ПК 3.4
методическая разработка

Динмухаметов Камиль Уралович

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области физического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы  исследования. В настоящее время в футболе актуально дальнейшее повышение спортивного мастерства. Это связано с усилением конкуренции между различными клубными и сборными командами. Особую актуальность, на наш взгляд, имеет разработка принципиального положения, заключающегося в определении рациональной технологии структурной организации тренировочных нагрузок при подготовке футболистов различного возраста и квалификации, основанной на выявлении критериев, позволяющих оптимизировать необходимые соотношения компонентов тренировочной нагрузки, при развитии различных физических качеств, обучении и совершенствовании технико-тактического мастерства.

Следовательно, важно определить, в какой степени выбор необходимых оптимальных соотношений компонентов тренировочной нагрузки позволит целенаправленно развивать необходимые для футболиста качества и оптимизировать процесс подготовки футболистов. Представляется, что результаты исследования являются актуальными не только для подготовки футболистов, но и могут быть использованы для построения общей концепции тренировки в других видах спорта. Современный этап развития футбола характеризуется интенсификацией двигательной деятельности футболиста, расширением диапазона их игровых действий. Игра в футбол включает разнообразные двигательные действия, в которых более важное место занимают скоростные и скоростно-силовые. За последние годы сложилась четкая система последовательных, взаимоувязанных групп футбольной подготовки. В то же время очень остро стоят вопросы, касающиеся определения эффективных критериев отбора для формирования различных звеньев футбольной подготовки. Также является сложным вопрос адаптации при переходе в группы более специализированной подготовки. Это, во-первых, связано с развитием физических качеств и становлением технической подготовленности, недостаточный уровень которых не даст возможность в полной мере включиться в занятия на более высоком уровне. Среди физических качеств, которые являются специфическими и ведущими для футболиста, следует отметить скоростно-силовые возможности. В футболе очень важно своевременное становление технической подготовленности, и особенно - выполнение разных элементов футбола во время состязательной деятельности, которая осуществляется на высоких скоростях при силовом противоборстве соперника.

Исходя из актуальности проблемы исследования, мы определили тему исследования « Методика развития скоростно-силовых способностей у детей 12-14 лет на занятиях футболом».

Цель исследования: развитие скоростно-силовых способностей на занятиях футболом.

Объект исследования: развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 12-14 лет.

Предмет исследования: футбол – как средство развитие скоростно-силовых способностей у обучающихся 12-14 лет.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть и отобрать методы развития скоростно-силовых способностей.
  2. Представить футбол как средство развития скоростно-силовых способностей.
  3. Изучить физиологические особенности обучающихся 12-14 лет.
  4. Отобрать тесты для определения уровня скоростно-силовых способностей.

Методы исследования:

  1. Отбор и чтение методической литературы.
  2. Систематизация материала.
  3. Обобщение материала.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУТБОЛА КАК ВИДА СПОРТА

  1. Футбол как вид спорта

В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире – это футбол. Футбол (от англ. foot - ступня, ball - мяч) - командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника [2, с. 4].

Это не только профессиональный вид спорта, но и очень хорошая физкультура, которая помогает гармоничному физическому развитию человека.

Существует ряд организаций, осуществляющих контроль, управление и распространение футбола. Основной является ФИФА, расположенная в Цюрихе, Швейцария. Она занимается организацией международных соревнований мирового масштаба, в частности чемпионата мира. Далее идут континентальные организации и организации по странам, областям и городам и т. д. У каждой имеются обязанности по организации соответствующих футбольных соревнований, контролю за деятельностью входящих в них клубов, распространением и популяризацией футбола в регионе.

Соревнования по футболу, как и в любом другом виде спорта — важная составляющая игры. Соревнование организуется федерацией, для каждого турнира составляется регламент, в котором обычно определяют состав участников, схему турнира, правила определения победителя при равенстве очков и какие-то отклонения от правил, например, количество замен. Соревнования делятся на внутренние и международные, которые в свою очередь разделяются на клубных и национальных сборных.

Популярность футбола объясняется его зрелищностью и массовостью. В игре чувствуется напряжение, которое проскальзывает во многих моментах и передается зрителям на трибунах и у экранов телевизоров. С одной стороны, игра проста и незамысловата, но в этом и состоит ее грандиозность. Зрителю нравится динамичность всего происходящего, поскольку в каждую секунду на поле что-то происходит, а игроки находятся в постоянном движении.

Согласно заявлению ФИФА, в 2001 году в футбол на планете играло около 250 миллионов человек. Из них более 20 миллионов — женщины. Зарегистрировано около 1,5 миллиона команд и 300 000 профессиональных клубов [3, с. 64].

В распределении по странам на первом месте США (примерно 18 миллионов, из которых 40 % женщины), затем идут Индонезия (10 миллионов), Мексика (7,4 миллиона), Китай (7,2 миллиона), Бразилия (7 миллионов), Германия (6,2 миллиона), Бангладеш (5,2 миллиона), Италия (4 миллиона), Россия (3,8 миллиона) [3, с. 32].

1.2. История возникновения и развития футбола в мире, в России

Еще много-много лет назад в разных странах люди собирались на городских площадях или пустырях, затевали игры с мячом. Победителем признавалась партия играющих, которая большее число раз заносила мяч за определенную черту.

История не знает ни года, ни места рождения футбола. Но этот «пробел» говорит только в пользу самого футбола, что свидетельствует и о древности игры в мяч ногами, и о популярности ее у многих народов земного шара.

Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится к 2000-м годам до н. э. Китайские воины с ее помощью улучшали свою физическую форму. В период с 1027 по 256 гг. до н. э., во времена правления династии Чжоу, игра ногами в набитый перьями птиц и шерстью животных кожаный мяч была любимой народной потехой в Древнем Китае. Впоследствии, во времена правления династии Хань, в период с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э., эта игра стала непременным атрибутом торжественных церемоний[1, с. 27].

В Древнем Египте похожая на футбол игра была известна в 1900-х гг. до н. э., а в Древней Греции игра в мяч была популярна в различных проявлениях в IV в. до н. э.

Итак, футбол — одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Французские историки футбола утверждают: прямым предком современного футбола можно смело назвать «ла суль» — игру, в которой две команды гоняли кожаный мяч, наполненный тряпками или воздухом. Эта игра уже в средние века была популярна во Франции.

На Руси с незапамятных времен тоже существовали игры с мячом, похожие на футбол. Играли в лаптях на льду рек или на базарных площадях кожаным мячом, набитым перьями. Одна из таких игр называлась «шалыгой»: игроки ногами стремились загнать мяч в «город» противника.

Любопытное описание русского футбола дал в «Очерках бурсы» писатель Н. Г. Помяловский: «На левой стороне двора около семидесяти человек играют в килу — кожаный, набитый волосом мяч, величиной в человеческую голову. Две партии сходились стена на стену; один из учеников вел килу, медленно передвигая ее ногами, в чем состоял верх искусства игре, потому что от сильного удара мяч мог перейти в противоположную сторону—в лагерь неприятеля, где и завладели бы им. «Кила!» — закричали ученики, — это означало, что город взят. Победители в восторге и с гордостью возвращались на свое место. Им весело...»[1, с. 82].

Но, пожалуй, больше всего оснований считать себя родоначальниками футбола у англичан: именно здесь футбол впервые был назван футболом. В 1349 г. король Эдуард III в специальном указе обратил внимание шерифов Лондона на то, что стрельба из лука, столь полезная для молодежи, ушла на второй план из-за увлечения разного рода бесполезными и «беззаконными» играми наподобие футбола. Так футбол, впервые названный футболом.

В XII веке в городах Англии в футбол играли на рыночных площадях и даже на узких кривых улицах. Численность играющих доходила до ста и более человек. Играли с середины дня и до захода солнца. Ограничений почти никаких не существовало.

В 1389 году Ричард II запретил футбол в пределах всего королевства. Наказания были установлены самые суровые, вплоть до смертной казни.

Неоднократно англичане подавали королям петиции с просьбой отменить запрет и всякий раз получали отказ. Только в 1592 году запрет на футбол был снят в Шотландии, а в 1603 году и в Англии. Народ отстоял свою любимую игру, но еще долго футбол считался «подлой», «плебейской» игрой.

Официальная история футбола в России началась в конце 19 века, когда в Петербурге состоялся первый футбольный матч между командами «Кружка любителей спорта» и «Василеостровского общества футболистов» [4, с. 192]. Уже в начале 20 века в крупных городах российской империи – одна за другой – появляются футбольные лиги. Так, в 1901 году была создана Петербургская футбольная лига, в 1911 году – Московская футбольная лига, параллельно – объединенные футбольные лиги появились в Одессе, Николаеве, Твери, Харькове, Киеве и др.

  В 1910 году русские футболисты впервые вышли на международную арену, сыграв с командой клуба «Коринтианс» из Праги. 1912 год стал для истории футбола знаменательным – в России создается Всероссийский Футбольный Союз, объединяющий крупные футбольные лиги страны.

Настоящий расцвет этой, столь популярной сегодня, игры начинается уже после революции, с приходом Советской власти. Первый в истории футбола СССР чемпионат для сборных команд страны состоялся в 1923 году. В 1924 году – сформирована футбольная команда СССР.

Тем не менее, в играх на большой международной спортивной арене сборная СССР по футболу начинает участвовать только после Великой Отечественной Войны, когда в 1946 году наша сборная, фактически сформированная заново, входит в состав ФИФА. В 1952 году впервые в истории футбола СССР наша сборная дебютировала на XV Олимпийских играх, где провела несколько напряженных матчей с сильными соперниками и продемонстрировала действительно хорошую игру.

  С каждым последующим годом силы и мастерство сборной СССР по футболу продолжают расти. В общей сложности, за два года (1954-1956 гг.) в историю советского футбола было занесено 16 побед, 4 игры «вничью» и всего 2 проигрыша [4, с. 218].

  После распада СССР начинается новая история отечественного футбола. В 1992 году образован уже Российский футбольный Союз и, несколько месяцев спустя – Национальная сборная России по футболу.

 На сегодняшний день футбол по праву считается самым популярным и массовым видом спорта в России. По данным Росспорта, в футбольных секциях, спортивных школах и клубах страны занимаются более полутора миллиона человек.

  1. Виды футбола и их характеристика

Являясь наиболее популярным видом спорта в мире, классический футбол, тем не менее, интересен далеко не каждому. А вот некоторые его разновидности, порой более динамичные и остросюжетные, наверняка способны заинтересовать даже людей далеких от мира спортивных состязаний.

Существует множество разновидностей футбола, в основном с меньшим количеством игроков — в том числе футдаблбол (играется двумя мячами), пляжный футбол (играется на песке), футзал (мини-футбол) (играются в зале на специальном покрытии), болотный футбол (играется на болоте), шоубол, гэльский футбол, австралийский футбол, флорентийский футбол.

Футзал или, как его часто называют, мини-футбол. Данный вид футбола привлекает зрителей динамикой, техническим мастерством исполнителей и обилием голевых ситуаций. Мяч здесь редко подымается в воздух, большинство комбинаций строятся на коротких и средних пасах в одно касание, а запрет на подкаты позволяет наиболее техничным игрокам демонстрировать мастерство дриблинга (мастерство ведения мяча).

Пляжный футбол. Если в футзале мяч крайне редко отрывается от пола, то в пляжном футболе все строго наоборот — песчаные кочки не позволяют комбинировать внизу, и множество голов забивается ударами слета в падении, что, конечно же, добавляет красок этому вида спорта.

Шоубол - игра, во многом схожая с футзалом, однако отличающаяся гораздо более высоким темпом за счет размещенного по периметру площадки борта, высота которого может составлять от одного до двух метров. Борт выполняет сразу две функции — едва ли не полностью упраздняет ауты и угловые, а также позволяет играть «в стеночку» без партнера команде.

Болотный футбол - финское изобретение, которое прижилось в России. Как нетрудно догадаться, главной особенностью игры является место проведения — игроки передвигаются по колено, по пояс и даже по шею в грязи, что требует невероятной выносливости. По данному виду спорта регулярно проводятся чемпионаты, в которых обычно принимают участие команды из Прибалтики и северо-западной части России.

Футдаблбол. А это уже украинское ноу-хау, получившее популярность в 2007 году, когда кто-то предложил играть в футбол двумя мячами. Для слежения за игровыми ситуациями в футдаблболе работают два арбитра, свистки которых отличаются по тональности, а тренера изобретают хитроумные тактики с подвижными игровыми схемами.

Гэльский футбол - национальная ирландская забава, получившая распространение и в других странах. Игра являет собой смесь любимых видов спорта ирландцев — футбола и регби. Поле здесь разделено на зоны, в некоторых из них мяч можно брать руками, в других — использовать только ноги, голову и торс.

Австралийский футбол. Игра также больше похожа на регби или американский футбол, с жесткими стыками, толчками, прыжками в ноги и приемами из боевых искусств. Тем не менее, голы здесь нужно забивать ногами.

Флорентийский футбол (Calcio). Еще в XVI веке итальянцы придумали вид спорта, который сейчас можно было бы назвать смесью футбола, регби и боев MMA. Отдавая дань традициям, современные команды выходят на поле битвы, то есть матча, в традиционных костюмах. Сражаются, то есть играют, 27 на 27, приз победителям — живой козел. Правил здесь минимум, допускается, например, избивать ногами противника на одном фланге, пока борьба за матч ведется на противоположном.

  1. Основные правила игры в футбол

Классический футбол – самая распространенная игра в мире. Для максимально понятного проведения матчей и избегания возникновения различных недоразумений приняты единые правила. Со времени возникновения этого вида спорта они частично изменились, совершенствовались и унифицировались.

Правила игры в футбол (англ. LawsoftheGameдословно: «правила игры») — регламент, определяющий порядок игры в футбол, согласно которому проходят соревнования. Первый футбольный матч, сыгранный по этим правилам, провели члены Кембриджского университета 1848 году в ПаркерсПис, Кембридж. 26 октября 1863 года Футбольная ассоциация официально утвердила эти правила. Современный вариант правил разработан Международным советом футбольных ассоциаций и опубликован Международной федерацией футбола[8, с. 42]. Правила игры в футбол регламентируют такие вопросы как количество игроков, продолжительность матча, размеры поля, требования к футбольному мячу, типы нарушений правил и другие.

В игре принимают участие две команды, целями которых является забить голов больше чем пропустить. Гол засчитывается когда мяч пересекает линию ворот. Основная задумка футбола — это игра ногами, также касаться мяча можно другими частями тела, исключение — касания мяча руками. Единственный игрок имеющий право играть руками это голкипер или вратарь. Неотъемлемой частью игры является поле, которое состоит из следующих элементов:

  • боковые линии (переходя их мяч покидает поле, после чего команда-противник производит выброс мяча на поле с помощью двух рук из-за головы. Этот процесс называется аутом);
  • линии ворот (пересекая данную линию мяч также покидает поле, после чего команда-противник производит ввод мяча с угловой зоны с помощью ноги. Это называется угловым);
  • линия центра с центральным кругом (в данном месте происходит «развод», начало игры, мяч разводит команда пропустившая гол или та, на которую выпал жребий);
  • вратарская площадка (участок поля где голкипер может играть руками);
  • штрафная зона и 11-метровая отметка (с данной точки производится удар по воротам во время исполнения пенальти).

В футболе запрещено входить в умышленный физический контакт с игроком, это значит, что нельзя совершать удары руками и ногами по корпусу игрока. Исключение — игра корпусом и подкаты. Игра корпусом это навязывание физического контакта во время удержания или отбора мяча, совершается без применения рук. Подкат — это выбивание мяча из-под ноги соперника одной ногой лежа, удар должен в первую очередь приходится на мяч, а не на ногу противника [5, с. 74].

Футбольные правила оговаривают использование в игре мяча сферической формы с длиной окружности не выше 70 см и не меньше 68 см. При повреждении мяча матч останавливают, после чего осуществляется замена мяча.

Правила футбола разрешают присутствие на поле единовременно не больше одиннадцати игроков от команды (десять полевых плюс вратарь), но не менее семи. Команд в игре – две. Разрешается проведение нескольких замен, в том числе – замены вратаря.

Современные правила игры в футбол непременно требуют наличия у игроков полевых команды единой формы. Форма вратарей должна быть отличной от формы полевых игроков, а также судей. Форма судей обычно обладает черной либо желтой цветовой гаммой. В форме имеется карман для блокнота и штрафных карточек.

Следит за тщательным соблюдением правил и обладает необходимыми полномочиями. Принятое во время игры решение может изменить только сам судья до возобновления игры. Жалобы на судейство рассматривают специальные комитеты. Главному судье помогают судьи на линиях, отдающие сигналы специальными флажками.

 Правила футбола предусматривают наличие двух таймов, каждый по 45мин., а также пятнадцатиминутного перерыва. Главным судьей может быть добавлен определенный временной промежуток к основному времени игры, в качестве компенсации времени, затраченного на замены, а также на вмешательство врачей и прочие задержки времени. Также дополнительное время может назначаться на разрешение ничьих.

Футбольные правила гласят, что перед игрой проводится жеребьевка для распределения ворот. После перерыва команды меняются на поле воротами.

Из игры мяч выходит после покидания пределов поля, а также после остановки игры судьей. Вводят мяч в игру следующими способами: ударом от ворот, начальным ударом, вбрасыванием, угловым, а также штрафным либо свободным ударом или после розыгрыша какого-либо мяча [12].

Футбольные правила определяют, что голом принято считать положение, когда мяч пересекает полностью линию ворот, причем, при отсутствии нарушения правил.

В матче положение «вне игры» наступает, если игрок нападавшей команды на момент удара либо паса располагался ближе к воротам команды-противника, нежели предпоследний игрок команды защищающейся, а также ближе мяча. При этом игра останавливается. Порой обороняющаяся команда искусственно создает «вне игры», чтобы сорвать атаку соперника.

Существующие сегодня правила игры в футбол описывают различные нарушения и возможные наказания за них, состоящие в свободном либо штрафном ударе. К ним относятся: игра рукой, подножка, опасная игра и пр. Ряд нарушений и ошибок игроков наказывается предупреждением либо даже удалением с поля.

Пенальти - специальный удар по воротам непосредственно с одиннадцатиметровой отметки, назначаемый обычно за нарушение (грубое) в штрафной площадке [12].Существуют также послематчевые пенальти, решающие судьбу ничейных матчей.

Правила футбола предусматривают вбрасывание пересекшего боковую линию мяча обеими руками полевым игроком из-за головы.

Удар от ворот осуществляется вратарем либо полевым игроком. Футбольные правила разрешают положить мяч в любой точке вратарской площадки для выполнения удара.

Существующие правила игры в футбол предусматривают проведение углового удара для возобновления игры. Производится игроком атакующей команды непосредственно с угла поля после пересечения мячом отметки линии ворот, произошедшего от представителя защищающейся команды без фиксации гола. Такой удар очень опасен для защищающейся команды. По числу пробитых угловых можно понять, какая команда играла более актив.

Таким образом, мы перечислили и описали основные правила игры в футбол.

Выводы по I главе

Мы провели работу по теоретическому изучению развития быстроты у детей младшего школьного возраста.

В первом параграфе мы рассмотрели футбол как вид спорта. И выяснили, что в настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире – это футбол. Футбол - это командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника.

Во втором параграфе нами была изучена история возникновения и развития футбола в мире и в России. Одно из первых упоминаний об игре в мяч ногами относится к 2000-м годам до н. э. Китайские воины с ее помощью улучшали свою физическую форму.Официальная история футбола в России началась в конце 19 века, когда в Петербурге состоялся первый футбольный матч

В третьем параграфе мы рассмотрели разновидности футбола и описали их характеристику.

В четвертом параграфе, мы изучили и проанализировали основные правила игры в классический футбол.Классический футбол – самая распространенная игра в мире. Для максимально понятного проведения матчей и избегания возникновения различных недоразумений приняты единые правила.

В игре принимают участие две команды, целями которых является забить голов больше чем пропустить. Гол засчитывается когда мяч пересекает линию ворот. Основная задумка футбола — это игра ногами, также касаться мяча можно другими частями тела, исключение — касания мяча руками. Единственный игрок имеющий право играть руками это голкипер или вратарь.

ГЛАВА II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ         СПОСОБНОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ 12-14 ЛЕТ        ПОСРЕДСТВОМ ФУТБОЛА

2.1 Методика развития скоростно-силовых способностей

В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой тренировки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. Реально планировать тренировку от необходимого метража скоростной работы. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состоянию футболиста, он обязан и способен эту нагрузку «переварить» и «усвоить». Необходимо помнить, что объемы нагрузок сами по себе никогда не должны быть задачей - это лишь способ подъема эффективности футбольной тренировки. А прирост спортивных достижений обязан происходить за счет главного лимитирующего звена - молниеносности футбола. Тренер, планируя на следующий год улучшение спортивных результатов, обязан поднять все нижеуказанные составляющие на более высокий уровень. В специальной литературе детально рассмотрена методика воспитания всех физических качеств, которые необходимы футболисту. Здесь хотелось бы остановиться не на конкретных числовых показателях, а на их значимости и очередности в недельном цикле и этапе совершенствования в планируемом периоде.

Проявление скоростно-силовых возможностей мышечных групп обусловлено в большей степени или количеством двигательных единиц, вовлеченных в работу, или особенностями сократительных свойств мышц. В соответствии с этим выделяют два подхода к развитию скоростно-силовых способностей: использование упражнений или с максимальными усилиями, или с непредельными отягощениями.

Важно отметить, что методика развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

В ациклических видах спорта применяется комплекс методик сопряженного и вариативного воздействия, кратковременных усилий и повторный.

Опыт спортивной практики и специальные исследования (Дьячков В.М.), показывают, что эффективным средством повышения способности использовать скоростно-силовой потенциал является выполнение основного упражнения с субпредельной и предельной интенсивностью (метод сопряженного воздействия).

Применение утяжеленных и облегченных сопротивлений дает возможность избирательно воздействовать на повышение уровня использования отдельных компонентов специальных скоростно- силовых качеств и позволяет резко увеличить объем специальных упражнений. Объясняется это тем, что, преодолевая отяжеленные или облегченные сопротивления, спортсмен даже при выполнении упражнения с околопредельной интенсивностью превышает соревновательные показатели проявления рассматриваемых компонентов специальных скоростно-силовых качеств.

Однако резкое увеличение объема специальных упражнений таит определенную опасность. Излишний акцент на выполнении упражнений с облегченными или утяжеленными сопротивлениями как на одном тренировочном занятии, так и на отдельном этапе годичном тренировки будет вести к одностороннему совершенствованию использования отдельных параметров специальных скоростно-силовых способностей при выполнении основного упражнения. Будет тормозиться и совершенствование технического мастерства.

Экспериментальные исследования показали, что избежать перечисленные недостатки помогают применения метода вариантного воздействия. Суть его состоит в оптимальном количественном чередовании облегченных соревновательных и утяжеленных сопротивлений в ходе как одного тренировочного занятия, так и на отдельных этапах годичных тренировки.

Исследования показали также, что метод вариантного воздействия эффективен и при решении задачи повышения уровня использования силового - скоростного компонентов скоростно-силового потенциала.

В процессе совершенствование скоростно-силовых качеств помощью методики вариативного воздействия необходимо часто изменять величину облегченного и утяжеленного сопротивления, чтобы не образовался стойкий стереотип на каждое сопротивление в отдельности.

При выполнении основного упражнения применяется комплексы методик: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.

В видах спорта, в которых на соревнованиях спортсмену приходится преодолевать вес собственного тела, увеличение этого веса может достигаться за счет: а) дополнительного отягощения, закрепленного на теле спортсмена; б) преодоления дополнительного сопротивления на велостанке; в) преодоления сопротивления электромотора, соединенного леской с телом спортсмена, или бега на подъем 10-15 и др.

Для уменьшения преодолеваемого сопротивления могут использоваться:

[23]

а) в прыжковых упражнениях - выполнение разбега под уклон;

б) бег под уклон.

При выполнении специально-вспомогательных (локальных) упражнений, когда происходит развитие отдельных мышц или мышечных групп, вес отягощения может быть значительно больше, чем при выполнении специальных упражнений, и доходить до 100 % максимума, позволяющих сохранять «взрывной» характер усилия. Опыт спортивной практики и многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее эффективными величинами сопротивления для повышения скоростно-силового потенциала является те, которые спортсмен может преодолеть в одном подходе один - три раза.

При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выполнения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90 %), субпредельной (90-95 %) и предельной (100 %) на данный период времени. В динамических упражнениях она может задаваться скоростью выполнения упражнения.

При выполнении статических упражнений интенсивность напряжения может быть предельной (100 %) и субпредельной (90-95 %). Чем ближе величина сопротивления к максимальной, тем меньше количество повторений в одном подходе, и наоборот, по мере уменьшения величины сопротивления и интенсивности количество повторений может несколько возрастать. При выполнении упражнения с ациклической структурой движений с предельной интенсивностью в одном подходе количество повторений однократное, при выполнении с субпредельной интенсивностью-2-3 раза, с околопредельной- 3-5 раз. Данное методическое положение является общим для спортсменов любой квалификации и специализации. Если преодолеваемым сопротивлением служит вес собственного тела, то количество повторений упражнения с циклической структурой движений может быть многократным и продолжаться до нескольких секунд. Количество подходов, длительность пауз отдыха на одном тренировочном занятии сугубо индивидуальны. Общим для всех упражнений показателем, ограничивающим количество подходов или серий, является падение интенсивности, с которой выполнились в начале тренировочного занятия первые лучшие попытки. Интенсивность выполнения упражнений и объем средств развития специальных скоростно-силовых способностей взаимосвязаны. В начале процесса развития скоростно-силовых способностей упражнения выполняются преимущественно с околопредельной интенсив-ностью (80-90 %, от максимума на данный период времени) и применяется наибольший объем средств за счет широкого использования специально-вспомогательных упражнений. В дальнейшем, по мере повышения уровня скоростно-силовой подготовленности, необходимо в оптимальных дозах использовать субпредельную (90-95 %) и предельную (100 %) интенсивность. При систематическом выполнении упражнений с субпредельной интенсивнос- тью объем их несколько уменьшается.

Относительно наименьшим он становится при систематическом использовании предельной интенсивности. Важно подчеркнуть, что выполнение упражнений в объеме, равном 90-95 % от возможного объема, способствует наиболее плавной динамике развития скоростно- силовых способностей.

Применения средств в объеме, равном 100 %, с использованием субпредельной и предельной интенсивности обеспечивает более «форсирован-ное» достижение наивысших показателей развития скоростно-силовых способ-ностей.

Также необходимо учитывать, что на прирост силы спортсмена влияют и педагогические факторы:

  1. объем нагрузки;
  2. быстрота выполнения силовых упражнений;
  3. величина и характер отдыха;
  4. количество упражнений в подходе;
  5. количество подходов;
  6. организованность и трудолюбие спортсмена;
  7. волевая подготовка спортсмена;
  8. мотивация;
  9. количество силовых упражнений, выполняемых в различных мышечных режимах (преодолевающем, уступающем, изометрическом, смешанном);
  10. систематическое, планомерное и обоснованное использование скоростно-силовых упражнений;
  11. разнообразие комплексов скоростно-силовых упражнений (так как в противном случае наступает стабилизация темпов развития скорости и силы)[16].

2.2 Футбол как средство развития скоростно-силовых способностей

Футбол - вид спорта, характеризующийся ситуационными (нестандар-тными) движениями, динамичен, имеет скоростно-силовую направленность, требует развития быстроты, ловкости, специальной выносливости к работе переменной мощности. Он способствует отработке быстрых точных коор-динированных движений, тренирует память, органы чувств, особенно зрение, сопровождается эмоциональным возбуждением [38, с. 563]. Игровая деятель-ность футболиста включает в себя большое количество различных по структуре и характеру, цели и степени трудности движений. Для футбола характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, удары по мячу, ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двига-тельного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма[19].

В футболе в настоящее время наряду с тактико-техническим мастерством (доминирующим фактором в спортивных играх), одним из важнейших факторов, обуславливающим достижение высоких результатов, является высокий уровень скоростно-силовых качеств. Скоростно-силовые качества футболиста прояв-ляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противодействиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена (прыжки в высоту; прыжки в длину - во время подката, выбивания мяча; прыжки в сторону - у вратарей; резкий старт и изменение направления во время бега и т.п.); преодоление силы, связанной с ударами по мячу, выбрасывание мяча; преодоление силы, вызванной силовым сопротив-лением соперника. Учитывая виды противодействия, которые осуществляет футболист во время игры, все упражнения, направленные на совершенствование скоростно-силовых качеств, можно классифицировать следующим образом: упражнения, в которых динамическая сила создается за счет прыжков (в высоту, длину, стороны, прыжки через барьеры, через скакалку, запрыгивание и спрыгивание с разновысоких тумб). При этом мышцы совершают как уступающую, так и преодолевающую работу. Это наиболее распространенная группа упражнений; упражнения, в которых создается взрывная сила либо в момент старта, либо при мгновенной смене направлении движения во время рывков; выполнение беговых и прыжковых упражнений с отягощением; упражнения с сопротивлением партнера (толчки во время бега). Для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности используют преимущественно те, которые удобнее регулировать по скорости и степени отягощения. Большую часть таких упражнений применяют с норми-рованными внешними отягощениями, периодически варьируя степень отяго-щения, поскольку многократное повторение движений со стандартным отяго-щением, даже если они выполняются с максимально возможной скоростью, постепенно приводит к стабилизации уровня мышечных напряжений, что лимитирует развитие скоростно-силовых способностей. Центральная проблема воспитания скоростно-силовых способностей - это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально, противоречия между скоростными и силовыми характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалась, возможно, большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действий[15]. 

2.3 Физиологические особенности обучающихся 12-14 лет

Детям среднего школьного возраста свойственны интенсивное увеличение и рост размеров тела - от 4 до 7 сантиметров ежегодно. В основном, это происходит благодаря удлинению нижних конечностей. Масса тела, в среднем, повышается на 3-6 килограммов в год. Значительное увеличение роста у девочек (до 7 сантиметров) происходит в период с 11 до 12 лет, у мальчиков (на 7-9 сантиметров) - с 13 до 14 лет.

Данный возраст характеризуется быстрыми темпами развития мышечной системы. В 13 лет у детей наблюдается стремительное увеличение общей мышечной массы - в первую очередь за счет утолщения мышечного волокна. Особенно заметное нарастание мышечной массы у девочек происходит в возрасте 11-12 лет, у мальчиков - на рубеже 13-14 лет.

Возрастными изменениями центральной системы управления обусловлено и повышение эффективности и экономичности выполнения двигательной работы. Команды к действующим мышцам становятся более точными, заметно улучшаются межмышечные координации. Волевое преодоление усталости растет, вследствие чего увеличивается продолжительность выполнения двигательной деятельности до отказа.

С окончанием данного возрастного периода механизмы управления двигательными действиями размеренно приближаются к уровню взрослого. Происходит улучшение точности воспроизведения усилий мышц, мышечного чувства, функциональная устойчивость вестибулярных механизмов растет.

Кроме того, в этом возрасте происходит интенсивный рост позвонков, а так же длинных трубчатых костей рук и ног. Однако излишние физические нагрузки нередко замедляют увеличение длины трубчатых костей.

К окончанию подросткового периода, фигура приобретает ярко выраженные половые признаки: узкий таз и широкие плечи у мальчиков, развитый таз и узкие плечи у девочек.

Существенные отличия между мальчиками и девочками отмечают и в периоде полового созревания. Данный процесс на 1-2 года раньше начинается у девочек - в 10-12 лет.

Учитель обязательно должен учитывать этот факт, т.к. в одном классе могут обучаться дети с разными функциональными, а также адаптационными способностями.

В подростковом возрасте у ребенка формируются главные механизмы управления двигательными действиями, присущие взрослому человеку: рефлекторное управление комплексом обратной связи и пред программирование - управление механизмами центральной команды. Это способствует совершенствованию выполнения продолжительных действий с возможными исправлениями программы во время движения, а также выполнению непродолжительных движений - ударов, прыжков, метаний. Таким образом, появляется возможность выбрать определенную специализацию и приступить к углубленным занятиям и тренировкам в конкретном виде спортивной деятельности.

Во время полового созревания у детей наблюдается высокий рост развития системы дыхания. Грудная клетка приобретает характерную для взрослого организма форму: цилиндрическую у девочек и коническую с обращенным кверху основанием - у мальчиков. В период с 11 до 14 лет почти в два раза увеличивается легочный объем, существенно растут характеристики жизненной емкости легких, а также минутный объем дыхания. Преимущественный тип дыхания (грудной - у девочек и брюшной - у юношей) формируется окон-чательно. Становление гендерных различий в строении грудной клетки закон-чится только к двадцати годам.

Механизм регуляции дыхания подростка в данном возрасте не такой эффективный, как дыхательный режим взрослого. За один цикл дыхания ребенок потребляет 13 мл кислорода, взрослый же человек - около 20 мл. Дети среднего школьного возраста неспособны надолго задерживать дыхание и выполнять физические упражнения при недостаточном уровне кислорода.

При чрезмерной физической нагрузке в организме ребенка может начаться гипоксия - кислородное голодание тканей, вследствие которого нередко возни-кают головокружения и предобморочные состояния. Очень важно учить детей правильно дышать во время выполнения физической работы, уделять больше внимания упражнениям, направленным на увеличение дыхательных резервов.

Стремительным темпом развития тканей и органов обусловлены высокие требования к работе сердечно-сосудистой системы. Адаптационные способ-ности кровеносной системы у детей в возрасте 12-14 лет при физической активности гораздо меньше, чем у детей в старшем школьном возрасте. Система кровообращения отличается не столь экономичной реакцией на физические нагрузки.

Сердце в данный период увеличивается очень быстро, сила сокращений миокарда растет, в то время как развитие сосудов незначительно задерживается. Получается, что в какой-то момент сердце работает мощней, чем от него требуется. Такая ситуация нередко приводит к повышению артериального давления и требует большей осторожности при дозировке физической нагрузки. С функциональной и морфологической точки зрения, сердце окончательно совершенствуется только к двадцати годам. Детям в среднем школьном возрасте, несомненно, следует тренировать кровеносную систему, проводить больше времени на открытом воздухе, исключить физические перенапряжения и негативные эмоции.

В подростковом возрасте регуляторные процессы в организме не отличаются большой эффективностью. Это хорошо заметно при наблюдении за реакцией системы кровообращения на нагрузки статического характера. При статическом напряжении большой мышечной группы в вертикальном положении проявляется затяжной период восстановления на фоне неста-бильности венозного тонуса. Данные признаки указывают на то, что подростки довольно-таки тяжело переносят подобные статические нагрузки.

У мальчиков в данном возрасте стремительно развиваются силовые, скоростно-силовые возможности, скорость двигательной реакции и одиночного действия, выносливость, как в динамическом, так и статическом режиме, а также координационные способности. Отмечается довольно-таки низкая подвижность суставов. Для развития гибкости рекомендуется выполнять элементарные формы движений и изучаемые упражнения с предметами с большой амплитудой.

У девочек на данном этапе наблюдается высокое развитие гибкости, выносливости, координационных и скоростно-силовых возможностей.

Кроме того, средний школьный возраст - благоприятный период для воспитания такого физического качества, как ловкость. По мере развития коры больших полушарий возникают новые возможности для проявления ловкости: появляется способность к формированию действий в незнакомых условиях, к адекватной временной оценке выполняемого движения, улучшается возможность анализировать текущую и предстоящую ситуацию.

К 13 годам ребенок начинает заметно лучше обрабатывать поступающую информацию, эффективно применять тактическое мышление, тратит на принятие решения гораздо меньше времени, допускает меньше ошибок. В 14 лет подросток способен решать сложные тактические задачи.

Также в данном возрасте в половине случаев подросток ощущает момент наступления утомления уже в его процессе, что способствует грамотному использованию сил на дистанции и рациональному распределению функцио-нальных запасов организма.

Радикальные изменения наблюдаются и в биомеханике движений. Подросток - в первую очередь это заметно у мальчиков - не сразу привыкает к увеличению длины конечностей, выглядит нескладным и неуклюжим, порой не способен выполнить то или иное действие точно и ловко. Как у мальчиков, так и у девочек становится хуже почерк, им приходится делать гораздо больше исправлений. Практически в каждом действии подростка отмечаются лишние движения. В то же время именно в этом возрасте подросток способен успешно освоить технику сложного двигательного действия.

Систематические занятия физической культурой необходимы для нормального развития и функционирования костей: требуется раздражение расположенного в том или ином суставе нервного окончания. Физическая деятельность в первую очередь оказывает воздействие на ширину и прочность кости, практически не способствуя увеличению длины.

Кроме того, во избежание нарушения осанки обязательно формирование корсета мышц и укрепление мышц туловища. Необходимо уделять большое внимание профилактике возникновения сколиозов, сутулости и других нарушений, нередко появляющихся в данном возрасте. Подростка нужно приучить к сохранению осанки на протяжении выполнения любой, самой разнообразной деятельности, в том числе и во время нахождения в статическом положении.

Гармоничное развитие костей и мышц может быть нарушено из-за отсутствия поступающей в организм подростка с пищей минеральной соли, гарантирующей прочность стремительно увеличивающегося скелета. Однако искривления позвоночника наблюдаются и при достаточном уровне мине--ральной соли, в случае, если ребенок редко появляется на свежем воздухе и не получает необходимое количество солнечной энергии.

Изменения происходят и в процессе теплообмена. Средние суточные колебания показателей температуры тела у детей дошкольного возраста составляют 0,34°, к подростковому же возрасту увеличиваются до 1.0° С.

Подходит к концу развитие физиологических механизмов, отвечающих за регуляцию потоотделения. К 14-15 годам по характеру и количеству реакций показатели психогенного и термического потоотделения подростков существен-но приближаются к показателям взрослого человека.

На всем протяжении среднего школьного возраста в организме подростка происходят изменения, касающиеся обмена веществ и энергии. Суточные показатели основного обмена подростка по отношению к показателям детей младшего школьного возраста увеличиваются почти в 1,5 раза и составляют приблизительно 1300 кал.

Растущий организм среднего школьника нуждается в поступлении жиров - для процессов правильного формирования состава тела, а также определенного количества минеральных веществ и витаминов. Железо образует гемоглобин, фосфор и кальций формируют скелет. В дальнейшем данная потребность идет на спад.

У развивающегося организма подростка большая доля энергии уходит на развитие, рост и процесс адаптации. Изменяются сразу две составляющие части энергетического равновесия: отношение тканей и масс, отличающихся энерге-тической активностью, а также содержание в них ферментов, обладающих необ-ходимыми окислительными свойствами.

На начальном этапе полового созревания интенсивность энергетического обмена у ребенка почти на 30% выше, чем у взрослого человека, однако со временем происходит резкое понижение показателей, которое наблюдается вплоть до окончательного наступления половозрелости. Различия между мальчиками и девочками в данном вопросе небольшие (около 10%), однако они сохраняются на продолжении всего подросткового периода.

Средний школьный возраст - сложный период, на протяжении которого в растущем организме ребенка происходит ряд изменений. Стремительно разви-ваются мышечная, дыхательная, сердечно-сосудистая системы, интенсивно увеличиваются размеры тела. Кроме того, подростковый возраст - благоприятное время для воспитания отдельных физических качеств. Все перемены происходят на фоне процесса полового созревания - важного этапа, как с физиологической, так и психологической точки зрения. Данные особенности непременно должны учитываться при занятии физической культурой[18].

2.4 Тесты для измерения скоростно-силовых способностей

Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического развития, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при проведении набора и отбора в тренировочных группах в избранном виде спорта. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются показатели скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом. Поскольку любой вид спорта требует целого комплекса качеств и способностей.

Тесты для скоростно-силовых способностей.

В число тестов для оценки уровня скоростно-силовой подготовленности вошли общепринятые тесты:

1) прыжок в длину с места,

2) пятерной прыжок,

3) челночный бег 10 х 5м,

4) метания мяча весом 1кг из положения сидя, из положения стоя.

5) прыжок высоту с разбега, см

6) подъем туловища из положения лежа на спине в течение 30 с (в исходном положении ноги согнуты в коленях).

7) подъем на скамейку определенной высоты в определенном темпе за определенное время.

8) выпрыгивания.

9) отжимания от пола, скамейки.

При выполнении прыжка в высоту значение скоростных возможностей несколько снижается, а способности к «взрывному характеру» отталкиванию - возрастает.

В прыжке в длину с места результативность зависит исключительно от способности мышц ног к проявлению силы в кратчайшее время. Результат этих упражнениях зависит и от скоростных и силовых возможностей. Однако, традиционно легкоатлетические прыжковые упражнения определяют как разновидность проявления быстроты и объединяют их в группу скоростно-силовых упражнений, к которым относят и бег на короткие дистанции.

Тестируемые качества не просто нужны для подержания физических кондиций. Они являются важными для целевого ряда профессий, связанных с необходимостью быстрых передвижений, преодоления препятствий, ведения единоборств, метаний разных снарядов. Поэтому скоростно-силовые упраж-нения и включены в программы физической подготовки[16].

Выводы по II главе

Во второй главе мы рассмотрели методику развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 12-14 лет на занятиях футболом. В данной работе мы раскрыли такие аспекты как: методику развития скоростно-силовых способ-ностей. В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой тренировки, повышение которой требует выполнения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование.

Футбол как средство развития скоростно-силовых способностей. Футбол - вид спорта, характеризующийся ситуационными (нестандар-тными) движениями, динамичен, имеет скоростно-силовую направленность, требует развития быстроты, ловкости, специальной выносливости к работе переменной мощности. Он способствует отработке быстрых точных коор-динированных движений, тренирует память, органы чувств, особенно зрение, сопровождается эмоциональным возбуждением. Игровая деятель-ность футболиста включает в себя большое количество различных по структуре и характеру, цели и степени трудности движений.

Физиологические особенности обучающихся 12-14 лет. Детям среднего школьного возраста свойственны интенсивное увеличение и рост размеров тела - от 4 до 7 сантиметров ежегодно. В основном, это происходит благодаря удлинению нижних конечностей. Масса тела, в среднем, повышается на 3-6 килограммов в год. Значительное увеличение роста у девочек (до 7 сантиметров) происходит в период с 11 до 12 лет, у мальчиков (на 7-9 сантиметров) - с 13 до 14 лет.

Данный возраст характеризуется быстрыми темпами развития мышечной системы.

Отобрали тесты для определения скоростно-силовых способностей. Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического развития, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при проведении набора и отбора в тренировочных группах в избранном виде спорта. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются показатели скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе мы рассмотрели две главы.

Глава I была посвящена изучение основной характеристики футбола как вида спорта.

Из разнообразных средств физического воспитания особое внимание уделяется такой спортивной игре, как футбол. Футбол без преувеличения можно считать самой популярной в мире спортивной игрой и даже самым распространенным видом спорта, несмотря на то, что по сравнению с так называемыми классическими видами спорта он имеет небольшую историю. По своему воздействию игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания и физического развития.

Официальная история футбола в России началась в конце 19 века, когда в Петербурге состоялся первый футбольный матч между командами «Кружка любителей спорта» и «Василеостровского общества футболистов».

Существует множество разновидностей футбола, в основном с меньшим количеством игроков — в том числе футдаблбол (играется двумя мячами), пляжный футбол (играется на песке),  футзал  (мини-футбол) (играются в зале на специальном покрытии), болотный футбол (играется на болоте), шоубол, гэльский футбол, австралийский футбол, флорентийский футбол.

Классический футбол – самая распространенной вид футбола  в мире.

Футбол - это страстное противоборство двух команд, в котором прояв-ляются скорость, сила, ловкость, быстрота реакции.

Глава II была посвящена изучению методику развития скоростно-силовых способностей у обучающихся 12-14 лет на занятиях футбола.

В физической подготовке футболистов преимущество определяется уровнем скоростно-силовой тренировки, повышение которой требует выпол-нения объема специальной силовой и скоростной работы. В футболе решающее значение имеет даже не столько величина объемов нагрузки, сколько их умелое использование. Реально планировать тренировку от необходимого метража скоростной работы. Планируемая нагрузка должна быть адекватна состоянию футболиста, он обязан и способен эту нагрузку «переварить» и «усвоить».

Важно отметить, что методы развития скоростно-силовых качеств являются общими для различных спортсменов - выбор их не зависит от специализации, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена.

При выполнении основного упражнения применяется комплексы методов: сопряженного воздействия и повторный или вариативного воздействия и повторный; для специальных упражнений используются в комплексе метод вариативного воздействий и повторный; для специально-вспомогательных - метод кратковременных усилий и повторный.

При развитии скоростно-силовых способностей интенсивность выпол-нения основного упражнения должна быть околопредельной (80-90 %), субпре-дельной (90-95 %) и предельной (100 %) на данный период времени.

Футбол - вид спорта, характеризующийся ситуационными (нестандарт-ными) движениями, динамичен, имеет скоростно-силовую направленность, требует развития быстроты, ловкости, специальной выносливости к работе переменной мощности. Он способствует отработке быстрых точных коорди-нированных движений, тренирует память, органы чувств, особенно зрение, соп-ровождается эмоциональным возбуждением

Скоростно-силовые качества футболиста проявляются в его способности выполнять движение в минимально короткий отрезок времени и в условиях, когда оказывается активное противодействие этому. К этим силовым противо-действиям можно отнести: преодоление тяжести массы тела самого спортсмена

Детям среднего школьного возраста свойственны интенсивное увеличение и рост размеров тела - от 4 до 7 сантиметров ежегодно. В основном, это проис-ходит благодаря удлинению нижних конечностей. Масса тела, в среднем, повы-шается на 3-6 килограммов в год. Значительное увеличение роста у девочек (до 7 сантиметров) происходит в период с 11 до 12 лет, у мальчиков (на 7-9 сантиметров) - с 13 до 14 лет.

При чрезмерной физической нагрузке в организме ребенка может начаться гипоксия - кислородное голодание тканей, вследствие которого нередко возни-кают головокружения и предобморочные состояния. Очень важно учить детей правильно дышать во время выполнения физической работы, уделять больше внимания упражнениям, направленным на увеличение дыхательных резервов.

К 13 годам ребенок начинает заметно лучше обрабатывать поступающую информацию, эффективно применять тактическое мышление, тратит на принятие решения гораздо меньше времени, допускает меньше ошибок.

Тесты и показатели, позволяющие оценивать уровень физического разви-тия, являются эффективным способом контроля за ходом тренировочного процесса и ростом спортивных результатов. Они необходимы также при прове-дении набора и отбора в тренировочных группах в избранном виде спорта. В построении тестов, оценивающих двигательные возможности, используются показатели скоростно-силовые показатели, эти показатели свидетельствует об уровне физической подготовленности в целом. Поскольку любой вид спорта требует целого комплекса качеств и способностей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Монографии, учебники, учебные пособия

  1. Акимов, Н.Г. Футбол. Футбол. Футбол!!! / Н. Г. Акимов. – М.: МИР, 2006. – 300 с.
  2. Андрианов, В. А. Большая энциклопедия футбола. / В. А. Андрианов. – АСТ, 2107. – 256 с.
  3. Башин, Д.Ю. Футбол в современном мире. / Д. Ю. Башин. – М.: МИР, 2008. – 287 с.
  4. Виниаминов, Н.К. Футбольные игры в истории ХХ века. / Н. К. Виниаминов – М.: Просвещение, 2000. – 400 с.
  5. Голомазов, С.В., Чирва, Б.Г. Теория и методика футбола. Техника игры. / С. В. Голомазов, Б. Г. Чирва. - М.: "СпортакАдемПресс", 2002. - 472 с.
  6. Давыдкин, С.В., На пути к вершине. / С. В. Давыдкин. - изд.”Просвещение”, 2011. – 236 с.
  7. Казаков, П. Н. Футбол: учебник. Для институтов физической культуры. / П.Н. Казаков. - М.: Физическая культура и спорт», 2008. -  255 с.
  8. Радионов, В. Г. Футбол. Правила игры. / В. Г. Радионов. - М.: Терра спорт, 2004. - 71 с.
  9. Харви, Г., Дагворт, Р. Футбол для начинающих. / Г. Харви, Р. Дагворт. - М., 2001. -  109 с.
  10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 478 с.

Интернет – ресурсы

  1.  Галицкий, В. В. Футбол: польза для здоровья. / В.В. Галицкий. // Спорт и здоровье. – URL:  http://sportizdorovie.ru/vidy-sporta/futbol-polza-dlya-zdorov-ya.html (дата обращения: 03. 03. 2018)
  2. Гродов, Е. К. Футбол. Описание. Правила. / Е. К. Гродов // Спорт для взрослых и детей. – URL:  https://sportschools.ru/page.php?name=football (дата обращение: 27. 02. 2018)
  3.  Кондратьев, А. А. Футбол как самый популярный вид спорта. / А. А. Кондратьев. // Банкфакс.  – URL:  https://www.bankfax.ru/compan-ies_news/106953/  (дата обращения: 01. 03. 2018)
  4.  Марков, Е. П.  Лучший вид спорта. / Е. П. Марков // Спорт. – URL: https://m.sports.ru/tribuna/blogs/anotherview/  (дата обращения: 27. 02. 2018)
  5. Методика развития скоростно-силовых способностей в футболе. – URL:
    https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=800083(дата обращения: 12.12.2018)        
  6. Методика развития скоростно-силовых способностей. – URL: http://www.magma-team.ru/kursovye-i-diplomnye-raboty-po-fizicheskoy-kulture/metodika-razvitiya-skorostno-silovyh-sposobnostey (дата обращения: 16.12.2018)        
  7. Правила футбола. / Федерация футбола Санкт-Петербурга. – URL:  http://www.ff.spb.ru/pravila_igry  (дата обращения: 05. 03. 2018)
  8. Физиологические особенности обучающихся 12-14 лет. – URL: https://studbooks.net/1882559/turizm/fiziologicheskie_osobennosti_detey_vozraste (дата обращения: 15.12.2018)
  9. Футбол как средство развития скоростно-силовых способностей. – URL: https://revolution.allbest.ru/sport/00225052_0.html(дата обращения: 17.12.2018)



Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

«Развитие скоростно-силовых качеств на  секции по футболу».

Сведения об авторе

 Динмухаметов Камиль Уралович

ПМ, МДК вид практики

ПМ 02. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

МДК 02.01. Организация и проведение внеурочной работы и занятий по программам дополнительного образования в области физической культуры

ПП. по МДК 02.01. (МБОУ НОШ № 148)

УП по МДК02.01.

Результаты обучения:

ПК., ОК, по изучаемому вопросу (ПМ 02., МДК02.01., УП.,ПП.)

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.6. Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности

ОК 1.        Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.        Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З.Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.        Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.        Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.        Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

OK 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

OK9.Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

OK10.Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

OK11.Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

OK 12.Владеть базовыми и новыми видами физкультурно-спортивной деятельности.

OK 13.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Участники проекта:

Учащиеся 1-4 классов

Сроки реализации проекта:

Май 207-24 марта 2018

Цель проекта:

Отобрать и сформировать группы для секционных занятий

Задачи проекта:

  • Привить интерес к занятиям по футболу
  • Сформировать первоначальное представление у занимающихся о футболе
  • Обучить основным навыкам футола

Аннотация к проекту:

Проект разработан и реализован в период прохождения производственной практики в МБОУ НОШ № 95.

Проект «Особенности организации занятий секции по футболу» предназначен для повышения заинтересованности детей к футболу. Ответственным за реализацию проекта будут: Студент 49 группы Кутлусурин Руслан Вадимович и учитель физической культуры.

Проект предполагает:

-Организацию и проведение тренировочных занятий по футболу 1-4 классов

-Организацию активного отдыха для детей.

-Проведение различного рода соревнований по футболу

Этапы проведения проекта

 Подготовительный:

  • Отбор и формирование тренировочных групп.

  • - Основной:

реализация мероприятий проекта:

  • Проведение тренировочных занятий по футболу
  • Обучение основным н мавыкам по футболу
  • Проведение соревнований между классами

Заключительный:

  • Награждение команд победителей в соревнованиях по футболу
  • Оформление конспектов
  • Защита проекта на экзамене

Продукт проекта/

результаты деятельности

результаты-продукты:

Укрепление мышц ног у детей по средством футбола; Знание детей основных навыков футбола;

IMG_9851


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классификация футбола

Слайд 2

Соревнования по футболу имеют большое оздоровительное значение, повышают заинтересованность молодежи в занятиях футболом и в значительной степени содействуют развитию его массовости и дальнейшей популяризации в стране Значение соревнований

Слайд 3

В зависимости от задач, решаемых соревнованиями по футболу, их можно подразделить на О сновные В спомогательные . Виды

Слайд 4

Основные виды соревнований - это календарные, которые предусматриваются единым календарным планом спортивных мероприятий и проводятся согласно утвержденному положению. К основным видам соревнований относятся: первенства или чемпионаты, соревнования на кубок, официальные отборочные соревнования. Основные.

Слайд 5

Н аиболее ответственные соревнования, по результатам которых команде-победительнице присваивается звание чемпиона. Этот вид организации соревнований позволяет наиболее объективно сопоставить силы команд, оценить качество проводимой учебно-тренировочной работы. Первенства и чемпионаты

Слайд 6

П роводят с целью привлечения к соревнованиям Максимального количества команд и выявления победителя в сравнительно короткие сроки по принципу последовательного отбора лучших . Соревнования на кубок

Слайд 7

П роводят с целью выявления сильнейших команд для участия в следующем этапе соревнований . Официальные отборочные соревнования

Слайд 8

К вспомогательным видам соревнований относятся: контрольные игры, товарищеские игры, показательные игры, блиц-турниры. Вспомогательные.

Слайд 9

П роводят с целью подготовки и проверки готовности команд к предстоящим соревнованиям. Контрольные игры

Слайд 10

Проводят в учебно-тренировочных целях или в плане традиционных соревнований. Товарищеские игры

Слайд 11

С лужат целям популяризации футбола и демонстрации спортивного мастерства . Показательные игры

Слайд 12

П роводят в течение нескольких часов. Их планируют обычно на праздничные дни и на дни открытия или закрытия спортивного сезона. для ускорения проведения таких соревнований время игр сокращается . Блиц-турниры

Слайд 13

Соревнования по футболу - яркое, эмоционально насыщенное зрелище. Они являются прекрасным досугом для многомиллионной армии болельщиков, которых привлекают смелые и решительные действия спортсменов, красота, высокий накал и непредсказуемость спортивной борьбы.