ПК 3.3
учебно-методический материал
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат | 26.83 КБ |
Курсовая работа | 53.36 КБ |
Педагогический кейс | 1.88 МБ |
Положение соревнований по легкой атлетике | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Челябинской области
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
Уханов Виктор Андреевич
ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ
КАЧЕСТВО
РЕФЕРАТ
Реферат защищен « » _______________ 2017 года с оценкой____________________ | Специальность: 49.02.01. Физическая культура Курс 2, группа 29 Научный руководитель: Казанкова О.Н. |
Челябинск, 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ | |
ВВЕДЕНИЕ | |
ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ | |
1.1. Физические качества | |
1.2. Выносливость как физическое качество | |
1.3. Виды выносливости | |
1.4. Методы и средства воспитания выносливости 1.5. Особенности организации занятий по развитию выносливости | |
Выводы по I главе | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | |
ВВЕДЕНИЕ
Одну из главных ролей в животном мире играет не сила, а выносливость, именно она дает возможность верблюду преодолеть пустыню под палящим зноем солнца, она помогает китам переплывать океаны вдоль и поперек. И если говорить о мире людей, начиная с древних времен и заканчивая современностью, то и тут мы можем заметить неоспоримую помощь выносливости, не зависимо от того является она физической или умственной. Но как и любое другое качество организма выносливость требует постоянной тренировки. Развивая это качество, мы можем достигнуть успехов практически в любой деятельности.
Актуальность проблемы исследования:
Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека..
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Данной проблемой занимались такие авторы, как Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, Л.П. Матвеев и многие другие.
Следует обратить особое внимание на формирование у школьников физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость), способствующих укреплению здоровья, своевременному развитию всех систем организма и функций, укреплению нервной системы, активизации обменных процессов.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему исследования : «Выносливость как физическое качество»
Определив тему, мы выявили цель исследования: рассмотреть виды выносливости, методы и средства её воспитания.
Для решения поставленной цели нами определены задачи исследования:
1. Отбор и анализ методической литературы
2. Раскрыть виды выносливости
3. Изучить средства и методы воспитания выносливости
4. Обобщить результат исследования, сделать выводы
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
1. Отбор и чтение методической литературы
2. систематизация материала
3. Обобщение материала
ГЛАВА 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО
1.1. Физические качества
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деятельность.
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п.
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма.
1.2. Выносливость как физическое качество
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах:
1) В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2) В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности.
1.3. Виды выносливости
Специальная выносливость.
Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносливость - сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.
Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового.
Общая выносливость.
Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свой аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и больше - от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью.
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.
1.4. Средства и методы воспитания выносливости
Для развития выносливости применяются разнообразные методы тренировки, которые можно разделить на несколько групп: непрерывные и интервальные, а также контрольный (или соревновательный) методы тренировки. Каждый из методов имеет свой особенности и используется для совершенствования тех или иных компонентов выносливости в зависимости от параметров применяемых упражнений. Варьируя видом упражнения (ходьба, бег, лыжи, плавание, упражнения с отягощением или на снарядах, тренажёрах и т.д.), их продолжительностью и интенсивностью (скоростью движений, мощностью работы, величиной отягощений), количеством повторений упражнения, а также продолжительностью и характером отдыха (или восстановительных интервалов), можно менять физиологическую направленность выполняемой работы.
Равномерный непрерывный метод.
Равномерный непрерывный метод заключается в однократном равномерном выполнении упражнений малой и умеренной мощности продолжительностью от 15 - 30 минут и до 1 - 3 часов, то есть в диапазоне скоростей от обычной ходьбы до темпового кроссового бега и аналогичных по интенсивности других видов упражнений. Этим методом развивают аэробные способности. В такой работе необходимый для достижения соответствующего адаптационного эффекта объём тренировочной нагрузки должен быть не менее 30 минут. Слабо-подготовленные люди такую нагрузку сразу выдержать не могут, поэтому они должны постепенно увеличивать продолжительность тренировочной работы без наращивания её интенсивности. После примерно 3-х минутного периода врабатывания устанавливается стационарный уровень потребления кислорода. Увеличивая интенсивность работы (или скорость передвижения), интенсифицируют аэробные процессы в мышцах. Чем выше скорость, тем больше активизируются анаэробные процессы и сильнее выражены реакции вегетативных систем обеспечения такой работы, а уровень потребления кислорода поднимается до 80 - 95 % от максимума, но не достигает своих «критических» значений. Это достаточно напряжённая для организма работа, требующая значительной напряжённости в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, проявления волевых усилий. При этом частота сердечных сокращений достигает 130-160 уд/мин, объём лёгочной вентиляции - 160-190 литров/мин, давление в первые 3-4 минуты возрастает до 180-200 мм.рт.ст., а затем стабилизируется примерно на уровне 140-160.
Изменяя интенсивность (скорость передвижения), воздействуют на разные компоненты аэробных способностей. Например, медленный бег на скорости анаэробного порога применяется как «базовая» нагрузка для развития аэробных возможностей, восстановления после больших объёмов более интенсивных нагрузок, поддержания ранее достигнутого уровня общей выносливости.
Переменный непрерывный метод.
Этот метод отличается от регламентированного равномерного периодическим изменением интенсивности непрерывно выполняемой работы, характерной например, для спортивных и подвижных игр, единоборств. В лёгкой атлетике такая работа называется «фортлек» («игра скоростей»). В ней в процессе длительного бега на местности (кросс) выполняются ускорения на отрезках от 100 до 500 метров. Такая работа переменной мощности характерна для бега по холмам, или на лыжах по сильно пересечённой местности. Поэтому её широко используют в своих тренировках лыжники и бегуны на средние и длинные дистанции. Она заметно увеличивает напряжённость вегетативных реакций организма, периодически вызывая максимальную активизацию аэробного метаболизма с одновременным возрастанием анаэробных процессов. Организм при этом работает в смешанном аэробно-анаэробном режиме. В связи с этим, колебания скоростей или интенсивности упражнений не должны быть большими, чтобы не нарушался преимущественно аэробный характер нагрузки.
Переменный непрерывный метод предназначен для развития как специальной, так и общей выносливости и рекомендуется для хорошо подготовленных людей. Он позволяет развивать аэробные возможности, способности организма переносить гипоксические состояния и кислородные «долги», периодически возникающие в ходе выполнения ускорений и устраняемые при последующем снижении интенсивности упражнения, приучает занимающихся «терпеть», т.е. воспитывает волевые качества.
Соревновательный метод.
Контрольный (соревновательный) метод состоит в однократном или повторном выполнении тестов для оценки выносливости. Интенсивность выполнения не всегда может быть максимальной, так как существуют и «непредельные» тесты. Уровень развития выносливости наиболее достоверно определяется по результатам участия в спортивных соревнованиях или контрольных проверках.
Предварительный просмотр:
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТКРИСТИКА ВЫНОСЛИВОСТИ | 5 |
1.1. Характеристика физических качеств | 5 |
1.2. Выносливость как физическое качество | 6 |
1.3. Виды выносливости | 7 |
Вывод по 1 главе | 9 |
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ | 10 |
2.1. Физиологические особенности бега на средние дистанции | 10 |
2.2. Методы развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции | 13 |
2.3. Тесты для определения уровня специальной выносливости у бегунов на средние дистанции | 23 |
Вывод по 2 главе | 26 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 27 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | 29 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования: Выносливость - важнейшее физическое качество, проявляющееся в профессиональной, спортивной деятельности и в повседневной жизни людей. Она отражает общий уровень работоспособности человека. В соответствии с новыми социально – экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания является содействие всестороннему, гармоничному развитию личности.
Известно, что высокий уровень развития выносливости в школьном возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей. Способствует совершенствованию пластических и трофических функций организма, нормализирует деятельность систем кровообращения и дыхания, улучшает функционирование центральной нервной системы.
Выносливость необходима в той или иной мере при выполнении любой физической деятельности. В одних видах физических упражнений она непосредственно определяет спортивный результат (ходьба, бег на средние и длинные дистанции, велогонки, бег на коньках на длинные дистанции, лыжные гонки), в других - позволяет лучшим образом выполнить определенные тактические действия (бокс, борьба, спортивные игры и т.п.); в третьих - помогает переносить многократные кратковременные высокие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после работы (спринтерский бег, метания, прыжки, тяжелая атлетика, фехтование и пр.).
Данной проблемой занимались такие авторы, как Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, Л.П. Матвеев и многие другие.
Следует обратить особое внимание на формирование у школьников физических качеств (быстрота, сила, выносливость, гибкость), способствующих укреплению здоровья, своевременному развитию всех систем организма и функций, укреплению нервной системы, активизации обменных процессов.
Исходя из актуальности проблемы, мы определили тему исследования: «Методика развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции».
Цель курсовой работы: раскрыть методику развития специальной выносливости бегунов на средние дистанции.
Для решения поставленной цели нами определены задачи исследования:
1. Изучить выносливость как физическое качество
2. Раскрыть характеристику физических качеств
3. Рассмотреть тесты для определения уровня специальной выносливости
4. Выявить методы развития специальной выносливости
При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:
1. Отбор и чтение методической литературы;
2. Систематизация материала;
3. Обобщение материала;
4. Анализ методической литературы.
ГЛАВА 1. ВЫНОСЛИВОСТЬ КАК ФИЗИЧЕСКОЕ КАЧЕСТВО И ЕЕ ВИДЫ
1.1.Характеристика физических качеств
Под физическими качествами понимают социально обусловленные совокупности биологических и психических свойств человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активную двигательную деяте-льность [3, 39 c.].
Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.
От других качеств личности физические качества отличаются тем, что могут проявляться только при решении двигательных задач через двигательные действия. Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, каждым индивидом могут выполняться различно. У одних отмечается более высокий темп выполнения, у других - более высокая точность воспроизведения параметров движения и т. п [7, 54 c.].
Под физическими способностями понимают относительно устойчивые, врожденные и приобретенные функциональные возможности органов и структур организма, взаимодействие которых обусловливает эффективность выполнения двигательных действий. Врожденные возможности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать разные способности. Реализация физических способностей в двигательных действиях выражает характер и уровень развития функциональных возможностей отдельных органов и структур организма. [1, 375 c.].
1.2. Выносливость как физическое качество
В теории и методике физической культуры выносливость определяют, как способность поддерживать заданную, необходимую для обеспечения профессиональной деятельности, мощность нагрузки и противостоять утомлению, возникающему в процессе выполнения работы. Поэтому выносливость проявляется в двух основных формах:
1) В продолжительности работы на заданном уровне мощности до появления первых признаков выраженного утомления.
2) В скорости снижения работоспособности при наступлении утомления.
Приступая к тренировке, важно уяснить задачи, последовательно решая которые, можно развивать и поддерживать свою профессиональную работоспособность. Эти задачи заключаются в целенаправленном воздействии средствами физической подготовки на всю совокупность факторов, обеспечивающих необходимый уровень развития работоспособности и имеющих специфические особенности в каждом виде профессиональной деятельности. Выделяют следующие виды выносливости:
1. Специальная выносливость - это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. С
2. Общая выносливость - совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности. [5, 87 c.].
1.3.Виды выносливости
Специальная выносливость.
Специальная выносливость – это способность к длительному перенесению нагрузок, характерных для конкретного вида профессиональной деятельности. Специальная выносли-вость сложное, многокомпонентное двигательное качество. Изменяя параметры выполняемых упражнений, можно избирательно подбирать нагрузку для развития и совершенствования отдельных её компонентов. Для каждой профессии или групп сходных профессий могут быть свои сочетания этих компонентов.
Выделяют несколько видов проявления специальной выносливости: к сложно-координированной, силовой, скоростно-силовой и гликометической анаэробной работе; статическую выносливость, связанную с длительным пребыванием в вынужденной позе в условиях малой подвижности или ограниченного пространства; выносливость к продолжительному выполнению работы умеренной и малой мощности; к длительной работе переменной мощности; а также к работе в условиях гипоксии (недостатка кислорода); сенсорную выносливость - способность быстро и точно реагировать на внешнее воздействие среды без снижения эффективности профессиональных действий в условиях физической перегрузки или утомления сенсорных систем организма. Сенсорная выносливость зависит от устойчивости и надёжности функционирования анализаторов: двигательного, вестибулярного, тактильного, зрительного, слухового. [10, 71 c.].
Общая выносливость.
Под общей выносливостью понимается совокупность функциональных возможностей организма, определяющих его способность к продолжительному выполнению с высокой эффективностью работы умеренной интенсивности и составляющих неспецифическую основу проявления работоспособности в различных видах профессиональной или спортивной деятельности.
Физиологической основой общей выносливости для большинства современных видов профессиональной деятельности являются аэробные способности, они относительно мало специфичны и мало зависят от вида выполняемых упражнений. Поэтому, например, если вы в беге или плавании сумеете повысить свой аэробные возможности, то это улучшение скажется и на выполнение упражнений в других видах деятельности, например, в лыжах, гребле, езде на велосипеде и других. Чем ниже мощность выполняемой работы и больше количество участвующих в ней мышц, тем в меньшей степени её результативность будет зависеть от совершенства двигательного навыка и больше - от аэробных возможностей. Функциональные возможности вегетативных систем организма будут высокими при выполнении всех упражнений аэробной направленности. Именно поэтому выносливость к работе такой направленности имеет общий характер и её называют общей выносливостью. [11, 66 c.].
Общая выносливость является основой высокой физической работоспособности, необходимой для успешной профессиональной деятельности. За счёт высокой мощности и устойчивости аэробных процессов быстрее восстанавливаются внутримышечные энергоресурсы и компенсируются неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма в процессе самой работы, обеспечивается переносимость высоких объемов интенсивных силовых, скоростно-силовых физических нагрузок и координационно-сложных двигательных действий, ускоряется течение восстановительных процессов в периоды между тренировками.
Вывод по 1 главе
Для эффективного развития выносливости более рациональными средствами будут являться специально подготовительные упражнения, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
К числу факторов, от которых зависит проявление выносливости в различных видах деятельности можно отнести следующие: функциональной устойчивости, лично – психический, биоэнергетический, генетический и фактор функциональной и биохимической экономизации
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ В ПОДГОТОВКЕ БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ ДИСТАНЦИИ
2.1. Физиологические особенности бега на средние дистанции
При беге на средние дистанции требования к мышцам несколько иные, чем у спринтеров. Однако и на этих дистанциях и на более длинных умение быстро расслаблять мышцы является одним из важных качеств, обеспечивающих высокую работоспособность. При беге на средние дистанции мышцы работают в таком режиме, когда анаэробные процессы в организме сочетаются с аэробными. При этом чем длиннее дистанции, тем большую роль приобретают аэробные процессы. У бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции эти процессы являются главными.
При беге на средние дистанции частота и глубина дыхания резко увеличиваются, в связи, с чем легочная вентиляция может достигать 150 л/мин и более. Потребление кислорода при этом повышается до 4-5 л/мин. В конце бега на 1500 м оно может достигать максимальной для данного спортсмена величины. Суммарный кислородный запрос при беге на средние дистанции достигает 30 л и более. Кислородный долг, выраженный в процентах к запросу, тем больше, чем относительно короче дистанция. Кислородный же долг, выраженный в литрах, наоборот, больше на более длинных. Например, при беге на 800 и 1500 м он достигает максимально возможных величин, т.е. 15-20 и даже более литров [7, 54 c.].
У бегунов на средние дистанции должны быть хорошо как анаэробные, так и аэробные возможности.
По данным МПК у квалифицированных бегунов на средние дистанции составляет в среднем 76 мл/мин/кг, по данным В.Л. Карпмана [8, 42 c.]..
При беге на длинные дистанции частота дыхания и вентиляция доходят почти до таких же величин, как при беге на средние дистанции. Потребление кислорода почти достигает предельного для данного спортсмена уровня и должно удерживаться на нем относительно длительное время.
Несмотря на это, кислородный запас полностью не удовлетворяется, и возникает при беге на длинные дистанции, устойчивое состояние является кажущимся. В результате при такой работе образуется значительный кислородный долг. Его величина зависит от тактики бега. Если спортсмен бежит с ускорениями и резко финиширует, то кислородный долг достигает 12 и более литров.
Суммарный кислородный запрос при беге на 5000м составляет около 80- 90 л, при беге 10000 м – около 100-130 л. Восстановление АТФ при этой работе происходит главным образом аэробным путем. Поэтому для бегунов на длинные дистанции характерна большая величина МПК. При беге на сверхдлинные дистанции дыхательные функции также значительно повышаются [18, 40 c.].
Однако потребление кислорода не достигает столь высоких величин, как при работе большой мощности. Кислородный запрос почти полностью удовлетворяется, в связи, с чем характерное для этой работы устойчивое состояние является истинным.
Кислородный долг образуется лишь при врабатывании и ускорениях. Обычно он составляет 4-5 л. В целом же работа обеспечивается аэробными реакциями [13, 59 c.].
По величине МПК бегуны на сверхдлинные дистанции занимают одно из первых мест по сравнению с другими спортсменами.
Чем длиннее дистанция, которую пробегает спортсмен, тем относительно больше он расходует энергии. При беге на 100 м суммарный расход энергии составляет в среднем около 40-50 ккал, при беге на 800 м – около 150 ккал, при беге на 5000 м – около 450 ккал, при марафонском беге – около 2500 ккал [9, 33 c.].
Кровообращение. В состоянии покоя у бегунов часто наблюдается брадикардия. При этом чем длиннее дистанция, к которой готовится спортсмен, тем реже у него в покое сердечный ритм. Например, у бегунов-стайеров частота сердцебиений в покое равна в среднем 48 ударам в 1 мин., у бегунов на средние дистанции – 56, у спринтеров – 60. Сердечный ритм реже 50 ударов в 1 мин среди стайеров наблюдался в 30% случаев, среди бегунов на средние дистанции в 18%, среди спринтеров – лишь в 10%. Брадикардия у бегунов часто сочетается с синусовой аритмией [4, 147 c.].
Непосредственно при беге сердечный ритм учащается в среднем до 170-190 ударов в 1 мин. Лишь при ускорениях на дистанции и при финишировании он может достигать 200-220 ударов в 1 мин. Восстановление сердечного ритма после окончания бега зависит от его длительности и интенсивности, а также от степени тренированности спортсмена. Обычно после бега на короткие дистанции оно происходит через 20-30 мин, после бега на средние и длинные дистанции – через несколько часов.
Размеры сердца, особенно у бегунов на длинные и сверхдлинные дистанции, как правило, увеличены.
Систолический и минутный объемы крови увеличиваются больше всего при беге на средние и длинные дистанции, достигая иногда 180-200 мл и 35-40 л/мин. Артериальное систолическое давление повышается до 180-220 мл рт. ст. Диастолическое давление при беге на длинные и сверхдлинные дистанции нередко понижается.
Кровь. Количество эритроцитов и гемоглобина в крови после бега оказывается увеличенным. Значительно возрастает и количество лейкоцитов, особенно после бега на сверхдлинные дистанции. Лейкоцитарная формула при этом изменяется. После длинных и сверхдлинных дистанций увеличивается число нейтрофилов, особенно палочкоядерных [3, 39 c.].
При беге на средние и длинные дистанции в крови резко повышается концентрация молочной кислоты (до 200-250 мг % и более). Это ведет к значительному снижению рН.
При беге на короткие и сверхдлинные дистанции содержание молочной кислоты в крови почти не изменяется. При сверхдлинных дистанциях может снижаться концентрация глюкозы в крови, что способствует развитию утомления.
Выделительные функции. После бега на длинные и сверхдлинные дистанции диурез в связи с усиленным потоотделением уменьшается. Удельный вес мочи при этом оказывается увеличенным. Концентрация молочной кислоты в моче после бега на средние дистанции может быть увеличена до 450 мг %, после длинных дистанций она меньше – 40-50 мг % [14, 73 c.].
После бега на средние, длинные и сверхдлинные дистанции может появляться белок в моче, и даже эритроциты, особенно у нетренированных спортсменов.
Вес тела. После бега он уменьшается. Наибольшие потери его происходят при беге на сверхдлинные дистанции (до 4-5 кг) [15, 50 c.].
Температура тела. Бег, особенно длительный, сопровождается усиленным теплообразованием. В жаркую погоду и при высокой влажности воздуха теплоотдача не обеспечивает полного освобождения организма от излишков тепла. В этих случаях температура тела может повышаться до 39-40°, в результате чего наступает перегревание организма и нарушение многих его функций.
2.2. Методы и средства развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции
Эффективным средством развития специальной выносливости скоростной, силовой, координационной и т.д. являются специально подготовительные упражнения, т.е. упражнения в своём виде спорта; специальные упражнения выполняемых в затруднённых, осложнённых, облегчённых и обычных условиях, максимально приближенные к соревновательным по форме, структуре и особенностям воздействия на функциональные системы организма, специфические соревновательные упражнения и общеподготовительные средства.
Большинство видов специальной выносливости в значительной мере обусловлено уровнем развития анаэробных возможностей организма, для чего используют любые упражнения, включающие функционирование большой группы мышц и позволяющие выполнять работу с предельной и около предельной интенсивностью. [6, 111 c.].
В беге на средние дистанции для повышения анаэробных возможностей организма используют следующие упражнения
1. Упражнения, преимущественно способствующие повышению алактатных анаэробных способностей. Продолжительность работы 10-15 с, интенсивность максимальная. Упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями;
2. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать алактатные и лактатные анаэробные способности. Продолжительность работы 15-30 с, интенсивность 90-100% от максимально доступной;
3. Упражнения, способствующие повышению лактатных анаэробных возможностей. Продолжительность работы 30-60 с, интенсивность 85-90% от максимально доступной.
4. Упражнения, позволяющие параллельно совершенствовать лактатные анаэробные и аэробные возможности. Продолжительность работы 1-5 мин, интенсивность 85-90% от максимально доступной. [12, 66 c.].
При развитии выносливости следует помнить, что одно и то же упражнение, преимущественно циклического характера, можно выполнять с разной интенсивностью. В соответствии с этим предельное время его выполнения будет меняться от нескольких секунд до нескольких часов. Механизмы утомления (следовательно, и выносливости) в этих случаях будут различными, то и требования, предъявляемые к организму, будут существенно различны. А это значит, что при дозировке нагрузки для совершенствования выносливости при равномерной мышечной работе следует исходить из знаний зон временных интервалов для нормирования скоростных нагрузок при определении интенсивности двигательной деятельности, и в связи с этим выделяют зоны относительной мощности (интенсивности) физической нагрузки, которые были впервые выделены В.С. Фарфелем [10,71 c.].
I - зона максимальной мощности
II - зона субмаксимальной мощности
III - Зона большой мощности
IV – Зона умеренной мощности
Зона максимальной мощности
Предельная продолжительность работы не превышает 15-20 секунд, что равняется пробеганию отрезков в 20-50 м с максимальной скоростью и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты – расход энергии за 1 с составляет в пределах до 4 калории. ЧСС может достигать 190 уд/мин и более, что определяет анаэробный характер окислительных процессов. И из этого следует, что нервно-мышечная деятельность протекает почти в бескислородных условиях (потребление кислорода за время работы незначительное и по отношению к кислородному запросу ниже 1/10, при большом кислородном долге до 8 л). И при такой работе пульс перестает быть информативным показателем дозирования нагрузок. Важное значение здесь приобретают показатели реакции крови и ее состава (содержание молочной кислоты лактата). Концентрация лактата в крови небольшое, меньше 4,0 ммоль/л. Как правило, упражнения используются в режиме повторного выполнения, сериями. Ввиду кратковременности данной работы главным энергетическим резервом являются анаэробные процессы (запас фосфагенов – КрФ (особенно его, нужно иметь большие запасы, т.к. расщепление его – это быстрый путь ресинтеза АТФ) и АТФ, анаэробный гликолиз (освобождаемая энергия при анаэробном расщеплении глюкозы), скорость ресинтеза АТФ), а функциональным резервом – способность нервных центров поддерживать высокий темп активности. [9, 33 c.].
Наиболее интенсивное развитие выносливости в данной зоне мощности происходит в среднем школьном возрасте (14-16 лет – у мальчиков и 13-14 лет – у девочек).
Интервалы отдыха между беговыми упражнениями могут составлять 2-3 мни, а между сериями – 4-6 мин. Периоды отдыха заполняются упражнениями на расслабление мышц, ходьбой, чередуемой с дыхательными упражнениями, и т.п. Активный отдых ускоряет восстановление организма для последующей работы. Выбор количества беговых упражнении в серии и количество серий определяются по самочувствию, т.е. функциональному состоянию. Здесь педагог может ориентироваться на два основных показателя: ЧСС и скорость бега. У школьников повторное выполнение нагрузки можно предлагать при частоте сердечных сокращений 115-120 уд/мин и прекращать упражнение при снижении скорости бега в среднем до 70-75% от максимальной [7, 54 c.].
Зона субмаксимальной мощности
Предельная продолжительность работы, проявляемая без снижения мощности от 20 секунд до 5 минут, что равняется пробеганию на средние дистанции (400 м, 800 м, 1000 м, 1500 м) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,6-4 калории. Мощность упражнений не должна превышать 85-95% от максимальной. ЧСС находится в зоне 180-190 уд/мин, что определяет анаэробно-аэробный характер окислительных процессов. Такая работа характеризуется возможностями анаэробно-гликолитического механизма энергообеспечения и выносливостью нервных центров к интенсивной работе в условиях недостатка кислорода, но ведущей физиологической системой в этой зоне является – кардио-респираторная система. Выполнение работы характеризуется нарастанием кислородной задолженности, превышением кислородного запроса над фактическим его потреблением (отношение потребление кислорода к кислородному запросу 1/3 к величине кислородного долга до 18 л) и при этой работе концентрация лактата в крови максимальная 8,0-15 и более ммоль/л. [12, 107 c.].
Сенситивными периодами для развития выносливости в данной зоне мощности считается возраст 10-11 лет и 15-17 лет – у мальчиков, и 9-10 лет и 13-14 лет – у девочек.
Основными средствами развития выносливости в субмаксимальной зоне являются упражнения циклического и ациклического характера (например, бег, метания). Упражнения могут выполняться с дополнительными отягощениями, но с коррекцией продолжительности и количества повторений.
Ведущим методом развития являются строго регламентированные упражнения, позволяющие точно задавать величину и объем нагрузки. Упражнения могут выполняться повторно или непрерывно сериями и включать упражнения с разной биомеханической структурой. Интервалы отдыха в зависимости от применяемого подхода различны по длительности. Как правило, они могут составлять от 3 до 6 мин. Повторное выполнение упражнения или серии упражнений должно начинаться при ЧСС 110-120 уд/мин. Между повторениями нагрузок используются упражнения на дыхание, на расслабление мышц, упражнения на развитие подвижности в суставах.
Развивать выносливость в зоне субмаксимальных нагрузок целесообразно после упражнений на развитие координации движений, обучения двигательным действиям, когда организм находится в фазе начального утомления. Это позволяет заметно сократить время воздействия па организм упражнениями в субмаксимальной зоне и не применять разминки. При этом продолжительность упражнений, их количество, интервалы отдыха по длительности и содержанию между ними должны быть соотнесены с характером предшествующей работы. [14, 73 c.].
Зона большой мощности
Продолжительность работы составляет в среднем от 3-5 до 10-30 мин. Величина нагрузок определяется диапазоном интенсивности от 60-65% до 70-75% от максимальной (бег, плавание, ходьба на лыжах и т. п.). ЧСС находится в зоне 160-180 уд/мин, что определяет аэробно-анаэробный характер окислительных процессов. Выполнение работы характеризуется нарастанием кислородной задолженности, превышением кислородного запроса над фактическим потреблением его (отношение потребление кислорода к кислородному запросу (5/6), к величине кислородного долга (до 12 л)) и при такой работе концентрация лактата в крови большая 4,1-8,0 ммоль/л. Работа выполняется с преодолением больших дистанций (3000 м, 5000 м, 10000 м) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты – расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,4-0,5 калории. При такой работе физиологические резервы в общем те же, что и при субмаксимальной работе и характеризуется максимальными возможностями механизмов аэробного энергообеспечения (за счёт реакции окисления углевода (глюкозы)), а следовательно максимальными возможностями (околопредельными) систем дыхания и кровообращения, оптимальное перераспределение крови, резервов воды и механизмов физической терморегуляции. Если при нагрузках максимальной и субмаксимальной мощности восстановление энергетического потенциала мышц происходит преимущественно в период восстановления, то при нагрузках большой мощности преимущественно во время работы. Вместе с тем работа данной мощности активизирует в значительной степени анаэробные процессы и в первую очередь анаэробно-гликолитические, а также метаболизм жиров.
Сенситивными периодами для развития выносливости в данной зоне мощности являться возраст у мальчиков – от 8 до 11 лет и от 15 до 17 лет, у девочек – от 9 до 12 лет и от 13 до 14 лет. [16, 100 c.].
По своему воздействию упражнения должны вызывать значительное повышение ЧСС и легочной вентиляции. В зависимости от возраста ЧСС может достигать 180-200 уд/мин, а минутный объем дыхания 40-80 л/мин при частоте дыхания 45-60 цикл/мин.
Развитие выносливости осуществляется методами строго регламентированного упражнения и игрового. Последний позволяет за счет повышенной эмоциональности достигать большего объема работы. Упражнения могут выполняться повторно с продолжительностью 3-5 мин и интервалом отдыха до 6-8 мин. Повторное выполнение осуществляется при достижении частоты сердечных сокращений до 110-115 уд/мин и минутного объема дыхания до уровня 110-120% от исходной величины. Вместе с тем повторный режим выполнения нагрузок часто бывает педагогически неоправдан по затратам времени. Поэтому выносливость в зоне больших нагрузок развивают, как правило, в конце основной части урока на фоне начального утомления организма. Это позволяет снизить продолжительность выполнения упражнений до 1,5-2 мин и сократить интервалы отдыха, включающего упражнения на дыхание с ходьбой или малоинтенсивным бегом. Чередование нагрузок разных зон используется в легкоатлетических занятиях, в частности, при кроссовой подготовке. Во время лыжной подготовки применяют чередование нагрузок в зоне большой и умеренной интенсивности [18, 40 c.].
Зона умеренной мощности
Продолжительность работы составляет в среднем от 30-40 мин до 1,5 ч и более, с величиной нагрузок интенсивности от 60-65% от максимальной, что соответствует продолжительной работе в циклических упражнениях (например, длительная ходьба, кроссовый бег, лыжные марши). Данная мощность работы вызывает активизацию ЧСС в диапазоне от 130-140 до 160-170 уд/мин, соответственно и легочная вентиляция колеблется в больших диапазонах от 12-14 до 40-45 л/мин, что определяет аэробный характер окислительных процессов. Работа характеризуется оптимальным взаимодействием систем дыхания и кровообращения, их взаимосогласованностью со структурой двигательного действия. И в силу этого обладает относительным равенством между кислородным запросом (небольшая до 4 л) и фактическим его потреблением, между скоростью образования продуктов распада (уровень молочной кислоты в крови в начале работы повышается, в дальнейшем не изменяется 2,5-4,0 ммоль/л) и быстротой их окислительного устранения. Работа выполняется с преодолением больших и сверх больших дистанций (20 км, 30 км, 42 км 195 м (марафон), спортивная ходьба на 20 км, 50 км, 100 км) и работа такого характера предъявляет определённые энергозатраты расход энергии за 1 с составляет в пределах 0,35-0,3 калории. Работа обеспечивается аэробными процессами с незначительной активизацией анаэробных процессов, пределами выносливости ЦНС, запасами гликогена и глюкозы (зона углеводного дыхания), но при расходе глюкозы энергообеспечение проистекает из окисления жиров (зона жирового дыхания) и процессы глюконеогенеза, интенсивно усиливающиеся при стрессе. К важным условиям длительного обеспечения такой работы относят и резервы воды, и солей, и эффективность процессов физической терморегуляции. [3, 39 c.].
В данной зоне мощности, выносливость эффективно развивается на протяжении всего школьного возраста. Вместе с тем наибольшего результата можно добиться у мальчиков в возрасте 8-11 лет и 14-16 лет. У девочек возрастные периоды интенсивного развития выносливости в умеренной зоне прослеживаются менее отчётливо, однако можно считать возраст 8-9 лет, 11-12 лет и 14-15 лет наиболее перспективным для педагогического воздействия.
У младших школьников величины параметров функциональной активности несколько выше, чем у старшеклассников, выше они и у девочек по сравнению с мальчиками.
Одной из особенностей развития данной способности является необходимость длительного выполнения упражнения, позволяющего обеспечить необходимую взаимосогласованность в деятельности органов и структур организма, перейти на более эффективные источники энергии, адаптироваться к монотонной работе. Исходя из этого, использование двигательных действий с малой интенсивностью в фазе начального или компенсированного утомления не всегда педагогически оправдано. Поэтому на уроках физической культуры целесообразно обучать бегу, ходьбе на лыжах с необходимой скоростью передвижения. А затем в виде домашних заданий увеличивать объем работы, наращивания продолжительности её выполнения
Для развития специальной выносливости применяются следующие методы [8, 42 c.]:
Равномерный метод - характеризуется непрерывным длительным режимом работы с равномерной скоростью или усилиями. При этом занимающийся стремится сохранить заданную скорость, ритм, постоянный темп, величину усилий, амплитуду движений. Упражнения выполняются с малой, средней и максимальной интенсивностью.
Переменный метод - отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, величины усилий и т.п.
Интервальный метод предусматривает выполнение упражнений со стандартной и переменной нагрузкой и со строго дозированными и заранее запланированными интервалами отдыха. Как правило, интервал отдыха между упражнениями 1-3 мин (иногда по 15-30 с). Таким образом, тренирующее воздействие происходит не только и не столько в момент выполнения, сколько в период отдыха. Такие нагрузки оказывают преимущественно аэробно-анаэробное воздействие на организм и эффективны для развития специальной выносливости.
Соревновательный метод - предусматривает использование различных соревнований в качестве средства повышения уровня выносливости занимающегося.
При применении сопряженного метода необходимо обращать внимание на то, чтобы техника двигательных действий не искажалась и не нарушалась их целостная структура. [12, 107 c.].
Метод стандартно-интервального упражнения - это, как правило, повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка. При этом между повторениями могут быть различные интервалы отдыха.
Методы переменного упражнения. Эти методы характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. При этом применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.
Упражнения с прогрессирующей нагрузкой непосредственно ведут к повышению функциональных возможностей организма. Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров». Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объемов нагрузки, что важно при развитии выносливости.
Основными разновидностями метода переменного упражнения являются следующие методы:
Метод переменно-непрерывного упражнения. Он характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемой в режиме с изменяющейся интенсивностью, переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек» и другие виды передвижений с меняющейся скоростью);
Метод переменно-интервального упражнения. Для него характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками, например: нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке — 800 + 400 + 200 + 100 м с жесткими интервалами отдыха между ними).
Кроме перечисленных, имеется еще группа методов обобщенного воздействия в форме непрерывного и интервального упражнения при круговой тренировке.
Круговой метод представляет собой последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». Обычно в круг включается 8—10 «станций». На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений (например, подтягивания, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.) и проходит круг от 1 до 3 раз. [11, 66 c.].
2.3. Тесты для определения уровня специальной выносливости у бегунов на средние дистанции
При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и характер изменений этих показателей свидетельствуют о состоянии сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей выносливости организма. Для оценки уровня специальной выносливости широко применяются следующие тесты:
1. 12-минутный беговой тест Купера, испытуемый должен пробежать
таблица 2.1
Таблица оценки специальной выносливости по 12-минутному
беговому тесту Купера
Физическая | Преодоленное расстояние, м | |||||
Девушки | Женщины | Женщины | Юноши | Мужчины | Мужчины | |
очень плохая | < 1600 | < 1550 | < 1500 | < 2100 | < 1950 | < 1900 |
плохая | 1600-1900 | 1550-1800 | 1500-1700 | 2100-2200 | 1950-2100 | 1900-2100 |
удовлетворительная | 1900-2100 | 1800-1900 | 1700-1900 | 2200-2500 | 2100-2400 | 2100-2300 |
хорошая | 2100-2300 | 1900-2100 | 1900-2000 | 2500-2750 | 2400-2600 | 2300-2500 |
отличная | 2300-2400 | 2100-2300 | 2100-2200 | 2750-3000 | 2600-2800 | 2500-2700 |
превосходная | > 2400 | > 2300 | > 2200 | > 3000 | > 2800 | > 2700 |
2. 6-минутный бег по Г.П. Богданову: процедура тестирования такая же, как и для 12-минутного бегового теста. Используется для оценки выносливости учащихся 7-17 лет.
таблица 2.2
Таблица оценки специальной выносливости по 6-минутному беговому тесту (по Г.П. Богданову)
Классы | По пробегаемой дистанции, м | По времени бега, с | ||||||
Мальчики | Девочки | Дистанция, м | ||||||
Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | М | Д | |
I | 830 | 930 | 1030 | 800 | 890 | 980 | 900 | 900 |
II | 1000 | 1100 | 1290 | 850 | 950 | 1050 | 1100 | 950 |
III | 1070 | 1160 | 1250 | 970 | 1070 | 1160 | 1150 | 1050 |
IV | 1070 | 1200 | 1320 | 900 | 1040 | 1170 | 1200 | 1050 |
V | 960 | 1100 | 1230 | 920 | 1020 | 1120 | 1100 | 1050 |
VI | 1090 | 1200 | 1310 | 1000 | 1110 | 1200 | 1200 | 1100 |
VII | 1170 | 1290 | 1400 | 980 | 1080 | 1180 | 1300 | 1100 |
VIII | 1150 | 1260 | 1370 | 910 | 1010 | 1120 | 1300 | 1100 |
IX | 1330 | 1430 | 1530 | 960 | 1050 | 1140 | 1400 | 1050 |
X | 1330 | 1430 | 1530 | 1120 | 1180 | 1240 | 1450 | 1150 |
3. Бег или ходьба на различные дистанции - в зависимости от возраста (600-1000 м-дети 7-10 лет, 2000-3000 м - И лет и старше). Одним из основных критериев выносливости является время, в течение которого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.
Сигналом для прекращения теста является начало снижения скорости выполнения данного задания. [6, 111 c.].
В спорте выносливость может измеряться и с помощью других групп тестов: неспецифических (по их результатам оценивают потенциальные воз-мощности спортсменов эффективно тренироваться или соревноваться в условиях нарастающего утомления) и специфических (результаты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможностей). К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время выполнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенсивность выполнения заданий), так и физиологические показатели (максимальное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробного обмена — ПАНО и т.п.). Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной. [4, 147 c.].
Вывод по 2 главе
В пункте 1 главы 2 были рассмотрели физиологические особенности в беге на средние дистанции. Мы выяснили, что при беге на средние дистанции чистота и глубина дыхания резко увеличивается, а потребление кислорода при этом повышается. Однако потребление кислорода не достигает столь высоких величин, как при работе большой мощности. Чем длиннее дистанция, которую пробегает спортсмен, тем относительно больше расходует энергии. При беге сердечный ритм очищается, а при ускорениях и при финишировании он может достигать 200-220 уд/мин. Восстановление сердечного ритма после окончания бега зависит от его длительности и интенсивности, а так же от степени тренированности спортсмена, поле бега вес тела уменьшается.
В пункте 2 главы 2. Мы рассмотрели методику развития специальной выносливости у бегунов на средние дистанции и выяснили что эффективным средством развития специальной выносливости является специально подготовительные упражнения. Так же рассмотрели зоны относительной мощности физические нагрузки. В максимальной зоне мощности предельной продолжительность работы не превышает 15-20 сек что равняется преодолению отрезков в 20-50 метров с макс скоростью работы такого характера предъявляет определены энергозатраты. В зоне субмаксимальной мощности предельная продолжительность работы, проявляемая без снижения мощности от 20 до 5 мин что является преодолению средних дистанций, так же мы определили, что основными средствами развития выносливости в этой зоне являются упражнения циклического и ациклического характера.
В пункте 3 главы 2 мы рассмотрели тесты для определения уровня специальной выносливости у бегунов на средние дистанции: 12- минутный тест Купера, 6- минутный тест по Г.П. Богданову, бег и ходьба на различные дистанции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Специальная выносливость спортсмена представляет собой многокомпонентное понятие, так как уровень ее развития взаимосвязан с рядом факторов :общая выносливость ;скоростные возможности; продуктивность технического мастерства; подготовленность опорно-двигательного аппарата и др Однако, наиболее значимыми факторами, от которых зависит уровень развития специальной выносливости будут; объем нагрузки, ее интенсивность, величина используемых в занятиях отрезков, дистанций, а также методы тренировки .В процессе подготовки бегуна на средние дистанции необходимо принимать во внимание все стороны развития спортсмена. Из-за специфики подготовки к средним дистанциям огромное значение необходимо уделять к специальному физическому качеству выносливость, так как от уровня ее развития будет напрямую зависеть конечный результат, показанный в соревнованиях.
Таким образом, в постановке и изучении проблемы воспитания специальной выносливости имеет место несколько аспектов. Например, сущность из них, а именно: педагогического подхода - заключается в изучении суммарной оценки самых различных педагогических факторов (объема и интенсивности нагрузки, распределения ее в макро- и микроциклах, соотношения различных режимов работы и др.), которые способствуют эффективному повышению уровня развития специальной выносливости. Суть же, например, медико-биологического аспекта состоит в попытке вскрыть механизмы и закономерности. Обусловливающие степень роста специальной выносливости, а также определить влияние такого рода спортивной деятельности на состояние здоровья и организм спортсмена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бойко А.Ф. Основы лёгкой атлетики. - М.: -Физкультура и спорт, 2003г – 375 с.
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М., Физкультура и спорт, 2005г – 57 с.
3. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов - М., Физкультура и спорт, 2004г -39 с.
4. Выдрин В.М. Спорт в современном обществе - М., Физкультура и спорт 2003г. – 147 с.
5. Дедковский С.М. Скорость или выносливость – М., Физкультура и спорт, 2006г- 87 с.
6. Егер К.О, Шлегель Г.А. Юным спортсменам о тренировке М., Физкультура и спорт, 2004г - 111 с.
7. Жевновата Ж.Д., Заярин Г.А., Короткова Т.П., Рыбковский А.Г. Методика обучения видам лёгкой атлетике. Донецк, ДонГУ, 2006г - 54 с.
8. Зимкина Н.В. Физиологическая характеристика и методы определения выносливости в спорте – М.: Физкультура и спорт, 2002г – 42 с.
9. Ломан В. Бег, прыжки, метания. М., Физкультура и спорт, 2004г – 33 с.
10. Макаров А. Бег на средние и длинные дистанции. М., Физкультура и спорт, 2006г – 71 с.
11. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. М., Физкультура и спорт, 2006г – 66 с.
12. Озолин Н.Г., Воронкина В.И., Примакова Ю.Н. Лёгкая атлетика. М., Физкультура и спорт, 2003г – 107 с.
13. Полунин А.И. Школа бега – М.: Советский спорт, 2003г – 59 с.
14. Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. М., Физкультура и спорт, 2005г – 73 с.
15. Харре Д. Учение о тренировке. М., Физкультура и спорт, 2004г – 80 с.
16. Хоменкова Л.С. Учебник тренера по лёгкой атлетике. М., Физкультура и спорт, 2004г – 100 с.
17. Шенкман С.М. Наш друг – бег. М., Физкультура и спорт, 2006г – 61 с.
18.. Юшкевич Т.П., Васюк В.Е., Буланов В.А. Тренажеры в спорте – М., Физкультура и спорт, 2004г – 40 с.
Интернет ресурсы
19. Методика физического воспитания / URL: http://www.fizkulturaisport.ru/fizvospitanie/teoriya/274-metody-fizicheskogo-vospitaniya.html?start=1 (11.10.2017)
20. Специальная выносливость у бегунов на средние дистанции / URL: http://docplayer.ru/35070512-Specialnaya-vynoslivost-begunov-na-srednie-distancii-s-i-cybulina-v-f-kostyuchenko.html (03.11.2017)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ПОЛОЖЕНИЕ
о проведении 74-ой традиционной районной легкоатлетической эстафеты на призы газеты «Карталинская новь», посвященной 74-ой годовщине Победы в Великой Отечественной Войне
1. Цели и задачи: Популяризация легкой атлетики. Выявление сильнейших команд и спортсменов города и района. Привлечение к систематическим занятиям физической культурой и спортом населения города и района. Патриотическое воспитание молодежи.
2. Время и место проведения:
Эстафета проводится 1 мая 2019 г. г. Карталы, По улицам Ленина-Пушкина
10:00 - парад открытия
10:30 – старт команд дошкольного образования
10:45 – старт обучающихся начальных классов
11:00 – старт производственных коллективов (дев)
11:15 – старт команд 1 группы
11:35 – старт команд 2 группы
11:55 – старт команд 3 группы
12:10 – старт команд 4 группы
12:25 – старт смешанных команд производственных коллективов
12:45 – старт команд сельских поселений
13:00 – старт команд производственных коллективов и сборных молодежных смешанных команд
13:30 – парад награждения
3. Руководство.
Общее руководство организацией и проведением эстафеты осуществляет Управление по делам культуры и спорта администрации Карталинского муниципального района. Непосредственное проведение эстафеты на главную судейскую коллегию.
- Главный судья - И.В. Копченова
- Этапный судья – В.А. Уханов
- Главный судья секретарь – Л.В. Калашникова
- Начальник дистанции – С.П. Лаптев
4. Участники соревнований.
К участию в соревнованиях допускаются 2010-2001 гг. Воспитанники дошкольных групп, старших групп, сборные команды образовательных учреждений, молодежные команды, производственные коллективы. Команды должны иметь единую форму с нагрудными номерами и табличку с указание команды для парада.
5. Программа соревнований и состав команд: Эстафета проводится по 11 возрастным группам:
1. Дошкольные учреждения (5 дев + 5 мал)
2. Обучающиеся начальных классов (5 дев + 5 мал)
3. Обучающиеся 1 группы (5 дев + 5 мал)
4. Обучающиеся 2 группы (5 дев + 5 мал)
5. Обучающиеся 3 группы (5 дев + 5 мал)
6. Обучающиеся 4 группы (5 дев + 5 мал)
7. Производственные коллективы (мужские команды 10 чел)
8. Производственные коллективы (женские команды 10 чел)
9. Производственные коллективы (смешанные команды 5 дев + 5 мал)
10. Команды сельских поселений (смешанные команды 5 дев + 5 мал)
11. Сборные молодежные смешанные команды (8 мал + 2 дев)
6. Определение победителей, награждение:
Команды, занявшие 1,2,3 места в каждой возрастной группе награждаются кубками, грамотами, участники медалями. Команды дошкольных образовательных учреждений не занявшие призовых мест, награждаются грамотами за активное участие.