Консультация для родителей и педагогов. Тема: Логопедическая группа: роскошь или необходимость?
статья

Любомирская Элина Петровна

 

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Поэтому непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений.

Подбором соответствующих образовательных условий для детей с отклонениями в речевом развитии занимаются психолого–медико–педагогические комиссии (ПМПК). В числе основных функций таких комиссий выделяют выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27

Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел./факс 45-024; E-mail: ds27ugl@yandex.ru

Консультация для родителей и педагогов.

Тема: Логопедическая группа: роскошь или необходимость?

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед,

высшая категория

2019

Родителям на заметку.

Логопедическая группа: роскошь или необходимость?

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребёнка, являясь одним из наиболее мощных факторов и стимулов его развития. Возрастные несовершенства речи в раннем возрасте соответствуют психическому и физическому развитию ребёнка. Поэтому непременным условием нормального развития речи является своевременное предупреждение и устранение различных речевых нарушений.

Подбором соответствующих образовательных условий для детей с отклонениями в речевом развитии занимаются психолого–медико–педагогические комиссии (ПМПК). В числе основных функций таких комиссий выделяют выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовка рекомендаций по выбору специального образовательного маршрута в соответствии со специальными образовательными потребностями и условиями, необходимыми ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум.

В системе комплексного обследования детей в ПМПК одно из центральных мест занимает оценка речевого развития ребенка. Логопедическое обследование – это, прежде всего, определение собственно речевых расстройств, которые могут выступать избирательно на фоне нормального интеллекта и сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).

На основании заключения ПМПК дети с речевыми нарушениями направляются в группы для детей с тяжёлыми нарушениями речи – логопедические речевые группы. В речевые группы принимаются дети, нуждающиеся в профессиональной помощи логопеда и имеющие такие логопедические заключения, как общее недоразвитие речи (ОНР) I, II и III уровня речевого развития, задержка речевого развития (ЗРР), осложненные формы фонетико–фонематического недоразвития речи (ФФНР), заикание.

Дети с нетяжелыми речевыми нарушениями (ФНР, ФФНР), как правило, зачисляют в логопункты, в условиях которых логопеды занимаются с ними 2 раза в неделю. Основным отличием логопедической речевой группы от логопункта является комплексный и системный подход к детям с нарушениями речи: логопедические занятия в таких группах проводятся 1–2 раза в день в зависимости от тяжести нарушения речевого развития, задачи коррекционного процесса многообразней, формы занятий отличаются вариативностью, наполненность групп значительно меньше, чем в логопунктах.

Существует множество мифов о поступлении детей в логопедические речевые группы. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Миф первый. Логопедические группы посещают дети с интеллектуальными нарушениями.

На самом деле дети в логопедических группах имеют только речевые нарушения. В процессе обследования проводится тщательная дифференциация, отграничение детей с разными видами патологий. По результатам обследования дети с нарушениями интеллекта направляются в соответствующие детские учреждения, но не в логопедические группы.

Миф второй. В дошкольном возрасте ребенок не нуждается в посещении логопедической группы.

Многие родители считают, что речевые проблемы детей в дошкольном возрасте могут пройти сами собой. Действительно, некоторые речевые нарушения у детей в раннем возрасте корректируются в процессе развития. Тем не менее, если к 5–6 годам звуки ещё не поставлены, это впоследствии может привести к проблемам с письмом и чтением. А работа по коррекции недостатков письма и чтения более сложная и продолжительная.

Миф третий. Родители могут корректировать речь своих детей не хуже логопеда.

Некоторые родители думают, что, прочитав несколько книг по логопедии, просмотрев видеоролики в сети Интернет, они могут справиться с коррекцией речи своих детей не хуже логопеда. Безусловно, помощь семьи в исправлении недостатков речи у ребёнка неоценима. Но то, в какой мере и каком направлении должна оказываться эта помощь, должен посоветовать специалист. В логопедической группе занимаются не только исправлением неправильного звукопроизношения, к числу направлений работы таких групп относятся также развитие фонематического слуха, пополнение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи и многое другое.

Дети с нарушениями речи, не посещавшие логопедическую группу, могут столкнуться в школе со следующими проблемами:

– при несформированности правильного произношения звуков речи и четкого различения звуков речи на слух у детей могут возникнуть трудности в усвоении материала, предлагаемого учителем устно, появление интонационных ошибок при чтении, на письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»);

– недоразвитие функций языкового анализа и синтеза при письме приводит к следующим ошибкам искажения структуры слова и предложения: слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»); пропуски, перестановки, добавления слогов (печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»); пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»); перестановки букв (комната – «конмата»);

– недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного даже при технически правильном чтении. Дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста, особенные трудности вызывают метафоры и сравнения;

– в связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова: ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – «много деревов», на санках – «на санков»); пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»); ошибки согласования («пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);

– если у ребенка не сформированы навыки словообразования, то при письме могут наблюдаться замены суффиксов (козлята – «козлёнки»), замены приставок (захлестнула – «нахлестнула»);

– при нарушении навыков связной речи могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов, нарушаться самостоятельная письменная речь, возникать сложности с пересказом, составлением рассказов, написанием сочинений и изложений.

Таким образом, перечисленные выше особенности нарушений речи будущих первоклассников свидетельствуют о том, что без целенаправленной логопедической работы по исправлению недостатков в развитии всех компонентов речи в дошкольном возрасте, в дальнейшем детям будет трудно усваивать школьную программу по русскому языку, у них может возникнуть негативное отношение к учебе. Кроме того, хорошо развитая речь детей служит средством успешного обучения не только по письму и чтению, но и по другим предметам в школе.

Составил:

Любомирская Э.П.,

учитель-логопед,

высшая категория


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект собрания для родителей первоклассников, занимающихся в логопедической группе по теме « Формирование навыков письма и чтения у обучающихся»

Проблема нарушений письма и чтения (дисграфия и дислексия) - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знан...

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Причины возникновения дисграфии.

Некоторые учителя считают дисграфические  ошибки нелепыми и объясняют их личностными качествами учеников:   неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, не...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Воспитание звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

       Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) – сила голоса, высота тона, темп, ритм,  тембр – сами по себе, вне языка ничего не обозначают, н...

Семинар-практикум Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Русский фольклор в развитии речи детей».

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешен...

Консультация для родителей и педагогов. Тема: Формирование звуковой культуры речи детей от двух до трех лет.

В возрасте от 2 до 3 лет, малыши обладают огромными возможностями усвоения  звуковой стороны речи....

Консультация для родителей и педагогов. Тема: «Артикуляционная гимнастика для самых маленьких».

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губы трубочкой, сжимать или раздвигать их. На...