными формами контроля.
Для определения успешности освоения материала предлагаются следующие виды диагностических исследований:
Входящая диагностика: проводится в игровой форме. Определяется уровень базовых знаний.
Итоговая диагностика: контроль освоения программы. Проводится срез знаний по критериям в форме тестирования.
Методы диагностики: наблюдение за практической деятельностью обучающихся, практические задания.
Формой фиксации и предъявления результатов является протокол.
Методические материалы:
Данная программа «Эколята» разработана с применением современных методических ресурсов и технологий (технология кейсов, игровые технологии, новые информационные технологии), направлена на организацию образовательной деятельности учащихся в соответствии с компетентностным и системно-деятельностным подходами.
Дидактические материалы, электронные образовательные ресурсы
• Фотоаппараты
• Канцелярские принадлежности для теоретических занятий в помещении, выполнения рисунков (тетради, альбомы, ручки, карандаши, линейки, транспортиры, циркули, фломастеры);
• Компьютер (ПК или ноутбук, операционная система Windows не ранее 1998 г.), теле- и видеоаппаратура;
• Наглядные пособия (фотографии, схемы, рисунки, коллекции экспонатов, иллюстрации справочников и т.д.);
• Местные краеведческие печатные издания;
• Электронные энциклопедии и презентации, видеоматериалы, аудиозаписи;
• Образовательные и иллюстративные материалы электронной сети Интернет.
Основные информационные источники для педагога.
Подбор дидактических игр по разделам программы, разработанные общественной организацией «Бумеранг».
Список литературы
1. Александрова Ю. Н. Юный эколог. Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с.
2. Богомолова Н. Ю., Экогруппа// Руководство по домашней экологии. - ООО ПринтЛайт, 2000.
3. Ердаков А. Экологическая сказка для первоклассников Текст /А. Ердакова //Начальная школа. – 1992. - № 11-12. – С.19-22.
4. Кларина М. М. Экономика и экология для малышей. Текст / М. М. Кларина. – М.: Вита - Пресс, 1995.
5.Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков А.А. // Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
6. Плешаков А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
7.Соловьёв Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
8. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
9. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
10. Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
11. Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
12. Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.